Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русские романсы сценарии вечеров в дк. Вечер Романса.doc - Сценарий «Романса трепетные звуки

Столы, покрытые скатертями, на столах свечи в подсвечниках, цветы в вазочка,
рисунки.
Ход мероприятия
« Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно
расстаться,
Позвольте, я в любви вам
объяснюсь
Высоким слогом русского
романса»...
1 вед. Добрый день, уважаемые гости!
2 вед. Здравствуйте, друзья!
1 вед. Сегодня мы с вами встретились, чтобы окунуться в чарующий
мир романса.
2 вед. Русский романс…
В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс ­ это песня­
вздох, песня­откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и
уснуть не даёт.
Ведущий. Русский романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним
всегда приятна и желанна. Сейчас мы услышим «красивые страдания».
Ведущий. Добро пожаловать на наше мероприятие «Романса трепетные звуки»,
посвященное русскому романсу!
прозвучит романс «…………………..».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. У романса нет определённых «тем», у него есть только одна тема –
любовь. Всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и
неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в которой связано с этой
главной и единственной темой.

Ведущий. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный,
чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень
много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его
таинственный смысл и сила.
Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «…………………….».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13­14 веках странствовали по
дорогам певцы­трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке.
Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную
песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.
2 вед.
В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, восторг юной
надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая
повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить её так, как это
сделали Пушкин и Глинка.
Исполняется романс «Я помню чудное мгновенье».
Выходят трубадур и биограф – ведущий.
Трубадур: Как, в зале ещё пусто? До начала бала у меня есть еще 5 минут. Извините,
забыл представиться. Я странствующий певец и поэт, на родине в Испании люди
называют меня трубадур. Именно мы, бродячие певцы, в XIII веке создали новый
музыкальный жанр – романс. Не так ли, знаток – биограф?
Биограф: Да, так. Слово романс происходит от испанского “романсе”, что значит
романский, то есть исполняемый на романском (испанском) языке. В романсах –
красивые плавные мелодии, лирические проникновенные слова о дружбе, любви,
разлуке, ревности, красоте души и природы
Трубадур: А сейчас – бал.
Биограф: Грянет музыка, польются звуки, и закружатся пары в волшебном вальсе.
(Уходят.)
Исполняется вальс.
Ведущий. Основателями жанра русского романса принято считать композиторов Н.С.
Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гумилева, чье творчество
приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина,
А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова.

Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «Не уходи».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. Романс ­ крохотный островок в океане бытия. Его легко можно узнать по
своему словесному составу. Черпая из русской лирики и русской музыки, романс
стал выразительнейшим явлением национальной культуры.
Ведущий. Романс не позволяет оставаться равнодушным никому, донося до каждого
всю прелесть и красоту человеческой души в ее страдании, в ее победе.
Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «………………».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса. Это сама
любовь невыразима и до конца непостижима, а потому также непостижим и бесконечен
сам романс, замечательный жанр, или даже не жанр, а язык исполнительского искусства.
Ведущий. Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня.
Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «………………».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он
хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает!
Ведущий. В конце 19­го­начале 20­го веков романс в России был очень популярным.
Русские романсы первой половины 19в. создавались не для исполнения в концертах,
их назначение мыслилось авторами куда более скромными: будить чувство
прекрасного у узкого круга людей, встретившихся в непринуждённой обстановке.
Важное место в эту эпоху занимают романсы­исповеди, романсы­признания.
Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «………………».
Звучит романс «…………….».

Ведущий. Многие романсы, став популярными и любимыми народом, теряли свое
авторство и считались народными песнями. Романс­песня «Ой, то не вечер» исполняет
Ведущий. У романса нет возрастных границ и ограничений, его не назовешь ни
молодежной культурой, ни культурой старших поколений. И многочисленные любители
романса ­ это те, в ком романс находит свой живой отклик, свой приют и в ком приносит
свои плоды ­ плоды любви, плоды терпения, плоды очищения и возрождения.
Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что
горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у
человека есть надежда. Хочется верить, что и прозвучавшие сегодня романсы дали
вашей душе что­то необыкновенное, доброе и нежное.
Ведущий. Пока наша душа стремится к прекрасному, к поэтичному, пока она жива, в
ней будет жить любовь! Будут рождаться новые романсы вместе с новыми
влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на
все времена!
Ведущий.
Я счастлив тем, что встретил Вас,
Неповторимый и прекрасный!
И значит, жил я не напрасно…
Благодарю, волшебный мой РОМАНС!

Перед парадным входом в дом Нечаевых-Мальцевых расположены несколько столиков за одним из них сидит сам хозяин с гитарой и что-то тихо наигрывает. Из-за угла выходят несколько дам.

СВЕТА Т. Ах, Софья Сергеевна! Какой же у вас замечательный сад.

СВЕТА Ф. Мы так чудесно прогулялись.

НАТАША П. Юрий Степанович, очень жаль, что вы не составили нам компанию.

СОФЬЯ. А с делами, смотрю, вы уже покончили? Музицировать изволите?

НЕЧАЕВ. Да вот, вышел смотрю кто-то гитару в саду забыть изволил…

СОФЬЯ. Не оправдывайся, монами. Юрий Степанович, а не пора ли уже открывать нашу музыкальную гостиную. Чаю я уже все собрались.

МАШЕНЬКА. Ой, смотрите, господин Градоначальник прибыли. Здравствуйте, Валерий Иванович!

СОФЬЯ. Очень Вам, признательны. Юрий Степанович, встречайте гостей!

НЕЧАЕВ. Ну что ж. Господа, усаживайтесь поудобнее, пора и начинать.

СВЕТА Т. Ах, я так волнуюсь, так волнуюсь!

НАТАША К. Глафира Андреевна, голубушка! Вы что тоже сегодня петь будете?

СВЕТА Т. Ой, ну что вы! Я просто так волнуюсь, что же мы сегодня услышим.

МАШЕНЬКА. Тетушка, мы не можем начинать.

СОФЬЯ. Почему, ангел мой?

СОФЬЯ. Спасибо, что напомнила. Я хочу познакомить вас с очаровательными дамами, которые сегодня будут оценивать мастерство и красоту исполнения замечательных романсов.

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВЫНА КВЕКВЕСКИРИ.

Преподаватель школы искусств имени Андрея Плотнова по классу вокала

ИРИНА НИКОЛАЕВНА АТАБЕКЯН.

Руководитель ансамбля русской песни «Придонье», концертмейстер народного ансамбля песни и пляски «Вольный Дон»,

композитор Олег Анатольевич Евдокимов.

НЕЧАЕВ. Сегодня наши гости представят нам пение в четырех номинациях: Старинный романс, Ансамбли, Авторский романс и современный городской романс.

СОФЬЯ. Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота.

НЕЧАЕВ. С большим удовольствием я хочу предложить всем послушать романс «Темно-вишневая шаль» в исполнении Татьяны Шебановой. Прошу Вас Татьяна Васильевна.

1. «ТЕМНО-ВИШНЕВАЯ ШАЛЬ»

МАРИ. В исполнении Елены Голубевой прозвучит романс Александра Алябьева на слова Пьера Беранже, перевод Дмитрия Ленского. «Нищая».

Пожалуйста Елена Васильевна.

2. «НИЩАЯ»

СОФЬЯ. Романс «Белой акации гроздья душистые» в обработке Штейнберга прозвучит в исполнении Ольги Фатеевой.

Прошу Вас Ольга Валерьевна.

3. «БЕЛОЙ АКАЦИИ ГРОЗДЬЯ ДУШИСТЫЕ

МАРИ Романс «Ямщик, не гони лошадей» слова Николая Риттера музыка Якова Фельдмана прозвучит в исполнении Валерия Глаголева. Прошу вас Валерий Иванович!

СОФЬЯ. Машенька, а что вы можете сказать о нашей следующей номинации?

МАШЕНЬКА. Только то, что ансамбль – это французское слово и означает оно – вместе, то есть совместное исполнение.

НЕЧАЕВ. Старинный казачий романс «Отчего так быстро вянут розы…» исполнит ансамбль русской народной песни «Оберег» под руководством Юлии Соболь. Прошу Вас, дамы.

(без музыкального сопровождения).

1. «ОТЧЕГО ТАК БЫСТРО ВЯНУТ РОЗЫ»

МАРИ. Музыка Андрея Петрова на слова Евгения Баратынского «Не растравляй моей души». Исполняет Дуэт Татьяны Вальцевой и Валерия Кузовлева.

Прошу Вас Татьяна Вячеславовна и Валерий Владимирович.

2. «НЕ РАСТРАВЛЯЙ МОЕЙ ДУШИ»

СОФИЯ. Я бы сказала, не самый смелый, а самый удачливый. Ведь быть первым всегда почетно.

НЕЧАЕВ. Ну а мне еще и приятно вдвойне.

СОФИЯ. Конечно! Ведь сейчас мы услышим Вашего друга Алексея Мартынова с романсом на слова Геннадия Игнатова «женщина-осень».

Прошу Вас Алексей Иванович!

1. «ЖЕНЩИНА-ОСЕНЬ»

МАРИ. Ну а я с не меньшим удовольствием приглашу на сцену Игоря Нестерова с романсом «Мой цветочек аленький»

Прошу вас Игорь Александрович!

2. «МОЙ ЦВЕТОЧЕК АЛЕНЬКИЙ»

НЕЧАЕВ. Вот мы и подошли к нашей последней номинации Городской романс.

СОФЬЯ. Он более гармоничен с литературной точки зрения, исполняется в основном в миноре и испытал большое влияние цыганского романса, а также столь любимой тобой, Машенька, оперетты.

МАРИ. Тогда я представляю романс Михаила Звездинского на слова Николая Заболоцкого «Очарована, околдована» в исполнении Дмитрия Печенкина

Прошу Вас Дмитрий Владимирович!

1. «ОЧАРОВАНА. ОКОЛДОВАНА»

НЕЧАЕВ. Я представлю романс Арины Ли на слова Евгения Баратынского «Сей поцелуй, дарованный тобой» в исполнении Валентины Матиевой.

Прошу Вас Валентина Павловна!

2. «СЕЙ ПОЦЕЛУЙ, ДАРОВАННЫЙ СУДЬБОЙ»

СОФЬЯ. С романсом на стихи иеромонаха Романа нас познакомит Ольга Тришина.

Прошу Вас Ольга Андреевна!

3. «АХ, КАК ПТИЦЫ ПОЮТ»

НЕЧАЕВ. Романс Александра Шоуа «Не плачь» для нас исполнит Кирилл Невзоров.

Прошу Вас Кирилл Александрович!

4. «НЕ ПЛАЧЬ»

Дамы за столиком начинают громко спорить.

СВЕТА Ф. Нет, я с вами не согласна.

СВЕТА Т. Да вы просто ничего не понимаете в архитектуре.

СВЕТА Ф. Это не архитектура. Это инженерия.

НЕЧАЕВ. Дамы, дамы, успокойтесь. А можно поинтересоваться о причинах столь бурного спора?

СВЕТА Т. Ах, Юрий Степанович, Анна Андреевна считает вашу водонапорную башню ожившим кошмаром.

СВЕТА Ф. Ну не преувеличивайте. Я просто сказала, что она страшненькая.

НАТАША К. Эдак вам может быть и Эйфелева башня не нравится.

СВЕТА Ф. Совсем не нравится. Весь вид портит.

НАТАША П. Может быть вам и новое изобретение господ Люмьеров не нравится?

СВЕТА Ф. Это вы про тот кошмар с паровозом, который хочет всех задавить?

НАТАША П. Ну почему же. У них есть и другие чудесные фильмы, «Вольтижировка», «Кормление младенца», «Вид с гондолы в Венеции», «Атака австрийских уланов», да у них уже около 750 сюжетов.

МАШЕНЬКА. Говорят, что Операторы Люмьеров приезжали и в Россию, ими даже была зафиксирована давка на Ходынском поле во время коронации Николая II, но полиция арестовала плёнку.

СОФИЯ. Дамы, мы кажется отвлеклись. Но, впрочем, этот разговор весьма кстати, потому что сейчас мы услышим романс, который был специально написан Андреем Петровым на слова Марины Цветаевой для кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово». В исполнении Галины Шебановой звучит «романс Настеньки».

Цель: открыть для современных школьников малоизвестные станицы русской литературы, приобщить их к культурному наследию страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.

Задачи:

Обучающие: знакомство с новым литературным жанром, творчеством А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; знакомство с творчеством русских композиторов и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в России после реформы 1861 года.

Развивающие: систематизация знаний по литературе второй половины XIX века; развитие представления о жанрах русской литературы; обобщение знаний о культуре пореформенной России; расширение связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные : воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями; влияние русской литературы XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения; открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; патриотическое воспитание; развитие организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связей школьников и педагогов, создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Действующие лица:

1. Ведущие – 2 пары
2. Инсценировка по мотивам пьесы А.Н. Островского “Бесприданница”:

  • Лариса Дмитриевна
  • Харита Игнатьевна
  • Кнуров
  • Паратов

3. Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого “Живой труп”:

  • Офицер

4. Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики
5. Вокальная группа
6. Гости в салоне

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.

Ведущий: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу второй половины 19 века.

Ведущий: В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический, “профессиональный” романс и романс бытовой, любительский (т.е. создаваемый музыкантами-любителями).

Ведущая: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

Ведущая: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница”.

Ведущие уходят.
Справа появляются действующие лица первой инсценировки
под музыку “Нет, не любил он…”

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса: Мне что-то нездоровится.

Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.

Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится.

Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.

Паратов: (подносит гитару и становится на колено) Просим!

Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!

Лариса: Подыграйте мне.

Поет романс “Нет, не любил он”
(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной школы.)

Выходят ведущие – вторая пара.

Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены прежде всего произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва Мея, великого князя Константина Романова.

Ведущий: Вокальным шедевром по праву считается романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” на стихи Ф.И. Тютчева.

Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к написанию великолепных романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Ведущая: Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”.

Ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить “берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

Вокальная группа исполняет романс “Утро туманное”

Выходят ведущие – первая пара

Ведущая: Романс – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира. Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришелся на XIX – XX вв.

Ведущий: Корни же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”.

Ведущая: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа.

Звучит романс “Я помню вальса звук прелестный”.
Во время исполнения две пары – кадеты и девушки
с хореографического отделения – танцуют вальс.

Выходят ведущие – вторая пара

Ведущий: Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.

Ведущая: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией “Слушайте, если хотите” (стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая Языкова.

Ведущий: К этому же периоду относятся сочинения близких к цыганским кругам аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова, Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс Н.Пашкова (на собственные стихи) “Не уезжай ты, мой голубчик” сочетает в себе мелодические интонации романсов начала XIX века. Романс Н.Зубова “Побудь со мной”, получивший “второе рождение” в конце XX века, также находится в русле цыганских песенных традиций.

Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви. Удивительный образ цыганки-исполнительницы романсов создал в своей пьесе “Живой труп” Лев Николаевич Толстой.

Вторая инсценировка. Маша, Офицер, Федя Протасов.
Цыганки и цыгане сидят вокруг.
Звучит музыка – романс “Пассия Прэ Чар (Легла речка)” - аудиозапись.
Протасов сидит с закрытыми глазами.

Офицер: Федя! Спишь?

Федя: Не разговаривайте! Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля… Спой еще, Маша!

Офицер: Спой мою похоронную!

Федя: Отчего похоронную?!

Офицер: А это оттого, что когда я умру…понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут цыгане... Так жене завещаю. И запоют – так я из гроба вскочу. Понимаешь?

Федя: Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь нутро все.

Маша: Что вы, Федор Васильевич?

Федя: Ты мне небо открываешь. Ты сама не понимаешь, что делаешь!

Маша: Как не понимать я понимаю, что кого люблю, для того и стараюсь и пою лучше.

Поет романс “Не говорите мне о нем…”

Выходят ведущие – первая пара.

Ведущий: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений “Очи черные”, “Темно-вишневая шаль”.

Ведущая: Особенно хочется отметить один анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева “Я встретил Вас”. Только благодаря тому, что он сохранился в памяти великого певца И.С. Козловского, который и сделал обработку напева, мы имеем возможность радоваться этому прекрасному сочинению.

Исполняется романс “Я встретил Вас…”

Выходят ведущие – все четверо

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.

Ведущая 1: Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями.

Ведущий 2: Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса.

Ведущая 2: Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

Цели

Познакомить современных школьников с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества коллективов Центра.

Задачи

Обучающие.
Познакомить с историей возникновения и развития жанра романса; с творчеством русских композиторов и поэтов;
с цыганским романсом;
с современным романсом в кинематографе;
с русскими национальными традициями;
с проведением досуга русского дворянства 19 века на примере музыкальной гостиной, с культурой поведения и общения;
с историями взаимоотношений великих людей.
Развивающие:
развитие представления о жанре романса;
расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;
расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;
развитие культуры поведения и общения;
развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;
подготовка к успешной социализации в обществе.
Воспитательные:
воспитание любви к русской национальной культуре, традициям; влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;
воспитание, через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры;
развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом; - укрепление связей детей и педагогов; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Предварительная работа:

  1. Разработка сценария.
  2. Подбор музыкального материала.
  3. Подготовка презентации.
  4. Репетиционно - постановочная работа.
  5. Оформление и распространение пригласительных билетов.
  6. Подготовка костюмов и реквизита 19 века.
  7. Оформление зала.

Используемые материалы и оборудование:

  • видео и аудио аппаратура;
  • фонограмма для презентации;
  • столы;
  • подсвечники;
  • цветы;
  • натюрморты, портреты;
  • мольберты;
  • старинная чернильница с пером;
  • костюмы 19 века и веера;
  • гитара с подставкой.

Репертуар вечера романса:

Муз. А. Обухова, сл.А. Будищева романс «Калитка».
Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского романс «Белой акации гроздья душистые» из к\ф «Белая гвардия».
Муз. П.Булахова, сл. А. Толстого романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого. романс «Средь шумного бала.» Муз. Б. Фомина, сл. П. Германа романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Муз. П.Булахова, сл. Н.Н. романс «Не пробуждай воспоминаний».
Муз. и сл. Н.Листова романс “Я помню вальса звук прелестный».
Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева романс “Утро туманное”.
Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас».
Муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина романс « Я помню чудное мгновенье».
Муз. М.Шишкина, сл.Н. Языкова романс «Ночь светла».
Муз. Д.Шостаковича романс из к/ф «Овод».
Муз. А. Петрова, сл. Б.Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу» из к\ф «Жестокий романс».
Муз. Таривердиева, сл. М.Цветаевой романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… из к\ф «Ирония судьбы».

Список литературы:

1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей /Худож. Л. Зусман. – М.: Дет. лит.,1978.–383 с., ил. (Люди. Время. Идеи).
2. Друзья мои. Стихи русских поэтов о дружбе. – Благовещенск, Хабаровск. кн. изд., 1989. – 448 с.
3. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.
4. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия, 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)
5. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.
6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.: ил. (Биография писателя).
7. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.
8. «…Прекрасен наш союз…» – М.: Мол. гвардия, 1979. – 238 с.
9. Соболева Г. Русский романс. - М.: Знание, 1980. – 112 с.
10. Толстой А.К. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1985. – 127 с.
11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1986. – 286 с.
12. Тыркова – Вильяме А.В. Жизнь Пушкина. В 2-х т. – М.: Три века истории, 2000. – 520 с. (Пушкинская библиотека).
13. Чачин Г.В. Тютчев Ф.И. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. (Биография писателя).
14. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.
15. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худ. лит.1990.–348 с.

Сценарий вечера

Сценарий Ульевой И.Н.
Постановка Ульевой И.Н., Саловой И. В. и Костиной И. Ю.
Вечер романса проводится в музыкальной гостиной. Мягкий свет ламп, рояль, гитара на подставке, вся обстановка гостиной проникнута атмосферой поэзии, музыки. Столики с подсвечниками, цветы, старинная чернильница с пером. На мольбертах пейзажи, натюрморты, портреты. Участники вечера в нарядах 19 века. Перед началом показывается на экране презентация - История романтических встреч в сопровождении фонограммы, где романсы звучат в исполнении народных инструментов.
Появляется ведущая Салова И.В. и руководитель коллектива фортепиано Ульева и.Н.
Звучит вальс А. Грибоедова - исполняет педагог Ульева И.Н.
Входят пары и садятся за столы с подсвечниками и цветами.

Ведущая:
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.
Отвори потихоньку калитку,
И войди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Звучит романс “Калитка.” Муз. А.Обухова, фортепианная обработка Ульевой И.Н Фортепианный ансамбль Исполняют Бронникова Аня и Ульева И.Н.
Ведущая:
Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию. Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.
Сегодня мы поближе познакомимся с историей романса. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Песни исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс. Романс исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.
Звучит романс «Белой акаци гроздья душистые» Муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского. Исполняет Салова И.В. – вокал. Аккомпанируют Колесникова Настя - фортепиано, Ульева И.Н. – гитара.
Ведущая:
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Ведущий: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Конечно же все слышали замечательные романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова,
Звучит романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Муз. П.Булахова. Фортепианный ансамбль. Исполняют Бронникова Аня и Ульева И.Н.
Ведущая:
В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. Алексей Константинович Толстой и Софья Андреевна Миллер. Их романтическая и красивая встреча подарила строки замечательного стихотворения:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
И смех твой и грустный, и звонкий
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь.
И грустно я так засыпаю
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Поэт, романист, драматург А.К. Толстой писал своей жене Софье из Дрездена:

Сцена письма А.Толстого к Софье.

Читает Качалин Иван (А.Толстой): «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя.» Продолжает читать письмо Айрапетян Сатеник (Софья): Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, я плачунад этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад…»
Ведущая: Музыку к этому стихотворению написал П.И. Чайковский через три года после смерти А.К. Толстого.

Звучит романс «Средь шумного бала». Муз. П.И. Чайковского.
Исполняет Голиков С.В. - скрипка, аккомпанирует Айрапетян Сатеник – фортепиано.

Сценка бала - театр моды «Стиль».

Ведущая: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить.

Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча». сл. П. Германа, муз. Б. Фомина. Исполняет Ульева И.Н. – вокал, аккомпанирует Машкова Олеся - фортепиано.

Ведущая: С момента появления в России - романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалась на художественной литературе, а бытовое на русской народной и городской песне. Бытовой - значит, связанный с повседневной жизнью. Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 века и вспомним о вечерах домашнего музицирования.

Сценка в гостиной. Исполняет Качалин Иван

Звучит романс «Не пробуждай воспоминаний». Муз. П.Булахова, сл. Н.Н Исполняют Колесников А.А. и Ульева И.Н. – вокал, аккомпанирует Колесникова Настя - фортепиано.

Ведущая: Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий… О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

Звучит романс «Я помню вальса звукпрелестный.» Муз. Н.Листова Исполняет Голиков С.В. – скрипка, аккомпанирует Ларина Аня - фортепиано.

Девушки с кадетами танцуют вальс.
Ведущая: Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному - двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Этим замечательным строкам мы обязаны встрече Ивана Тургенева с Полиной Виардо. В 1843 году Тургенев познакомился с Полиной, она выступала в Петербурге с Итальянской оперой. Вспоминая об этом, Виардо говорила: Читает Ларина Аня (П.Виардо): «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Ведущая: Письма Тургенева к П.Виардо – потрясающий роман любви, длившийся сорок лет. В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».
Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической.

Звучит романс “Утро туманное.” Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева. Исполняет Салова И.В. – вокал, аккомпанирует Качалин Иван - фортепиано.

Ведущая: А вот ещё одна история любви. 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано барону Крюденеру.
Но Амалия и Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе, где поэт написал свое стихотворение-признание:
Я встретил вас, и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло….
Последняя встреча в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…
Звучит романс «Я встретил вас». Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева, Исполняет Голиков С.В. вокал, аккомпанирует Качалин Антон - фортепиано.

Ведущая: Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. В её огромных глазах затаенная грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн.
Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы. Каждый вечер Александр Сергеевич мог слушать её пени.. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Прощаясь, Пушкин подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Из книги выпал небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…
А в 1838 г. на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.
Сцена знакомства. Исполняют Демченко Маша
(Екатерина) и Качалин Антон (М.Глинка).

Ведущая: Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием.

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье». Муз. М.И. Глинки. Исполняет Голиков С.В. – скрипка, аккомпанирует Демченко Маша – фортепиано.

Ведущая: Во второй половине XIX века была известна большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Представителю этой династии Михаилу Шишкину принадлежит романс на стихи Н. Языкова. «Ночь светла».

Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором все в цветенье и разгаре.
Сияла ночь, луной был полон сад.

Звучит романс «Ночь светла». Муз. М.Шишкина, сл. Н.Языкова. Исполняет Ульева И.Н. – вокал, аккомпанирует Колесникова Настя - фортепиано.

Ведущая: Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души. В XX веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.
Звучит инструментальный романс Д.Шостаковича из к/ф «Овод». Исполняет Машкова Олеся -фортепиано.

Ведущая: Грустит романс тревожно и светло,
И к вам непостижимо в слове каждом.
Приходит откровение само,
Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»…
Муз. Таривердиева. Исполняет Демченко Маша - фортепиано.

Ведущая: Жестокий романс, я смеюсь над тобою
За то, что красив ты и светел,
За то, что на все, что случилось с судьбой
Ты просто и ясно ответил.
За то, что умна твоя старая грусть,
И я перед нею немею.

Звучит романс « А напоследок я скажу». Муз. А. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной. Исполняет Салова И. В. – вокал, аккомпанирует Айрапетян Сатеник - фортепиано.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш вечер. Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями. Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса. Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.
Звучит романс «Калитка». Муз. А.Обухова в обработке Ульевой И.Н. Исполняет Ульева И.Н. - фортепиано.
На фоне музыки ведущая читает стихи.
Ведущая: Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.
Представление участников.
Коллектив «Фортепиано» руководитель – Ульева И.Н.
Ведущая - Салова И. В. руководитель театрального коллектива.
Коллектив театра моды «Стиль» руководитель Гавриленкова А.А.
Коллектив «Юный моряк» руководитель Гуськова М. А.
Вокальные, скрипичные и гитарная партии исполняются педагогами центра: Салова И. В., Голиков С.В., Ульева И.Н.
Постановка танца Ващишина Н.Д.
Подготовка костюмов: Ульева И.Н., Рогова И. Ю., Гуськова М. А., Гавриленкова А. А., Салова И. В.
Причёски: Ващишина Н. Д., Рогова И. Ю., Салова И. В.
Подготовка зала и техническое оснащение: Костина И. Ю., Рогова И. Ю., Афанасьев А. Ю.
Киносъёмка: Рогова И. Ю.
Фотосъёмка: Гуськова М. А., Ващишина Н. Д.

Участники, их друзья, родители учеников продолжили вечер за чаепитием. Неформальная обстановка, эмоциональный подъём после проведённого вечера вдохновили ребят на дальнейшее творческое общение. Многие выразили желание сыграть на рояле свои любимые произведения, педагоги поддержали - спели ещё несколько романсов, гости также изъявили желание участвовать в импровизированном концерте – читали свои стихи.
Было выражено общее пожелание – проводить такие музыкальные салоны и в дальнейшем. Все присутствующие подтвердили свою готовность помочь в осуществлении нового творческого проекта.
На вечере романса присутствовал классный руководитель 8-го класса школы №1640. Она привела несколько человек из своего класса по приглашению одного из участников концерта. После мероприятия педагог выразила благодарность и предложила в дальнейшем оповещать общеобразовательные школы, т.к., в наше непростое время, необходимо приобщать ребят к национальному и культурному наследию.
Мне, как организатору, также хотелось бы расширять аудиторию слушателей.

ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА

Батракова Ирина Александровна ,
учитель Вохтомской средней школы
Парфеньевского района Костромской области

Вечер русского романса – это возможность знакомства воспитанников с русской музыкальной культурой, диалога чувств и эмоций между воспитанниками и педагогами, обогащения их духовного мира.

Сценарный ход вечера:

Звучит романс « Очарована, околдована…»
(сл. Н. Заболоцкого, муз. М. Звездинского)

Ведущий 1: Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого музыкального жанра в России.

Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

Ведущий 2: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.

Итак, романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

Ведущий 1: В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс – это усложненный вид «комнатой», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи… лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

Ведущий 2: Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.

Ведущий 1: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

Ведущий 2: А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.

Звучит романс «Отцвели хризантемы»
(сл. В. Шумского, муз. Н. Харито)

Ведущий 1: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить. (В.И. Красов «Звуки», 1835г.)

Необыкновенно проникновенные романсы, раскрывающие чувства человека, образы природы, размышления об искусстве создавал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Наиболее известным из цикла «У моря» является романс «Дробится и плещет».

Звучит романс «Дробится и плещет»
(муз. Н. А. Римского-Корсакова).

Ведущий 2: Со временем романс расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Появились его разновидности: элегия, баллада, драматический монолог, городской, цыганский и народный романс.

Давайте поговорим о каждой из них и начнем с народного романса. Его мелодия схожа с протяжной народной песней. Он напоминает своеобразное лирическое высказывание. Замечательной иллюстрацией будет широко известный романс «Живет моя отрада».

Звучит романс «Живет моя отрада»
(сл.С. Рыскина, муз. Д. Шишкина)

Ведущий 1: Далее наш разговор пойдет об элегии. Элегия – это лирико-философское стихотворение. Примером элегии может служить романс «Утро туманное» на слова Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворение «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г. А романс «Утро туманное» любим и сейчас.

Звучит романс «Утро туманное»
(сл. И.С. Тургенева, муз. Э. Абаза)

Ведущий 2: Для романса, имеющего сходство с балладой, характерны образы, навеянные старинными преданиями и легендами. Они повествуют об исторических событиях и героях, раскрывают их переживания и деяния. Так, в романсе «Из-за острова на стрежень» рассказывается о лихом атамане Стеньке Разине и его дружине.

Звучит романс «Из-за острова на стрежень»
(сл. и муз. народные).

Ведущий 1: Цыганский романс возник так. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Цыганским стал романс «Гори, гори, моя звезда». Жизнь его автора – талантливого русского композитора Петра Петровича Булакова, проходила в тяжелой нужде. Из милости композитора приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, а мелодии П.П. Булакова звучат, помогая людям пережить невзгоды.

Звучит романс «Гори, гори, моя звезда»
(сл. В. Чуевского, муз. П. Булакова)

Ведущий 2: Примерами городского романса можно назвать произведения «Я помню вальса звук прелестный», «Ямщик, не гони лошадей!», «Мне нравится, что вы больны не мной». Они передают оттенки лирических переживаний городских барышень, глубину и тонкость романтических отношений. Все это мы сейчас услышим в словах и музыке романса «Темно-вишневая шаль»

Звучит романс «Темно-вишневая шаль»
(авторы неизвестны)

Ведущий 1: Романс – драматический монолог исполняется от первого лица, и позволяет своему автору выразить все те чувства и размышления, которые его переполняют. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя. Сейчас для нас прозвучит романс – драматический монолог «Только раз бывает в жизни встреча».

Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча»
(сл. П. Германа, муз. Б. Фомина)

Ведущий 2: Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души.

1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны супруги Николая 1, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III . За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли ее через всю жизнь. С годами они встречались все реже и реже. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло….

Положенное на музыку, это стихотворение стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…

Звучит романс «Я встретил вас»
(сл. Ф. Тютчева, муз. неизвестного автора)

Ведущий 1: Гордостью русской классики можно назвать романсы Михаила Ивановича Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни на стихи современных ему поэтов и близких друзей. Особое место в вокальной лирике автора занимают произведения на слова Александра Сергеевича Пушкина. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.

Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый груз давил ее, а в огромных глазах затаенная грусть». Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека. Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла еще не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье», посвященными ей. Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

Ведущий 2: В 1838 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Ссоры с женой лишали его сна, аппетита. Он не мог творить самозабвенно и увлеченно как прежде. Рядом вот уже несколько лет жила вздорная, глупая, напыщенная женщина – его жена, интересы которой не шли дальше балов, карт и лошадей. Он знал, что так продолжаться дальше не может. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье»
(сл. А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки).

Ведущий 1: Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает! Послушайте историю еще одного романса.

Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он почему-то сразу обратил на неё внимание. Она была стройна и изящна. Маска скрывала лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Они говорили недолго – суета маскарада разлучила их. Вскоре он написал стихотворение «Средь шумного бала».

Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

Это стихотворение будет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым станет тогда, когда превратится в романс на музыку Петра Ильича Чайковского. А слова к нему написал Алексей Константинович Толстой. Он посвятил его своей будущей жене – Софье Андреевне Миллер. В ней он нашёл не только свою единственную женщину, но и умного друга. А теперь давайте послушаем этот романс.

Звучит романс «Средь шумного бала»
(сл. А.К. Толстого, П.И. Чайковского).

Ведущий 2: Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» в исполнении удивительной певицы Валентины Понамаревой.

Звучит романс « А напоследок я скажу»
(сл. Б. Ахмадулиной, муз. А. Петрова)

Ведущий 1:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом.

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. Конечно, сегодня мы не успели побеседовать обо всех романсах, их авторах и исполнителях. Да это и невозможно. А потому не будем прощаться, лишь скажем: «До новых встреч на вечере русского романса!»

• Основная предварительная подготовка к вечеру связана с вокальными номерами, поскольку вечер предполагает исполнение романсов. Исполнителями могут выступить воспитанники, классный руководитель и другие педагоги школы, родители и приглашенные исполнители. Использование аудио-записей романсов возможно, но нежелательно, поскольку может быть диссонансом «живому» музыкальному диалогу. В качестве ведущих вечера могут выступать как педагоги, так и воспитанники.

• Вечер требует создания лиричной, немного загадочной, созерцательной атмосферы. Следовательно, может использоваться размещение участников о кругу с ярко выделенным центром внимания – импровизированной сценой. В художественном оформлении вечера используются драпировки, подсвечники со свечами. На стенах размещаются портреты поэтов и писателей (Ф.И.Тютчев, И.С. Тургенев, А.А. Дельвиг, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Толстой, Б. Ахмадулина), композиторов (П. Булахов, С. Рахманинов, П.И. Чайковский, А. Даргомыжский, А.А. Алябьев, М. Глинка, Н. Римский – Корсаков, Г. Свиридов), портрет А.П. Керн.

• Для исполнения романсов требуется гитара/фортепиано, другие музыкальные инструменты. Для организации музыкального оформления в процессе беседы, а также для создания необходимого настроения в начале и по завершении вечера могут быть использованы аудио-записи романсов или классической музыки.

Использованная литература:

• «Ваши любимые песни», составитель Г. В. Павленко.

• «Гляжу в озера синие», составитель Е.Б. Сироткин.

• «Русские песни и романсы», составитель В. Гусев.

• «Русский романс», составитель В. Рабинович.

• журнал «Воспитание школьников» №5/95г. «Вечер русского романса».

• журнал «Воспитание школьников» №3-4/92г., № 6/94г.

• Рабинович В. Заметки о русском романсе // Русский романс



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней