Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

§2. Техники высокой печати

Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую) - вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Ксилография - самая ранняя по своему происхождению техника печатной графики. Идея вырезать рисунок или орнамент на дереве, самом простом, всегда доступном материале, покрывать его краской и отпечатывать на ткани или бумаге, родилась очень давно. Возможно, подлинная история ксилографии старше, чем дата ее «официального» открытия: на Востоке в VI-VII вв. (самая древняя из сохранившихся создана в 868 г. и находится в Британской библиотеке), в Европе - в конце XIV в.
Технические приемы ксилографии за 600 лет усложнились, но основа их осталась той же. Для работы художнику нужен спил дерева, груши или бука (для продольной гравюры - спил по вертикали). На поверхности деревянной доски вырезают рисунок с учетом того, что на оттиске он будет воспроизведен в зеркальном отражении. Затем все линии рисунка с двух сторон обрезают - именно поэтому такую гравюру называют обрезной гравюрой, вычищают все поле вокруг - при печати оно будет белым, а рисунок - черным. Для обрезки рисунка требуются различные долота, ножи, стамески разной ширины и глубины прореза. Когда рисунок нанесен, на доску валиком наносится типографская краска: выпуклые линии окрасятся, выдолбленный фон останется белым, и на закрепленной на доске бумаге под тяжелым прессом станка (если ксилография не делается вручную) останется изображение. Оттиски можно делать почти до бесконечности, но чем дальше, тем они будут хуже, так как постепенно станут стираться линии рисунка.

Основной материал для ксилографии - дерево. Оно имеет свою плотность и структуру волокон, свойства сопротивления резке, поэтому и рисунок ограничен в своих возможностях - в нем почти невозможны легкие быстрые движения, плавные контуры, затруднено нанесение тонких острых линий иглой, так как движению инструмента мешает волокно.

Однако все эти трудности были разрешены в 1780-х годах, когда английский художник и гравер Томас Бьюик (1753–1828) догадался использовать поперечный спил дерева (обычно самшита), более твердый и перебивающий волокна, и таким образом изобрел торцовую гравюру. В торцовой гравюре, как и в гравюре на металле, инструментами служат разного вида резцы-штихели (стальные стержни с режущим концом). Как и в обрезной гравюре, удаляется все, что не должно печататься. Но за счет твердого материала и более сложных инструментов делать это можно самыми разнообразными способами - точками, невидимыми штрихами, процарапываниями. Такую гравюру еще называют тоновой гравюрой, так как в ней можно достаточно легко выделять тональные массы сгущением мелких и разнообразных штриховок, передавать фактуру, рисовать пятном. Это позволяло добиваться большой «копийной» точности при репродуцировании произведений живописи и графики, поэтому такую гравюру еще называют репродукционной.

Желание изобразить мир цветным, воспроизвести живописные оригиналы в их первозданной цветовой гамме привело к разработке техники цветной ксилографии. При этом печать осуществлялась с нескольких досок, когда каждый новый цвет накладывался на предназначенное ему место на отдельной доске, а смешанные цвета создавались наложением красок друг на друга. Возможно, первые такие опыты в Европе проводились в мастерской венецианца Уго да Карпи. Он назвал изобретенную им технику «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro - светотень). Уго да Карпи печатал гравюры c двух, трех и более досок, отдельно отпечатывая контурный рисунок и темные широкие линии с одной доски, а пятна определенного тона, привносящие светотень - с других. Это позволило добиться больших тональных градаций и, соответственно, большей живописности. Именно «открытие» работ Уго да Карпи в XIX веке, наряду с возникшим увлечением японской гравюрой, привело к возрождению цветного ксилографического эстампа.

В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX в. - Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева , И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики - портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации. Спецификой советской школы стал ее интерес как к старой реалистической манере и народному искусству, так и к авангардным течениям, тесная связь с производством, «полиграфичность».

Ключевой фигурой в истории советской ксилографии после 1920-х гг. был В. Фаворский, вернувший в печатную графику торцовую гравюру. Он воспитал целую плеяду мастеров и дал творческий импульс к обновлению графической манеры. Его влияние испытали такие художники, как А. Гончаров, Г. Ечеистов, Д. Константинов, М. Пиков. Именно в советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации, в области которой работали П. Павлинов, В. Фаворский, Н. Пискарев, П. Староносов, А. Гончаров и другие.

Или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

История [ | ]

Ксилография возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока . В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века , а в Японии - фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия .

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку . Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке . В «Алмазной сутре » (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке , указано, что мастер Ван Чи (Ван Цзе) вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Предшественники: эстампажи и печать притиркой [ | ]

Косвенным предшественником ксилографии отдельные исследователи предлагают считать эстампаж - технику получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.) - это получение оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску. В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов - чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями .

Этот способ имел применение и в дальнейшем, уже с появлением гравюры на дереве. Есть предположения о том, что он мог оказать влияние на отдельные стилистические приёмы старой китайской гравюры, в которых можно наблюдать подражание эстампажу, что выражается наличием белого штриха по цветному или чёрному фону или силуэтам .

Усматриваются сходство с эстампажем и в приёмах печати торцовой гравюры притиркой - единственном возможном способе получения качественных оттисков с досок малых форматов; о чём - далее .

Техника [ | ]

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра [ | ]

Первоначально техника гравирования в Западной Европе , как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки . В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре . Это угловые и полукруглые стамески, подобные, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра [ | ]

Первые образцы западноевропейской гравюры , выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV -XV веков . В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик ( -) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» .

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели , подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Morihite. «M.Koide. Op.7». Гравюра на органическом стекле. 1989

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре .

Очевидными техническими недостатками торца является, во-первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во-вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского , сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше , что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. Пластик же позволяет решить обе эти проблемы .

Мастера ксилографии [ | ]

  • Мастер E. S. (1420-е - около ) - немецкий художник.
  • Альбрехт Дюрер ( -) - немецкий художник.
  • Лукас ван Лейден ( -) - голландский художник.
  • ( -) - французский график.
  • Томас Бьюик ( -) - английский гравёр и орнитолог.
  • Мориц Ретч ( -) - немецкий гравёр и иллюстратор.
  • Эдмунд Эванс ( -) - английский гравёр
  • Холевиньский, Юзеф ( -) - польский художник, график, гравер.
  • Василий Васильевич Матэ ( -) - русский художник, гравёр
  • Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( -) - российская и советская художница.
  • Павел Яковлевич Павлинов ( -) - русский и советский график.
  • Дмитрий Исидорович Митрохин ( -) - русский график.
  • Владимир Андреевич Фаворский
  • Гиббингс, Роберт ( -) - ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.
  • Франс Мазерель ( -) - бельгийский график.
  • Мауриц Корнелис Эшер ( -) - нидерландский график.
  • Геннадий Дмитриевич Епифанов ( -) - русский советский график.
  • Михаил Владимирович Маторин ( -) - русский советский график.

Ксилография

Ксилографией называется гравюра на дереве (по-гречески "ксилос" - дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная и торцовая.

В обрезной или продольной гравюре печатная форма создается на деревянных досках продольного распила. При помощи специальных режущих инструментов штрихи, линии и пятна, образующие на доске рисунок, обрезаются со всех сторон, а промежутки, то есть все, что не должно печататься, углубляются. Затем на доску накатывается при помощи валика краска, сверху кладут мягкую бумагу и делают отпечаток на специальном станке или вручную. Рисунок (гравюра) оттискивается с выступающих возвышенных частей доски, на которые накатана краска, следовательно ксилография является одним из видов выпуклой гравюры, а ее печать относится к группе высокой печати.

Почти во всех видах эстампа изображение на печатной форме должно быть исполнено в обратном (зеркальном) положении, чтобы оттиск получился в том виде, как задумал его художник. В распоряжении автора имеется ряд способов переноса на печатную форму зеркального изображения. Эта особенность не создает для художника особых трудностей, и, работая над печатной формой, он хорошо представляет себе, каким будет оттиск.

Первые обрезные гравюры были довольно примитивными. Со временем техника совершенствовалась, появились более гибкие и разнообразные штрихи, но все же изобразительные возможности этого вида ксилографии не особенно широки. Затрудняет гравирование неоднородность древесных слоев, к тому же гравирование вдоль слоя идет легко, но значительно труднее - поперек слоя. Но обрезная гравюра имеет свои неповторимые художественные достоинства. Материал заставляет художника освобождать изображение от мелочей, быть лаконичным, искать обобщений. Крупный штрих, глубокие по тону и простые по рисунку пятна создают особый декоративный строй обрезной гравюры. Именно этими качествами объясняется большой интерес современных художников к обрезной гравюре.

Первые продольные гравюры появились в Китае еще в VI веке, В Европе этот вид гравюры известен с XV века и наибольшее распространение получил в Нидерландах и Германии в XV - XVI веках. Широко применялась гравюра в печатании книг, причем, нередко на одной доске гравировались и рисунки и шрифт. Во многих странах были распространены ксилографские оттиски, раскрашенные от руки акварелью. В XVI веке в Италии получил распространение особый вид цветной гравюры на дереве. Печатались такие гравюры с нескольких досок. Оперируя сдержанными, близкими друг к другу цветами, а иногда тональными переходами одного цвета, художники стремились полнее передать эффекты света и тени и создавали гравюры с такими подчеркнутыми объемами, что они напоминали скульптурные рельефы. Такой вид гравюры называется "кьяроскуро" (от сочетания итальянских слов "свет" и "тень").

Но особенно большое развитие обрезная гравюра получила в XVII - XIX веках в Китае и Японии. Прекрасным мастером одноцветных гравюр был японский художник Моронобу. Японская цветная гравюра на дереве XVIII и первой половины XIX века составляет одну из замечательных страниц мирового изобразительного искусства. Печатались эти гравюры с нескольких досок. Одна из них была рисующей: с нее оттискивался линейный рисунок. Рисунок дополнялся целой гаммой плоских цветовых пятен. Для каждого цвета гравировалась отдельная доска. Лучшие художники того времени, смело отойдя от старых, традиционных тем и сюжетов, преимущественно мифологического и религиозного содержания, обратились к явлениям окружающей жизни. Появились живые и искренние жанровые сцены, пейзажи и портреты.

Произведения Харунобу, Утамаро, Тойокуни, Хиросиге, Хокусаи (см. обложку) и других мастеров свидетельствуют о гуманизме их творчества, большой любви к человеку и природе. Их гравюры отличаются необычайной точностью и меткостью рисунка, совершенством композиции, тонким цветовым решением, лишенным всякой иллюзорности. Цветовой строй каждого листа прост "и благороден. Японская цветная гравюра оказала благотворное влияние на развитие цветного эстампа и в других странах.

В России обрезная гравюра известна с середины XVI века. Первые печатные издания в России (например, "Апостол", изданный Иваном Федоровым в 1564 году) были украшены оттисками с деревянных досок. Как мы уже говорили, этот дешевый и доступный способ гравирования и печати был широко распространен в создании народных картинок - лубков.

Торцовая гравюра на дереве, также относящаяся к выпуклой гравюре, была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Необычайно быстро распространившись, торцовая гравюра почти совершенно вытеснила обрезную. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски. Применяются твердые породы: пальма, самшит, бук. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов, выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры. Свободным движением штихеля художник гравирует самые разнообразные штрихи, передает многообразие тональных отношений, переходы от света к тени, более объемно строит форму. Появилась так называемая тоновая деревянная гравюра.

Штрих торцовой гравюры отличается четкостью и изяществом: густая сеть таких штрихов имеет серебристый оттенок, очень выгодно сочетающийся с черными пятнами. Примером очень хорошего использования достоинств техники ксилографии могут служить иллюстрации Г. Д. Епифанова к "Одиссее" Гомера (илл. 10). Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.

10. Г. Епифанов. Иллюстрация к "Одиссее" Гомера. 1955. Ксилография

Долгое время торцовая гравюра являлась лишь только средством репродуцирования. По оригиналам художников мастера-граверы создавали печатную форму, достигая порой замечательного совершенства, проявляя большой вкус. Многих из них мы по праву можем считать соавторами художественных произведений. Широко известны, например, гравированные иллюстрации и станковые рисунки Домье, Гаварни и Доре.

Яркий пример творческого отношения к делу представляют гравюры русского мастера Е. Вернадского к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя, сделанные по рисункам А. Агина. Высоким мастерством, ясным индивидуальным почерком отличаются гравюры Л. Серякова и В. Матэ.

Вполне творчески самостоятельная, свободная от репродукционных тенденций торцовая гравюра зародилась в странах Западной Европы и в России к началу XX века. Художники стали создавать авторскую печатную форму.

Из европейских мастеров, положивших начало эстампа в этой технике, следует прежде всего назвать Ф. Валлотона во Франции, К. Колльвиц в Германии и Ф. Мазерееля в Бельгии. В нашей стране лучшие торцовые гравюры создали советские художники. Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры. Работы наших художников известны далеко за пределами Родины и причисляются к лучшим образцам этой техники.

Произведения замечательного художника В. А. Фаворского отличаются глубиной и значительностью замысла. В. А. Фаворский работает преимущественно в технике торцовой гравюры, и это яркий пример того, как художник наилучшим образом раскрывает свой богатый талант, свои убеждения, свой темперамент в определенной технике. Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха. Его гравюрам свойственна простота, строгость и значительность - качества, присущие произведениям глубокого художественного обобщения (илл. 11).


11. В. Фаворский. Иллюстрация к "Скупому рыцарю" А. С. Пушкина. 1959 - 1961. Ксилография

Мы не имеем возможности характеризовать здесь творчество других советских мастеров гравюры на дереве, имеющих ярко вы-раженные индивидуальные особенности, создавших замечательные произведения станковой и книжной графики. Ясно определились и развиваются традиции торцовой гравюры в двух основных центpax: в Москве и Ленинграде. А. Кравченко, Н. Купреянов, А. Остроумова-Лебедева, В. Фалилеев, П. Шиллинговский, А. Гончаров, Д. Митрохин, М. Пиков, С. Мочалов, Л. Хижинский, Г. Епифанов и множество других имен, вероятно, знакомы читателю. На смену старшим художникам идет новое поколение ксилографов, заявившее о себе интересными работами. Опыты цветной торцовой гравюры немногочисленны, но говорят о ее больших возможностях.

Купить парик из натуральных волос в интернет магазине.

Гравюра режется на крепком и упругом дереве, причем здесь в отличие от гравюры на металле, выбираются будущие светлые места, а будущие темные места оттиска (это высокая печать).

Самый лучший материал для досок – пальма, затем самшит кавказский, используется так же бук и груша. Гравюры, не предназначены для многочисленного тиражирования, можно делать и на других, более мягких породах дерева, например на березе.

Доски для гравюр готовят следующим образом. От бревна отпиливают кружки примерно 3см. в течение 2-х недель их просушивают в комнатных условиях. Затем из каждого кружка вырезают по прямоугольнику, которые снова сушат. Лицевую сторону прямоугольника шлифуют шкурками и полируют пемзой.

Режут гравюру на дереве обычными резцами (стамесками) которые называются штихелями. Они получают различные сечения в зависимости от назначения. От их назначения и называют их по – разному: грабштилем, тонштилем, болштилем, и т. д. Самые большие белые места вынимаются стамесками. Эти инструменты можно изготавливать и самостоятельно, используя для этого надфили или некоторые стоматологические и хирургические инструменты.

Чтобы вырезанный рисунок был хорошо виден, доску слегка тонируют тушью. Можно тонировать и типографической краской, разбавленную бензином. Затем доску протирают воском и до блеска полируют суконкой. Рисунок, подлежащий переводу на доску, делают на бумаге иле кальке мягким карандашом, прикладывают лицом к доске и притирают, карандаш переходит на вощеное дерево.

Подготовленная для гравирования доска обязательно кладется на подушку, сшитую из кожи или из прочной парусины и набитую сухим песком. Она служит для того, чтобы во время работы доску можно было свободно поворачивать и класть с любым наклоном, отдельным в каждом отдельном случае.

Сидеть при работе надо прямо, не сгибаясь, руки держать на весу. Процесс гравирования требует выдержки и терпения, спешить тут никак нельзя.

Литография.

Литография – от греческого: Litos – камень и графо – пишу. Это вид графического искусства, когда изображение исполняется на особом отполированном камне и затем с него печатается на специальном станке. Если рисунок на камне исполняет сам автор – художник, то такое изображение называется автолитографией. Печатанье производится не с выпуклой или рубленой формы, а с совершенно гладкой плоскости и является результатом физико-химических процессов, происходящим между материалом формы и теми веществами, которыми эта форма обрабатывается. На поверхности печатной формы получаются две среды, обладающие разными свойствами: одна (образующая рисунок) принимает на себя краску, а другая (образующая пробели между элементами изображения) не принимает ее.

Это происходит потому, что литографский камень состоит в основном из углекислого кальция, обладающего способностью с одной стороны, легко принимать на себя жиры, а с другой – под действием азотной кислоты становится совершенно невосприимчивым к ним.

На плоский камень наносят специальным литографским карандашом рисунок, после чего камень обрабатывают кислотой и, слегка увлажнив его, наносят краску. Краска пристает только в тех местах, где рисунок, а с чистого камня скатывается и он остается чистым. Литографский карандаш или тушь представляют собой смесь сала, мыла, воска, некоторых смол и пигмента.

Литография как способ печати была изобретена в конце Х\/111 века в Германии печатником А.Зенефельдом. В начале Х1Х века получила распространение сначала только как черно-белая. Чтобы получать цветное изображение, оттиски в то время раскрашивали акварелью от руки. В середине Х1Х века появилась цветная литография, в которой изображение печаталось с нескольких камней, по числу применяемых красок. Как самостоятельный вид подлинного графического искусства цветная литография зародилась только в конце Х1Х века.

Этим видом графического искусства можно заниматься, имея лишь специальное оборудование и мастерскую.

Ксилография , выполняемая на торце - на дереве поперечного распила из твёрдых пород (пальма, самшит) главным образом штихелями. Прорезаемые штрихи выходят белыми в отпечатке. Комбинации штрихов позволяют достигать тональных эффектов в тоновой гравюре. Торцовая на дереве была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски.

Применяются твердые породы дерева: пальма, самшит, бук. Но для более грубых работ можно употреблять и другие, более мягкие породы, например, березу. Так как толщина ствола обычно меньше, чем требуемый размер гравюры , то доски склеивают из отдельных кусочков. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов , выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры .

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона . Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная». Примером очень хорошего использования достоинств техники ксилографии могут служить иллюстрации Г.Д. Епифанова к "Одиссее" Гомера. Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.

Ещё одной особенностью торцовой гравюры , выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски , что делает невозможным получение качественных оттисков . Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций . Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

Долгое время торцовая гравюра являлась лишь только средством репродуцирования. По оригиналам художников мастера-граверы создавали печатную форму, достигая порой замечательного совершенства, проявляя большой вкус. Многих из них мы по праву можем считать соавторами художественных произведений . Широко известны, например, гравированные иллюстрации и станковые рисунки Домье, Гаварни и Доре. Яркий пример творческого отношения к делу представляют гравюры русского мастера Е. Вернадского к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя , сделанные по рисункам А. Агина. Высоким мастерством, ясным индивидуальным почерком отличаются гравюры Л. Серякова и В. Матэ.

Вполне творчески самостоятельная, свободная от репродукционных тенденций торцовая гравюра зародилась в странах Западной Европы и в России к началу XX века. Художники стали создавать авторскую печатную форму. Из европейских мастеров , положивших начало эстампа в этой технике, следует прежде всего назвать Ф. Валлотона во Франции, К. Колльвиц в Германии и Ф. Мазерееля в Бельгии. В России лучшие торцовые гравюры создали советские художники . Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры .

Например, произведения замечательного художника В.А. Фаворского отличаются глубиной и значительностью замысла. В.А. Фаворский работает преимущественно в технике торцовой гравюры , и это яркий пример того, как художник наилучшим образом раскрывает свой богатый талант , свои убеждения, свой темперамент в определенной технике. Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха . Его гравюрам свойственна простота, строгость и значительность - качества, присущие произведениям глубокого художественного обобщения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней