Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Искусство и власть: их влияние друг на друга и взаимодействие. Современное искусство как инструмент влияния на политику российской федерации Примеры возвеличивания правителей в различных видах искусства

Искусство и власть

Сухарева Светлана Викторовна – учитель искусства МБОУ ООШ с.Никольское


  • Познакомить учащихся с произведениями искусства, благодаря которым, власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

В развитии человеческой

культуры постоянно

прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось

для укрепления власти, - светской и религиозной.


Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле жены императора Августа. Вилла обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта, который в античные времена называли Ad Gallinas Albas . Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.










Франция г.Париж

дата постройки: 1836 г.

Самая известная из триумфальных арок находится в сердце Парижа на Елисейских полях. На ее строительство ушло более 30 лет!

Создать Триумфальную арку в честь побед французской армии приказал император Наполеон. Однако он так и не увидел свое детище.

Строительство арки завершилось уже после его смерти.


Россия, г. Москва

дата постройки: 1968 г.

Главную Триумфальную арку России перестраивали, разбирали и даже перевозили. Изначально это была деревянная арка, построенная у Тверской заставы для встречи российских воинов из освободительного похода по Европе в 1814 году. В советские годы арку на 30 лет спрятали в музее.


«Портрет Екатерины II - Законодательницы» вызвал широкую полемику в русской печати. Начало обсуждения положил поэт И. Ф. Богданович. Он обратился к художнику со стихотворным приветствием

Левицкий! Начертав Российско божество,

Которым седьм морей покоится в отраде,

Твоею кистью ты явил в Петровом граде

Бессмертных красоту и смертных торжество.


Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475 - 1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.


Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г


Дворец советов - неосуществлённый грандиозный строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы и в 1950-е годы: грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Должен был стать кульминацией всего высотного строительства СССР в послевоенные годы, девятой, центральной и главной сталинской высоткой


Любовь к пению, музыке перешла к нему от отца - Болеслава Шостаковича - профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь.

Первые серьезные достижения Шостаковича в развитии гражданской тематики в музыке - его Вторая и Третья симфонии (1927-1929). И в творчестве композитора, и в истории советской музыки они занимают место особое, ибо явились одними из первых симфонических произведений, где была отражена революционная тема.


Начавшаяся в 1941 году война отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени.«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - и посвящаю свою 7-ю симфонию», - написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.

С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбежки не могли помешать вдохновенному труду.



  • Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
  • Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Как связаны такие явления как искусство и власть? Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной. «Медный всадник» Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Д. Левицкий. Екатерина II « Ж.-Л. Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернард» Задание:  Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран?  В чем сходство и различие этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка Константина, Рим, Италия. По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавш ихся вместе с императором. Франция, Париж, Триумфальная Арка В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армииосвободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона. Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати». Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - памятник. 2 пол. XVIIв (стремление патриарха Никона создать святые места по образу Палестины, где прошла земная жизнь Иисуса Христа) В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека Неосуществленные проекты московских архитекторов 30-50 годов. Дворец советов Домашнее задание.  Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных мыслей и чувств средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.

Тема:" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть."

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, - поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Урок №1 Искусство 9 класс Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

«Медный всадник» Конная статуя Петра выполнена скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. «Наполеон на перевале Сен-Бернард»

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Франция, Париж, Триумфальная Арка

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Триумфальная Александровская арка. Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

Воскресенский Ново - Иерусалимский монастырь - памятник.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека

Неосуществленные проекты московских архитекторов 30-50 годов.


Предварительный просмотр:

9 класс

Урок № 2

Тема урока: «Искусство и власть»

Цель: продолжать осваивать понятия «искусство» и «власть», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.

УУД:

Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»

Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Оборудование для учителя:

Экран для показа презентации, конспект.

Оборудование для ученика:

Тетрадь, ручка, карандаш.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
  3. Отмечание отсутствующих.
  4. Повторение пройденной темы:
  • Давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлом уроке? О связи искусство и власти
  • Что такое искусство? Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
  • Какие виды искусства вы знаете? живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино.
  • Когда же появилось искусство? Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
  • Что такое власть? Власть - способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
  • Когда появилась власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
  • Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
  • Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )
  • Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
  • Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
  • Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )
  • Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
  • Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
  • В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
  • Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
  • Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )
  • Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )
  • Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )
  • Угадай-ка: посмотрите на экран и назовите произведения искусств:
  • Бог солнца - Ра
  • Октавиан Август из Прима Порто. Римская статуя
  • Пирамида Хеопса
  • Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
  • Идолы. Статуи языческих богов
  • Рамзес II, поражающий сирийского варвара.
  • Геракл
  • Московские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
  • Золотая погребальная маска Тутанхамона
  • Успенский собор Московского Кремля

Молодцы!

6. Изучение нового материала:

Мы продолжаем с вами тему урока: «Искусство и власть»

Запись в тетрадь: Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона - созданы святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, - под Москвой был построен Новоиерусалимский монастырь.

Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона - вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

В «Слове о погибели Русской земли» сказано:

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными... всем ты преисполнена, земля Русская!»
Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.

Запись в тетрадь: В XVIII в. открылась новая глава российской истории.

Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург .

Запись в тетрадь: Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.

Давайте послушаем Концерт В.Титова посвященный Полтавской победы.

Василий Поликарпович Титов (ок. 1650-1710) - русский церковный композитор, государев певчий дьяк.

Титов Концерт в честь Полтавской победы

Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.

Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

(слайд Хоровая капелла имени Глинки)

Воспевание власти особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке.

«Бо́же, Царя́ храни́!» - государственный гимн Российской Империи с 1833 по 1917 годы, заменивший предыдущий гимн « Молитва русских ».

Слушаем гимн «Боже, царя храни!»

  • Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (Боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

Слушаем Гимн Великобритании

Гимн Великобритании на русском языке

Боже храни нашу милостливую Королеву

Долгой жизни нашей благородной Королеве

Боже храни Королеву

Пошли ей победного

Счастья и славно

Долго царствовать над нами

Боже храни Королеву

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.

Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни.

Скорой всего Дворец Советов строился для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза … последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик.

Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917),

Видеофрагмент песен Октябрьской революции

…памятники,

плакаты,

произведения живописи,

музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941-1945).

Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

Такие замечательные певцы: В.Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Б.Гребенщиков……

7. Закрепление пройденного материала:

ТЕСТ:

А) Успенский собор

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _

Светская и религиозная

А) Б. Иофан Б) Дм. Левицкий

В) Ж.Л.Давид

Дмитрий Григорьевич Левицкий

1 - 2 - 3 - 4 - 5

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Меня удивило…
  • Я приобрел…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

8. Домашнее задание

Разделивших на группы, подготовить презентацию:

(3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем:

  • Жак Луи Давид о Наполеоне (презентация)
  • Портреты знаменитостей художника Д.Г.Левицкого (слайды с названием картин)
  • Памятники Московского Кремля (слайды с названием памятников)
  • Триумфальные арки мира (презентация)
  • Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)
  • Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)
  • Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)
  • Соборы России (презентация-фильм)

Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

1. Пересказ по учебнику (стр. 104-105) (обязательно)

___________________

1. Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)

2. Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)

3. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)

4. Соборы России (презентация-фильм)

Предварительный просмотр:

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России

после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? )

2. Какие новаторства проявились на Руси с правлением Петра I? (появляется светская живопись и скульптура; изменяется на европейский лад музыка; хор государевых певчих становится Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге )

3. Какую роль сыграла советская архитектура в XX веке в эпоху сталинизма? (пышная, помпезная архитектура подчеркивала власть и силу государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека )

4. Каким композиторам приходилось выполнять заказы государства? (Д.Д.Шостаковичу, А.Г.Шнитке )

5. Приведи примеры яркого выражения демократических настроений в искусстве? (революционные песни и марши; плакаты; музыка времен ВОВ; массовая песня о трудовом энтузиазме; авторская песня середины XX века; рок-музыка )


Слайд 2

  • Искусство, как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти.Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей.
  • Август из Прима Порто. Римская статуя
  • Палетка Нармера. Древний Египет
  • Слайд 3

    • Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве
    • Доблесть воинов и полководцев увековечиваютпроизведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные аркии колонны в ознаменование одержанных побед.
  • Слайд 4

    • Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже Луи Дэвид
    • Наполеон верхом в С-Bernard Pass
    • По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии,построены Триумфальные ворота вПариже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихсявместе с императором.
  • Слайд 5

    В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы.

    Слайд 6

    В XV в. центром православнойкультуры становится Москва

    • Московский застенок. Конец XVI века. Васнецов Аполлинарий Михайлович
    • Московский Кремль при Дмитрии Донском (Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского перед нашествием Тохтамыша в 1382 году). Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    • Д. Левицкий. Екатерина II
    • Двор московских царей становится местом проживания многих культурно образованных православных людей.
    • В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
    • Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения.
    • При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека.
    • Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.
  • Слайд 10

    • В «Слове о погибели Русской земли» сказано: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными... всем ты преисполнена, земля Русская!» Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.
    • Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах:
    • «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».
    • Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль.
  • Слайд 11

    • Московский Кремль: символ Москвы и России. Это бывшая резиденция Русских царей и патриархов. Кремль содержит уникальную коллекцию исторических архитектурных и культурных предметов.
    • Московский Кремль при Иване КалитеАкварель.А.М.Васнецов.
  • Слайд 12

    Успенский Собор - один из основных соборов России, где короновали царей и хоронили патриархов

    Слайд 13

    Собор Архангела Михаила, место захоронения Русских царей и принцесс

    Слайд 14

    • Благовещенский Собор - королевская часовня.
    • Оружейная Палата, основанная в 1720 году по приказу Петра I, старейший российский музей и сокровищница Российского искусства с древних времен до наших дней
  • Слайд 15

    В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I пометкому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург.

  • Слайд 16

    • Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I).
    • Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.
    • Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир.
    • Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
  • Слайд 17

    Список используемой литературы:

    • Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009
    • Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.
  • Посмотреть все слайды



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
    Фаршированные макароны «ракушки
    Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней