Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Методический городок: Модельные библиотеки. Теоретические аспекты модельной библиотеки как перспективной формы развития сельской библиотеки В центре внимания - мероприятие

Модельная библиотека – это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным, многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии .

В 2002 году Министерством культуры России и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек на средства Региональной общественной организации «Открытая Россия», а также региональных и местных органов власти и спонсоров начал реализовываться проект «Создание модельных публичных библиотек на селе». С 2006 года проект вошел в Федеральную целевую программу «Культура России».

С 2009 года при поддержке ФЦП «Культура России (2006–2011 годы)» Национальная библиотека Удмуртской Республики реализует проект «Создание модельных библиотек в Удмуртской Республике». В рамках проекта в 2009 году 2 сельские библиотеки получили статус модельных. Министерство Культуры Российской Федерации предоставило для каждой из библиотек компьютерное оборудование и оргтехнику на сумму 140 тыс. руб., оплатило обучения сотрудников библиотек работе с информационными технологиями, укомплектовало фонды новыми печатными и электронными изданиями на сумму 250 тыс. руб. Ремонт помещений библиотек и обеспечение пожарной и охранной безопасности осуществлялось за счет средств муниципальных бюджетов.

В 2011 году при поддержке республиканской целевой программы «Культура Удмуртии (2010–2014 годы)» в рамках реализации проекта «Создание модельных сельских библиотек в Удмуртской Республике» на базе сельских библиотек была открыта 1 модельная библиотека. Библиотека получила компьютерное оборудование стоимостью 75 тыс. руб. и пополнила фонд печатными и электронными изданиями на 225 тыс. руб.

В 2012 году открылось еще 2 модельных библиотеки. Каждая получила компьютерное оборудование и оргтехнику на сумму 75 тыс. руб. и пополнила фонд печатными и электронными изданиями на 100 тыс. руб.

В 2013 году были открыты 2 модельные библиотеки – в Киясовском и Ярском районах. Каждая библиотека получила из средств РЦП 175 тыс. руб., в том числе 61 тыс. руб. на оснащение библиотеки оргтехникой и 114 тыс. руб. на пополнение фонда печатными и электронными изданиями.

  1. Список учебников

    социокультурной ситуации новых социокультурных ситуа­ций

  2. Учебник нового века педагогика

    Список учебников

    На­значение каждого из них в современной социокультурной ситуации . 6. Что является результатом воспитания? ... образования; сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения...

  3. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии I «Системное движение» как момент современной социокультурной ситуации

    Документ

    Искать для себя какие-то новые социокультурные организованности. И тогда нередко их взгляды... . Основные «напряжения» современной социокультурной ситуации и системное движение 1. Характеристика социокультурной ситуации будет по необходимости очень...

  4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    Документ

    Предоставила уникальную возможность непосредственно рассмотреть социокультурную ситуацию в различных социальных “системах координат”: ... значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского...

18.02.2019

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

21.01.2019

29.10.2018

Все статьи 16.12.2015

Кардинальные перемены возможны в рамках стандартного бюджета на ремонт

Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Именно они на портале Библиотеки нового типа визуализировали идеи и принципы, заложенные в «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».

Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.

Алексей Пузин ,
директор по развитию, дизайн-бюро KIDZ

Егор Богомолов ,
архитектор, дизайн-бюро KIDZ

Настя Терещенко ,
архитектор, дизайнер, дизайн-бюро KIDZ

Санкт-Петербург

Идеология определяет дизайн

Когда нам предложили преобразить библиотеку Гоголя, мы задали себе вопрос: «А что такое библиотека? Что она есть сейчас? Для кого она работает?» Именно от ответов на эти вопросы зависит, какими будут структура и оформление пространства.

Идеология пространства меняется. В «Модельном стандарте» прописано, что публичная библиотека превращается в центр социальной активности и коммуникации. Сама книга утрачивает значение как вид ценности, а библиотека реорганизуется из книжного хранилища (хотя одна из основных функций библиотеки - продолжать хранить книги как ценность) и приобретает функцию социальную: проведение мероприятий и выстраивание коммуникации. Именно от формата мероприятий, когда люди собираются и через различные виды активности взаимодействуют друг с другом, отталкивается и концепция пространства. Человеку должно быть удобно идеологически, визуально и на уровне ощущений.

В центре внимания - мероприятие

В верхней части нового сайта библиотеки Гоголя обращает на себя внимание фраза «предложить мероприятие». Это знаковая деталь. Пользователь сам может предложить провести занятие или встречу в библиотеке и ему, скорее всего, не откажут. Такой подход, конечно, отражается в структурировании и оформлении пространства. По сути, нужно дать возможность на небольшой площади организовать культурное мероприятие, не зная наперед, что конкретно могут предложить посетители. Это значит, что за 10–15 минут, без использования грубой мужской силы, пространство, которое было приспособлено, например, для чтения 50 человек, должно превратиться в зрительный зал для 100 человек. Как это сделать? А просто передвинуть стеллажи на колесах, освободить место, расставить стулья - все, идет лекция! Через час-полтора она закончилась и также легко пространство принимает прежний вид.

Сделать пространство мобильным

Мобильность достигается за счет многофункциональной мебели, которая вместе с тем служит и разграничителем пространства. Мы обожаем многофункциональность. Например, у нас есть объекты, которые одновременно представляют собой стеллаж для хранения книг, место для сидения и отдыха и разделяют зоны различной активности. Один предмет мебели решает несколько задач: функциональных, пространственных и дизайнерских. К тому же, большая часть мебели - на колесиках, ее можно легко и быстро передвинуть.

Сделать пространство прозрачным. Буквально

В библиотеке Гоголя входная зона оформлена не тяжелой массивной дверью, а с помощью больших стеклянных поверхностей. Окна во всю стену и стеклянные двери символизируют открытость библиотеки. Прохожие видят, что происходит внутри, т. е. снаружи понятен функционал помещения. Персоналом такая «прозрачность» не всегда воспринимается позитивно, потому что она обязывает и даже требует изменений в методах работы.

Однако если бы все библиотеки были украшены большими окнами, это бы им сильно помогло. Человек, который не планировал прийти в библиотеку, а просто проходил мимо, мог бы видеть, что там происходит что-то живое. Одно это может побудить его зайти. Библиотекарь, который встречает посетителей и рассказывает, что и где происходит, дает понять, что их здесь ждут. Такие этические моменты не менее важны, чем приемы оформления.

Библиотекарь - фасилитатор активности

Новый формат библиотеки обслуживает не книги с точки зрения ценности, а людей. Если раньше библиотекарь выполнял технические функции по оформлению абонемента, то теперь он становится фасилитатором активности в библиотечной среде. Одна из целей проекта Библиотеки Нового Типа - создать пространство, которое красноречиво бы заявляло о том, что оно способно стать площадкой практически для любого мероприятия. Мы мыслим категориями мероприятия - в таком формате людям удобнее всего взаимодействовать. Каждый посетитель может выступить со всей задумкой, поэтому библиотекарь должен быть открыт любой идее и выстраивать коммуникацию с активными пользователями. Планы на будущее - сформировать вокруг библиотеки и ее персонала неравнодушное коммьюнити. Надо сказать, что пространство в своем развитии опережает сообщество. Даже в Петербурге количество реорганизованного пространства сейчас на уровень выше, чем количество людей, которые могут его профессионально обслуживать.

Пусть пространство будет гибким

Любые жесткие функции рискуют отмирать со временем, поэтому в пространство необходимо закладывать способность к переменам. Например, арт-холл изначально планировался нами как пространство для проведения музыкальных вечеров и выставок. Но со временем он особенно полюбился детям, которые стали приходить сюда после школы. В результате арт-холл расширил свое функциональное назначение. В дневное время здесь проводят детские мероприятия: уроки и мастер-классы. И это правильно: пространство должно быть гибким и откликаться на реальные потребности пользователей. К тому же, мы против деления на детские и взрослые библиотеки. Родитель может прийти с ребенком и оставить его на пару часов педагогу: так оба проведут время с пользой.

От традиционного разделения к открытой планировке

Библиотека всегда создавалась как книгохранилище, куда можно прийти и взять книгу. С этим связана традиционная планировка: абонемент, читальный зал, хранилище для книг, а также множество стеллажей и узкие проходы между ними. Время сместило приоритеты: мы ожидаем, что человек, придя в библиотеку, останется здесь, причем не только поработать, но и пообщаться, посетить мероприятия. Поэтому необходимость разделять пространство по-старому отпала. Все пространство - для людей, закрытых зон практически нет, все книги в открытом доступе. В библиотеке Гоголя есть закрытый запасник непопулярной литературы, но это совсем небольшое помещение.

Конечно, у посетителей разные цели: кто-то пришел за общением, а кому-то нужно сконцентрироваться на работе. Поэтому мы делим большое пространство на меньшие зоны, в том числе за счет мобильной мебели. Как ни странно, чтобы уединиться и почувствовать себя защищенным, нет необходимости прятаться за бетонной стеной, достаточно стоящих слева стеллажей. Да, идеальное пространство создать невозможно, тем более на такой ограниченной площади. Поэтому необходима сеть городских библиотек: если тебе некомфортно в одной из них, ты можешь пойти в другую, решенную в ином стиле.

У каждой библиотеки свое лицо

У каждой из библиотек должно быть свое концептуальное решение: одна может специализироваться на мероприятиях и лекциях, другая - на музыкальных вечерах и обладать студией звукозаписи, третья проводить мастер-классы и иметь свою мастерскую. Речь даже не столько о сети библиотек, сколько о сети городских пространств, будь они коммерческими или некоммерческими. Очень важно партнерство библиотеки с коммерческими партнерами. Идея в том, чтобы объединить местное сообщество. Люди могут собраться в библиотеке в том числе и для того, чтобы решить насущные проблемы (например, вопрос с парковкой или благоустройство двора). Библиотека становится пространством-активатором и влияет на то, что происходит в городе, его культурном, социальном и физическом ландшафте. Цель в этом.

Стандартный бюджет на ремонт

Многим кажется, будто классная, модная обстановка - либо заграничная, либо очень дорогая, но это не так. Мебель для библиотеки Гоголя разработана нами и собрана на рязанской фабрике. Хорошие пространственные решения не всегда дороги. Никакого космического бюджета! Мы вписались в сумму, выделенную на стандартный ремонт для районной (даже не городской!) библиотеки. Хороший дизайнер всегда сможет для конкретной проблемы подобрать эффектное решение, которое потребует минимальных затрат.

Сложным оказалось убедить подрядчиков пойти нам на встречу и выпустить мебель на заказ по нашим эскизам. У поставщиков за десятилетия сформировалась стандартная линейка, которую они и продают библиотекам, и не видят смысла что-то менять. Нам, дизайнерам, удобнее было бы сотрудничать с небольшими мастерскими, которые могут легко вносить изменения в технологический процесс в отличие от крупных производителей. Но жесткая система тендеров преграждает им выход на этот рынок.

Вписать библиотеку в городской контекст

Что именно создавать в библиотеке зависит от того, где она расположена и в чем нуждаются жители. Например, в одной из петербургских библиотек создали звукозаписывающую студию - по примеру финских коллег. Проект неплохой, но искусственный, потому что реальной потребности в этой студии нет. Тогда как посетители библиотеки Финляндии, с которой брали пример, действительно нуждались в такой студии - было проведено социологическое исследование. Рядом с ней находится музыкальная школа и жителям нужна площадка для записей, репетиций и выступлений.

Нельзя создавать библиотеку в вакууме, в отрыве от того, что уже существует. Нужно, чтобы библиотека поддерживала уже сложившиеся активности, тогда люди придут сами. Библиотека Гоголя - пилотная площадка, там не был полностью учтен контекст, ее цель была иная - громко заявить о себе и происходящих в библиотечном мире переменах. Но работая над Ржевской библиотекой, мы «настраиваем» ее на окружающее пространство. Например, уже многие годы там существует театральная студия и люди хотят ее сохранить, поэтому проект предусматривает зрительный зал. Важно обратить внимание и на то, что находится вокруг. Если есть ряд учреждений, которые уже выполняют определенную функцию, библиотеке стоит от нее отказаться, чтобы не дублировать друг друга.

Этой осенью Министерство культуры утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», призванный превратить не слишком посещаемые хранилища книг в современные социальные пространства. Каких конкретно перемен стоит ждать и в каком направлении движутся современные библиотеки - об этом The Village поговорил с дизайнером бюро KIDZ Егором Богомоловым, превратившим районную библиотеку им. Н. В. Гоголя в самый обсуждаемый читальный зал Петербурга, и одним из кураторов проектов в ней Анатолием Бузинским.

анатолий бузинский

куратор проектов в библиотеке, коммуникационное агентство «Код города»

Егор Богомолов

дизайнер бюро KIDZ

Библиотеки будущего?

Егор: С новым «модельным стандартом библиотек» история очень простая. Сотрудничать нам предложила Академия переподготовки работников искусства , культуры и туризма (АПРИКТ) и Министерство культуры. Смысловое наполнение шло не от нас: они сами разработали методологию, а мы должны были раскрыть её с помощью дизайнерского языка, создать что-то в духе библиотеки Гоголя. Ключевая идея - отталкиваться не от нужды расставить где-то книги, а от самого человека.

В итоге получилось три модели для разных масштабов помещений: 400, 700 и 1 100 метров квадратных. В этих пространствах ставятся акценты: в одном - на организацию мероприятий, в другом значительную роль сыграет коворкинг, в третьем маленькое пространство расширится за счёт гиперфункциональной мебели.

АНАТОЛИЙ: Даже если модель не будет реализована полностью, каждый библиотекарь может использовать какую-то идею. Например, подоконник может быть рабочим столом, а ярусная посадка - и местом для чтения, и релакс-зоной. Каким образом библиотекари о проекте узнают? Я скептически к этому отношусь, но надежда умирает последней: Министерство культуры должно выстроить коммуникацию со всеми библиотеками региона. В первую очередь этот проект - пример для местных властей: вот модели, которые рекомендуется реализовать. Но мы не смотрим так глобально, наша задача - преобразовать петербургские библиотеки.

Е: В 2016 году должна завершиться реконструкция библиотеки «Ржевской». Там появится гиперфункциональная мебель, которая делит пространство на зоны; закрытые пространства (где можно провести, например, урок иностранного языка) будут варьироваться с полуоткрытыми. Большая часть поверхностей, насколько это возможно, превратится в книжные полки. Есть привязки к контексту, к истории места. «Ржевская» занимается в основном краеведческой темой, и это будет отражено в дизайне.



А: В случае с «Ржевской» мы решили работать не только с внутренним наполнением, но и с внешней составляющей: рядом есть большая аллея и парк, в том же здании находится детская библиотека. Важно показать прохожим, что внутри библиотеки что-то происходит.

О библиотеке Гоголя в Петербурге

А: Первый шаг сделала сама библиотека, а точнее сказать новый директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района Марина Швец. Её инициативу поддержала администрация района. Финансирование проекта было самым обычным - то, что заложено в районный бюджет. Причём до нас уже была потрачена половина средств - на покраску стен и так далее. Всё дело в эффективном распределении денег и мотивации сотрудников.

Е: Мы отталкивались от того, что кругом всё такое серое и мрачное. Возможно, кое-где мы переборщили с цветастостью, но на тот момент мы всё сделали правильно. Даже пожилые посетители говорили: «Как у вас здорово!» Они не жаловались, что, мол, превратили библиотеку в Диснейленд, хотя, по идее, именно они должны быть самыми суровыми критиками.




Важно делать пространство, которое приспособлено к изменениям. Когда задаётся очень жёсткая функция, она со временем может просто отмирать. И всё - больше ничего не будет происходить. Есть несколько вещей в библиотеке Гоголя, которые используются не так, как мы планировали, но всё равно это удобно. Например, арт-холл, задуманный как площадка для творчества, сейчас воспринимается больше как детская зона, и это классно. Мы делаем пространство как можно более мобильным. Мы не можем предугадать, что в помещении будет через год, когда наполнение меняется даже в течение дня.

Книги - не главное

А: Когда мы открывали детскую библиотеку «Город», у нас был круглый стол, и кто-то из библиотекарей сказал: «Ой, а представляете, есть библиотеки, где нету книг! Это так ужасно!» Будучи модератором, я не мог оппонировать, но заметил, что всё зависит от потребностей аудитории. Если есть электронные базы и людям хочется не читать бумажную книгу, а делать в библиотеке что-то другое, то в этом нет ничего ужасного.

Е: Для меня библиотеки - это место коммуникации. Книгу ты можешь и дома почитать, в интернете много чего доступно. Речь идёт скорее о взаимодействии людей: не хватает мест, где они могут собраться, что-то обсудить, устроить своё событие - превратиться из потребителей пространства в его создателей. В Хельсинки, например, находится музыкальная библиотека, где очень мало книг, зато есть своя звукозаписывающая студия.

А: Могу сказать на примере библиотеки Гоголя, где я администрирую социальные сети. . Ко мне через день кто-то обращается: Филармония, Кирхе, экофестиваль, сейчас ещё хотят снимать телевизионную программу про книгу - и так постоянно. То есть запрос очень большой. Мне кажется, что библиотеки для Петербурга имеют особое значение. В Москве процесс городских трансформаций легче запустился в парках, а у нас из-за климатических и интеллектуальных условий, мне кажется, движущей силой должны быть библиотеки.

А: Со следующего года мы хотим запустить проект с главными книжными магазинами - чтобы в библиотеку поступали лучшие новинки. Недавно у нас была встреча с Татьяной Москвиной, и мы дополнительно закупали её книги, чтобы она подписала их. Вдвойне приятно читать книги, подписанные автором.

Е: Вместить абсолютно все книги невозможно в принципе, каким бы пространство ни было, - нужно как-то выбирать. У районных библиотек должна быть своя специфика. На этом нужно сделать и визуальный акцент. Получилось бы, что каждая библиотека отвечает за какую-то часть информации.



А: В Красногвардейском районе логично, чтобы у Библиотеки Гоголя были хорошие книжные фонды по урбанистике и дизайну. Раз так совпало, что она стала жутко стильной и молодёжной. В прошлом году мы получили премию «Открытие года» The Village, в этом «Собака.ру» дала премию за лучший дизайн-проект. Да, дизайн взял на себя очень большую часть, но меняются и сами библиотекари. Мы делаем много социальных проектов, люди сюда приходят и для своих нужд. Например, сидит шестиклассница и делает домашнее задание. Говорит: «Здесь же круто».

23 ноября была годовщина реконструкции - время подводить итоги. Около 60 % - это новая аудитория, а 40 % - ядро, которое уже было: бабушки и дедушки, приходящие за детективами и романами. Изначально нам важно было донести идею, что библиотеки меняются, что читать - это модно, интересно. Сейчас мы хотим увеличить посещаемость, в первую очередь за счёт мероприятий.

Государственные учреждения не открыты к инициативам. Попробуй прийти в какую-нибудь библиотеку и проведи там что-нибудь. Это то же самое, что прийти в ЖКХ и сказать: «А давайте мы сейчас лавочки поставим новые». А у библиотеки Гоголя другие принципы - мы абсолютно открыты. Мы понимаем, что это стратегически важно: чем больше будет у нас мероприятий, тем больше интересных и разных людей придёт и станет читателями. Сейчас, например, в библиотеке любой желающий может посетить художественную выставку о котах. Я не фанат котов, но они собирают 100 человек на открытии. Кроме этого, у нас были громкие международные события - например, турнир по дебатам или мероприятие в рамках Urban Week. Есть и наши инициативы, которые нам симпатичны, например «Урок литературы» с участием известных писателей.

О смелых библиотекарях

А: Библиотеки районов почти не взаимодействуют между собой. Единый читательский билет - это формальность. Конечно, это хорошо, что ты взял книгу в одном районе, а сдал в другом. Но библиотекам не хватает циркуляции информации, в первую очередь, о тех интересных и актуальных событиях, которые бывают в книжных залах. В этом библиотеки не отличаются от других пространств города, но им объединиться легче, чем каким-нибудь креативным коворкингам. Наше главное преимущество - то, что мы государственные, бюджетные и бесплатные для посетителей. Мне кажется, что библиотекари - самые смелые и инициативные из бюджетников. Взять, например, мелкие музеи - их не видно, не слышно. Про библиотеки же если и говорят, то, например, в связи юбилеем президентской библиотеки им. Н.Б.Ельцина. Но для кого она? Просто так с улицы туда не зайдёшь. Зато районные библиотеки не стоят на месте.




Сейчас к нам пришло осознание того, что вместе с культурными деятелями нужно брать библиотечную тему и поднимать её на новый уровень. К сожалению, пока это идёт на уровне администрации района или по инициативе снизу. В этом есть свои преимущества, потому что мы абсолютно открыты и свободны, но с другой стороны, если бы была поддержка города - как в Москве, - то многие задачи решались бы в семь раз быстрее. Для нас важно, что многие библиотекари на низовом уровне к нам обращаются за советом. В следующем году мы собираемся организовать обучение для всех сотрудников библиотек Красногвардейского района. Основные направления - связи с общественностью, организация событий и дизайн.

Текст: Александра Боровикова

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней