Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проект: «Библейские мотивы в романе Ф. М

«Преступление и наказание» — один из идеологических романов Ф. Достоевского — пронизанный идеями христианства. Библейские мотивы придают роману общечеловеческое значение. Образа и мотивы из Библии подчинены единой идее и сгруппированы и полукруг определенных проблем. Одна из них — проблема судьбы человечества. Согласно современному писателю общество соотнесено в романе с апокалипсическими прогнозами. Образ Библии перенесен в видение героев. Так в эпилоге роман обрисовал ужасную картину: «… грезилось в болезни, будто весь мир обречен на жертву какой-то страшной неслыханной и невиданной язвы…» Если сравнить это описание с Апокалипсисом, то можно заметить очевидную похожесть описания конца времен и видение Раскольникова на каторге. Это описание помогает понять предупреждение автора о страшной пропасти бездуховности, к которой может попасть человечество, игнорируя мораль.

Поэтому тема духовного возрождения в романе связана с идеей Христа. Не случайно и Соня Мармеладова во время первого визита ее к Раскольникову читает ему историю о воскресении Лазаря: «Промолвил к ней Иисус: «Я воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, — хотя и умрет, будет жить. И каждый, кто живет и кто верит в Меня, — во веки не умрет». Соня надеялась, что это побуждает Родиона, ослепленного, разочарованного, поверить и покаяться. Она мыслила как глубоко верующая христианка. Ведь путь к прощению и к воскресению духовному лежит через раскаяние и страдание. Она поэтому и советует Раскольникову сдаться власти, лишь бы принять на каторге страдания ради очищения. Не сразу герой понимает все, сначала даже опасается, что Соня назойливо будет проповедовать ему. Она была мудрее. Их обоих воскресила любовь. К Евангелию Раскольников поворачивается сам, стремясь найти там ответы на свои вопросы. Больнее всего в них — вопрос о справедливости в мире. В романе Мармеладов говорит тогда еще совсем другому Раскольникову, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех понимал, он единый, он и судья». Это он о втором пришествии Христа говорил, так как верил, что после беззакония и несправедливости настанет Царство Бога, так как иначе не будет справедливости.

Итак, философская концепция Достоевского — это духовное возрождение человека через любовь-сочувствие к человеку и всему обществу, через проповедь христианской морали. И чтобы как можно лучше подать эту концепцию, писатель написал к своему произведению наиболее известные сюжеты и мотивы главной книги христианства — Библии.

Мы привыкли, что в литературных произведениях важными образами являются образа главных или второстепенных персонажей, т. е. людей, которые действуют в произведении. Через персонажей раскрываются основные проблемы литературного произведения, они воплощают в общие типы или являются неординарными личностями, второстепенные персонажи создают социальный фон, на котором развивается действие произведения и т. п.. Но роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» есть по-настоящему уникальным явлением в русской мировой литературе. Важным образом в этом романе есть образ Петербурга — в котором происходят события.

Внимательный читатель имел возможность заметить, что образ Петербурга так или иначе выделяется во многих произведениях русской литературы. Вспомним пушкинскую поэму «всадник», в котором город Петербург фактически является отдельным персонажем. Петербурга не было бы и известных нам гоголевских «Петербургских повестей». Чем же привлекает писателей этот город? Почему именно он помогает им раскрыть темы и идеи произведений? Какие именно темы и идеи раскрываются через образ Петербурга?

Как возникает новый город? На определенном месте начинают селиться люди, поселок достраивается, увеличивается… Но не так было с Петербургом. Он известен нам как рукотворный город, построенный на болотах по приказу Петра I. Во время его лечения от болезней, которым оказывал содействие климат, и от тяжелой работы умерло много людей, фактически этот город на костях. Прямые улицы, созданные искусственно, величественные и малые здания… Все это не оставляет жизненного простора для существования простому человеку. Поэтому гибнут в Петербурге герои «Медного всадника» Пушкина, » Шинели» Гоголя. Этот город с собственной, жестокой и химерической, душой… Город-Фантом… Город-монстр…

В романе «Преступление и наказание» реалии Петербурга воспроизведены с топографической точностью, тем не менее часто они приобретают символическое значение, становясь, и частью ее. В романе мы видим другой Петербург (не те величественные модные сооружения) — город открывает свое ужасное дно, место существования морально опустошенных людей. Они стали такими не только через собственные недостатки, а потому, что город-фантом, город-монстр сделал их такими.

Кварталы, черные подъезды, дворы и подвалы населены людьми, в жизни которых безысходность, город «по венцы» полный жестокости, несправедливости, не существующей морали.

Изображая Петербург, Ф. Достоевский нарочно символизирует этот город. Символическое значения приобретают площадь, ступеньки домов (которые обязательно идут вниз: вниз, на самое дно жизни, в перспективе — в ад). Важной есть символика в изображении города — желтые болезненные цвета воссоздают сегодняшнее состояние героев, их моральный недуг, неуравновешенность, напряженные внутренние конфликты.

Я считаю, что для понимания художественного произведения важно уметь находить скрытые, но значащие образы, уметь различать так называемые «декорации» реалистически и символически нагруженные места действия. Именно таким городом-символом есть Петербург в романе «Преступление и наказание». Анализ значения этого образа помогает лучше понять глубокое содержание этого романа.

Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание»

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  2. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  3. Сочинения по литературе: Мир «Униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «униженных и оскорбленных» в...
  4. Сочинения по литературе: «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно...
  5. Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  6. Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей...
  7. Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о...
  8. Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о...
  9. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  10. На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей...
  11. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений....
  12. В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорбленных», тему маленького человека. Общество, в котором...
  13. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений....
  14. Когда читаешь роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», кажется, от первого знакомства с Родионом Раскольниковым до его страшного преступления и...
  15. Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление — убийство старухи процентщицы, и наказание —...
  16. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений.... Впервые роман «Преступление и наказание» увидел мир в 1886 году. Это роман о современной России, которая пережила эпоху глубочайших социальных...
  17. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема: Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

    проанализировать роман «Преступление и наказание» через призму священного писания;

    показать какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения:

    • в развенчании теории Раскольникова;

      в понимании образов героев;

    развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;

    формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;

    создать эмоциональный настрой, позволяющий каждому учащемуся открыто высказывать свою точку зрения;

    воспитывать моральные и нравственные качества через духовное восприятие героев романа.

Оборудование:

    Портрет Ф.М. Достоевского В.Г. Перова;

    «Христос в простыне» И.Н. Крамского;

    Картина И. Глазунова «На складе»;

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

    Библия;

    Слайд – шоу;

    Эйдос – конспект;

    Кейс – конспект;

    Иллюстрации к роману в каждом «кейсе» для сравнения с библейской иллюстрацией на слайде.

Тип урока: урок – исследование.

Метод: частично – поисковый.

Эпиграф:

«Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная».

Н.С. Лесков

Ход урока.

Учитель:

«Преступление и наказание»… Роман прочитан, а фейерверк мыслей не дает успокоиться. Да, роман Достоевского – какой – то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Вынутая из смерча песчинка ничтожна. В смерче же сбивается с ног. А проблемы, поднятые писателем в романе, далеко не песчинки: ответственность перед Богом за свою жизнь и жизнь окружающих людей, жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие. И собранные вместе, они, подобно смерчу, взрывают наше сознание, пробуждают нашу совесть, взывают к разуму, доносят до каждого христианскую идею, идею спасения и истинной любви.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вместо сообщений и анализа мы будем искать истину. Истина, как мы знаем, рождается в споре. Но!.. Она находится и в Библии. «Твое слово есть истина»,- говорил Иисус Христос, обращаясь к Богу. (Ин. 17:17)

Попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение поднятых в нем проблем. Именно Библию Достоевский считал «книгой человечества». Эта мысль является эпиграфом урока: «Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная» Н.С. Лесков.

Но прежде чем преступить к исследованию, рассмотрим две картины:

    портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Г. Перова;

    «Христос в пустыне» работы И.Н. Крамского.

Ученик: (в ходе описания портретов принимает участие и учитель)

Посмотрите внимательно на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне», 1872 г. Христос, приняв крещение и услышав голос Бога с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню и там 40 дней, без пищи, пребывает в полном уединении. Он размышляет о своем назначении – спасти человечество от греха и смерти.

Учитель:

Что, по-вашему, в картине является смысловым центром?

Руки Иисуса, до боли сжатые, словно Он пытается связать воедино мир, землю и небо.

Перед нами драма: превращение человека в посланника Божьего, должного пострадать за людей.

Ученик:

А теперь посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского, написанный В.Г. Перовым. Что общего в этих двух, казалось бы, разных картинах? Руки! Они у Достоевского тоже сжаты. До боли. Тот же сосредоточенный взгляд. А в нем боль за каждого, желание спасти. И спасение видит он в духовном возрождении человека. Итак, мы видим, глядя на портреты, что у Иисуса Христа и у Достоевского одна цель – спасти человечество.

Учитель:

Ребята, я боюсь отвести ваше внимание от романа, но, все же, хочу показать вам еще одну картину И. Глазунова «На складе». Старая заброшенная церковь. На левой стене фреска, изображающая въезд Иисуса в Иерусалим. Перед фреской, в центре картины огромный пень и воткнутый в него топор для рубки мяса – топор палача. А справа висит разделанная окровавленная туша животного. Храм превращается в мясной склад, как это страшно! Еще страшнее, когда храм души превращается в склад. Это несовместимо: храм души, топор и кровь (чувствуете связь с романом). Этого не должно быть, предупреждает автор картины. Не должно быть – взывает Достоевский. Не должно быть, но, было…

Чтобы прийти в себя от потрясения после знакомства с картиной И. Глазунова, давайте послушаем музыку и поговорим, чем будем заниматься на уроке.

Работаем по методу «кейс-стади» (ребята знакомы с его технологией:

    самостоятельная работа с критической литературой;

    анализ конкретных ситуаций;

    мозговой штурм;

    дискуссия;

    результат).

К концу урока мы должны выяснить, можно ли чем-то оправдать убийство? Чтобы ответить на этот вопрос будем учитывать личное мнение , мнение автора, точка зрения Библии (т.к. в Библии истина) и УК Украины .

Личное мнение вы выскажете, ответив на пункты вопросника:

    Можно ли оправдать чье-либо убийство:

    1. да;

      нет;

      затрудняюсь ответить.

У каждого есть лист вопросника. Ассистент подсчитает результаты.

В каждой группе выберите:

    координатора (организатора работы);

    секретаря (распределяет материалы «кейса», фиксирует результаты);

    ритора (оглашает результаты исследования).

При большем количестве учащихся «ролей» в группе может быть больше .

Учитель дает общее задание учащимся:

    В кейсе иллюстрация с изображением одного из персонажей романа.

    • кто это?

      как вы определили?

      на обороте иллюстрации напишите имя персонажа.

    Из пакета №1 достаньте напечатанное имя героя. Совпало ли оно с вашим? Наклейте его в нижнем правом углу иллюстрации.

    В пакете №2 записаны вопросы для обсуждения. Достав их, приступайте к работе. В случае затруднения, откройте 3-й пакет: там находится набор «документов» - критическая, дополнительная литература, которая поможет в работе при обсуждении.

Учащиеся, ознакомившись с содержанием «кейса», обсуждают проблему, выносят «резолюцию». Если испытывают затруднение, возможна помощь учителя. Можно использовать второй вид помощи: ребята из других групп могут подсказать свое решение. За ответ получают жетон (может быть, и два, если сложный вопрос или оригинальный ответ). В конце урока за самое большое количество жетонов – 10 баллов, у кого меньше – 9 баллов и т.д.

Учащиеся в течение 5 минут, распределив роли, решают проблему.

Учитель:

Итак, мы знаем, почему Раскольников совершил преступление.

А когда было совершено на земле 1-е преступление?

    (На экране слайд «Убийство Авеля»)

Работает 1-я группа.

Содержание «кейса»:

    1. Зачитайте стихи из Библии.

      Какова параллель библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже совершает противоестественный, греховный поступок – убийство).

3. Какова роль библейского эпизода?

(В Библии написано: Бог не хочет смерти грешника, но чтобы обратиться ему и жить вечно. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, но Каин не раскаялся и навечно остался преступником. А история Раскольникова – это путь к духовному возрождению – через покаяние).

4. О наказании Каина – несколько библейских строк, а о наказании Раскольникова – 5 глав. Почему?

(Остаться преступником без раскаяния несложно. А Достоевский хочет, чтобы читатель, пройдя с Раскольниковым путь страданий и раскаяния, понял, что убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и смерти. Понял и не ступил на этот путь).

(Свою иллюстрацию «Раскольников убивает старуху-процентщицу» ребята передают ассистенту. Тот прикрепляет ее на доске слева от портрета Достоевского с романом «Преступление и наказание». А иллюстрацию «Убийство Авеля» - справа от изображения Иисуса Христа и Библии – 1-я параллель).


    Учитель:

Ребята, вы помните историю грехопадения наших прародителей?

На слайде «Змий» искушает Еву.

Работает 2-я группа.

    1. Зачитайте стихи из Библии Бытие 3: … .

2. Как Ева оправдывает свой грех перед Богом?

(«Змей» (Сатана)… он обманул меня, и я ела (Быт 3:13).

3. Какова параллель этого библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже в конце романа оправдывается, объясняя одну из причин преступления: «Черт меня вел на преступление»).

4. Каков урок сопоставления?

(Достоевский показывает: найти оправдание своему греху легко, еще легче переложить свой грех на другого. Сложно представить, что за ним последует, страшно пережить эти последствия. Адам и Ева так и остались источником греха. А Раскольникову Достоевский дал шанс искупить грех).

    Учитель:

Слайд Мария Магдалина - грешница.

Работает 3-я группа.

Содержание кейса:

1. Прочитайте из Библии Луки 7:36*38 о грешнице.

2. С каким персонажем ассоциируется библейская грешница? Почему?

(С Соней Мармеладовой. Это самый притягательный образ в романе. Но Раскольников считает ее великой грешницей: ведь она тоже переступила нравственный закон).

3. Прочитайте продолжение истории Марии Магдалины. 17:39,47,48,50.

(«пригласивший его (Иисуса Христа) фарисей сказал про себя: «Если бы он … знал, что за женщина прикасается к нему, ведь она грешница». Иисус Христос ответил: «… ее грехи, хотя их и много, прощаются ей, т.к. она проявила много любви». Затем он сказал ей: «… Прощаются твои грехи… Твоя вера спасла тебя»).

4. Как история библейской грешницы помогает понять, почему Соня, переступившая закон, прощена, а Раскольникову прощение пришлось выстрадать?

(Соня переступает закон из любви к своим близким. Благодаря любви и вере, она заслужила прощение).

ВЫВОД: как в Библии Мария Магдалина проходит путь от падшей женщины к праведнице, так и в романе такой же путь проходит и Соня.

Ассистенты прикрепляют иллюстрации к роману возле портрета Достоевского; библейские иллюстрации возле картины Крамского.


    Работает 4-ая группа

Слайд «Воскрешение Лазаря».

Содержание кейса:

1. Прочитайте Ин 11:1,2,17,23,25,39,41,43,44.

2. Какие слова из этой легенды являются стержневыми?

(Иоанна 11:25 «Я (их) – воскресение и жизнь . Кто проявляет в меня веру , даже если и умрет, оживет »).

3. Кто читает Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря? Почему?

(Соня хочет, чтобы Раскольников был прощен через веру в Бога).

4. Какое отношение эта легенда имеет к роману?

(Она перекликается с судьбой Раскольникова. Комната главного героя уподоблена гробу. И Лазарь находился в склепе (гробу). Соня читает о Лазаре на 4-й день после преступления. Лазарь воскрес на 4-й день. И Раскольников все 4-и дня был «мертв» и по сути лежал в гробу. А Соня пришла, чтобы спасти его.

Слово Бога имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в сердце. «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как встал, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал грязную землю с наслаждением и счастьем». Да, кто не боялся делать грех, не должен стыдиться покаяния!)

ВЫВОД: через покаяние, через истинную веру может возродиться даже грешник.

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот урок?

    Ценить жизнь, свою и чужую.

    В любой критической ситуации обращаться к Библии как источнику ИСТИНЫ.

    Отвергать любое насилие и не искать ему оправдания.

Роман прочитан, но с нами остались впечатления, раздумья, возможно, вопросы. Может быть, что-то и осталось непонятым до конца. Но мысль разбужена. А это главное.

Возможно, позже вы еще раз обратитесь к прочтению романа и поймете, насколько это глубокое произведение. И оно не может быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке. Остальное за вами…

Учитель обращает внимание на эйдос - конспект, составленный на доске по материалам урока.

Не убий! Исх. 12:13 «Когда изберу время, я произведу суд по правде»!

Человек не должен подменять собой закон и суд. За умышленное убийство УК Украины предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Личное Достоевский Библия Уголовный кодекс

Мы пытаемся идти к Богу, строить храмы, но не все сделали главного – не очистили свою душу, не покаялись все перед каждым и каждый перед всеми. Не все смыли кровь со своей души. А храмы на крови не строят. И все же мы сделали шаг. Шаг навстречу очищению, навстречу счастью. Идите к нему.

Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?

Этот сюжет в романе имеет место в 4 части, 4 главе на 4 день после убийства, в то время, как в Евангелии он тоже находится в 4-м томе. После такого совпадения чисел становится очевидно, что данный сюжет явно не случаен, тем более Достоевский вообще просто так ничего не дает.

Во время чтения этого эпизода атмосфера безумия сгущалась. Все это заставило Родиона Раскольникова кинуть в лицо Сони фразу про цель разрушить, задавить получить власть … в Раскольникове сливаются две взаимоисключающие черты: доброта и гордость, поэтому Сонечка и Полечка вызывают в нем нежность и презрение.

Также в нем пробуждается желание взять власть и крушить все вокруг. Воскрешение Лазаря не стало для Раскольникова чудом, не стало его «воскрешением». Он думал, что должен произойти какой-то перелом, но ничего … произошел простой слом (потому и вызван монолог про власть).

Это показывает, что путь Раскольникова к чуду долог и тернист (сначала покаяние на площади, которое ничего ему не дало, потом у следователя, а потом уже и на каторге).

Под подушкой он нашел ту самую книгу (уже на каторге), из которой ему читали этот отрывок … он его читает еще раз … в его душе наконец происходит этот перелом, и он «воскресает». Путь покаяния — единственный правильный путь, по которому может идти человек, по Достоевскому.

«Я не старушку убил,я себя убил», — говорит Родион. Но путь к этому воскрешению будет долог. В этом и есть роль этих двух эпизодов с упоминанием библейского сюжета о воскрешении Лазаря.

Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества.

Ф.М.Достоевский

Идеями христианства пронизано творчество многих выдающихся писателей. Библейскими мотивами наполнены произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Эта традиция продолжается в творчестве Булгакова, Мандельштама, Пастернака, Ахматовой, Айтматова и других писателей двадцатого века. Библейская проблематика является общечеловеческой, потому что в Библии речь идет о добре и зле, правде и лжи, о том, как жить и умирать. Недаром ее называют Книгой Книг. Романы Ф.М. Достоевского наполнены различными символами, ассоциациями и реминисценциями. Огромное место среди них занимают мотивы и образы, заимствованные из Библии. Они подчинены определенным идеям и группируются, главным образом, вокруг трех тем: эсхатология, возрождение и утопия.

Эсхатология. Действительность, окружающий его мир Достоевский воспринимал как некие пророчества из Апокалипсиса, которые уже стали или вот-вот станут реальностью. Кризисы буржуазной цивилизации писатель постоянно соотносил с апокалиптическими прогнозами, а образы из Библии переносил в видения своих героев. Раскольникову «грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу… Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими» Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т. - М., 1982. - Т. V.- С. 529). Сравним с Апокалипсисом, в котором говорится, что в конце времен появится на земле армия Аваддона: «И дано ей не убивать их (людей), а только мучить пять месяцев; и мучение от нее, подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека» (Апок. IX, 5). Апокалиптические мотивы Достоевский использует для того, чтобы предупредить человечество: оно стоит на пороге глобальной катастрофы, Страшного суда, конца света, и виной этому - буржуазный Молох, культ насилия и наживы.

Болезнью мира, бесноватостью считал писатель пропаганду ненависти, нетерпимости и зла во имя добра. Эта мысль находит выражение и в романе «Бесы», и в романе «Преступление и наказание». Достоевский показал, что теория насилия, завладевшая умом Раскольникова, ведет к истреблению человеческого в человеке. «Я не старушонку, я себя убил!»,- с отчаянием восклицает главный герой. Писатель считает, убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и к смерти.

Возрождение. Тема духовного воскрешения личности, которую Достоевский считал главной в литературе 19 века, пронизывает все его романы. Одним из ключевых эпизодов «Преступления и наказания является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову Библейскую историю о возвращении к жизни Лазаря: «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоанн XI, 25-26). Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же» (V, 317). Раскольников, совершивший злодеяние, должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением, образно говоря, воскресением из мертвых, дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия: «Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший…» (Иоанн. XI, 43-44). Эта символическая сцена имеет символическое и художественное продолжение: в конце романа Раскольник-каторжник, покаявшись, возрождается к новой жизни, и в этом немалая роль Сониной любви: «Оба они были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» (V, 532).

Тема веры настойчиво звучит в романе. Она связана с образами Раскольникова и Сони Мармеладовой. Соня верует, она живет по библейским законам любви к ближнему, самопожертвования, веры, смирения. Бог не допустит того, «чему быть невозможно». С историей жизни Сони Мармеладовой типологически связана притча о блуднице, прощенной Христом. Существует предание о том, как реагировал Христос на решение фарисеев и книжников наказать в храме женщину, виновную в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Вспомним слова отца Сони: «Прощаются и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, я уж знаю, что простит…» (V, 25). Любопытна такая деталь: евангельская Мария Магдалина жила неподалеку от города Капернаума, который посетил Христос; Соня снимает квартиру у Капернаумовых. Именно здесь она читала легенду о воскресении Лазаря.

Раскольников обращается к Евангелию и должен, по мысли Достоевского, найти там ответы на мучающие его вопросы, должен постепенно переродиться, перейти в новую для него действительность, но это, как писал автор, уже история нового рассказа. А в романе «Преступление и наказание» на главном герое, отошедшем от веры, от библейских заповедей, лежит печать Каина, также библейского персонажа.

Библейская история о первом убийце и о его наказании соотносится с преступлением и наказанием Раскольникова. В библии Господь после убийства спрашивает Каина о брате: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» В чем смысл этого вопроса? Очевидно, за преступлением Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, потому что «Бог не хочет смерти грешника, но - чтобы обратиться ему и быть живу». Каин еще ничем не наказан, но его состояние таково же, как и перед убийством, — помрачнение ума, ибо только безумием можно объяснить, что, отвечая всеведущему Богу, Каин лжет: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» От Бога - призыв к покаянию, от человека - безумное его отвержение.

Достоевский показывает, что помрачнение ума - непременное условие преступления и сохраняется по его совершении. Так, сознание Раскольникова в деталях, фрагментах, в отдельных истинах отчетливое и верное, но в целом это сознание болезненное. Задумав убийство, герой решил, что «рассудок и воля останутся при нем, неотъемлемо, единственно по той причине, что задуманное им - не преступление». Когда же он очнулся после преступления у себя в каморке, «вдруг в один миг все припомнил! В первое мгновение он думал, что с ума сойдет». Он припомнил, что после преступления не скрыл очевидных улик (не запер дверь на крючок, оставил следы крови на платье, кошелек и деньги не спрятал). Все его дальнейшие попытки замести следы носят оттенок безумия, «даже память, даже простое соображение оставляют его…ум помрачен» Он признается себе «Подлинно разум меня оставляет!» (ч.2, гл.1)

Для Раскольникова призыв к покаянию звучит в событиях его жизни: он получает весть - повестку из полиции с требованием явиться. Две мысли борются в нем. Первая мысль - скрыть улики, вторая - пусть уличат. Раскольников готов был открыться. Но его никто не вынуждает признаваться. По мысли автора, от него требуется покаяние, акт свободной воли и перемены мысли. Раскольников совершил идейное преступление, обдуманное, человек требует свое «право на кровь», и покаяние его не могло быть болезненным порывом, оно должно быть обдуманным, действительной переменой мыслей. Поэтому в ходе сюжетного повествования порыв Раскольникова сознаться останавливается: полицейские «вдруг» при нем начинают обсуждать вчерашнее.

Раскольникова ожидает не только болезнь, но и наказание. Наказание мы часто воспринимаем как кару, возмездие, мучительство… Не так у Бога. «Наказание» — это «указание на» что-то, а так же это наказ, что делать, что не делать. При этом тебе что-то «сказано»: открыто явно, теперь ты можешь делать это или нет. И даже когда ты преступил «наказанное», «наказание» остается с тобой как акт милосердия Божьего. Об этом читаем в Библии: как Каин выпросил у Бога себе наказание - каинову печать. «И сказал (Господь Каину): что ты делал? Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отвергла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы для тебя; ты будешь стенающим и трясущимся на земле».

Каин - первый из людей, кто был проклят. Но никто Каина не проклинал… Господь не проклинает никогда никого… Каин был проклят от земли, он стал «стенающим и трясущимся на земле». В древнем еврейском языке одним словом обозначены «наказание» и «грех»: грех и есть наказание для преступника. Каин оказался вне мира Божьего. Господь не гонит Каина от себя, но Каин не понимает этого: «И сказал Каин Господу: наказание мое больше чем снести можно. Вот, ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле…» Каин бежит от Бога. Ему никто не хочет мстить. За ним никто не гонится. Но, как сказано в Священном Писании «нечестивый бежит, когда никто не гонится (за ним)». Каин сам скрывается от лица Господня, боится же он одного - быть убитым. И Господь дает первому убийце защиту, которая станет его «наказанием». «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня… И построил он город; и назвал город по имени сына своего».

«Знамение», которое дал Господь первому убийце по его просьбе, охраняет убийцу от другого наказания, кроме изгнанничества и одиночества. Тема каиновой печати становится доминирующей в наказании Раскольникова. Его наказывают не столько муки совести, сколько двузначная печать Каина: Раскольников совершенно охранен от преследования и отлучен от общества людей. Только три человека видят эту печать на нем: следователь Порфирий Петрович (уверенный в преступлении Раскольникова, он оставляет его до времени «погулять»); Соня (она тоже преступница, и к ней раскольников пытается пробиться из своего жуткого одиночества) и Свидригайлов («Мы одного с вами поля ягоды», — говорит он при первой встрече).

Утопия. Залогом образования мира любви и справедливости Достоевский считал второе пришествие Христа. Именно этот мотив звучит в романе «Преступление и наказание». Чиновник Мармеладов убежден, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия». Сроки второго пришествия Христа неизвестны, но оно свершится в конце мира, когда на земле воцарятся беззаконие, войны и поклонение Сатане: «И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и все поймем! Тогда все поймем! …и все поймут… Господи, да и приидет царствие твое!» Второе пришествие Христа, считал Достоевский, станет причиной сошествия на землю Нового Иерусалима. Раскольников, признавшийся в вере в Новый Иерусалим, имеет ввиду будущий социализм. В Библии Новый Иерусалим - «новая вера и новая земля», где людям «отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Апок. XXI, 4). Жизнь будущего видится Раскольникову: «Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» (V, 531). И еще одно утопическое видение является герою романа: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, которую тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотистыми блесками песку…» (V, 69). Эти «видения» позволяют предположить, что Достоевскому была близка мифологическая утопия «Островов блаженных», где люди живут в полной изоляции от всего мира, не имея государства и законов, угнетающих человека.

Духовное возрождение человека через сострадательную любовь и деятельность, улучшение общества через проповедь нравственности и всеединства - такова философская концепция Достоевского. Тема конца света и времени, эсхатология, гибель мира и человека, последующее возрождение и устройство нового мира (золотого века) постоянно соприкасаются друг с другом, переплетаются, составляя единый утопический план писателя переделки Вселенной. Одним из источников этого плана (кроме русского и европейского фольклора) были мотивы, заимствованные Достоевским из Библии.

Разделы: Литература

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

Ход урока

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Индивидуальные задания

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Выводы урока

Слово учителя.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней