Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дариус мийо биография. Биографии, истории, факты, фотографии

Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания в произведении двух и более тональностей. Знаменит своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор).

Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К.Леруа (гармония), А.Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М.Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату, которая настолько разъярила профессора, что студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался расположением Жедальжа, поощрявшего его композиторские опыты. В юности Мийо возненавидел музыку Вагнера и проникся любовью к опере Дебюсси Пеллеас и Мелисанда. Поэтому неудивительно, что в первых опусах Мийо заметно сильное влияние стиля Дебюсси.

В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П.Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его Бразильских напевах (Saudades do Brasil , 1920–1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с Ж.Кокто и с бельгийцем П.Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов («Шестерка»). В 1920 сюита Мийо Протей (Prot e) произвела настоящий скандал, и какое-то время любая премьера Мийо давала повод для публичной шумихи. Мийо, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой крупной работой композитора стала опера Эвмениды (Les Eum nides , 1917 – 1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), целиком выдержанная в политональной манере. Для своего времени это было слишком смелое сочинение, и полностью опера была поставлена лишь в 1949. Между тем репутацию Мийо создали другие сочинения – балеты Бык на крыше (Le Boeuf sur le Toi t , 1919), Сотворение мира (La cr ation du monde , 1923), Салат (Salade , 1924) и Голубой экспресс (Le train bleu , 1923 – 1924). Мийо продолжал сочинять оперы; среди них – Несчастья Орфея (Les malheurs d"Orph e , 1924), Эстер де Карпентра (Esther de Carpentras , 1925), Бедный матрос (Le pauvre matelot , 1925) и Христофор Колумб (Christophe Colomb , 1930). Оперу Медея (Med e , 1938) он сочинил на либретто своей жены Мадлен.

Во время Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы – Боливар (Bolivar , ор. 236, 1943) и Давид (Davi d , ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для всех инструментов, в том числе для маримбы соло и для ударных.

После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь же уверенно композитор справлялся и с большими исполнительскими составами. Среди его сочинений для большого симфонического оркестра – 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо Заметки без музыки (Notes sans musique). В 1972 Мийо был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер Мийо в Женеве 22 июня 1974.

Биографические сведения

Семья Мийо считала себя потомками первых евреев, поселившихся на юге Франции после разрушения Второго храма в 70 г. н. э.

Ребенком Мийо играл на скрипке; в 1909–16 гг. учился в Парижской консерватории у К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория музыки), П. Дюка и В. д’Энди (композиция и дирижирование).

Первые сочинения написал в 1910 г. В годы учебы познакомился с композитором Э. Сати, писателями Ж. Кокто и П. Клоделем, который, став послом в Бразилии (1917–18), сделал Мийо своим секретарем.

Творческий путь

По возвращении из Бразилии Мийо, его соученики А. Онеггер и Ж. Орик, а также Ф. Пуленк, Д. Дюрей и Ж. Тайфер образовали так называемую Шестерку - творческое содружество, которое сыграло заметную роль в музыкальной жизни Франции, противостоя романтическим излишествам вагнеризма и чрезмерной утонченности импрессионистов.

Содружество стремилось создавать музыку, понятную рядовым слушателям. В 1936 г. Мийо примкнул к Народной музыкальной федерации, написал (с соавторами) музыку к драме Р. Роллана «14 июля» и ставший популярным хор «Рука, протянутая всем» (на стихи Ш. Вильдрака; впервые исполнен в 1937 г. на Всемирном конгрессе Ассамблеи против расизма и антисемитизма).

В 1940 г. бежал из оккупированной нацистами Франции в США, где стал профессором композиции в Миллс-колледж (Окленд, Калифорния).

В 1945 г. вернулся на родину, стал профессором Парижской консерватории (с 1956 г. также член Академии изящных искусств и с 1966 г. - президент Национального музыкального комитета).

Особенности творчества

Как композитор Мийо отдавал предпочтение сценической (опера, балет, театр, кино) и виртуозной музыке (33 концерта для различных инструментов), добиваясь ярких художественных эффектов нарядной оркестровкой и политонализмом (красочным совмещением различных ладотональностей).

Мийо - продолжатель национальных традиций французской, особенно - южнофранцузской музыки, впитавшей и преломившей некоторые черты итальянской и испанской музыкальных культур, что позволяет относить его к так называемой средиземноморской школе (получившей своеобразное развитие в музыкальной культуре современного Израиля).

Среди свыше 400 сочинений композитора есть произведения, вдохновленные провансальским народным мелосом («Провансальская сюита», 1936, «Карнавал в Эксе», «Четыре народные песни Прованса » и другие), интонациями музыки Южной и Северной Америки (в том числе негритянского джаза) - сюита «Бразильские города», балеты «Бык на крыше», 1919 и «Сотворение мира», 1923, еврейским фольклором - (преимущественно сефардским /см. Сефарды /) «Еврейские народные песни», 1925, «Семь танцев Эрец-Исраэль», 1946, и другие.

Еврейская тематика

Называя себя «французом из Прованса иудейской веры», Мийо значительное место уделял в своем творчестве еврейским традиционным и современным сюжетам и образам: «Псалмы для солистов и хора» (1918–21), «Гимн Сиону» (1925), опера «Эстер из Карпантра» (1925; либретто А. Люнеля, 1892–?), квартет «Царица Савская» (1939), «Барух hа-Шем» (1944) и «Каддиш» (1945) для хора и оркестра (тексты на иврите), хореографическая сюита «Сны Иакова» (1949), фортепианная сюита «Семисвечник» (1951), музыка к спектаклю «Саул» (1954), опера «Давид» (1953, либретто А. Люнеля; написана но заказу Министерства образования и культуры Израиля для фестиваля в Иерусалиме , на котором Мийо присутствовал в 1954 г.), балет «Моисей» (1957), кантата «Бар-мицва» (1960–61 - к 13-летию провозглашения Государства Израиль), «Ода Иерусалиму» для оркестра (1973, впервые исполнена в Израиле), «Ани маамин» (последнее сочинение, 1974) и многие другие.

Биография

Мийо родился в Экс-ан-Провансе в еврейской сефардской семье. Его родители - Габриэль Мийо и Софи Аллатини. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где обучался по классам скрипки, композиции (у Андре Жедальжа и Шарля Видора) и дирижирования (у Поля Дюка). Также Мийо частным образом занимался композицией с Венсаном д’Энди. В консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по «Шестёрке» - Артюром Онеггером и Жермен Тайфер.

Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. В 1916 году он отправляется в Бразилию в качестве секретаря Поля Клоделя - известного поэта, служившего на должности французского посла в этой стране. Спустя два года Мийо возвращается в Париж, где становится членом «Шестёрки» и начинает активную композиторскую деятельность. Музыке композитора этого периода (конец 1910-х - начало 1920-х годов) свойствены задор и эксцентричность, что можно отнести в первую очередь влиянию яркой личности и музыки Эрика Сати, неформального «вождя» «Шестёрки» и на протяжении более десяти лет - старшего друга Мийо. В своём творчестве Дариус Мийо также отразил свои бразильские впечатления.

Вот что сам Дариус Мийо спустя четверть века писал об этом, без сомнения, самом важном и ярком периоде своей жизни, которому он обязан и своей популярностью, и местом в истории музыки XX века:

Сати был нашим фетишем. Он был очень популярен в нашей среде. Чистота его искусства, ненависть к уступкам ради успеха, презрение к деньгам, непримиримость к критикам - были для нас чудесным примером… (Milhaud D. «Notes sans Musique». Paris. 1949. p.110)

В 1920 году Мийо оказался едва ли не единственным из музыкантов, кто активно поддержал очередное изобретение Эрика Сати «Меблировочную музыку», спустя полвека приведшую к образованию целого направления в музыке, такого как минимализм. Более того, Мийо участвовал в организации одного из концертов (вернее, антрактов) меблировочной музыки 8 марта 1920 года в галерее Барбазанж и оставил интересные воспоминания об этом «эпатажном событии». Хотя сам Дариюс Мийо не стал сочинять меблировочную музыку, некоторые исследователи отмечают, что участие в проекте привело к ещё большему «полевению» Мийо и появлению у него индустриальных и конструктивистских идей. Как раз в это же время у него появился эксцентричный замысел - написать цикл песен для голоса с инструментальным ансамблем на текст каталога с выставки под названием «Сельскохозяйственные машины». И хотя по существу этот проект Мийо был весьма далёк от меблировочной музыки Сати, но окончательно закрепил за ним звание самого дерзкого из экспериментаторов молодой французской музыки.

После распада «Шестёрки» Мийо, помимо сочинения музыки, часто ездит с концертами в разные страны, где выступает как дирижёр. В 1922 году, во время гастролей в США, композитор впервые услышал джазовую музыку, что оказало огромное влияние на его творчество. Уже через год появляется его балет «Сотворение мира», в музыке которого активно использованы элементы джаза. В конце 1924 года Мийо снимается в легендарном кинофильме Рене Клера на музыку Эрика Сати «Антракт». В 1920-е - 1930-е годы Мийо продолжает концертную деятельность, в 1926 году посещает Москву и Ленинград.

В 1939 году в связи с усилившимися нацистскими настроениями в Европе Мийо покидает Францию. Во время немецкой оккупации Франции почти все его родственники многочисленной семьи Мийо погибли в концентрационных лагерях и лагерях смерти. Этому трагическому событию жизни спустя десять лет была посвящена кантата Мийо «Огненный замок». К 1940 году композитор перебрался в США, где по рекомендации дирижёра Пьера Монтё получает преподавательскую должность в колледже Миллс в Окленде. Одним из наиболее известных его учеников в это время стал знаменитый в будущем джазовый пианист и композитор Дэйв Брубек.

После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию, давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в Миллсе до 1971 года. Последние годы тяжело больной композитор, прикованный к инвалидной коляске, провёл в Женеве.

Музыка

Мийо работал в самых разнообразных музыкальных жанрах - его перу принадлежат 16 опер, 14 балетов, кантаты, многочисленные симфонические и камерные сочинения, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Композитор работал необычайно быстро - список его работ насчитывает 443 произведения.

В своих произведениях композитор нередко использовал элементы народной музыки - провансальской, бразильской, еврейской, а также джаза.

Основные сочинения Мийо

Оперы
  • Заблудшая овца (1910-1914)
  • Агамемнон (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.14 (1913)
  • Эсфирь из Карпантра (1910-1914, премьера 1925)
  • Хоэфоры (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.24 (1916)
  • Протей (Клодель), op.17 (1919)
  • Эвмениды (3-я ч. трилогии «Орестея» Эсхила, в переводе Клоделя; 1922, премьера 1949)
  • Несчастья Орфея (1924, премьера 1926)
  • Бедный матрос (на либретто Жана Кокто) (1926)
  • Пробуждение Европы («Опера-минутка» № 1; 1927)
  • Отречение Ариадны («Опера-минутка» № 2; 1927)
  • Освобождение Тесея («Опера-минутка» № 3; 1927)
  • Христофор Колумб (либретто Поля Клоделя; 1928, вторая редакция - 1968)
  • Максимилиан (1930)
  • Опера нищих (1939)
  • Медея (1938)
  • Боливар (1943)
  • Давид (1952-1955)
  • Фиеста (сюжет Бориса Виана; 1958)
  • Виновная мать (по пьесе Бомарше; 1964)
  • Святой Луи, король Франции (либретто Поля Клоделя; 1970)
Балеты
  • «Человек и его желание» (1918)
  • «Бык на крыше» (1919)
  • «Сотворение мира» (1923)
  • «Салат» (1924)
  • «Весенние игры» (1944)
  • «Роза ветров» (1957)
  • «Ветвь птиц» (1959)
Оркестровые сочинения
  • Шесть симфоний для камерного оркестра
  • Двенадцать симфоний для большого оркестра
  • Симфоническая сюита «Протей» (1919)
  • Серенада в трёх частях (1920/1921)
  • «Похвала Бразилии» (1920/21)
  • «Провансальская сюита»(1937)
Концертные сочинения
  • Фортепиано с оркестром
    • 5 концертов (1933-1955)
    • Пять этюдов (1920)
    • Фантазия «Карнавал в Эксе» (1926)
  • Другие инструменты
    • Три концерта для скрипки с оркестром
    • Два концерта для альта с оркестром
    • Два концерта для виолончели
    • Концерт для кларнета с оркестром
    • Концерт для ударных и малого оркестра
    • «Весна» для скрипки и малого оркестра
    • «Весеннее концертино» для тромбона с оркестром (1953)
    • Сюита «Скарамуш» для саксофона с оркестром (1937; редакция для кларнета с оркестром 1939): I. Vif; II. Modere; III. Brazileira
Сочинения для духового оркестра
  • «Французская сюита» (1944): 1. Нормандия; 2. Бретань; 3. Иль-де-Франс; 4. Эльзас-Лотарингия; 5. Прованс;
  • Сюита «West Point» (1954);
  • Два марша (1946);
  • Вступление и траурный марш
  • «Путь короля Рене» (для духового квинтета)
Сочинения для фортепиано
  • Две сонаты
  • Сонатина
  • Многочисленные переложения оркестровых сочинений
Камерные сочинения
  • 18 струнных квартетов
  • «Посвящение Игорю Стравинскому»
  • Соната для альта и фортепиано
  • Соната для двух скрипок и фортепиано
  • Концертный дуэт для кларнета и фортепиано (1956)
  • Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано
Вокальные сочинения
  • «Сельскохозяйственные машины» для голоса и семи инструментов (1919)
  • «Каталог цветов» для голоса и семи инструментов (1920)
Хоровые сочинения

Многие награждали его титулом гения, а многие считали шарлатаном, чья главная цель была «эпатировать буржуа».
М. Бауер

Творчество Д. Мийо вписало яркую, красочную страницу во французскую музыку XX в. Оно броско и отчетливо выразило мироощущение послевоенных 20-х гг., а имя Мийо оказалось в центре музыкально-критической полемики того времени.

Мийо родился на юге Франции; провансальский фольклор и природа родного края навсегда запечатлелись в душе композитора и наполнили его искусство неповторимым ароматом Средиземноморья. Первые шаги в музыке были связаны со скрипкой, игре на которой Мийо обучался сначала в Эксе, а с 1909 г. в Парижской консерватории у Бертелье. Но вскоре страсть к сочинению взяла верх. Среди педагогов Мийо были П. Дюка, А. Жедальж, Ш. Видор, а также В. д’Энди (в Schola cantorum).

В первых произведениях (романсах, камерных ансамблях) заметно влияние импрессионизма К. Дебюсси. Развивая французскую традицию (Г. Берлиоз, Ж. Базе, Дебюсси), Мийо оказался очень восприимчив и к русской музыке - М. Мусоргскому, И. Стравинскому. Балеты Стравинского (особенно «Весна священная», потрясшая весь музыкальный мир) помогли молодому композитору увидеть новые горизонты.

Еще в годы войны создаются 2 первые части оперно-ораториальной трилогии «Орестея: Агамемнон» (1914) и «Хоэфоры» (1915); 3 часть «Эвмениды» была написана позже (1922). В трилогии композитор отказывается от импрессионистской утонченности, находит новый, более простой язык. Самым действенным выразительным средством становится ритм (так, декламация хора нередко сопровождается только ударными инструментами). Одним из первых Мийо для усиления напряженности звучания применил здесь одновременное сочетание разных тональностей (политональность). Текст трагедии Эсхила перевел и обработал видный французский драматург П. Клодель - друг и единомышленник Мийо в течение многих лет. «Я оказался на пороге жизненного и здорового искусства... в котором чувствуется высвобожденная от пут мощь, энергия, одухотворенность и нежность. Это искусство Поля Клоделя!» - вспоминал впоследствии композитор.

В 1916 г. Клоделя назначают послом в Бразилии, и Мийо в качестве личного секретаря едет с ним. Свое восхищение яркостью красок тропической природы, экзотикой и богатством латиноамериканского фольклора Мийо воплотил в «Бразильских танцах», где политональные сочетания мелодии и аккомпанемента придают звучанию особую остроту и пряность. Балет «Человек и его желание» (1918, сценарий Клоделя) написан под впечатлением от танца В. Нижинского, гастролировавшего в Рио-де-Жанейро с труппой русского балета С. Дягилева.

Возвратившись в Париж (1919), Мийо примыкает к группе «Шести », идейными вдохновителями которой были композитор Э. Сати и поэт Ж. Кокто. Члены этой группы выступали против преувеличенной экспрессии романтизма и импрессионистской зыбкости, за «земное» искусство, искусство «повседневности». В музыку молодых композиторов проникают звучания XX в.: ритмы техники и мюзик-холла.

Ряд балетов, созданных Мийо в 20-х гг., объединяет дух эксцентрики, спектакля-клоунады. В балете «Бык на крыше» (1920, сценарий Кокто), где показан американский бар в годы сухого закона, звучат мелодии современных танцев, например танго. В «Сотворении мира» (1923) Мийо обращается к джазовому стилю, взяв за образец оркестр Гарлема (негритянский квартал Нью-Йорка), с оркестрами такого рода композитор познакомился во время гастролей в США. В балете «Салат» (1924), возрождающем традицию комедии масок, звучит старинная итальянская музыка.

Разнообразны поиски Мийо и в оперном жанре. На фоне камерных опер («Страдания Орфея», «Бедный матрос» и др.) возвышается монументальная драма «Христофор Колумб» (по Клоделю) - вершина творчества композитора. Большинство произведении для музыкального театра написано в 20-х гг. В это время создаются также 6 камерных симфоний, сонаты, квартеты и др.

Композитор много гастролировал. В 1926 г. он посетил СССР. Его выступления в Москве и Ленинграде никого не оставили равнодушными. По словам очевидцев, «одни возмущались, другие недоумевали, третьи относились положительно, а молодежь - даже восторженно».

В 30-е годы искусство Мийо приближается к жгучим проблемам современного мира. Вместе с Р. Ролланом. Л. Арагоном и своими друзьями - членами группы «Шести» Мийо участвует в работе Народной музыкальной федерации (с 1936), пишет песни, хоры, кантаты для самодеятельных коллективов, широких народных масс. В кантатах он обращается к гуманистическим темам («Смерть тирана», «Кантата о мире», «Кантата о войне» и др.). Композитор также сочиняет увлекательные игры-пьесы для детей, музыку к кинофильмам.

Вторжение гитлеровских войск во Францию заставило Мийо эмигрировать в США (1940), где он обратился к преподавательской деятельности в Миллс-колледже (близ Лос-Анджелеса). Став по возвращении на родину профессором Парижской консерватории (1947), Мийо не оставлял работу в Америке и регулярно ездил туда.

Все больше его привлекает инструментальная музыка. После шести симфоний для камерных составов (созданных в 1917-23 гг.) он пишет еще 12 симфоний. Мийо - автор 18 квартетов, оркестровых сюит, увертюр и многочисленных концертов: для фортепиано (5), альта (2), виолончели (2), скрипки, гобоя, арфы, клавесина, ударных, маримбы и вибрафона с оркестром. Не ослабевает интерес Мийо к теме борьбы за свободу (опера «Боливар» - 1943; Четвертая симфония, написанная к столетию революции 1848 г.; кантата «Огненный замок» - 1954, посвященная памяти жертв фашизма, сожженных в концлагерях).

Среди работ последнего тридцатилетия - сочинения в самых разных жанрах: монументальная эпическая опера «Давид» (1952), написанная к 3000-летнему юбилею Иерусалима, опера-оратория «Святой Людовик - король Франции» (1970, на текст Клоделя), комедия «Преступная мать» (1965, по П. Бомарше), ряд балетов (в т. ч. «Колокола» по Э. По), множество инструментальных произведений.

"Музыка Мийо не объективна, а духовна. Она объединяет все и всех на основе человеческих чувств. Благодаря ей все предметы, растения, животные, сами люди, взятые как индивидуумы, становятся свидетелями драмы Человека, драмы вечной и неизменной. Такова не только одна из его пластических поэм, известная под названием "Человек и его желание"; так могло бы называться все его творчество, рассказывающее о страдании человека перед лицом невозможности счастья, о его тоске по недостижимому совершенству и о его стремлении к духовному началу, в котором все находит свое решение и все делается простым", - написал Поль Коллер.

Дариюс Мийо родился 4 сентября 1892 года на юге Франции в Экс-ан-Провансе в семье торговца. Его родители были музыкантами-любителями: отец хорошо играл на рояле, а мать пела. В семь лет Дариюс начал учиться игре на скрипке, а семнадцати лет поступил в Парижскую консерваторию. Здесь он занимался у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум" у В. д"Энди. В консерватории завязалась дружба с Ибером и Онег-гером. Мийо увлекался тогда музыкой Берлиоза, Дебюсси, Мусоргского и ставившимися в то время балетами Стравинского. Эти пристрастия не прошли бесследно для его творчества.

Позднее Мийо скажет так: "Я могу утверждать, что не существует такого проявления современной музыкальной мысли, как бы свободна она ни была, которое не восходило бы к установившейся традиции и не открывало бы логического пуги для будущего развития. Каждое произведение - только звено цепи, и новые находки мысли или техники письма служат лишь добавлением к прошлой музыкальной культуре, без чего любое изобретение было бы нежизнеспособным".

Дебютировал Дариюс в 1913 году в концерте "Независимого музыкального общества" своим Первым струнным квартетом (1912), бодрым, ритмически и мелодически изобретательным, посвященным памяти Поля Сезанна. Мийо сам исполнил партию первой скрипки.

На редкость трудоспособный, независимый в суждениях, дисциплинированный, а последнее отлично сочеталось со смелостью его творческих поисков, Мийо привлек внимание П. Кло-деля. Этот человек выдающихся способностей: дипломат, поэт, драматург, замечательный переводчик, сыграл большую роль в формировании творческого облика Мийо. Началась их долгая дружба. Клодель, который с 1906 года занимал пост посла Франции в Бразилии, взял его с собой. В 1916-1918 годах Мийо проводит в Бразилии в качестве секретаря посла Франции. Позднее он часто привлекал Мийо для музыкального оформления своих театральных замыслов.

На всю жизнь в памяти Дариюса запечатлелся оригинальный бразильский фольклор, красочный быт страны. Воспоминания о ней вызвали к жизни одно из самых его популярных произведений - "Бразильские танцы". В них выразились самобытные черты народного творчества Бразилии, в частности смешение португальского и негритянского фольклора. Это обогатило творческое воображение композитора, расширило его композиторские ресурсы. "Бразильские танцы" наряду с другими произведениями - сюитой "Скарамуш" (для двух фортепиано) и "Провансальской сюитой" - прочно вошли в репертуар советских исполнителей.

По возвращении в Париж в 1918 году Мийо вскоре становится одним из участников "Шестерки".

В 1919 году Мийо завершает драму "Протей", начатую еще в 1913 году. Интересно, что ее инструментальный материал стал содержанием второй симфонической сюиты композитора. "Протей" представляет собой музыку к сатирической драме Поля Клоделя, но, в сущности, заключает в себе много элементов пластико-симфонических или симфонико-хореографических. Интереснейшим моментом в этой музыке является симфонический эпизод, сопровождающий кинофильм, на котором развертываются различные превращения "Протея" во льва, огонь, воду, дракона, осьминога и во фруктовое дерево. Это, пожалуй, одно из первых приближений композитора-симфониста к кинематографическим заданиям - дать звукопись в движении, связать музыкальные ритм и интонацию с механически вращающейся лентой. В целом музыка к "Протею" образует ряд вокальных (хоровых) изобразительно-программных и чисто симфонически-инструментальных эпизодов, своего рода кантату-сюиту.

С середины 1920-х годов произведения Мийо исполняются в ряде стран Европы, он сам много гастролирует в Америке и Европе, в 1926 году Мийо как дирижер своих произведений посещает Москву и Ленинград.

К этому времени он автор уже большого числа сочинений: остроумных эксцентриад-балетов "Бык на крыше" (1919), "Салат" (1924), "Голубой экспресс" (1924), балета на основе бразильского фольклора "Человек и его желание", "Сотворение мира" (1923) по негритянской легенде, античной оперы "Эвмениды".

Характерным для своего времени является балет "Бык на крыше". Мийо выступил здесь как новатор и один из первых пропагандистов негритянской музыки. Сам композитор определил балет как "кино-симфонию", в которой сплавлены интонации городского фольклора и джаза.

Мийо много писал также в жанре инструментального концерта. Ему принадлежит более тридцати концертов и концертных пьес для различных инструментов с оркестром. В 1920-е годы композитор стремится обновить привычные "классические" разновидности инструментального концерта и вводит ранее не использовавшиеся в качестве концертных инструменты, например маримбу, вибрафон. Шесть маленьких симфоний Мийо (1917-1923) вводят нас в атмосферу музыкально-поэтических впечатлений от природы, весны, любовных забав и в лабораторию мастера, радующегося своему умению сплетать из звуколиний прихотливые красочные узоры и сочетать их в остро ритмованные мелодические - политональные комплексы.

Мийо создал двенадцать симфоний. К этому жанру он обратился в 1939 году, а последнюю, "Пасторальную", написал в 1963 году. В симфонии его привлекала жанрово-характеристическая особенность. Это наиболее сильная сторона оркестровой музыки композитора, и ярче всего она проявилась не в симфоническом, а в сюитном жанре.

С 1936 года вместе с членами "Шестерки" Мийо принимал участие в деятельности Народной музыкальной федерации: создал хоры на тексты революционных поэтов, вместе с Онегге-ром написал музыку к драме "14 пиля" Р. Роллана (1936).

В 1940 году Мийо эмигрировал из оккупированной Франции за океан. В годы оккупации Мийо жил в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже (Калифорния). Здесь он написал много произведений различных жанров, среди которых опера "Боливар" (1943) - романтизированное повествование о герое национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки. Вскоре Мийо еще раз обращается к идее народного освобождения - в Четвертой симфонии, посвященной столетию Революции 1848 года (1947). Отголоски войны запечатлены в его значительной по замыслу кантате "Огненный замок" (1954), рассказывающей о страшной судьбе узников фашистских лагерей смерти.

Близится окончание войны. Во "Французской сюите" (1944) на фольклорные темы Нормандии, Бретани, Иль-де-Франса, Эльзаса-Лотарингии и Прованса Мийо стремился собрать фольклор тех регионов страны, в которых, по словам композитора, "соединенные армии боролись за освобождение моей страны".

В 1945 году композитор возвратился на родину, работал профессором Парижской консерватории. В 1956 году он становится членом института Франции. В 1959 году его избирают президентом Французской академии грамзаписи.

Это естественное признание его заслуг. Наряду с Онеггером Мийо - один из самых значительных современных композиторов Франции и уж точно самый плодовитый. Им создано более 500 сочинений: 16 опер, 10 балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и многие другие сочинения. Среди композиторов "Шестерки" Мийо был самым деятельным, успешно совмещал композиторское творчество, дирижерскую и музыкальную практику.

Природа музыкального дарования Мийо богата, но не однородна. В своих сочинениях он предстает лириком и сатириком, трагиком и эпиком. Конкретность мышления предопределяет реалистичность его искусства. Ему чужды крайности экспрессионизма.

Его ярко индивидуальной музыке присущи, однако, противоречия. В начале творческого пути это шло от полемического задора, направленного против чрезмерной утонченности музыки импрессионистов, которой поколение Мийо противопоставляло подчеркнутое значение ритма, динамики, используя и нарочито примитивные интонации "уличной" музыки. Для стиля Мийо характерны политональность, броские оркестровые и хоровые эффекты, сочетающиеся с простой в своей основе мелодией (часто провансальского склада). В годы деятельности "Шестерки" композитор искал преувеличенные эффекты, вызывавшие бурную реакцию аудитории и критики. Позднее стиль Мийо стал устойчивее и несколько умереннее. В инструментальных и камерных сочинениях (Мийо культивировал жанр струнного квартета) особенно наглядны связи с французской музыкальной классикой. Мийо обычно избирал сжатые музыкальные формы, длительному развитию предпочитал контрасты. Французский характер мелодики составляет основу его творчества - здесь и интонации старинных песнопений, и провансальские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафонии. В его творческой методике - многое от интуиции, своеобразного музыкального "ремесла" (отсюда целые серии однотипных сочинений).

Мийо многолик. Чтобы нагляднее пояснить это, стоит остановиться на его оперном творчестве, в котором сосуществуют разные, нередко полярные, направления. Первое, условно говоря, "антично-библейское" - эпическое по концепции, суровое по колориту, со стихийными взрывами эмоций. Это - "Орес-тея" (1915), далее "Медея" (1939) и "Давид" (1954); отблески этой манеры, преимущественно в хоровых сценах, ощутимы в "Христофоре Колумбе" (1930). На другом направлении Мийо стремится к максимальной простоте речи, в основном монодически-речи-тативной, опирающейся на камерное звучание оркестра. Оно отражено, к примеру, в опере "Несчастья Орфея" (1926) на свободно модернизированный античный сюжет: Орфей стал сельским костоправом, Эвридика - цыганкой! Одновременно - это уже третий путь! - он создает "Бедного матроса" (1927), где и сам сюжет и его музыкальная трактовка сродни веристской драме. И, наконец, сразу же вслед за новаторской концепцией "Колумба" Мийо обращается к традиционно-романтическому ("обстановочному") спектаклю, в духе Мейербера или раннего Верди, в опере "Максимилиан" (1932) и позднее в опере "Боливар".

Действительно, каскад замыслов, калейдоскоп решений! До чего же этот композитор многолик, недаром он сам говорил, что меняет творческую манеру в зависимости от жанра и поставленной себе задачи. Несмотря на такую переменчивость манер, в музыке Мийо явственно ощущается индивидуальный стиль незаурядной художественной личности, мыслящего музыканта, смело "опробовающего" образно-выразительные возможности искусства.

Композитору было уже за семьдесят, но он продолжал интенсивную творческую работу. Кроме "Пасторальной" симфонии, рождаются - опера "Виновная мать" (1965), "Ода погибшим на войне" (1963), Второй концерт для кларнета (1964).

Свою последнюю оперу, музыка которой отмечена мелодраматизмом, - "Преступная мать" - он написал в возрасте 77 лет на сюжет заключительной части известной трилогии Бомарше.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней