Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как заработать на антиквариате и винтажных вещах. Реальный опыт предприимчивой женщины из Ярославля

Доходность инвестиций в антиквариат может достигать 15–30% годовых в зависимости от категории предмета. РБК узнал у участников антикварного рынка, какие из старинных предметов искусства и обихода приносят больше всего денег

Тим Яржомбек для РБК

Инвестирование в предметы искусства и антиквариат становится все более востребованной финансовой стратегией среди состоятельных инвесторов, говорится в исследовании Deloitte Luxembourg & ArtTactic Art & Finance за 2016 год. Не менее 73% специалистов по управлению благосостоянием со всего мира, опрошенных экспертами Deloitte, отметили, что в прошлом году большинство их богатых клиентов захотели добавить либо добавили подобные активы в свои портфели. Для сравнения — в 2014 году доля таких респондентов составляла лишь 58%. Возросший интерес к произведениям искусства и антиквариату авторы исследования связывают в первую очередь со стремлением состоятельных клиентов диверсифицировать свои вложения и сберечь их от инфляции на фоне нестабильности финансовых рынков.

Активность инвестирования в искусство и антиквариат обычно возрастает во время ухудшения экономической ситуации, подтверждает главный редактор специализированного портала Artinvest Владимир Богданов. Так, в 2008 году, когда разгорелся мировой финансовый кризис, общий оборот легальных сделок на российском рынке антиквариата вырос до $500-700 млн, а после ослабления национальной валюты в 2014 году превысил уже $2 млрд, рассказывает эксперт. Таким образом, антиквариат, как и искусство в целом, может выступать классическим защитным активом для сбережений крупных инвесторов. Однако и в спокойные времена, когда рынки растут, доходность вложений в антикварные предметы может достигать 15-30% годовых в зависимости от категории товара. Этот показатель сопоставим с доходностью крупнейших фондовых индексов либо даже превышает их. Например, индикатор S&P500 вырос в 2016 году на 17,4%, а индекс ММВБ — на 24,2%. РБК разобрался, какие предметы антиквариата являются наиболее доходными, где найти грамотного арт-консультанта и как начать инвестировать на этом рынке.

Согласно федеральному закону «О культурном наследии народов РФ» антиквариатом является все, что имеет культурную, историческую, научную и художественную ценность и создано более 50 лет назад. Список предметов, которые подпадают под это определение, бесконечен: он включает в себя как художественные произведения всех форм и техник, так и предметы обихода, ювелирные изделия и ценные бумаги. Антиквариатом могут считаться денежные знаки, монеты, векселя и облигации, медали, посуда, часы, мебель и многое другое. Впрочем, рынок добавляет свои критерии для определения ценности объекта, в частности уникальность, время создания, провенанс (историю владения) и еще с десяток факторов, перечисляет гендиректор компании TAtchers’ Art Management Анна Швец.


Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

«К сожалению, на русское искусство и антиквариат в целом очень тяжело найти провенанс. На это повлияли две мировые войны и тяжелое время 1920-1930-х годов, когда предметы искусства перемещались без всяких записей», — сетует член правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД) Григорий Бальцер. В 2014 году Государственный институт искусствознания по заказу МКААД провел опрос российских инвесторов в антиквариат и коллекционеров, который показал, что участники антикварного рынка считают главным препятствием для его развития именно недоверие к оценке ценности предмета, рассказал эксперт.

Эту оценку можно провести самостоятельно либо заказать ее у профессиональных оценщиков, объясняет директор департамента по работе с VIP-клиентами ВТБ24 Павел Кудрявцев. В случае с антикварными вещами массового спроса, к которым относятся значки, награды, марки и монеты, оценить предметы можно по специальным каталогам продаж, которые выставляют аукционные дома. Однако погрешность такой оценки может достигать 30%, предупреждает банкир. Дело в том, что в ходе самих аукционов к изначальной стоимости лота всегда начисляется наценка — это обусловлено спецификой и эмоциональным накалом подобных торгов, говорит Владимир Богданов. Кроме того, аукционные дома берут комиссию с каждой сделки, которая может составлять 15-30% от стоимости реализованного лота.

Если же инвестор приобретает антиквариат не на аукционе, а у частного коллекционера, он рискует переплатить еще больше. Это обусловлено тем, что изначальная стоимость лота, как на торгах в аукционном доме, в данном случае остается неизвестной. В связи с этим Павел Кудрявцев предупреждает, что без обращения к профильным экспертам, способным грамотно провести оценку, инвестору вряд ли удастся заключить выгодную сделку. Это же рекомендация справедлива для тех, кто сам планирует продать предмет, который, предположительно, имеет антикварную ценность.


Фото: Александр Демьянчук / Reuters

Наибольшую опасность для инвестора в антиквариат представляет обилие фальшивок на антикварном рынке, считает руководитель дирекции частного банковского обслуживания, старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер. Чтобы избежать подделок, инвестору придется загодя проверять на подлинность интересующие его объекты. «Необходимо получение экспертного заключения специалистов, консультантов по проверке подлинности работы и имеющихся сертификатов, а также оценка инвестиционной привлекательности», — перечисляет банкир.

По словам Павла Кудрявцева, на российском рынке чаще всего подделывают картины, редкие монеты и ордена. Причем далеко не все арт-консультанты могут дать стопроцентную гарантию их подлинности даже после экспертизы, что нередко приводит к судебным разбирательствам. Чтобы минимизировать ущерб, основатель аукционного дома «ЗнакЪ» Илья Горянов советует обращаться только к тем специалистам, которые получили лицензию от Министерства культуры РФ на проведение экспертизы объектов культурного наследия. Перечень этих экспертов можно посмотреть на сайте самого Минкульта . Также эксперты рынка рекомендуют обращаться к оценщикам из списка Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, доступного на сайте организации.

Сколько можно заработать

Несмотря на все риски, связанные с инвестициями в антиквариат, участников этого рынка привлекает высокая доходность, которая в отдельных случаях может достигать 30% годовых. Она поддерживается стабильно высоким спросом при довольно низком предложении. «Старые мастера уже ничего не напишут, что делает их работы более привлекательными с инвестиционной точки зрения», — объясняет Анна Швец. Инвестиции в антиквариат по определению являются долгосрочными: с годами стоимость этих активов только увеличивается. По наблюдениям Владимира Богданова, время хранения предметов старины в портфеле инвестора в среднем составляет три-пять лет. Илья Горянов, впрочем, считает, что лучше выставлять лот на продажу не раньше чем через десять лет после покупки. «Монеты, ордена, фарфоровые изделия за год вырастают в цене на 15-30%. Картины известных художников могут за то же время подорожать в два или три раза. Книги и мебель не так быстро дорожают, но спрос на них стабилен», — рассказывает Павел Кудрявцев. Доходность раритетных художественных и исторических фотографий в среднем составляет 10% в год, добавляет Анна Швец. А вот раритетное оружие, по данным исследовательской компании Art Market Research, ежегодно дорожает на 10-25%

Самый большой потенциал роста цены у тех предметов антиквариата, которые еще не стали массовым явлением на этом рынке. Пример тому — старинные бумажные деньги , которые стабильно показывают доходность 30% годовых, говорит Илья Горянов. А вот картины, монеты и награды постепенно перестают быть привлекательными для инвесторов, за исключением тех, которые существуют в строго ограниченном количестве, отмечает эксперт.​


Фото: Наталья Михайлова / ТАСС

Как стать инвестором

Собеседники РБК сходятся во мнении, что, несмотря на широкий диапазон цен на антиквариат (он нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей), наиболее прибыльные инвестиции в эти активы требуют крупных вложений от коллекционера. Это делает покупку старинных предметов искусства и быта прерогативой состоятельных клиентов. Согласно исследованию Государственного института искусствознания, игроков антикварного рынка, готовых делать крупные вложения (свыше 1 млн руб.), совсем немного — около 4,3% от общего количества. При этом 14% инвесторов готовы потратить на антиквариат от 100 тыс. до 1 млн руб., 30,9% — от 10 тыс. до 100 тыс. руб., а 18,7% — до 10 тыс. руб. «По-настоящему крупных игроков среди россиян не наблюдается. Из списка топ-200 мировых коллекционеров только трое — россияне. При этом серьезные коллекционеры отправляются за крупной добычей в Лондон или Нью-Йорк», — объясняет Анна Швец.

Элитарность инвестиций в антиквариат подтверждает и тот факт, что услуги арт-банкинга (банковская услуга по сопровождению инвестиционных сделок на арт-рынке) предлагают только в подразделениях банков для состоятельных клиентов. Из топ-15 участников рынка private banking в России, по версии Frank Research Group, о наличии такой услуги РБК сообщили в Сбербанке, ВТБ24, ЮниКредит Банке, «Уралсибе», Альфа-банке, Газпромбанке и банке «Санкт-Петербург». Сервис арт-банкинга включает в себя оценку и экспертизу, помощь в составлении коллекции, заключении сделки, в том числе на международном уровне, а также участие в аукционах, транспортировку, страхование и хранение антиквариата в охраняемых депозитариях с необходимыми температурными условиями.

Основным преимуществом арт-банкинга является то, что он упрощает коллекционеру процесс организации сделки, отмечает Владимир Богданов. При самостоятельной покупке антиквариата инвестору придется заниматься оформлением документов самому, что потребует изучения деталей соответствующего законодательства. «Надо будет, например, учитывать, что российские законы запрещают вывоз из страны различных предметов искусства и обихода возрастом от ста лет и старше», — объясняет Богданов. Илья Горянов напоминает, что законодательство также запрещает продажу орденов и наград, относящихся к советскому периоду после 1917 года, равно как и продажу раритетного огнестрельного оружия, если оно все еще в рабочем состоянии.

Опрошенные РБК специалисты также отмечают, что, как и в случае с инвестициями на фондовых биржах, инвестору в антиквариат придется все время держать руку на пульсе рынка, отслеживая изменение конъюнктуры на нем. Тенденции и возможности арт-рынка можно отслеживать по поведению нью-йоркского «семейства» индексов Mei-Moses All Art index, а для понимания, в какие конкретно активы нужно инвестировать, необходимо изучать каталоги и следить за ходом торгов на аукционах. Первые шаги помогут сделать специализированные курсы — например, серия из 20 лекций в Институте арт-бизнеса и антиквариата. Более глубокое погружение в рынок предполагает обучение уже в течение года, причем занятия проходят в этом же институте вечером либо дистанционно. Ознакомиться с календарем предстоящих торгов и аукционов в России можно, например, на профильных сайтах Artinvetment.ru и аукционного дома «Гелос». Среди зарубежных аукционов самыми крупными считаются Sotheby"s, Christie"s и MacDougall"s — их сайты также обязательны для постоянного мониторинга, сходятся во мнении эксперты.

Коллекционирование антиквариата всегда считалось одним из самых престижных и увлекательных хобби. Да и вообще, жить в окружении прекрасной старины - это, наверное, замечательно. С другой стороны, это увлечение давно заработало репутацию одного из самых надежных и выгодных видов инвестирования своих свободных средств. Мы решили разобраться, так ли это на самом деле и какие подводные камни могут встретиться на пути начинающего инвестора. В этой нелегкой затее нам на помощь пришли Анна Шерман и искусствовед Сергей Сулима.

Выгодное вложение

Считается, что надежнее вложения денег в грамотно составленную коллекцию антикварных предметов просто и быть не может. В то же время мы можем сейчас прочитать, что на украинском рынке за время нынешнего кризиса антиквариат в целом подешевел. «Официально цены в аукционных домах упали на 20%, - подтверждает Сергей Сулима. - Но некоторые вещи подешевели раза в два! Но есть и предметы, что поднялись в цене».

По словам Сергея Сулимы, подорожали исключительные редкие вещи. Ну а если предметы не только эксклюзивны, но еще и ориентированы на мировой рынок, то они дорожают, как говорится, при любой погоде. Это подтверждает история всех крупных экономических кризисов - все рушится, но эксклюзивный антиквариат дорожает. А в периоды экономического роста они поднимаются в цене еще быстрее. Такими предметами могут быть, например, произведения известных художников или скульпторов прошлого. Но есть одно «но»: они изначально не дешевы («За 200 рублей вы не купите мировой шедевр нигде», - напоминает о грустном Анна Шерман).

Творенья рук ушедших мастеров

Главный признак антиквариата заключен в его названии - от латинского antiquus, то есть «старый». Для того чтобы отличать просто пожилые предметы от полноправных антикварных аксакалов, в разных странах устанавливаются свои возрастные рамки. В Украине, с точки зрения закона (и в практике антикваров), таким возрастом считается 50 лет. Но не все, что вы приобретете как антиквариат в нашей стране, будет рассматриваться в качестве такового в большинстве других стран, где могут от изделия требовать и 60 лет жизненного опыта, и 100, или даже ограничивать дату его рождения, например, не позже чем 1847 г.

Главное. Первый критерий - возраст предмета.

Критерии

Если от нынешнего 2016 года мы «отмотаем» назад во времени 50 лет, то получим всего лишь 1966 год. К тому времени в Советском Союзе чего только не производилось в промышленных масштабах, поэтому называть антиквариатом каждый гвоздь и каждую кривоногую табуретку, выстроганную в те годы, и язык не поворачивается. Конечно, в Великобритании, где возраст антикварных изделий должен превышать 100 лет, или в США с их условием создания не позже 1830 г. с этим чуть полегче. Но, тем не менее, кроме возраста предмету полезно было бы иметь и еще какие-то критерии оценки.

Например, чем более редка или уникальна вещь, тем большую ценность она имеет в качестве антикварного предмета. Важна так называемая серийность: одно дело, если нечто изготавливалось в единичных экземплярах, и совсем другое, если оно сходило с конвейера миллионными колоннами. Но серийность редкости иногда не помеха: например, некая вещь в свое время могла выпускаться массово, но до наших дней дожили лишь единичные ее представители.

Большое значение имеет также то, насколько предмет связан с определенной исторической эпохой, историческими событиями и тем паче - историческими персонажами. Грубо говоря, табуретка, ненадолго соприкоснувшаяся с исторически важным задом (если эту былую близость можно как-то доказать), приобретает особую ценность. Еще один критерий - художественная ценность изделия. Если предмет, кроме возраста, может чем-то похвастаться по одному или нескольким указанным признакам, то это точно антиквариат. Но на практике его узнать еще проще: это все «старье», которое является предметом вожделения коллекционеров. А ведь чего только не коллекционируют!

Коллекционирование. Собирают все - от часов до унитазов.

Не прогадать бы, или как определить ценность и цену

То ли вы хотите купить в дом нечто старинное, то ли продать изделие, доставшееся от предков - и в том, и в другом случае ваши шансы потерять на цене сделки довольно высоки. Причем сейчас они гораздо выше, чем до начала кризиса. Как объясняет Сергей Сулима, в последние годы рынок «свалился», и сделок на открытых аукционных торгах слишком мало, чтобы судить о том, какая цена нормальная. «Если купил за $9 тыс. то, что стоило три года назад $10 тыс., это еще не значит, что цена не завышена, - говорит Сергей Сулима. - Вполне вероятно, что в частной сделке такой же предмет можно взять даже за $7 тыс.». При продаже ситуация не проще. И если раньше было легко встретить покупателя, желающего сильно занизить цену для новичка, то теперь их еще больше - ведь для многих живые деньги сейчас важнее, чем какой-то предмет. И вообще: прежде чем говорить о «настоящей» цене изделия, нужно его «атрибутировать», то есть разобраться, что это такое, к какой эпохе относится, кто автор, кому принадлежал, какую материальную ценность имеет, например, в виде тех же драгоценных металлов и т. д.

По словам Анны Шерман, один из путей определиться с ценностью и ценой предмета, - выставить его фотографию на профессиональном форуме одного из интернет-аукционов: "И обратиться за помощью к экспертам, которые сотрудничают с аукционом, - говорит Анна Шерман. - Как правило, завсегдатаи там - специалисты, в своих кругах известные. Они постараются дать достаточно объективную оценку, чтобы не подвергать риску свою репутацию. Если предмет дискуссионный, то на форуме вы увидите все аргументы «за» и «против». Можно также пойти за консультацией в какой-нибудь антикварный салон - во многих их предоставляют бесплатно.

Консультация. Определиться с ценностью и ценой предмета вам помогут в антикварном салоне.

  • Люди . Кому принадлежал.
  • Автор . Известный - дороже.
  • «Злато» . Металлы и камни.
  • Эпоха . Связь с историей.

Куда направиться, чтобы продать

Прежде чем продавать что-то из семейного наследия, стоит хорошенько подумать. «Кроме рыночной цены, за которую вещь можно продать, есть еще ее культурно-историческая ценность, эмоциональная, семейная... И возможно, в качестве семейной реликвии эта вещь стоит гораздо дороже, чем те небольшие деньги, которые за нее реально можно выручить», - говорит Анна Шерман. Есть и чисто финансовые основания по возможности не торопиться с продажей, а дождаться времени, когда рынок оживет и цены приподнимутся. Но если уж вы решили продавать свою старину (или то, что ею считаете), то путей для этого достаточно: от досок объявлений в интернете и блошиных рынков до антикварных салонов и аукционов.

На реализацию вещь принимают после проверки в списке украденных предметов.

Засвеченность

Проще всего, не вставая с дивана, дать объявление в интернете. Благо, на многих бесплатных сайтах есть рубрики с названием «Антиквариат». Здесь удобно то, что сделку можно осуществить без всяких формальностей. Но, скажем честно, большей частью там пытаются продать всякую дешевую ерунду, в компании которой серьезная вещь (если она у вас действительно окажется таковой) выглядит неуместно. Посолидней компания - на специализированных сайтах, но стоит прислушаться к предостережению Сергея Сулимы. «Этот способ можно испробовать.

Но в случае с чем-то действительно ценным надо учитывать и оборотную сторону медали: есть такое понятие, как „засвеченный предмет“, - рассказывает Сергей Сулима. - Бытует мнение, что если предмет уже засветился, то интерес к нему у большинства антикваров и инвесторов падает. Потому что все те, кто этим занимаются, уже о нем знают. Вот представьте себе, что я антиквар или аукционист и должен показать этот предмет какому-то своему клиенту. А этот клиент либо сам мог видеть где-то в интернете, либо ему мог кто-то показать. Поэтому этой вещью никто не хочет заниматься: ее видели уже тысячи людей». Примерно такой же эффект может произвести и совершенно естественный для обычного человека поход со своим предметом по всем салонам - а вдруг где-то больше предложат?

Правила

Согласно действующим Правилам торговли антикварными вещами, антиквариат может быть принят на реализацию (в магазин или на аукцион) только после его проверки в учетных материалах утраченных и украденных предметов, который ведется органами внутренних дел. Для продажи через аукцион потребуется также предварительная экспертиза вещи. Между организатором аукциона и владельцем антиквариата заключается договор, согласно которому владелец поручает организатору аукциона продажу принадлежащих ему антикварных вещей за вознаграждение, размер которого определяется в процентах от цены продажи.

Антиквариат. Можно продать в интернете, в салоне или на аукционе.

Если мы хотим купить

И снова - о разочаровании и крушении радужных надежд. Легенды о том, как на блошином рынке за копейки было куплено что-то на самом деле очень дорогое, имеют некоторое отношение к жизни, но, к сожалению, не нашей с вами. Разве что мы выступим в роли того самого незадачливого продавца. Шансов сделать такую покупку в интернете еще меньше, чем крупно выиграть в лотерею. «Если новичок решил войти на рынок антиквариата с целью инвестирования, то вряд ли он найдет что-то действительно ценное и стоящее. Поскольку оно до него не дойдет, - выдает порцию холодной воды Сергей Сулима. - Либо то, что он купит, окажется подделкой, либо вещью, не стоящей денег, которые он потратил. Потому что, как и прежде, новый человек не сможет самостоятельно найти достойную для инвестиций вещь и не ошибиться».

Рынок

Просто так устроен этот бизнес: дилетанты с обеих сторон (что продавцы, что покупатели) - обеспечивают профессионалам более-менее безбедное существование. Если на рынке появляется действительно интересная вещь, которая однозначно будет сильно расти в цене, можете не сомневаться, что на нее найдутся покупатели и без вас. Так что забудьте пока мечты о сверхприбыльных сделках и сосредоточьтесь на том, чтобы купить что-то милое вашему сердцу (способное украсить ваш дом) и при этом еще и не убыточное. В хорошем салоне вам с этим помогут. Если же вы захотите не ограничиваться единичной покупкой, а встать на стезю коллекционирования, придется поработать. Выберите интересное вам направление, постепенно начинайте его изучать, чтобы в нем разбираться. Ходите по галереям и салонам, читайте литературу и консультируйтесь - поначалу вам придется полагаться на мнение заслуживающего доверие специалиста.

Ценное. Новичок сам его найти не сможет.

Однажды, волею судеб, познакомился я с неким Сережей. Времени свободного было много и делать было особенно нечего, вот мы и беседовали. А почему не поговорить с интересным человеком. А Сережа действительно был интересный человек. Он, что называется, был антикваром в третьем поколении. Но не тот антиквар, который собирает разные там вещички и прячет все это по сундукам и темным комнатам, а антиквар с деньгами. Точнее антиквар, который делал деньги на антиквариате.

Еще его дед в далекие времена менял разные там безделушки на картошку и хлеб и неплохо на этом заработал, потом, когда народ начал эти безделушки покупать уже за деньги. А особенно, тот народ, который собирался уезжать и ему эти безделушки очень даже были нужны. Продолжил дело его отец. Он был большим любителем русских старинных икон, а потому он их активно продавал всем желающим заезжим иностранцам. И продавал хорошо, так что пришлось ему даже немножко побывать в далеких местах. Но тоже не без дела, так как после этих мест, рванул он еще дальше. Сам же Сережа, если верить его словам, в пятнадцать лет сколотил на торговле антикварными монетами неплохое состояние и когда рухнул СССР купил себе «Жигуленок» и катал девчонок по поселку, что они аж пищали от восторга. Хотя за правдивость последних слов я не ручаюсь, ибо мало ли что народ рассказывает о своей молодости.

Он действительно был специалист, асс с точки зрения разных там антикварных штучек. Ибо сам много знал и мог рассказывать понятно и умно.

Вот представьте, случилось так, что получили Вы по наследству от Вашего очень далекого родственника альбом с марками и не простыми марками, а такими старыми, что нельзя и сказать как это они могли вообще сохраниться с тех времен. Но рассмотрев эти марки и вспомнив добрым словом своего родственника, Вы не поленились и через Интернет, через знающих людей узнали, что оказывается, одна из этих марок, которая пылилась в этом альбоме стоит целое состояние. Ибо есть такая себе типа биржа или аукцион где очень богатые люди за сумасшедшие деньги продают и покупают эти небольшие кусочки бумажек. Ясное дело, что эти аукционы и биржи обитают на Западе. Если мне не изменяет память, то Сережа говорил, что выгоднее всего продать марки можно в Швейцарии. И вот когда Вы уже готовы получить за этот кусочек бумажки сотню-другую хрустящих зеленных долларов Вам, как обухом по голове: «Конечно, Ваша марка стоит дорого и в каталоге их биржи об этом записано черным по белому, что такие марки только так и стоят. Но они люди солидные и поэтому хотят быть уверенными, что все это законно. Поэтому они очень рекомендуют Вам рассказать им о том, как эта марка попала к Вашему родственнику и обо всех предыдущих владельцах марки». Они в целом, правы и их можно понять. Это когда марка пылилась в альбоме Вашего родственника всем было все равно где эту марку взял Ваш родственник, но если Вы эту марку продаете в таком солидном заведении и за большие деньги то тут могут произойти самые невероятные события. И, как результат, могут вдруг, как из под земли, появиться четвероюродные племянники, которые точно видели эту марку у их дяди как раз перед тем, как к нему приходили с обыском из ЧК. А дальше сами знаете, суды, иски, адвокаты. А оно им нужно, этим любителям маленьких кусочков бумажки за большие деньги? Нет, тут уж лучше не купить, чем купить, а потом иметь проблемы.

Головоломка, однако. Но Сережа объяснил, что любая головоломка имеет решение. Ибо головоломки на то и существуют, чтобы их решать. Как рассказывал Сережа в каждом сегменте антикварного бизнеса есть свои ведущие игроки. Они курируют эту биржу-аукцион, они же и дают самые умные и правильные экспертные оценки тем или иным шедеврам марочного искусства. А самое главное, если они выставляют на продажу марку, то им не очень нужно рассказывать, где они ее взяли. Зачем уважаемых людей такими расспросами тревожить. Вот к этим людям и можете Вы обратиться со своей маркой. А они могут ее по достоинству оценить и купить у Вас за самую справедливую цену. Какую? Сережа, рассказал, что математика тут простая. Если марка стоит сто тысяч то Вам за нее дадут десять, ну если очень им понравитесь, - двенадцать тысяч. «Ни фиг…» - это уже я Сереже сказал. На что он мне спокойно объяснил: главная ценность марки, как и любой другой антикварной вещи, не ее художественная или другая ценность, а кто ее продает. Почему они гуру антикварного мира, не потому, что такие уже ценители искусства, а потому, что они в отличие от основной массы любителей могут продавать эти марки, картины, статуэтки за очень-очень большие деньги. А так как покупают они их за очень-очень маленькие деньги, поэтому они часто очень любят выступать разного рода меценатами и «друзьями детей». Неужели Вы, правда, думали, что можно сколотить состояние на антиквариате, ища на помойках и чердаках старые безделушки и хлам? Это все для рассказов и интервью, главные деньги тут и рядом.

Это когда Вы приходите к ним и хотите купить что-либо то тут Вам и кофе и девочки и лимузин. Вы всегда желанный гость. А сколько интересного Вам расскажут о шедевре, который Вы хотите купить. А как высоко ценится этот шедевр. А как дорого он будет стоить через несколько лет. Это все для Вас и только для Вас. Но как только Вы придете к ним из желания продать им их же шедевр то сразу окажется, что сейчас это уже в не моде и спрос упал, и цены только снижаются, и это конечно шедевр, но таких шедевров сейчас продают очень и очень много, и вообще, он уже пылью припал и цвета как-то уже выгорели. Так что продать Вы можете, но только за полцены покупки.

Если верить Сереже, ценность любой антикварной вещи мало зависит от ее художественной ценности. Очень часто вещь вызывает отвращение и ее тяжело назвать шедевром искусства, но если об этой вещи говорят в нужных кругах, обсуждают разного рода мифические или реальные события, произошедшие с собственниками этой вещички, а самое главное, если автор этой вещи уже умер то она стоит денег. Почему так плохо продают картины живых художников, а потому, что он может еще написать новые и новые картины. А вот если художника уже давно нет и от его работ остались считанные картины, вот это уже интересно. Тут уже можно рассчитывать на успех. Чем меньше аналогичных вещичек, тем дороже ее можно продать. Срабатывает эффект уникальности. Для покупателя очень важно, чтобы его эго было польщено, что он обладает уникальной вещью, которая в единственном экземпляре и не имеет значения, что эта уникальная вещь выглядит допотопно и примитивно, главное в мире нет другой такой вещи.

Теперь немного становиться понятно, почему отдельные наши коллекционеры антиквариата, вложив не один миллион долларов в разного рода шедевры мирового искусства, потом не знают, куда эти шедевры девать. Благо офисы у этих людей большие, поэтому развешивают они свои шедевры по своим офисами и рассказывают, всем желающим, что эта картина, которая вообще-то и не совсем картина, а просто репродукция с известной картины будет стоить миллионы и миллиарды нужно только подождать. Ну что же, подождем. Авось будет.

Рассказал Сережа и кое-что интересное для желающих заработать на антиквариате.

Если Вы знаете, что в дальнем углу огорода Вашего деда зарыт клад то не надейтесь, что его можно найти простым миноискателем. В земле так много металла чаще всего железного мусора, что простой миноискатель будет Вам пищать ежеминутно, а Вы будете постоянно выкапывать старые чугунные горшки. Поиск разных кладов в земле - удел спецов, которые обладают достаточно дорогой аппаратурой, которую можно настроить даже на нужный состав сплава монеты или изделия. Хотя тут есть своя проблема. Искать разные там монеты и ювелирные изделия хорошо на старых кладбищах или курганах, а это дело запрещенное, поэтому и существуют «черные археологи», которые не брезгуют ничем.

Если Вы не специалист то покупая очень старинную и редкую монету, которая стоит целое состояние будьте готовы расстроиться, когда узнаете, что она «новодел». Это целый бизнес делать старинные монеты. Причем делают их качественно, поэтому на «зуб или на щуп» проверить невозможно. Поэтому умный народ покупает и продает только «своим». Потому и цены на монеты очень сильно разнятся «на базаре» и «в квартире».

Был момент, можно было заработать, что называется «на ровном месте» и при этом «чтя кодекс». Когда рухнул СССР очень много осталось картин социалистического реализма. Причем картин качественных и сделанных добротно, типа «Праздник урожая» или «Ленин на утреннике». И вот эти картины на вполне законных основаниях можно было купить за бутылку дешевого коньяка у бывшего председателя колхоза или секретаря парткома. Мало того, даже получить справку в Минкультуры, что это никакой художественной ценности не имеет и ее можно без проблем вывезти за границу. Нашлись умные люди, начали они эти картины скупать, и все туда, за границу. А там эти вещи в диковинку, а самое главное, все понимают, что уже больше их никто новых рисовать не будет. Как говориться, социальный заказ ушел. Поэтому цены на этот социалистический реализм начали расти, как на дрожжах. Некоторые активные антиквары не одни миллион долларов себе заработали на «Доярках на утренней зорьке» или «Шахтеры рапортуют партии». Хотя уже мода прошла. Как в свое время прошла мода на русские иконы.

В отличие от других стран, у нас «блошиных рынков» не так много, да и продают там всякую ерунду. Поэтому, такие антиквары, как Сережа больше ищут вещички, путешествуя по нашим городам и селам. Благо народ у нас разговорчивый и если правильно разговорить нужную бабушку или дедушку, можно узнать многое. А дальше главное, увидев ценную вещь, начинай рассматривать и торговаться за совсем ненужную безделицу. Психолог этот Сережа, нечего сказать. Как он рассказывал, был у него случай, когда пришел он в гости к одной старушке, а у нее в серванте стоит фарфоровый сервиз, пылью припадает, но он быстро клеймо приметил и чуть не обалдел. У него был немец, который эти сервизы скупал за сумасшедшие деньги. И, тут Сережа начинает усердно с бабушкой торговаться за сервант, который вообще никакой ценности не представляет, хотя и старый. Уже вещи начали с серванта доставать и поверять на прочность полки и дверки. Короче, не сошлись в цене. Дорого. А вот этот фаянсовый сервизик, который и даром никому не нужен, он купил за честную сотку зелени. И только потому, что ему было обидно, что так много на него времени потратили, и чтобы, как говорится, не с пустыми руками возвращаться. За сколько он продал этот сервиз немцу Сережа не сказал, но вернулся он тогда с Германии на б/у Мерседесе. Бизнес есть бизнес.

И как говорится, на посошок. Рассказал, Сережа, как лет десять назад продал он одному владельцу небольшой сети магазинов очень ценную китайскую вазу. Действительно ценную и действительно редкую. Продал, я понял, за несколько тысяч зеленых. И теперь этот бизнесмен раз в квартал его беспокоит звонком с постоянным вопросом: «Не пора ли вазу продавать?». На что Сережа ему отвечает меланхолическим голосом: «Рано. Пусть еще постоит. Ценность вазы растет по мере ее старения». Ну что же, лет через сто, может действительно будет «пора».

Как научиться разбираться в антиквариате, откуда его привозить и как определить его ценность – своим опытом работы с винтажными предметами и антиквариатом делится дизайнер Мария Черкасова.

Мария Черкасовадизайнер интерьеров

Где покупать винтаж и антиквариат

В нашей семье всегда интересовались антиквариатом. Может быть потому, что в доме было много старых вещей. В детстве меня особенно завораживало, что на столовых хозяйственных ножах стоит клеймо с двуглавым царским орлом – вещи больше ста лет, а ею активно продолжают пользоваться. Предметы, которые покупали еще до революции, переходили из поколения в поколение, и так было во многих семьях. Еще я помню, как мы дома пили чай из сервиза Гарднера. Это один из старейших фарфоровых заводов, он находится в Вербилках.

Сейчас за антиквариатом я езжу в Европу, например, во Францию, где старинные вещи продают на брокантах. Брокант – это особый блошиный рынок, специальные ангары, набитые всевозможными старыми вещами. Как они туда попадают? Франция – довольно благополучная страна, там было относительно мало войн, много регионов хорошо сохранились. К примеру, небольшие шато или поместья остались совсем нетронутыми. И когда некоторые наследники вступают в свои права, они могут из этого места сделать гостиницу, к примеру, а предметы старины распродают на аукционах или вывозят на подобные блошиные рынки.

В городе Байонна во Франции стоит искать мебель 1950-60-х, в Нормандии, например, Руане, существует множество брокантов с серебром, фарфором, старой мебелью. Брюссель – город дорогих галерей с качественным антиквариатом в отличном состоянии. Магазины винтажных вещей и броканты стоит искать на Рю-де-Саблон и примыкающим к ней улицам. В Москве тоже существует качественный галерейный комплекс, где представлено и искусство, и фарфор, ковры и предметы декоративно-прикладного искусства, – «Артефакт» на Пречистенке 30/2.​

​Кто определяет ценность старинных вещей

Ценность таких вещей определяет, в первую очередь, рынок. Как говорится, «это стоит столько, за сколько ты можешь это продать». Ценность может быть художественная, культурная и историческая. Если на этом стуле сидел Наполеон, то это представляет интерес, пусть даже стул и неказистый. Происхождение вещи, ее история, подтверждение владения ее называется «провенанс». Если вещь массового производства, она будет стоить дешевле, если из ограниченной серии или эксклюзивного выпуска, то дороже – прямой зависимостью между возрастом вещи и ее стоимостью нет.​


Антикварный камин – находка заказчика – и бюро. На них – винтажные рамки с блошиного рынка во Франции.

Как научиться разбираться в антиквариате

Нужно знать историю и быть знакомым с экспертами: помочь могут музейные эксперты и сотрудники галерей, например, ТамараВехова из Vehova Gallery знает все о художникахпервой волны эмиграции . Можно и самому изучать рынок, существует множество школ по антиквариату. Наиболее полное представление можно получить на факультете истории МГУ, на кафедре истории искусства. Еще можно пройти курс «Экспертиза антиквариата» в Аукционном доме Гелос или специальный курс для дизайнеров интерьера в школе «Детали». Почерпнуть необходимую информацию можно и в книгах, например: ​«Русский фарфор, частные заводы»​ В.А. Попова, «Стили мебели» ​Д. Кес, «Большая иллюстрированнаяэнциклопедия древностей» – там, в частности много советов какотличить подделку от оригинала.

Глубже всего в вопросе разбираются коллекционеры, а если ты просто любитель, то лучше придерживаться правила современного искусства – покупай то, что нравится.

В чем прелесть винтажа и антиквариата

Как ни странно, некоторые антикварные серебряные ложки и ножи дешевле новых, только что произведенных. В России старинных ценных вещей осталось мало, потому что весь редкий хрусталь побили в революцию, дорогие стулья сожгли в блокаду. Во Франции рынок больше, соответственно цены меньше. Еще один хороший источник – Санкт-Петербург (обратите внимание на блошиный рынок на станции Удельная, галереи «Терцо» на Итальянской улице, на улице Пестеля и на Моховой улице)​, там очень богатый выбор вещей – многое привозят из Швеции.Еще одна причина покупки антиквариата – размер: дамские сумочки были компактнее, а старая мебель меньше и изящнее, чем современная. Ну и конечно, уникальность, обусловленная гораздо меньшими масштабами производства.


Антикварный столик для завтраков, XIX век, главное достоинство – компактный размер.

Как не переборщить с антиквариатом в интерьере

Нужно смотреть на размер пространства: в небольших современных квартирах легко получить квартиру-музей. Чтобы этого не произошло, вкрапление винтажных вещей должно быть максимально деликатным. Сейчас клиенты отдают предпочтение направлению mid-century: дизайнеры часто используют мебель 50-х-60-х годов, перетягивают ее и перекрашивают. Шарм эпох, модерна или ар-деко, практически невозможно воссоздать, и если вам нравится определенный исторический стиль, лучше обратиться к антиквариату.

У некоторых заказчиков до сих пор есть предубеждение насчет старой и чужой вещи – будто у нее «не та энергетика». Но думаю, что если вещь пережила столько войн, революций, в ней, напротив, очень много жизненной силы.

Чем подтверждается подлинность антиквариата

Для картин проводится обязательная экспертиза, а на фарфоре и серебре есть клеймо. Причем эти штампы часто меняются: по ним можно определить происхождение сервиза с точностью до десяти-пятнадцати лет. Чтобы отличить подделку от оригинала, нужна определенная «насмотренность»: нужно сравнивать собственные предметы с научно обработанными музейными собраниями, следить за публикациями по специальности, тщательно изучать, какие технологические процессы, старые техники, рисунки, орнаменты и способы обработки бытовали в разное время. Признаком подделки может быть, например, клеймо, не соответствующее способу украшения и используемому орнаменту. Знать даты наиболее известных мастеров интересующего вида искусства, а также используемый материал и технические возможности того времени необходимо.​

В наше довольно интересное время вопрос, как заработать на антиквариате, очень актуален. Под понятие «антиквариат» подходит много совершенно разных вещей. Это не только мебель, посуда, оружие и всевозможные археологические ценности, а еще и различные довоенные предметы, значки, пуговицы, марки, производства 1930-1940-х годов.

Если вам интересно данное направление, и вы разбираетесь в дореволюционной технике и открытках прошлого века, то стоит подумать, как заработать на антиквариате, организовав собственный бизнес.

Перспективы мирового рынка

Следует отметить, что отечественный рынок занимает незначительную часть в этой отрасли. И если вы хотите открыть собственный бизнес на антиквариате и много зарабатывать, то вам следует ориентироваться на рынок Европы, Америки и Азии.

В этом случае перед вами откроются действительно бескрайние перспективы. Разумеется, чтобы работать на мировом рынке, вы должны хоть немного владеть английским языком. Только после этого вы получите отличную возможность и перспективы, сможете получать прибыль не только как посредник и консультант, но и работать в качестве доверенного лица, выполняя поручения клиента по поиску и приобретению ценных предметов антиквариата. К тому же на посредничестве и консультациях можно заработать стартовый капитал на открытие собственного магазина.

Способы создания бизнеса на антиквариате

Есть несколько способов, как заработать на антиквариате. Первый – это вложение средств в ценные предметы и дальнейшая их перепродажа. В этом случае ваша прибыль составит примерно 25% в год от вложенной суммы. Также вы можете получить специальность «оценщик антиквариата» и работать в этом направлении.

Услуги такого специалиста оцениваются в 100-150 долларов в час. Многие считают, что антиквариатом могут заниматься лишь те, кто имеет образование в области музейного дела и искусствоведения, но на самом деле все гораздо проще. Можно окончить специальные курсы по антикварному делу и стать профессионалом в этой сфере.

Поиски клада

Есть еще один интересный вариант, как заработать на антиквариате, – поиски клада. В этом случае ваша прибыль определяется качеством и количеством найденных сокровищ. Можно искать все что угодно, начиная от медных монет и заканчивая золотыми редкими украшениями. Но необходимо понимать, что не все старинные монеты будут оцениваться в приличную сумму.

Их стоимость зависит от того, насколько они редкие. А вот украшения и драгоценности могут принести действительно хороший доход, но и здесь есть нюансы. Цена таких драгоценностей устанавливается с учетом их состояния и возможности реставрирования.

Сбыт антикварных предметов

Антикварные эксперты-искусствоведы рекомендуют продавать свои находки через специальные антикварные аукционы в интернете. Здесь стоимость раритетных предметов может возрасти во много раз. Кроме того, есть форумы, на которых общаются кладоискатели, коллекционеры или просто любители антиквариата. С их помощью вы сможете продавать или покупать старинные вещи но, разумеется, нужен хороший опыт. Следует отметить, что действительно ценные и редкие находки встречаются не часто, это единичные случаи.

Одним из организаторов антикварных курсов является компания «Гелос». При этом аукционном доме есть одноименный институт, в котором можно освоить такие специальности: «Оценка бизнеса в области антиквариата», «Методика определения ценности антиквариата». После успешного освоения программы слушатели получают диплом-лицензию на проведение оценочной деятельности в области антиквариата.

Но прежде чем переквалифицироваться на специалиста по антикварным предметам, вы должны учесть, что курсы оценщика стоят довольно дорого. За то, что вы прослушаете только начальный курс, нужно заплатить 1100 долларов, а более углубленное обучение на годовых курсах стоит примерно две тысячи долларов.

Учиться на антиквара можно сразу после окончания школы, экзамены и тесты вам сдавать не придется. Но в основном эта деятельность интересна тем, кто уже имеет образование и хочет сменить сферу деятельности. Руководители института уверяют, что базовое образование претендентов для обучение совершенно не имеет значение. Как правило, курсы рассчитаны на людей, которые ранее не имели ничего общего с избранной специальностью.

Повышение квалификации

Для опытных слушателей с дипломами искусствоведов и культурологов аукционный дом предлагает более углубленную программу обучения специальности «оценщик антиквара». Кроме «Гелоса», специальность в сфере антиквариата можно получить в учебном центре «Знание - Пречистенка».

Чтобы пройти обучение на четырехмесячных курсах и получить специальность «Декоративно-прикладное искусство», вам придется заплатить примерно 230 долларов. Также здесь вы сможете пройти обучение на двухмесячных курсах по советскому искусству живописи и истории иконографии. Такие курсы обойдутся вам в 600 долларов.

Конечно, вы можете прослушать вводный курс в антикварное дело в Международной школе дизайна и научиться отличать ценные предметы от подделки, но это не сделает вас хорошим специалистом в этой сфере. Можно получить свидетельство об окончании курсов по антикварному делу и в Московском лингвистическом центре. Заплатив тысячу долларов, вы сможете прослушать курс соответствующих лекций.

Особенности антикварного бизнеса

Конечно, рассчитывать на то, что после курса обучения специальным программам вы сразу же станете квалифицированным антикваром и начнете зарабатывать по-настоящему серьезные деньги, не стоит. Профессионализм в этой сфере приобретается долгие годы благодаря опыту. Но тем не менее, с такой специальностью без работы вы не останетесь.

Можно открыть собственное антикварное дело по оценке, покупке или продаже старинных предметов или же нарабатывать так необходимый в этой области опыт в одной из многочисленных компаний, специализирующихся на антиквариате. Даже начинающий специалист может рассчитывать на зарплату в размере одной-двух тысяч долларов в месяц, что быстро окупит средства, потраченные на образование.

А прибыль профессионального и опытного оценщика антиквариата колеблется в пределах от трехсот до одной тысячи долларов в неделю. За услуги по оценке старинных вещей, которые выставляются на продажу, можно заработать примерно 100-150 долларов в час. Кроме доходов от установления стоимости товара, оценщику полагается определенный процент от сделки, заключенной при его посредничестве.

Профессионализм, опыт и авторитет

На антикварном рынке, кроме профессиональных качеств и опыта, огромное значение имеет и авторитет, который крайне важно приобрести за время деятельности. На начальном этапе становления вашего бизнеса вам придется работать за незначительную плату, но с течением времени, после того как вы приобретете имя и авторитет в кругах антикваров, вы сможете рассчитывать на существенное повышение доходов.

Стоит обратить внимание на строгую специализацию, которая отмечается в среде антикваров. К примеру, специалист по живописи никогда не возьмется за оценку старинной мебели, и наоборот. Такое отношение дает возможность более углубленно изучить выбранную область и стать действительно профессиональным оценщиком.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней