Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Маргинальное мышление. Маргинал: определение, значение слова простыми словами, примеры употребления

Маргиналы - это люди, которые по различным причинам выпали из привычной для них и не в состоянии примкнуть к новым общественным слоям, как правило, из-за культурного несоответствия. В такой ситуации они испытывают сильное психологическое напряжение и переживают кризис самосознания.

Теория о том, кто такие маргиналы была выдвинута еще в первой половине 20-го века Парком Р. Э. Но до него вопросы социального деклассирования были подняты Карлом Марксом.

Теория Вебера

Вебером был сделан вывод о том, что общественное движение начинается тогда, когда маргинальные слои основывают общность, и это приводит к различным реформам и революциям. Вебер дал более глубокую трактовку тому, что позволило объяснить формирование новых сообществ, которые, разумеется, не всегда объединяли социальные отбросы общества: беженцев, безработных и так далее. Но с другой стороны, социологи никогда не опровергали несомненную связь между человеческими массами, исключенными из системы привычных социальных связей, и процессом организации новых общностей.

В сообществах людей действует главный принцип: «Хаос должен быть как-то упорядочен». При этом новые классы, группы и слои практически никогда не возникают в связи с организованной активной деятельностью попрошаек и бомжей. Скорее, это можно рассматривать как строительство параллельных людей, чья жизнь до перехода на новую позицию была вполне упорядоченной.

Несмотря на распространенность модного ныне слова «маргинал», само понятие довольно неопределенно. Поэтому невозможно конкретно обозначить роль этого явления в культуре общества. Можно ответить на вопрос о том, кто такие маргиналы, характеристикой «внесистемные». Это будет максимально точное определение. Потому что маргиналы находятся вне социальной структуры. То есть не относятся ни к одной группе, определяющей характер общества в целом.

Есть маргиналы и в культуре. Здесь они находятся вне основных типов мышления и языка и не принадлежат ни к одному художественному направлению. Маргинала нельзя причислить ни к одной господствующей или основной группе, ни к оппозиции, ни к различным субкультурам.

Общество уже давно определило, кто такие маргиналы. В утвердилось мнение, что это представители низших слоев социума. В лучшем случае это люди, находящиеся за рамками норм и традиций. Как правило, называя человека маргиналом, показывают негативное, презрительное отношение к нему.

Но маргинальность - не автономное состояние, это результат непринятия норм и правил, выражение особых отношений с существующим Она может развиваться в двух направлениях: разрыв всех привычных связей и создание собственного мира или поэтапное вытеснение обществом и последующий выброс за рамки закона. В любом случае маргинал - это не изнанка мира, а только теневые его стороны. Общественность привыкла выставлять напоказ людей вне системы, чтобы утвердить собственный, считающийся нормальным мир.

Читая бумажные или интернет-издания, можно нередко встретить слова, значение которых бывает непонятно. Эмбарго, мейнстрим, гендер, коллапс, гаджет, паттерн, ритейл, хэдлайнер, тренд, фейк... Что означают некоторые из них, можно догадаться по общему смыслу текста, но не всегда это удаётся легко. Задача упрощается, когда слово в настоящий момент времени используется СМИ настолько часто, что прочно запоминается, и читателю ничего другого не остаётся, кроме как узнать или догадаться о значении того или иного термина.

«Непонятные понятия»

Сложнее всего обстоит дело со словами, которые не используются ежедневно в речи большого числа журналистов. К таким относятся, например, «оферта» или «маргинал». Значение слова порой бывает трудно угадать по его звучанию. А если слово это иностранное, то задача становится практически невыполнимой. Приходится обращаться к толковым словарям, чтобы установить происхождение непривычного для уха термина.

Кто же такой маргинал? Значение слова особенно трудно установить по нескольким причинам. Во-первых, не все толковые словари дают полное количество значений. Во-вторых, сам смысл этого слова претерпел несколько кардинальных изменений, что сделало его довольно размытым и нечётким. Лишь проследив всю историю, можно разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, маргинал – это не математическое понятие, не растение и не предмет гардероба. Это человек. А вот какой человек, что его отличает от всех остальных и за что он получил отдельный статус – все эти вопросы являются предметом подробного разговора.

Маргиналы начала XX века

Сам термин был сформулирован в 1928 году американским социологом Робертом Парком, с тех пор в своём значении претерпел значительные изменения. Первоначально Р. Парк, основоположник психологии городского образа жизни, считал, что маргинал – это тот, кто находится в неопределённом положении между сельским жителем и урбанизированным. Его привычная культура была разрушена, а в новую он не вписался. Такого человека можно назвать дикарём в каменных джунглях, настолько его поведение является неприемлемым в социальной среде города.

Термин был образован от латинского margo – «край». Таким образом, маргиналами называют людей, живущих на границе различных социальных стихий, но не вписывающихся в нормы ни одной из них.

Маргинальная личность по Роберту Парку

Значение слова с самого начала было достаточно негативным. Как лучше ответить на вопрос о том, кто такой маргинал? Сам профессор Р. Парк так определял основные черты характера подобной личности: беспокойство, агрессивность, честолюбие, обидчивость и эгоцентричность. Обычно так называли разного рода асоциальные элементы: беднейших мигрантов, бродяг, бездомных, пьяниц, наркоманов, преступников. В общем, представителей социального дна. Пограничное состояние, в котором находятся эти люди, налагает отпечаток на их психику.

В любом обществе существуют свои писаные и неписаные правила, устои, традиции. Маргинал это всё отвергает, не чувствуя своего долга по отношению к обществу, не разделяя принятых в нём норм. По мнению Р. Парка, такие личности испытывают сильную потребность в одиночестве и уединённом образе жизни.

Классификация

Согласно современной социологической классификации, выделяются несколько групп людей, которых по ряду объединяющих черт можно назвать маргиналами.

В числе таких групп:

  • этнические маргиналы (потомки от смешанных браков, мигранты);
  • биологические маргиналы (люди с ограниченными физическими или умственными возможностями, лишённые внимания и заботы социума);
  • возрастные маргиналы (поколение, связь которого с большей частью общества оказалась разорвана);
  • социальные маргиналы (люди, не вписывающиеся в ту или иную социальную структуру в силу своего образа жизни, мировоззрения, профессии и т. п.);
  • экономические маргиналы (безработные и беднейшие слои населения);
  • политические маргиналы (те, кто использует непринятые в данном обществе методы политической борьбы);
  • религиозные маргиналы (верующие, не придерживающиеся определённой конфессии);
  • криминальные маргиналы (преступники, по меркам данного общества).

В современном обществе

В силу такой широкой классификации и постепенного расширения смысла понятия «маргинал», примеры можно найти в самых разных областях жизни:

  • бродяга, у которого нет ни жилья, ни работы;
  • человек, уехавший искать смысл жизни в Индию или Тибет;
  • хиппи, отрицающий социальную иерархию;
  • кругосветный путешественник, живущий в дороге;
  • наркоман;
  • отшельник, асоциальный человек;
  • фрилансер и любой «свободный художник», не связанный корпоративными условностями;
  • грабитель банков, нарушающий законы и вынужденный скрываться;
  • мультимиллионер, чей образ жизни значительно отличается от подавляющего большинства представителей социума.

Одним словом, все, кто не вписываются в так называемое «правильное» социальное поведение, могут называться маргиналами. Со временем значение этого термина значительно изменилось.

От социального дна до особой группы

К концу XX в. термин утратил своё первоначальное, резко негативное значение. В печатных, телевизионных и интернет-СМИ стали появляться такие словосочетания, как «маргинальная литература», «маргинальная тема», «маргинальная культура», «маргинальное движение», «маргинальное мировоззрение». В этих, на первый взгляд, весьма странных смысловых сочетаниях проявляется изменённое значение слова.

Теперь во многих случаях маргинал – это человек, чей образ жизни отличается от общепринятого. Причём это может быть как отличие со знаком «минус» (бездомный, пьяница), так и со знаком «плюс» (монах-отшельник, миллиардер).

Также нередким стало употребление этого слова в значениях: «принадлежащий к меньшинству», «малоизвестный», «маловлиятельный», «непонятный, неблизкий большей части общества».

Из-за преобразования смысла этого термина становится всё труднее дать однозначный ответ на вопрос о том, кто такой маргинал. Это слово постепенно лишается своей первоначальной, однозначно негативной окраски, приближаясь к нейтральному звучанию. Маргинал – тот, кто (по своей воле или нет) не вписывается в традиционный уклад своего социального окружения.

Маргинальные свойства предметов

Кроме значения, относящегося к человеческой личности или социальным группам, этот термин выражает определённые свойства материального мира. Например, в толковых словарях описываются следующие значения прилагательного «маргинальный»:

  • несущественный, второстепенный;
  • незначительный, неосновной;
  • написанный на полях (книги, рукописи и т. д.).

Иностранные слова с непонятными значениями окружают нас повсюду, но разобраться в них помогают современные словари. Так и с понятием «маргинал», значение которого разнообразно и нередко меняется в зависимости от ситуации употребления.

Маргинал это:

Маргинал

Маргина́л (от лат. margo - край) - вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот . В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.[источник не указан 55 дней ]

Происхождение термина

Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Eё содержимое, вероятно, скопировано с http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_01.php практически без изменений.
Пожалуйста, проверьте дату предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью.
Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста
Дата обнаружения нарушения : 18 ноября 2012.
Выявившему нарушение : Пожалуйста, поместите сообщение
{url=http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_01.php} -- ~~~~
на страницу обсуждения участника, создавшего статью
Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.

В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940-1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек - это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.

Маргиналы (примеры)

  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»

(Случаи из жизни Диогена)

  • Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
В слове «маргинал» нет ничего обидного. «Пометки на полях»: маргинал - это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека - это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому - ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.

Производные понятия и примеры словоупотребления

  • Маргинальность (позднелат. marginali - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  • Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые "Голубые Маргиналы 20 века") находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.

Вы наверняка много раз слышали такое понятие как «маргинал», но далеко не все знают истинный смысл этого явления. Кто такой маргинал? Давайте развеем все существующие мифы.

Маргинал – это человек, который по каким-либо причинам выпал из привычной для него среды, но и не примкнул к новому слою общества. Эти личности находятся в подвешенном состоянии, в основном из-за культурного несоответствия и по многим другим причинам.

История маргиналов

В наше время «маргинал» - слово довольно модное, но достаточно неопределенное. Кто такой маргинал на самом деле, и как возникло это явление? Считается, что первыми маргиналами были рабы, которые впоследствии получили свободу. Рабы не были приспособлены жить как свободные люди и даже не хотели таких перемен. Другой пример, современный маргинал – это немолодые люди, которые отсидели много лет в тюрьме и вышли на волю. В совершенно незнакомых им условиях они просто не умеют существовать и в результате снова возвращаются в места не столь отдаленные.

Появление маргиналов вполне можно объяснить. Рано или поздно отношения между государством и обществом устаревают, и возникает необходимость определенных изменений. Например, феодальные отношения сменяются капиталистическими. При новых формах взаимоотношений обществу не остается ничего иного, как приспосабливаться к нововведениям. Однако общество очень неоднородно, в нем существуют определенные классы (буржуазия, рабочие, крестьяне и т. д.). Активные члены общества более успешно реализуют свои новые отношения, а вот пассивные, малообразованные слои просто не готовы к переменам, боятся их, не умеют к ним быстро приспосабливаться. Таким образом, получается, что подобная личность выпадет из системы общественно-государственных отношений. Человек, потерявший свою привычную среду обитания и не нашедший своего призвания в новой жизни, - вот кто такой маргинал.

Маргинальность как явление

Люди, которые не выполняют в обществе никаких функций, постепенно начинают объединяться. Маргиналами называют личностей совершенно различных классов. В основном – это остатки разных слоев общества, ушедших с исторической сцены и не нашедших себе занятие в новой жизни. Зачастую маргиналы – это довольно необразованные люди, которые неспособны выполнять какие-либо системные функции вследствие своей неосведомленности.

Общество маргиналов, как правило, является для любого государства большой проблемой, так как они не выполняют никаких полезных действий в новом формате взаимоотношений. Кроме того, такие личности опасны тем, что они сплачиваются и начинают предпринимать разнообразные протесты против нынешней системы. Маргиналы часто создают свои идеологии: фашизм, коммунизм, анархизм и т. д.

Кто такой маргинал на самом деле? Обычный бунтарь или жертва обстоятельств? В сущности, трудно сказать однозначно, ведь путь каждого человека, который стал маргиналом, имеет свои особенности. По-видимому, сначала человек просто оказывается в неблагоприятных условиях для ведения нормальной жизни, а уже позже такое положение вещей выливается в определенный конфликт с обществом и с самим собой.

Разъясните популярно значение слова МАРГИНАЛ, Маргинальный? Тут один мне сказал, что это самостоятельный.

Valkir_i9

Маргинальность (позднелат. marginali - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Таисия

Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент - представитель социального «дна» .

Юрий николаев

Изначально - человек находящийся на стыке двух социальных классов, при этом не относящийся ник одному из них. Пример: крестьянин приехавший в город на заработки. Со времененм это слово приобрело оскорбительный характер и сейчас используется в отрыве от первоначального значения. Сейчас употребление слова "м. " в оскорбительной форме характерно для молодежной прокремлевской пропаганды.

Нурбек джумакалиев

Вот я живу в азиатской стране, сами понимаете, тут очень чтут старые традиции и обычаи. Но я как человек, выросший в городе, окончивший русскую школу, выросший на американских фильмах (не всегда плохих), классической литературе, западной музыке, не всегда могу понять своих собратьев, некоторые обычаи считаю уже устаревшими, и потерявшими былую актуальность, а порой и просто изуродованными современными тенденциями. Естественно, с детства я испытываю жесткое неприятие моих высказываний со стороны родственников, на меня смотрят как на хулителя общественного спокойствия, как на вероотступника.
Итак, вопрос обществу: я маргинал?

Что и кто-маргиналы?

Настасья

Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. Margo - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.
Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.
Маргинальность - "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Маргиналы, утрачивая прежние духовные ценности, испытывают трудности приобщения к чуждой им городской культуре, ненавидят мир, в который попали. Маргинальные слои пытаются навязать свою волю, вступают за поголовное равенство и даже за господство в обществе, что является одной из причин утверждения сталинщины как диктатуры маргинальных слоёв. Они - основная сила тоталитарного режима.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Парк Р.) , разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Маргинальный признак. Вообще в разное время в разных обстоятельствах каждый из нас слышал похожие слова: "маргинАлия", "маргинал", "маргинальный", а еще "маржинальный". Спроси об этом обычного человека - он плечами пожмет: да вроде понятно.. . "Маргинальный" - это.. . может быть, странный, неправильный?
Близко к правде, но не совсем правда. Начнем-ка мы с самого специального слова из этой семейки - с "маргиналии". От латинского "marginalis" (маргинАлис) - "находящийся на краю". Собственно, это корень всего семейства. "Находящийся на краю, сбоку". Упомянутая уже "маргиналия" - это пометка на полях книги или рукописи. А также - заголовок, вынесенный на поля книги или журнала. В общем, это полиграфический термин.
"Маргинальный" соответственно - это написанный на полях. Но это прямое значение слова. А кроме того, "маргинальный" - это побочный, не основной, не главный. Помните латинское "находящийся на краю"?
"Маргинал" - это термин как раз социологический. "Маргинал" - это тот, кто находится вне своей социальной группы, иначе - изгой.
Есть еще и словечко "маржинальный". Оно попросту ближе к французскому источнику, чем к своему латинскому корню. По-французски это произносится (маржиналь) ("marginal"). Собственно, "маржинальный" - это то же, что "маргинальный", и это экономический термин. "Близкий к пределу убыточности" - вот что это такое "маржинальный".

Брутальная зайко

Маргинальный человек - человек:
- находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и
- испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.
лат.Margo - край

Флёра ринатовна

Маргина" лии | {лат marginalis находящийся на краю]
МАРГИНАЛЫ - обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример - перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры

от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.

Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари, "генеалогия власти" Фуко, "деконструкция" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Кто вообще такие маргиналы, если по-простому говорить? Люди, которые по собственному желанию не захотели быть частью общества, или ?

Или это те люди, которые просто стоят возле компании сбоку? Такое нашумевшее слово, но не все точно знают, что это понятие за собой несёт. Скажу больше. Значение этого слова довольно расплывчатое. Многие понимают когда и к кому его можно применить, но вот определения его дать не смогут. А вот мы с вами попробуем.

Маргинал – кто это такой?

Термин пришел к нам в язык из латинского. Там было слова «margo», которое означало «край, граница, грань » (маргинал, соответственно это «находящийся на краю либо уже за гранью»).

Этот термин получил распространение в 20-е годы ХХ века. Тогда это слово обозначало человека, который имеет статус эмигранта в Америке и в новом для себя обществе. Он покинул свою страну, свою семью, свою работу и привычный уклад жизни, чтобы поменять на что-то новое. Их не адаптацию к уже сложившемуся в штатах социальному поведению называли маргинализацией.

В общем смысле, маргинал — это человек волей или неволей вышедший за рамки установленных правил (его вытолкнули или он сам к этому пришел). Например, в социальном плане — находящий вне своей социальной группы человек. По сути, это изгой .

Но типов (причин) маргинализации много — социальные неудачи, финансовый крах, религиозный изгоизм, этический, политический, физический (болезнь, инвалидность). Они отражают причины, по которым люди стали изгоями.

У нас это слово почему-то (на мой взгляд, ошибочно) стало полным синонимом слову люмпен , изначально обозначающим человека из самых низов рабочего класса (переводится оно, как лохмотья). Сейчас люмпенами называют бродяг, нищих и прочих «опустившихся»людей. Их, конечно же, тоже можно отнести к «изгоям», но это все же частный случай маргинальности (финансовой).

Толковый словарь тоже неоднозначно передает значение этого слова :

  1. маргинал – это асоциальный объект, который находится вне групп (социальных, экономических, политических…);
  2. «маргинал» — слово, которое описывает человека, не участвующего в деятельности людей, собранных по интересам или целям;
  3. человек, которого по какой-то причине изъяли из группы (изгой).

Это члены общества, которые не имеют никаких ценностей материальных, у которых и они . По сути, это каста. Как правило, не имеют никакой собственности. Зарабатывают либо случайными подработками, либо попрошайничеством, либо грабят.

По мне, так люмпены это частный и весьма радикальный пример маргинализации . Он не показателен, ибо отражает только одну ипостась (финансовую).

Маргинальные слои общества вовсе не обязательно будут носить обноски и просить милостыню. Они вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Просто они «откалываются от коллектива» и ведут «свою игру» (в социальной области, в политической, религиозной и так далее).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Кто такой трансгендер и как люди ими становятся Либерал - кто это такой и что такое либерализм простыми словами Что такое преступление - его признаки, виды и категории

Человек устроен так, что ему нужно всё определять, создавать ярлыки, которые можно использовать в общении для упрощения или украшения своей речи. Термин «маргинал» создали американские социологи Роберт Эзра Парк (1864-1944) и Эверет Вернер Стоунквист (1901-1979), и его можно отнести не только к одному человеку, как определение архетипа личности, но и к обществу в целом.

Маргинал – это состояние человека, живущего в буфере между существующими социальными группами, расами, политическими взглядами, экономическим влиянием. Производная от латинского слова margo - край.

Такого человека можно отнести к нескольким группам одновременно, и на 100% ни к одной из них, вследствие непринятия и игнорирования его обществом. Он словно застрял в чистилище, из которого не может найти выход и чаще так и не находит, остаётся существовать в нём.

Сам по себе этот термин несёт негативные нотки, и его использование всегда окрашено в грустные тона. Потому, что люди привыкли всё определять, можно определить – значит нормально, значит, вписывается в рамки. К тому же, с политической точки зрения социальными группами людей управлять намного проще, когда знаешь их поведение, и можешь предугадать результат деятельности или планируемых действий. Маргинальные же личности для политиков являются угрозой, особенно когда они собираются в группы и принимают действия, результат которых может быть непредсказуемым и опасным.

Маргинальное поведение можно определить в разных сферах жизни, социологи разделяют его на следующие типы, которые мы разберем последовательно.

Социальные маргиналы

К ним относятся люди, с неопределённым статусом в обществе. В основном это молодые и пожилые люди. В первом случае, потому что еще не сформировался жизненный костяк, и они на перепутье в достижении социального статуса, который позволит им устояться как личности.

К примеру, освоение профессии после полученного образования, и карьера, семейное положение, и материальные предметы, такие как собственное жильё, машина, дача, гараж и т.д. В пожилом возрасте маргинальность возникает в связи с малой значимостью статуса в обществе.

Сюда же относятся люди, попавшие в межклассовое положение, в силу сложившихся обстоятельств. Молодой парень, получивший наследство после смерти отца и прокутив его, попал на дно жизни. Или жена олигарха, привыкшая жить в роскоши, после развода, оставшаяся ни с чем.

Биологические маргиналы

Люди, имеющие инвалидность или недееспособность, как физическую, так и умственную, которых не могут приравнять к основному статусу в обществе. Потому что они не смогут выполнять полноценную деятельность, к ним нужен особый подход, который не сразу ещё можно понять, поэтому чаще всего их отрицают и не принимают.

Их отрицают настолько, что общество порой даже не знает о существовании некоторых заболеваний и не хочет их узнавать.

Это так же отражается в отношении государственных деятелей, которые не следят за выполнением принятых норм построения инфраструктуры жизни для инвалидов. Редко в каком городе России встретишь пандусы на каждом тротуаре, или работающие механизмы для поднятия колясок в общественный транспорт. Они есть, но частями, как заплатки, тут и там, как сдали объект так и закончили, а как сможет продолжать свой путь инвалид в коляске, никому уже неинтересно.

К биологическому типу относятся и сексменьшинства – геи, бисексуалы, трансгендеры и лесбиянски. Много споров вызывают эти люди, и достаточно долгое время идёт процесс официального принятия их обществом. В некоторых странах их начали официально принимать, что проявляется в регистрации браков, и возможности усыновления детей.

И, тем не менее, отношение к таким людям в большинстве своём очень негативное, их обходят стороной, кто-то намеренно может причинить насилие, им сложно жить в обществе, их отрицают и могут не принимать на работу, или в свой круг общения. На них смотрят с отвращением. И сейчас, кажется, что их становится больше, но на самом деле, они просто начинают раскрываться, и объединяться в группы, устраивают, пикеты, парады, и другие акции в силу защиты своих прав на существование и принятие обществом. Такими действиями они доказывают свой статус и право на жизнь в равных условиях с другими людьми.

Этнические маргиналы

Миграция разных народов в страны других рас породило данный тип маргинального человека. При этом сильное внешнее отличие создает всё большее отрицание, но даже если внешне человек не отличается от живущей в стране расы, он так же находится в повышенной зоне риска - не принятия его обществом.

Ярким примером этнических маргиналов служит острая проблема в США «белой» расы с афроамериканцами. Отрицание их в обществе доходит до абсурда: если афроамериканец заезжает в район таунхауса, то «белые» соседи просто съезжают, лишь бы быть подальше от них. Или начинают вытеснять их, используя как психологический прессинг, так и физическое насилие.

В России маргиналы из восточных стран, приезжающих на заработки или с мечтами о лучшей жизни, подвергаются насмешкам и предвзятому отношению коренного населения городов. Их часто обманывают, и поступают недобросовестно.

Политические маргиналы

Смена власти и политического строя в стране порождает маргинальное поведение у человека, который отрицает новое направление власти и не способен принять его, остаётся в настрое старых политически устоев.

Самый яркий пример политического маргинального поведения это период перестройки в России, потому как до сих пор старые устои в обществе советской власти живут в сознании многих людей.

В Европе создание Евросоюза и объединение многих стран в него, так же отражают маргинальное поведение политического характера у народов, не принимающих его, и тем самым возникают мелкие революционные стачки, которые приходится подавлять властям.

Экономические маргиналы

В большинстве своем пересекается с политическим типом, потому как экономические маргиналы – это люди, потерявшие работу в связи с закрытием производств, в которых больше не нуждается государство, либо устаревшей профессией или заменившие их труд на машинный.

Примером экономического маргинала так же могут выступать люди, у которых пенсионный возраст наступает раньше установленного как основной в стране. В России ранний уход на пенсию положен для таких категорий работников: военнослужащие, медицинские работники, горнорабочие и некоторые другие у них наступает период, который называют маргинальным, потому что жизненная сила и способности еще на высоте, а возможности обретения новых профессий и знаний не всем бывают по силам.

Характерные признаки маргиналов

Современные социологи, психологи и философы находят проявление маргиналов в обществе как положительное, потому что такие люди гибкие, и способные на перестроение и усвоение новых знаний и норм поведения.

Когда человек по разным причинам, больше не видит ценности в существующем положении его дел, он переходит в состояние маргинала, и поиска новых идей и течений, при этом чувствуя и предполагая своё отрицание обществом, и близких людей.

Старые жизненные устои для него теряют смысл, а новые не принимаются, он подвержен состоянию депрессии и склонен к саморазрушению личности. Выход возможен в случае перехода в другую социальную группу и проявление именно в ней своих замыслов. Придя в комфортное состояние, он открывает у себя много новых возможностей, знаний и те грани жизни, которые другие не замечают из-за устоявшихся рамок обществом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней