Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О чем картина возвращение блудного сына. Рембрандт: «Возвращение блудного сына

В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Картина сложна и интересна. Но за счет чего автору работы удалось достичь такого пристального к ней внимания со стороны публики? Для начала, нужно внимательно посмотреть на персонажей. На картине изображена явно богатая знатная семья, это видно по одежде и украшениям, которые надеты на матери, выглядывающей из-за колонны, на старшем сыне, стоящем с правой стороны, и на отце, приветствующем своего вернувшегося сына. Также в комнате на заднем плане можно наблюдать заинтересованных слуг. Однако не украшения стали предметом всеобщего любования. Все молчаливо, с укоризной и в то же время со снисхождением смотрят на младшего сына, который некогда покинул родной дом, где жил беззаботной жизнью. И все из-за того, что он не пожелал мириться с отцовскими порядками.

Взглянув на блудного сына, можно понять, что он перенес многие тяготы бытия, прежде чем вернуться домой. Наверняка, он видел всю грязь этого мира, все пороки. И только он один знает, как изменилась его душа. Юноша острижен наголо. Как известно, лысыми в то время были каторжники. Оборванная одежда говорит о том, что он сам заработал на нее деньги, выполняя рабский труд. Его обувь изношена так, что видны дыры. Одна нога боса, скорее всего, ботик слетел, когда сын второпях пал на колени перед своим отцом, прося прощения. Весь его облик свидетельствует о том, что уйдя из отцовского дома в поисках лучшей жизни, он прозрел, понял нелегкий труд простых людей, испытал голод, боль, страдания. Блудный сын осознал свою ошибку и сделал то, что многим не под силу. Он признал свою вину и попросил прощения.

И все же главным героем картины является отец, так как именно на нем лежит тяжкая ноша. Вся фигура отца отражает любовь, сострадание и прощение.

Картина Рембрандта полна надежд, духовной чистоты и сожалений. Отразив все это на полотне, автор дает зрителю понять, что прощение находит тот, кто искренне верит в раскаяние, кто любит.

6, 7, 11 класс

Сейчас читают:

    Я живу в городе, значит я городской человек. Городской человек, он постоянно витает в облаках, не замечает происходящего, он легкомыслен, скрытен. В пасмурную погоду лучше посидит дома, нежели выйти на улицу в дождь. Городской человек

  • Сочинение Жилин и Дина в рассказе Толстого Кавказский пленник 5 класс
  • Сочинение Жилин и Костылин - Разные судьбы 5 класс
  • Сочинение Юмористический рассказ о случае из жизни 5 класс

    Однажды со мной произошла невероятно смешная история. Мы всей семьёй приехали в деревню на лето. Я и мой папа собрались на рыбалку. Далеко идти не пришлось, ведь речка была прямо за огородом.

  • Сочинение по картине Мальчик с собакой Бартоломе Мурильо 3 класс

    Мурильо является севильским художником, который посвятил практически все свое творчество написанию портретов. Именно поэтому частенько на его картинах были изображены простые ребята, которые играли во дворе и бегали из одного угла двора

  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс

    Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника. Картина была создана в 1882 году.

- Возвращение блудного сына. Ориентировочной датой создания считаются 1666 – 1669 годы. Гигантский замысел художник воплотил маслом в холсте размером 260×203 мм. Сюжетом к картине послужила последняя часть притчи из Библии, где рассказывается о заблудшем сыне, который в итоге приходит к родному порогу и кается перед отцом. Родитель рад увидеть живого и непутевого младшего отпрыска, по отечески обнимает его, а старший брат сердит и не подходит.

Именно эта воображаемая сцена и легла на полотно. Мастер идеально передал отеческие чувства и раскаяние сына. Молодой человек изображен стоящим на коленях перед своим родителем, прижимаясь бритой головой к отцовскому телу. Одежда его грязна и оборвана, она носит следы былого блеска и роскоши, но видно, что молодой человек упал на самый низ человеческих грехов и не смог оттуда подняться. Ноги его исходили немало дорог. Об этом говорят стоптанные туфли, их уже и обувью нельзя назвать – один башмак просто не держится на ноге. Лицо сына скрыто, живописец его изобразил так, чтобы зритель сам догадался, какие чувства могут быть отображены на лице молодого человека.

Главная фигура произведения – отец. Его фигура чуть наклонена к сыну, руками он нежно сжимает плечи сына, голова чуть наклонена влево. Вся поза этого старика говорит о страдании и горе, которое он испытывал все те годы, пока сын отсутствовал в доме. Этими движениями он как бы прощает сына, его возвращение для отца — великая радость. Отец смотрит на коленопреклоненн ого отрока и улыбается. Его лицо безмятежно и старик счастлив. Интерьер угла дома: резные барельефы, колонны; одеяние старца: красный плащ и парчовые рукава в его прорезях – говорят о хорошем достатке дома, богатстве и достоинстве здесь собравшихся.

С остальными четырьмя фигурами эксперты до конца так и не разобрались. Версии значительно разнятся. Одним из предположений считается, что сидящий молодой человек с усами и в щегольской шляпе, украшенной пером – старший брат блудного. Возможно и так, поскольку его выражение лица говорит об осуждении и он не участвует в примирении родственников.

Самая удаленная фигура считается женской – едва различимая стоящая на ступенях девушка в платке могла быть служанкой в отеческом доме. Стоящий рядом с кающимся грешником мужчина держит посох, на нем надет плащ, у него длинная борода, на голове тюрбан. Весь его вид говорит о том, что он модет быть таким же странником, но более умен и требователен в своих целях. Взгляд этого немого свидетеля обращен на молодого человека, стоящего на коленях перед отцом. Какими думами омрачено лицо странника, остается гадать.

Все полотно написано в излюбленных Рембрандтом красновато-корич невых тонах. Художник сумел мастерски отобразить световые акценты на лицах изображенных людей и приглушить второстепенных персонажей. Даже не ведая, о чем написано в библейской притче, увидев это великое произведение, можно все прочесть на нем.

Сюжет

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Описание

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского , изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи - встречи отца и сына и прощении.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu . Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения , который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений» .

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь - одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» . «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик“» .

Второстепенные персонажи

Женщина в левом верхнем углу

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны - Вера, Надежда, Любовь , Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя - на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Второстепенные персонажи в правой части картины

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат - это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна - по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида . По другим предположениям - именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда - также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

Флейтист

Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи .

В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

История

Рисунок 1642 года

Офорт 1636 года

Автопортрет с Саскией на коленях

Обстоятельства создания

Это не единственная работа художника на этот сюжет, хотя он создавал произведения с другой композицией. В 1636 году он создал офорт, а в 1642 году - рисунок (музей Тейлера в Харлеме). В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство .

Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последний год жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгене, свидетельствуют о подлинности полотна.

Традиционная датировка 1668-1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.

Еврейская тема

Рембрандт жил в Амстердаме, центре еврейской торговли, и активно общался с местными иудеями. Множество его полотен посвящено евреям, он использовал евреев в качестве натурщиков для своих библейских картин.

Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува », использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме. Видимо, её напечатал первый издатель города - Менаше бен Исраэль, друг и сосед Рембрандта, иллюстрировавшего его издания. Для евреев, живших в веротерпимой Голландии после суровых католических стран, Тшува - возвращение к иудаизму, стала массовым явлением. Любопытно, что Менаше бен Исраиль выбрал Вечного Жида своей эмблемой.

Провенанс

Поступила в Эрмитаж из парижского собрания Андре д"Ансезена, последнего герцога де Кадруса в 1766 году (за год до его смерти) - по поручению Екатерины её купил князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Своё собрание Ансезен унаследовал от жены, происходившей из рода Кольберов. Её дед Шарль Кольбер выполнял важные дипломатические поручения Людовика XIV в Голландии, где, возможно, и приобрёл полотно.

В культуре

Литература

  • Любан, Галина. Возвращение блудного сына. Больше, чем видит глаз. М., 2007.

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Дата создания: 1666–1669 год.
Тип: холст, масло.
Расположение: Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Этот шедевр библейского искусства в очередной раз подтверждает статус Рембрандта, как одного из лучших художников всех времен и превосходного мастера в изображении религиозных сюжетов. Завершенная в последние годы жизни автора, картина изображает сцену из притчи, рассказанную в Евангелии от Луки, по сюжету которой, отец (олицетворяющий Господа), прощает все грехи своего блудного сына.

Историческая справка

Религиозное иконоборчество, следовавшее за освобождением Голландии от колониального ига Испании и католической церкви вылилось в церкви с голыми стенами, предназначенные для проповедей и молитв. Голландские власти не имели ни малейшего желания украшать алтари и храмы фресками, картинами и любыми другими формами искусства. Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм , в том числа портретам и натюрмортам (особенно в жанре Ванитас). Все эти произведения содержали различные моралистические послания. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству». Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт .

Хоть в Голландии больше не было никакой потребности в христианском и запрестольном искусстве, с изображениями святых, архангелов, мучеников, праведников, наподобие работ фламандского мастера Питера Пауля Рубенса, аудитория по-прежнему интересовалась темами из Ветхого Завета, полных драматичных событий и образованный Рембрандт, с хорошими знаниями библейских сюжетов, неоднократно создавал работы, основанные на историях из этой книги.

Возвращение блудного сына


Одна из последних картин мастера не содержит свойственного ему динамизма. Подобно ветхозаветному патриарху, отец кладет руки на плечи кающегося, бритого и одетого в потертые одежды. Его жесты сопровождены молчанием, глаза полузакрыты. Акт прощения становится одновременно благословением и искуплением грехов, отсылая к идеям прощения грешников в христианстве. Это изображение предельно одухотворенно, и избавлено от всех анекдотических аспектов. Старший брат кающегося, стоящий справа, согласно первоисточнику, упрекал отца, так как сам служил ему долгие годы, не нарушая заповедей, в то время как блудный сын тратил впустую деньги и вел себя неподобающим образом, но Рембрандт оставил этот разговор в стороне, погрузив действие в полную тишину. Дело с темой о блудном сыне Рембрандт имел и ранее, как гравер, а также создавал эскизы и рисунки, но в этой монументальной версии можно видеть самое трогательное и психологически сложное противостояние братьев. Гениальный Рембрандт прекрасно отражает искренность блудного сына, а также чувства любящего и милостивого отца. Теплая и гармоничная цветовая палитра, включающая в себя оттенки охры, золота, оливковых и алых тонов создают необыкновенное чувство спокойствия и нежности.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

    Сюжет привлекал внимание знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера , Босха , Луку Лейденского , Рубенса .

    Описание

    Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.

    На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu . Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения , который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений» .

    Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь - одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» . «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик“» .

    Второстепенные персонажи

    Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

    Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны - Вера, Надежда, Любовь , Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя - на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

    Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат - это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна - по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

    Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида . По другим предположениям - именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда - также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

    Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи .

    В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

    История

    Обстоятельства создания

    Это не единственная работа художника на данный сюжет. В 1635 году он пишет картину «Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство . В 1636 году Рембрандт создал офорт , а в 1642 году - рисунок (Музей Тейлора в Харлеме).

    Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.

    Датировка 1666-1669 годами, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней