Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Завтра была война проблемы. Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война"

Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940 году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии, чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова “комиссар”.

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют “дочерью врага народа”, в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т. к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на “дуэли” с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 “Б” погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

(4 оценок, среднее: 3.25 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Повесть "Завтра была война" написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы...
  2. Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году....
  3. Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических...
  4. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и...
  5. Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот...
  6. 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный...
  7. Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника,...

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
  • Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
  • Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …

Оборудование:

  • портрет писателя Б. Васильева,
  • магнитофонная запись песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова “Как молоды мы были…”, танго “Утомленное солнце”.

Ход урока

…Имей сердце, имей душу,
и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин.

1. Сообщение цели урока:

У: Сегодня мы с вами поразмышляем о проблеме нравственного выбора, которая может встать перед любым из нас и которая, в далеком сороковом, встала перед героями повести Б. Васильева “Завтра была война”.

Кроме этого попытаемся рассмотреть произведение с точки зрения литературоведения, вспомнив известные вам понятия композиции, сюжета, жанра произведения.

2. Слово учителя: Поколение, к которому принадлежит Б. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Вглядитесь в этот портрет: задумчивые глаза, высокий лоб, складка между бровей… Перед нами лицо рано повзрослевшего человека. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем-то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под минометным огнем противника, теряя на этой войне друзей и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как “А зори здесь тихие”, “В списках не значился”, “Встречный бой”… .

Эта тема всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, юбилей Победы которой мы отметили в прошлом году.

3. У: Повесть “Завтра была война” - яркое и уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название “ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА”.

В: Какое время предполагает слово ЗАВТРА?

О: Будущее.

В: А глагол какого времени стоит рядом?

О: Глагол БЫЛА – прошедшего времени.

У: В названии - парадокс. А что такое парадокс?

Смотрим запись на доске:

Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2. Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

В: Чем вызвано парадоксальное название?

О: Особенностями композиции повести.

В: Что такое композиция?

У: Давайте посмотрим, как же построено это произведение.

На доске схема построения произведения:

В: Какие части произведения называются эпилогом и прологом?

О: Пролог – вводная часть, эпилог – заключительная часть.

В: Давайте вспомним, как называется такой вид композиции?

О: Композиция с обрамлением.

О: Герой, убеленный сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие.

(Выразительное чтение учителем отрывка из пролога со слов: “Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать…” на фоне тихо звучащей песни “Как молоды мы были”).

В: О чем узнаем в прологе?

О: Знакомимся с действующими лицами.

(Чтение подготовленным учеником отрывка со слов: “Наша компания…”.)

У: Обратимся к эпилогу, где мы узнаем о дальнейшей судьбе героев книги не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

(Чтение подготовленным учеником отрывка из эпилога со слов: “Девятый “Б”, - и голос его сорвался…”.)

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

В: Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 “Б” в далеком 40-м.

(Ответы учащихся)

У: История с Викой Люберецкой, трагедия ее семьи поставила тех шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть. Да, это были непростые сороковые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Танго “Утомленное солнце”, великие стройки пятилеток… Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее.

(Чтение учителем отрывка из поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой “Это было, когда улыбался только мертвый…” на фоне тихо звучащей записи танго “Утомленное солнце”.)

“Черные маруси” - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать свой выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений.

Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

В: Какой же выбор был у Вики?

(Ответы учащихся).

В: Что выбрала Вика?

О: Смерть.

У: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась, не успев начаться. Но не менее трудным был выбор и у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от нее.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор.

В: Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

(Ответы учащихся).

В: Как назвал ее директор школы?

О: Хороший человек.

В: Как к Вике относилась Искра? Почему?

В: Как воспринимает жизнь Искра Полякова?

В: Почему Искра решила перевоспитывать Сашку Стамескина?

В: Как Искра относилась к дружбе?

(Ответы учащихся)

У: Вика Люберцкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка всегда знала ответы на все вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как ее мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка – считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт.

В: Что впервые заставило усомниться ее в своих прежних убеждениях?

(Ответы учащихся).

У: Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика Люберецкая оценила это: именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объясняла причину своего поступка.

В: Почему Вика своим последним адресатом выбрала Искру?

(Ответы учащихся)

У: Судьба 9 “Б” класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

4. Подведение итогов.

В: Что такое нравственный выбор?

В: Приходилось ли вам в жизни делать подобный выбор?

В: О чем заставила задуматься книга Б. Васильева “Завтра была война”?

(Ответы учащихся)

У: Каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

Как воспитывалась слепая вера в коммунизм (по повести Бориса Васильева "Завтра была война")

Б. Васильев родился в 1924 году. Советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). По его произведениям сняты такие известные фильмы, как "Офицеры" (1971), "А зори здесь тихие" (1972, 2005), "Не стреляйте белых лебедей" (1980), "Аты-баты, шли солдаты" (1976), "Вы чьё, старичьё?" (1988), и другие.

Повесть Бориса Васильева "Завтра была война" впервые вышла в журнале "Юность", 1984 г., № 6. В повести автор пишет о своих сверстниках. Он сам закончил 9-й класс накануне войны, поэтому хорошо знал и жизнь, и проблемы своего времени, которые и отразил в книге.

Именно с детей и подростков начиналось формирование так называемого "советского человека" - такого человека, который должен слепо верить в коммунизм и не жалеть ни себя, ни тем более других, ради этой веры. Картина жизни советского человека настолько неприглядна, что без слепой веры поверить в её правильность и справедливость невозможно.

Во многих советских фильмах можно проследить некий душевный "надрыв". Такое состояние было свойственно многим советским людям. Например, советский сериал "Вечный зов", по произведению Анатолия Иванова, наполнен бесконечными страданиями главных героев. Или другой сериал "Тени исчезают в полдень", в котором герои с детства до старости сражаются с классовыми врагами. Вся жизнь советского человека - это перманентная борьба: с врагами явными, с врагами скрытыми, с обстоятельствами, с разрухой, с голодом, и пр. Даже если в какие-то минуты наступает просветление, и вроде как становится немного лучше - это явление временное, потому что в следующий момент снова придётся бороться, во всём себе отказывая, не на жизнь, а на смерть, ради некоего "светлого будущего", которое неизвестно, кто и когда дождётся. Кто довёл страну до разрухи? Царь-батюшка? Попы и монахи? Буржуи? Да нет, разрушали "старый мир" как раз большевики, и следовательно, именно они - виновники разрухи и всего того, с чем не жалея жизни боролся советский человек в этих произведениях.

"Старый мир", который так старательно разрушали большевики, совершенно не заслуживал того, чтобы его рушить. В целом, борьба, которая привела к 1917 году, была борьбой за власть. Кучка людей, которые несмотря на численное меньшинство, стали гордо величать себя "большевиками", никогда бы не выиграла, если бы общее падение нравов в России не подготовило почву для их победы. А дальше им нужно было свою победу удержать. И для того, чтобы закрепиться, понадобилось насадить в людях веру в коммунизм - гораздо более слепую, чем вера в Бога. Проще подобная вера прививается молодому поколению, с детства. И вот примеры этой слепой веры можно найти в произведении Васильева "Завтра была война".

Искра спрашивает у матери, существуют ли абсолютные истины. Мать требует конкретизировать вопрос, потому что в подобном контексте на него сложно ответить.

"- Значит, человек живет во имя истины?

Мы - да. Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия. За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться - значит предавать тех, кто погиб и… и еще погибнет. Эта истина - наша сила и наша гордость. Искра. Я правильно поняла твой вопрос?"

Примечательно, что мать Искры просила её конкретизировать вопрос. Но сама дала не конкретный ответ, а напротив, абсолютно абстрактный. И как раз такой абстрактный ответ подразумевает необходимость именно слепой веры - в коммунистические идеалы. Существует некая истина, которую сама "товарищ Полякова" определить не может. И доказательства этой некой истины, которая так и не называется конкретно, искать по мнению Поляковой-старшей не следует.

"- Надо учить самой истине, а не способам ее доказательства. Это казуистика. Человек, преданный нашей истине, будет, если понадобится, защищать ее с оружием в руках. Вот чему надо учить".

Получается слепая вера, в некую "истину", которую открыли большевики. Всю нелепость такого заявления иллюстрирует своим ответом Зиночка, обладающая простым и незатейливым умом:

"- Кто объявляет, что истина - это и есть истина? Ну, кто? Кто?

Старшие, - сказала Зиночка. - А старшим - их начальники..."

Зиночка, несмотря на некоторую легкомысленность, как раз и являет собой настоящий продукт той идеологии, которую так старательно вселяют в мозги своих граждан большевики. Для Зиночки всё ясно. И для многих ей подобных, скорее всего, тоже. Эту веру в то, что большевики знают некую "истину", которая просто существует и не требует доказательств, прививают детям. И никто не отвечает на прямой вопрос, что же это за "истина". Такая позиция закономерна потому, что если на место абстрактной "истины", в которую требуется безоговорочно верить, поставить нечто конкретное, то у мыслящего человека может возникнуть желание подумать: а действительно ли "истина", которую ему предлагают - является истиной? Люберецкий, отец Вики, задумывается - и это кончается его арестом и разрушением его семьи.

Вероятно, эта истина гласит, что коммунистическая партия всегда права. Это яркий пример того, что коммунизм должен приниматься слепо, на веру, любые доказательства запрещены, а потому объявлено, что они не требуются. Либо ты принимаешь коммунистические истины бездоказательно, либо ты - классовый враг, независимо от того, женщина ты или мужчина. Кстати, у словосочетания "классовый враг" нет женского рода.

Когда Искра говорит о презумпции невиновности, о том, что каждый человек не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана, мать Искры горячо возражает этому и говорит по сути, что доказательства запрещены и что от всех требуется только слепая и безоговорочная вера. Именно поэтому понятие "презумпции невиновности" - есть нечто, против чего восстаёт правоверная коммунистка. Ведь "презумпция невиновности" предполагает, что надо доказывать вину. А коммунистам надо, чтобы они сказали: "это враг!" - и им поверили на слово, не требуя никаких доказательств.

Эта вера прививается в школе, потому что дети более податливы.

Вот речь истинного, убеждённого коммуниста, директора школы, который говорит про мальчика, который ударил девочку:

"Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной".

Это хорошо сказано! В это хочется верить, более того, это весьма полезно подрастающему поколению. Но что происходит дальше? А дальше директор начинает объяснять, что такое настоящий мужчина:

"А чтоб ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!"

Эти слова составлены из красивых лозунгов, и идеологии, построенной на лжи, с помощью которой как раз и насаждается слепая вера. Самое неприятное сочетание: "правда, приправленная ложью".

Директор школы произносит слова: "Настоящий мужчина должен любить только двух женщин: свою мать и мать своих детей". Разве можно с этим согласиться? Если бы директор сказал: "Должен любить только одну женщину: свою жену", всё было бы понятно - речь идёт о плотской любви. Это означало бы, что мужчина должен быть верен своей жене, иными словами, речь шла бы об интимных отношениях, браке. Но он говорит и о матери, следовательно, понятие "любви" заключает в себе более широкий смысл. Но тогда почему мужчина должен любить всего двух женщин? Чисто по-человечески, он должен любить всех женщин. Как быть с дочерьми, сестрами, тетями, родственницами, просто знакомыми? Он должен их ненавидеть или быть к ним равнодушен?

В библии говорится: "Возлюби ближнего своего..." Но в словах директора мы видим слишком узкий, конкретный смысл. Мужчина должен любить двух женщин, а с остальными он может делать все, что ему прикажет партия и правительство, потому что других он любить не обязан, а значит, по приказу должен ненавидеть, пытать, расстреливать (как классовых врагов). На этом примере мы видим воспитание советского школьника сталинской эпохи, которому лишний раз подчёркивается, что он ни в коем случае не должен "любить ближнего своего". А вдруг ближний окажется классовым врагом, или ненадёжным с точки зрения компартии человеком? И для женщин тут тоже не делается исключений. А если и можно сделать исключение, то только для двух - не больше. Можно даже объяснить, почему речь идёт именно о матери и жене.

Заставить человека ненавидеть свою мать очень сложно. Так же, как жену - женщину, к которой у него есть не только душевное, но и плотское влечение, в которой он нуждается, как мужчина. Поэтому и допускается любовь к этим двум категориям женщин. Тем более, что никто не станет спорить с заявлением, что нужно любить мать, или жену. "Только двух женщин" - подчёркивает директор. "Только"! А если мужчина любит ещё и сестру или дочь - значит, он уже не "настоящий мужчина"? По речи директора выходит, что так. Правда, возникает другой вопрос: а почему тогда считается, что мальчик поступил плохо, ударив девочку? Она-то ему не мать и не жена, и её он любить не обязан. Кто знает, может быть он "прозрел" в ней будущего "врага народа". Но задаться такими вопросами школьники вряд ли смогут. Им проще поверить директору на слово, потому что он - авторитет.

Но это не всё. Как быть со следующей фразой: "Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей"? Первое утверждение противоречит второму. Всех людей - значит, уже не "только" двух женщин. "Ненавидит врагов" - а кто эти враги, если любить надо всех? Или в понятие "всех людей" входят только мать, жена и другие мужчины? Но тогда в категорию "врагов этих людей" попадают все прочие женщины: сёстры, знакомые, родственницы, сослуживицы и пр.

Если искать ответ на вопрос, кого же "всех" обязан любить мужчина, можно прийти к выводу, что наверное, под "людьми" имеются в виду только те, кто верен советской идеологии. Остальные, наверное, и составляют тех самых "врагов этих людей", которых и людьми-то директор школы признавать не желает.

Нелогичность фраз директора подразумевает, что дети должны просто ему поверить. Некритично поверить, потому что критики его слова не выдерживают.

Вера в коммунизм подразумевает, что человек должен во всём следовать заветам коммунистической партии, если требуется - давить и душить классовых врагов, кем бы они ни являлись: родными, близкими, знакомыми, незнакомыми. И уж если кого-то любить - то это родную партию и идеи коммунизма. Вера в коммунизм подразумевает, что для того, чтобы разбить классовых врагов, можно лжесвидетельствовать. Иначе как объяснить множество репрессированных по чьему-то доносу, часто не соответствующему истине? Чужое имущество - для коммунистов вообще не существует. Продразвёрстчики шли раскулачивать и отбирали всё, что было, не оставляя ни грамма и ни крошки. И никого при этом не мучила совесть, что он отбирает добро своего ближнего.

Всегда и во все времена находились люди, которые убивали, грабили, лжесвидетельствовали и пр. Но это не было нормой, это не было правильным. Убивая, человек понимал, что совершает грех, преступление. Вор, отбирая чужое, понимал, что он - вор. Во все времена осуждалось и убийство, и воровство. А если кому-то нужно было оправдать убийство и воровство, он ставили себя в некую "исключительную" позицию, пользуясь верой как самым удобным средством. Например, католическая инквизиция в средневековье придумала "охоту на ведьм", которую им якобы "заповедал" Сам Бог, а коммунисты придумали охоту на "врагов народа", которую якобы надо вести для "светлого будущего". И инквизицию, и коммунистов объединяет то, что убийство и воровство они сделали нормой, более того, вменили в обязанность своим согражданам. Если ты видишь кого-то, кто отступает от догматов коммунистов, то он - враг! И ты обязан донести на него, по приказу убить его, отобрать его имущество. Наверное, коммунистам не следовало так критиковать средневековую инквизицию. Они (коммунисты) действовали исходя из тех же принципов, что и "отцы-инквизиторы", только в более широких масштабах.

Коммунизм - это вера. Слепая вера, которая не терпит критики. И в произведении Б. Васильева хорошо обозначено, как эта вера насаждалась поколению советских людей, и как страдали те, кто делал попытки спорить со слепой верой и искать доказательства, подвергаясь арестам и теряя своих близких. Васильев в своей повести рисует тот же душевный надрыв, что и другие произведения. Надрыва, в котором жил советский человек. Он вынужден был не только постоянно преодолевать бытовые сложности, но ещё и жить в постоянном страхе перед тем, что приедет ночью чёрная машина и увезёт кого-то из твоих близких, а ты обязан будешь верить в то, что они - "враги народа" и всенародно отречься от них. Даже если твои собственные глаза, твои чувства твердят тебе о том, что всё это - ложь.

Цитаты по: Васильев Б. Завтра была война

Черепанова Татьяна.

Сочинение-рецензия. Повести Бориса Васильева находятся вне времени, так как затрагивают общечеловеческие проблемы, что и попыталась выявить ученица.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Сердцем прикоснись к подвигу»

(Сочинение по повести Бориса Васильева «Завтра была война»)

Черепанова Татьяна

Если грущу, тоскую,

Страстно любви желаю,

Если стремлюсь, рискую,

Значит - еще живая.

Если во мне защемит

Рана, как ножевая,

Это душа болит,

Значит - еще живая…

Произведения Б.Васильева хорошо знакомы читателям всего мира. В них - не только правда о предвоенном и послевоенном поколениях. В них - нечто большее. Это своеобразные философские притчи о любви, дружбе, предательстве, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как должен поступать человек в трудной ситуации, чтобы остаться Человеком, и многое другое. А эти темы, согласитесь, волнуют людей во все времена и во всех странах.

Главные герои повести- ученики 9Б класса. Казалось бы, что особенного в жизни этих обычных школьников? Вроде бы, простые дела- уроки, шпаргалки, свидания и первые поцелуи. Но это только на первый взгляд. 9Б - не просто класс. Это- коллектив, это - единомышленники. А ядро этого сотоварищества - Искра Полякова, маленький революционер, живущий в ладу со своей совестью, своей правдой, имеющая на все свой взгляд. Мать Искры - большевик с 1917 года - воспитывает дочь на непреложных коммунистических истинах, у нее всегда на все есть готовое решение, план действий. Это «рыцарь без страха и упрека» в советском варианте. Но жизнь готовит для ребят серьезное, «взрослое» испытание. Вика Люберецкая в беде - арестован отец, обвинен в воровстве. На дворе 1940 год, сталинские репрессии, и все знают, чем оборачиваются подобные аресты. По традиции тогдашней морали, все должны были отвернуться от Вики как от дочери «врага народа». Но Искра твердо говорит: » Вика ни при чем»,- и все соглашаются, делая это совершенно искренне. Простота решения дается Искре отнюдь не просто. Отвернись она от Вики - и жизнь может стать намного легче. Не будет льда непонимания с матерью, не будет проблем по линии комсомола, неповиновения Валентине Андроновне, классному руководителю. Но Искра никогда не ищет простых путей, она ищет правильный путь. А ведь искать, думать, сомневаться ее учит, как ни странно, не мать, а Вика со стихами Сергея Есенина, ее отец с огромной любовью к дочери (Искра никогда не знала отцовской любви). С Сашкой Стамескиным все было ясно надо перевоспитать парня, и точка. Вопрос только во времени. И Искра чисто интуитивно (вот бы позавидовал Макаренко) блестяще решает сложнейшую педагогическую задачу. А вот Вика с отцом переворачивают всю жизнь Искры. Могла ли она еще недавно подумать, что твердо скажет: » Я не буду проводить комсомольское собрание». Ведь на этом собрании надо заклеймить Вику как дочь» врага народа». Но Искра не считает ее никаким врагом, а ведь мать учит, чтобы слова не расходились с делами и мыслями. Во всей этой истории с Люберецкими Искра в очередной раз доказывает, что она - индивидуальность, личность, имеющая право выбора. Вот только от этих « правильных» выборов почему-то так болит и кровоточит сердце, так не хватает воздуха.

Все люди в своей жизни редко или часто делают выбор между «как надо» и «как мне хочется». 9Б сделал свой выбор. Сколько неприятностей свалилось на ребят! Артем» проучил» кулаками Юрку из 10А за длинный язык, и теперь Артему грозит отчисление, класс идет на открытое неповиновение, конфликт с «Валендрой», защищают опального директора Николая Григорьевича, который, при всех своих чудачествах, педагог от Бога. Но все это - их выбор, хотя и нелегкий. Здесь - не просто юношеский максимализм, здесь иное- достойный Человеческий выбор. Это- поступок, за который можно и нужно уважать вчерашних детей. И это отлично поняли и родители - и Зиночки Коваленко, и Искры Поляковой. Не каждый взрослый человек способен на такой поступок. То, что дети сделали не случайный выбор, они доказали через год, когда началась война. Все доказали, даже молчаливый отличник Вовик Храмов, чье присутствие не всегда замечали. Половина класса погибла, но они не забыты. Они - на мемориальной доске в школе, они - в памяти сердца, они в сыновьях Зины Артеме и Жорке. Поэтому время не властно над 9Б, этим фронтовым поколением, оставшимся навсегда молодым.

Время- понятие, проходящее через всю повесть Б. Васильева. Мы понимаем, насколько относительно это понятие. У Б. Васильева это свойственно почти всем произведениям, в них словно отсутствует финальная точка. Многоточие так и просится на бумагу. Незаконченность фразы писатель может вынести даже в название («А зори здесь тихие…»). Но в повести» Завтра была война» с категорией времени у Б. Васильева связаны особые размышления, ощущения. В Великую Отечественную войну многие люди совершили подвиг, о них помнят, ими гордятся, восхищаются. А 9Б совершил такой подвиг еще раньше, в мирной жизни, но такой непростой. И зто достойно восхищения вдвойне. И время, размышлениями о котором Б. Васильев заканчивает повесть, делая на нем своеобразный акцент, становится не просто философской категорией. Время- это компас человека в жизни, это Совесть, которой не соврешь. И эти девчонки и мальчишки не врали, они были честны с собой. Тем чудовищнее и несправедливее кажется их смерть - будь то горевший в танке Валька Александров, или покончившая с собой Вика Люберецкая. Время все расставляет по местам. Хулиган Сашка Стамескин стал директором крупнейшего автозавода. А ведь поверить в себя, воплотить мечту в жизнь ему помогла Искра Полякова - еще одно доказательство того, что хорошие дела и хорошие люди не умирают. Они бессмертны. Поэтому трудно не согласиться с иранским поэтом Саади:

Всяк, кто живет, уйдет,

Бессмертен только тот,

Кто славу добрую

При жизни обретет.

9Б обрел эту славу… Возможно, кто-то скажет: »Какие же они герои, на войне так поступали все, поэтому мы победили. Вот Матросов, Талалихин и другие – вот герои, их знает весь мир» (1) . Мы не спорим с этим, но нашу Победу ковали все – и знаменитые, и не очень. Не должно только быть забытых героев.

Мы знаем о войне много, и мы знаем о войне мало. Война – это величайшее варварство человека. Война – это кровь, злоба, ненависть. Войны бывают разные: захватнические и освободительные, большие и малые, локальные. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Мы живем в 21 веке, казалось бы, теперь все проблемы должны решаться мирным путем, но теперь все равно идут войны. Одумайтесь, люди! Пожалейте себя и тех, кто еще не пришел, но придет в этот мир! Не уничтожайте жизнь на земле!

1.–Молодые герои Великой отечественной войны. М., 1970 (Серия ЖЗЛ).

Лидия Георгиевна ЗАЗУЛИНА - учитель русского языка и литературы СШ № 57 г. Оренбурга.

«Завтра была война»

Урок по роману Бориса Васильева

I. Вступительная беседа

1. Что вы знаете о жизни и творческой судьбе писателя Бориса Васильева?

2. Какие произведения Б.Л. Васильева вам известны?

II. Тест на знание текста (в сильном классе стоит провести его до анализа произведения, в слабом - после)

1. Кто из героинь повести “объявила себя Пифией” и “начала вещать”? “Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья”.

а) Лена Бокова,

б) Зина Коваленко,

в) Искра Полякова,

г) Вика Люберецкая.

2. Кто это?

“Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не всегда посвящали в свои секреты”.

3. Кто это?

“...часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы её побаивались”.

а) Тов. Полякова,

б) Валентина Андроновна,

в) Искра Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

4. Кто это?

“В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами”.

г) здесь нет нужной героини.

5. Кого из девочек в классе “...не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. (Она) ...всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко”.

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

6. Закончите фразу:

“Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дёргающимся лицом лихорадочно рвала...”

а) конверт,

в) обёртку бандероли,

г) ремень.

7. Чего не терпел директор школы?

“...и за всё разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел... и, если ловил лично, действовал сурово”.

а) Наушничья,

б) воровства,

в) хулиганства,

г) здесь нет нужного слова.

8. Кто “был продуктом целеустремлённой деятельности Искры, реально существующим доказательством её личной силы, настойчивости и воли”?

а) Артём Шефер,

б) Сашка Стамескин,

в) Пашка Остапчук,

г) Вовик Храмов.

9. Вспомните, кого из поэтов любили девочки.

в) Зиночка

д) Пушкина,

е) Багрицкого,

ж) Есенина,

з) Светлова.

10. Вставьте во фразу нужное слово.

“Она (Валентина Андроновна) стала чужой, чужой настолько, что её даже перестали...”

а) бояться,

б) ненавидеть,

в) не любить,

г) презирать.

11. Кто это?

“...рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увёртлив...”

а) Валька,

г) Серёга.

12. Кто из героинь была “вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами”?

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

13. Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знаме-ни за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?

а) Леонид Сергеевич,

б) Андрей Иванович,

в) Николай Григорьевич,

г) здесь нет нужного героя.

14. Кто из девочек “...по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила... в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была её главным редактором”?

15. У кого из героинь “была такая тяга к странному - ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато... всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы её дёргали сильнее и чаще, чем остальных девочек”.

III. Анализ романа «Завтра была война»

История создания произведения

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» - это протест против бессмысленных потерь на войне...

Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были - те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»” .

Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

Беседа

А. Когда и где происходят события романа «Завтра была война»?

(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году.

В романе изображён город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нём.)

Б. Назовите основные темы романа.

(Повесть о своём времени; “мысль семейная”.

О каждой теме говорим отдельно.)

Повесть о своём времени

Индивидуальные сообщения учащихся об эпохе 40-х годов, узнаваемой в романе.

  • Как происходило утверждение коммунистической идеологии? Её признаки. Опора на цитаты:

“Готовьтесь к борьбе!...”

“И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни...”

“...враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодёжь, чтобы оторвать её от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми...”

“Честь - дворянское понятие. Мы её не признаём”.

“Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!”

  • Материальное положение населе-ния в стране.

Опора на цитаты:

Пирожные “они привыкли есть только по великим праздникам...”

“...сахара нет, будут давать по 2 кг”.

  • Что нового вы узнали о школе того времени?

Опора на цитаты:

“...спортзал - редчайшая вещь по тем временам”.

Система оценок: “очень плохо”, “посредственно”, “отлично”.

Запрет на Есенина.

“Мысль семейная”

Самостоятельная работа учащихся по тексту произведения.

Задание: разделившись на группы, составьте рассказ о семьях героев романа по данному плану.

План

1. Что вы узнали об истории семьи?

2. Дайте характеристику родителям героя.

3. Кто стоит во главе семьи?

4. На каких принципах строятся взаимоотношения взрослых и детей?

5. Что воспитывает каждая семья в своих детях?

6. Сильные и слабые стороны в системе воспитания этой семьи.

  • 1-я группа. Семья Люберецких (гл. 1, 3, 4, 5)
  • 2-я группа. Семья Коваленко (пролог, гл. 4, 5)
  • 3-я группа. Семья Шеффер (гл. 2, 4)
  • 4-я группа. Семья Поляковых (пролог, гл. 1, 3, 4, 8, 9)
  • 5-я группа. Семья Стамескина (гл. 1, эпилог)

Семья Люберецких (примерный ответ 1-й группы)

Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи - Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.

Леонид Сергеевич - “рефлектирующий интеллигент”. Он честно слу-жил новой идеологии, но не всё в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, “она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность”. Леонид Сергеевич на всё имеет собственный взгляд. Он любит запрещённого Есенина, цитирует “буржуазного” поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: “Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили. Спорили ночи напролёт”.

По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин - научиться любить, а для мужчин - служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.

В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную (долг) и сугубо личную (счастье). Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придёт в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую “хрущёвскую оттепель”. Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.

В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живёт в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: “Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой”. Желание видеть её самой красивой привело к заграничным нарядам. Тем самым он торопил её развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что её наряды, машина отделили Вику от ребят её класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у неё появилось чувство “вдовствующей императрицы”, а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. “Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть...”

Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У неё не было друзей, которые разделили бы с ней горе (арест).

Как человек своего времени, Вика была предана идеологии, царившей в обществе. Но школа, Валентина Андроновна хотели отторгнуть её, исключив из комсомола. Она стала дочерью врага народа. Всё это легло непосильным грузом на плечи девочки, и она решила уйти из жизни.

Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.

В. Продолжение беседы.

  • Проследите, как смерть Вики повлияла на каждого в классе?
  • Кто из одноклассников не выдержал нравственной проверки смертью Вики Люберецкой?
  • Прав ли Андрей Дементьев, сказав: “Кто-то гибнет не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить, заставить действовать”?
  • Чем увлекались ваши ровесники в сороковых? Что знаете вы о дрейфе «Седова», интербригадах?
  • Насколько они похожи на вас?
  • Какие из традиций 9-го «Б» вы хотели бы перенести в жизнь вашего класса?

IV. Обобщение

Вика и Искра придумывают надпись на памятник С.Есенина.

  • Опишите памятник, который поставили бы вы вашим ровесникам из сороковых.
  • Какая надпись могла бы быть на нём?

V. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.

  • “Мысль семейная” в романе Б.Л. Васильева «Завтра была война».
  • Становление предвоенного поколения по роману Б.Л. Васильева «Завтра была война».


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней