Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Cамые яркие звезды-благотворители. История российской благотворительности Сообщение на тему современный благотворитель

Богатство обязывает
(поговорка, переделанная П.П. Рябушинским с французского – "знатность обязывает" – на русский лад)

Истоки русской благотворительности

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы.

Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Важной вехой этого периода явилось открытие при Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных домов для детей-подкидышей.

При Екатерине II для открытого ею в 1764 году Воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения. Императрица выделила на новое заведение 100 000 руб. личного капитала, остальные деньги поступали от добровольных пожертвователей. Воспитательный дом стал первым коллективным делом состоятельных москвичей.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых.

В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях. Вдовьих детей отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для женского воспитания и образования.

До конца XIX века в России дело попечения о нуждающихся было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.

Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души. Так супруга Александра I Елизавета Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия для нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти.

В России в период между 1860 и 1914 годом движение благотворительности приобрело поистине грандиозный размах, какого не знало ни одно европейское государство. Великие реформы Александра II дали толчок внутренней активности всего общества.

Стремительный рост населения городов за счет пришлых крестьян, увеличение количества бедных и безработных становились серьезными социально-экономическими и психологическими проблемами, с которыми государство уже не справлялось.

К этому времени наиболее платежеспособным слоем населения оказалось купечество, постепенно выходившее на историческую арену.

Все шло от бизнеса

Известный русский историк М.Н. Погодин в своем выступлении в Москве в 1856 г. говорил о московском купечестве: "…оно служит верно Отечеству своими трудами… Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа".

Обращаясь к истории благотворительности в России, мы находим множество подтверждений тому, что путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны.

Можно сказать, что крупное предпринимательство является основой благотворительности. Сначала наживается немалый капитал, а затем уже появляется возможность жертвовать.

Не противопоставляя добро и выгоду, следует все же подчеркнуть, что благотворительность часто помогала развитию и укреплению дела. Построив фабрики и заводы, их владельцы вынуждены были строить жилье для рабочих. От работника, прошедшего до фабрики с утра 5 – 6 км, толку было меньше; заболел – нужна больница; женщина, имеющая детей, могла работать только при наличии яслей.

Крупные предприниматели вели большую социальную работу. Это была и выгода и нравственный долг. На вопрос о том, почему жилые казармы для рабочих бесплатны, владельцы отвечали, что в состоянии покрыть расходы из прибыли от продажи товара, не трогая и без того маленькую зарплату своего персонала. Строили дома для рабочих, артельные столовые, родильные дома, ясли для детей, богадельни для престарелых и увечных рабочих и т.д. Так появлялись целые промышленные городки, где были даже театры и библиотеки, не говоря о начальных школах и ремесленных учебных заведений для рабочих и их детей. Городки были у Коноваловых, Красильщиковых, Морозовых, Рябушинских и других промышленников. Капиталистам нужно было создать условия для своего дела, у которого в то время не было никакой базы. Для получения прибыли им нужны были здоровые, грамотные, непьющие работники. Расчет был точным – улучшая условия их труда и жизни, капиталисты способствовали возникновению рабочих династий, дети работающих шли на ту же самую фабрику.

К концу XIX века в России возникли сотни городков при фабриках, ставших промышленными центрами с развитой инфраструктурой: это Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск, Кострома и многие другие. Кстати, современная Пресня – бывшее фабричное поселение известной Прохоровской мануфактуры, называемой и сейчас Трехгорной. С таких рабочих городков, ставших образцом благотворительной деятельности, начиналась индустриализация России.

Многие промышленники посредством благотворительности приобретали как в своих кругах, так и в обществе широкую известность и хорошую репутацию. Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей, истраченные на благие цели были крепким свидетельством процветания дела. При этом происхождением капитала интересовались – в Москве, например, не любили ни ростовщиков, ни откупщиков. Почетным считалось состояние, нажитое собственным трудом.

Благотворительные дела велись бережливо и экономно. Все вклады шли через бухгалтерию фирмы и тщательно контролировались.

Замечательной чертой предпринимателей прошлого было отношение к объекту своей благотворительности. Строя новое заведение, они считали его как бы еще одним цехом собственной фабрики, учитывая при этом отсутствие будущей прибыли. А в самом строительстве принимали непосредственное участие – находили проектировщиков, покупали оборудование, обустраивали внутренние помещения. После открытия учреждения промышленники пожизненно входили в его попечительский совет, чувствуя свою ответственность за жизнь нового детища.

Люди особых нравственных качеств

Крупные российские предприниматели из купечества, активно занимающиеся благотворительностью на рубеже XIX – XX веков, были людьми особой породы, особых нравственных качеств. Прежде всего, многие из них были выходцами из крестьян и проповедовали старообрядчество.

Строгое воспитание в семье требовало неукоснительного соблюдения воли родителя, который приобщал детей мужского пола к делу с самого раннего детства, не делая им никаких поблажек. Лет с 7 – 8 мальчики уже помогали в лавке, не только делая черную работу по уборке, мелкому ремонту, разносу товара, но и вели учетные записи в амбарных книгах. Быстро вникая в тонкости технологии и бухгалтерии, уже в 16 – 17 лет молодые люди могли занимать в семейном предприятии достаточно серьезные посты. Так, сын фабриканта В.И. Прохорова Тимофей принял на себя руководство отцовской фабрикой в 16 лет. За 2 года он сумел увеличить капитал в 10 раз. Крепко встав на ноги, Тимофей начал заниматься благотворительностью.

Каждое поколение также старалось воспитать в детях умеренность в потребностях, скромность и рачительное отношение к капиталу, нажитому в семье. Дети знали, что сверх отпущенного они должны будут заработать сами.

Следующие поколения предпринимателей были уже людьми высокообразованными. Внук крепостного крестьянина Савва Тимофеевич Морозов, один из самых известных представителей династии благотворителей Морозовых, в 13 лет владел тремя иностранными языками, впоследствии помогая отцу вести заграничные переговоры и составлять контракты. Высшее образование получил в Московском университете, а в 25 лет защитил диссертацию в Кембридже, получив патенты на изобретения в области лаков и красителей. Сын известного московского купца А.В. Бурышкина – П.А. Бурышкин получил блестящее образование, окончив Катковский лицей, юридический факультет Московского университета и Московский коммерческий институт, в 25 лет занял пост директора в Правлении семейной фирмы.

Смекалистые, хваткие, восприимчивые ко всему новому, русские купцы вели свои дела с размахом, но рачительно. Ставя своей целью увеличение потомственного состояния, предприниматели чувствовали огромную ответственность за нажитый капитал. Страстно желали они, чтобы капитал работал и после их смерти. Честность и порядочность, уважение к делу конкурента, крепкое купеческое слово, имеющее силу документа, помогали предпринимателям находить общий язык и в социальной работе. Работая в попечительских советах благотворительных организаций, они всячески стимулировали друг друга к осуществлению пожертвований на добрые дела.

Воспитанные в христианстве, предприниматели считали для себя благотворительность естественной и необходимой. Стремительно увеличиваясь, благотворительный капитал часто играл решающую роль в решении проблем государства.

Широкая благотворительная деятельность принесла государству галереи и театры, школы и библиотеки, университеты и научные учреждения, больницы и приюты. Вспоминается знаменитое высказывание главного идеолога этого движения Павла Михайловича Третьякова. Он писал, что с юных лет мечтал, чтобы "нажитое от общества (народа) вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях".

Сложность натуры и особое мышление демонстрирует нам ярчайший представитель российских благотворителей Гаврила Гаврилович Солодовников (1826 – 1901). Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, крупный домовладелец, землевладелец, банкир заработал свои миллионы благодаря необыкновенному таланту и деловой хватке.

О его скупости в повседневной жизни ходили легенды и анекдоты. Поговаривали, что он экономит на питании и дает копеечные чаевые. Зато на благотворительность Солодовников денег не жалел. Немеркнущая слава пришла к нему уже после смерти. По духовному завещанию он оставил Москве на благотворительные нужды свыше 20 млн. руб. Родственники получили из его наследства чуть больше 800 тыс. руб.

Благотворительность в своих проявлениях и по своей природе чрезвычайно многолика.

Мотивами благотворительности могли быть самые различные обстоятельства, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись санатории, больницы, приюты, учреждались учебные заведения.

Толчком к проявлению благодеяния для русского человека могло стать сильное эмоциональное впечатление.

В 1862 году дом городского головы, купца-обувщика Михаила Леонтьевича Королева посетил государь Александр II с супругой Марией Александровной. Впечатление от события было столь сильным, что братья Михаил и Иван Королевы пожелали ознаменовать его пожертвованием в 8000 руб. на стипендии в Мещанские училища. Московское же купеческое общество увековечило память о посещении венценосных особ открытием Александро-Мариинского Замоскворецкого училища за Москвой-рекой для обучения бедных детей обоего пола. В попечительский совет заведения вошли влиятельнейшие лица Москвы. Впоследствии М.Л. Королев завещал на усиление средств училища капитал в 50 000 руб.

Вклады делались и по случаю знаменательных дат или событий в царской семье. Так, например, по случаю рождения дочерей Николая II Татьяны и Ольги было учреждено по 25 дополнительных стипендий в женских учебных заведениях. А в 1907 году – 50 стипендий имени наследника государя Алексея в мужском учебных заведениях. 300-летие дома Романовых было отмечено ассигнованием на благотворительные цели 300 000руб.

Сильнейшим мотивом пожертвований была забота о счастье детей. Ярчайший пример родительской благотворительности оставил в истории Василий Федорович Аршанов. Поняв, что ни один из его сыновей не сможет продолжить торговое дело по велению души, он решил дать им возможность заниматься любимым делом. Для сына, увлекавшегося музыкой, в Саратове была построена консерватория. Здание ее до сих пор поражает своей красотой, а сама она считается одной из лучших в мире. Другому сыну, занимавшемуся геологией, был подарен Научно-исследовательский институт для изучения горных пород и минералов. Сегодня это Научно-исследовательский институт минерального сырья в Старомонетном переулке в Москве.

Стимулом к благотворительности были даже наука и технический прогресс. Д.П. Рябушинский в 1904 году в возрасте 20 – лет в родительском подмосковном имении Кучино (ныне пос. Железнодорожный) построил первую в мире аэродинамическую лабораторию для разработки вопросов воздухоплавания и гидродинамическую лабораторию, преобразованную затем в Аэродинамический институт, и приобрел широкую известность работами по теории воздухоплавания.

Ф.П. Рябушинский, имея склонность к естественно-историческим и географическим знаниям, стал инициатором и организатором научной экспедиции по изучению Камчатки в 1908 году.

На камчатскую экспедицию он выделил 200 тыс. руб. – значительную часть своего состояния. Он был воодушевлен самым искренним желанием – принести пользу Отечеству. Экспедиция увенчалась успехом, наука и Русское географическое общество получили богатейшие данные большой Камчатской экспедиции.

Благотворительное движение в России на рубеже XIX-XX веков развивалось по двум направлениям – поддержка социальной сферы, культуры для широких народных масс и покровительство наукам и высокому искусству.

Представители разных сословий – имущие и бедные – отдавали нуждающимся то, что имели: одни – состояние, другие – силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему Отечеству через человеколюбие. Наша задача – помнить о них и следовать их примеру.

К началу ХХ века в Москве существовало 628 благотворительных заведений, из них 427 для взрослых, 201 для детей, в том числе богаделен, приютов 239.

Все в нашей жизни рано или поздно приобретает свое значение и название. Вот и такое явление, как безвозмездная помощь, покровительство и содействие развитию, современный человек называет меценатством, благотворительностью или спонсорством.

Все эти понятия объеденены единым смыслом, но все же есть особенности, которые различают их. В России с давних времен и по сей день присутствует каждое из этих направлений. Спонсор, благотворитель, меценат - это люди, оказывающие помощь, но можно ли назвать её абсолютно безвозмездной? Давайте разбираться вместе...

Терминология - луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель - человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат - это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор - вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела.

История меценатства в России

В Риме при правлении Октавиана Августа помощником и доверенным лицом императора был Гай Меценат. Ему было многое дозволено, Август прислушивался к его мнению. Гай всячески помогал творческим людям, попавшим в немилость политической власти. Имя Мецената вошло в историю как нарицательное, обозначающее помощь, покровительство, финансовую поддержку деятелей науки и искусства.

Меценатство в России зарождалось еще в XIII веке как направление благотворительности. Меценаты России - богатые люди, достигшие успеха в разных областях. Но известность они получили в основном благодаря меценатству.

Милосердие, благотворение, добрые дела на протяжении столетий были свойственны русскому народу и составляли коренную черту его быта, характера, жизни.

Милосердие, благотворение, добрые дела на протяжении столетий были свойственны русскому народу и составляли коренную черту его быта, характера, жизни. Один из самых проникновенных русских историков Василий Осипович Ключевский даже написал целую монографию на эту тему, назвав ее "Добрые люди Древней Руси", в которой утверждал, что благотворительность есть как "вспомогательное средство общественного благоустройства", так и "необходимое условие личного нравственного здоровья".

Благотворительность или призрение, как говорили раньше, вызывалась разными мотивами. Здесь и простое человеческое сострадание к ближнему, и сознание гражданской солидарности между членами общества, и нравственными воззрениями, и патриотизмом, и желанием получить признание со стороны общества и государства. Нищелюбию учили еще великие киевские князья, русские цари приветствовали и поощряли благотворительность. С незапамятных пор существовала церковная благотворительность в создании при храмах и монастырях "убогих домов", "божьих домов", богаделен и "скудельниц", приютов для "зазорных" (незаконнорожденных) детей. С 1775 года с созданием в губерниях приказов общественного призрения складывается государственная система благотворительности. С введением в стране земских учреждений в 1860-1870-е гг. развивается земская и городская благотворительность.

Но особенно большой размах в России получила частная благотворительность. Зародившись во второй половине восемнадцатого столетия, в следующем веке, особенно в конце XIX-начале XX в., она развилась в мощное общественное движение, на небосклоне которого блистали самобытные личности, снискавшие уважение современников и вошедшие в историю России.

Среди этих незабываемых имен много москвичей. Благотворительность в Москве приобрела особенно яркий характер, так как в городе были сосредоточены огромные промышленные и финансовые капиталы и их владельцы имели возможность щедро жертвовать на общественные нужды. Они строили больницы, родильные дома, дома призрения, сиротские приюты, детские сады, вдовьи дома, учебные заведения, библиотеки; учреждали стипендии гимназистам и студентам; заводили бесплатные столовые и бани; выдавали приданое бедным невестам.

В городе насчитывались сотни различных благотворительных заведений и обществ. Выходили десятки специальных журналов, посвященных этой теме. В 1885-1894 гг., например, протоиерей Г.П.Смирнов-Платонов издавал журнал "Детская помощь: журнал для всех, интересующихся общественной благотворительностью". Ведомство учреждений императрицы Марии в 1897-1902 гг. имело свой "Вестник благотворительности: Журнал, посвященный всем вопросам, относящимся до благотворительности и общественного призрения". Попечительство о домах трудолюбия и работ в 1897-1917 гг. содержало журнал "Трудовая помощь". В 1914 г. Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению учредило журнал "Призрение и благотворительность в России".

В 1909 году открылся Всероссийский союз учредителей обществ и деятелей по общественному и частному призрению, поставивший задачу упорядочить и объединить благотворительную деятельность в России. В 1910 и 1914 годах прошли его съезды.

Благотворительность как форма общественного служения стала государственным, т.е. общенародным делом после 1917 года. Теперь Россия возвращается к глубинным традициям народной жизни. Благотворительность должна стать нормой жизни для современных предпринимателей. Из глубины забвения возвращаются имена благотворителей старой Москвы. Наша память воздает им заслуги за добрые дела, а заодно может и поучить: не грех перенять все полезное из прошлого опыта.

Русская Цивилизация

Все поколения семьи, начиная с внуков основателя династии, Прокофия, Григория и Никиты Демидовых, активно занимались благотворительностью. Братья многое сделали для становления основанного в 1755 году Московского университета. Помимо денежных пожертвований они передали университету минералогический кабинет из 6 тысяч предметов, знаменитую коллекцию минералов, огромный гербарий, естественнонаучные коллекции, библиотеки. На средства Прокофия Демидова в университете были учреждены первые именные стипендии, так называемый Демидовский пансион. На средства Демидовых в университете были открыты первые в России кафедра и кабинет натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ) и музей естественной истории (ныне Государственный геологический музей имени Вернадского). На строительство и нужды Московского Воспитательного дома Прокофий Демидов пожертвовал свыше миллиона рублей серебром. На его же средства при Воспитательном доме было открыто родовспомогательное отделение, дом для подкидышей и больница для бедных рожениц в Петербурге. Брат Прокофия Никита Акинфиевич открывает в Нижнем Тагиле заводскую школу, поощряет развитие художественных промыслов. Его сын Николай (1773-1828) продолжил начинания отца: построил в Нижнем Тагиле школу, больницу, приют, преобразовал горнозаводскую школу в Выйское училище. В 1806 году Николай создал художественную школу, наиболее одаренных учеников которой отправлял в Москву, Петербург, во Францию и Италию. В первой половине XIX века в Нижнетагильском горном округе Демидовых на «господский кошт» содержались горнозаводское Выйское училище, приходские и ремесленная школа, «практические классы» для детей рабочих, основанная Николаем Никитичем Демидовым художественная школа, две библиотеки, краеведческий музей и театр. После гибели при пожаре коллекций Московского университета Николай подарил университету кабинет естественной истории из 6000 предметов стоимостью в 50 тысяч рублей. Он пожертвовал Москве 100 тысяч рублей для устройства в подаренном им ранее «Слободском дворце» дома трудолюбия и каменный дом в Гатчине, где разместился благотворительный приют. Он жертвовал средства в Комитет инвалидов, пострадавшим от наводнения в Петербурге. Общая сумма его пожертвований на благотворительные цели по неполным данным превысила 720 тысяч рублей. Кроме того, он построил школу во Флоренции (она существует до сих пор и носит имя Демидовых), больницу, дом трудолюбия для престарелых и детей-сирот. После его смерти Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне украшает площадь его имени (Piazza Niccola Demidoff). Двоюродный брат Николая Павел Демидов (1738-1821) инициировал и финансировал открытие в Ярославле Демидовского высших наук училища для подготовки гражданских чиновников. Он также традиционно для Демидовых был крупным жертвователем Московскому университету. Павел Демидов передал ему в дар помимо денег приобретенные за границей редчайшие естественнонаучные, нумизматические, художественные коллекции и огромную библиотеку. По 50 тысяч рублей он выделил на открытие университетов в Киеве и Тобольске. Сыновья Николая Демидова Павел (1798 - 1840) и Анатолий (1812 - 1870) продолжили благотворительные традиции семьи. Основными направлениями их деятельности в этой сфере были строительство больниц, помощь вдовам и сиротам офицеров и солдат, погибших в ходе войн, поддержка художников и развитие образования в России. Здесь следует отметить учреждение в 1830 году в Императорской академии наук Демидовских премий, призванных содействовать «преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве». Демидовские премии присуждались за достижения в науке, технике, искусстве и считались наиболее почетной общественной наградой России. На средства Анатолия Демидова в Петербурге раздавались бесплатные обеды беднякам, причем только в 1839-1851 годах было выдано более трех миллионов порций. Братья жертвовали средства на благотворительные цели и за границей: на поддержку дома трудолюбия для детей-сирот во Флоренции, основанного их отцом, на финансирование деятельности ассоциации «Донателло» и работы по завершению строительства фасадов базилики Санта-Кроче и собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, монастырю Святой Елизаветы в Австрии, беднякам Берлина и Парижа, парижскому Всемирному статистическому обществу, а также вдовам и сиротам воинов-французов, погибших в Африке. Демидовы финансировали открытие первого в России женского коммерческого училища для подготовки счетчиц, кассирш и делопроизводительниц.


Можно сказать, что благотворительность сегодня в тренде. Представляю вашему вниманию реальные истории очень состоятельных людей, которые пожертвовали всё свое состояние.

1. Владислав Тетюхин (бывший совладелец крупной металлургической компании)

Свердловский олигарх в 80 лет не стал покупать себе виллу в тёплых странах и не завёл толпу супермоделей. Он продал все свои акции, и на вырученные 3,3 миллиарда построил медцентр в Нижнем Тагиле.

В будущем миллиардер планирует построить гостиницу, новые дома для сотрудников клиники на 350 квартир, общежитие для студентов, транспортный блок и вертолётную площадку.


Сейчас Тетюхин занимает здесь пост генерального директора и в свои 82 на работу приезжает строго по графику в 9:00 утра шесть дней в неделю! Сам он живет в 44 километрах от Тагила в городе Верхняя Салда. А местные чиновники прозвали бизнес Тетюхина альтруизмом. Мэр Нижнего Тагила даже пообещал назвать в честь него остановку общественного транспорта около медцентра.


2. Чак Фини (создатель Duty Free)

В 1988-м журнал "Forbes" поместил Чака Фини на 31-ю строчку своего списка богачей, и это было отчасти неверно – к тому моменту богатство Фини уже собственно не принадлежало ему. Фини анонимно жертвовал свои деньги всевозможным учреждениям и организациям – часто даже сами получатели не знали, кто был их благодетелем, а зачастую с них бралось слово о неразглашении.


Детище Чака Фини – фонд "The Atlantic Philanthropies", от лица которого и делаются все пожертвования. По общей оценке этот фонд уже сделал пожертвований на сумму свыше 6,2 млрд. долларов США.


Известно, что у Чака есть пятеро детей, а с первой женой он развёлся. Кстати, семейство его живет вполне обеспеченной жизнью обычных миллионеров, и лишь сам Чак Фини предпочитает принцип необходимой достаточности.


3. Браин Берни (имел бизнес в области подбора кадров и строительства)

У этого миллионера всё шло отлично, пока в его дом не пришла беда. У его жены диагностировали рак. Это оказало решающее влияние на магната, который много занимался благотворительностью. Он передал значительную часть своего состояния на создание целой колонны медицинских машин. Эти машины ездили по маленьким деревням в северной Англии и оказывали больным высокотехнологичную медицинскую помощь. Зарплату врачам Фред Берни платил из своего кармана.


Спустя долгие годы борьбы с болезнью, его жена выздоровела. На радостях Браин Берни продал большую часть имущества и отдал всё на благотворительность. Узнав об этом, его жена, решила подать на развод, так как не собиралась жить в нищете.


Браин Берни не стал препятствовать разводу и отдал положенные средства. После этого он переехал в маленькую квартиру над помещением своего благотворительного фонда, чтобы полностью посвятить себя делу борьбы с раком. Сейчас он живет на небольшую пенсию и ездит в подержанной машине.


4. Ли Лиюань (успешный инвестор)

Китайская бизнесвумен Ли Лиюань сделала многомиллионное состояние в 1980-х годах на удачных инвестициях в производство одежды и предприятия угольной промышленности. Однако сейчас от былых богатств не осталось и следа. Мало того – на Ли висят огромные долги.


Всё своё состояние бывшая миллионерша потратила на 75 сирот, которых она усыновила. А сейчас она даже не в состоянии самостоятельно их прокормить. На настоящий момент её долг составляет больше 300 000 $.


Ли получает пожертвования из благотворительных организаций и частных лиц, однако многие дети нуждаются в длительном и дорогом лечении или операциях, и поступающих денег катастрофически не хватает.


Сейчас мода на благотворительность набирает обороты.

Вот некоторые богатеи, которые в скором времени откажутся от всего.

5. Улав Тун (Норвежский миллиардер)

Всё свое состояние (около 6 миллиардов долларов) он решил потратить на финансирование медицинских исследований. Он решил, что деньги, которые он зарабатывал в течение своей жизни, лучше потратить на полезное дело. «Всё равно я не смогу забрать их с собой», - поясняет он.


Сам Улав живет довольно скромно. Он женат, но детей у него нет. Поэтому всё свое богатство он решил пожертвовать. «У меня есть велосипед и лыжи, а ем я немного. Так что, думаю, всё будет хорошо», - постоянно повторяет он в многочисленных интервью.


6. Тим Кук (генеральный директор Apple)

Его состояние оценивается в 800 млн. долларов. Практически все заработанные средства 54-летний бизнесмен планирует потратить на благотворительность после предоставления образования своему 10-летнему племяннику.


Он не распространяется, на какие цели будет направлять средства, хотя и говорит, что понемногу начал жертвовать деньги. Кук сообщил, что намерен выработать системный подход к благотворительности, а не просто подписывать чеки.


7. Саудовский принц аль-Валид

Не так давно принц заявил, что пожертвует все свое состояние на благотворительность. В первую очередь он хочет помогать организациям, которые занимаются борьбой за права женщин, а также спонсируют изучение неизлечимых болезней, помогают жертвам стихийных бедствий и популяризуют здоровый образ жизни.


Состояние аль-Валида, на 2015 год, оценивается в 21,5 млрд долларов. Инвестор занимает 22-ю строчку в списке самых богатых людей мира.

Как видите, все эти истории об одном, но развязка всегда разная и неоднозначная.

А если бы у вас были несметные богатства, как бы вы ими распорядились?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней