Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Черно-белая африка. Радио родезия Белый африканец

Как ни удивительно будет для многих узнать, но коренным населением Северной Африки являются не негроидные африканцы и даже не арабы, а народы, которые принято называть берберами . Ещё большее удивление вызовет тот факт, что эти народы являются народами Белой Расы , подвергшимися насильственной исламизации в 7 веке нашей эры.

Кстати, многим берберам невдомёк, что их так называют, поскольку это название им дали другие народы, и такое название по-научному называется экзоэтнонимом . Есть теория, что якобы появилось оно ещё при римлянах. Выводят его из греческого barbaros , либо латинского barbarus - «варвар» .

Так греки, а за ними римляне, называли все народы, культуру и язык которых они не понимали. Однако, если учитывать, чтоРимской империи в том понимании, в котором она нам преподносится ортодоксальными историками, не существовало, а вся «античная» история писалась в средние века, то всё не так просто и однозначно, даже с термином «варвар» , а уж с происхождением от него «бербер» и подавно. Древних германцев они ведь тоже, говорят, варварами называли, однако берберами те так и не стали называться.
Зато древних испанцев называли иберами . И здесь невозможно не заметить, что этнонимы «бербер» и «ибер» имеют один и тот же корень «бер» . По версии Карла-Вильгельма Гумбольдта, немецкого филолога и философа 19 века, древнейшее население Испании - иберы, проживавшее на территории полуострова с 8 тысячелетия до н.э., есть выходцы из Северной Африки и остатками этого древнего населения Западной Европы являются современные баски. Ещё есть версия, что название бербер могло происхожить либо от местного «бер-абер» - «переселяться группами». Кроме того в центральном Марокко проживает племя брабер (или барабир, берабер). Так что версий происхождения слова берберы при желании можно найти несколько, но почему-то самой распространённой является версия «варварская».

Сейчас берберами называют совокупность множества племён, кторые проживают на территории всей северной Африки, от Египта на востоке до Атлантического океана на западе, и от Судана на юге до Средиземного моря на севере, а также в других странах, в том числе и европейских. Численность берберов в мире оценивают по-разному - от 20 до 40 млн . человек. Больше всего их проживает в так называемях странах Магриба, по-арабски - «Там, где закат»: Морокко (племена шильхов, амазихов, рифов - около 9,5 млн. человек), Алжир (кабилы, шауйя, туареги - около 4,3 млн.), Тунисе и Ливии (племя нафуси 210 тыс.). Также берберы проживают в Мали (0,6 млн.), Нигере (0,4 млн.), во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.

Считается, что сами себя они называют amazigh, amasiyen (может звучать как амазиг, амазир и даже амазай), что значит «люди» или «свободные люди» . Однако, есть на этот счёт и другое мнение. Его высказывает А.Ю. Милитарёв - российский филолог и лингвист, специалист в области семитского, берберо-канарского и афразийского языкознания. В своей статье «Глазами лингвиста: Гарамантида в контексте Североафриканской истории» он пишет следующее:

«Коснёмся ещё нескольких научных «микромифов» вокруг самоназвания берберов. «Самоназвание, которое они (берберы. - А.М .) чаще всего себе дают, это amasiyen , что значит «люди». Язык же свой они называют людским, в чём не меньше гордости и презрения к неберберам, чем у римлян, которые называли их варварами» (13). И у другого автора: «Самоназвание туарегов - имохаг (или имаджирхен), что значит «свободные» («независимые»)» (14). И в другом месте: «Свободолюбие туарегов, отражённое уже в их самоназвании - «имохаг»... напоминает о гарамантах, отстаивавших свою независимость…» (15).

На самом деле, imaziyean - самоназвание берберов (и его варианты у южных берберов - туарегов) - не переводится ни как «люди», ни как «свободные». Термин этот существует не менее 2,5 тысячелетия - он довольно надёжно идентифицируется с Maksyes Геродота и Mazikes, Mazices других античных источников и действительно, как предполагает Ю. К. Поплинский, сопоставим с этнонимом msws «ливиец» египетских текстов XIX и XX династий… обозначая одно из ливийских племён и ничего более. Самая правдоподобная этимология для amaziy , мн. ч. imaziyan , была предложена Т. Сарнелли: он реконструировал его, как прилагательное «красный» с обычным префиксом m- из общеберберского глагола *i-zway «быть красным».

Название народа по цвету (волос, кожи или традиционной одежды) - явление не уникальное (16). Развившееся в туарегских диалектах дополнительное значение этого этнонима - «свободные» - указывает не на свободолюбие туарегов или их стремление к независимости от каких-то внешних «угнетателей», а, напротив, на их собственный статус свободных, господ по отношению к зависимым от них этническим группам неевропеоидного типа и неберберского происхождения…»

Из этого следуют, по крайней мере, два очень интересных вывода. Во-первых , самоназвание амазихов-берберов может происходить от слова «красный» . И действительно, среди них мого рыжеволосых, белокожих людей с голубыми или светло-карими глазами. Например, мисс Алжир 2013, жена короля Иордании Мухаммеда 6 и всемирно известная и любимая франзузская певица Эдит Пиаф . Она берберка по материнской линии. Также в национальной одежде берберов много красного цвета. И во-вторых, племена амазихов - европеоидного типа. Этот вывод подтверждается и довольно многочислеными генетическими исследованиями, которые выделили, так называемый «маркер берберов» - гаплогруппу E1b1b , которая встречается не только в Африке (Восточная, Северная и Южная), но и в Европе (Юго-Восточная и Южная) и Западной Азии.

Однако осторожные учёные опасаются непосредственно приписывать берберов к белой расе напрямую. Они называют их белыми арабами (Caucasoid Arabs) , промежуточной ступенью между европейцами и чёрными африканцами (Sub-Saharan Africans) , помесью белых европейцев и средиземноморской расы, помесью европейцев и западных азиатов, либо просто - евразийцами. Так жегенетические исследования западных учёных, таких как Луиджи Лука Кавалли-Сфорца (Luigi Luca Cavalli-Sforza) , итальянского генетика или Карлтона Стивенса Куна (Carleton Stevens Coon) , американского антрополога, привели к выводу, что белые люди приходили в Северную Африку несколько раз в период с 30 до 8 тыс. лет назад . Сначала из Евразии, а затем с Ближнего Востока. Кун уверен, что амазихи-берберы проживают на территории Северной Африки, по крайней мере, 15 тыс. лет .

Выше упоминались ливийские племена. Их часто называют предками амазихов-берберов. В этой связи будет интересным рассмотреть один вариант появления самого слова «ливийцы» , тоже экзоэтнонима. Египтяне называли этих людей «народ рабу» - «поклоняющиеся солнцу» и изображали их, как людей с белым цветом кожи, татуировками, страусовыми перьями на голове и спускавшейся на висок косой. «Рабу» произносилось и как «ребу», затем - «лебу», потом - «либу» и, наконец, - «ливы». О том, что ливийцы былибелой расы , свидетельствуют египетские изображения (на первом рисунке - первый ливиец) и мозаики«римских» вилл в Морокко, Ливии и Тунисе (Кирене, Лептис-Магне и Сабрате). Следует отметить, что один из амазихов-берберов стал римским императором Септимием Севером .

Несмотря на тот факт, что в Сети существует немалое количество источников, упоминающих берберов и их историю , не существует единого мнения, когда же она началась. Разброс во мнениях достаточно велик - по разным источникам история берберов насчитывает от 3 до 11 тыс. лет . А уж о возможном происхождении этого народа не говорится нигде. На землях Северной Африки берберы жили задого до всех известных нам завоевателей - финикийцев, греков, римлян и тем более, арабов , которые пришли на их земли в 7-8 вв н.э. Последние начали оттеснять коренное белое население вглубь котнинента в пустынные и горные районы, насильно исламизировать и ассимилировать, навязывая межэтнические браки. Берберский язык запрещалось использовать в школах и официальных учреджениях, но, несмотря на это и практически поголовное принятие ислама, берберам удалось его сохранить, а также свой менталитет, культуру и образ жизни. Возможно, это случилось и потому, что берберы всё-таки как-то умудрились сочетать ислам со своими исконными культами.

К сожалению, берберских источников об их собственной истории и культуре не сохранилось, что, в общем-то и неудивительно, учитывая количество завоевателей, которые волнами накатывали на этот древний народ. Как водится, каждый завоеватель перекраивал культуру и историю завоёванных под себя. С этой целью максимально уничтожалось предыдущее культурное и историческое наследие народа, имеющего несчатье быть завоёванным. Да и взять хотя бы недавнюю оккупацию Ливии войсками НАТО , которые не только напали на суверенную страну, но и разграбили и уничтожили практически все музеи и музейные ценности в Ливиии, варварски бомбили древнейшие города Ливии - Сабрату и Лептис Магну. Уникальныемозаики со славяно-арийскими символами , которые пески Ливии хранили сотни лет, скорее всего, безвозратно уничтожены. Европейские дикари , которые точно так же вели себя в Югославии и Ираке, даже умудрились украсть у Ливии древнейшие наскальные изображения. Они пропитывали специальным химическим составом полотно, припечатывали его к изображениям, которые нему приклеивались. Об этом варварстве рассказывает Николай Сологубовский , публицист, историк, кинематографист, фотограф, в своих репортажах «Ливия. Гибель Цивилизации» и «Гибель Триполитанской Венеры» .

Но вернёмся к древним ливийцам. О них можно найти упоминания лишь в рассказах других народов - древних египтян, греков и римлян. Рассмотрим краткие упоминания о них, а попутно пройдёмся по известной на сегодняшний день истории древних берберов-амазихов. Самое раннее письменное упоминание о ливийцах можно найти в древнеегипетских папирусах конца 4 тысячелетия до н.э. Со своими соседями берберами последние имели довольно таки тесные взаимоотношения. И торговали они, и воевали с ними, и заставляли платить дань. Военные конфликты с ливийцами-берберами украшают стены египетских храмов и усыпальниц фараонов. Так в храме Амона в Карнаке показан фараон Сети I, одерживающий победу над ливийскими воинами, а в Мединет-Абу, погребальном храме Рамсеса III в Луксоре, нашли фаянсовые рельефы, изображающими традиционных врагов Египта . Слева направо: ливийцы, нубийцы, сирийцы, семиты (кочевники Шасу) и хетты.

В период Среднего царства (около 2200-1700 до н.э.) египтянам удалось подчинить себе восточных берберов и заставить их платить дань. Многие берберы служили в армии фараона и достигали высоких постов в государственной иерархии. Один из офицеров берберского происхождения захватил власть в Египте около 950 года до н.э. и правил под именем Шешонк I. Основанная им 22 и следующая 23, а также 26 династии называются «ливийскими» .

Египтяне также рассказывали и о сражениях с племенами воинственных женщин (сохранился папирус эпохи Рамсеса II (1279-1213 гг до н.э.)). Мало кому известно, но помимо широко известных причерноморских амазонок и задолго до них существовали ливийские амазонки - племя белокурых и голубоглазых женщин-воинов . Представляет безусловный интерес, что само название «амазонки» созвучно самоназванию берберов «амазихи» . Самое раннее упоминание об их воинственном племени содержится в «Илиаде» (предположительно 8 в. до н.э.) - поэме Гомера о Троянской войне (14 в. до н.э.). В ней троянский царь Приам вспоминает, что видел битву амазонок против фригийцев. В этой войне амазонки выступали на стороне троянцев против греков. Гомер говорит, что эти женщины сражались, «как мужам подобные».

О них рассказывал и Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н. э.), древнегреческий историк и мифограф, который в свою очередь пересказывал мифы, записанные другим древнегреческим мифологом - Дионисием Скитобрахионом (жил в Александрии в середине 2 в. до н.э.). Он говорил, что самое древнее амазонское царство располагалось в Ливии , иначе в Северной Африке (Марокко, Алжир, Тунис), но оно исчезло задолго до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера были величественные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок в скалах. Самой известной амазонкой тех времён была Мирина . Под её предводительством амазонки прошли Египет и Аравию, покорили Сирию, прошли Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и пр. Мирина погибла с большей частью войска во Фракии (современная область на востоке Балкан, разделённая между Болгарией, Грецией и Турцией). Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.

Самым первым из античных авторов, которые писали о древних ливийцах, считается Геродот, который в 5 в. до н.э. описал их племена и нравы в своём труде «История» (Книга IV Мельпомена). В 6 в. до н.э. ливийцы активно боролись с Карфагеном, который их пытался подчинить, но во время Второй Пунической войны (218-216 гг. до н.э.) - войны Рима против Карфагена, они выступили на стороне карфагенян. В армии Ганнибала был ливийский кавалерийский корпус. Карфаген пал в 146 г. до н.э. и земли ливийцев стали римскими провинциями, а им пришлось платить дань, а то и попасть в рабство. В римских источниках постепенно исчезают упоминания о ливийцах, а коренное население Северной Африки стали называтьмаврами , а позднее - берберами . В I веке до н.э. в своих «Записках о гражданской войне» упоминает их Юлий Цезарь.

В 6 веке н.э. на смену Риму и позже вандалам в Африке пришли византийцы, а в 7-8 веках вся Северная Африка была завоёвана арабами и вошла в состав Арабского халифата. Началась исламизация берберов , которые сражались и с этими завоевателями. В 698 году Северную Африку охватило мощное берберское восстание. История сохранила имя предводительницы восставших - пророчицы Дайя (Daya Ult Yenfaq Tajrawt (берб.), Dihya, or Damya (араб.)) эль-Кахины . Кстати сказать, рускоязычная Википедия называет её царицей Берберско-иудейского княжества. Однако англоязычная версия ссылается на мение учёных, которые отрицают различные сообщения, распространившиеся в 19 веке, что эта воительница принадлежала к племени иудаизированных берберов. Более того, некоторые исследователи, например Низовский А.Ю., утверждают, что она вела своё происхождение от цариц ливийских амазонок.

Восстание было жестоко подавлено в 703 году. Дайя сражалась с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Её отрубленная голова была отослана халифу Абд-эль-Малику. Населению Африканского царства был предложен выбор - принять ислам или умереть. Среди множества принявших мусульманскую веру были и двое взрослых сыновей Дайи - утверждают, что перед смертью она приказала своим последователям, в случае поражения, принять для вида ислам, дабы сохранить народ от истребления. Около 50 тысяч человек отказались изменить вере, и были убиты.

В 8 веке берберские племенные ополчения вместе с арабами участвовали в завоевании Испании и играли там решающую роль. Мусульманские войска, вторгшиеся в 711 году под командованием Тарика ибн Зияда (Tariq ibn Ziyad) в Испанию, при подстрекательстве испанских евреев (это даже русскоязычная Википедия признаёт), как раз и состояли в большинстве своём из берберов - 7 тыс. человек, а арабов в отряде было всего 300. Посмотрие, какие были тогда «мавры» и, прежде всего, сам Тарик, по имени которого, кстати, Гибралтар и назвали (от искажённого арабского Джабаль аль-Тарик - «Гора Тарика»). Таким его изображали испанские хронисты в год вторжения его войск на Иберийский полуостров. На картинках ниже: потолочная фреска, изображающая эмиров Гранады в знаменитом дворце эмиров - Альамбре. Средневековые миниатюры, показывающие всадников мусульман (справа) и всадников христиан (слева), готовящихся совместно взять марроканский город Марракеш, христиан - союзников эмира Омара Аль-Муртада преследующих мусульман из войска его противника Абу Юсуфа. «Книга игр» 13 век: христианин и мусульманин играют в шахматы, мусульмане играют в шахматы. Все они белые европеоиды!

Некоторые исследователи предполагают, что «начиная с 8-7 тыс. до н.э. шла миграция неолитических племён из Передней Азии в Северную Африку… Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступления опустынивания Аравийского полуострова...» Но это снова мало что нам говорит. Что это за «неолитические племена»? На Аравийском полуострове жила белая раса , а откуда она туда пришла? А что послужило причиной окончания этого самого «неолитического климатического оптимума»? Внятных ответов эти исследователи пока не предлагают.

Африка для белых людей.

Эта фраза не популистский лозунг политической партии апартеида, а характеристика всего виденного мною в замечательной стране - Южно-Африканской республике. Действительно, если север Африканского континента - Магриб - можно расценивать как скорее продолжение арабского Ближнего Востока, то центр и практически весь юг обладает ярко-выраженным черным (на самом деле темно-коричневым) оттенком. Южно-Африканская республика же с ее в общем-то средиземноморским климатом долгое время рассматривалась как белая европейская страна, каким-то чудом затесавшаяся на этот бескрайний континент. Однако после окончания политики апартеида страна все больше и больше приобретает явный темноватый оттенок.

Бесспорно, самым красивым и ухоженным городом ЮАР является Кейптаун, и 12 часов (в общей сложности) лета до него, поверьте, стоят того. Основанный переселенцами из Европы, город до сих пор сохранил европейскую же архитектурную застройку. И небоскребы делового квартала как-то органично располагаются ровно посередине, не разрушая общего облика Кейптауна. Главнейшая достопримечательность города - Столовая гора. Ее плоскую "крышу" можно видеть с любой точки города - перепад на краях составляет всего 11 м., что незаметно, именно поэтому она и называется Столовой. Подняться на нее можно с помощью фуникулера или же пешком - но это для особо желающих любителей трекинга. Медленно плывя в кабинке фуникулера, я не раз видел маленькие группки, неспешно продвигающиеся по каменистым тропкам. Столовая гора, кстати, является шикарным местом для проведения пикников, шашлыков и прочего. Отличные виды, открывающиеся с ее плоской верхушки, позволят перебороть несварение каждому. Сверху виден весь город, океан и остров Роббин ("роббин" - морской котик по-голландски), остров, бывший тюрьмой и получивший широкую известность после того, как там долгое время находился в заключении Нельсон Мандела. Только подниматься на гору лучше в солнечную погоду, иначе тучи, висящие около ее подножья, закрывают все виды, а промозглый ветер с океана живо изгонит любого любителя живописных ландшафтов.

Самым милым и тусовочным местом города является Waterfront или набережная. На ней располагаются сотни туристических магазинчиков и закусочных, кинотеатр Imax (с величиной экрана с 5-этажный дом и особой звукоаппаратурой, на нем показываются лишь специальные фильмы, например, подъем на гору Килиманджаро в Танзании) и великолепный аквариум с рыбной и морской, вернее океанской живностью аж с двух океанов - Атлантического и Индийского. Также около Кейптауна располагается огромный парк развлечений с аттракционами и гостиницами наподобие Диснейленда или Порт Авентура.

Кейптаун, если так можно сказать, самый "белый" город ЮАР. Именно в Кейптауне проживает большая часть белого населения страны. Еще в самолете я обратил внимание на девушек с паспортами ЮАР в руках, настоящих потомков легендарных буров, высоких и стройных, с веснушками на загорелых румяных лицах, небрежно одетых и украшенных пирсингом, преимущественно блондинок.

Надо сказать, что буры - это не какое-то чернокожее население страны, а потомки, прежде всего, голландских, а также французских переселенцев, обильно, правда, перемешанных за всю историю страны с местными народами и племенами. В настоящее время в ЮАР ни много, ни мало 11 (!) официальных языков. Между прочим, даже в ООН их только шесть. Можно представить, что творится на государственных заседаниях, например, парламента во время жарких и ожесточенных прений. Ведь каждый делегат может говорить на любом языке, включая английский, африкаанс (самые распространенные), непередаваемый щелкающий язык племени коса и другие. Вот переводчикам приходится туго! Говорят, африкаанс несложный и достаточно не более 2х недель его изучения; по написанию он похож на староголландский (и, следовательно, на немецкий).

Окрестности Кейптауна являются живописнейшими уголками страны, без посещения которых сложно составить полное представление о красотах страны. В пределах нескольких часов езды располагается так называемый "винный маршрут". Он включает в себя несколько уютных городков, богатых своими винодельческими традициями. Вокруг них на многие километры тянутся виноградники. Вино ЮАР считается достаточно неплохим, - фермами, на которых производится вина, шампанские вина и бренди владеют европейцы, которые практически не принимают участие в производственном процессе, контролируя лишь финансовую сторону вопроса и дистрибуцию продукции. Мне удалось побывать на одной из таких ферм близ милого университетского городка Штелленбош - помимо вина, в силу своего ровного климата, город еще известен как оптимальное место для проведения безоблачной старости. Сначала нас долго водили по цехам, показывая и объясняя мудреный техпроцесс, - для получения лучшего вкуса вина нужно отобрать виноград, отделить кожуру и косточки (из них впоследствии получают удобрения - безотходное производство выходит), а затем долго выдерживать в специальных дубовых бочках. После показа нас научили, как правильно дегустировать вино. Оказывается, при дегустации пить вино вовсе не следует - можно опьянеть и сбить вкус. Чтобы этого не произошло, на столы ставятся кувшины с водой для промывания рта и бисквиты - они помогают "начать с нуля" при дегустации каждого нового сорта вина. Перед дегустацией же следует вначале долго вдыхать аромат вина, затем покружить его в бокале, чтобы на стенках бокала остались следы - маслянистые винные "ножки". По характеру этих ножек также можно судить о вине - скажем, длинные и стройные говорят о некоторой легкости вина и т.д. Одними из самых популярных сортов являются красные Шираз и Гевюртстрамине. Все вины стоят, начиная от $4-5 (или от 20-25 рандов - местной валюте).

Также недалеко от Штелленбоша находится месторасположение гугенотской общины. Бежав Варфоломеевой ночи, они прибыли в этот район и основательно обосновались, разведя виноградники. В настоящее время здесь находится музей гугенотов (самый интересный экспонат там - здоровенный самогонный аппарат) и памятник невинно павшим в той памятной резне.

Основные жители Марокко не арабы - амазахи (греч. берберы). Откуда племена этих светлокожих, худощавых высоких мужчин и изящных красивых женщин появились когда-то в Африке, — до сих пор не известно. Но случилось это за много сотен лет до того, как эти земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев. Сейчас многие амазахи ассимилировали с местным населением арабской или африканской внешности, но осталось и не мало «чистых» представителей. (Известные люди амазахского происхождения: Зидан Зинедин, Изабель Аджани.)

Бербе́ры (от греч. βάρβαροι, лат. barbari; самоназвание амазах — господарь, свободный, благородный человек) — общее название коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на бербергских языках. По религии — сейчас в основном мусульмане-сунниты, но сохранили целый ряд этнических обычаев. Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка.

Спорно, но весьма вероятно родство берберов и ГУАНЧЕЙ.

Вероятно, самоназвание амазахи — это то же что древние египтяне называли «Машуеш» (одно из ливийских племен), Геродот — Максиес/ Мазиес (о Ливии), также в античности жителей северных берберов называли Масилы в Нумидии (Алжир и Тунис) и Масасилы (запад Алжира и Марокко). Приставка «мас, мес - маз, мез», которая применялась к именам нумидийских царей (Массиниса, например), встречается до сих пор в фамилиях североафриканцев: Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис и пр. Также, название деревни Amagaz (произнести а-Магесс), восточная Кавилия.

Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:
1. Амацирги — проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.
2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт.
3. Кабилы — народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
4. Шауйя— народ в Алжире, населяет Орес. Главный город — Батна.
5. Туареги — берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами.

Большинство берберов сегодня живёт в горах. Берберских деревень множество. Дома из сложенного красного местного камня или мазанки из такого же цвета глины расположены в зелени речных долин у склонов гор.

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ Сахары. Впервые упоминаются Геродотом (около 500 г. до н. э.) как «очень великий народ» (судя по археологическим данным, их государство возникло намного ранее, в конце II тыс. до н. э.). Имели европеоидный облик. В VIII веке до н. э. государство гарамантов уже включало в себя весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительную часть Мармарики. Цивилизация гарамантов была весьма высокоразвита технологически. Геродот писал о них, как о воинственных, отчаянных и задиристых племенах, проникавших, на запряжённых четвёрками лошадей колесницах, глубоко в степные, ещё тогда, просторы северной Африки. Государство гарамантов было аннексировано Римом в 19 году до н. э. Окончательно ассимилированы арабами гараманты в VII веке н. э. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали так званое древней письменностью тифинаг (другое название «древнеливийское»).

КАБИЛЫ (от арабского qabîlah — племя) —народ группы берберов на севере Алжира. Говорят на северной ветви берберо-ливийских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также французский и арабский языки. Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг (другое название «древнеливийское»), сохранившейся в вышивках и т. п. (её хранители — в основном женщины). Кабилы составляют большинство членов местных партий «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.

Живут в основном в Алжире в горах Большая и Малая Кабилия (историческая область Кабилия) к востоку от г. Алжир. Численность в Алжире ок. 3 млн чел. (2007, оценка). Живут также во Франции (676 тыс. чел.), Бельгии (50 тыс. чел.), Великобритании (св. 3 тыс. чел.). Общая численность 4 млн чел, по некоторым источникам — до 6 млн чел.

Поселения обычно располагаются на вершине горы и имеют 2 улицы: внутреннюю — для женщин и внешнюю — для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами. Жители поселения образуют общину (таддарт, джамаат), возглавляемую вождём (амин, амеккран); она подразделяется на группы (адрум), включающие несколько родственных (в 4-5-м поколении) патрилинейных объединений (тараррубт), состоящих из больших патриархальных семей (ахам — букв. большой дом).

Сохранился доисламский фолкльор. В кавильской фолкльоре есть своя птица-феникс, это сокол (или ястреб), вернее самка сокола, то есть соколиха, Tha-Nina (tha - женский артикль, подобно французскому La). По своему символизму и значению для нас она не уступает нашей жар-птице. Она является символом возрождения, женской красоты и просто женским именем.

Защитные символы наносимые хной призваны оберегать женщину в наиболее важные периоды жизни — свадьба, беременность, затем роды. Рисунки на лице,шее, декольте — в основном это Северная Африка, Марокко — это уже другая традиция, называемая harquus («харкуз»). Для harquus используется не хна, а другие красящие смеси, черного цвета. Рисунки в стиле harquus часто можно видеть на лицах танцовщиц трайбл-беллиденс и соответствующие украшения на теле в виде рисунков и татуировок дополняют образ.

ТУАРЕГИ (самоназвание — имощаг, имошаг) — народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. В прошлом, крайне агрессивный народ-захватчик.

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских обычаев, как например, матрилинейную родовую организацию и ортокузенный брак по материнской линии. Несмотря на то, что современные туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни. Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным.

Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Древние туагеры были белыми и состояли из каст. Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Считали жизнь всего лишь игрушкой, поэтому не боялись ее потерять или отобрать у других, поэтому отличались свободным нравом. Положение женщины определялось количеством любовников и воздыхателей. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. (Колин М. Тернбул. Человек в Африке)

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей. Самые прекрасные, моложые и сильные мужчины-поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки — племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации. По иронии судьбы, современные туареги ассимилировали с чернокожим населением.

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда (город-государство на территории Нигера, в оазисе на западе нагорья Аир, существовавшее в Средние века.).

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти (Туарегское восстание 1916-1917). Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Туареги стали прообразом для народа фременов в эпической серии Френка Герберта «Дюна».

В ГАЛЕРЕЕ приедставлены преймущественно фотограффии кабилов (наследственные амазихи) и несколько туарегов (ассимилированные амазахи).

Каждый день мы узнаем что-то новое. Все это время мы ошибочно полагали, что белые, которых мы встречаем (очень много в Ботсване, Намибии) — потомки английских колонизаторов. Но это не правда.
На самом деле задолго до англичан на территорию нынешнего ЮАР, приплыли корабли с семьями из Голландии(и не только). На одном корабле 300 человек и на втором. Семьи были с деньгами, со всеми своими пожитками. Очень отчаянные судя по всему. Отчаянные с первого корабли отправились севернее, со второго южнее. С первого — договорились с зулусами о выкупе земель под фермы. Днем подписали контракт. Ночью зулусы убили всех, включая женщин и детей. На следующий день вождь зулусов собрал все племена и направил 40 000 человек расправиться с остальными 300. Что было делать несчастным? Они поставили в круговую вагоны и молились. Пообещали сделать этот день праздником, если выживут. Когда пришли зулусы, спустился очень густой туман. Зулусы не могли найти отчаянных. Зато те могли стрелять и обороняться. Ни один из 300 человек даже не был ранен. До сих пор народ африкаанс — потомки, празднуют этот день. Эти люди занялись фермерством и населили юг Африки. А потом уже примчались англичане, когда услышали о золоте и алмазах.

Мы не пользовались википедией, передаем из уст людей.
Африкаанс — единственная белая нация в Африке, у которой за это время смогла сформироваться своя культура, язык, традиции. В основном они имеют фермы. Каждый раз, когда мы гостим в семье африкаанс — мы молимся перед едой. Сам язык африкаанс — нечто среднее между немецким и голландским. Они так давно тут, что американцы — понаехавшие по сравнению с ними. Их история длинна и богата, полна ошибок и правильных решений. А менталитет очень показался нам похожим на наш. Они считают, что они очень современные, открытые, много путешествуют, но по факту — крепко держаться за свою культуру и не пускают внутрь лишнего. На радио станциях африкаанс много зарубежных песен не услышишь. Женщины африкаанс как и наши — не робкого десятка. Еще бы, уплыть в такие пикули с зулусами и львами, а потом еще тащить на себе огромное хозяйство в 50 000 гектар…

Сейчас африкаанс осталось лишь 5% от былой популяции. Много разъехались после свержения апартеида. Те, кто остались — платят по счетам. Мы чувствовали отголоски этого еще в Танзании, но чем южнее мы едем, тем больше видим этот самый расизм наоборот. Если ты черный бедный, то твои дети могут учиться бесплатно, но если ты белый, неважно бедный или богатый — плати. Сейчас все чаще в газетах можно увидеть статьи, что на ферму в ЮАР напали, украли все и избили и надругались над пожилой белой семьей. В ЮАР даже есть городок Орания, где живут только белые. Попахивает нацизмом, но мы смогли их понять.

Сейчас люди африкаанс всегда имеют запасной план — паспорт другой страны и т.д. Они все любят свою страну, хотят в ней жить, развивать ее, но они все словно сидят на пороховой бочке. Уже была история в Зимбабве, когда у всех белых отобрали земли, а когда экономика упала — под страхом тюрьмы заставили выкупить их обратно и восстанавливать сельское хозяйство страны.

Новое правительство в южных странах словно мартышка с гранатой — они принимают все более странные решения и губят экономику — если раньше за 1 африканский ранд можно было купить 3 бакса, то сейчас за 1$ дают 10 ранд. Африканцы еще не насытились материальным, у них не было возможности. Поэтому богатых черных вы увидеть за версту — толстенные золотые цепи, огромные тачки. Да достаточно на любого черного рэппера взглянуть — это оно.
Побольше цацок, поменьше работать.

Мы бы может сочли это за эгоистичный белый бред, если бы сами не видели в том же Мозамбике заброшенные дома, фермы, которыми никто не занимается. Знаете какая африканская черная мечта? Не врем, как сами говорят — иметь большую ферму и сидеть вечером на стуле и пить холодное пивко. А кто работать на этой ферме будет неизвестно:)

Это мы к тому, что то, что сами африканцы ленивые — это факт. В том же Мозамбике мы заезжали на одну заброшенную ферму, которая когда-то процветала и там выращивали много фруктов, сейчас внук бывшего хозяина живет в большом городе и не занимается ей. Но люди по прежнему там живут бесплатно. Вы думаете они что-то выращивают? Нет. Они едят раз в день, сидят на крылечке и ждут, когда на них с неба упадет богатство. Когда мы там были, внучек привез еды и накормил человек 70. Еда исчезла секунд за десять. Потом еще денег просили.

Мы все это рассказываем вам просто к тому, чтоб расширить ваше представление. Ни все в этом мире так однозначно. Нельзя однозначно сказать плохие черные или белые, все хороши. Но на нас эта история сильно повлияла после полугода тут.

Белые тут безусловно не угнетенные рабы — работают, платят, ездят на отдых по выходным на большом джипе с крутым стаффом. Мы сейчас в кэмпинге на триста машин и черных тут нет, им это неинтересно.
Но сам факт столь разных культур, пытающихся ужиться вместе есть.

Для нас, автостопщиков, непонятно что хуже — беляши африкаанс, которые всех боятся и не останавливаются, богатые черные, которые не останавливаются из презрения или бедные черные, которые останавливаются, но просят денег)

Зефир в шоколаде:)
Путешествуй..ТЕ, друзья, непременно!

Больше историй:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней