Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гитарный аккомпанемент на синтезаторе. Три "блатных" аккорда или аккомпанемент на гитаре

Часто под выражением "гитарный аккомпанемент " подразумевается нечто очень простое. Глупая шутка, ставшая притчей во языцех – "а мурку могёшь?", – настолько избита, что напоминает один из сальных анекдотов про промывание желудка и извлечение аккорда ля-минор… когда обычного резерва организма не хватает.

Что такое на самом деле ? Три-четыре аккорда, которые получили в простонародье названия: Am (первый "блатной" аккорд), Dm (второй "блатной" аккорд), E7 (третий "блатной" аккорд) и конечно же C (он же "лесенка")? – Сейчас такой подход уже не актуален.

Годы идут, эпохи сменяются, исполнительство развивается. Большую роль в данном контексте играет исполняемый репертуар. Если 20-30 лет назад популярные мелодии легко укладывались в примитивные четырех- или пятиаккордовые схемы, сейчас палитра музыкальных средств значительно расширилась.

Проявилось влияние джазовой и популярной зарубежной музыки. А вместе с этим усложнение гармонических средств, т.е. – аккомпанемента. Так что же такое этот самый аккомпанемент с точки зрения гитарного исполнительства ?

Рассмотрим музыку с архитектурной точки зрения. Вся палитра делится на: бас, мелодию, гармоническое заполнение, контрапункт (вторая мелодия) и ритм, которые в свою очередь дробятся на более мелкие элементы. Если убрать из этой архитектуры мелодию – мы получим тот самый аккомпанемент для мелодии, которая будет исполнятся другим инструментом. Другими словами, музыкальная ткань аккомпанемента может быть достаточно сложна и изыскана.

Профессиональный включает в себя владение различными ритмическими рисунками, умение одновременно сочетать басовую линию с аккордами. Часто используемый приём – вплетение в музыкальную ткань самостоятельных мелодических подголосков. Романсы Малинина и Рахманинова немного отличаются по фактуре... Хотя, если убрать партию вокала, и то и другое будет аккомпанементом .

В процессе , аккомпанемент рассматривается как начальная ступень развития . Постепенно добавляются новые аккордовые связки, вводится понятие тональности и организации гармонических средств внутри тональности. Сложные термины скрывают за собой очень логичную и легко применимую на практике систему.

Если исполнитель разбирается в теории, не обязательно до уровня высшей математики, – его игра становится более яркой, более непредсказуемой, а следовательно, интересной.

Но вернемся к "блатным аккордам" – и здесь ничего не стоит на месте. Давно запущен процесс синтеза. В шансоне начинают использовать средства народной и рок-музыки, в популярной музыке широко пользуются принципами классической гармонии и джаза и т.д.

Главное, что продолжает отделять хорошую музыку от плохой – это наличие вкуса и навыков у того, кто эту музыку создает.

Важно в процессе изучения аккомпанемента на гитаре добиться физического удобства при исполнении тех или иных аккордов и их сочетаний. А это напрямую зависит от технической стороны исполнительства и также подчиняется простым физическим законам (строение мышц, углы соприкосновения пальцев и струн, рациональные результативные движения, концентрация на нужных вещах).

При написании музыки используется два правила: во-первых, любое музыкальное произведение подчиняется определенным закономерностям и, во-вторых, эти закономерности могут нарушаться. Так как составление аккомпанемента - это тоже написание музыки, то оно подчиняется этим двум правилам. Здесь я привожу лишь небольшую часть теории гармонии, которая, однако, позволяет проследить известные гармонические законы.

Например, нам нужно гармонизировать мелодию или написать аккомпанемент для песни, делаем следующее: выбираем тональность, минор или мажор; если мелодия записана в нотах, то тональность известна, если же нот нет или имеем дело с песней, полагаемся на слух. Пытаемся гармонизировать в миноре, не получается - переходим в мажор. Выписываем ноты тональности, для частоиспользуемой на гитаре Ля-минор это Ля , Си , До , Ре , Ми , Фа , Соль . Устойчивыми ступенями являются I, IV и V, это значит, что при гармонизации мы, главным образом, используем аккорды образованные от 1-й, 4-й и 5-й нот в этой тональности и параллельной ей (параллельная Ля-минор - До-мажор ; смотрим – параллельные расположены друг под другом). Нужные нам аккорды:

Am Dm E7

Для минора на 1-й и 4-й ступени минорные аккорды, на 5-й - доминантсептаккорд, для мажора на 1-й и 4-й ступени мажорные аккорды, на 5-й тоже доминантсептаккор. При гармонизации, вообще говоря, могут использоваться все известные аккорды, но основными являются эти шесть. Если, скажем, нужная нам тональность Фа-мажор , то основные аккорды будут такими:

F H C7

Dm Gm A7

Пример: хотим подобрать аккорды для Старинной французской песенки. Она написана в тональности Ми-минор (видно из нот). Ноты тональности Ми-минор по порядку: Ми , Фа , Соль , Ля , Си , До , Ре. Ноты параллельной ей тональности Соль-мажор : Соль , Ля , Си , До , Ре , Ми, Фа . Основные аккорды:

Em Am H7

Впрочем, аккорды уже написаны, их нужно только выделить из нот:


Новый аккорд всегда начинается с сильной доли, то есть тогда же, когда и ударная нота в музыке (в начале такта) или словесное ударение в песне. Также в конце фразы аккомпанемент очень часто сваливается в тонику через доминантсептаккорд, в данном случае в Em через H7 .

И в заключении мне бы хотелось сказать следующее: любая техника, даже самая хорошая, имеет обратную сторону - она мешает и ограничивает простор для творчества. Если Вы учитесь играть сами, лучше полагаться на интуицию, чем на книжки. Если занимаетесь с преподавателем, имейте в виду, что очень часто он нацелен не на то, чтобы научить Вас играть, а на то, чтобы учить. Что Вам больше подходит: первое или второе - это дело выбора.

Бесплатная программа - автоаккомпаниатор. Будет полезна для тех, кто занимается музыкой и нуждается в ритмическом аккомпанементе.

Галерея скриншотов

По себе других не судят, но я осмелюсь предположить, что любой музыкант хоть раз в жизни хотел бы поиграть не один, а с коллективом. У меня, например, своеобразная "мечта идиота" собрать свой биг-бэнд:) Но на деле часто выходит так, что организовать даже небольшую группу просто не из кого...

Выход из ситуации всегда есть! В качестве помощника в своих музыкальных делах Вы смело можете взять обычный компьютер. Благо, программ для него имеется предостаточно: хотите, пишите музыку по нотам , а не знаете нот, то можно и без них , в принципе, обойтись, достаточно только визуально ориентироваться в клавиатуре фортепиано.

Но полностью писать все партии инструментов в таких программах довольно долго... А хотелось бы так, как с реальным ансамблем: даешь аккорды и через пару минут все уже играют то, что нужно. И, оказывается, такие программы тоже есть, но бесплатные среди них - редкость:(

До недавнего времени можно было использовать программу ChordPulse Lite. Её, даже урезанного, функционала вполне хватало для того, чтобы быстро создать ритм-секцию мелодии в нужном стиле. Однако, на сегодняшний день Lite-версию упразднили, заменив полностью бесплатным, но чрезвычайно "куцым" вариантом, в котором доступно всего 4 аккорда - 4 Chord Songs .

Может, кому-то четырех аккордов и хватит, но мне этого мало:) И я решил, как всегда, попытаться найти альтернативу. Результатом поиска стала, внезапно:), программа от Microsoft - Songsmith (Academic Edition) .

Вообще программа платная и стоит почти 30 баксов... Но, если Вы - преподаватель или студент, то у Вас есть возможность использовать ее безвозмездно, то есть, даром. Естественно, что ради халявы мы можем назваться, хоть космонавтами:) Но и этого делать не нужно! Поскольку программа не обновляется уже с 2012 года, Microsoft приостановила её продажи. Теперь, по сути доступна либо демо-версия на официальном сайте, либо описанная на данной странице полнофункциональная редакция "для учителей и студентов" :)

Сравнение c автоаккомпаниатором ChordPulse

Программа для своей работы использует реалистично звучащие стили, которые были созданы разработчиками известной программы-автоаккомпаниатора Band-In-A-Box , поэтому звучание получаемой ритм-секции, практически, не уступает оному в ChordPulse. Однако, различия у программ имеются и довольно серьезные. Предлагаю сравнить Songsmith и, теперь уже полностью платный, ChordPulse:

Итак, немного проанализируем плюсы и минусы обеих программ. Несомненным, и огромным, плюсом ChordPulse является большое количество стилей (более 100 штук, а в бесплатной версии всего - 24). Однако, свой "козырь" имеется и у Songsmith:) Эта программа позволяет нам вводить аккорды как вручную (при помощи мышки или клавиатуры), так и посредством простого напевания мелодии в микрофон! Программа автоматически подберет нужные аккорды по Вашему голосу - главное спеть более-менее точно:)

Готовую мелодию в Songsmith Вы можете сохранить, как в виде MIDI-файла , так и сразу в аудиофайл формата WAV или WMA, причем, даже с вокалом!

Но, на любую бочка меда найдется своя доля дёгтя... В Songsmith таким дёгтем является отсутствие функции циклического воспроизведения мелодии (хотя есть хитрый способ обойти эту проблему:)), а также возможность использовать в одном такте не более двух аккордов (в ChordPulse можно делить на четверти). Плюс ко всему, выяснилось, что Songsmith не всегда корректно работает с микрофоном... Возможно, это связано с тем, что у меня стоит Windows 8, но временами программа просто ничего не записывала при попытке напеть мелодию в микрофон (ручной вариант ввода работал всегда).

Установка автоаккомпаниатора

Чтобы установить программу легально Вам, как уже говорилось выше, нужно зарегистрироваться в проекте для учителей от Microsoft. Однако в ознакомительных целях программу можно скачать и прямо с нашего сайта;)

Инсталлятор Songsmith поставляется в виде MSI-файла, который ничем не отличается от традиционных EXE-установщиков. Запускаем его и всё время жмем "Next" - больше от нас ничего не требуется:) Единственный нюанс - установка может немного затянуться, если у Вас на компьютере нет библиотек.NET Framework 3.0 (или выше) и хотфикса для Windows Presentation Foundation. Все эти компоненты, в случае их отсутствия будут автоматически скачаны и установлены.

Когда всё будет готово, можно запускать программу и начинать ею пользоваться.

Мастер подготовки проекта Songsmith

При каждом запуске Songsmith будет открывать нам специальный мастер подготовки проекта (если только мы не отключим его в настройках), который позволит нам в пошаговом режиме быстро подготовиться к созданию аккомпанемента:

В стартовом окне у нас будет возможность выбрать создание новой песни ("New Song"), перейти к последнему редактированному проекту и включить одну из трех демо-записей. Ниже будет флажок "Preview Selected Starting Point". Если его снять, то в Songsmith при выборе того или иного пункта в мастере не будет воспроизводиться демонстрация выбранного пункта.

Если Вы опытный пользователь, то можете отказаться от работы с мастером вообще, нажав кнопку "Cancel" внизу по центру. Но для ознакомления все же пройдемся по пунктам помощника, нажав кнопку "Next":

Первым шагом на пути к созданию аккомпанимента будет настройка стилей. Здесь при помощи верньера или кнопок по бокам от него Вы сможете выбрать один из доступных 30 стилей разных музыкальных направлений. Здесь советую обратить на панельку справа от переключателя стилей. У Вас есть возможность выбрать настроение ("Style Mood") мелодии (по умолчанию стоит "Light" (легкий), но есть еще и "Lively" (живой), а также включить отображение дополнительной информации о стиле ("Show Style Details").

В принципе, больше ничего интересного здесь нет, поэтому жмем еще раз кнопку "Next" и переходим к настройке темпа:

Это - последнее окно мастера настроек и здесь, кроме, собственно, темпа, настраивать больше нечего:). Скорость воспроизведения по традиции измеряется в ударах за минуту (BPM) и регулируется верньером или кнопками "вверх-вниз" справа. После того, как подберете нужный темп, жмем кнопку "Finish" и начинаем изучение самой рабочей области программы.

Интерфейс Songsmith довольно прост и, как и в ChordPulse, состоит, по сути, из одного единственного рабочего окна, разбитого на зоны:

Весь интерфейс можно разделить на три большие зоны:

  1. Верхняя панель управления . Здесь собраны глобальные кнопки управления проектом, такие, как создание, загрузка и сохранение, панель записи и воспроизведения, а также отмены, очистки рабочей области и настроек.
  2. Рабочая зона . Это область в центре окна программы, в которой будет отображаться наша мелодия в виде тактов и аккордов на них.
  3. Нижняя панель инструментов . Это самая пестрая и насыщенная часть интерфейса Songsmith. Здесь находятся настройки стиля (жанр, настроение и уровень "джазовости" аккордов), тактов (количество аккордов на такт и кнопки добавления/удаления тактов), темпа (ползунок не будет работать, если Вы задали темп через мастер настроек) и уровня звука (индикатор уровня записи, регуляторы громкости вокала и общей громкости, а также микшер виртуальных инструментов).

Перед тем как начать работу с программой, желательно ознакомиться с настройками и подогнать их под свои нужды.

Попасть в настройки можно, нажав кнопку "Options" в правом верхнем углу:

Поскольку здесь все на английском, думаю, стоит обратить внимание на некоторые пункты и перевести их. Итак:

  • Count-In Bars (вступительные такты). По сути, это счет, отбиваемый обычно барабанными палочками, чтобы группа могла настроиться на нужный ритм. По умолчанию стоит один, но, в программе Вы можете не успеть быстро настроиться за один такт, поэтому, можно увеличить это число;
  • Include "Ending" Bars (включать финальные такты). По музыкальному это называется "кода", то есть один или несколько тактов в самом конце Вашей мелодии. В Songsmith - это два добавочных такта в самом конце, которые не всчитываются в длительность песни, но служат для "оживления" ее концовки;
  • Drum Style for Recording Backing Track (стиль ударных). В данной программе мы можем разнообразить ритм своей песни, использовав стиль ударной партии, отличный от текущего основного стиля;
  • Open "New Song Starter" at Start-up (использовать мастер настроек при запуске). Данный пункт позволяет отключить постоянно надоедающего помощника создания новой мелодии при включении программы.

Также советую нажать на кнопку "Microphone Configuration" и настроить чувствительность микрофона.

Создание аккомпанемента

Выходим из настроек и теперь у нас все готово для работы. Если у Вас есть микрофон, то включите его, желательно, оденьте наушники и нажмите красную кнопку записи по центру. Прозвучит такт (или больше) вступительного счета, после которого можете начинать петь - начнется запись. Для завершения записи нажмите кнопку "Стоп" в виде черного квадрата на верхней панели. Должно получиться что-то похожее на следующий скриншот:

Я создавал быструю песню с динамически изменяющейся мелодией, поэтому установил максимально возможное в программе деление такта на два (по умолчанию идет один аккорд на такт). Это нужно задавать заранее, поскольку потом при изменении разбивки, сместится вся мелодия.

Попробуйте запустить воспроизведение (кнопка с зеленым треугольником) и оценить качество подбора аккордов под то, что Вы напели. Здесь есть нюанс. Мелодию Вы можете получить и без микрофона, но это будет стандартная импровизация программы вокруг заданной по умолчанию тональности (у меня это ре мажор). В любом случае, алгоритмы синтеза музыки далеко не совершенны, поэтому готовая песня почти всегда требует правки аккордов.

Правка аккордов

Работать с аккордами в Songsmith можно двумя способами: при помощи прямого ввода с клавиатуры и с помощью мышки и системы меню. Для ввода с клавиатуры Вам достаточно выделить такт, в котором нужно что-то изменить и просто ввести новое буквенное обозначение для нужного Вам аккорда. Управление же мышью сводится к вызову меню (стрелочка вниз справа) и выбору нужного пункта. Их там всего четыре (см. предыдущий скриншот):

  1. Lock (запереть) - функция позволяющая защитить выбранный аккорд от правок (например, при переписывании мелодии с наложением второго голоса;
  2. Edit (править) - собственно, вход в меню правки аккорда;
  3. Suggest (предложить) - выпадающее меню, в котором содержится небольшой список рекомендуемых альтернативных аккордов для текущей тональности;
  4. Clear (очистить) - позволяет удалить аккорд с выбранного такта.

Для изменения аккорда Вы можете использовать один из рекомендованных в разделе "Suggest", но не факт, что программа включит в этот список именно нужное нам трезвучие. Поэтому, чаще всего приходится, либо вводить с клавиатуры (если Вы хорошо разбираетесь в нотации), либо пользоваться меню "Edit":

Окно правки аккордов довольно простое и состоит из двух строк. Первая строка - "Simple Chord" - позволяет мышкой в первом списке выбрать тонику аккорда, а во втором его конфигурацию (минор, мажор, септаккорд и т.д.). Если же Вам нужно добавить сложный аккорд с измененным басом и надстройками, то Вам следует вручную ввести его в поле "Complex Chord". Флажок же "Automatically play chord" позволяет сразу же прослушивать звучание выбранного аккорда.

Вроде бы все просто, однако есть несколько секретов. Вы можете разнообразить ритм за счет добавления различных пауз в нужных местах. Делается это при помощи добавления к текущему аккорду определенного количества точек. Например, Вы можете написать так: "C..." Это будет означать, что аккорд До мажор прозвучит только на одну четверть, а после него оставшиеся три четверти такта будет пауза (частый прием в рок-н-роллах).

Но и это еще не все:) При необходимости Вы можете оставлять некоторые инструменты играть дальше, когда все остальные молчат! В тех же рок-н-роллах часто первую долю играют все вместе, а во время паузы звучат только ударные (или ударные и бас). Сделать это можно, указав, какие инструменты должны звучать. Например, применительно к упомянутому выше приему, мы можем применить такую запись: "Cd...". Это означает, что наш до мажор звучит так же только одну четверть такта, но во время паузы продолжают играть ударные (сокр. от drums - ударные).

По аналогии так же можно управлять остальными инструментами, используя первую букву их английского названия:

  • d (drums) - ударные;
  • b (bass) - бас;
  • k (keyboard) - клавишные;
  • g (guitar) - гитара;
  • s (strings) - стринги (струнные или синтезатор в зависимости от стиля).

Настройка инструментов

Последним штрихом при создании Вашей мелодии может стать изменение стандартного для данного стиля набора инструментов и настройка их громкости. Сделать это можно, нажав на кнопку "Mixer" в правом нижнем углу:

В открывшемся окне Вы найдете пять секций для разных типов инструментов. При помощи выпадающего списка Вы сможете выбрать вариант инструмента, а полозком справа отрегулировать громкость его звучания. Под списком инструментов есть возможность выбрать настроение, "легкое" (по умолчанию) или "живое" (более энергичное и напористое).

А теперь самый главный секрет:). В Songsmith нет функции зацикленного воспроизведения мелодии, однако, если Вы в режиме микшера активируете опцию "Preview Instrument Changes" (в самом верху), то по окончанию воспроизведения песня начнет играть снова по кругу. Правда, в начале она будет на долю секунды прерываться, но это не сильно критично, главное, что, по сути, мы получаем музыку нон-стоп, под которую можно импровизировать хоть до бесконечности:)

Варианты сохранения готовых проектов

Теперь, когда песня написана, мы вволю наигрались и хотим выключить программу, не мешало бы сохранить все, что мы насочиняли. Для этого нажмите на кнопку "Save Song" на верхней панели управления и выберите тип сохранения:

По умолчанию нажатие на кнопку сохраняет проект в виде файла в формате.songsmith для последующего открытия в программе. Однако. если нажать на стрелочку вниз справа от самой кнопки, то мы попадем в меню, где есть еще и функция экспорта нашей работы в звуковой файл.

Экспортировать мы можем на выбор либо в аудиофайл в формате WMA или WAV (будет сохранена и вокальная партия), либо в MIDI для последующей правки и доводки в MIDI-редакторе (вокал не сохраняется). Также в самом низу есть еще одна опция, которая позволяет экспортировать нашу запись напрямую в Windows Movie Maker (опять же в формате WMA), но она вряд ли Вам пригодится:) После выбора всех параметров остается только нажать кнопку "Export".

Достоинства и недостатки Songsmith

  • хорошая подборка стилей на любой случай;
  • распознавание мелодии при помощи микрофона;
  • возможность настройки ритмового рисунка и вариаций наборов инструментов;
  • сохранение проекта в аудио и MIDI-файлы;
  • возможность ручного ввода аккордов (в т.ч. сложных) даже без микрофона.
  • для легального использования требует регистрации в преподавательской сети MicroSoft;
  • нет возможности править стили и создавать свои;
  • нет возможности разбивать такт более, чем на 2 части;
  • не предусмотрена функция зацикленного воспроизведения (частично решается в режиме микшера);
  • не всегда корректно работает с микрофоном (возможно, баг в Windows 8.1 x64).

Выводы

Программа позиционируется Майкрософтом, как универсальный инструмент для творчества. Они утверждают, что с Songsmith Вы сможете написать свою уникальную и неповторимую песню. Однако, это несколько преувеличено:) Да, программа, в отличие от аналогов, дает нам некоторую степень свободы в выборе инструментов и расстановке акцентов, но, увы, не более того:(Всё равно, править "вшитые" стили под себя мы не можем.

Впрочем, этого делать и не нужно. Стандартного набора стилей Вам хватит для создания простых тренировочных минусовок практически в любом направлении современной музыки. Вы сможете довольно быстро записывать партии фоновой музыки нужного жанра и оттачивать с их помощью свои вокальные или инструментальные навыки, занимаясь, как будто, с реальным ансамблем. А что ещё нужно музыканту для счастья?!! :)

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Если Вам требуется больше контроля над процессом синтезирования мелодии к Вашим музыкальным произведениям, тогда попробуйте воспользоваться следующей программой для написания MIDI-партитур с нуля:
Создание MIDI мелодии Anvil Studio: https://www..php

Гитара снова вошла в моду, а это значит, что всё больше людей хотело бы освоить данный музыкальный инструмент. Многим при этом не просто интересно само мастерство игры, но хотелось бы научиться аккомпанировать на гитаре, то есть, совмещать музыку и пение. Это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд, а потому лучше всего объединить пение и аккомпанемент во время игры с преподавателем, если таковой имеется. Например, в школе Алёны Кравченко весьма талантливые преподаватели, которые умеют очень толково объяснять, но если вы совсем новичок, то полезнее будет поиграть с преподавателем на одной гитаре, чтобы он брал аккорды, а вы бы играли правой рукой.


Как научиться аккомпанировать: с чего начинать?

При этом он начинает тихо петь, а вам нужно пытаться подпевать, не сбиваясь при этом с ритма. Не менее удобно вдвоём учить и быструю перестановку аккордов, так как преподаватель может медленно играть правой рукой, а вам необходимо переставлять аккорды. Уроки игры на гитаре под аккомпанемент - это дело достаточно сложное и даётся не всем и не сразу. Многие могут освоить эту технику быстрее во время занятия с преподавателями, а кто-то достаточно легко овладевает ею и самостоятельно.

Но если преподавателя рядом нет, это вовсе не значит, что не нужно пытаться. Как минимум, нужно внимательно изучить видео аккомпанемента под гитару, где всё подробно показывается и объясняется. А практиковаться надо начинать на очень лёгкой, буквально в три аккорда, песне. Сначала нужно просто отдельно попеть, потом отдельно поиграть, чтобы довести свою игру до автоматизма, чтобы не думать, а играть, как робот. В качестве первых песен для тренировки отлично подойдёт «Кукушка» в её упрощённом варианте с боем, а кому-то понравится «Бумажный солдат» Окуджавы на басах с щипком. Вкусы у всех разные, а потому нужно ориентироваться на них, чтобы вам было интересно обучаться аккомпанементу под гитару.

И не стоит изначально брать песню с перебором , так как петь под него однозначно сложнее. Пусть эта песня будет где-то пятой по счёту, но точно не второй и не первой. В любой школе, где обучают аккомпанементу под гитару, вам скажут, что первая песня не должна и не может вам сильно понравиться, ведь первый блин всегда комом. Кроме того, она всегда очень сильно надоедает, а потому на это не нужно обращать слишком пристальное внимание - дальше уже будет гораздо лучше.

Видеоуроки аккомпанемента под гитару - это действительно эффективный обучающий материал, но не нужно большой упор делать на теорию, нужно практиковаться и практиковаться много. Лучше всего брать конкретную песню и сразу над ней работать, постепенно всё более усложняя себе задачу. Стоит также сразу отметить, что научиться аккомпанировать на гитаре очень непросто, тем более, если вы не берёте индивидуальные уроки у преподавателя, но всё же это возможно, если придерживаться толковых рекомендаций и вникать в них.

Можно посмотреть кучу видео о том, как аккомпанировать на гитаре, но иногда вы можете не ощущать результата, а это сразу разочаровывает. Не нужно ставить на себе крест. Если вам не помогает тот или иной вид обучения, это не значит, что вы не научитесь, это значит, что вам нужен грамотный преподаватель, который сможет объяснить и понять, в чём именно проблема. Пытайтесь учиться сами, тем более, что сейчас доступны самоучители аккомпанемента на гитаре и самые разные способы обучения .

Если вы понимаете, что поёте не ритмично или у вас сбивается интонация, если вы не можете контролировать правую руку и она сбивается в такт словам, то тут два варианта развития событий. Для того, чтобы исправить ритмичность, нужно развивать музыкальный слух, а в этом может помочь преподаватель. Чтобы исправить всё остальное, нужно довести игру до автоматизма и не думать, а просто играть, играть не мозгом, а моторикой.

Рассматриваемая ситуация выглядит так: начинающий гитарист более или менее легко может исполнить простейший “дворовый” аккомпанемент, а клавишник, обладающий навыком игры и некоторыми знаниями теории музыки, испытывает с этим определенные трудности. Если дело не в знаниях и умении игры, то тогда в чём? В инструменте. Для получения красивого сочетания звуков они должны располагаться друг относительно друга определенным образом. При игре на синтезаторе исполнитель сам задаёт расположение звуков аккорда путём нажатия на клавиши. Клавишник может руководствоваться своими знаниями, опытом, слухом или воспользоваться справочником аккордов. Например, аккорд С включает в себя ноты до , ми и соль . Гитарист же пользуется табулатурами, на которых показано то, какие струны и на каких ладах нужно зажать для исполнения того или иного аккорда. Например, в самом простом случае для получения ми-минорного аккорда (Em) нужно зажать только две струны. Остальные четыре струны будут звучать гармонично с этими двумя! Это возможно благодаря устройству звукоряда гитары и настройке гитары. Восхитительно, не правда ли? Для получения аналогичного аккорда клавишнику придется нажать 6 клавиш! Каких? Скоро узнаем.

Специфика игры аккомпанемента на гитаре такова, что начинающий гитарист воспринимает гармонию как нечто само собой разумеющееся и не думает о ней вообще. Ему показали Am -> Dm -> E и для получения гармоничного аккомпанемента достаточно правильно зажимать аккорды. Клавишник тоже знает гармонический оборот Am -> Dm -> E, но для получения красивого аккомпанемента ему нужно не просто играть аккорды, а играть их согласно правилам гармонии. Чувствуете разницу?

Гитара “направляет” гитариста по пути гармонии и за счёт ограничений. Посмотрите на звукоряд шестиструнной гитары (рис.1).

Рис. 1. Звукоряд шестиструнной гитары (с сайта akgitara.ru)

Первым ограничителем является количество струн. Гитара позволяет сыграть аккорд, который состоит максимум из 6 звуков. На синтезаторе один исполнитель может взять двумя руками аккорд, состоящий из десяти звуков. На практике чаще используются аккорды из 7-8 звуков.

Второе ограничение связано с ограничением звукоряда. Самый низкий звук на гитаре - ми большой октавы. По этой причине ля -тональности для гитаристов и бас-гитаристов играют особенную роль среди всех остальных тональностей. Объясняется это просто: доминанта является кульминацией в гармоническом обороте, а в ля -тональностях доминантой будут аккорды E с самым низко звучащим основным звуком, что хорошо подходит для получения “мощной” кульминации. Клавишники могут возрадоваться тому, что благодаря функции изменения строя синтезатора подобного ограничения у них нет, и они могут ”заряжать” сабвуфер звуками и на две октавы ниже!

Ещё одно ограничение связано со структурой гитарного звукоряда. В гитаре используется двумерная структура (струны - строки, лады - столбцы), а на синтезаторе одномерная (клавиши в ряд). Разница в том, что структура гитарного звукоряда не позволяет осуществить произвольную выборку звуков, что возможно сделать на синтезаторе. Например, на синтезаторе без проблем можно сыграть аккорд Fsus2 (фа-соль-до ) от любой ноты фа на клавиатуре. На гитаре звук фа - 6 струна первый лад, соль - 6 струна третий лад, до - 5 струна третий лад. Невозможно на одной струне одновременно сыграть два звука фа и соль . Значит, от одной ноты на синтезаторе можно сыграть намного больше аккордов, чем на гитаре. К преимуществу двумерной гитарной структуры относится компактность, с чем связан важный психологический момент. Гитарист видит компактный массив из 6 струн и 3-5 ладов, а клавишник - пару десятков клавиш в ряд. Распределить четыре пальца левой руки и три пальца правой на гитаре проще, нежели уследить за двумя руками на клавиатуре синтезатора.

Указанные выше ограничения заметно сокращают количество возможных вариантов игры на гитаре. Гитару можно представить как лес со множеством тропинок, а синтезатор как чистое поле - играй куда хочешь!

На рис. 2. показана клавиатура пятиоктавного синтезатора, звуковые диапазоны гитары и певческих голосов.

Рис. 2. Диапазон звуков гитары.

Звуковой диапазон гитары охватывает все мужские и женские певческие голоса (за исключением редкого баса-профундо). Гитара поёт - это действительно так, а наиболее ярко её аккомпанирующие возможности проявляются в среднем певческом диапазоне, в котором может петь практически каждый. Среди всех типов аккомпанемента выделяется аккомпанемент “бас и аккорд”. Его можно рассматривать в качестве основы для изучения остальных. С него и начнем. В каком диапазоне играется бас, а в каком аккорд? Давайте сначала попробуем понять это самостоятельно, а потом сверим с тем, как это имеет место быть при игре на гитаре. Бас - самый низкий звук в аккомпанементе. Значит, основной тон аккорда не должен находиться ниже баса. Это возможно, если аккорд берется справа от него. Выделяем для баса одну октаву, чтобы в качестве него можно было сыграть любой из 12 звуков октавы. Тогда область аккордов попадает в диапазон альта. Брать аккорды выше альта на гитаре достаточно сложно (особенно на классической гитаре), да и в большинстве случаев это не требуется. Примем ограничение верхнего тона аккорда на уровне нот фа второй октавы. Теперь можно ответить на поставленные вопросы: если вы считаете, что левая рука играет в диапазоне гитары, то область баса будет от ноты ми большой октавы до ноты ре-диез малой октавы (черная линия на рис. 2). Если вы так не считаете, то область баса будет от ноты ре-диез малой октавы и влево до упора. Аккорды в обоих случаях играются в диапазоне альта. На практике все несколько сложнее, но показанное разделение областей является неплохой отправной точкой для тех, кто теряется при виде большого количества клавиш на синтезаторе и затрудняется с игрой аккомпанемента. Начинающие гитаристы выбирают простые аппликатуры и играют базовые аккорды Am, Dm, E, C, F, G на первых трех ладах.Аккомпанемент “бас и аккорд на трёх первых струнах”. На рис. 3 показаны табулатуры базовых аккордов и их нотная запись. Под басовыми нотами указ номер струны, на которой она играется.

Рис. 3. Базовые аккорды на гитаре.

На всех клавиатурных схемах клавиатура начинается от ноты до большой октавы (крайняя левая клавиша на пятиоктавных синтезторах).

Рис. 4. Базовые аккорды на клавиатуре.

Аккорд G дан в двух вариантах. Гитарист играет первый вариант, а клавишнику лучше и удобнее использовать второй (на этом остановимся позже). Потренируйтесь в игре показанного на рис. 4 аккомпанемента. Левая рука играет бас, а правая аккорд. При игре аккорда бас продолжает звучать. Пример 1. Гитарный аккомпанемент “бас и аккорд” двумя руками. Теперь попробуйте сыграть аккомпанемент одной левой рукой. Для получения плавных переходов потребуется сустейн-педаль, использование которой обладает спецификой. Сустейн-педаль действует на всю область клавиатуры и гитарные тембры при её работе начинают звучать с призвуком гавайской гитары. Было бы неплохо, если бы сустейн-педаль могла работать в только в определённом диапазоне.Из-за больших скачков между басом и аккордом играть на синтезаторе показанный аккомпанемент непросто. Умение играть аккомпанемент одной рукой позволит вам в дальнейшем одновременно с ним играть мелодию правой рукой. Пример 2. Гитарный аккомпанемент “бас и аккорд” одной рукой. Проанализируем показанное на рис. 3 и 4.Бас Бас меняется от аккорда к аккорду. Это неудивительно, так как вид аккорда задаёт именно он. В рассматриваемом случае для извлечения басовых звуков используются три нижние струны гитары.Аккорды Аккорды расположены в диапазоне альта. Многие поют в этом диапазоне и, следовательно, рассматриваемые аккорды отлично подходят для аккомпанемента. При игре любой последовательности голоса аккордов сменяются плавно и не перекрещиваются - терцовые тоны (синего цвета) не берутся ниже основных или выше квинтовых тонов аккорда. Плавное голосоведение и отсутствие перекрещивания - основные правила музыкальной гармонии.Плавное голосоведение обеспечивается за счёт того, что все аккорды, за исключением Am, берутся в обращениях! Остановимся на этом моменте подробнее. Если попросить начинающего клавишника сыграть гармонический оборот Am -> Dm -> E, то с большой степенью вероятности он сыграет его с использованием аккордов в основном виде, потому что так проще. Начинающий гитарист тоже не прочь сыграть проще, но у него получится так: Am - аккорд в основном виде, Dm - квартсекстаккорд, E - секстаккорд. Вот причина, по которой один и тот же аккомпанемент у гитаристов часто звучит намного лучше, чем у клавишников. Гармонический оборот один и тот же, а гитарист и клавишник играют его по-разному! Ничего удивительного в этом нет. Буквенная система обозначения аккордов - это упрощенная запись точной нотной записи. Базовые аккорды, взятые в основном виде, показаны на рис. 5.

Рис. 5. Базовые аккорды в основном виде на синтезаторе.

Даже без знания нот можно увидеть, что аккорды берутся по одному шаблону.

Рис. 6. Базовые аккорды в основном виде на клавиатуре.

Нетрудно заметить, что плавное голосоведение происходит только в некоторых случаях, например, при переходе F -> G. В других случаях появляется одиночное или двойное перекрещивание голосов. Например, при переходе Am -> С верхний голос (соль в аккорде С) берётся ниже нижнего голоса (ля в аккорде Am) в предыдущем аккорде! В результате получаем рваный, скучный и негармоничный переход.

Гитарист со слабой техникой игры понимает, что он играет плохо, но звучит же! Это вызывает у него интерес к продолжению занятий. Клавишник со слабой техникой игры понимает, что он играет плохо, да ещё и звучит никак. Стоит ли в таком случае продолжать занятия? Уникальность гитары состоит в том, что она помогает начинающему гитаристу ощутить быстрый успех , что крайне важно при самообучении. Выучил три аккорда и уже можно петь под гитару популярные песни! А на синтезаторе сначала надо разобраться с аккомпанементом. Но ощущение быстрого успеха может вызвать и обратную реакцию. Проходят годы, а он всё топчет траву у подножия горы вместо того, чтобы подниматься выше.

Из рис. 4 видно, что аккорды находятся в узком расположении. Расстояние по частоте между соседними звуками в звукоряде увеличивается от низкого регистра к высокому. По этой причине аккорды в тесном расположении гармонично звучат в среднем регистре . Чем дальше в низкий регистр будет смещен аккорд в тесном расположении, тем хуже будет его читаемость по тонам и тем больше гула будет в его звучании из-за сближения частот между его тонами. Гитарист спокоен по этому поводу, а клавишник должен учитывать и этот момент.

Бас и аккорд

Бас во всех рассматриваемых гитарных позициях расположен через один или несколько аккордовых звуков (красные кружки на рис. 7), что придаёт гармонии основательность и сильный звуковой контраст между басом и аккордами E, F, G, средний между басом и аккордом Am, умеренный между басом и аккордами С и D. Слабого контраста, когда бас и основной тон аккорда находятся на соседних аккордовых звуках, ни в одной позиции нет.

Рис. 7. Расположение баса относительно аккорда.

Выбрав ту или иную гармоническую последовательность можно услышать изменение контраста в звучании между басом и аккордом на гитаре.

Перейдем от теории к практике и сыграем аккомпанемент с мелодией.

Пример 3. Аккомпанемиент с мелодией.

Для получения разнообразного аккомпанемента типа “бас и аккорд” его следует рассматривать не просто как чередование одного басового тона и одного относящегося к нему аккорда, а как взаимодействие басовой линии (несколько звуков) и аккордовой вариации (несколько аккордов), исполненных в выбранном ритме. На гитаре можно сыграть простую басовую линию и простую аккордовую вариацию.

В самом простом случае используется движение баса на аккордовые или неаккордовые звуки с использованием соседних струн:

  • при игре аккордов E, F, G возможен переход только на струну ниже.
  • при игре аккорда С возможны переходы в обе стороны, но для перехода С -> G нужно ещё суметь зажать свободным пальцем струну на соль , а переход С -> E используется в качестве проходящего. С учетом сказанного после С чаще переходят на струну ниже.
  • После игры аккорда Am можно перейти в обе стороны.
  • При игре Dm возможен переход только на струну выше.

При смене басового тона возможна ситуация, когда один и тот же звук повторяется два раза, например, при игре Am -> E ход баса может быть ля -> ми , ми -> соль-диез . Здесь два раза подряд играется ми , что звучит не лучшим образом. Для исключения повтора можно использовать:

  • неаккордовый звук, например: ля -> фа , ми -> соль диез, где фа - неаккордовый звук
  • заменить повторяющийся на другой аккордовый звук, например: ля - > ми , соль-диез -> си , где ми заменен на соль-диез

Пример 4. Использование неаккордового звука.

Пример 5. Замена на другой аккордовый звук.

Для получения аккомпанемента в нужном стиле используем ритмическую фигурацию.

Пример 6. Ритмическая фигурация в басовой линии.

Также можно использовать ритмическую фигурацию в аккордовой вариации.

Пример 7. Ритмическая фигурация в аккордовой вариации.

Мы разобрали простые варианты аккомпанемента ”бас и аккорд” не только для того, чтобы увидеть, как он исполняется на гитаре, но и для того, чтобы на его основе придумать и исполнить более сложные варианты, одним из которых является аккомпанемент ”басовая линия и аккорд”, который можно использовать для развития навыка игры левой рукой.

Пример 8. Аккомпанемент “басовая линия и аккорд”.

На основе рассмотренного аккомпанемента ”бас и аккорд” играются короткие переборы с использованием трех верхних струн. При игре перебором струны не глушатся и для его игры на синтезаторе одной рукой также требуется сустейн-педаль.

Короткий перебор на трех верхних струнах

Одним из простых гитарных переборов является перебор “четверка” (четыре звука в последовательности)

Пример 9. Перебор "четверка".

Пример 10. Вариация на тему песни "В горнице моей светло".

Основная сложность исполнения на синтезаторе перебора на трех струнах заключается в большом расстоянии между басом и остальными звуками. Нужно не только четко на бас нажимать сустейн-педаль, но и успеть взять следующий после баса звук без разрыва. Другая трудность - необходимость коррекции партии мелодии, чтобы она часто и сильно не залезала в область аккомпанемента, некоторые звуки которого берутся достаточно высоко.

Ещё один популярный перебор -"“шестерка".

Пример 11. Перебор "шестерка".

Пример 12. Вариация на тему песни "House Of The Rising Sun".

Более сложен в исполнении перебор "восьмерка".

Пример 13. Перебор "восьмерка".

Пример 14. Импровизация с использованием перебора "восьмерка".

В переборе "2+2" первая пара играется как обычно, а вторая пара с верхнего тона

Пример 15. Перебор "2+2".

Длинный гитарный перебор

При игре длинного гитарного перебора часто используются все струны. На рисунке показано распределение тонов базовых аккордов на клавиатуре.

Рис. 8. Гитарные аккорды

Аккорды E, F и G играются с использованием шести, Am и С с использованием пяти, а Dm с использованием четырех струн.

Обращают на себя внимание аккорды G и C , которые можно взять на третьем ладу без приема баре или с ним. Начинающие гитаристы избегают позиций с баре и выбирают первые варианты исполнения этих аккордов, которые звучат легче и не столь насыщено. В одних случаях это будет звучать неплохо, а в других может получиться провал в звучании, например, при переходе F->G в ярком по смыслу припеве. Клавишникам лучше выбирать вторые варианты исполнения данных аккордов.

Из рисунка видно, что бас везде располагается через аккордовый звук, а остальные тоны аккорда расположены тесно (рядом друг с другом. Смотрим вторые варианты аккордов G и C).

Посмотрите на аккорд E. Он состоит из 6 звуков, которые являются звуками натурального звукоряда (поэтому и звучат гармонично). Нижние три звука образуют любимый рок-гитаристами квинт-аккорд, а верхний - трезвучие в тесном расположении. Вот оно что! Теперь мы можем без труда играть шеститоновые гитарные аккорды: строим от баса квинт-аккорд и присоединяем к нему трезвучие по аккордовым звукам.

Начинающий гитарист независимо от вида аккомпанемента и количества используемых струн ставит все пальцы согласно табулатуре. При игре аккорда F на первом ладу при игре боем используется шесть струн, а при игре “бас и аккорд на трёх верхних струнах” четыре. В обоих случаях гитарист зажимает все струны, несмотря на то, что во втором случае 4 и 5 струны не используются. Зачем ставить пальцы на струны, которые не используется? Так проще и удобнее для начинающих. С опытом, естественно, гитарист оптимизирует свою игру и использует свободные пальцы для усложнения аккордов, игры мелодических вставок и др., что обогащает аккомпанемент.

Из рис. 8 видно, что за исключением аккорда Dm в остальных случаях используется 5 или 6 струн, что позволяет сыграть длинный перебор “восьмерка”, в котором большим пальцем правой руки гитарист играет на двух нижних струнах, а остальными тремя на трёх верхних струнах. Давайте схитрим, и сыграем аккомпанемент на аккорд Dm на октаву ниже.

Пример 16. Длинный перебор "восьмерка".

При игре аккордов E, F, G получается перебор на 2 октавы, при игре Am и C перебор на полторы октавы. Это любопытно, так как клавишник для простоты сыграл бы такую фигурацию на одинаковую длину для всех аккордов.

Не обязательно играть гитарный перебор в точности. Для передачи характера композиции можно воспользоваться имитацией.

Пример 17. Упражнение на тему песни "О Solo mia!".

Если вы хотите продолжить знакомство с гитарным аккомпанементом, то рекомендую обзавестись программой Guitar pro, благодаря которой можно одновременно видеть гитарную табулатуру аккорда, его нотную запись и расположение на клавиатуре. А на следующем занятии мы подробно рассмотрим аккомпанемент типа "гармоническая поддержка". Кстати, этот аккомпанемент является одним из основных при игре на аккордеоне и при желании вы можете подсмотреть то, как его исполняют аккордеонисты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней