Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Петух. Тотемическое и символическое значение


С древних времён птицы и животные олицетворяли собой определённые силы природы, поэтому люди наделяли их символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными.


Особенно часто встречаются изображения петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними - дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.





Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображали солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух - устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее - пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем.




Не меньшее, если не большее, значение имели птицы для человека в качестве защитников от всевозможной нечистой силы. Пожалуй, самым известным «избавителем» является петух. Это его качество многократно воспето в фольклоре, часто обыгрывается и в художественной литературе. У М. Булгакова, Н. Гоголя и многих других писателей предрассветный крик петуха заставляет исчезать нечистую силу.

Этот же момент обыгрывает и Дж.Р.Р. Толкин. Во время штурма Минас Тирита против крика петуха оказался бессилен даже верховный назгул. По народным преданиям, ведьмы во время шабашей с первым криком петуха должны были возвращаться домой


Один из главных органов чувств у человека - зрение. Лишённый возможности видеть, он ощущает себя, мягко говоря, неуютно. Наверное поэтому ночь у всех народов мира отдана на откуп всяческой нечисти. Ночь, а вместе с ней и нежить, прогоняется рассветом. Неудивительно, что птица, предвещающая восход солнца (третьи петухи), в человеческом воображении сама по себе была наделена огромными возможностями.

Петух стал священной или хотя бы уважаемой птицей у очень многих народов. Причём почитался он прежде всего как предвестник восхода солнца.


В Древней Греции его связывали с божествами подземного мира. Он был атрибутом Персефоны, вынужденной проводить треть года у своего супруга в Аиде. Богиня каждую весну выходила из подземной тьмы на свет, а петух провозвещал свет каждое утро. Вестником света он был у персов, символом изобилия и персонификацией солнца. Вообще в большинстве мифологических традиций петух был связан с богами утренней зари, солнца, света, небесного огня - Аврора, Гелиос, Митра, Ахурамазда и др.


Интересно, что он является не только глашатаем солнца, но и его проводником в годовом и суточном циклах. Так, в Китае эта птица сопровождает солнце в пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы после полудня. У древних евреев петух был символом третьей стражи ночи - от полуночи до рассвета. Считалось, что он так же бдителен и всевидящ, как и солнце, поэтому в Древнем Риме его широко использовали при гаданиях и предсказании погоды.


Изображения петуха в качестве стража от всевозможных злых сил помещали на крышах домов, флюгерах, сундуках.


В Китае красный петух помещается на стенах дома как талисман против огня. С петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни.


В Древней Греции он был посвящен и Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. В Риме эта птица символизировала январь - месяц начала нового года и пробуждения природы.

Черный петух связывался с водой, подземным царством, олицетворял смерть и зло. Отсюда использование черных петухов и кур в магических целях.

«Нормальный» же петух был лучшим средством для изгнания демонов и прочей нечисти. С этой целью его могли приносить, например, к новорожденному или в новый дом. В христианстве петух также стал символом света. Его нередко помещали на шпилях церквей.


Изображения петуха встречались на гробах - во мраке смерти он должен был возвестить утро воскрешения. Наконец, петух был птицей плодородия и урожая, а также сексуальной потенции. У южных славян, венгров и некоторых других народов жених во время свадьбы нередко носил живую птицу или её изображение.

У ряда индейских племен Центральной Америки петух считался важным нагуалем (духом-покровителем), с которым связана жизнь человека. Смерть петуха влекла за собой и гибель его подопечного (Мифы народов мира, 1980-1982; Gattiker, Gattiker, 1989).


Большую роль играл петух в верованиях древних славян. Западные славяне чтили его как птицу Святовита (Вагурина, 1998). В Украине считалось, что петух является лучшим оберегом в хозяйстве. При его отсутствии обязательно появится сатана. Даже чумаки, отправляясь в путь, брали птицу с собой. На кладбищах нередко устанавливали резные или жестяные фигурки петухов, чтобы они «держали в страхе» покойников и не давали им вставать из могил. Ну и конечно же, петух - вестник солнца и света. По одной из легенд он призывал утром солнечный свет, как птица бога солнца. (Митрополит Iларiон, 1994; Скуратiвський, 1998). Видимо, в древности содержание на усадьбе петуха имело двоякое значение: и как оберег от нечистой силы, и с магическими целями - он призывал солнце. Ему тоже нужно было помочь прийти к людям, так же, как и весне.


Использовались петухи и при врачевании. В Воронежской губернии существовал интересный обычай: если ребенок долго кричал по ночам, мать заворачивала его в подол и несла лечить в курятник. Она купала его под насестом, приговаривая: «Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон» (Вагурина, 1998).


Веру в необычайную силу петушиного крика хорошо иллюстрирует записанная И. Франко легенда. Семь братьев-князей перед смертью захотели построить в Киево-Печерской лавре церковь, где их должны были и похоронить. Но сколько её ни строили днём, ночью кладка проваливалась в землю. Тогда старший брат велел соорудить золотой шар, в который поместили живого петуха. Когда шар прикрепили к верхушке башни, петух закукарекал, и она сама вознеслась из-под земли аж до неба (Скуратiвський, 1998).


Петух - птица драчливая. Недаром он стал также символом боевитости и мужества. Еще древние греки использовали петушиные бои для «зажигания» своих солдат. Датчане во время войны всегда держали двух петухов. Одного - в качестве «бу- дильника», второго - для вдохновления воинов на бой. Германцы также имели с собой петуха для стимуляции бдительности (Gattiker, Gattiker, 1989).


Благодаря своим большим возможностям и связям с самыми разными божествами, петух был универсальной птицей для жертвоприношений, часто использовался в ритуальных и магических действиях. Жертвы могли приноситься с самыми разными целями - для умилостивления богов и сил природы, для предотвращения болезней и несчастных случаев, для хорошего урожая, при постройке нового дома и т. п. В Югославии петух и курица были символом брачного единства, их приносили в жертву супруги (Gattiker, Gattiker, 1989).


Вместе с тем, для самих людей существовало множество запретов на употребление в пищу петухов и даже кур. Воистину они считались пищей богов. У одних народов был полный запрет есть их мясо, у других вводились существенные ограничения. Например, кельты в Британии не употребляли в пищу кур (Александровский, 1998).

ДЕТСКИЕ ЗАГАДКИ О ПЕТУХЕ:
Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
http://ecoethics.ru/old/b11a/ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ И ДРУГИХ НАРОДОВ. Том 2. Птицы

1.

2.

3.

4.

5.

Французский галльский петух – уникальный символ с многовековой историей. Мифологическая эмблема указывает на связь с солнечным светом и божествами, символизирующими солнце, рассвет, зарю. Именно эта яркая птица становится предвестником нового дня, его своеобразным глашатаем.

Из истории галльского петуха

Галльский петух стал буквально вторым именем для Франции. Его огненная природа связана множеством легенд, мифов и поверий, а также древними жертвоприношениями. В некоторых ритуальных традициях откуп в виде птицы нередко соотносится с разжиганием огня. Считается, что первый утренний крик этой огненной птицы распугивает ночных призраков.

Что же означает символ галльский петух? Это некая защита, олицетворение солнечного свечения. Еще на Ближнем Востоке в древности был широко распространен тотем петуха. Неудивительно, что галльский петух, с которым и сегодня олицетворяется Франция, часто присутствует в легендах и сказках, выступая своеобразным «оружием» против злых духов, нечистой силы, ночных призраков.

Образ галльского петуха

Почему же столь необычная и яркая эмблема – галльский петух – была выбрана для Франции? Ведь многие соседние государства использовали в роли символов более «царственных» животных: слонов, львов, орлов, медведей, волков. На самом деле в этом есть определенная логика. Колоритный галльский петух – символ Франции – это яркое и четкое отражение национального характера французов. Он вполне может ассоциироваться со многими метальными чертами нации: отважностью, решительностью, вспыльчивостью, драчливостью, но, в то же время – с заботливостью и галантностью в адрес близких и представительниц прекрасного пола.

Яркую, смелую домашнюю птицу, которую так почитают во Франции, часто именуют живыми часами со шпорами и гребнем. Неофициальная эмблема государства – галльский петух – стала нетривиальной аллегорией страны и ее самобытным колоритом. Городские парки французских городов нередко украшают скульптурными фигурами галльского петуха. Достаточно часто эти произведения ландшафтного искусства выполнены из живых цветов. Французы любят удивлять.

Почему символ Франции – галльский петух

Колоритный и запоминающийся галльский петух, с которым неразрывно связана Франция, стал для государства символом и по другой причине. Все дело заключается в том, что прародителями современных французов были кельты. Этот рыжеволосый народ в Древнем Риме именовали галлами. Что примечательно, «галлус» в переводе с латыни – это и «галл», и «петух». Историки склонны предполагать, что древние римляне ассоциировали рыжие волосы кельтов с гребнями домашней птицы.

Этот образ в Древнем Риме часто обозначал задиристость, чрезмерный напор, заносчивость, норов. Неудивительно, что для обозначения варварских племен, которые жили на территории сегодняшней Франции, использовалось слово «галлус». Древние римляне вкладывали в него оба значения, так как для них кельты были олицетворением дерзости и нахальства. Так смелый и яркий галльский петух, фото которого не может в полной мере отразить весь колорит птицы, стал негласной эмблемой Франции.

Это интересно. «Галльский золотистый» – это именно та порода птицы, которая удостоилась чести стать уникальным символом целого государства. Это животное относится к очень древнему виду домашней птицы.

Особенности символики галльского петуха

Галльский петух – образ, впервые появившийся во Франции после 1789 года, когда завершилась первая французская революция. Изображение птицы часто появлялось на монетах, архитектурных фасадах, фригийских колпаках, печатях. Фигуры петухов можно встретить в скульптурном декоре некоторых католических церквей Франции. В церковной символике он служил олицетворением братства.

Сегодня галльский петух красуется на государственной печати Франции, но официальным государственным символом страны он так и не стал. Фигура петуха, отлитая из бронзы, украшает ограду Елисейского парка. Отважная домашняя птица и по сей день выражает стремление к борьбе. Если в прежних эпохах предки современных французов носили эмблему на знаменах и оружии, то даже в наше время смелый образ все еще ассоциируется со свободой и независимостью.

Галльский петух в интерьере французского кантри

Галльский петух – один из выразительных символов Франции, который широко используется в интерьерном дизайне. Металлические, фарфоровые, керамические, стеклянные статуэтки петуха нередко украшают интерьеры кухонь, столовых, гостиных. Самобытный шарм отличает тряпичных петухов-тильд в стиле французского Прованса. Керамическая плитка для кухонного фартука с рисунком петушков и курочек – это вариант отделки, придающий помещению провинциальный флер. Изображения домашней птицы часто присутствуют в декоре французской столовой посуды: тарелок, чашек, супниц.

Это интересно. Символичную птицу изображают на рисунках аллегорического и юмористического характера. Французские мастерицы создают вышивки с галльским петухом в роли основного действующего лица. Это птица часто служит вдохновляющим образом для декупажа дерева, мебели, аксессуаров в стиле французского кантри Прованса.

Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления...

В глубокой древности любые украшения на теле человека - от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию» - подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых. Между тем этнографы свидетельствуют, что еще во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки, умевшие «читать» по вышитому орнаменту и во время свадебных обрядов разъяснявшие жениху с невестой значение узоров на их венчальной одежде. Одна такая старушка-ведунья могла бы заткнуть за пояс десяток современных ученых со всеми их сравнительными таблицами, системными анализами и формулами.

Знакомясь с результатами многолетней и кропотливой деятельности маститых исследователей народного творчества, невольно приходишь к выводу, что основные интеллектуальные усилия их были направлены вовсе не на изучение народного искусства как такового, а прежде всего на отыскивание в нем иноземных (византийских, арабских, индийских, скандинавских, немецких и пр.) влияний.

Знаменитый трехтомник А. Н. Афанасьева, за который Сергей Есенин в голодные 20-е годы отдал пять пудов муки, таит в себе гораздо больше разгадок, открытий и откровений, нежели десятки тысяч объемных томов, написанных современной ученой братией.

Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В. В. Стасов, отыскавший в самобытном творчестве русских вышивальщиц «финские» и «иранские» влияния. Этот же маститый ученый всю свою сознательную жизнь старательно доказывал (к счастью - безуспешно) тюркско-монгольское происхождение русских былин и сказок. Представитель мифологической школы Ф. И. Буслаев также усмотрел в русской вышивке целый букет чуждых влияний: «азиатское», «позднеримское», «византийское» и «германское». Следующему исследователю, В. А. Городцову, удалось обнаружить в орнаменте северной вышивки дако-сарматские элементы. Е. Н. Клетнева возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока». Г. Громов, Л. В. Деопи и В. И. Плющеев пытались раскрыть семантику русских вышивок путем механического подсчета голов, крыльев и хвостов, однако ничего путного из этой затеи так и не вышло. Остальные либо придерживались концепции своих предшественников, либо вообще не затрагивали эту тему. Единственным исследователем, подошедшим к рассмотрению образов северной вышивки беспристрастно, явился академик Б. А. Рыбаков, труды которого по славянскому и русскому язычеству явились неоценимым вкладом в дело изучения глубинных пластов великой русской культуры.

Как уже отмечалось, орнамент русской народной вышивки

первоначально играл роль оберега: им покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывался доступ к телу.

Среди орнаментальных мотивов севернорусской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц (лебедь, утка, петух, курица, павлин, орел) и животных (конь, олень, лось, лев, барс и т. д.). Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» - полночь, «вторые» - до зари, «третьи» - рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться.

Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой - оттепель», «Петух поет днем под окнами - к гостям», «Если петух запел вечером в необычный час, надо бежать к насести и ошупать ему ноги: теплые ноги бывают к гостям, а холодные - к покойнику», «Петухи не в пору поют - новые указы будут» и т. д.

Широко известны также новогодние гадания с петухом. Связав хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и смотрели,- кто кого потянет: если петух курицу - верховодить в доме будет муж, если наоборот - жена. С той же целью выпускали петуха с курицей на середину комнаты и наблюдали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый, а если курица станет храбриться - верховодить в доме будет жена. Считалось, что хороший петух должен быть бойким и драчливым: для этого в Страстной четверг его кормили перцем на печной заслонке и затем выбрасывали из окна во двор. Выражение «петушиться» означало лезть в драку, горячиться, храбриться, а «петухом» в старину звали человека задорного, драчливого, забияку.

В Тарногском районе больных «от испуга» окачивали водой, в которой до этого купали петуха. Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. В том, что петух когда-то являлся одним из тотемов древних славян, нет никаких сомнений. Запрет на убийство тотемных животных свято соблюдался в течение многих столетий. На Русском Севере считалось смертным грехом убивать лебедь - священную птицу древних русичей. А. Н. Афанасьев сообщает также о том, что в Вологодской губернии «считают за грех резать и есть петухов». Вовсе не случайно одним из самых известных персонажей русских народных сказок являлся Петушок - Золотой Гребешок.

День Козьмы и Демьяна (1/14 ноября) крестьяне называли «курячьим праздником» или «курячьими именинами»: родные и знакомые дарили друг другу кур, которые затем содержались в почете, их нельзя было убивать, а снесенные ими яйца считались целебными. Как и петух, курица нередко фигурировала в русских народных приметах: «Курица на одной ноге стоит - к стуже», «Куры дерутся - к гостям», «Куры кричат на насести - к домашней ссоре», «Куры хвостами вертят - к метели», «Куры клохчут по ночам - быть ссоре, войне или рекрутскому набору», «Курица запоет петухом - к покойнику» и т. д.

Кроме Козьмы и Демьяна, в русском народном календаре имелось еще несколько «куриных праздников»: воскресенье Жен Мироносиц (третье после Пасхи), «вьюнишное» (Фомино) воскресенье (первое после Пасхи), день Бориса и Глеба (2/16 мая), а также день Сергия Радонежского - «хранителя курей» (25 сентября/8 октября). Зеленин описывает также древний русский обряд «троецыплятницы» или «куричьей братины», совершавшийся «по обещанию» при тяжелых родах, болезнях и т. д.

Довольно часто использовалась курица и в народной медицине: больных желтухой, лихорадкой, криксой или «куриной слепотой» обливали водой под куриной насестью. В Череповецком уезде практиковался другой способ избавления от «куриной слепоты»: больному следовало забраться на «куриное седало» и запеть петухом. Против лихорадки под подушку больному клали дохлую курицу; против чахотки употребляли студень убитой курицы, а против пьяного буйства пили куриный помет. Для предотвращения беременности брали черную курицу и в полночь обходили с ней вокруг осинового кола.

В русской мифологии курица считалась «вещуньей», т. к. перед несчастьем она начинала петь петухом. Ломание грудной кости («дужки») курицы в известном русском обычае «памятование» служило символом договора между двумя влюбленными. В русских пословицах и поговорках курица упоминается гораздо чаще петуха: «И не рада б курочка на пир, да за хохол тащат», «Не петь курице петухом, не владеть бабе мужиком», «Яйца курицу не учат», «На своей улочке и курочка храбра», «Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится», «Скажи курице, а она и всей улице», «У него денег и куры не клюют» и пр.

Известны также крылатые выражения: «Курам на смех», «Как мокрая курица», «Слепая курица», «Словно куры набродили» и т. д. На крышах вологодских изб нередко встречаются «курицы» - деревянные узорные крюки для поддержки водосточного желоба. Л. К. Зеленин справедливо полагает, что это - воспоминание о черепах животных, некогда приносившихся в жертву...

Петух. Атрибут ПЕТРА (апостола), аллюзия на его отречение и раскаяние; МЕРКУРИЯ, чью колесницу они везут; персонифицированного РАСПУТСТВА.

Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Черный петух - служитель дьявола. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, где петух означает плотскую страсть и гордость. У кельтов петух - хтонический образ, атрибут подземных богов. У китайцев олицетворяет принцип ян, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Красный петух - первоначальная форма Солнца и защищает от огня; белый петух защищает от духов. Петух - десятое символическое животное Двенадцати Земных Ветвей, Корона на его голове означает литературный дух, склонность к литературе; шпоры - воинственный характер. Петух с курицей в саду означают прелести сельской жизни. В некоторых китайских церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой. Петух, будучи омофоничным со значением иероглифа "удача", используется в погребальных церемониях, в которых отгоняет злых духов. В Китае петух символизирует рассвет; он агрессивен - это символ войны; в астрологическом смысле - он соответствует Октябрю, когда предпринимались приготовления к войне; петух соответствует Плеядам. В христианстве петух приветствует восход Солнца-Христа на востоке, обращающего в бегство силы тьмы и зла; означает также бдительность и используется в качестве флюгера, поворачивающегося туда, откуда грозят силы зла. Золоченый солярный петух охраняет колокольни в часы темноты, когда молчат колокола. Обладает либеральностью, так как позволяет своим несушкам разделять с ним пищу. Олицетворяет проповедников, повествующих о-пришествии Рассвета-Христа, а также "души, праведников, ожидающих рассвета" (Веды). В сочетании со страстями Христовыми петух означает воскресение; ассоциируемый с апостолом Петром, означает человеческую слабость и покаяние. Петушиные бои - это христиане, борющиеся за Христа. Петух и лев часто изображаются в оппозиции. У египтян означает бдительность и предусмотрительность. У гностиков петух с колоском пшеницы в клюве означает бдительность, приносящую обильные плоды. У греков и римлян петух олицетворяет бдительность и боевой дух. Посвящен Аполлону, Эскулапу, Аресу, Меркурию, Приапу, Афине; ассоциируется с Персефоной-Весной, как обновлением жизни; посвящен Аттису как символ весеннего плодородия и Ларам. В геральдике символизирует как воинскую храбрость, так и религиозное воодушевление. У иранцев петух - добрая птица, часто изображаемая на скипетрах. У японцев символизирует Синто, стоящего на барабане и созывающего народ молиться в храм. В митраизме посвящен Митре как богу Солнца. У скандинавов петух - птица подземного мира, а его кукарекание воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.

ПЕТУХ (лат. gallus). Европейская античность знала его. с одной стороны, как солнечное животное, своим кукареканьем возвещающее приход рассвета и распугивающее демонов ночи, с другой стороны (в первую очередь черные петухи), как волшебное и жертвенное животное для подземных сил. Однако позитивная символика преобладает, и петухи - своим пением изгоняющие даже львов и василисков - изображаются на геммах амулетов, бляхах, щитах, надгробных памятниках. Считается, что петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов, вкушение петушиных семенников эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков, что петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы, обличает выход плода. А из-за своего огненного гребешка и переливающихся всеми цветами перьев петух во многих культурах является символом огня и Солнца ("красный петух" означает пожар); в романтизме он удостоен званий вестника света, глашатая утренней молитвы, и т. д. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала, а в христианском понимании он - символ Христа, открывшего новый день веры. Св. Григорий превратил петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот "крыльями бьет по чреслам своим (кается) прежде. Чем возвышает голос свой". Предостережением зазнайства звучит троекратное пение петуха в "отречении Петра", сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Сторожевая природа петуха уже давно сделала его атрибутом богов (Афины. Деметры), готовность к бою предоставила его богу войны Аресу {Марсу) и врачевателю Асклепию, а в качестве вестника Солнца он принадлежит Аполлону. Демон годового времени и эонов Абракеас (поздняя античность, у гностиков) - существо с головой петуха и змеями вместо HOI. В северогерманской мифологии петух "Золотой гребень" стережет путь, ведущий к обиталищу богов. В Восточной Азии петух имеет аналогичные значения. Как десятый знак китайскою зодиака, он в пищу китайцами не употребляется. Петух красных оттенков хранит от огня. белый отпугивает демонов. Петух не только отважен, но и добр, радушен, когда, например. Скликает курочек к зернышкам. а как побудчик - незаменим (в Японии считается, что пение петуха вызывает из тьмы богиню Солнца Аматэрасу). По индийскому сказанию, "Петушиный царь" восседает на дереве легендарного материка Джамбудвипа и подает своим пением сигнал к пению всех других петухов мира. По китайской омонимической символике "петух" (кунь-чи) и "кукарекнет" (минь) звучат так же. как "почет и слава" (кунь-минь). Чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем, куан, что также значит "чиновник". Петух с цыплятами символизирует отеческое попечительство над детьми (в более узком смысле -- над сыновьями). В южной части Китая, вопреки официальному запрету, еще и поныне излюбленным массовым зрелищем является жестокое развлечение - петушиные бои. сведшие легендарную агрессивность мужественной птицы к азартному состязанию. вопреки его значению в мифологии, в cool вето 1 вии с которым само Солнце является владением огненною петуха. В средние века на Западе возник определенный отрицательный аспект символического значения петуха как воплощения похоти и драчливости (когда молодые люди обуяны "петушиными демонами"). В то же время он - гербовое животное Галлии (Франция) и св. Галла (Галлунуса). Св. Витта также изображают с петухом, сидящим на книге. Из-за "побудочной" особенности петуха его изображениями украшают самые роскошные часы. Патроном-покровителем часовщиков является св. Петр с петухом напоминания.

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней