Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биографическая справка тургенева кратко. Тургенев иван сергеевич

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.

×

Иван Сергеевич Тургенев родился 22 августа 1818 года в городе Орел Орловской области. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром. Мать, Варвара Петровна Тургенева (до замужества Лутовинова) (1787--1850), происходила из богатой дворянской семьи.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. Любопытно, что прадеды были причастны к событиям времён Ивана Грозного: известны имена таких представителей этого рода как Иван Васильевич Тургенев, который был ясельничим у Ивана Грозного (1550-1556); Дмитрий Васильевич был воеводой в Каргополе в 1589 году. А в Смутное время Пётр Никитич Тургенев был казнён на Лобном месте в Москве за то, что обличал Лжедмитрия I; прадед Алексей Романович Тургенев был участником русско-турецкой войны при Екатерине II.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, в купленном на Самотёке доме.

Первым романтическим увлечением юного Тургенева была влюблённость в дочь княгини Шаховской - Екатерину. Имения их родителей в Подмосковье граничили, они часто обменивались визитами. Ему 14, ей 18. В письмах к сыну В. П. Тургенева называла Е. Л. Шаховскую «поэткой» и «злодейкой», поскольку не устоял против чар молодой княжны и сам Сергей Николаевич Тургенев, счастливый соперник своего сына. Эпизод намного позже, в 1860 году, возродился в повести «Первая любовь».

После того, как родители уехали за границу, Иван Сергеевич сначала учился в пансионе Вейденгаммера, затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Крузе. В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Здесь в то время обучались Герцен и Белинский. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет на философский факультет. Его другом стал Тимофей Грановский.

В то время Тургенев видел себя на поэтическом поприще. В 1834 году им была написана драматическая поэма «Сте́но», несколько лирических стихотворений. Молодой автор показал эти пробы пера своему преподавателю, профессору российской словесности П. А. Плетнёву. Плетнёв назвал поэму слабым подражанием Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть». К 1837 году им написано уже около ста мелких стихов. В начале 1837 года происходит неожиданная и короткая встреча с А. С. Пушкиным. В первом номере журнала «Современник» за 1838 год, который после смерти Пушкина выходил под редакцией П. А. Плетнёва, с подписью «- - -въ» напечатано стихотворение Тургенева «Вечер», которое и является дебютом автора.

В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Во время путешествия на корабле случился пожар, и пассажирам чудом удалось спастись. Опасавшийся за свою жизнь Тургенев попросил одного из матросов спасти его и пообещал ему вознаграждение от своей богатой матери, если тому удастся выполнить его просьбу. Другие пассажиры свидетельствовали, что молодой человек жалобно восклицал: «Умереть таким молодым!», расталкивая при этом женщин и детей у спасательных лодок. К счастью, берег был недалеко.

Оказавшись на берегу, молодой человек устыдился своего малодушия. Слухи о его трусости проникли в общество и стали предметом насмешек. Событие сыграло определённую негативную роль в последующей жизни автора и было описано самим Тургеневым в новелле «Пожар на море». Поселившись в Берлине, Иван взялся за учёбу. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, дома он занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Здесь он сблизился со Станкевичем. В 1839 году он возвращается в Россию, но уже в 1840 году вновь уезжает в Германию, Италию, Австрию. Под впечатлением от встречи с девушкой во Франкфурте-на-Майне Тургеневым позднее была написана повесть «Вешние воды».

В 1841 году Иван вернулся в Лутовиново. Он увлёкся белошвейкой Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь Пелагею. Дуняшу выдали замуж, дочь осталась в двусмысленном положении.

В начале 1842 года Иван Сергеевич подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность.

Самым крупным напечатанным произведением этого времени стала поэма «Параша», написанная в 1843 году. Не надеясь на положительную критику, он отнёс экземпляр В. Г. Белинскому в дом Лопатина, оставив рукопись слуге критика. Белинский высоко оценил «Парашу», через два месяца опубликовав положительный отзыв в «Отечественных записках». С этого момента началось их знакомство, которое со временем переросло в крепкую дружбу.

Осенью 1843 года Тургенев впервые увидел Полину Виардо на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Затем на охоте он познакомился с мужем Полины - директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом - Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине. Среди массы поклонников она особо не выделила Тургенева, известного более как заядлый охотник, а не литератор. А когда её гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж против воли матери, без денег и ещё неизвестный Европе. В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, а в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь покидает страну: он едет в Берлин, затем в Лондон, Париж, турне по Франции и опять в Санкт-Петербург.

В 1846 году участвует в обновлении «Современника». Некрасов - его лучший друг. С Белинским едет за границу в 1847 году и в 1848 году живёт в Париже, где становится свидетелем революционных событий. Сближается с Герценом, влюбляется в жену Огарёва Тучкову. В 1850-1852 годах живёт то в России, то за границей. Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии.

Не имея официального брака, Тургенев жил в семействе Виардо. Полина Виардо воспитывала внебрачную дочь Тургенева. К этому времени относятся несколько встреч с Гоголем и Фетом.

В 1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета». Позднее он пишет такие произведения, как «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Провинциалка», «Месяц в деревне», «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Завтрак у предводителя» (1856) и т. д. «Муму» он написал в 1852 году, будучи в ссылке в Спасском-Лутовинове из-за некролога на смерть Гоголя, который, несмотря на запрет, опубликовал в Москве.

В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника», который в 1854 году был выпущен в Париже. После смерти Николая I одно за другим публикуются четыре крупнейших произведения писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Первые два были опубликованы в некрасовском «Современнике». Следующие два - в «Русском вестнике» М. Н. Каткова. Уход из «Современника» знаменовал собою разрыв с радикальным лагерем Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

Тургенев тяготеет к кругу литераторов-западников, исповедующих принципы «чистого искусства», противостоящего тенденциозному творчеству революционеров-разночинцев: П. В. Анненкову, В. П. Боткину, Д. В. Григоровичу, А. В. Дружинину. Недолгое время к этому кругу примыкал и Лев Толстой, который некоторое время жил на квартире Тургенева. После женитьбы Толстого на С. А. Берс Тургенев обрёл в Толстом близкого родственника, однако ещё до свадьбы, в мае 1861 года, когда оба прозаика находились в гостях у А. А. Фета в имении Степаново, между двумя литераторами произошла серьёзная ссора, едва не закончившаяся дуэлью и испортившая отношения между писателями на долгие 17 лет.

С начала 1860-х годов Тургенев поселяется в Баден-Бадене. Писатель активно участвует в культурной жизни Западной Европы, завязывая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых или корреспондентов Фридрих Боденштедт, Теккерей, Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюстав Флобер. В 1874 году в парижских ресторанах Риша или Пелле начинаются знаменитые холостяцкие обеды пяти: Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева.

И. С. Тургенев выступает как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских писателей, он сам пишет предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, а также и к русским переводам произведений известных европейских писателей. Он переводит западных писателей на русский язык и русских писателей и поэтов на французский и немецкий языки. Так появились переводы произведений Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Юлиане Милостивом» для русского читателя и произведения Пушкина для французского читателя. На какое-то время Тургенев становится самым известным и самым читаемым русским автором в Европе. В 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он - почётный доктор Оксфордского университета.

Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. Он пишет роман «Дым» (1867 год), вызвавший много споров в русском обществе. По отзыву автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку - особенно сбоку». Плодом его напряжённых размышлений 1870-х годов стал самый крупный по объёму из романов Тургенева - «Новь» (1877).

Тургенев дружил с братьями Милютиными (товарищ министра внутренних дел и военный министр), А. В. Головниным (министр просвещения), М. Х. Рейтерном (министр финансов).

В конце жизни Тургенев решает примириться со Львом Толстым, он объясняет значение современной русской литературы, в том числе творчества Толстого, западному читателю. В 1880 году писатель принимает участие в пушкинских торжествах, приуроченных к открытию первого памятника поэту в Москве, устроенных Обществом любителей российской словесности. Писатель скончался в Буживале под Парижем, 22 августа (3 сентября) 1883 года от миксосаркомы. Тело Тургенева было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище при большом стечении народа.

Среди известных писателей России XIX века выделяется Иван Сергеевич Тургенев, который является не только писателем. У него есть драматургические, публицистические работы и стихи. Критики признавали писателя одним из лучших деятелей века, поэтому его биография кратко должна быть изучена.

Жизнь писателя началась в г. Орел. Это событие произошло 28 октября 1818 года. Родители относились к числу дворян. Местом проживания семьи являлось имение Спасское-Лутовиново. Первоначально будущий литературный деятель обучался дома у гувернеров немецкого и французского происхождения.

Когда семейство перебралось в Москву в 1827 году, получал образование в школах частного типа. Далее было поступление в Московский университет, но через некоторое время деятель перевелся в Петербург, где занялся изучением философии.

Иван обладал возможностью обучаться за рубежом, в Берлинском университете, чем и воспользовался.

Важно! Отношения с матерью у писателя складывались непросто. Варвара Петровна была образованной личностью, любила литературу и философию, особенно зарубежные, но отличалась деспотичным характером.

Учеба в университете

Начало деятельности в литературе

Одним из самых главных аспектов биографии Тургенева считается начало творческого пути. Интерес к литературной деятельности у него возник еще в институтское время, в 1834 году. Иван Сергеевич принялся за работу над поэмой «Стено». Первая публикация датирована 1836 годом – это была рецензия на работу А.Н. Муравьева «О путешествии ко святым местам».

За 1837 год было создано не меньше ста стихотворений и несколько поэм:

  • «Повесть старика»,
  • «Сон»,
  • «Штиль на море»,
  • «Фантасмагория в лунную ночь».

В 1838 году были опубликованы стихи «Вечер», «К Венере Медицейской». На начальном этапе поэзия имела романтичный характер. В дальнейшем автор перешел к реализму. Очень важно и то, что И.С. Тургенев некоторое время был занят научной работой. В 1841 году написал диссертацию по филологии и получил степень магистра. Но потом перешел к работе в МВД.

В биографии И.С. Тургенева упоминается, что на его творчество сильно повлиял Белинский. Именно после знакомства с критиком автор пишет новые стихи, повести и поэмы. Для печати приняты произведения «Три портрета», «Поп», «Бретер».

Творческий подъем

Период активного творчества начался в 1847 году, когда автора пригласили в журнал «Современник». Там были напечатаны «Современные заметки» и начало «Записок охотника». Эти работы оказались успешными, поэтому писатель продолжил работу над охотничьими рассказами. Тогда же Тургенев вместе с Белинским оказывается во Франции, где происходит февральская революция.

В краткой биографии Тургенева, которую изучают школьники в 10 классе, указано, что в конце 40-х — начале 50-х годов деятель пишет драматургические произведения. Тогда были созданы пьесы «Холостяк», «Нахлебник», «Провинциалка», «Месяц в деревне». Многие из произведений ставят на театральных подмостках.

Очень важной особенностью биографии Тургенева является ссылка в семейное имение на 2 года за написанный после смерти Гоголя некролог. По другой версии литературный деятель был сослан из-за своих радикальных взглядов и негативного отношения к крепостничеству. Находясь в деревне, автор создает рассказ

После возвращения были написаны романы «Накануне», «Рудин», а также «Дворянское гнездо», опубликованный в журнале Современник.

И.С. Тургенев «Рудин»

В число известных работ также входят:

  • «Вешние воды»,
  • «Дым»,
  • «Ася»,
  • «Отцы и дети»,

Переезд в Германию состоялся в 1863 году. Здесь писатель общается с литературными деятелями Западной Европы и распространяет сведения о русской литературе. Занимается в основном редактурой и переводами русскоязычных произведений на другие языки — французский и немецкий. Благодаря Тургеневу читатели за границей узнали о произведениях русских авторов. В краткой биографии Тургенева для детей отмечается рост популярности автора в этот период. Литературного деятеля относят к числу лучших писателей века.

Оставив поэзию почти в самом начале литературной деятельности, Тургенев вернулся к ней незадолго до смерти. В это время им был создан цикл «Стихотворений в прозе». А «Литературные и житейские воспоминания» написаны в жанре мемуаров. Автор словно предчувствует свою скорую смерть и подводит итоги в произведениях.

Полезное видео: кратко о творчестве Тургенева

Основные темы произведений

Рассматривая жизнь и творчество Тургенева, необходимо охарактеризовать тематику его работ. В произведениях много внимания уделено описаниям природы и психологическому анализу. В них раскрываются образы представителей дворянского сословия, которое автор считает умирающим. Героями нового века считаются сторонники демократии и разночинцы. Благодаря работам писателя в литературу пришло понятие «тургеневские девушки». Еще одной темой являются особенности жизни русских людей за рубежом.

Самое главное заключается в убеждениях писателя. Он негативно относился к крепостному праву и сочувствовал крестьянам. Из-за своей ненависти к существующему в России укладу литературный деятель предпочитал жить за границей. Но при этом не был сторонником революционных методов решения проблемы.

Краткая биография для детей рассказывает о тяжелом состоянии здоровья автора в последние несколько лет его жизни. Иван Сергеевич страдает от подагры, невралгии и стенокардии. Смерть наступила 22 августа 1883 года. Причиной стала саркома. Проживал он тогда в парижском пригороде. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

У Тургенева была непростая личная жизнь. В юности он неудачно увлекся дочерью княгини Шаховской. В эту же девушку был влюблен и его отец, которому Екатерина ответила взаимностью.

При жизни в ссылке у него были отношения с Авдотьей Ермолаевной Ивановой (белошвейка Дуняша). Несмотря на беременность девушки, писатель так и не женился из-за скандала, устроенного его матерью. Авдотья родила дочь Пелагею. Девочка была официально признана отцом лишь в 1857 году.

После возвращения в Москву у писателя появились дружеские отношения с Татьяной Бакуниной. Девушка испытывала к нему серьезное чувство, что Иван Сергеевич высоко ценил, но ответить взаимностью не смог.

В 1843 году состоялось знакомство с певицей Полиной Виардо. Та была замужем, но это не мешало писателю серьезно увлечься. Особенности их взаимоотношений неизвестны, но существует предположение, что некоторое время они жили как супруги (когда ее муж был парализован после инсульта).

Дочь писателя Пелагею воспитывали в семье Виардо. Отец решил изменить ей имя, назвав Полиной или Полинет. Отношения девочки с Полиной Виардо складывались неудачно, поэтому очень скоро ее отдали на обучение в частный пансион.

Мария Савина стала последней его любовью. Литературный деятель был почти на 40 лет старше, но не скрывал своих чувств к молодой актрисе. Мария относилась к писателю, как к другу. Она должна была выйти замуж за другого, но не сложилось. Брак с Иваном Сергеевичем не состоялся по причине его смерти.

Полезное видео: интересные факты о Тургеневе

Вывод

На самом деле, кратко жизнь и творчество Тургенева рассмотреть невозможно. Он был творческим человеком с широким кругом интересов. После него осталось огромное наследие в виде стихов, пьес и прозаических произведений, которые до сих пор принадлежат к классике мировой и отечественной литературы.

Тургенев Иван Сергеевич, рассказы, повести и романы которого знают и любят сегодня многие, родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в старинной дворянской семье. Иван был вторым сыном Тургеневой Варвары Петровны (урожденной Лутовиновой) и Тургенева Сергея Николаевича.

Родители Тургенева

Отец его был на службе в Елисаветградском кавалерийском полку. После женитьбы он в звании полковника вышел в отставку. Сергей Николаевич принадлежал к старинному дворянскому роду. Его предки, как считается, были татарами. Мать Ивана Сергеевича не была такой же родовитой, как отец, однако она его превосходила богатством. Обширные земли, находящиеся в принадлежали Варваре Петровне. Сергей Николаевич выделялся изяществом манер и светской утонченностью. Он имел тонкую душу, был красив. Нрав матери был не такой. Эта женщина рано лишилась отца. Страшное потрясение пришлось испытать ей в отрочестве, когда ее пытался соблазнить отчим. Варвара убежала из дома. Мать Ивана, пережившая унижения и притеснения, пыталась воспользоваться властью, данной ей законом и природой, над сыновьями. Эта женщина отличалась силой воли. Она деспотично любила своих детей, а с крепостными была жестока, нередко за ничтожные провинности наказывала их поркой.

Случай в Берне

В 1822 году Тургеневы отправились в заграничное путешествие. В Берне, швейцарском городе, Иван Сергеевич едва не погиб. Дело в том, что отец поставил мальчика на перила ограды, которая окружала большую яму с городскими медведями, развлекавшими публику. Иван сорвался с перил. Сергей Николаевич в последний момент схватил сына за ногу.

Знакомство с изящной словесностью

Тургеневы из заграничной поездки вернулись в Спасское-Лутовиново, материнское имение, находившееся в десяти верстах от Мценска (Орловская губерния). Здесь Иван открыл для себя словесность: один дворовый человек из крепостных матери читал мальчику на старинный манер, распевно и мерно, поэму "Россиада" Хераскова. Херасков в торжественных стихах воспевал битвы за Казань татар и русских в годы правления Ивана Васильевича. Спустя много лет Тургенев в своей повести 1874 года "Пунин и Бабурин" наделил одного из героев произведения любовью к "Россиаде".

Первая любовь

Семья Ивана Сергеевича с конца 1820-х по первую половину 1830-х годов находилась в Москве. В 15 лет Тургенев впервые в жизни влюбился. В это время семейство находилось на даче Энгель. Соседями были со своей дочерью, княжной Екатериной, которая была на 3 года старше, чем Иван Тургенев. Первая любовь казалась Тургеневу пленительной, прекрасной. Он благоговел перед девушкой, боялся признаться в сладостном и томительном чувстве, овладевшем им. Однако конец радостям и мукам, страхам и надеждам пришел внезапно: Иван Сергеевич случайно узнал о том, что Екатерина - возлюбленная его отца. Тургенева долго преследовала боль. Свою историю любви к юной девушке он подарит герою повести 1860 года "Первая любовь". В этом произведении Екатерина стала прототипом княжны Зинаиды Засекиной.

Учеба в университетах Москвы и Петербурга, смерть отца

Биография Ивана Тургенева продолжается периодом учебы. Тургенев в сентябре 1834 года поступил в Московский университет, на словесный факультет. Однако он не был доволен учебой в университете. Ему нравился Погорельский, преподаватель математики, и Дубенский, который вел русский язык. Большинство педагогов и курсов оставили совершенно равнодушным студента Тургенева. А некоторые преподаватели вызывали даже явную антипатию. Особенно это относится к Победоносцеву, который нудно и долго рассуждал о литературе и не смог продвинуться в своих пристрастиях дальше Ломоносова. Через 5 лет Тургенев продолжит обучение в Германии. О Московском университете он скажет: "Он полон дураками".

Иван Сергеевич в Москве проучился лишь год. Уже летом 1834 года он перебрался в Петербург. Здесь на военной службе состоял его брат Николай. Иван Тургенев продолжил учиться в Его отец умер в октябре этого же года от почечнокаменной болезни, прямо на руках Ивана. Со своей супругой он к этому времени уже жил врозь. Отец Ивана Тургенева был влюбчивым и быстро охладел к своей жене. Варвара Петровна не простила ему измен и, преувеличивая собственные несчастья и болезни, выставила себя жертвой его бессердечия и безответственности.

Глубокую рану в душе Тургенева оставила Он начал задумываться о жизни и смерти, о смысле бытия. Тургенева в это время привлекали могучие страсти, яркие характеры, метания и борения души, выраженные необычным, возвышенным языком. Он упивался стихами В. Г. Бенедиктова и Н. В. Кукольника, повестями А. А. Бестужева-Марлинского. Иван Тургенев написал в подражание Байрону (автору "Манфреда") свою драматическую поэму под названием "Стено". Спустя более 30 лет он скажет о том, что это "совершенно нелепое произведение".

Сочинение стихов, республиканские идеи

Тургенев зимой 1834-1835 гг. тяжело заболел. У него была слабость в теле, он не мог есть и спать. Выздоровев, Иван Сергеевич очень переменился духовно и физически. Он сильно вытянулся, а также потерял интерес к математике, привлекавшей его прежде, и все сильнее начал интересоваться изящной словесностью. Тургенев стал сочинять множество стихов, однако еще подражательных и слабых. В это же время он увлекся республиканскими идеями. Существовавшее в стране крепостное право он ощущал как позор и величайшую несправедливость. В Тургеневе укрепилось чувство вины перед всеми крестьянами, ведь мать его поступала с ними жестоко. И он дал себе клятву сделать все для того, чтобы в России не было сословия "рабов".

Знакомство с Плетневым и Пушкиным, публикация первых стихотворений

Студент Тургенев на третьем курсе познакомился с П. А. Плетневым, профессором русской словесности. Это литературный критик, поэт, друг А. С. Пушкина, которому посвящен роман "Евгений Онегин". В начале 1837 года, на литературном вечере у него, Иван Сергеевич столкнулся и с самим Пушкиным.

В 1838 году в журнале "Современник" (первом и четвертом номерах) были напечатаны два стихотворения Тургенева: "К Венере Медицейской" и "Вечер". Иван Сергеевич и после этого публиковал стихи. Первые пробы пера, которые были напечатаны, не принесли ему известности.

Продолжение учебы в Германии

В 1837 году Тургенев закончил Петербургский университет (словесное отделение). Полученным образованием он не был доволен, ощущая провалы в своих знаниях. Эталоном того времени считались немецкие университеты. И вот весной 1838 года Иван Сергеевич отправился в эту страну. Он решил окончить Берлинский университет, в котором преподавали философию Гегеля.

За границей Иван Сергеевич сошелся с мыслителем и поэтом Н. В. Станкевичем, подружился также с М. А. Бакуниным, ставшим позднее известным революционером. Беседы на исторические и философские темы он вел с Т. Н. Грановским, будущим прославленным историком. Иван Сергеевич стал убежденным западником. Россия, по его мнению, должна брать пример с Европы, избавляясь от некультурности, лени, невежества.

Государственная служба

Тургенев, вернувшись в Россию в 1841 году, хотел преподавать философию. Однако планам его не суждено было осуществиться: кафедра, на которую он хотел поступить, не была восстановлена. Иван Сергеевич в июне 1843 года был зачислен в Министерство внутренних дел на службу. В то время изучался вопрос об освобождении крестьян, поэтому Тургенев отнесся к службе с энтузиазмом. Однако Иван Сергеевич недолго прослужил в министерстве: в полезности своей работы он быстро разочаровался. Его стала тяготить необходимость исполнять все указания начальства. В апреле 1845 года Иван Сергеевич вышел в отставку и больше не состоял на государственной службе никогда.

Тургенев становится известным

Тургенев в 1840-х годах начал играть роль светского льва в обществе: всегда ухоженный, аккуратный, с манерами аристократа. Ему хотелось успеха и внимания.

В 1843 году, в апреле, была опубликована поэма "Параша" Тургенева И. С. Сюжет ее - трогательная любовь дочери помещика к соседу по имению. Произведение представляет собой своего рода иронический отголосок "Евгения Онегина". Однако, в отличие от Пушкина, в поэме Тургенева все заканчивается благополучно женитьбой героев. Тем не менее счастье это обманчиво, сомнительно - это просто обыденное благополучие.

Произведение высоко оценил В. Г. Белинский, самый влиятельный и известный критик того времени. Тургенев познакомился с Дружининым, Панаевым, Некрасовым. Вслед за "Парашей" Иван Сергеевич написал следующие поэмы: в 1844 году - "Разговор", в 1845-м - "Андрей" и "Помещик". Также создал Тургенев Иван Сергеевич рассказы и повести (в 1844 году - "Андрей Колосов", в 1846-м - "Три портрета" и "Бретер", в 1847-м - "Петушков"). Кроме того, Тургенев написал в 1846 году комедию "Безденежье", а в 1843-м - драму "Неосторожность". Он следовал принципам "натуральной школы" литераторов, к которой принадлежал Григорович, Некрасов, Герцен, Гончаров. Писатели, относившиеся к этому направлению, изображали "непоэтические" предметы: повседневную жизнь людей, быт, преимущественное внимание уделяли влиянию обстоятельств и среды на судьбу и характер человека.

"Записки охотника"

Иван Сергеевич Тургенев в 1847 году опубликовал очерк "Хорь и Калиныч", созданный под впечатлением от охотничьих путешествий 1846 года по полям и лесам Тульской, Калужской и Орловской губерний. Два героя в нем - Хорь и Калиныч - представлены не просто как русские крестьяне. Это личности со своим собственным непростым внутренним миром. На страницах этого произведения, а также других очерков Ивана Сергеевича, изданных книгой "Записки охотника" в 1852 году, крестьяне имеют свой голос, отличающийся от манеры повествователя. Автор воссоздал нравы и быт помещичьей и крестьянской России. Книга его была оценена как протест против крепостного права. Общество приняло ее с воодушевлением.

Взаимоотношения с Полиной Виардо, смерть матери

1843 года прибыла с гастролями молодая оперная певица из Франции Полина Виардо. Ее встретили восторженно. Иван Тургенев также был восхищен ее талантом. Он был пленен этой женщиной на всю свою жизнь. Иван Сергеевич последовал во Францию за ней и ее семьей (Виардо была замужем), сопровождал Полину в турне по Европе. Жизнь его отныне была разделена между Францией и Россией. Любовь Ивана Тургенева прошла испытание временем - Иван Сергеевич два года ждал первого поцелуя. И лишь в июне 1849 года Полина стала его возлюбленной.

Мать Тургенева была категорически против этой связи. Она отказалась выдать ему средства, полученные от доходов с имений. Примирила их смерть: мать Тургенева тяжело умирала, задыхалась. Она скончалась в 1850 году 16 ноября в Москве. Иван слишком поздно был извещен о ее болезни и не успел проститься с нею.

Арест и ссылка

В 1852 году умер Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев написал по этому случаю некролог. В нем не было предосудительных мыслей. Однако в печати не было принято вспоминать о дуэли, которая привела к а также напоминать о смерти Лермонтова. 16 апреля этого же года Ивана Сергеевича на месяц посадили под арест. Затем его сослали в Спасское-Лутовиново, не разрешив покидать Орловскую губернию. По прошению ссыльного через 1,5 года ему разрешили выехать из Спасского, однако лишь в 1856 году предоставили право отправиться за границу.

Новые произведения

В годы ссылки написал новые произведения Иван Тургенев. Книги его приобретали все большую популярность. В 1852 году Иван Сергеевич создал повесть "Постоялый двор". В этом же году написал Иван Тургенев "Муму", одно из самых известных своих произведений. В период с конца 1840-х до середины 1850-х он создал и другие повести: в 1850 году - "Дневник лишнего человека", в 1853-м - "Два приятеля", в 1854-м - "Переписку" и "Затишье", в 1856-м - "Якова Пасынкова". Герои их - наивные и возвышенные идеалисты, которые терпят неудачу в своих попытках принести обществу пользу или же обрести счастье в личной жизни. Критика нарекла их "лишними людьми". Таким образом, создателем нового типа героя выступил Иван Тургенев. Книги его были интересны своей новизной и актуальностью проблематики.

"Рудин"

Славу, приобретенную к середине 1850-х годов Иваном Сергеевичем, упрочил роман "Рудин". Автор написал его в 1855 году за семь недель. Тургенев в первом своем романе предпринял попытку воссоздать тип идеолога и мыслителя, современного человека. Главный герой - "лишний человек", который изображен и в слабости, и в привлекательности одновременно. Писатель, создавая его, наделил своего героя чертами Бакунина.

"Дворянское гнездо" и новые романы

В 1858 году появился второй роман Тургенева - "Дворянское гнездо". Его темы - история одного старинного дворянского рода; любовь дворянина, по воле обстоятельств безнадежная. Поэзия любви, исполненная изящества и тонкости, бережное изображение переживаний персонажей, одухотворение природы - таковы отличительные особенности стиля Тургенева, возможно, наиболее отчетливо выраженные в "Дворянском гнезде". Они свойственны и некоторым повестям, таким как "Фауст" 1856 года, "Поездка в Полесье" (годы создания - 1853-1857), "Ася" и "Первая любовь" (оба произведения написаны в 1860 году). "Дворянское гнездо" было доброжелательно встречено. Его хвалили многие критики, в частности Анненков, Писарев, Григорьев. Однако следующий роман Тургенева ждала совсем иная участь.

«Накануне»

В 1860 году опубликовал роман "Накануне" Иван Сергеевич Тургенев. Краткое содержание его следующее. В центре произведения - Елена Стахова. Эта героиня - смелая, решительная, преданно любящая девушка. Она полюбила революционера Инсарова, болгарина, который посвятил свою жизнь освобождению родины от власти турок. История их взаимоотношений заканчивается, как обычно у Ивана Сергеевича, трагически. Революционер умирает, а ставшая его женой Елена решает продолжить дело покойного супруга. Таков сюжет нового романа, который создал Иван Тургенев. Краткое содержание его, конечно, мы описали лишь в общих чертах.

Разноречивые оценки вызвал этот роман. Добролюбов, например, поучительным тоном в своей статье выговорил автору, где тот не прав. Иван Сергеевич пришел в ярость. Радикально-демократические издания публиковали тексты со скандальными и ехидными намеками на подробности личной жизни Тургенева. Писатель порвал отношения с "Современником", где многие годы печатался. Молодое поколение перестало видеть в Иване Сергеевиче кумира.

«Отцы и дети»

В период с 1860 по 1861 год писал Иван Тургенев "Отцы и дети", новый свой роман. Он был опубликован в "Русском вестнике" в 1862 году. Большинство читателей и критиков его не оценило.

«Довольно»

В 1862-1864 гг. создавалась повесть-миниатюра "Довольно" (издана в 1864 году). Она проникнута мотивами разочарования в ценностях жизни, включая искусство и любовь, столь дорогие Тургеневу. Перед лицом неумолимой и слепой смерти все теряет смысл.

«Дым»

Написанный в 1865-1867 гг. роман "Дым" также проникнут мрачным настроением. Произведение было издано в 1867 году. В нем автор попытался воссоздать картину современного российского общества, господствовавших в нем идейных настроений.

«Новь»

Последний роман Тургенева появился в середине 1870-х годов. В 1877 году он был напечатан. Тургенев в нем представил революционеров-народников, которые пытаются донести до крестьян свои идеи. Их поступки он оценивал как жертвенный подвиг. Однако это подвиг обреченных.

Последние годы жизни И. С. Тургенева

Тургенев с середины 1860-х годов практически постоянно проживал за границей, лишь наездами бывая на родине. Он построил себе дом в Баден-Бадене, возле дома семьи Виардо. В 1870 году, после франко-прусской войны, Полина и Иван Сергеевич покинули город и поселились во Франции.

В 1882 году Тургенев заболел раком позвоночника. Тяжелыми были последние месяцы его жизни, тяжелой была и смерть. Жизнь Ивана Тургенева оборвалась 22 августа 1883 года. Он был похоронен в Петербурге на Волковском кладбище, возле могилы Белинского.

Иван Тургенев, рассказы, повести и романы которого включены в школьную программу и известны многим, - один из величайших русских писателей 19-го века.

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней