Рисунки храма для детей воскресной школы. Учимся рисовать: об уроках рисования в Воскресной школе при храме в Костино
В программу обучения входит:
-живопись (техника работы с красками);
-рисунок (техника работы с карандашом);
-прикладное творчество (поделки ручной работы).
Специальная программа обучения позволит легко развить навыки рисования и мелкой моторики, творческие способности и креативное мышление ребенка. Программа формирует интерес к творчеству.
Она развивает воображение, фантазию, эмоциональную отзывчивость.
Гармонизирует ребенка (перевозбужденного – может успокоить, заторможенного – «разбудить»).
Помогает тренировать внимание, память, мышление как таковое, а также, трудолюбие и самостоятельность.
Формирует навыки изобразительной деятельности.
На каждом уроке мы узнаем что-то новое, разгадываем загадки, беседуем. ТАЛАНТ ЕСТЬ В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ! ГЛАВНОЕ — ЕГО ПРАВИЛЬНО РАЗВИТЬ!
Очень часто после урока я слышу от родителей: “Не может быть! Дома мой ребенок ТАК не рисует! Да он же не умеет! Это Вы за него нарисовали)))” НЕТ! Я не рисовала. Просто когда ко мне на урок приходят маленькие ученики — я вижу в них взрослого человека, абсолютно талантливого, я искренне ВЕРЮ в их способности, а самое главное никогда не забываю, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ РИСОВАТЬ. Надо только немного помочь ему раскрыться.
Ругать или не ругать ребенка за неудачу? За то, что у него что-то не получилось? ХВАЛИТЬ!!! Мы ругаем, потому-что они не оправдывают НАШИ ожидания. Вполне вероятно, что ребенок приложил ВСЕ СВОИ усилия, а у него просто не получилось…. А мы сразу думаем, что не старался и начинаем ругать. В итоге отбиваем полностью желание продолжать делать что-либо дальше. И вырабатываем боязнь делать ошибки. К ошибкам ребенка надо подходить по другому!!! Не нужно выплескивать свое негодование, свою усталость после тяжелого рабочего дня, злясь на неоправданное ожидание!!! Что же нужно делать? Нужно сначала отметить все ЛУЧШЕЕ в данной работе, что сделал ребенок. Не может быть, что ВСЁ плохо. Обязательно есть что-то хорошее. И Вы, как опытный и взрослый человек должны это увидеть и показать, похвалить ребенка. И вообще, малыш видит, то что он изобразил, совсем не так как мы. Здесь не может быть никаких штампов. Наоборот, в маленьком художнике нужно развивать индивидуальность, а не так, если рисуем что-то,то у всех должно быть все одинаково. Каждый человек, даже самый маленький имеет право выражать свои мысли по-своему.
В нашей изостудии мы стараемся следовать именно этому.
А самое главное- никогда не занимайтесь с малышом творчеством, если у вас нет настроения. Дети эмоционально очень восприимчивы: ребенок не будет рисовать, если не чувствует вашей увлеченности. Одна девочка очень часто напевает во время рисования, выражая тем самым полет своей души. Да и некоторые родители тоже не могут усидеть, стремятся внести свои поправки в рисунки детей, особенно папы. На открытии воскресной школы состоялась наша первая выставка работ. С 7 по 14 октября рисунки детей находились на выставке в детском саду № 25 г. Липецка. В настоящее время планируются новые выставки. Посмотрите наши работы – двух одинаковых у нас нет!!!
Ваша помощь сайту и приходу
Вознесение Господне (Подборка материалов на сайте)
Календарь — архив записей
Поиск по сайту
Рубрики сайта
Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (3 900) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (316) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 019) Вопросы священнику (442) Изображения (260) Иконы (551) Иконы Божией Матери (109) Проповеди (1 125) Статьи (1 887) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (175) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (416) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (46) Дидактические материалы (76) Игры (31) Изображения (46) Кроссворды (27) Методические материалы (48) Поделки (26) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (101) Повести и рассказы (31) Сказки (12) Статьи (19) Стихи (32) Учебники (17) Молитва (527) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (389) Новости (283) Новости Кинельской епархии (107) Новости прихода (54) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (81) Основы православия (3 996) Библия (899) Закон Божий (914) Миссионерство и катехизация (1 541) Секты (7) Православная библиотека (492) Словари, справочники (54) Святые и Подвижники благочестия (1 842) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (100) Храм (169) Устройство храма (1) Церковное пение (34) Церковные записки (10) Церковные свечи (10) Церковный этикет (12) Церковный календарь (2 633) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (483) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (722) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (19) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (10) День Святой Троицы (38) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (16) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (156) Елеосвящение (10) Исповедь (35) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (35) Паломничество (254) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (4) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (38) Православное радио (71) Православный журнал (38) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (63) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (118) СМИ о приходе (23) Суеверия (40) Телеканал (388) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (246) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)Православный календарь
Вознесение Господне
Прп. Симеона столпника на Дивной горе (596). Прп. Никиты, столпника Переяславского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988).
Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218). Прп. Викентия Леринского (до 450). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).
Утр. – Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53.
На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покрове́н...». Вместо «Честнейшую» поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца».
В конце утрени и на литургии отпуст: «и́же во слáве вознесы́йся от нас на Не́бо и одеснýю се́дый Бо́га и Отцá, Христо́с, и́стинный Бог наш...».
На литургии антифоны праздника. Вхо́дный стих: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Господь во гласе трубне». Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя... Тя паче ума и словесе́...». Вместо «Видехом Свет Истинный...» – «Вознеслся еси во славе...» (до отдания).
Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
Именинников мы поздравляем с днем Ангела!
Икона дня
Преподобный Никита Столпник Переяславский
Преподобный Никита Столпник
Преподобный Никита Столпник Переяславский был уроженцем города Переяславля-Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переяславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.
Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис.1,16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь вновь призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» – с такими словами выбежал он из дома.
В трех верстах от Переяславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу». Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», – отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.
Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг – он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену – по нему преподобный Никита ходил в храм на богослужение.
Так, подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.
Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание.
Между тем убийцы, остановившись на берегу реки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420–1425 гг. святитель Фотий, митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей, и мощи остались под спудом. В 1511–1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.
Тропарь преподобному Никите Столпнику, Переяславскому
Правосла́вным смы́слом ю́ношская возжеле́ния возненави́дев/ и до́блественныя нра́вы восприи́м, врага́ победи́л еси́,/ и во благоразу́мии Бо́гу угоди́л еси́,/ и свы́ше от Него́ прие́м дар чуде́с,/ бе́сы прогоня́ти, неду́ги исцеля́ти,/ Ники́то пресла́вне,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Православным разумом возненавидев юношеские страсти и начав мужественно подвизаться, ты победил врага, и в своем усердии угодил Богу, и свыше от Него получил дар чудотворений: прогонять бесов, исцелять болезни. Никита преславный, моли Христа Бога да спасет души наши.
Кондак преподобному Никите Столпнику, Переяславскому
Христа́ ра́ди от твои́х рабо́в ну́ждную смерть претерпе́л еси́/ и вене́ц нетле́ния от Него́ восприя́л еси́,/ приходя́щим же с ве́рою от честна́го твоего́ гро́ба подае́ши цельбы́,/ о Ники́то преподо́бне,// моли́твенниче о душа́х на́ших.
Перевод: Ради Христа ты претерпел насильственную смерть от рабов твоих и принял от Него нетленный венец, приходящим же с верой от почитаемого твоего гроба подаешь исцеления, о Никита преподобный, молитвенник о душах наших.
Молитва преподобному Никите Столпнику, Переяславскому
О, всечестна́я главо́, преподо́бне о́тче преблаже́нне, Ники́то преподобному́чениче! Не забу́ди ни́щих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу и не забу́ди присеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче благи́й и избра́нниче Христо́в, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, и не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у Престо́ла Вседержи́телева и не преста́й моля́ся за нас ко Христу́ Бо́гу: тебе́ бо дана́ бысть благода́ть моли́тися за ны. Не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти у́бо жив пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я и соблюда́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския, засту́пниче и моли́твенниче наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́теля Бо́га досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем, и тебе́ мо́лимся, и ми́лися де́ем, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и го́рьких мыта́рств, и возду́шных князе́й, и ве́чныя му́ки изба́вится нам, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Ему́, Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Читаем Евангелие вместе с Церковью
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 12, ст. 19-36.
19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
(Ин. гл. 12, 19-36.)
Мульткалендарь
Православные просветительские курсы
ХРИСТОС – ИСТОЧНИК ВОДЫ ЖИВОЙ: Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
В о имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 09:34 мин. Размер 8.76 Mb)
Иеромонах Никон (Париманчук)
Подготовка к таинству святого Крещения
В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.
Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.
О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.
Темы курса:
- Беседа №1 Предварительные понятия
- Беседа №2 Священная Библейская история
- Беседа №3 Церковь Христова
- Беседа №4 Христианская нравственность
- Беседа №5 Таинство святого Крещения
Приложения:
- Часто задаваемые вопросы
- Православные святцы
Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день
Свежие записи
Радио "Вера"
Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.
Телеканал Царьград: Православие
Рисование.
Рассказывает Мария Масунова-Короткина,
художник, преподаватель рисования в нашей воскресной школе:
В нашей воскресной школе каждую неделю проводятся занятия рисованием для детей от 4-х лет и старше. Время занятий примерно около часа. Как раз столько, сколько нужно мамам и папам что бы принять участие в приходской трапезе и беседе.
Занятия рисованием решают сразу три задачи.
О первой задаче пишет митр. Антоний (Сурожский): У себя мы 38 лет тому назад создали приходскую школу, и она с тех пор растет. Два раза в месяц после Литургии бывает урок; потом детей водят играть в соседний парк, что бы они друг с другом ближе знакомились. Очень важно, что бы они составили семью, которая в будущем будет приходской общиной... Бывают занятия по предметам веры в группах, занятия по рукоделию, спорт, походы. И это создает между детьми отношения, позволяющие им, когда они подрастут и дойдут до возраста, в котором подростки бунтуют против родителей, делиться своими впечатлениями или искать совета и помощи не в школе или на улице, а идти к своим товарищам по лагерю, по воскресной школе, то есть по Церкви, в конечном итоге, - и получать, конечно, совершенно иного рода ответы.
Вторая задача - освободить родителей, что бы они тоже могли учувствовать в приходской жизни, а не только "пасли" своих детей.
И третья, наверное, самая важная задача - развить у детей образное мышление, умение видеть и наблюдать.
Почему именно рисованием, а не другими предметами, чаще всего занимаются с детьми в воскресных школах?
Дело в том, что это самый просто и доступный способ развить у детей образное мышление. Ведь одна из задач рисования (независимо от того, кто ты, взрослый художник или ребенок) - изобразить на плоскости трехмерное (объемное) пространство. Это трудно для ребенка, поэтому он, рисуя, обычно не знает, что получится на выходе.
Но рисующие дети по своему развитию отличаются от своих сверстников. Они лучше умеют анализировать и сосредотачиваться. Они учатся наблюдать и видеть предметы и людей не сами по себе, а соотношение этих предметов в пространстве.
Естественно, что рисующим детям приходится обращать внимание на красоту окружающего Божьего мира. Ведь как человек не старался на протяжении многих веков (особенно ХХ века) уничтожить эту красоту, все равно она есть. Я не знаю других, таких приятных и легких способов объяснить маленькому человеку, что в жизни очень важно уметь видеть и наблюдать. Это не значит, что не нужно уметь слушать и общаться, петь или читать… Но все эти умения вместе, наверное, и дают человеку правильную картину мира, в котором есть не только наши мелкие и крупные неприятности, но есть и вещи, которые над нами, которые выше нас. И осознание этого может быть одним из путей, приводящих человека к Богу.
От всех остальных предметов рисование отличается тем, что оно всегда работает на результат. Это очень важно для маленьких детей, потому что они пока еще не понимают, как это можно трудиться и не видеть плодов своего труда. А тут все сразу: поработал 3-4 занятия - и есть успехи. И не просто тебе сказали, что ты молодец, а этот успех можно увидеть и показать другим.
Наверно поэтому практическая психология любит использовать рисование в качестве лекарства от многих неприятностей.
Поэтому все воскресные школы и занимаются с детьми рисованием. Это детям в радость, это им не надоедает, они не устают, ну а о пользе таких занятий я уже сказала.
Есть ли зависимость между тем, что и как ребенок рисует и особенностям и его личности и настроения?
Родители разных детей задавали мне примерно такой вопросы. Например, один психолог напугал маму тем, что если рисунок в черных и коричневых тонах (мрачный), значит что-то не в порядке или с ребенком, или в семье. Дорогие мамы и папы, не верьте! Вначале проверьте, как лежат краски у вашего малыша. Понаблюдайте: может он просто не может дотянуться до ярких красок или ему лень это делать? Может быть, не хватает света, а когда рисуешь в темноте, все становится чернее и мрачнее? Можно назвать и много других самых разных бытовых, но никак не психологических причин. Поэтому, пожалуйста, не анализируйте рисунки ваших детей с точки зрения психологии. Это заведомо неверная оценка. Сами психологи говорят, что их критерии не применимы к художникам. А ведь все наши дети художники. Поэтому психоанализ тут просто не применим.
Поясню это еще одним примером. Если сравнить цветовую гамму Рембрандта и Пикассо, то получится, что Пикассо - светлый, радостный и добрейшей души человек, а Рембрандт - мрачный и угрюмый человеконенавистник. Но ведь на самом деле все наоборот. В живописи черным и коричневым цветом можно выражать добро и радость, а красным и желтым испортить настроение.
Пускай дети рисуют, как рисуют.
Это их восприятие мира, их личное отношение с ним. И очень важно помнить, что мы со своим взрослым восприятием можем помешать ребенку, если начнем говорить ему, что он рисует неправильно и непохоже. Рисовать "похоже", он просто не умеет (этому долго надо учится), а как правильно, порой мы и сами не знаем. Поэтому, пока у детей есть желание рисовать, надо предоставить им эту возможность. Сейчас они это делают с радостью, а пройдет какое-то время, они станут взрослее и все больше и больше начнут обращать внимание на реакцию окружающих людей и подстраиваться под то, "что другие скажут". И тогда ребенок перестает рисовать, он говорит, что не умеет, боится, ему становится неинтересно. Это происходит со всем детьми, и ничего тут не поделаешь. Начинается подростковый возраст с другими интересами и проблемами. Начинается взросление. И тут уже нет места детскому рисованию с вечными "принцессами, машинами-танками" и сказочными персонажами. Это значит - детство закончилось.
Учимся рисовать: об уроках рисования в Воскресной школе при храме в Костино
Автор: преподаватель Закона Божьего Екатерина Бочарова, hramvkostino.ru
Каждое воскресение у ребят средней и старшей групп нашей проходят уроки рисования под руководством молодых и талантливых педагогов Казымовой Тамары Юрьевны и Дьячковой Нины Юрьевны.
Для многих учащихся час, поведенный в кабинете изобразительного искусства, является любимым уроком из всех предметов в школе. И это не удивительно. Ведь одна из главных особенностей рисования заключается в его направленности на результат. Ребята имеют возможность видеть плоды своих трудов и показать их своим близким, получить похвалу и доброжелательную критику, что для ребенка очень важно.
Значимым фактором успешного творческого процесса является психологическая обстановка, в которой воспитанники воскресной школы самовыражаются и совершенствуются. На занятиях маленьким художникам позволяется свободно общаться друг с другом, советоваться, делиться впечатлениями - все это создает дружественную атмосферу, в которой ребята ищут ответы на свои вопросы, учатся быть внимательными, замечать красоту Божьего мира и человека. В процессе рисования у юного человечка развиваются необходимые в дальнейшей жизни навыки и умения: видеть, наблюдать, сосредотачиваться, анализировать, в конечном итоге - чувствовать. У рисующих ребят развивается образное мышление, они начинают видеть всю картинку «в целом», не отдельные предметы или человека, а в окружении, в среде.
Особый интерес представляет разнообразие видов и форм проводимых занятий. Один урок не похож на предыдущий, в каждом есть своя неповторимая изюминка:
Коллективная работа. На большом формате бумаги дети по заданной или выбранной теме разрабатывают композицию, делают рисунок и начинают работать красками. Часто они друг с другом не согласны, тогда преподаватели и «подмастерья» все вместе учатся разрешать непонимания, прислушиваться друг к другу, уступать и приходить к общему решению. Часто такие совместные работы впоследствии являются украшениями спектаклей, фрагментами декораций на праздниках в воскресной школе.
Рисунки на отдельном листе. Такой вид творчества характеризуется большей концентрацией художника на своих эмоциях, чувствах и желаниях. Здесь ярче просматривается индивидуальность каждого ребенка, его личные предпочтения, взгляды на отдельные вещи и мир в целом. Чем меньше формат полотна, тем больше внимания требуется от юного живописца к мелким деталям и тонким нюансам будущего шедевра.
Работы по стихотворению. Ребята стараются воспроизвести на бумаге свои ассоциации от услышанного поэтического произведения. Это может быть стихотворение, связанное с временем года или с состоянием природы, с праздником или, например, с оттенками одного цвета:
С. Черный
Зеленые стихи (фрагмент)
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка - сноп зеленых свечек,
Мох - зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…
Поэзия заставляет ребенка задуматься, и дает начало его творческой мысли, которая найдет свое отражение в будущем рисунке. Интересно, что конечный результат может быть никак не связан со стихотворением, он становится красочным выражением эмоционального настроя ребенка, сформированного под воздействием услышанных рифм.
Иллюстрация стихов. В данном виде художественной работы ребята делают зарисовки на услышанную тему. Особенно хорошо получается воспроизводить цветом те стихотворения, в которых ярко и подробно описана красота природы, например:
И. Бунин
Листопад (фрагмент)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Рисунок с натуры. Чаще всего это тематические натюрморты. Выполняя такие задания, дети учатся сравнивать оттенки и формы, пытаются правильно передать пропорции предметов и их цвет, знакомятся с азами перспективы.
Выполнение работ по воображению на темы: «доброта», «что бы я хотел видеть из окна весной», «мир, освещенный Божиим светом». В таких работах педагоги ставят ученикам разнообразные художественные задачи, например, - работа с ограниченным количеством красок, использование оттенков одного цвета и т. п.
Портреты. Наверное, один из наиболее трудных и интересных изобразительных жанров. Иногда перед ребятами ставится задача нарисовать портрет в образе. Например, портрет соседа по парте в образе времени года или сказочного героя. Это делается для того, чтобы было интереснее рисовать и маленький художник научился сопостовлять формы, размеры, настроение.
Поделки из бумаги, аппликации, работы в смешанной технике с использованием интересных материалов и инструментов. Благодаря творческому подходу педагогов, у ребят есть возможность получить навыки живописи не только карандашами и красками, но и мелками, пастелью, графитом. Выполняются работы с использованием гофрированной и сжатой бумаги, разнообразных тканей.
В классе всегда царит атмосфера творчества и взаимного интереса ребят друг к другу. Фундамент занятий - самовыражение и свободная воля ребенка. Никто никого не принуждает и не заставляет. У преподавателей индивидуальный подход к каждому из ребят, основанный на уважении к ребенку, как неповторимой личности. Часто работа проходит под классическую музыку. Произведения известных композиторов способствуют концентрации внимания и более чуткому восприятию окружающего мира. Музыка обычно задает настроение, соответствующее теме урока, и позволяет детям находить более интересные решения.
Тамара Юрьевна: Стараемся занятия проводить таким образом, чтобы ребята в процессе рисования обучались не только навыкам работы с формой, цветом, перспективой, но и развивали в себе добрые качества: трудолюбие, внимание друг к другу, умение доводить начатое дело до его логического завершения, воспринимать авторитет старших, чувствовать гармонию и красоту. Ведь рисование - это замечательный способ, позволяющий посмотреть другими глазами на Божий мир, попытаться изменить себя к лучшему.
Нина Юрьевна: Главной целью наших уроков является встреча детей с Богом. Мы стремимся к тому, чтобы ребята через восприятие прекрасного научились замечать проявления Божественных любви, заботы и милосердия к людям. Надеемся, что наши занятия помогут учащимся и их родителям стать добрыми, отзывчивыми, чуткими людьми, членами Церкви, истинными христианами.
Автор: преподаватель Закона Божьего Екатерина Бочарова,