Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Cофокл краткая биография. С.И

Софокл (Σοφοκλής, 496/5 - 406 до н. э.) - афинский драматург, трагик.

Родился 495 г. до н. э.[источник не указан 1557 дней], в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Сын Софокла - Иофон сам стал афинским трагиком.

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил. Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

Есть, однако, существенное различие между религиозностью Эсхила и верой Софокла. Первый видел в судьбах своих героев действие неотвратимого закона справедливого возмездия, а в божественной воле - высший нравственный критерий. Софокл, напротив, не пытался объяснить или обосновать волю божества каким-нибудь этическими соображениями; она неизменно присутствует в мире его героев, более или менее отчетливо различается позади всякого события и в конечном счете торжествует, проявляясь в судьбе людей, но смысл божественного управления миром скрыт от смертных.Отказ от этического объяснения божественной воли, возрастающее внимание к отдельному человеку, переставшему быть звеном в цепи событий, разыгрывающихся в роде на протяжении нескольких поколений, определили драматургические принципы Софокла.

Он крайне редко объединял три трагедии в связанные единством замысла и сюжета трилогии и ввел третьего актера. Это нововведение, еще слабо используемое в ранних трагедиях, в дальнейшем позволило не только усилить драматическое напряжение в развитии действия, но и обогатить изображение внутреннего мира вовлеченных в него персонажей. Хотя Софокл увеличил также состав хора, доведя его до 15 участников, объем и роль хоровых партий в его трагедиях существенно сократились по сравнению с Эсхилом: чаще всего в них содержится реакция на события, происходящие на орхестре, в сочетании с краткими размышлениями на этические темы. При этом нравственные нормыпровозглашаемые хором, не всегда совпадают с собственным мнением Софокла о своих героях и тем более с их решительным и смелым поведением.

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; одна к Гераклову циклу - «Деянира», и три к троянскому: «Эант», наиболее ранняя из трагедий Софокла, «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов. Кроме трагедий, древность приписывала Софоклу элегии, пеаны и прозаическое рассуждение о хоре.

В основу «Трахинянок» легло сказание о Деянире. Томление любящей женщины в ожидании супруга, муки ревности и безысходная скорбь Деяниры при известии о страданиях отравленного Геракла составляют главное содержание «Трахинянок».

В «Филоктете», поставленном на сцену в 409 г. до н. э., поэт с изумительным искусством развивает трагическое положение, созданное коллизией трёх различных характеров: Филоктета, Одиссея и Неоптолема.

Действие трагедии относится к десятому году троянской войны, а местом действия служит остров Лемнос, где греки ещё на пути под Трою покинули фессалийского вождя Филоктета после того, как на Хрисе он был укушен ядовитой змеей, а полученная от укуса рана, распространяя зловоние, сделала его неспособным к участию в военном деле. Покинут он по совету Одиссея. Одинокий, забытый всеми, нестерпимо страдающий от раны, Филоктет добывает себе жалкое пропитание охотой: он искусно владеет доставшимся ему луком и стрелами Геракла. Однако, по словам оракула, Троя может быть взята греками не иначе, как при помощи этого чудесного лука. Тогда только греки вспоминают о несчастном страдальце, а Одиссей берет на себя труд доставить во что бы то ни стало Филоктета под Трою или по крайней мере завладеть его оружием. Но он знает, что Филоктет ненавидит его, как своего злейшего врага, что ему самому никогда не удастся склонить Филоктета к примирению с греками или силой овладеть им, что нужно будет действовать хитростью и обманом, и орудием своего замысла он избирает юношу Неоптолема, не участвовавшего в обиде, к тому же сына Ахилла, любимца Филоктета. Греческое судно уже пристало к Лемносу, и греки высадились на берег. Перед зрителем открывается пещера, убогое жилище славного героя, затем и сам герой, измученный болезнью, одиночеством и лишениями: постель его - древесные листья на голой земле, тут же деревянный кувшин для питья, огниво и замаранные кровью и гноем рубища. Благородный юноша и сопровождающий его хор сподвижников Ахилла глубоко тронуты видом несчастного. Но Неоптолем связал себя словом, данным Одиссею, овладеть Филоктетом при помощи лжи и обмана, и обещание своё он выполнит. Но если жалкий вид страдальца вызывает участие в юноше, то полное доверие, любовь и ласка, с какими относится к нему старик Филоктет с первого момента и отдаёт ему себя в руки, от него единственного ожидая конца своим мучениям, повергают Неоптолема в тяжёлую борьбу с самим собой. Но в то же время Филоктет непреклонен: он не может простить грекам обиды, ему нанесённой; он ни за что не пойдет под Трою, не поможет грекам победоносно окончить войну; он возвратится домой, и Неоптолем отвезет его в родную дорогую землю. Только мысль о родине давала ему силы нести бремя жизни. Природа Неоптолема возмущается против обманных коварных действий, и только личное вмешательство Одиссея делает его обладателем оружия Филоктета: доверием старца пользуется юноша для того, чтобы погубить его. Наконец, все соображения о необходимости для славы греков добыть оружие Геракла, о том, что он связал себя обещанием перед Одиссеем, о том, что не Филоктет, а он, Неоптолем, будет с этого времени врагом греков, уступают в юноше голосу его совести, возмущающейся против обмана и насилия. Он возвращает лук, приобретает снова доверие и готов сопровождать Филоктета на родину. Только появление Геракла на сцене (deus ex machina) и его напоминание, что Зевс и Судьба повелевают Филоктету отправиться под Трою и помочь грекам довершить начатую борьбу, склоняют героя и вместе с ним Неоптолема следовать за греками. Главное действующее лицо трагедии - Неоптолем. Если Антигона по требованию своей совести считает для себя обязательным нарушить волю царя, то по тому же самому побуждению Неоптолем идёт дальше: он нарушает данное обещание и отказывается путём коварства против доверившегося ему Филоктета действовать в интересах всего греческого войска. Ни в одной из своих трагедий поэт не выступал с такой силой за право человека согласовать своё поведение с понятием высшей правды, хотя бы оно противоречило самым хитрым умствованиям (греч. άλλ ? εί δικαια τών σοφών κρείσσω τάδε). Важно, что сочувствие поэта и зрителей к великодушному и правдивому юноше неоспоримо, тогда как коварный и неразборчивый на средства Одиссей рисуется в самом непривлекательном виде. Правилу, что целью оправдываются средства, произносится в этой трагедии решительное осуждение.

В «Эанте» завязка драмы в том, что спор между Эантом (Аяксом) и Одиссеем из-за вооружения Ахилла решен ахейцами в пользу последнего. Он поклялся было отмстить прежде всего Одиссею и Атридам, но Афина, заступница ахейцев, лишает его рассудка, и он в исступлении принимает домашних животных за врагов своих и избивает их. Рассудок вернулся к Эанту, и герой чувствует себя тяжко опозоренным. С этого момента начинается трагедия, заканчиваясь самоубийством героя, которому предшествует знаменитый монолог Эанта, прощание его с жизнью и её радостями. Между Атридами и единокровным братом Эанта Тевкром возгорается спор. Хоронить ли останки умершего, или покинуть их на жертву псам, спор, который решается в пользу погребения.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание, обыкновенно помещаемое в изданиях его трагедий. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лавренцианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9, относится к Х или XI в.; все прочие имеющиеся в различных библиотеках списки представляют копии с этого списка, за исключением, может быть, другого флорентийского списка XIV в. № 2725, в той же библиотеке.

Со времени В. Диндорфа первый список обозначается буквой L, второй - G. Лучшие схолии извлечены также из списка L. Лучшие редакции схолий принадлежат Диндорфу (Оксфорд, 1852) и Папагеоргиосу (1888). Впервые трагедии изданы Альдами в Венеции, 1502 г. С середины XVI в. и до конца XVIII в. господствующей редакцией было парижское издание Турнеба. Брунк (1786-1789) восстановил преимущество редакции Альдов. Наибольшие услуги критике текста и объяснению трагедий оказаны В. Диндорфом (Оксфорд, 1832-1849, 1860), Вундером (Л., 1831-78), Шнейдевином, Турнье, Науком, а также Кэмпбеллем, Линвудом, Джебом.

В честь Софокла назван кратер на Меркурии.

Сохранившиеся пьесы:

«Трахинянки» (ок. 450-435 до н. э.)
«Аякс» («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)
«Антигона» (ок. 442-441 до н. э.)
«Царь Эдип» («Эдип-тиран») (ок. 429-426 до н. э.)
«Электра» (ок. 415 до н. э.)
«Филоктет» (409 до н. э.)
«Эдип в Колоне» (406 до н. э., постановка: 401 до н. э.)
«Следопыты».

Биография Софокла (кратко)

В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает. Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью. Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности. Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров.

Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли. Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии. Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.

По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов. Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы. Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.

Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла

Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида , у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм. Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла. Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов).

Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.

Трагедии Софокла (кратко)

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых три принадлежат фиванскому циклу мифов («Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»), одна к Гераклову («Трахинянки») и три к троянскому («Аякс», «Электра» и «Филоктет»). Сохранилось и около 1000 фрагментов из других трагедий.

Софокл. Видеофильм

(около 496-406 г. до н. э.) древнегреческий драматург

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл считается великим драматургом Древней Греции, мастером классической трагедии. Известность и слава его были так велики, что и после смерти драматурга именовали heros dexion («муж правый»).

Софокл родился в афинском городе Колоне в семье богатого владельца оружейных мастерских. Высокое социальное положение предопределило судьбу будущего драматурга. Он получил прекрасное общее и художественное образование и уже в юности прославился как один из лучших афинских хоревтов - руководителей хора во время драматических представлений. Позже Софоклу доверили важнейшую в Афинах должность - хранителя казны Афинского морского союза, и, кроме того, он был одним из стратегов.

Благодаря своей дружбе с Периклом, правителем Афин, а также со знаменитым историком Геродотом и скульптором Фидием Софокл сочетал занятия литературой с активной политической деятельностью.

Как и другие греческие драматурги, он регулярно участвовал в соревнованиях поэтов. Ученые подсчитали, что всего он выступал более тридцати раз, причем одержал двадцать четыре победы и только шесть раз занял второе место. Впервые Софокл одержал верх над Эсхилом в возрасте 27 лет.

По словам современников, он написал 123 трагедии, из которых до нашего времени дошло всего семь. Все они основаны на сюжетах древнегреческой мифологии. В основном герои Софокла - сильные и бескомпромиссные личности. Таков Аякс, герой одноименной трагедии, оскорбленный несправедливым решением вождей. Схожим характером обладает и страдающая от любви и ревности жена Геракла Деянира, которая нечаянно стала виновницей его гибели («Трахинянки», 409 г. до н. э.).

Наиболее значительными являются трагедии Софокла «Эдип-царь» (429) и «Антигона» (443). Изгнанный из своего царства Эдип пытается понять причины такого сурового решения старейшин и погибает, узнав, что стал мужем своей матери. Подобные острые драматичные конфликты позже станут основой эстетики пьес периода классицизма, основой сюжетов в произведениях П. Корнеля и Ж. Расина.

Софокл стремился сделать свои трагедии более динамичными и выразительными. Для этого он придумал расписные театральные декорации, которые помогали зрителям почувствовать драматизм происходящего. До этого все действие объяснял хор, появлявшийся с соответствующими табличками («лес», «дом», «храм»).

Кроме того, Софокл впервые вывел на сцену не двух, а трех действующих лиц, что позволило сделать их диалог более оживленным и глубоким. В его произведениях актеры изображали порой даже абстрактные понятия: например, в трагедии «Эдип-царь» особый актер играл роль Рока, олицетворения безжалостной судьбы.

Софокл также упростил язык своих пьес, оставив медленный гекзаметр только для хора. Теперь речь героев постоянно менялась, приближаясь к естественному человеческому разговору. Софокл считал, что драматург должен изображать людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Свои взгляды он изложил в не дошедшем до нас трактате по теории драмы и хорового пения. Еще при жизни автора его трагедии были признаны образцовыми, и их изучали в школах. Даже на закате античной эпохи, уже в Древнем Риме, Софокла считали недосягаемым образцом для подражания.

Видимо, поэтому другие драматурги часто использовали его трагедии в качестве источника для своих произведений. Они были гораздо динамичнее и правдоподобнее, чем пьесы его современников. Конечно, авторы разных эпох сокращали их текст, но всегда сохраняли главное - его мужественных и справедливых героев.

Кроме трагедий, Софокл писал и сатирические драмы. Известен фрагмент одной из них под названием «Следопыт».

52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера ............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос Глава V. Простейшие формы лирической поэзии Глава IX. Эсхил Глава X. Время Софокла и Эврипида Глава XVI. Расцвет ораторского искусства Глава XIX. Литература эллинизма Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

223

2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОФОКЛА

Софокл написал, по имеющимся сведениям, 123 драмы, но из них до нас дошло только семь, которые располагались, по-видимому, хронологически в следующем порядке: «Аякс», «Трахинянки»,

224
«Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет» и «Эдип в Колоне». Даты постановок точно не установлены. Известно только, что «Филоктет» был поставлен в 409 г., «Эдип в Колоне» - в 401 г., уже после смерти поэта; «Антигона», как было указано выше, относится, по всей вероятности, к 442 г.; есть основание думать, что «Царь Эдип» поставлен около 428 г., так как описание мора в Фивах похоже на отклик пережитой в 430 и 429 гг. эпидемии в Афинах. «Аякс», содержащий сатиру на спартанцев, поставлен, очевидно, до заключенного в 445 г. тридцатилетнего мира со спартанцами. В 1911 г. в Египте найдены на папирусе значительные отрывки сатировской драмы «Следопыты», которая, как видно, принадлежит к числу ранних.
Содержание всех этих произведений взято из трех мифологических циклов: из троянского - «Аякс», «Электра» и «Филоктет»; из фиванского - «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; сюжет «Трахинянок» взят из сказания о Геракле. В дальнейшем содержание их рассматривается по циклам сказаний.
Сюжет «Аякса» заимствован из киклической поэмы «Малой Илиады». После смерти Ахилла Аякс, как самый доблестный после него воитель, рассчитывал на получение его доспехов. Но они были отданы Одиссею. Тогда Аякс, видя в этом интригу со стороны Агамемнона и Менелая, задумал убить их. Однако богиня Афина помутила его рассудок, и вместо своих врагов он перебил стадо овец и коров. Придя в себя и увидав, что он сделал, Аякс в сознании своего позора решил покончить с собой. Жена его Текмесса и верные воины, составляющие хор, боясь за него, внимательно следят за его поступками. Но он, обманув их бдительность, уходит на пустынный берег и бросается на меч. Агамемнон и Менелай думают отомстить мертвому врагу, оставив его тело без погребения. Однако за права покойника вступается его брат Тевкр. Его поддерживает и сам благородный противник - Одиссей. Дело, таким образом, кончается нравственной победой Аякса.
«Электра» по сюжету сходна с «Хоэфорами» Эсхила. Но главным действующим лицом здесь является не Орест, а его сестра Электра. Орест, придя в Аргос в сопровождении верного Дядьки и друга Пилада, слышит вопли Электры, но бог велел совершить мщение хитростью, и поэтому никто не должен знать о его приходе. Электра рассказывает женщинам хора о своем тяжелом положении в доме, так как не может терпеть глумления убийц над памятью ее отца, и напоминает им об ожидающей их мести Ореста. Сестра Электры Хрисофемида, посланная матерью совершить умилостивительные жертвы на могиле отца, приносит весть о том, что мать и Эгисф решили засадить Электру в подземелье. Вслед за тем выходит Клитемнестра и молится Аполлону об отвращении беды. В это время является Дядька Ореста под видом вестника от дружественного царя и сообщает о смерти Ореста. Известие повергает в отчаяние Электру, Клитемнестра же торжествует, освободившись от страха мести. Между тем Хрисофемида, возвратившись с могилы отца, рассказывает Электре, что видела там надгробные жертвы, которые никем другим не могут быть
225
принесены, кроме Ореста. Электра опровергает ее догадки, передавая ей полученное известие о его смерти, и предлагает совершить месть общими силами. Так как Хрисофемида отказывается, Электра заявляет, что сделает это одна. Орест под видом посланца из Фокиды приносит погребальную урну и, узнав в горюющей женщине свою сестру, открывается ей. После этого он убивает мать и Эгисфа. В отличие от трагедии Эсхила у Софокла Орест не испытывает никаких мук, и трагедия заканчивается торжеством победы.
«Филоктет» основан на сюжете из «Малой Илиады». Филоктет отправился в поход под Трою вместе с другими греческими героями, но по дороге на острове Лемносе был ужален змеей, от укуса которой осталась незаживающая рана, издающая страшное зловоние. Чтобы избавиться от Филоктета, сделавшегося обузой для войска, греки, по совету Одиссея, оставили его одного на острове. Только с помощью лука и стрел, подаренных ему Гераклом, больной Филоктет поддерживал существование. Но вот греки получили предсказание, что без стрел Геракла Троя не может быть взята. Добыть их взялся Одиссей. Отправившись на Лемнос с юным Неоптолемом, сыном Ахилла, он заставляет его пойти к Филоктету и, вкравшись к нему в доверие, завладеть его оружием. Неоптолем так и делает, но потом, увидав беспомощность доверившегося ему героя, он раскаивается в своем обмане и возвращает оружие Филоктету, надеясь убедить его добровольно пойти на помощь грекам. Но Филоктет, узнав о новом обмане Одиссея, наотрез отказывается. Однако, согласно мифу, он все-таки принял участие во взятии Трои. Софокл разрешает это противоречие посредством особого приема, который часто применялся Эврипидом: в то время как Филоктет собирается с помощью Неоптолема отправиться на родину, перед ними в высоте появляется обожествленный Геракл (так называемый «бог с машины» -deus ex machina) и передает Филоктету повеление богов, что он должен отправиться под Трою, причем в награду ему обещано исцеление от болезни. Сюжет был ранее обработан Эсхилом и Эврипидом.
Из цикла мифов о Геракле взят сюжет трагедии «Трахинянки». Эта трагедия носит название по хору женщин в городе Трахине, где живет Деянира, супруга Геракла. Уже пятнадцать месяцев, как Геракл ушел от нее, назначив ей этот срок для ожидания. Она посылает сына Гилла на розыски, но тут приходит гонец от Геракла с вестью о его скором возвращении и с присылаемой им добычей, а среди этой добычи пленница Иола. Деянира узнает случайно, что Иола - царская дочь и что ради нее Геракл предпринял поход и разорил город Эхалию. Желая вернуть утраченную любовь мужа, Деянира посылает ему рубашку, пропитанную кровью кентавра Несса; уже много лет ранее Несс, умирая от стрелы Геракла, сказал ей, что его кровь имеет такую силу. Но вдруг она получает известие, что Геракл погибает, так как Рубашка прилипла к телу и стала палить его. В отчаянии она лишает себя жизни. Когда затем приносят страдающего Геракла, он хочет казнить жену-убийцу, но узнает, что она уже умерла и что его гибель - месть убитого им некогда кентавра. Тогда он велит отнести себя на
226
вершину горы Эты и там предать сожжению. В основе трагедии, таким образом, лежит роковое недоразумение.
Наибольшей известностью пользуются трагедии фиванского цикла. Первой в порядке развития сюжета должна быть поставлена трагедия «Царь Эдип». Эдип, не подозревая того, совершил ужасные преступления - убил отца Лаия и женился на матери Иокасте. Постепенное раскрытие этих преступлений и составляет содержание трагедии. Сделавшись царем Фив, Эдип в течение ряда лет благополучно царствовал. Но вдруг в стране начался мор, и оракул сказал, что причиной этого является пребывание в стране убийцы прежнего царя Лаия. Эдип принимается за розыски. Выясняется, что единственным свидетелем убийства был раб, который теперь пасет царские стада в горах. Эдип дает распоряжение привести его. Между тем прорицатель Тиресий объявляет Эдипу, что убийца - он сам. Но Эдипу это представляется настолько невероятным, что он усматривает в этом интригу со стороны своего шурина Креонта. Иокаста, желая успокоить Эдипа и показать лживость прорицаний, рассказывает, как у нее от Лаия был сын, которого они, боясь исполнения страшных предсказаний, решили погубить, и как спустя много лет отец убит какими-то разбойниками на перепутье трех дорог. При этих словах Эдип вспоминает, что однажды сам он в таком же месте убил какого-то почтенного мужа. У него закрадывается подозрение, не был ли убитый им человек фиванским царем. Но Иокаста успокаивает его, ссылаясь на слова пастуха, что разбойников было несколько. В это время Вестник, пришедший из Коринфа, сообщает о смерти царя Полиба, которого Эдип считал своим отцом, и тут выясняется, что Эдип был только его приемышем. А затем из допроса фиванского пастуха открывается, что Эдип был тем самым ребенком, которого Лаий велел убить, и что, следовательно, он, Эдип, - убийца отца и женат на своей матери. В отчаянии Иокаста лишает себя жизни, а Эдип ослепляет себя и осуждает на изгнание.
В «Эдипе в Колоне» представлено, как слепой Эдип, странствуя в сопровождении дочери своей Антигоны, приходит в Колон и тут находит покровительство у афинского царя Тезея. Между тем фиванский царь Креонт, узнав предсказание, что Эдип после смерти будет покровителем той страны, где найдет свой конец, пытается силой вернуть его в Фивы. Однако Тезей не допускает такого насилия. Затем к Эдипу приходит сын его Полиник. Отправляясь в поход против брата своего Этеокла, он хочет получить от отца благословение, но тот проклинает их обоих. После ухода сына Эдип слышит призыв богов и в сопровождении Тезея идет в священную рощу Эвменид, где и находит успокоение, взятый богами в недра земли. Софокл использовал здесь колонское сказание.
Сюжет «Антигоны» намечен в конечной части трагедии «Семеро против Фив» Эсхила. Когда оба брата - Этеокл и Полиник - пали в единоборстве, Креонт, вступая в управление государством, запретил под страхом смерти предавать погребению тело Полиника. Однако сестра его Антигона, несмотря на это, совершает обряд погребения. На допросе она объясняет, что совершила это во имя высшего, не
227
писаного закона. Креонт осуждает ее на казнь. Тщетно пытается остановить его сын Гемон, жених Антигоны. Ее замуровывают в подземном склепе. Прорицатель Тиресий пытается образумить Креонта и ввиду его упорства предрекает ему в наказание потерю самых близких людей. Встревоженный Креонт одумывается и решает освободить Антигону, но, придя в склеп, не застает ее в живых. Над ее трупом закалывается Гемон. Супруга Креонта Эвридика, узнав о смерти сына, тоже кончает жизнь самоубийством. Креонт, оставшись одиноким и нравственно разбитым, клянет свое неразумие и безрадостную жизнь, ожидающую его.
Сатировская драма «Следопыты» написана на сюжет из гомеровского гимна Гермесу. В ней говорится о том, как он похитил у Аполлона его чудесных коров. Аполлон в своих поисках обращается за помощью к хору сатиров. А те, привлеченные звуками лиры, изобретенной Гермесом, догадываются, кто похититель, и находят похищенное стадо в пещере.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. - 5-е изд. - М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.

Имя: Софокл (Sophocles)

Дата рождения: 496 г. до н. э.

Возраст: 90 лет

Дата смерти: 406 г. до н. э.

Деятельность: драматург, трагик

Семейное положение: был женат

Софокл: биография

Наряду с и Софокл – древнегреческий трагик, чьи произведения сохранились до современных времен: драматург написал более 120 пьес, но только 7 из них в полном объеме доступны современному читателю. На протяжении 50 лет он считался лучшим поэтом Афин: проиграл в 6 из 30 драматических соревнований, при этом не опускаясь ниже 2-го места. Значение творчества трагика не уменьшается по сей день.

Судьба

Софокл родился около 496 года до н. э. в Колоне, районе Афин, в обеспеченной знатной семье изготовителя военного обмундирования Софилла. Отец всесторонне развивал сына, но особенно плодотворно у мальчика складывались отношения с искусством. В детстве Софокл изучал музыку, а после победы греков над персами в Саламинской битве 480 года до н. э. возглавил юношеский хор, воспевающий героизм воинов.


Биография поэта связана не только с драматургией, но и с общественно-политической жизнью. Предположительно, в 443-442 годах до н. э. Софокл состоял в коллегии казначеев Афинского союза, а в 440 году до н. э. избран стратегом Самосской войны. В преклонном возрасте грека включили в число пробулов, то есть советников, которые помогали Афинам восстановиться после провальной Сицилийской экспедиции в рамках Пелопоннесской войны.

В труде «Пир мудрецов» Афиней писал, что Софокл испытывал тягу к мужчинам:

«Софокл любил мальчиков так же, как Еврипид любил женщин».

Опровергнуть или подтвердить этот интересный факт из личной жизни трагика невозможно, но доподлинно известно, что у Софокла была жена - Никострата. Из двух детей в законном браке родился лишь один, Иофонт. Второй сын, Аристон, появился на свет от гетеры Феориды Сикионской. Иофонт пошел по стопам отца и стал драматургом.

Прожив 90 лет, Софокл скончался в 406 году до н. э. Существуют 3 версии произошедшей трагедии. Согласно историкам Истру и Неанфу, драматург поперхнулся виноградом. По рассказам писателя Сатира, во время чтения «Антигоны» перед публикой Софокл не рассчитал запаса легких и задохнулся на длинной фразе.


Третья версия предполагает, что причиной смерти стала очередная победа на литературных состязаниях - поэт, возрадовавшись, скончался от сердечного приступа.

Софокла погребли у дороги, которая вела из Афин к городу Декелея. На надгробии написана цитата:

«В этой могиле, в священной обители, прячу останки Трагика, взявшего верх в славном искусстве своем».

Драматургия и театр

Эсхил являлся для Софокла примером для подражания, но более зрелый драматург (Эсхил на 29 лет старше) использовал приемы юного дарования в произведениях. Например, Софокл первый добавил в постановку третьего актера, уменьшив роль хора, затем к тому же прибег Эсхил. Грек изменил количество хоревтов - с 15 на 12 человек, а также исключил автора пьесы из числа выступающих (преимущественно из-за слабости собственных голосовых связок). Благодаря этим нововведениям театр Афин возродился.


Творчество трагика за считанные годы распространилось за пределы Афин. Иностранные правители часто просили грека выступить для них, но в отличие от Эсхила, умершего в Сицилии, или Еврипида, посещавшего Македонию, Софокл не принял ни одного приглашения. Ему нравилось писать для соотечественников, а те в свою очередь поощряли Софокла аплодисментами и голосами на литературных состязаниях.

Из 30 соревнований драматург выиграл на 18 фестивалях в честь бога и на 6 праздниках Ленеи. Первая значимая победа состоялась в 469 году до н. э., когда Софокл, представив на суд народа тетралогию (не сохранилась), превзошел Эсхила.


По подсчетам Аристофана Византийского, Софокл написал 123 произведения, 7 из которых в полном объеме дошли до нашего времени: «Трахинянки», «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне», «Следопыты». Самой известной пьесой считается «Царь Эдип» (429-426 годы до н.э.), которую в «Поэтике» назвал идеалом трагического произведения.

В центре сюжета – , чей отец, царь Лай, испугавшись предсказания, что сын станет его убийцей и женится на своей матери Иокасте, решил избавиться от ребенка. Человек, которому было поручено убить мальчика, смилостивился над беззащитным существом и отдал на воспитание пастуху. Затем Эдипа усыновил царь Полиб.


Повзрослев, сын Лая узнал о пророчестве и покинул отчий дом, но в дороге наткнулся на колесницу. В драке молодой человек убил старика и троих спутников. Стариком оказался Лай. Далее, став царем Фив, Эдип женился на Иокасте, воплотив в жизнь вторую часть пророчества.

Десятилетие спустя на город обрушилась страшная болезнь. Пытаясь разобраться в причинах напасти, жители обращаются к оракулу, и тот сообщает, что лекарство – в изгнании убийцы царя Лая. Так Эдипу открывается страшная тайна совершенного преступления. Не в силах справиться с горем, Иокаста заканчивает жизнь самоубийством, а Эдип, считая, что недостоин смерти, обрекает себя на слепоту, выкалывая глаза.


Пьеса «Царь Эдип» открывала так называемый фиванский цикл. На Дионисии этот сборник занял 2-е место, уступив произведению, написанному племянником Эсхила – Филоклетом. Тем не менее, британский филолог Ричард Клаверхауз Джебб согласился с Аристотелем, отметив, что пьеса «в некотором смысле является шедевром аттической трагедии». Проанализировав произведение, открыл «эдипов комплекс» – сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола.

В продолжение истории об ослепленном царе Софокл написал пьесу «Эдип в Колоне» (406 год до н. э.), которая поставлена уже после смерти поэта – в 401 году до н. э. Произведение повествует о том, как изгнанный из Фив Эдип с дочерью скитаются по Греции в поисках нового дома. Они получают известие о том, что сыновья слепца, Полиник и Этеокл, готовятся идти друг на друга войной за фивский престол. Во время встречи с одним из сыновей Эдип проклинает обоих на гибель от рук друг друга. Произведение завершается смертью слепца.


Заключительной трагедией фиванского цикла стала «Антигона» (442-441 год до н. э). Основная проблема пьесы – противостояние государственных и родовых законов. Братья Антигоны сражаются и погибают, согласно проклятию, от рук друг друга. Правящий царь запрещает хоронить тело Полиника, а оставляет его, как предателя, гнить на солнце.

Антигона идет против воли государя и погребает брата по традиционным законам рода, за что царь велит заточить девушку в башне. Не в силах повиноваться, Антигона заканчивает жизнь самоубийством, что порождает еще две смерти – ее возлюбленного и его матери, сына и супруги царя соответственно.


Ключевая особенность пьес Софокла состоит в том, что герои очеловечены: у них есть страхи и слабости, они поддаются искушению и греху. Так, трагедия «Электра» рассказывает о девушке и ее брате, Оресте, которые хотят отомстить матери и ее любовнику за смерть отца. И если поступок Ореста продиктован пророчеством , то Электра действует по зову сердца, руководствуясь глубокими чувствами.

В драматических произведениях грека божественное вмешательство становится менее ценным, а человек – более свободным. И все же в религии Софокл видит спасение, поэт понимает, что возможности людей не безграничны. При этом человечество гибнет, по мнению трагика, из-за собственной надменности. В «Аяксе» сказано:

«Быть благоразумным – это значит не оскорблять богов надменным словом, не вызывать их гнева гордостью».

Стоит отметить, что Софокл – человек верующий, и после смерти его обожествили.


Проблематика трагедий грека оказалась насколько актуальной для современного общества, что по произведениям Софокла по сей день снимают фильмы. Наиболее популярной считается «Антигона» - по пьесе сняты около 20 экранизаций, в том числе американская драма 1990 года «Антигона: Ритуалы страсти» с Джанет Эйлбер в главной роли.

Цитаты

Одно слово освобождает нас от всех тяжестей и болей жизни: это слово – любовь.
Великие дела не делаются сразу.
Правда – всегда самый сильный аргумент.
Неправильно заключать, что судьба сделала счастливым человека, пока жизнь его не завершилась.

Библиография

  • 450-435 до н.э. - «Трахинянки»
  • 450-440 до н. э. - «Аякс» («Эант», «Биченосец»)
  • 442-441 до н.э. - «Антигона»
  • 429-426 до н. э. - «Царь Эдип» («Эдип-тиран»)
  • 415 до н.э. - «Электра»
  • 404 до н.э. - «Филоктет»
  • 406 до н. э. - «Эдип в Колоне»
  • «Следопыты»


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней