Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Для современной исторической науки характерны: значительная поляризация, дифференцированность, большая независимость и свобода от "директивных указаний".

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.

Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.

Модернизм (от фр. modern -- новейший, современный) -- общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:

  • - декадентством (dekadentia -- упадок) -- т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;
  • - авангардом (фр. avanlgarde -- передовой отряд) -- манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.

Основные направления и Течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось:

  • - в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;
  • - в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;
  • - в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.

Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.

Большое влияние на практику модернизма оказали:

  • - идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;
  • - учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;
  • - психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга;
  • - экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-II. Сартра и А. Камю;
  • - теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе.

Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.

Характерными чертами стиля модерн были:

  • - стремление к эстетизации окружающей человека среды;
  • - подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;
  • - зрелищность и декоративность.

Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.

В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн -- X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.

В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмагорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в. интеграционный европа мировой культура

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.

Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм (от фр. fouves -- дикие). Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, Л. Дерен, М. Вламинк, А. Маркс и др. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902--1907 гг.

Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения -- все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX в.

Другим направлением модернизма стал дадаизм (фр. dadaisme от dad а -- лошадка, конек; в переносном смысле -- бессвязный детский лепет) -- авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время Нерпой мировой войны (1916).

Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу. Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара и Р. Гюльзенбек, художник Г. Арп и др. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916--1917), своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.

В 1919 г. во Франции образовалась группа так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входили JI. Арагон, А. Бретон, II. Элюар и др. Группа выпускала литературные журналы «Дада», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которых выступала за «чистое», лишенное социальных функций искусство. В Германии появились так называемые «политические дадаисты» -- Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация, фотомонтаж, набор звуков. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру так называемую ready-made (англ. -- «вещь промышленного производства»), -- например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью. В 20-е гг. во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии -- к экспрессионизму.

Сюрреализм (отфр.surrealisme -- надреалйзм, сверхреализм) - авангардистское направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Брегон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ З. Фрейда и К.Г. Юнга.

В литературе данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е. скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» -- эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения - весь этот опыт бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма -- это господство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, И. Элюара.

Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи сам принцип соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.

На современном этапе сюрреализм как творческое направление во многом себя исчерпал. Однако его художественные приемы используются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско), книжной графике, на телевидении и т. д. Сюрреализм вошел в опыт искусства XX в. как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источников художественного творчества.

Экспрессионизм (от лат. expressio -- выражение) -- художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на Эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Марка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы -- в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Вехера напоминала памфлеты и воззвания. Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х гг. XX в. Однако главная его черта -- - обостренно-контрастное видение мира -- серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки.

Супрематизм (от лат. supremus -- высший) -- разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом супрематизма. Текстовой вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения».

Будучи свидетелем проявлений различных направлений и течений в искусстве начала XX в., Малевич был одержим идеей создать единый стиль эпохи. И решение этой проблемы художнику виделось главным образом в распространении принципов супрематизма на новые сферы культуры: архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройность и чистота супрематических геометрических линий соединяется с отвергнутой им ранее предметной живописью. Постепенно в творчество супрематистов, в их картины возвращается и человек.

Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу. Весь сложный состав художественных приемов, который сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом виде искусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым собственно кино как искусство по преимуществу изобразительное. Модернистским, по сути, был дореволюционный кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова-Мусатова, с современными им театральными постановками начала XX в.

Постмодернизм -- понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма Современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны:

  • - поиски универсального художественного языка;
  • - сближение и сращивание различных художественный направлений;
  • - «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.

Характерными чертами постмодернизма являются:

  • - ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»);
  • - существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.);
  • - стилевой плюрализм;
  • - широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;
  • - иронизирование над художественными традициями прошлых культур;
  • - использование приема игры при создании произведений искусства.

В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество не равно творению. Если в допостмодернистских культурах работает система «художник -- произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства -- зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника. Он перестает быть «творцом», так как смысл произведении рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от «художественного произведения» к «художественной конструкции».

Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и др.


Культура XX столетия одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Объясняется это, во-первых, большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию людского (человеческого) сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистических идей. Во-вторых, осуществлены существенные изменения в сфере экономики и средств производства. Углубление индустриализации, разрушение традиционного сельского уклада приводят к урбанизации культуры. В-третьих, в процессе общей институализации (преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок) теряется индивидуальность, человек лишается своего собственного «я» (масса и массовизация общественной жизни).

Характерной чертой культуры XX века является её интегративность (объединение отдельных составных культуры в новые комбинированные виды искусства), что привело к возникновению кинематографа (сначала немое, а затем звуковое).

Переход от коллективного творчества к индивидуальному сделало культуру XX века многомерной, что вело в свою очередь к формированию разнообразных стилей и направлений.

Со второй половины столетия новый импульс в культуре получают гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому, провозглашает право на жизнь, благосостояние, свободу. Это уже не элитарный, а демократический гуманизм.

Основой изменения содержания и форм культуры было становление индустриальной цивилизации. В ушедшем столетии наука впервые заняла подобающее ей место. В своем развитии она приходила во все большую связь с техникой, более непосредственно и быстро реализовывались научные открытия. Научно-техническая революция дала миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, телевидение, компьютеры, другую электронную технику. Технизация жизни стала неотъемлемой стороной культуры, методом и результатом её развития.

Результатом научно-технической революции было экономическое объединение мира, все более растущая интернационализация народнохозяйственных связей. Появились транснациональные корпорации с едиными формами организационной культуры (треть промышленного производства, половина внешней торговли, 80 % новой техники и технологий).

Наука и техника преобразовывали лик природы, активизируется процесс экспансии разума в эволюционный процесс (человечество не только владеет, но и максимально преобразует биосферу). Это дает основание все больше склоняться к возможности и необходимости создания ноосферы. Еще В.Вернадский утверждал, что эволюция мировой культуры - природное явление в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (сфера разума). Отсюда одно из уникальных, интереснейших явлений современной культуры - космизм, космичность человеческого существования, важной составной которого является ответственность человека за космическую эволюцию.

Таким образом, научно-техническая революция и техногенная цивилизация предоставили человеку большие возможности. Но став главными целями общественного развития, одним из основных условий наращивания материального богатства, они превратили самого человека в простое орудие эффективной экономической деятельности, лишило его возможности ощущать радость гармонического сосуществования с природой.

Оказалось также, что за блага, которые несет людям технический прогресс, приходится рассчитываться: рост продуктивности труда ведет к безработицы; достижение жизненного комфорта увеличивает оторванность человека от человека; автомобилизация, повышая мобильность человека, усиливает загрязнение атмосферы и т.д. Такая ситуация отразилась в борьбе двух тенденций, которые отвечали двум противоположным точкам зрения на науку. Одна утверждает, что наука главная движущая сила прогресса, другая - обвиняет ее во всех бедах человечества.

Культура XX века отразила все эти процессы и этот кризис, в который входила техногенная цивилизация. Связан кризис с несколькими факторами: 1. наука не всегда демократична; 2. наука - средство покорения не только природы а и человека; 3. научно-технические достижения не всегда ведут к прогрессу, а и увеличивают зависимость человека от техники; 4. наука, давая больше богатым, ведет к расслоению людей, возникновению на этой основе идеологий; 5. тесно связанная с миром материальной жизни, наука столкнулась с идеологией и в этом столкновении, судя по всему, победила идеология.

Таким образом, в XX столетии сформировался тип научно-технической культуры, который много дал человеку, преобразовал его жизнь. Но, вместе с тем, возникло и множество новых проблем и острых противоречий.

Рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства, расширение форм потребления сопровождался освоением новых типов духовности, отраженных в культуре модернизма.

Модернизм в переводе с французского - новый, имеет тот же корень, что и слово «мода», поэтому часто употребляется в значении «новое искусство»; «современное искусство».

Модернизм - термин суммарный, означает множественность непохожих друг на друга разнородных и противоречивых художественных направлений с разными платформами, но с принципиальной философско-мировоззренческой общностью.

В поэзии разрыв с поэтической традицией, привычными нормами стихотворной речи.

Футуризм объявлял человеческие чувства «слабостями», провозглашал критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу».

В изобразительном искусстве отрицание изобразительности. Кубисты, например, свое видение мира изображали геометрическими фигурами в коричневых, серых и черных тонах.

У абстракционистов - ни сюжета, на предмета, ни человеческого образа.

Искусство сюрреалистов было средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. Это сверхреализм.

В музыке отрицается модернистами музыкальная организованность - мелодия, гармония, полифония (конкретная музыка, алеаторика, пуантилизм).

Режиссеры-реформаторы пытаются преобразовать сценическое искусство. Театр становится публицистичным, социально направленным, в нем отсутствует историческая конкретность, логика диалогов, слово становится самодостаточным.

Ведущим направлением в архитектуре XX века является функционализм, те. Создание предметно-эстетической среды для жизнедеятельности человека. С середины XX века складывается урбанистическая дезурбанистическая теория строительства (создание мегаполисов или небольших городов-садов).

XX век - время действия масс, всеобъемлющей массовизации жизни. Вовлечение масс в политическую и культурную жизнь потребовало создание особого способа культурного обслуживания масс - массовой культуры. Ее появлению способствовали техногенные процессы, унификация и стандартизация условий труда и быта, коммерциализация общественных отношений и др.

Массовая культура рассчитана на средний уровень массового потребителя основывается на создании иллюзий, вымыслов, мифов. Впервые появилась в США на рубеже XIX-XX веков.

Другим типом культуры XX века является тоталитарная культура - официальная культура, полностью ему подконтрольная. Эта культура лишена аполитичности (служит политике), лиризма, интимности, выступает средством борьбы за власть. Тоталитарными принято считать культуры СССР и Германии конца 20-х и 30-х годов.

Со второй половины XX века начинается переход развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. В таком обществе увеличивается роль информации, поэтому его еще называют информационным (производство не товаров, а услуг, децентрализация в производстве и сфере принятия решений. Возникает огромная инфраструктура по переработке, хранению и передаче информации).

Культура постиндустриального общества (информационного) называют постмодернизмом. Для нее характерно отрицание всякого рода норм и традиций, отказ от авторитетов любого ранга, полиформизм ценностей и социальных статусов, избавление от диктата разума, власти дискурса (рассуждение, довод), свобода во всем. Постмодернизм постоянно создает новое, используя деконструкцию и пародирование, произвольную трактовку.

Во второй половине XX века возникли глобальные проблемы, от решения которых зависит судьба человечества:

Преодоление экологического кризиса;

Преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом;

Предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения;

Нахождения новых источников сырья, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.

Изучением будущего, глобальным моделированием занимается авторитетный международный орган - Римский клуб. Он объединяет мировую научную, деловую и политическую элиту, создан в 1968 году.



ХХ век существенно изменяет типологическую картину мировой культуры . В ней, как и раньше, присутствуют три основных типа культуры (первобытный, традиционный и индустриальный) и два переходных (первобытно-традиционный и традиционно-индустриальный), но их соотношение меняется в пользу индустриального. Черты первобытной культуры можно проследить у некоторых народов, ведущих племенной образ жизни – в Амазонии, Океании и ряде других регионов. Число носителей первобытно-традиционной и традиционной культуры также сравнительно невелико. Это – часть народов Азии, Африки и др. Культура большинства стран является переходной от традиционной к индустриальной с преобладанием черт той или другой в разных государствах.

Основы индустриальной культуры начали складываться в ХVI в. с развитием капитализма в Западной Европе. В ХVIII – ХIХ вв. индустриальная культура расширяет свой ареал, проникая во все новые страны. В это время она приобретает свои базовые черты: рационализм, гуманизм (личность становится субъектом и целью культуры) и ориентацию на безграничный прогресс. её часто называют классической или классической европейской культурой, т.к. именно в это время в Европе создаются образцовые, общепризнанные произведения философии, литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

В ХХ в. индустриальная культура становится господст­вующей, т.е. наиболее влиятельной и сильной в техническом отношении. В то же время она во многом утрачивает или существенно меняет свои базовые характеристики (гуманизм и др.) и приобретает новые, становясь «неклассической» культурой.

В ХХ веке развитие науки вызывает глобальные пробле­мы и даже ставит человечество на грань самоуничтожения. Глобальный кризис цивилизации означает и кризис индустриальной культуры. Выход из него многие обществоведы усматривают в переходе от индустриального к постинду­стриальному (информационному, антропогенному) обществу, основы которого начали складываться во второй половине ХХ в. в наиболее развитых в социально-экономическом отношении странах. Прогнозируемая будущая постиндустри­альная культура 1 выработает новые ценности и приобретет свои собственные черты, часть из которых уже просматривает­ся: динамизм, глобальность и др. В то же время для нее будут характерны некоторые черты индустриальной культуры (техно­логичность, научность и др.) и даже традиционной (коллекти­визм, уважение к природе и др.). Последнее связано с тем, что в будущем одной из главных задач человечества, как и в традиционном обществе, станет выживание. Такой прогноз позволяет выделить два новых типа культуры: переходный от индустриального к постиндустриальному (например, в США) и переходный от традиционно-индустриального к постиндуст­риальному (например, в Японии).

В целом типологическую картину культуры XX – XXI веков можно представить в виде следующей схемы.

Введение
На протяжении всей истории культуры человек вырабатывал различные способы познания мира. Наука - один из таких способов познания, возникает в ответ на потребность получения объективного, истинного знания о мире и вносит существенный вклад в развитие культуры. Но и культура - важнейшее условие развития научного познания.
В советском обществе, культура,наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС - КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против "коленопреклонения перед Западом", против "белорусского национализма" и "безродного космополитизма". Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о "золотом веке" в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтовбыли признаны "идеологически вредными". Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др.
Так же и гуманитарные науки в большей степени зависели от общественно-политической жизни, потому были весьма политизированы и идеализированы.
Особенно ярко это проявлялось в общественных науках, в том числе истории. Под лозунгами борьбы с «проявлениями безыдейности, иаполитичности», «за чистоту марксистско-ленинского мировоззрения», за неуклонное следование «ленинским принципам классовости и партийности» уничтожались научные отрасли и школы, укоренялся догматизм, подавлялись проявления иномыслия. Партийно-государственными органами была создана, и поддерживалась атмосфера, поставившая историческую, и другие общественные науки в жёсткие ограниченные рамки.
Творчество писателей-ветерановВеликой Отечественной войны
В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шамякина и др. В числе лучших произведений тех лет - романы И. Шамякина "Глубокое течение", И. Мележа "Минское направление", М. Лынькова "Незабываемые дни", драматические произведения А. Мовзона "Константин Заслонов", К. Губаревича "Брестская крепость" и др.
Приблизительно с1953г. в белорусской литературе, как и во всесоюзной, наметились новые тенденции, связанные с активизацией общественной жизни. Начался процесс преодоления описания, углубления во внутренний мир героев, в частности конфликтов послевоенной эпохи. В сообществе писателей развернулась дискуссия о месте писателя в жизни общества, о необходимости пересмотра укоренившихся в литературе концепцийбесконфликтности. На первый план постепенно выходят общечеловеческие морально-этические ценности, борьба за моральную чистоту в человеке. Наиболее ярко это проявилось в повести Я. Брыля «На Быстранцы», и особенно в романе И. Шамякина «Крынiцы».
В первой половине 60-х гг. в результате внутреннего идейно-художественного обогащения, белорусская проза пришла к значительным открытиям. Появляются такие романы, как «Людзi набалоце» И. Мележа, «Птушкi i гнёзды» Я. Брыля, «Сэрца на далонi» И. Шамякина, «Сасна пры дарозе» И. Науменко, «На парозе будучынi» М. Лобана, «Зсценак Малiнаука» А. Чернышевича.
В. Короткевич открыл читателю поэзию, и философию истории («Каласы пад сярпом тваiм», «Чорны замак Альшанскi»), а В. Быков с позиции гуманизма и антимилитаризма анализирует и осмысливает человека на войне («Жураулiны Крык»,«Сотнiкау», «Воучая зграя» и д.р.).
Особенное внимание к морально-этичным проблемам современности, к образу современника, к взаимоотношениям научно-технической революции и судьбы человека, особенно характерно для И. Шамякина – его романы «Антланты i карыятыды» (1974), «Вазьму твой боль» (1978), И. Пташникова «Мсцiжы» (1972), В. Адамчика «Чужая бацькаушчына», «Год нулявы» (1983).Белорусская драматургия
Вклад белорусского народа в разгром врага в годы Великой Отечественной войны, его трудовой героизм и борьбу за мир отражали все виды белорусского искусства. Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и кантаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева, Г. Пукста, П. Подковырова и других композиторов. Активно работала...

Культура России на рубеже XX-XXI веков развивалась в сложной политической и экономической ситуации в стране. В культуре происходили резкие, противоречивые изменения. Но несмотря на это, культурная жизнь страны в этот период стала намного разнообразнее. Возрастала роль средств массовой информации, проводилась политика «гласности», начали печататься ранее запрещённые литературные произведения, возвращались культурные деятели, которые ранее были вынуждены покинуть страну. Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка.
Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира.
Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене.
Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития.

Мировая культура 20-21 века

20-е столетие вошло в историю как самое трагическое и кровопролитное. Его глав. отличит.я черта -- мощный взлет науки и техники на фоне столкновений, революций и войн, краха могущественных империй. Все это не могло не отразиться на развитии культуры, которое в 20 веке характеризовалось чрезмерной противоречивостью.

Мощным фактором развития культуры в 20 веке стала наука . Создание квантовой механики, теории относительности, кибернетики, ядерной энергетики, генной инженерии, компьютерной и лазерной техники, множества др. научно-тех. новшеств изменило научную картину мира. В полной мере проявилась двойственная роль тех. прогресса, кот. дал человечеству материальные блага и удобства, но, с др. стороны, принес неисчисляемые бедствия.

Осн. новации в культуре в пер. пол. 20в., формировались в русле модернизма.

Одним из известных течений модернизма в перв. десятилетии 20в. стал фовизм , представленный именам франц.живописцев -- Матисса, Марке, Руо, Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию худ. образов с помощью ярких цветовых гамм .

На протяжении перв.четверти 20в. модным был экспрессионизм . Поборники направл. (нем.худож. Марк, Нольде, Клее, русский худож. Кандинский, австрийские композиторы Шенберг, Берг) провозглашали целью искусства не изображение совр. действит-ти, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека.

В перв. четверти 20в. - кубизм . По выражению автора термина "кубизм", Восселя, в картинах данного направл. господствует "множество кубиков". Годом возникновения направл. считается 1907год, когда художник Пикассо выставил свою кубическую картину "Авиньонские девицы" - большое панно, на кот. изображена сцена борделя. Женские фигуры плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме. Предст-ли кубизма Пикассо, Грис, Дюшан, Леже и др.

В перв.пол. 20в. - абстракционизм Суть искусства в том, считают его поборники (Кандинский, Мондриан, Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действит-ти, может полнее выразить объективно существующее.

Футуризм – перв. четверть 20 в., распр. в Италии и России. Сущность течения -- бунтарский, анархический протест против традиц. культуры Основное средство очищения мира от старой рухляди итал. футуристы Боччони, Балла, Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Перв. мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Сюрреализм . Его предст-ли: писатели Бретон, Апполинер, Элюар, Супо, художники Дали, Блум, Эрнст, Миро, драматурги Арто, Шеале, кинематографисты Бергман, Хичкок) провозгласили источником искусства сферу подсознательного -- инстинкты, сновидения, галлюцинации, воспоминания младенческого возраста.

Худ. лит-раXX века гораздо дольше сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), нем. писатель Томас Манн - роман "Доктор Фаустус", франц. писатели Роллан -- автор романов "Кола Брюньон", "Очарованная душа" и Фроис -- роман "Остров пингвинов", америк. писатели Фолкнер , создавший серию романов "Шум и ярость" и др. и Эрнст Хемингуэй - автор романов "Прощай, оружие", "По ком звонит колокол"и др.

В то же время и в худ.лит-ру проникли модернистские новации в т ворч. франц.поэтов Элюара и Арагона, в романах ирландского писателя Джойса , франц. писателя Пруста , нем. романиста Ремарка , австрийского писателя Кафки , австрийского поэта и прозаика Рильке .

Музыкальная культура 20в. более отчетливо, чем худ. лит-ра, характеризуются поисками модернистских средств и форм худ. выражения. Это проявляется в творчестве франц. композиторов Равеля , Лито, Жоливье , рус.композитора Стравинского , англ. композитора Бринттена .

Во вт. пол.20 в. - влияние постмодернизма . Хотя термин "постмодернизм" появился еще в перв.четверти века в работе Р. Панцвица "Кризис европейской культуры", лишь в 1947г. ему придан культурологический смысл в работе англ. социолога и историка А.Тойнби "Изучение истории". В русле постмодернизма развив. тенденции западной философии (Бодрийяр, Делез, Гваттари, Лиотар, Деррида, Кристева и др.), худ. лит-ре (Виан, Эко, Мейлер и др.), живописи (Мерц, Палладино, Фукс и др.), социологии (Бурдье, Гидденс), архитектуры (Стирлинг, Джэнкс), музыки (Шнитке и др.).

Большим своеобразием и противоречивостью отличалось в 20в. развитие культуры в России и др.странах, которые с 1917 по 1991 год были объединены в СССР, а в послед.десятилетия века обрели статус независимых государств

49) Культурология в профессиональной деятельности
Суть в том, что культура тесно связана с экономикой. Она помогает бизнесменам и банкирам, экономистам вести переговоры с различными культурными нациями, решать глобальные финансовые вопросы, находить пути решения сложных сложившихся ситуаций. Так же, большое значение культурология играет при составлении договоров, оформлении документов.

Первоначально экономика означала искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятие «экономика» обозначает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение, наконец, экономическую культуру.

Экономическая культура - это комплекс элементов и явлений культуры, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Экономическая культура самым непосредственным образом влияет на развитие экономики.

Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты:

1) ценности, связанные с экономикой - те или иные экономические блага, в определённой ситуации более или менее предпочтительные;

2) экономические потребности - индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях;

3) нормы в сфере экономики - экономические нормы массового поведения;

4) приоритеты и предпочтения в экономической сфере - выбор людьми тех или иных экономических благ;

5) мотивация экономического поведения - объяснения, оправдывающие действия и поступки, а также выбор ценностей и норм.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней