Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Обычаи и традиции дагестанской свадьбы. Доклад на тему традиции дагестана

Альбина Ибремова
Культура традиций народов Дагестана. Лезгины. Статья

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА . ЛЕЗГИНЫ

Дагестанская народная педагогика-это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетия народами , населяющими нашу многонациональную республику. За много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания, подрастающих поколений создали великолепные обычаи, традиции , в которых аккумулирован созидательный творческий опыт масс, а так же формы, методы и приемы воспитании человека.

«Будь человеком!» -такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.

Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом,народом . В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности семьи, рода, джамаата, народа . Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.

Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность» , «порядочность» , «человечность» . Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики , гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов :

Горец клянется : «Человеком родился – человеком умру!» ;

Хвала горца : «Таких людей больше нет. Он был человеком» ;

Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ назвал их «Законом гор» . Закон требует человеческой верности родине и народу ;

«Пусть мать лучше умрет, чем родить труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячи раз. Лучше слепота, чем бесчестие» - гласят народные изречения .

«Знания, полученные в детскую пору – высеченное на камне изображение» , - говорят дагестанцы . Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, когда примерно 3 года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления : одни, повторяя действия взрослых стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам : ножовке, молотку и т. д.

Значительное воздействие на создание детей раннего возрасту, оказывает положительный энтузиазм родителей в личном труде, добрые их отношения друг к другу. В ответах на вопрос «За что ты любишь отца?» многие дети отмечают такие действия отца, как помощь матери по хозяйству, умение выполнять различные трудовые операции, вести на волнующие детей темы.

В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей в обслуживающем труде. К таким относится труд по оказанию взаимопомощи.

Создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.

Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету плетения; когда отец вьет веревку, канат, ребенок держит противоположный конец веревки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост. Все это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности.

Особого внимания заслуживает по развитию в детях чувства уважения к продуктам труда, главным образом к хлебу.

Мудрецы говорят, что на Земле есть три главные ценности : хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывал нить жизни, книга, чтобы сохранилась связь времен.

Детей с малых лет включаем в посильный труд, игры, национальную борьбу, обучаем бороться с ровесниками, лазать по горам и многому другому, так как горцы ценят в человеке хорошую осанку, подвижность, изящество и благородство движений.

Цель и задачи нравственного воспитания в ДОУ я вижу в формировании у детей необходимых моральных качеств : гуманизм, честности и правдивости, скромности, справедливости, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине .

Наиболее ярко народные представления о нравственности выражены в народных пословицах .

«Родина – мать, а чужбина – мачеха» (лак.)

«Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину – всю жизнь» (лезг .)

«Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть» (лезг .)

Не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери. Не случайно народ считает мать началом всех начал.

«Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь» (дарг.)

«Чтобы сын оплатил матери свое рождение, он должен семь раз отнести ее на своих плечах а Мекку и обратно» (общедаг.)

Народные игры – это отражение действительной жизни наших отцов, дедов, прадедов, это особый вид исторически сложившейся педагогической деятельности трудящихся масс.

Различные исторические, социально – экономические и географические условия жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека, привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки. Так, например, в Южном Дагестане , где много ореховых деревьев, лезгины создали такие игрушки, как «Гъар – гъар» (Ореховая трещетка, «Къаркъу – писпи» (Ореховая свистулька) .

В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь – от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человека смело смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность. Влиять на отношение человека к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит : «Человек, который поет, танцует или играет, не совершить зла» .

Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку в колыбели (колыбельные песни, в раннем детстве (детские песни, на отдыхе и в игре (игровые песни, частушки, шуточные песни, в труде и быту, при защите родины (песни героев, песни призывы, в любви и дружбе (песни о любви) .

Колыбельная песня :

Ты меня проводишь спросонок

Ночь проходит, утро уж близко

Спи, мой шоколадный тигренок,

Спи, моя игривая киска.

Я не думал что твои щечки

Слаще самой вкусной конфеты

Спи, мой кареглазый дружочек,

Ночь тебе расскажет об этом.

Дагестанская сказка для малышей : «Трусливый заяц» .

Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой : «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя! Орлы не дают мне покоя… Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!»

И отправился, говорят, заяц к морю, топиться.

Вот пришел заяц на берег моря, а там, на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда.

Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову :

Ого, есть, оказывается, кое-кто трусливей меня! Так нет же, не брошусь в море!

И побежал заяц, гордый и веселый, домой в горы.

В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных песен , потешек, пестушек, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека труженика, человека - друга, человека- воина и защитника. Уроки национальной музыки, народной игры , детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики , привития детям чувства любви к родному народу и его духовной материальной культуре .

Самым впечатляемым из обычаев дагестанцев у людей, которые посетили Дагестан это их обычай гостеприимства. У дагестанского народа существует пословица: "Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость". Поскольку каждый из них считает за честь принять достойно гостя в любое время суток. Издавна у дагестанцев существует обычай, когда все члены семьи садились пообедать или поужинать, отделяли порцию для запоздалого гостя. Неписаным обычаем для горцев является то, что гость ни в чем не должен нуждаться. Также для запоздалого гостя они держали шубы, вдруг если тот промокнет. Существовал обычай у багулалцев, по которому у приезжего не спрашивать ни о чем, а по истечению 3-х дней с приезжим разговаривали как с членом их семьи. Горец при уходе гостя из дома давал в хурджины сытую еду и какой-нибудь подарок, чтобы гость в пути не проголодался.

Дагестанци воспитывают свое подрастающее поколение строго по заветам предков, быть честными и правдивыми.

Недалеко от аула Ходот есть родник с холодной водой. Возле которого всегда много стоит бедонов, ведер, кувшинов, для которых этот родник служит своего рода холодильником, а собственникам этих бидонов, ведер и кувшинов не стоит переживать за их сохранность и сохранность содержимого, поскольку никто к ним не притронется.

Также дагестанские жители могут повесить тушу мяса на дереве около проезжей части, на которой будет прикреплен листок бумаги с весом и ценой на мясе. А купившие это мясо могут положить деньги за мясо возле дерева.

Самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой много посуды из меди, а в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке у которой не было медной посуды вообще не женились.

В старину в Тлядал старики аула закрывали в доме вдову, называли ей имя любого мужчины (будь он женат или же нет) из аула и предлагали выйти за него замуж, если этот мужчина отказывался, его обязывали жениться на ней. В ауле Тандо, если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в браке, то ее сажали на ишака задом наперед и водили по всему селению. Это делалось для того чтобы над ней насмехались и оскорбляли.

Для горцев святым идеалом служит достоинство родителей и кровно-родственные тухумные связи. Пред отцом преклоняется мать и дети. Детям давалось имя отца. Развод по инициативе жены у них считается позором и унижением для мужа. В семейный этикет входит уважение и оказание почета отцу. Никакое наказание или убийство не может быть в присутствии женщины. Мужья бережно относятся к своим женам и не допускают к грубой и тяжелой работе.

Сценарий мероприятия

«Обычаи и традиции народов Дагестана».

Ведущий 1: На протяжении многих веков обычаи и традиции наших предков – адаты – имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного характера редко где встретишься.(1 слайд)

Ведущий 1:Но выступление мы начнём со следующей истории.

Ведущий 2:О привязанности к нашей республике гостя, посетившего её.

Ведущий 1: Александр Викторович Костюнин. 1964 г.р. Член союза писателей. Летом 2010 год посетил Дагестан, объездил все 42 района. Свои впечатления он излагает в книге. (2 слайд)

Ведущий 2.Отрывок из предисловия к книге я хотела бы вам зачитать:

Ведущий 1: «Завершилось мое странствие по Дагестану. Я перебираю четки, подаренные Керимханом, и вспоминаю…вспоминаю».

Ведущий 2: Каждое звено, каждая бусинка – еще один аул, еще одна гостеприимная сакля, еще одна встреча на годекане.

Ведущий 1: Прошла неделя. Как я оставил свое сердце там, в горах, и чувство восторга потихоньку вытесняет грусть. Приехать в Страну гор легко, покинуть ее невозможно…Едва расставшись. Скучаю по своим названным братьям, скучаю по Дагестану. (3 слайд)

Ведущий 2: Друзья, родственники не могут понять, принять, когда в качестве приветствия я, по привычке. Произношу: - Ассалам алейкум!

Ведущий 1: Если черпать информацию из СМИ, в Дагестане уже давно не осталось камня на камне. Когда только прибыл в Махачкалу супруга дозвонилась и с тревогой спросила: «Сильно ли разрушен город?»

Ведущий 2: По возвращению на Родину Карелию, работница почты спрашивает: «Дагестан – это Россия?»

Ведущий 1: Друг полюбопытствовал: «А деньги там какие? Как у нас, так и у них?».

Ведущий 2: Да, несомненно, рассказать о Дагестане моя миссия.

Ведущий 1: Я думаю, знаю чего не хватает Европе с Америкой….там нет искренности. Там нет душевной теплоты, какую встретил я в Дагестане. Там и богатство – не баракат. Там все. Улыбаются, интересуются: «How are you?». Но не дай Бог ты остановишься и начнешь рассказывать, мало того что никто и слушать не будет, так еще и сочтут сумасшедшим.

Ведущий 2: В подтверждение слов Александра Викторовича, нам хочется вам показать насколько разнообразна наша республика, насколько она интересна. (4 слайд)

Ведущий 1: К сожалению, цивилизация убивает прямодушие и теплоту. Сейчас я точно знаю: самые открытые люди живут в горах, теплее, искреннее на свете людей не сыскать.

Ведущий 2: Ведь у нас что ни аул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт. (5 слайд)

Гостеприимство!

Ведущий 1: Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. (6 слайд)

Ведущий 2: У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.

Ведущий 1: Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей. Очень много пословиц и поговорок сложено на эту тему. Вот несколько:

Ведущий 2: «Что я завтра буду есть – это не забота: чем накормить пришедшего гостя – это забота» - гласит народная поговорка

Ведущий 1: «Гость - посланник Аллаха»

Ведущий 2: «Зачем живет на свете тот, для кого приход гостя – наказание»

Ведущий 1: «Дом, куда не ходят в гости, - говорят горцы - несчастный дом».

Ведущий 2: Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок.

Ведущий 1: Перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».

Ведущий 2: Одним из самых популярных календарных праздников в Дагестане является праздник «Эбелцан»- проводы зимы и встреча весны. Отмечается он 21 – 22 марта и состоит из определенных обрядов. Первым из них –это обряд «яйцебиения», (7 слайд) проводимый в форме игры за месяц до наступления праздника. В ней принимает участие только мужское население. Игроки приносят с собой на место проведения игры сырые яйца и противники ударяют их острыми концами. (8 слайд)

Ведущий 1: Победителем считается тот, кто сохранил свое яйцо целым. Побежденный отдаёт ему разбитое яйцо. Игра символизирует плодородие и продолжается до тех пор, пока остаются целые яйца. Тот, кто собрал больше яиц, может рассчитывать на благополучие в своем доме. Вечером 21 марта разжигают большой костёр и разжигает его самый уважаемый мужчина. (9 слайд)

Ведущий 2: Отдельными группами, по возрастным категориям, ходят по своем дворам села, исполняя специальные песни, в последних двух строчках они просят яйца у хозяйки. После посещения всех дворов, собираются у одного из участников и готовят яичницу, как основное блюдо, и ещё обрядовые кушанья готовятся. (10 слайд)

Ведущий 1: Дети устраивали небольшие костры, через которые прыгали вместе с взрослыми. Этот обряд, по мнению горцев, очищает их от болезней и грех, и огонь охраняют до утра- это отпугивает злых духов. (11 слайд)

Ведущий 2: Просим вашего внимания для просмотра видеоролика.

Ведущий 1: Очередной обряд --Пахота. (видеоролик, 12 слайд)

Начало пахоты сопровождается выполнением различных обрядов и соблюдением запретов. А главное - нарядные быки. Пахарь перед пахотой избегает общения с соседями. В поле он выходит без обуви. (13 слайд)

Ведущий 2: Первые три дня зерно в поле для посева может носить только удачливый пахарь. В день пахоты выпекал хлеб и раздавал его односельчанам. Избранный (14 слайд) односельчанами пахарь бреет бороду и голову, чтобы выйти на поле «чистым». (15 слайд)

Ведущий 1: Следующий обряд - Вызов огня и солнца. (видеоролик,16 слайд)

К числу самых известных обрядов следует отнести магические приемы вызова дождя и солнца. В период засухи молодые юноши собирают в лесу ветви, которыми обвязывают одного из участников. (17 слайд)

Ведущий 2: Ряженый вместе с сопровождающим ходит по дворам, распевая обрядовую песню. В каждом доме его обливали водой, чтобы вызвать дождь. Участников процессии одаривают едой. Обряд завершается общей трапезой, в ходе которой на кладбище приносилась ритуальная жертва – баран или бык. (17 слайд)

Ведущий 1: После жертвоприношения одного из участников сталкивают в воду. В ряде сел, чтобы вызвать дождь, надевали раньше наизнанку шубы, сдвигали с места надгробный камень, очищали родники от ила, били палкой воду, произнося ритуальное заклинание.

Ведущий 2: В обряде вызывания солнца принимали участие только девушки. Они из грабель, вил или большой деревянной ложки делали чучело и шествовали с ним по селению, распевая песню. После этого устраивалось совместное застолье, а «чучело» до появления солнца устанавливали на крыше.

Ведущий 1: С целью прекращения града во дворе дома оставляли какой-нибудь острый предмет и проводили общественные моления.

Ведущий 2: В магических обрядах календарных праздников нашли свое отражение традиционные древние верования. У некоторых сохранялось почитание огня, священных камней и деревьев, пещер и родников, земли и неба, солнца и луны. Наряду с мечетями в селениях имелись пиры – места древних обрядов. В случае болезни или бездетности женщины шли на поклонение к пиру. В качестве даров подвешивали на дерево одежду, оставляли яства.

Ведущий 1: Честолюбие и правдивость как обычай.

Дагестанцы старались строго следовать заветам предков быть честными и правдивыми и в таком же духе воспитывали подрастающее поколение. В Унцукуле, Ицари, Вачах, Кванаде, потерянную вещь и сейчас оставляют на видном месте.

Ведущий 2: В сел. Тидиб найденное приносят к роднику. В селение Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся в Ураду и забрал свою потерю.

Ведущий 1: На Хунзахском плато расположено до десятка колхозных селений. Неподалеку от Арани на перекрестке шоссейной дороги я заметил мясо, висевшее на сучке. Вокруг ни души. К мясу был приколот клочок бумаги, на котором обозначены вес и цена.

Ведущий 2: Любой проезжающий мог взять мясо, а деньги положить под камень около дерева. За последние годы в окружающих аулах не было ни одного случая кражи вещей или животных. По крайней мере, сами жители плато этим не занимались. Женщины даже глубокой ночью свободно, в одиночку могут ходить из аула в аул. Происшествия исключены.

Ведущий 1: А вот вам и свадебные адаты некоторых дагестанских селений. Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в некоторых селениях на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились. А теперь из истории обычаев. (19 слайд)

Ведущий 2: В селении Харбук невесту встречали у дома жениха очень оригинально – выводили к порогу бычка с пометкой. Затем невесту осыпали мукой и в комнате усаживали на мешок с мукой.

Ведущий 1: В селении Урада мать парня при первом посещении дома невесты по поводу сватовства брала с собой девять пирогов с творогом и чашу с медом. Если мать невесты не принимала принесенного, то это означало отказ, сватовство не состоялось.

Ведущий 2: В старину в селении Тлядал Цунтинского района старики аула закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем аллаха его обязывали жениться на ней.

Ведущий 2: В селении Ванашамахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров. У урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок. (20 слайд)

Ведущий 1: В Ванашамахи перед приходом невесты жених обычно находился за дверью комнаты. Когда невеста входила, он три раза ударял ее по спине в знак своей власти над ней с этого момента.

Ведущий 1: У некоторых национальностей Дагестана есть обычай «красть невесту». К этому мы отнеслись с юмором и решили показать «глазами» КВН-щиков. (видеоролик,21 слайд)

Ведущий 2: В селении Мюрего по пути от дома невесты до дома жениха с крыш невесту посыпают мукой. По старинному обычаю это означает пожелание, чтобы она в этом доме не имела нужды. (21 слайд)

Ведущий 2: Сопровождающие не входят в дом и требуют от родителей жениха подрезать ухо буйволицы или коровы и привести к невесте. Этот скот становится собственностью молодоженов. (22 слайд)

Ведущий 1: По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки.

Ведущий 2: Оказывается, курдюк ценился выше мяса: он может храниться десятки лет. Адат ункратлинского общества совершенно не признает сватовства и калыма. (23 слайд)

Ведущий 1: По обычаю, если девушка засватана, а на ней женился другой, то никто не вправе возражать. Если кто-либо нарушал обычай и брал калым с жениха, то виновного штрафовали и заставляли вернуть все полученное. (24 слайд)

Ведущий 2: В селении Дусрах Чародинского района в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую поры выйти замуж, заточали в пещере, если она отказывалась, и держали до тех пор, пока не скажет, за кого выйдет. Случалось и так: не зная никого, девушка называла любого, чье имя она слышала когда-то. (25 слайд)

Ведущий 1: В селении Цада парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. После проводили сватовство. Из гимринских обычаев. Жених, выбравший невесту, обязан заготовить для ее дома дрова на целую зиму сам или позвать на помощь друзей. (26 слайд)

Ведущий 2: Обычай мугинцев. Когда приводили невесту в дом жениха, мать юноши должна была вылить на нее ковш теплого масла. Масло стекало с головы вниз по одежде невесты, а мать жениха при этом приговаривала: «Пусть ваша жизнь будет сытой, всего будет в достатке».

Ведущий 1: В даргинских селах и в лакском ауле Турчи девушку не выдавали замуж за того, у кого собаки не изгрызали три палки. Этот обычай возник по нужде. В горах не было ни земли, ни возможности заработать. (27 слайд)

Ведущий 2: Прежде чем обзавестись семьей, горец, нищенствуя, бродил из аула в аул. Только так можно было скопить кое-какие гроши для самостоятельной жизни. Юноша, прошедший суровую жизненную школу, признавался полноценным женихом.

Ведущий 1: В селении Бурдуки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот. Это тоже вызвано нищетой и бедностью.

Ведущий 2: Да. Дагестан прекрасен. Высокие горы, скалистые обрывы, низко парящие орлы, и люди. Горные люди. (28 слайд)

Ведущий 1. Они особенные, они другие. Заселив когда-то города, люди гор теперь уже как - бы стали черствее, безразличнее.

Ведущий 2: Может это связано с тем, что мы становимся ближе к «цивилизации» как обычно принято говорить, и забываем, откуда мы. (29 слайд)

Ведущий 1: А ведь слово цивилизация может идти рядом со словом традиция.

Ведущий 2: Может и должно!!! (30 слайд)

Ведущий 1: Но не всё так печально, не всё сохранилось, но многое - да!!!

Свадьба.

Ведущий 2: Нам хочется показать вам, как проходят свадебные обряды в наше время, надеемся, что вам понравится. (31 слайд)

Ведущий 1: Об одном из красивейших обрядов горцев - свадьбе современная дагестанская поэтесса Фазу Алиева пишет: (32 слайд)

Ведущий 2: « Я очень люблю горские свадьбы не только потому, что я люблю танцевать, а потому, что здесь бывает, мобилизована вся мудрость людей! Люблю эти красивые и мудрые обряды. Когда невеста входит в дом жениха, её встречает мать его и ещё на пороге кладёт ей в рот полную ложку пчелиного мёда: « Пусть тебе в нашем доме будет всю жизнь так же сладко, как сладок этот мёд. И желание трудиться будет у тебя такое же, как летом у пчёл».

Ведущий 1 Бывало прежде-

коль рождалась дочь,-

Упрёки падали на голову жены:

« Вот родила мне камень

для чужой стены!

Вот взял её Аллах,

да и унёс бы прочь!»

Ведущий 2: Сейчас уже едва ль найдётся тот,

Кто скажет так.

Сейчас наоборот,

Все говорят:

«Пускай в семье любой

Ведущий 1: Средь мальчиков и девочка растёт».

Для братьев – радость,

Гордость – для отца,

Поддержка и помощница для мамы.

Пускай она познает до конца

Все тайны быта,

Их не так уж мало…

Фазу Алиева

Автор: Свадьба - это самое приятное, что может быть в жизни человека. К этому процессу относились в Дагестане очень серьёзно. Как правило, невесту для сына подыскивали сами родители из круга семей, равных им по социальному и экономическому положению. В семейной комнате перед телевизором на диване сидят родители парня. (33 слайд)

Мать: Мне, сынок, надо с тобой поговорить серьёзно…Тебе 25 лет, университет закончил, армию отслужил, пора задуматься о своей второй половине.

Сын: Мама, пока рано об этом говорить….(34 слайд)

Мать: Из твоих одноклассников ты остался холостым, мне 63 года и хочу увидеть внуков. В соседнем селе у Шамиля есть дочь, хорошая, воспитанная, работает в больнице. И мне кажется, что она станет тебе достойной женой. (35 слайд)

Автор: Сын, ничего не сказав, выходит из комнаты, что для мамы значит согласие со стороны сына. Со своим другом наш герой отправился в то село к девушке, а именно на родник, так как вечером все «девушки на выданье» стояли у родника группами по возрасту. Его друг или сопровождающий, должен знать эту девушку. Местом для смотрин очень часто служил родник, или же ковровая фабрика. Вот они у родника. Друг указал на ту девушку, она понравилась ему. В случае, если девушка понравилась, он должен попросить воды и в знак согласия она подаёт ему воды (мол, предложение принято). (36 слайд)

Сын: Песня «Горянка».

Автор: Сватовство начинали сами родители юноши – отец или мать. При согласии родителей невесты на брак тут же назначали день обручения, к которому они должны купить наряды и золото невесте, а потом и свадьбы. Одним из главных моментов в этом цикле обрядов была уплата калыма (цена невесты) Размеры калыма за невесту были закреплены в адатах сельских обществ. (37 слайд)

Отец жениха: невеста у нас красивая, и калым должен быть соответствующий-100 000 рублей.

Тётя жениха: Принесите, пожалуйста, скатерть. Разбрасывая сладости, произносит: «Чтоб вся жизнь была такой сладкой у молодых». А вот подарки, что мы купили нашей красавице. (38 слайд)

Это шуба из Италии, чтоб она не мёрзла, это костюмы, чтоб надевала в гости, когда будет ходить от Армани из Дербента, этот пакет с самыми необходимыми мелочами, куплены в Баку и нас они заверили, что все они «брендовые», а это домашняя одежда от Пеликан, хотя мы знаем только птицу пеликан; этот пакет с обувью от Гуччи, не знаем кто он такой, но обувь передал нам неплохую, чтоб невеста босиком не ходила. (39 слайд)

Это золото: здесь несколько комплектов, цепочек, колец, браслетов- всего один килограмм, надеемся, что не сразу всё на себя наденет.

Автор: А вот и наступил день свадьбы. Свадьбу начинали в пятницу, завершали в понедельник, всё это время гости ели, пили, танцевали и веселились. Вот настал день, когда нужно поехать за невестой, в роли главных с ними должна быть пара (дядя с женой), которая отвечает за всю процессию. (40 слайд)

Тётя невесты: Дайте выкуп, если вы хотите забрать невесту.

Мать невесты:

«Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой,

А каждый дом, сам по себе держава.

Там все свое, там распорядок свой.

И свой закон, и правило, и право.

Свои капризы у порога брось

И уважай привычки их любые.

Коль там хромые – обопрись на трость

И надевай очки– коль там слепые.

Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой,

Храни семью до самого конца.

Автор: Впереди невесты и жениха несли горящую свечу или лампу, зеркало. Старались, чтобы свеча не погасла, и не разбилось зеркало. Считалось, что вместе с погасшей свечей и разбитым зеркалом разобьется и счастье молодых.

В качестве охранительницы невесту сопровождала жена дяди или брата невесты. При этом имели в виду, что сопровождать невесту могла та женщина, у которой благополучно сложилась семейная жизнь. (видеоролик.41 слайд)

Тётя жениха: чтоб в этом ты жила до ста лет, с твоей ногой, чтоб всегда был здесь достаток. А теперь пойдём дальше пойдем дальше в семейную комнату, это мед, чтоб язык был ‘’сладкий’’ у тебя, посажу на колени мальчика тебе, чтоб первый родился наследник.(слайд 42)

Автор: невесту обязательно должна сопровождать женщина, тетя или жена старшего брата, которая будет стороне жениха показывать приданое, подарки, сундук с угощениями (куры, яйца, сладости), которых они должны раздать всем гостям вечером. Раздачей гостинцев заканчивается сценка.

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Кавказ - удивительный край, с глубокой древности населенный народами, которые говорили на разных языках, отличались друг от друга многими особенностями культуры и быта. Проходили век за веком, и здесь сложился разноязыкий, но единый кавказский мир. И это неудивительно: горы Кавказа, вставая неодолимой преградой на пути завоевателей, никогда не прерывали общения живущих здесь народов.

Обычаи и праздники народов Дагестана

«Дагестан» переводится как «страна гор». Но Дагестан еще и «гора языков»: одних лишь коренных, веками живущих здесь народов насчитывается около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят на языках тюркской группы. Языки, на которых говорят аварцы и четырнадцать родственных им небольших народов (это андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, е багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, хваршины, гунзебцы, бежтины, гинухцы, арчинцы), а также лакцы, даргинцы, кай-таги и кубачинцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры, лезгины, относятся к нахско-дагестанской языковой семье. Язык татов - иранской группы, он близок к персидскому. Дагестанские народы - мусульмане.

У всех дагестанских народов есть праздник весны. У одних народов он называется «новруз» - «новый день», у других - «Алый праздник», «Красный день». Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывали с гор горящие обручи. Считалось, что, перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы, бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра».

В некоторых селах юноши в этот день выкапывали с корнем молодое деревце, украшали его зеленью и лентами, а на верхней ветке укрепляли чучело удода. С этим деревом ходили по дворам, пели песни, поздравляли людей с наступлением весны.

Особенно радовались этому дню дети, они устраивали веселые игры.

Традиции годекана

В каждом дагестанском селе есть годекан - излюбленное место, где ежедневно собираются мужчины. Со стороны может показаться, что люди приходят туда от нечего делать. Но это далеко не так. Годекан - своего рода клуб, трибуна, своеобразная школа, и каждый мужчина считал своим долгом его посетить. Здесь обсуждались все сельские новости и дела. Человек, впервые попавший в село, обязательно шел на годекан. На годекане крутились и мальчишки, постепенно усваивая нормы поведения в обществе. Старшие могли дать им любое поручение, и выполнять его надо было расторопно и беспрекословно. Женщинам и девочкам приходить сюда не полагалось. Нередко у годекана устраивали игры и спортивные состязания для детей, учили их борьбе и бросанию камней. Посещая годекан, младшие учились уважать старших и чтить традиции предков.

Праздник цветов

В начале лета, когда горы покрывались молодой зеленью, к празднику цветов начинало готовиться все село: приводили в порядок музыкальные инструменты, готовили нарядную одежду и еду для уходящих в горы, делали факелы. Молодежь отправлялась в горы ночью, так, чтобы к восходу солнца прийти на цветущий луг. Путь освещали факельщики. Всю дорогу пели, танцевали, веселились. Руководил праздником выборный «шах» - наиболее предприимчивый и веселый мужчина.

В горах молодежь устраивала веселые игры, танцы, состязания в беге, прыжках, лазании по горам. Собирали на лугах цветы, плели венки, составляли букеты. Занимались также поисками съедобной зелени - крапивы, щавеля, черемши, которую использовали как начинку для пирогов. Домой возвращались к вечеру, отдавали встречавшим их старикам принесенные с гор цветы, и вновь начинались танцы на сельской площади. Прежде поход в горы за цветами был одним из самых ярких впечатлений для молодежи за весь год - в остальное время юноши могли видеться с девушками только на некоторых полевых работах, а совместные развлечения и вовсе не допускались.

Амазонки жили в Дагестане?

В некоторых селах горного Дагестана есть такой старинный обычай: девушки и женщины, встретив в окрестностях села незнакомого мужчину, с шутками окружали его, всячески подчеркивая свое превосходство. Они требовали, чтобы он вступил с ними в единоборство. Соревновались в танцах, в пении. Если незнакомец вел себя строптиво, не выполнял их требования, пытался отбиться и напугать женщин, его валили на землю и начинали хлестать крапивой. Конечно, все это делалось с шутками и смехом. Но мужчины окрестных сел старались не попадаться на глаза своим бойким соседкам. Может, и правы те, кто считает, что амазонки обитали именно в Кавказских горах?

Свадьба в горах

Свадьба в дагестанском селе - поистине всеобщий праздник. По этому случаю из сундуков достают старинные наряды, музыканты настраивают свои инструменты, расчищают самую удобную площадку для танцев.

Самый яркий момент свадьбы - переход невесты в дом жениха. Обычно лицо невесты в этот момент бывает закрыто платком, чтобы защитить ее от всевозможных злых сил. Если невесту везут на лошади, то лошадь также в праздничном убранстве. Ночью переход невесты освещают яркие факелы.

В день свадьбы или несколько позже невеста приносит приданое и подарки для новых родственников. В некоторых селах в старину был обычай: невеста собственноручно должна была связать узорные шерстяные носки всем мужчинам - родственникам мужа, начиная с грудных младенцев. Поэтому с самого раннего возраста девочек обучали вязанию, и дагестанские мастерицы славились по всему Кавказу. Многие горожане, справляя свадьбу, непременно делают это в родном селе: здесь есть возможность исполнить все яркие и запоминающиеся ритуалы.

Праздник первой борозды

Этот древний праздник сохранился во многих селах и до настоящего времени. По обычаю, первую борозду должен был провести самый умелый и удачливый пахарь. Он надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу - чтобы всходы были такими же густыми, как ворсинки меха. Все село готовит к этому дню праздничное угощение, нарядную одежду. Обязательно пекут несколько огромных бубликов или круглый хлеб весом 14-15 кг - призы победителям. Под звуки зурны и барабана быки, украшенные лентами, проводят первую борозду. Семена для посева должны быть собраны понемногу из всех домов села. Обычно перемешивал их мулла, читая соответствующую молитву. Пахаря полагалось облить водой, чтобы посевам хватало влаги. Весь день проходит в веселых развлечениях: устраивают танцы, различные спортивные состязания. В некоторых селах устраивают всеобщие соревнования по бегу: сначала бегут группы мальчиков и девочек, потом - юноши и девушки, получая соответствующие призы - знамена из платков, пироги с мясом. В финале бегут старики, старухи, хромые. Ряженые в масках сопровождают бегущих, подбадривая их, смеша зрителей. Состязаются в метании камней, стрельбе, поднятии тяжестей. Сохраняются и старинные «виды спорта»: метание бычьей головы, рубка шашкой связки хвороста, бычьих или бараньих ножек.

Пирожное игрище

В некоторых селах Дагестана молодежь, собрав со всех домов муку, яйца, сыр и мясо, выпекала в золе огромный круглый пирог, до двух метров в диаметре. В особой плетеной корзине лучшие бегуны относили его затем тайно в соседнее село. В полночь надо было незаметно войти в спящее село, поставить пирог перед домом старейшины и крикнуть: «Вам пирог, а нам праздник!» Стреляя из ружей, молодежь убегала. Если их настигали, догнавшие съедали пирог - и на этом все заканчивалось. Если же погоня не имела результатов, неудачники устраивали селу, принесшему пирог, праздник. Каждый двор выставлял угощение, устраивались скачки, песни, танцы. Через два дня гостей с почетом провожали домой.

Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость.

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов сказал: "Не пером написана история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками".

Археологи доказали, что человек заселил Дагестан в очень древние времена. Например, в местности Чумус-Иниц, на границе Дербентского и Кайтагского районов, найдены грубые каменные изделия, изготовленные более ста тысяч лет назад. Помимо этой древнейшей стоянки обнаружен еще ряд более молодых стоянок, разбросанных по всей республике.

Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и животноводства на Земле. К тому же некоторые историки высказывают мысль о родстве народов Дагестана с древними народами Шумера, Загроса, а также с хеттами и мидийцами.

Первым государством, образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных дагестанских лезгино-язычных народов. Образованная как конфедерация 26 царств, она просуществовала до XVII века нашей эры (Арран - последнее политическое образование, продолжавшее традиции Кавказской Албании).

Столицей этого государства считается город Кабала, руины которого находятся на территории современного Азербайджана. Находившаяся на стыке цивилизаций, караванных и миграционных путей, Албания по существу постоянно была в состоянии войны за независимость. Она воевала с Сасанидским Ираном, римлянами (знаменитые походы Красса и Помпея на Кавказ), гуннами, хазарами, арабами, тюркскими племенами, которые, в конце концов, и разрушили Албанию как государство окончательно.

В первые века нашей эры народы Албании, а затем и почти весь Дагестан приняли христианство. Но в VI-VII века нашей эры в течение столетней войны с арабами албанцам силой был навязан ислам, который затем через них распространился почти на весь Северный Кавказ.

В средние века на арену истории выходят и другие народы Дагестана, они образуют свои государства: Аваристан, Таркинское шамхальство, Казикумухское ханство, Кайтаго-Табасаранское майсумство. В это время и начинается постепенный процесс образования Дагестана как единого целого. Главной причиной объединения дагестанских народов, говорящих на разных языках и имеющих разную культуру, стала война, заставлявшая мелкие народы объединяться вместе против множества захватчиков, которые помимо чисто завоевательских преследовали цели уничтожения и растворения гордых, свободолюбивых народов Дагестана. Для этого, многие завоеватели умышленно меняли демографическую ситуацию в Дагестане, переселяя на лучшие земли то арабов, то иранцев, то тюрков-шиитов, то тюрков-суннитов. Именно поэтому коренные жители Дагестана живут в горах, а равнины оказались заселенными пришлыми народами. Но в течение веков эти некоренные народы постепенно сблизились с коренными и образовали общедагестанский этнос, выступающий сейчас единым целым перед лицом внешнего мира.

Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев в защиту родины и свободы. И хотя многие из этих жертв оказались напрасными, однако это не может умалить мужества малого по сравнению с захватчиками народа Дагестана. Как уже отмечалось, целых сто лет понадобилось на покорение маленькой Албании гигантскими Арабским халифатом, а еще через сто лет арабы навсегда покинули ее территорию. Воины Чингисхана покорившие Китай, государства средней Азии, Иран и Древнюю Русь, не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли его.

Второй поход монголы совершили в 1239 году под предводительством Кровавого Батыя. К сожалению, в этот период Дагестан был ослаблен междоусобицей и, несмотря на это, Дербент был взят после длительной осады только в результате предательства, но сам город монголы разрушить побоялись. После Дербента, обуянные желанием сломить упорных дагестанцев монголы подошли к селению Рича. 25 дней ричинцы, которых было в много раз меньше, отражали их атаки. После того, когда почти все население героического аула было истреблено, завоеватели ворвались в него и вынуждены были вести бой за каждый дом и улицу с женщинами, стариками и детьми. В ответ за упорное сопротивление монголы уничтожили весь аул и всех оставшихся в живых.

Однако долго праздновать победу не пришлось: после неудавшейся попытки в 1240 году покорить Кумух монголы вынуждены были оставить Дагестан. Еще более ужасным было нашествие хромого Тимура, покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы в Китай, нанесшего поражение Золотой Орде. Именно в борьбе с Тимуром определилось единство народов Дагестана. После кровавого похода по Дагестану его войска остановились у стен аула Ушкуджан, жители которого были язычниками. И до чего же был удивлен Тимур, когда им на помощь пришли мусульмане, представители других дагестанских народов.

Есть у дагестанцев своя Жанна Д"Арк. Это Парту Патима, простая горянка, своим примером вдохновившая кумухских воинов, оборонявших свой аул. Возглавляемый ею отряд смог разбить непобедимого Тимура. Последующую эпоху, до включения в состав России в 1813 году согласно Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им. И хотя он неоднократно завоевывался то одним, то другим захватчиком, никто из них не смог покорить "Страну Гор" до конца. Постоянно возникавшие восстания выгоняли захватчиков из Дагестана. Особенно следует отметить восстание лезгин под предводительством Хаджи Давуда, начавшееся в 1707 и подавленное в 1728 году. Боровшиеся против Ирана и Турции, восставшие особые надежды возлагали на Россию, не оправдавшиеся в последствии. Восстание началось в Цахурском султанате, населенном цахурами, аварцами и лезгинами, перекинулось затем на лезгинские земли.

Далее восстание начало распространяться среди других народов Дагестана: аварцев, даргинцев, лакцев. Дружным действиями дагестанцы освободили свою землю, однако с помощью подкупа и заговоров иранский шах смог внести раскол в восстание, и от Хаджи Давуда начали отходить некоторые народы. В мае 1728 году Хаджи Давуда обещавшие помощь турки заманили к себе и арестовали. Его перевезли на Кипр, где он и умер.

Для окончательного подавления свободолюбивых дагестанцев, а также для выяснения отношений с турками собрал огромное войско и ринулся в поход иранский предводитель Надир-Шах. Борьба против него является одной из наиболее ярких страниц в истории народов Дагестана. Покорив полностью Закавказье, стотысячное иранское войско вторглось в Дагестан. Первыми Надир-Шаха встретили лезгины. Несмотря на упорное сопротивление горного народа, Надир-Шах ценой больших усилий и невиданной до селе жестокости перешел Южный Дагестан и вторгся в более северные районы. Напуганные этими зверствами, дагестанские ханы, уцмии и султаны стали сдаваться кровавому Шаху. Однако народ остановить было невозможно: повсеместно создавались отряды добровольцев, готовых защитить Родину. В октябре 1741 года отдельные отряды Надир-Шаха были разбиты в Табасаране и Кайтаге, однако, несмотря на это, Надир-Шах дошел до земель аварцев. Но уже с половиной воинов. Здесь его ждало объединенное войско дагестанцев. Несколько дней длилась кровавая битва, в которой Надир-Шах потерпел сокрушительное поражение и через семь лет после начала своего дагестанского похода бежал из Дагестана. Из-за возраставшего влияния России в этом регионе Иран и Турция снова и снова пытались подчинить себе Закавказье и Дагестан. Однако после поражения, нанесенного Россией Турции и Ирану, и заключения Гюлистанского мира в 1813 году Дагестан вошел в состав Российской Империи.

Но подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал Ермолов, автор тактики "выжженной земли", не могла не привести к возмущению гордого, свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания. Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев - мюридизм. Появившись в Южном Дагестане, мюридизм перекинулся в нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и распространяться. Окончательное движение горцев под флагом мюридизма оформилось в 1828 году в Аварии. Особенно широкие размеры оно приняло в 30-40-х годах XIX века, когда во главе борьбы за независимость стал имам Шамиль. Восстание, длившиеся до 1859 года, то есть более тридцати лет, показало всему миру несгибаемую волю и храбрость дагестанского народа. Поразительным фактом остается то, что эта война шла более трех десятилетий между государствами с разницей в численности населения в 100 раз, а территории в 400 раз! И это притом, что Россия в течение одного неполного года смогла разбить Наполеона, покорившего пол-Европы, а в период борьбы с горцами была в пике в своей военной мощи и международного авторитета. Это хорошо известный всем отрезок истории, но хочется заметить, что в данный период помимо восстания под предводительством Шамиля, антиколониальные выступления дагестанцев в разных регионах возникали и другие подавленные царскими войсками: например, Кубинское восстание в 1837 года. Борьба продолжалась и после прекращения войны горцев под предводительством Шамиля. Самым крупным в этот период было восстание 1877 года, распространившееся почти на весь Дагестан. Руководителями и вдохновителями его являлись многие ученые и религиозные деятели Дагестана: Хасан Алкадарский, Гази-Магомед Согратлинский, кадий (судья) Цудахарский, Кази-Ахмед и Абдул Казикумухские. После подавления восстания около пяти тысяч человек были высланы из Дагестана, а руководители частью казнены, частью посажены в тюрьмы.

Хотя вхождение Дагестана в состав России и имело определенную прогрессивную роль, в целом он оставался колониальной окраиной империи. Уровень жизни населения был одним из самых низких по России. В 1913 году здесь было всего 66 врачей, то есть 1 врач на 12300 жителей. Это был край сплошной неграмотности и отсталого полуфеодального хозяйства. Именно по этой причине дагестанцы активно поддержали революции 1905-07 годов, а затем и Октябрьскую. Активно участвовал Дагестан и в гражданской войне, особенно отличившись в борьбе с войсками генерала Деникина, творившими повсюду большие зверства. Советский период истории республики неразрывно связан с историей всего Советского Союза, с преодолением культурной отсталости и созданием современной промышленности и сельского хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны дагестанцы снова проявили свой героический и свободолюбивый характер: 47 дагестанцев стали героями Советского Союза, тысячи дагестанцев награждены орденами, более 150 тысяч медалями. Послевоенное развитие в республике шло также очень интенсивными темпами. Однако в 50-60 годах из-за политических перекосов того периода началось переселение горцев на равнину. И хотя этот процесс оправдывался лучшим условиями жизни и работы на равнине, в результате оказались заброшенными множество селений, тысячи гектаров горных земель. Приостановилось развитие горных районов, были утеряны знаменитая многовековая террасная система земледелия и многие народные традиции и обычаи.

Дагестанцы, у которых принято почитать старших, а ругать мертвых считается кощунством, с благодарностью и теплотой вспоминают Советский период истории республики. И, прежде всего, из-за мира, царившего в то время на Кавказе. Поэтому наш народ, знающий, что такое война не понаслышке, сумел сохранить мир в самом многонациональном регионе бывшего Советского Союза, который в посткоммунистический период опустился в омут конфронтаций, межнациональных конфликтов и войн

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сегодня мы посвящаем наш фестиваль славном и прекрасному краю - Дагестану. Дагестан - это родина более 100 равноправных народов. Многие из них с древних времен жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду. Это аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, ногайцы, таты, чеченцы - акинцы, ритульцы, цахурцы, агульцы и др. - это лишь те народы, на чьих языках сегодня в Дагестане выходят книги, газеты, говорит радио, учатся дети.

Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе, имя которой - дагестанская культура - это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи, мелодиями и танцами, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана - это слово и дело настоящего человека - настоящего дагестанца.

Дагестан, все, что люди мне дали

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе громкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

«Мой Дагестан»

Расул Гамзатов

«Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину!»

«Каждая птица имеет свое гнездо»

«Человек без Родины - что соловей без песни» - говорят в народе.

Дагестан - это древнейшее название нашего родного края. Дагестан означает «Страна гор», «Даг-гора», «Стан» страна. Большая часть Дагестана расположена на северо-восточных склонах Большого кавказского хребта. Другая, малая часть раскинулась вдоль побережья Каспийского моря. У Дагестана добрые и отзывчивые соседи. На юге Дагестан граничит с братским Азербайджаном, на юго-западе с братской Грузией, на западе - с братской Чеченской Республикой. Северо-западным соседом Дагестана является братский Ставропольский край, а северным - братская Калмыкия.

«Близкий сосед лучше дальнего брата», - говорили отцы и деды.

Дагестан - большая страна, площадь ее занимает 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдовы и даже каждого их таких государств Европы, как Бельгия, Дания, Швейцария, Албания.

В Дагестане 41 сельский район и 3 районов в г.Махачкале - столице Дагестана: Акушинский район - центр аул Акуша, Ахтынский - центр Ахты, Бабаюртовский район - Бабаюрт, Ботлихский - Ботлих, Буйнакский - Буйнак и т.д. По количеству жителей самые большие селения Дагестана - это Бабаюрт, Карабудахкент, Касумкент.

Самый высокогорный аул Куруш находится на высоте 2465 м над уровнем моря.

Из этого района вышли I руководитель советского Дагестана Нажмудин Самурский; организатор сельского хозяйства Герой Соцтруда Сейфедин Кулиев; первый герой республики Калмыкия, прославленный овцевод Ханбуба Мирземетов, генерал Рамазан Джафаров.

Своими искусными мастерами особо известны аулы Кубачи, Унцукуль, Балхар, Гоцатль.

Родиной народных поэтов Дагестана Гамзаса Цадасы и Расула Гамзатова является аул Цада.

Ковровые фабрики находятся в селах Куруш, Микрах, Дылы, Батлаич, Капир, Хив, Карата, Орта-Стал.

Родина народного поэта Сулеймана Стальского Орта - Стал. Аул Аксай - аул виноградарей, отсюда родом писатель-просветитель Нухай Батырмурзаев, его сын революционер, поэт и драматург Зайналабид, поэт-этнограф Манай Алибеков, Алим-Паша Салаватов, Багаутдин Астемиров.

Аул Гимры - родина имамов Гази-Мухаммада и Шамиля, боровшихся за национальную независимость и свободу.

Прославленными учеными, врачами известны аулы Ахты, Чах, Ванашимахи. Кумух - родина первого дагестанского космонавта Муссы Манарова.

Общая земля, родственные языки, особый национальный характер, единая культура объединяют народы Дагестана. Свою культуру народы Дагестана называют «маданият» - в него входит все, что с древних времен до наших дней создали своими руками и умом народы Дагестана, добрые традиции дружного проживания, традиции братства, родства. Для обеспечения порядка и дисциплины среди людей народы Дагестана создали адаты (законы), кодекс человеческой горской чести, совести намус .

Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день, когда он совершил первое в жизни доброе дело.

Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!».

Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».

Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня».

Когда говорят о недостойном человеке, говорят: «Не тратьте на него слова. Он же не человек».

Если кто-то совершил промах, горцы обрывают рассказ: «Он человек, и этот поступок ему можно простить».

Об ауле, где нет порядка, где склочность, неряшливость, говорят: «Человека там нет».

Об ауле, где мир и порядок, горцы говорят: «Там есть человек».

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:

I. Первое достоинство человека - ум.

II. Второе достоинство человека - дружба.

III. Третье достоинство человека - совесть.

IV. Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание.

V. Пятое достоинство человека - счастье.

Настоящий человек всегда стремится к достоинствам и борется с недостатками. Их высмеивают в народном фольклоре:

Ну и парень,

Смех и грех.

Ты - посмешище для всех.

Если встретишься с джигитом,

Сходен ты с котом побитым.

Встретится тебе герой,

Ты как мышь перед горой.

Только в споре с хилой бабой

Ты могучий, а не слабый.

Если пред тобой калека,

Ты похож на человека.

Аварская сказка

Ответ старика

Однажды путник увидел, как белоголовый старик сажал ореховое дерево. Путник поздоровался и спросил:

Сколько тебе лет, старик?

Восемьдесят.

А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева?

Через сорок - ответил старик.

Путник усмехнулся:

Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами своего дерева?

Старик ответил:

Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются дети и внуки.

Посрамленный путник не нашел, что ответить. Он опустил глаза и пошел прочь.

Гамзат Цадаса

Учили деды в старину

Ты не поддакивай вруну

А иначе тебе придется

С ним разделить его вину.

Оказывая помощь - не хвались

И не стремись о ней напомнить другу,

Но забывать при этом стерегись

Оказанную им тебе услугу.

Размолвки до вражды не доводи

Обидчивость - дурная привереда

При встрече словом «Здравствуй» устыди

Непоздоровавшегося друга.

Не наноси товарищу вреда

Не ставь ему подножку никогда

Кто друга предает тщеславья ради,

Тот сокращает сам свои года.

Такого друга заведи

Чтобы в левой стороне груди

Хранил бы верность этот человек,

Став правою рукою твоей навек.

Языков в Дагестане великое множество, но есть одно слово, которое является спутником человека, символом его жизни. Это - имя человека.

Имя - это самый дорогой и первый подарок, который получает человек от своих родителей, они желали, чтобы имя помогло младенцу стать настоящим человеком.

У народов Дагестана есть традиции встречать новорожденных всей семьей, всей родней, всем аулом. Если родился мальчик - стреляют из ружей всем аулом. Советы родителям дают старожилы рода, аула вспоминают имена добрых предков, славных тружеников, воинов, джигитов, кунаков, друзей.

Прежде всего, дается имя покойного деда, прадеда, бабушки и прабабушки. Выбирают имя, которое станет для всего рода символом чести и совести, мужества и стойкости, символом красоты и изящества.

У мальчиков имена учат быть мудрыми и образованными. Магомед (в честь пророка), Али, Гасан, Гусейн, Ахмед, Ибрагим (Авраам), Исмаил, Нух (Ной), Юсуф, Иса, бесстрашные как герой-полковник Магомед Гаджиев, мужественными, как генерал-полковник Магомед Танкаев.

Две вещи должен беречь каждый горец: папаху и имя.

К имени человека - большого поэта, мыслителя, государственного деятеля, прославившего аул, республику, все Отечество, народ с уважением добавляет название села, аула, где он родился. Например: Гамзат Цадаса, Сулейман Стальский, Али-Гъажи Акушинский.

Имена начинателей получают благородные поступки, большие и малые события, например: Танец Шамиля, Сабля Шамиля, беседка Шамиля, школа борьбы Али Алиева, приз Али Алиева (олимпийский чемпион по вольной борьбе), схватка Алиева, танец Хочбара, меч Шарвели, песни Махмуда, посох Гамзата, чугун Сулеймана, музыка Мурада (Кажлаева), журавли Расула (Гамзатова), спектакли Барият (Мурадовой).

«Доброе имя - лучшее сокровище», - говорят народы Дагестана.

У народов Дагестана есть традиции обращения к старшему.

К сверстнику или ровеснику, к мальчику, юноше обращаются словом «брат»: по-аварски «вац», по-даргински «удзи», по-кумыкски «къардаш», по-лезгински «стха», у лакцев «уссу»

К девочке или девушке обращаются словом «сестра»: аварцы - «яаца», даргинцы - «рудзи», лезгинцы - «вах», лакцы - «ссу».

К старшим обращаются со словом «отец»: по-аварски - эмен, по-даргински - дудеш, ада, кумыки - ата, по лакски - «ппу».

Со словом «мать» к женщинам: аварцы - эбел, даргинцы - аба, кумыкцы - анна, лезгинцы - диде, лакцы - «нину».

Дагестанские правила приветствия

По дагестанскому народному этикету принято приветствовать так:

Приветствовать нужно четко и ясно;

Мужчина первым должен приветствовать женщину;

Всадник (кто едет на транспорте) приветствует пешего;

Входящий должен приветствовать присутствующих;

Пришедший первым приветствует собравшихся;

Приходящий приветствует сидящих;

Спускающийся вниз (с гор, с лестницы) приветствует поднимающегося вверх;

Свободный приветствует занятого делом;

Порожний приветствует груженого;

Здоровый приветствует больного;

Сильный приветствует слабого;

Хозяин приветствует гостя;

Гость приветствует стоящих на годекане;

Приехавший на побывку посещает и приветствует пожилых и престарелых рода, старожилов аула;

Уходящий первым прощается с остающимися.

В Дагестане здороваться надо обязательно, даже если человека видишь впервые, а тружеников принято приветствовать и желать им успехов в труде и благополучия.

Народы Дагестана имеют благопожелания на все случаи жизни. Самое частое, необходимое пожелание еде: перед тем, как прикоснуться к еде, говорят: «Бисмиллахи рахмани рахим» (Во имя Аллаха Милостивого и милосердного!).

Фазу Алиева - народная поэтесса Дагестана

Желаю дому твоему

Коль землю - то под пашню,

Коль весточку - то добрую,

Коль дерево - плодовое,

Коль дождя - то сильного,

Коль дочку - то красивую,

Коли цветка - пахучего,

Коль сына - то могучего,

Коль друга - друга лучшего.

Родителям желают вырастить здоровых и добрых детей. Детям желают, чтобы они сами выросли благодарными людьми, могли ценить своих родителей, свой род.

Старшие желают детям: «Счастлив будь!», «Долголетним будь!», «Да полюбит тебя Аллах!», «Да здравствуют твои родители!», «Вырасти тебе умником и молодцом!», «Да вырастешь ты большим и здоровым!».

Дагестанцы говорят: «Добро добром отплатишь - молодец, зло добром отплатишь - ты мудрец». Желая человеку блага, принято учитывать его возраст, его состояние, условия его труда и отдыха. Главное, пожелания знать и произносить на родном языке. За любую услугу надо благодарить: «Баркалла!» или «Чохсайум!», или еще сердечнее: «Нужее (дуе) кiудият баркалла!»

Человек должен признавать свои ошибки и извиняться: «Извините, пожалуйста!», «Простите ради бога!», «Будьте милосердны!».

Человек рождается, растет, взрослеет в семье. У народов Дагестана принято создавать надежные семьи.

Семья у аварцев называется «хъизан», у даргинцев - «кульпат», у кумыков - «хизан», «кюльпет», у лезгин - «хизан», «килфет», а лакцев - «килфат».

Слово «очаг» говорит о семейной дружбе и сплоченности. Семья - это домашняя школа, где обучают человека человечности.

В семье человек узнает свой пол, свой возраст, свое место среди людей, свои права и обязанности. Семья учит различать добро и зло, красоту и пошлость, порядок и беспорядок, мудрость и глупость, силу и слабость.

Семья учит видеть мир глазами родителей, уважать младших, почитать старших, мужчину и женщину, товарища, друга, соседа, гостя. Семья учит дружить по-братски, помогать, трудиться, радоваться жизни, сочувствовать по-человечески.

«Кто семью свою ценит, тот оценит и свой род, и аул, и свой народ».

«Кто семью бережет, тот и село сбережет».

Благополучие человека зависит от семьи, а благополучие семьи зависит от человека.

Что заставляет человека любить свою семью?

И младшему, и старшему члену семьи нужно знать и выполнять свои семейные обязанности. Для мальчика - это обязанности сына перед родителями. Для девочки - это обязанности дочери перед отцом с матерью.

Мать - единственный человек, который дает нам свое грудное молоко, кормит, пеленает, купает, одевает, ласкает, благословляет нас на добрые поступки.

«Ласка матери до камня доходит».

«Грудь матери - колыбель для сына».

«Любовь матери - на расстоянии греет».

«У ребенка палец болит - у матери сердце болит».

«Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь».

Именем матери человек дает клятву: «Клянусь матерью!»

Мать - это символ чести, совести, доброты и благополучия.

Любовь к матери - самая святая любовь человека.

Мало только любить мать. Ее нужно беречь, ее нужно ценить, ею нужно гордиться, у нее нужно учиться.

Дочери, по традиции народов Дагестана, с малых лет обязаны помогать матери: делать уборку в доме, нянчить младших братьев и сестер, стирать одежду, выпекать хлеб, готовить пищу, носить с родника воду. В аулах и селах девочки пропалывают огород, помогают в жатве хлеба, в уходе за домашними животными, птицей, учатся шить, вышивать, вязать, ткать ковры и др.

«Дочке десять лет - матери дела нет», - говорят в Дагестане.

Дочь - продолжение матери, а вот сын - это продолжение рода.

Мать дома или нет матери дома - дочь и сестра - хозяйка дома, сестра готовит пищу, кормит семью, стирает белье, одевает, обувает младших братьев, доит коров, следит за чистотой.

«Чем совсем не иметь сестру, лучше иметь слепую», - поучает мудрость народов Дагестана.

Ответ мудреца

Три женщины брали воду в колодце. К ним подошли сыновья. Один поцеловал свою мать и побежал, напевая, дальше. Второй спросил: «Ты не устала?» и побежал догонять товарища.

Третий молча взял ведра у своей матери и понес их в дом.

Мимо проходил седобородый аксакал.

Скажите, мудрец, - спросили матери. - Чей сын самый красивый и умный?

О, женщины, здесь был только один сын, - ответил мудрец.

Отец в семье - это мужская твердость, принципиальность, строгость, требовательность, организованность, мужество, стойкость, отвага.

Отец и только отец - глава семьи. Так принято у народов Дагестана. Отец заботится о своей семье, отвечает за порядок в домашнем хозяйстве.

Отец обеспечивает семью продуктами питания, одеждой. Он уберегает семью от дурных поступков, показывает пример мужского благородства, трудолюбия, дружбы и добрососедства. Сын в дагестанской семье - первый помощник отца. Сын учится у отца мужскому ремеслу, мужской твердости.

Нет отца в доме - сын заменяет его, сын заботится о семье, о домашнем хозяйстве. Сын свято оберегает дело отца, честь отца. От слова «отец» образованы святые слова «отчизна», «отечество».

«Кто не ценит родного отца, тот Отчизну не ценит».

«Кто отца родного уважает, тот Родину почитает».

«Что сделаешь для отца, то сделают для тебя твои дети».

«Сын - памятник отцу», - учат народные дагестанские пословицы.

Дагестанская семья держится на добрых традициях человечности.

Самой главной из них - уважение родителей, дети всегда должны быть внимательны к родителям и старшим.

Например, отец приходит с работы, сын берет у него из рук ношу, приносит воду, поливает на руки, подает мыло, полотенце.

За столом принято первым подавать чай и еду сначала дедушке, потом отцу, потом остальным по старшинству. Садиться не раньше, чем сядут старшие, пропускают в дом сначала старших. Младший должен открыть дверь и придерживать ее, пока пройдут старшие или гости. Дети должны показать свою воспитанность без подсказки родителей.

При старших нельзя держать руки в карманах, стоять полусогнутым, нельзя сидеть, развалившись, чесать затылок, нос, ухо, курить, жевать, пить спиртное, подпирать щеку или лоб рукой.

Сыну перед отцом не принято без приглашения сесть, нельзя громко говорить и смеяться.

На вопросы старших дети отвечают скромно, кратко, почтительно.

Только при соблюдении этих правил дети в Дагестане считаются воспитанными.

«Сам не знаешь - знающих слушай».

Традиция человечности дагестанской семьи - это традиция гостеприимства. Познакомимся с правилами гостеприимства.

Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!».

Всаднику, старшему по возрасту, помогают слезть с коня, выйти из машины, поддерживают ношу, помогают отнести в дом, помогают снять одежду, снаряжение. Гостя приглашают в кунацкую комнату, сажают на почетное место. Хозяин садится рядом, спрашивает о здоровье, о состоянии его духа, о родственниках и близких, об общих знакомых, потом спрашивает о новостях. Стол для гостей накрывают быстро лучшей едой из того, что есть в доме. Перед едой предлагают гостю помыть руки. Сажают на почетное место. Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше и лучше. Нельзя съесть свою порцию раньше гостя. Постель для гостя готовят в спокойной уединенной комнате, пожелав «Спокойной ночи!».

Гостя, покидающего дом, хорошо и сытно кормят, помогают умыться, одеться, сесть на коня. Провожают до края аула, за ворота дома. Расставаясь, желают: «Счастливого пути! Всяческих благ!». Настоятельно просят заходить еще.

«Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю».

Трусоватого мужчину

Если встретишь где-нибудь

Знай, что он не дагестанец

Не из Дага держит путь.

Дагестанские мужчины

Мелкой дрожью не дрожат

Своей доблестью и честью

Больше жизни дорожат!

Наши девушки стыдливы

Ходят плавно как луна

След в пыли не остается

И походка не слышна.

Если в дом нагрянут гости,

А хозяева при том

Чешут сонные затылки

Улыбаются с трудом

Знай, они не дагестанцы

Не из Дага их родня

В Дагестане жить не станет

Их семейка и полдня!

Пусть придет хоть вся планет

В очаге у нас огонь

Никогда не охладеет

Для гостей его ладонь.

Знай же, друг, что это пламя

Выражает существо.

Дагестанцы, дагестанки,

Дагестана моего.

Расул Гамзатов

Фазу Алиева

Законы гор

В горах моих родных

Не писаны законы

Во все века

Никто их не писал

Никто из них томов

Не составлял -

Натуры горцев

К этому не склонны

Но если в очаге

У одного лишь горца

Еще хранится

Искорка огня,

Она из ночи в ночь

День изо дня

Из очага в очаг передается

И если в сундуке

У одного лишь горца

Еще хранится горсточка муки,

Ее на все хватает очаги,

И в каждом доме

Свежий хлеб печется.

И если юношу

В дорогу провожают

А проводу выходит весь аул.

А если кто в ауле захворает

Покоя не находит весь аул.

Тухум у дагестанцев - это значит род, родня. По традиции каждый дагестанец, каждая семья в Дагестане относится к какому-нибудь тухуму. Дагестанский аул имеет несколько кварталов мяхм. В каждом мяхме живут вместе несколько тухимов.

Где бы ни жили дагестанцы, они помнят и заботятся о своем тухуме, родном ауле. Тухум защищает и человека и его семью от дурных влияний, в нем ребенок узнает своих родных и близких: двоюродных, троюродных братьев и сестер, старожилов, кунаков рода и многое другое. Каждый тухум имеет свое название и фамилию основателя - прадеда или прапрадеда.

Главой тухума считается старший в роду. Или, с согласия самого старшего, главой тухума избирают самого мудрого, образованного, мужественного, энергичного, красноречивого и хлебосольного человека.

Младшие члены тухма обязаны советоваться со старшими, выполнять их поручения, пожелания. По дагестанским традициям, о порядочности, искренности, о воспитанности ребенка можно узнать по его отношению к своему тухуму.

«Кто любит свой род, тот любит и народ», - учит народная поговорка.

Традиции тухума:

I. Традиция тухума дружно и рядом строить дома.

II. Традиция тухума вместе пасти личный скот.

III. Традиция тухума дружно приходить на помощь сельчанам. Она помогает быть добрыми, отзывчивыми, милосердными людьми.

IV. Традиции тухума заботиться о престарелых людях рода учит уважать старожилов, ценить мудрость и знания, учит сочувствовать чужой беде.

V. Традиция тухума сообща обсуждать помогает вовремя понять и различать хорошие и плохие качества человека.

VI. Традиция тухума хоронить умерших рядом с родовыми могилами учит заботиться о святых местах.

Поэтому при встрече в Дагестане в первую очередь задают вопрос: «Из какого ты аула?», «Из какого ты тухума?»

Честь тухума держится на ежедневных добрых делах, справедливых поступках, трудолюбии, миролюбии, мужестве, отваге всех членов рода.

Самой крепкой формой сближения людей в Дагестане является джамаат - жители одного населенного пункта. Сила джамаата в единстве, помощи, взаимоподдержке его тухумов.

В джамаате не бывает ничейных или беспомощных детей. Сироты усыновляются близкими родственниками, другими тухумами кунаками семьи и рода. Эти дети - полнокровные члены тухума. Традиция усыновления - добрая традиция дагестанского джамаата.

У джамаата общий годекан - специальное место в ауле, где собирается мужское население. Аксакалы на почетных местах, подальше молодежь. Младшие слушают старших. Нельзя курить, сквернословить, нельзя плохо говорить об отсутствующих, нельзя унижать слабых и младших.

Если один работает и нуждается в помощи, другие должны ему помочь советом или делом. Традиции взаимопомощи тоже имеют свои правила, которые знает каждый маленький дагестанец.

1. На помощь надо приходить вовремя и со всеми.

2. Работу начинают и заканчивают по знаку старшего.

3. Помогая, не уступают другим в труде и старании, и отдыхать, радоваться, веселиться нужно вместе.

4. Закончив работу, нельзя хвалить себя.

5. Никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи.

«Сделал добро - забудь, получив добро - помни всю жизнь».

«Кто добро знает и понимает, тот его никогда не забудет».

Помогают детям-сиротам, семьям, оставшимся без кормильца, семьям, оставшимся без крова. Помогают семье, где намечается свадьба. Срочно помогают семье, где случилось горе. В такой день принято забыть все обиды, вражду, выражают сочувствие, проявляют благородство.

Подобные документы

    Традиции празднования Рождества в России, масленичные и купальские обряды. Свадебные традиции: сватовство, помолвка, девичник, венчание, встреча молодых. Особенности национальной русской кухни. Влияние христианства на обычаи и традиции русского народа.

    реферат , добавлен 03.02.2015

    Cемейные обычаи и обряды как неотъемлемая часть культуры и быта этноса. Особенности башкирского свадебного обряда: подготовка калыма, приданого, помолвка, сватовство. Рождение ребенка, праздник колыбели. Погребально-поминальные традиции; влияние ислама.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Краткая история развития Норвегии. Жизнь и традиции. Материальная культура, семейная и общественная жизнь, спорт и туризм в Норвегии. Средний брачный возраст у мужчин и у женщин. Народная норвежская одежда. Праздники, отмечаемые в современной Норвегии.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2016

    Рассмотрение этнодемографических и этносоциологических характеристик даргинцев: особенности менталитета, этапы этнического развития. Характеристика религиозных законов дагестанского народа. Анализ основных занятий даргинцев: земледелия, скотоводства.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Основные этапы формирования греческого населения на Кавказе, демографическая характеристика. Численность греческого населения на Кавказе по данным переписи 1979 г. Бытовая культура: традиции и современность. Хозяйственные традиции, материальная культура.

    статья , добавлен 25.04.2010

    Традиционный тип сельского поселения коренных народов ЮАР, их обычаи, культура. Обрядовые, ритуальные танцы шаманов, сказания и легенды. Красота по-африкански, женщины и мужчины племени Мурси. Свадебные и похоронные традиции и церемонии, функции масок.

    презентация , добавлен 05.11.2014

    Общие взгляды евреев на воспитание. Направления воспитания и обучения: умственное, моральное (духовное), физическое, трудовое, эстетическое. Гендерные и возрастные особенности воспитательного процесса. Воспитательные традиции и обычаи еврейского народа.

    презентация , добавлен 05.11.2014

    Свадебные традиции и обычаи сибирских немцев. Опрос жителей села Карповка (представителей немецкой национальности). Порядок свадебной церемонии, праздничный стол и символы. Приметы и суеверия, связанные с днем свадьбы. Основные свадебные аксессуары.

    реферат , добавлен 04.06.2011

    Поселение болгар на территории Буджака. Болгары и гагаузы в Бородинской битве 1806-1812 гг. Обряды и традиции болгар. Сватовство как конкретное действие перед свадьбой. Основные свадебные традиции. Экономическая жизнь, образование, культура села Табаки.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Традиции предков – основа интеллекта и нравственности человека. Ритуалы свадебной церемонии как эстетическая основа интеллекта. Начало семейной жизни. Праздники, связанные с рождением и развитием ребенка. Происхождение юрты, казахская национальная одежда.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней