Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Репин не ждали перспективный анализ. Новое лицо оппозиции

Знаете ли вы что, что картина Репина «Приплыли» – вовсе не Репиным

написана, да и называется иначе - "Монахи (Не туда заехали)" . Обитает картина на Украине, в Сумском художественном музее им. Никанора Онацкого , а написал ее современник Репина, воронежский художник и педагог Лев Соловьев , который также много занимался иконописью.

Впрочем, сюжет картины, несмотря на другое название, вполне укладывается в смысл, который вкладывают, вспоминая якобы произведение Репина. Когда ситуация приводит к конфузу участников, когда смешно и немножко стыдно, когда за поворотом (буквальным или аллегорическим) оказывается совсем не то, что предполагалось, мы выдыхаем и говорим: «Ну вот, картина Репина «Приплыли!» . И улыбаемся – весело или саркастически в зависимости от ситуации.

Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!

Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз. Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза. Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол».

По всей вероятности, на одной из выставок не туда заехавшие «Монахи» соседствовали с работами Ильи Репина. По ассоциации с афористичным названием другой его работы – «Не ждали» – могло возникнуть это «картина Репина «Приплыли».


"Монахи (Не туда заехали)" автор Лев Соловьев. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы

Описание картины «Не ждали»

Картина Репина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина.


Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка. Совсем иным стал окончательный вариант.

Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?

Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно – здесь явно нет лишних средств. На стене - фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.

Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.

Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека. А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание» . А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже, чем преступление, это - ошибка... Не ждали! Какая фальшь...».

Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.

А вот это первый вариант-эскиз картины «Не ждали»:


Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку.

Собран материал на базе статей Алены Эсауловой (с сайта

Одним из интереснейших произведений Третьяковской галереи является картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали». Эта картина поражает своей интересной историей, изображенной на ней, и по этой причине я решил написать о ней в своем сочинении.

Данная картина является национальным достоянием и находится в собрании картин Третьяковской галереи. Картина была написана в примерно в 1884- 1888 годах. На ней изображен мужчина, который вернулся из политической ссылки и далеких чужих краев. Если разобрать картину по цвету, то цвета гармоничные. Картина написана в мягких теплых полутонах, которые создают впечатление, что это радостный выходной день, который только начинается. Об этом говорит теплый солнечный свет, который пробивается сквозь оконные стекла. По сути своей, картина вызывает хорошие положительные эмоции. Ведь что может быть лучше возвращение человека, которого, в общем-то, уже и не ждали и не думали, что вернется.

Художнику очень хорошо удался этот момент, вернувшийся со ссылки, не может сразу узнать родных, потому как кто-то постарел, ребятишки подросли, и они до конца не могут его узнать и поверить своим глазам. Он ли это? Видимо, художником и было задумано передать эту немую паузу перед радостными эмоциями встречи и даже слезами радости. О том, что герой картины вернулся неожиданно, свидетельствует то, что он неопрятно одет, небрит, создается впечатление, что он давно не мылся, и очень усталый. На его лице читается усталость, он устал от ссылки от длинной дороги домой и вот он, наконец, вернулся!

Эффект неожиданности и читается на лицах домочадцев. Так же о том, что он вошел совсем недавно свидетельствует открытая дверь, которую ему открыла женщина. На дальнем плане мы видим втору темную фигуру женщины, которая, удивленно выглядывает и не верит в его возвращение. Эффект неожиданности возвращения читается на лице другой не менее важной фигуры этой картины. Эта женщина, которая встала из-за стола и явно не ожидала его увидеть. Хоть и художник изобразил ее в профиль, но в ее глазах читается немая сцена неожиданности и неверия собственным глазам от неожиданности она развела руками. На ее губах читается шепот «ты ли это». Из истории картины известно, что эта престарелая женщина матушка, возвратившегося из далекой ссылки каторжанина.

Очень хорошо дополняют эту картину ребятишки и женщина за фортепьяно. Женщина его узнала, она очень рада его возвращению, судя по ее радостной улыбки на лице. А вот маленькая девочка, в углу сидящая около мальчика, смотрит на возвратившегося с каким-то недоверием и не пониманием, он, очевидно, его не узнала и не поняла еще кто же этот небритый странник в лохмотьях. Ну и не могу не затронуть маленького мальчика сидящего в углу, который очень рад возвращению их члена семьи. В целом картина не тяжелая и производит хорошее впечатление и вызывает радостные эмоции, если вам выпадет счастливый шанс посетить Третьяковскую галерею, обязательно взгляните на эту картину.

Наверное, мало какая картина классических художников так популярна у изготовителей так называемых "фотожаб", как картина "Не ждали" Ильи Репина.
За обилием юмористических трактовок и сюжетов полезно напомнить, как выглядит оригинал и что на самом деле изобразил на своем полотне художник.


Не ждали - Илья Ефимович Репин. 1884. Холст, масло. 160,5х167,5

Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы - возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все - и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх... Перекрестие взглядов - ключ к сюжету.

Центральная фигура - ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.

Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения - горничной; любопытный у кухарки.

Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим - это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.

Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения...

Ну, а под катом самые остроумные из огромного многообразия "нежданчиков" на основе знаменитой картины:




























Русская действительность, ее «поэтическая правда», как писал Илья Репин в письме к Поленову, увлекла этого великого живописца настолько властно, что сегодня по его картинам мы можем изучать российскую историю.

Начало пути

Художник родился в небольшом украинском городе Чугуеве, в 1844 году. Семья жила бедно и трудно. Свой необыкновенный дар Репин проявил в детстве, когда изготовлял игрушечных лошадок из воска, из бумаги. Выставленные на подоконнике, эти творения собирали толпу восхищенных поклонников. Живописью маленький Илья занялся после того, как родственник подарил мальчику на Рождество коробку акварельных красок.

В местной школе военных топографов, где Репин учился с тринадцати лет, он увлеченно рисует портреты своих одноклассников и преподавателей. Через два года школу закрывают, и Илья Репин идет в ученики к чугуевскому иконописцу. Блестящий талант юноши находит признание далеко за пределами города. Тогда возникло у Репина решение ехать в Петербург и поступать в Академию художеств. Скопив деньги, юноша отправляется в путь.

В Петербурге

Осенью 1863 года молодой человек стал учащимся рисовальной школы Общества поощрения художников. В 1864 году, когда Репину исполнилось 20 лет, начинающий живописец оказался в числе вольнослушателей Уникальные способности и трудолюбие помогли ему стать одним из самых успешных учеников Академии, а если учесть, что он вынужден был, кроме учебы, еще и зарабатывать себе на жизнь, мы увидим перед собой необыкновенно стойкого и талантливого человека.

Блестящий дебют

Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира». В центре изображения - тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Работая над полотном, Репин вспоминал трагические события в собственной семье, когда умерла его горячо любимая сестра Устя. Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме! На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку. Ярко горят в ее изголовье свечи, это высветленное пятно становится смысловым центром картины. Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь. Еще мгновение - и произойдет чудо воскрешения. Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см. фото).

«Не ждали» - еще одно полное психологизма и драматичности живописное произведение. Его Репин напишет много позже, через семнадцать лет. Путь к нему лежит через глубокое осмысление действительности, которая необычайно волнует сердце художника и, по его словам, «просится на холст» сама.

Страсть к истине

Чуткое сердце Ильи Ефимовича не могло не откликаться на контрасты, которые принято называть социальными. Во время путешествия по Волге «мастера правды» глубоко поразила дисгармония между видом праздной довольной толпы гуляющих зевак и измученных бурлаков, тянущих по реке огромную баржу. Так родилось сенсационное полотно «Бурлаки на Волге». Мастер делает акцент на выражении лиц этих людей, которые не станут терпеть, в их глазах затаились гнев и бунт.

Не удивительно, что Репин стал одним из ведущих участников Товарищества передвижных художественных выставок, в лоне которого создавалось полотно «Не ждали». Картина Репина несет в себе черты демократизма, которые отстаивали передвижники.

Революционные настроения, бродившие в современном Репину обществе, тревожили и интересовали художника. Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Картины «По грязной дороге», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» представляют нам образы бунтарей, истово верящих в свою идею, но не нашедших широкого отклика у народа. Таков и холст «Не ждали». Картина Репина, в основе сюжета которой лежит возвращение революционера после долгой ссылки или тюремного заключения домой, считается одной из самых начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже. Сначала Репин задумал ссыльного как жертвенного и мужественного человека, но, верный правде, изобразил его без прикрас.

Картина Репина «Не ждали». Описание

На холсте перед нами возникает острая и драматичная сцена из жизни: арестант нерешительно и нервно входит в комнату, где находятся его родные. Автор уделяет главное внимание переживанию, которое испытывает в этот момент каждый персонаж. Пришельца, действительно, не ждали. Картина Репина необычайно выразительно передает в лицах, жестах, душевные движения героев. Действие возникает за дверью, которая распахнулась мгновение назад, и продолжается перед нами. На заднем фоне мы видим испуганное лицо не то прислуги, не то приживалки, в дверях стоит горничная, ее поза и глаза выражают настороженность. Навстречу пришельцу встала с кресла пожилая женщина, наверное, его мать. Мы почти физически ощущаем, как жадно она всматривается в сына, как дрожит ее рука. За столом, пригнувшись к скатерти, испуганными глазами глядит на гостя маленькая девочка - дочь арестанта, которая, возможно, ни разу его не видела. Справа от нее - восторженное лицо сынишки-гимназиста, ему известен отец, может быть, по рассказам матери, или его образ жил в детском воспоминании мальчика. От рояля поворачивается к худому человеку в истоптанных сапогах и потрепанном пальто молодая женщина, супруга. Ее глаза блестят изумлением и радостью. За каждым персонажем читается своя история, а вся эта сцена - начало новой истории, в которой будут свои волнения, печали, ликования. И мы понимаем, что та боязнь и тревога, печать страданий и лишений, которые запечатлелись в лице вернувшегося домой главы семьи - все успокоится и сгладится в ласковых лучах любви близких людей. Как гениально уловил художник эту особенность, когда родные живут мыслью о возвращении дорогого человека, хотя в этот конкретный момент его не ждали! Картина Репина в этом смысле - шедевр психологизма.

«Картина Репина «Не ждали»» - это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884–1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

И Репин удивился возмущению Третьякова, но, когда тот на следующий год прислал картину для исправления, доработал ее. Полученный результат устроил обоих. «Этот третий ссыльный - скорее чудесный, славный русский интеллигент, нежели революционер», - писал классик искусствоведения Игорь Грабарь. «Картина запела», - подытожил наконец-то довольный Репин.

1. Бывший арестант. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий, из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.

3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, - пишет искусствовед Татьяна Юденкова, - видит только то, что не видит зритель: глаза матери».

4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре - знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.

5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.

6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.

7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.

8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», - отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.

9. Фотография. На ней - убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография - примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.

10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко , писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, - знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.

11. «На Голгофе» Карла Штейбена - очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

1844 - Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.

1864–1871 - Учился в Академии художеств в Петербурге.

1870–1873 - Писал картину «Бурлаки на Волге».

1872 - Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.

1874 - Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.

1876 - Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.

1880–1889, 1892 - Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».

1887 - Развелся с женой.

1899 - Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман - суфражисткой, писательницей (псевдоним - Северова).
1907–1911 - Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».

1930 - Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь - в России).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней