Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Матильда» Алексея Учителя: где ложь, а где правда. Почему все говорят о фильме «Матильда», и зачем его смотреть

В кино

Отец Николая II император Александр III был против брака сына с принцессой Алисой Гессенской.

В жизни

Действительно, поначалу российский император с супругой не были в восторге от этого брака. Пусть Алиса и являлась внучкой английской королевы Виктории, но на тот момент она была нищей принцессой из захолустного немецкого герцогства. Мать ее страдала нервным расстройством, но, самое страшное, являлась носителем гемофилии, которая передается по женской линии сыновьям, но сами носительницы при этом не болеют. (В итоге от гемофилии страдал сын Николая царевич Алексей). Александр рассчитывал на брак наследника с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Но потом политика, а также тяжелая болезнь императора (а он хотел женить сына до своей смерти) ускорили брак Николая и Алисы, в крещении ставшей Александрой Федоровной.

В кино

Александр III сам познакомил сына с Матильдой Кшесинской.

В жизни

Это случилось в 1890 году сразу после выпускного спектакля в Императорском театральном училище, которое по традиции посещал монарх с семьей. Александр III неожиданно выделил среди всех танцовщиц Матильду Кшесинскую и заявил 17-летней выпускнице: «Будьте украшением и славою нашего балета!» После спектакля, не снимая театральных костюмов, все ученики собирались в большом репетиционном зале – для представления царственным особам.

Действо было тщательно отрепетировано, кандидатуры лучших выпускниц заранее отобраны из числа первых воспитанниц, в числе которых Кшесинская не могла оказаться уже потому, что числилась приходящей. И тут случилась первая неожиданность – в нарушение всех правил государь поинтересовался: «А где же Кшесинская?» Пришлось ее вызвать. После представления выпускников следовал торжественный ужин, а за общим столом у Малечки тоже не было постоянного места. И государь опять распорядился по-своему – усадил Кшесинскую между собою и наследником, игриво погрозив обоим: «Смотрите только, не флиртуйте слишком!». При этом общаться плотно Николай с Кшесинской стали лишь спустя два года. А вот показывать сыну в поезде, который через какое-то время попал в аварию, фотографию юной балерины Александр не мог. Ведь крушение состава, в котором император получил ранения, из-за которых потом заболел и рано умер, случилось за два года до знакомства Николая с Кшесинской.

В кино

Николай II никак не может забыть свою возлюбленную, собираясь отказаться от престола ради Кшесинской и бежать с ней.

В жизни

Многие критики фильма утверждают, что отношения Николая и Матильды были лишь платонческими. Это вряд ли. Но вот что после решения родителей женить его на Алисе Гессенской он решает завершить роман с Кшесинской – точно. И никуда бежать Ники не собирался. Вот как в своих мемуарах об этом вспоминает сама балерина: «7 апреля 1894 года было объявлено о помолвке наследника престола с Алисой, принцессой Гессен-Дармштадтской. Я давно знала, что рано или поздно это должно произойти, но все же горе мое было беспредельным…

После возвращения из Кобурга и помолвки наследник престола попросил меня о прощальном свидании. Мы условились встретиться на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном.

Регина Збарская: настоящая жизнь Красной королевы

  • Подробнее

Я приехала из города в своем экипаже, а он – верхом, прямо с полигона. И, как всегда бывает в таких случаях, когда нужно очень многое сказать друг другу, к горлу подступил комок, и мы говорили совсем не то, что хотели. Очень многое так и осталось невысказанным. Да и о чем можно вести речь на прощание, если знаешь, что уже ничего нельзя изменить…

Когда Ники уехал на полигон, я еще долго стояла у сарая и смотрела ему вслед, пока он не скрылся из виду. А он все оглядывался и оглядывался… Я не плакала, но сердце мое разрывалось от горя, и по мере того, как он удалялся, на душе у меня становилось все тяжелее.

Я вернулась в город, в свой пустой и осиротевший дом. Мне казалось, что жизнь кончилась и впереди не будет ничего, кроме боли и горечи».

По слухам, Кшесинская получила 100 тысяч рублей и дом в качестве окончательного расчета за отношения с августейшим любовником. В дальнейшем они, скорее всего, больше никогда не встречались. Но Николай периодически заочно помогал экс-подруге в ее театральных делах. Не известно ничего и о хотя бы одной личной встрече императрицы Александры Федоровны и Кшесинской.

В кино

У Николая был конкурент – поручик Воронцов (его играет Данила Козловский). Он влюблен в Матильду Кшесинскую так сильно, что пытается помешать своему главному сопернику. Например, хочет избить того короной. Будущий император Николай II проявляет милость к незадачливому преступнику – заменяет смертную казнь принудительным лечением.

В жизни

Ни о каком поклоннике Кшесинской по фамилии Воронцов не известно. Балерина больше предпочитала членов императорской фамилии: после расставания с Ники она была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича Романовых. Да и поднять руку на цесаревича из-за балерины русский офицер вряд ли бы смог – не вписывается это в кодекс дворянской чести. Так что в данном случае это исключительно художественный вымысел.

Следующая новость

Кинодокументалист Сергей Алиев рассказал журналистам, что планирует снять документальный фильм «Ложь Матильды», призванный «развенчать мифы» вокруг личности Николая II. , что его участниками станут историки, боец Федор Емельяненко и депутат Госдумы Виталий Милонов, однако двое последних не слышали о картине до сегодняшнего дня. «360» рассказывает, что известно о фильме.

Что такое «Ложь Матильды»

Еще не показанный на большом экране, фильм Алексея Учителя "Матильда" уже прозвел фурор. Кампанию против него начала депутат Госдумы Наталья Поклонская, а теперь в пику картине хотят снять ленту-опровержение. Кинодокументалист Сергей Алиев, посмотрев трейлер «Матильды», он решил снять свою картину — «Ложь Матильды». Съемки начнутся совсем скоро, но режиссер уже раскрыл кое-какие подробности, касающиеся сценария и съемочной группы.

Сценарий дописывается. К концу текущей недели мы эту работу закончим. Съемки начнутся на следующей неделе и будут проходить в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге

— Сергей Алиев.

Он уточнил, что фильм с «небольшим бюджетом» будет длиться примерно час. Помогать в съемках будет команда режиссера Юрия Рязанова. Увидеть свет «Ложь Матильды» может уже в первой половине сентября — создатели рассчитывают, что удастся договориться о трансляции с федеральными каналами.

Алексей Учитель в свою очередь , что будет рад посмотреть документальный фильм «Ложь Матильды», однако на положительную критику, похоже, рассчитывать не приходится.

Маразм продолжается, есть идиоты, пусть они снимают. <…> Тем более не понимаю, что они хотят разоблачать, если они не видели фильм. Сценарий они не могли раздобыть. А если читали — то пусть делают, что хотят. Я буду рад это посмотреть

— Алексей Учитель.

Также в «Ложь Матильды» планируется включить видеомонологи о Николае II актеров Андрея Мерзликина, Алексея Нилова и митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. А вот Поклонскую в этом фильме снимать не хотят — с ней и так все понятно.

В фильме якобы должен был сняться депутат Виталий Милонов. Однако амбиции Алиева, похоже, немного расходятся с делом — в беседе с «360» парламентарий заявил, что не получал предложения участвовать в съемках картины, но в самом деле хотел бы сыграть императора в фильме о Николае II — но только художественном.

Также сообщалось, что в съемках фильма примет участие знаменитый боец Федор Емельяненко. Однако его PR-менеджер Юлия Куклина рассказала «360», что Федору никто не предлагал сниматься в картине.

С Федором никто не общался по поводу съемок в фильме. И принимать участие в них он не планирует. Это ложная информация

— Юлия Куклина.

С чего все началось

«Матильда» — художественный фильм российского режиссера Алексея Учителя. Кинолента посвящена истории любви императора Николая II и молодой балерины Матильды Кшесинской.

Скандал вокруг еще не вышедшего в прокат фильма разгорелся в ноябре прошлого года. Депутат Госдумы Наталья Поклонская возглавила ряды противников ленты: по ее словам, образ государя в фильме Учителя искажен. Причем вставлять палки в колеса «Матильде» Поклонская начала, когда фильм даже не был смонтирован.

Депутат несколько раз обращалась в Генпрокуратуру с требованием проверить фильм на оскорбление чувств верующих, однако в ведомстве нарушений не нашли. Ее поведение получило неоднозначную реакцию — как можно критиковать фильм, даже если не видел его? Однако это не помешало Поклонской продолжить бой — она обратилась к группе экспертов, которые заявили, что фильм не стоит показывать широкой публике. Позднее другая экспертиза отыскала в фильме только одну постельную сцену, которая, по их словам, даже для просмотра подростками.

Поклонская не сдавалась и собирала жалобы единомышленников, а совсем недавно, так и не соизволив посмотреть готовый фильм, ролик из того, что считает «порнографическими ролями» актера, который играет государя Николая в «Матильде».

Кинокритики считают поведение Поклонской неоднозначной, но ясно одно — депутату пока не удалось добиться своей цели и запретить показ фильма. Режиссер Алексей Учитель доблестно и не без иронии сносит все ее нападки. Однажды он даже предположил, что депутат, весьма вероятно, влюблена в Николая II, за что « ».

О фильме даже президент России Владимир Путин: 15 июня во время "Прямой линии" актер Сергей Безруков попросил главу государства разрешить спор между Поклонской и Учителем. Путин отметил, что о царской семье были сняты и более жесткие фильмы, но вот ввязываться в личный спор с Поклонской ему бы не хотелось.

Следующая новость

Николаем овладели чувства, когда грудь Матильды выскочила во время танца, и вот весь фильм, как безумные, они бегают из стороны в сторону, периодически бросаясь друг другу в объятья, потом разбегаются совершенно шизофренично и опять ищут встречи. Если эта "правдивая" история основана хотя бы на толике правды, то вот он - тот Николай, которого мы заслужили. Бюджет картины составил $25 млн , большая часть из них была израсходована на декорации и костюмы. Проект реализован при поддержке государственного Фонда кино исключительно на российские финансовые средства.

Как всегда бывает с фильмами, "основанными на реальных событиях", - от реальных событий там остаются рожки да ножки. Что совершенно справедливо для "Матильды": рожки у Аликс, ножки от Матильды (вполне ничего такие). Особенно щедро безумие - горстями раздают иностранные "консультанты" (автор сценария Александр Терехов , но "с участием Майкла Катимса ", вообще же в разработке принимали участие более десяти сценаристов, в том числе из США и Франции). Утверждать, что персонаж Данилы Козловского или, например, устрашающий немецкий доктор с жутковатыми опытами (который будто репетирует нацистские упражнения над человеческой психикой), нелепые пожары и кровавые "жертвоприношения" - это все вклад в кавалькаду исторических штампов именно мистера Катимса, не будем, но триллерами в духе Голливуда отдает.

Потому складывается такое ощущение, что Ингдеборга Депктуанайте (Мария Федоровна) и Сергей Гармаш (Александр III ) вообще снимались в каком-то другом кино - в нормальном - в исторической драме с сюжетом, основанном на фактах, таком старом-добром костюмированном фильме. И исполнили свои роли блистательно, просто отдых для взволнованного нелепицами зрителя. Они и несколько других персонажей из плеяды "старой школы" (Евгений Миронов, Константин Желдин) вытягивали игру сороколетнего Ларса Айдингера, который вынужден был изображать пылкого и влюбленного юношу.

По задумке Учителя, составить пару Николаю II должна была 32-летняя актриса Кира Найтли (сыгравшая в недавней зарубежной экранизации Анну Каренину) - возможно, они бы и смотрелись гармонично, но после отказа Киры, на роль Матильды единодушно утвердили Михалину Ольшанскую - выпускницу театральной академии 1992 года рождения. Молодое дарование так всех очаровало, что никто и не заметил, как "Матильда" превращается в "Лолиту" - юная балерина и сорокалетний "наследник".

Интересно, что составить пару Кире Найтли должен был Данила Козловский, но из-за "поразительной" схожести немецкого артиста с последним императором (православные круги называют его "порноактером", хотя в свободной энциклопедии указаны только театральные и драматические роли, видимо, кому-то больше известно, в каких еще специфических лентах он отметился) роль от Козловского ушла. Говорят, Данила серьезно обиделся на Учителя. И Учитель, воплотив подспудное желание актера "уничтожить" соперника, дал ему исполнять фанатика, который сначала грозится убить Николая, а потом и Кшесинскую: в ключевой момент, когда Ники сбегает от будущей жены к балерине, Козловский похищает приму, поджигая все вокруг.

Откуда же мог знать Учитель, что эта линия будет пророческой и сам он вскоре станет вожделенным объектом для пироманов? - поистине любой художник - провидец. Чтобы не обижать Данилу, его приятное русскому взгляду лицо поместили на всех афишах рядом с немцем и полькой. Но, на самом деле, роль Воронцова эпизодическая, хотя и стоит отметить, что в этой картине Козловский, как рыба в воде - в прямом смысле - его регулярно опускают в огромный аквариум. Не дают дышать, чтобы превратить в "идеального" солдата, убийцу Кшесинской. Политико-авантюрная линия с Третьим отделением, "доктором Джекилом" и горящим Козловским, как камешек в ботинке, жутко раздражает и превращает третьесортную мелодраму в откровенный фарс.

Возвести глаза к небу, вспоминая историческую правду, мы еще успеем, но для протокола стоит отметить, что роман Николая и Матильды - это история двух влюбленных "детей" - Николаю было 20 "с хвостиком", а восходящей звезде балета - 18. Здесь же Николай - искушенный обольститель, тут же укладывает балерину в шатре в Красном селе, едва успев преподнести цветы и ожерелье.

На самом деле, вступить в интимные отношения наследник, которого изображают здесь сумасбродным альфа-самцом, боялся несколько лет, и только после долгих уговоров девушки и серьезных дум, решился - "пора!" Матильда тоже, несмотря на репутацию балерин в Российской империи, не была развратной красавицей, сверкавшей грудью перед всем Петербургом - как раз поэтому Ники и не хотел "заходить далеко": стать первым мужчиной "Малли" - значило взять ответственность. Для всех заинтересованных - все-таки он ее взял, ответственность.

Если это исторический факт, против которого не попрешь, даже если очень хочется, то для ценителей теорий заговоров есть еще и тайные бастарды: один официальный сын, один тайный и даже дочь, которую выдавали за племянницу Кшесинской. По факту же, единственный сын Матильды Феликсовны, о котором достоверно известно все, кроме отцовства, родился вне брака и воспитывали его великие князья (один из которых много позже в эмиграции сочетается законным браком с бывшей любовницей русского царя), до смерти Николая II официально замуж Кшесинская не выходила.

Мог ли "Вова" (тот самый внебрачный сын) стать последним императором, если бы судьба распорядилась иначе, уважающие себя историки даже спорить не будут, но сюжет для следующих фильмов Учителя интересный.

А нынешняя картина, как совсем уж мелодраматичная, ставит вопрос ребром - "женится или не женится Николай на Матильде"?

На самом деле, балерина и надеяться не могла на законный брак. Вообще театральный мир в царской России, особенно балет - носил особый статус государственно оплачиваемого гарема для великих князей. Артистки и балерины получали дома, власть в свете и богатство, но никогда или очень редко становились женами. Можно сказать и так, что нередко театр становился клубом куртизанок для царской элиты. Потому весь пафос и накал страстей выглядят наигранными. Матильда в Российской империи получила от связи с Николаем все, что могла - роли, статус, дом, подарки, в любой момент она могла обратиться к императору через великих князей и получить протекцию. О большем амбициозная артистка и не мечтала.

Кстати, как свидетельствуют мемуары многих современников предприимчивой балерины, она хорошо наживалась на коррупционных схемах в Российской империи: верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич писал во время Первой мировой войны, что войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, но он бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как "Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами" . У нее было много "влиятельных друзей", еще больше врагов, она была красива, но совсем не глупа, чтобы вести себя так, как действует ее героиня в фильме.

И Ники, и Малли, и Аликс - все знали "порядок вещей", и сил на лишние переживания не тратили. Что касается великомученицы Александры Федоровны, чей образ оболган, по мнению Поклонской, то стоит отметить - да, Учитель ее не пожалел. Смешная, неприятная, угловатая и странная - то есть "иностранная". Она чужая наследнику и России. Хотя в реальности молодой Николай испытывал к кузине неподдельный интерес - в фильме это противоречило бы главной теме "великой, роковой для России любви" и отражения не нашло.

Ну, таков взгляд автора - кто мы такие, чтобы спорить с художником? А что касается клеветы, мол, как можно изображать православную святую во время спиритического сеанса, великомученицу, алчущую для обряда кровь соперницы - нет дыма без огня. Самый яркий пример легковерности царицы в плане экстрасенсов и колдунов - Григорий Распутин. А сколько их - шаманов, лекарей, старцев, юродивых, ясновидцев и прочих шарлатанов - еще было до и после "божьего человека" при дворе? В конце концов, стоит помнить, что святыми Романовы стали не за безупречную жизнь, а за мученическую смерть .

Что касается истмата - то тут просторное поле для бурной фантазии и богатых исторических костюмов, залов и декораций. Оказывается, во время коронации Николай упал потому, что Матильда крикнула ему с балкона певчих: "Ники!".

На экране мы видим знаменитое "крушение поезда" - исторический эпизод, когда император Александр III держал крышу вагона на своих плечах.

Кульминационная трагедия, как будто бы данная в наказание Николаю за то, что он отрекся от "истинной любви" - Ходынка . Катастрофа показана тревожно и масштабно. В фильме Николай II лично устраивает судьбу выживших, в одиночестве стоит на пустой сцене, оглядывая печальные процессии с повозками убитых и раненых, цепочка огоньков-факелов в опускающейся на поле тьме - сильный момент. Но вдруг совершенно шизофренично он поджигает заготовленный там салют и во время залпов стоит на коленях и молится. А за ним - небо в праздничных огнях фейерверка.

В реальности государь хоть и очень расстроился из-за Ходынской трагедии, но все же не отменил празднества в Кремлевском дворце и даже отметился после коронации на балу у французского посла, где танцевал из уважения к погибшим с очень кислым видом ("Он весь осунулся, был бледен, как полотно. В молчании они прошли по залам, кланяясь собравшимся", - писали свидетели в воспоминаниях).

Если бы главным персонажем был не Николай II (чей культ внезапно и безоговорочно поразил определенные слои населения), а Фонд кино не выделил $25 млн на умопомрачительную красоту - "Матильда" не дотянула бы и до трех звездочек на различных киносайтах.

Исторические персонажи, такие как Александр III и его жена, любопытство русского народа посмотреть, как "дорого-богато" жили мы в "России, которую потеряли", и бесспорно красивая, качественная картинка - сделали бы средние кассовые сборы. Но благодаря пиар-менеджеру всея Руси Наталье Поклонской и ее "боевой дружине" картина вызвала бешеный ажиотаж и рвет все возможные рейтинги в прокате.

Самое известное место в Петербурге, связанное с именем Матильды Кшесинской, - принадлежавший ей особняк на Кронверкском проспекте. Его начали строить специально для балерины в 1904 году, но не на её собственные средства, а на деньги великого князя из рода Романовых Сергея Михайловича - второго любовника артистки. Однако в 1917 году ей пришлось покинуть особняк навсегда. После Февральской революции в нём хозяйничали большевики, и особняк был полностью разграблен. Поэтому каких-то подлинных вещей балерины почти не сохранилось. Сейчас в особняке находится Музей политической истории России, но о его хозяйке здесь никогда не забывают. В здании работает постоянная экспозиция "Матильда Кшесинская: фуэте судьбы", поэтому есть много специалистов, для которых белых пятен в биографии великой балерины почти не осталось.

Конечно, нам постоянно приходится развенчивать мифы и легенды, cвязанные как с самим особняком, так и с именем Матильды, - начала рассказ куратор экспозиции Маргарита Самойлова. - Мы слышали и о том, что якобы был проложен подземный ход от особняка к Зимнему дворцу прямо под Невой, и о том, какие сокровища якобы до сих пор здесь зарыты. Но, конечно же, все эти слухи не соответствуют действительности.

Она была необыкновенно талантлива
О самой Матильде, а также о её отношениях с наследником русского престола Николаем Александровичем также существует огромное количество легенд. Последнее время православные активисты настаивают на том, что у царя вообще не было любовных отношений с артисткой балета, а их связь была исключительно духовной. Историки с таким мнением не согласны.

Это были нормальные интимные отношения двух молодых людей, - говорит Маргарита Самойлова. - Матильда познакомилась с наследником в 1890 году на выпускном в балетном училище. И есть мнение, что рассадка гостей на последующем за выступлением балерин торжественном ужине не была случайной. Посадить Матильду рядом с Николаем мог распорядиться сам Александр III, мечтавший, чтобы наследник из застенчивого юноши превратился в настоящего мужчину.

План сработал: Николай и Матильда влюбились друг в друга. Их встречи происходили в доме на Английском проспекте, 18, который был снят для свиданий.

Отношения прекратились
Продлились отношения Николая и Матильды совсем недолго - с 1890 по 1894 год, да и то за этот период будущий царь успел совершить кругосветное путешествие. Потом своё чувство Николай II назовёт "самыми светлыми" страницами юности.

Мы точно знаем, что, после того как состоялась помолвка Николая с Алисой Гессенской, его отношения с Матильдой закончились, - говорит Маргарита Самойлова. - Поэтому называть балерину любовницей царя некорректно.
Будущий император после расставания передал Матильду на попечение своего двоюродного дяди Сергея Михайловича. Он преданно любил Матильду 25 лет и даже дал своё отчество сыну балерины - Володе, который родился в 1902 году. Позднее Матильда даст ему отчество настоящего отца - великого князя Андрея Владимировича (двоюродного брата Николая II), который станет её мужем уже во Франции.

Романовы в жизни Матильды Кшесинской
Трое мужчин из рода Романовых сыграли в жизни Матильды Кшесинской самую большую роль. Вот они:

Балерина чуть-чуть не дожила до ста лет
Покинув в 1917 году Петроград, больше трёх лет Матильда Кшесинская жила на юге России. Лишь в феврале 1920 года на пароходе "Семирамида" она уехала из страны навсегда. Во Франции она проживёт долгую и насыщенную событиями жизнь и умрёт в Париже в 1971 году, не дожив трёх месяцев до своего столетия.

С собой из своего роскошного особняка Матильда увезла маленький чемоданчик с драгоценностями, - говорит Маргарита Самойлова. - В банках у неё хранились другие украшения и деньги, но все они были национализированы. Великий князь Сергей Михайлович долго оставался в городе и надеялся, что сумеет что-то вывезти. Но так и не смог: в июле 1918 года он был расстрелян под Алапаевском.

Андрею Владимировичу повезло больше: он эмигрировал, и в 1921 году в Каннах уже 49-летняя Матильда Кшесинская стала его законной женой.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Произошло это не столько из любви к искусству: ей нужно было зарабатывать на хлеб. В последний раз Матильда вышла на сцену 14 июля 1936 года на вечере балета в лондонском театре Ковент-Гарден - ей было 64 года. Театр был переполнен.
Cын балерины Володя так и не завёл семью, всю свою жизнь посвятив матери.

1960 год - в Париже вышли мемуары Матильды Кшесинской, где она рассказала о своём знакомстве и встречах с наследником престола

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулась с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, - любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго - до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома - великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна - она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она - прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов - общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой - запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» - говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года - в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, - преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм - эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», - заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально - это моя личная позиция», - рассказал Арцишевский ТАСС.

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - заявил режиссер РИА Новости. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений - это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он - человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре - там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.


Фильм, который снимает известный режиссер Алексей Учитель ("Прогулка", "Портрет его жены"), рассказывает историю отношений будущего императора, а на тот момент цесаревича Николая Александровича Романова и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Танцовщица с польской кровью своей красотой буквально свела с ума царского сына. С его стороны это была настоящая страсть от которой Николая заставили отказаться в обмен на корону. Хотя будущий император любил свою Матильду так, что готов был отказаться от престола.


Согласитесь, история, действительно заслуживающая внимания кинематографа. Под этот грандиозный проект государство выделило 25 миллионов долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы, а их было сшито более 5 тысяч. География съемок грандиозная: снимали во самых заповедных местах исторического Петербурга: в интерьерах Мариинского театра, Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, - так что этот фильм уже одной своей картинкой - путеводитель по истории. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Ну, то есть масштабы всем понятны. Плюс саундтрек заказали моднейшему композитору Голливуда Марко Белами, а сыграл все-то, что написал голливудский итальянец, расширенный состав симфонического оркестра п/у Валерия Гергиева. Да, мы еще забыли сказать об актерах, во всех ролях кроме главных только самые модные фамилии, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. В этот список, честное слово, просится имя Ходченковой, но каким-то чудом обошлись без нее.

А вот что касается исполнителя главной роли, тут создатели, как говориться, лоханулись. В погоне за актерской внешностью, максимально схожей с лицом Николая II, продюсеры утвердили на роль немецкого актера Ларса Айдингера. И надо ж такому случиться, что именно этот статный 39-летний красавец блондин в свое время умудрился сняться в порно-фильме, в частности, в арт-порно-картине Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" (2012), которая вроде и была снята метром на Библейские и античные сюжеты, но все равно, считается фильмом, который просто эротикой не назовешь. Ну, и началось.

"У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь"

У грандиозного кинопроекта конечно же появились враги, например, в лице бывшей прокурорши Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Подначиваемая представителями общественного движения "Царский крест", Поклонская обвинила картину в "искажении исторических событий" и "антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры" и уже отправила в Генпрокуратуру два запроса, чтобы соответствующие органы проверили, правильно ли создатели "Матильды" используют выделенные из бюджета средства, а заодно проверили сюжет на наличие в ней крамолы, порочащей память императорской семьи и чувства православных.

На эти действия Поклонской Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заметил, что такие инициативы следует "прерывать на корню", поскольку, во-первых, нельзя проверить то, чего еще нет (фильм-то до сих пор находится в процессе съемок), а, во-вторых, как сказал Говорухин, "непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки". Тупиковым и неверным путем называют процесс травли фильма и священники, хотя при этом саму картину осуждают.

Потомки самой Матильды Кшесинской тоже никаких поводов для обращения в правоохранительные органы он не видят. Правнук балерины Константин Севенард заявил, что для этого пока оснований нет.

Никто фильм не видел. Мне говорить о том, что там есть несоответствия с историческими событиями сложно, - комментирует ситуацию г-н Севенард. - Николай Второй был близок с Матильдой Кшесинской - это известный доказанный факт. Тут оспаривать нечего. Мне не нравится, что фильм захватывает события с момента знакомства Кшесинской с Николаем и заканчивается его коронацией. История эта имеет большую протяжённость. Мы знаем, что у Матильды Феликсовны и Николая Второго родилась дочь в 1911 году. В нашей семье есть фотографии, подтверждающие это. Матильда получила титул Святейшей Княгини потом. Весной 1917 года она была посредником между Николаем Вторым и Временным Правительством. Она пыталась спасти Царскую семью.

На днях режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель, наконец, отреагировал на нападки недовольных православных россиян. Хотя, сдается, проблему он оценил по достоинству слишком поздно. Учитель заявил, что создатели фильма готовят два письма в Генеральную прокуратуру - одно по поводу самой Поклонской, а другое, по поводу людей, которые рассылают в кинотеатры письма с призывом отказаться от проката фильма.

В общем, скандал не шуточный. И опасения, что 25 миллионов бюджетных денег ухнут в бездну есть и очень большие. Мы уже не говорим про труд тысяч людей, приложивших к этому фильму свои усилия, - кто его и когда ценил. Понятно лишь одно, премьера фильма недавно была перенесена на 25 октября, так что у обеих сторон есть время для маневров.

Алексей Учитель в центре

«Матильда»

Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.

Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.

Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.

Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.

Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.

Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.

Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.

Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX-XX веков.

В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней