Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какое героическое произведение написал гоголь. Краткая биография гоголя самое главное

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина , бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Гоголь и театр

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

Последние годы жизни

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель» .






Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.

Разговоры о его биографии не утихают до сих пор, поскольку из среды интеллигенции 19 века он является одной из самых мистических и загадочных фигур.

Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи.

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.

Семья Гоголей выделялась устойчивыми культурными запросами. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».

Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Начало литературного пути

Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя.

Уже в 1825 году он сотрудничает в рукописном гимназическом журнале, сочиняет стихи. Другим увлечением Гоголя- гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации.

У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти юношески - восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен".

Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.

Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно - бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха.

Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей: подлинное риолистическое дарование Гоголя, как актера, оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.

Только в конце 1829года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако Гоголь не долго пробыл на этой должности и уже в апреле 1830года поступил писцом в департамент уделов.

Гоголь узнал в эти годы лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год прослужил Гоголь чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил" Вечера на хуторе близ Диканьки".

В 1831 году состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость обоих писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.

Гоголь и театр

В 1837 г. он выступил в «Современнике» со статьей «Петербургские записки 1836 года», в значительной своей части посвященной драматургии и театру. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода - реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль.

Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра:

Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама

Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние». Не соответствует задачам театра и водевиль, «эта легкая, бесцветная игрушка», в которой смех «порождается легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром».

Театр, по мнению Гоголя, должен учить, воспитывать зрителей:

Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок

В черновой редакции статьи Гоголь называет театр «великой школой». Но условием этого является верность отображения жизни. «Право, пора знать уже, пишет Гоголь, что одно только верное изображение характеров, не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», - только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение.

Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!

Гоголь раскрывает значение смеха как сильнейшего оружия в борьбе с общественными пороками. «Смех, продолжает Гоголь, великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц...» В театре «при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок». Человек боится смеха, неоднократно повторяет Гоголь, и удерживается от того, «от чего бы не удержала его никакая сила». Но не всякий смех имеет такую силу, а только «тот электрический, живительный смех», который имеет глубокую идейную основу.

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, - писал Гоголь, - в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя - Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни - в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, - голодание было для него смертельно опасно.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так:

Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело, глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…

Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз - менингит - и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», - стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - русский писатель, публицист.

Ро-дил-ся в се-мье по-ме-щи-ка сред-не-го дос-тат-ка. Дет-ские го-ды про-вёл в ро-ди-тель-ском име-нии Ва-силь-ев-ка (другое знавание - Янов-щи-на, про-ис-хо-дя-щее от фа-ми-лии вла-дель-ца - Го-голь-Янов-ский). Ху-дожественная ода-рён-ность бы-ла на-след-ст-вен-ной в се-мей-ст-ве Го-голя: сре-ди его пред-ков по ма-те-рин-ской ли-нии - Ва-си-лий Тан-ский (1-я половина XVIII века), ав-тор по-пу-ляр-ных в своё вре-мя ин-тер-лю-дий на украинском язы-ке; отец Го-голя, Ва-си-лий Афа-нась-е-вич Го-голь-Янов-ский (1777-1825 годы), со-чи-нял сти-хи и ко-ме-дии на русском и украинском язы-ках. Не-да-ле-ко от Ва-силь-ев-ки, на реке Псёл, на-хо-ди-лось ро-до-вое име-ние В.В. Кап-ни-ста, ко-то-рый, по сви-де-тель-ст-ву ма-те-ри Го-голя, одоб-рил его пер-вые сти-хотворные опы-ты.

В 1818-1819 годах Го-голь обу-чал-ся в Пол-тав-ском по-ве-то-вом (уезд-ном) училище; в 1820 - начале 1821 годов за-ни-мал-ся с учи-те-лем латинского язы-ка Г.М. Со-ро-чин-ским, в 1821-1828 годах учил-ся в Гим-на-зии выс-ших на-ук в Не-жи-не. В эти го-ды про-явил-ся раз-но-сто-рон-ний ху-дожественный та-лант Го-голя: он ри-со-вал (пей-за-жи , ри-сун-ки; позд-нее вы-пол-нял за-ри-сов-ки го-ро-дов, эс-ки-зы об-ло-жек и др.), вы-сту-пал в спек-так-лях, при-чём с осо-бен-ным ус-пе-хом в ко-мических ро-лях (например, Про-ста-ко-вой в «Не-до-рос-ле» Д.И. Фон-ви-зи-на), пи-сал раз-но-об-раз-ные ху-дожественные про-из-ве-де-ния, по его сло-вам, «пре-иму-щест-вен-но в ли-ри-че-ском и сурь-ёз-ном ро-де»: сти-хо-тво-ре-ние «Не-по-го-да»; не-со-хра-нив-шие-ся по-эма «Рос-сия под игом та-тар», са-ти-ра «Не-что о Не-жи-не, или Ду-ра-кам за-кон не пи-сан», а так-же по-весть «Бра-тья Твер-ди-сла-ви-чи» (или «Бра-тья Твер-до-сла-ви-чи»), со-жжён-ная Го-голем по-сле бес-по-щад-ной кри-ти-ки со сто-ро-ны то-ва-ри-щей (пер-вый из-вест-ный слу-чай со-жже-ния Го-голем сво-их про-из-ве-де-ний). Своё бу-ду-щее Го-голь, од-на-ко, свя-зы-вал пре-ж-де все-го с государственной служ-бой, меч-тая о юри-дической карь-е-ре: «Я ви-дел, что здесь ра-бо-ты бу-дет бо-лее все-го... Не-пра-во-су-дие, ве-ли-чай-шее в све-те не-сча-стье, бо-лее все-го раз-ры-ва-ло моё серд-це» (из пись-ма к двою-род-но-му дя-де П.П. Ко-ся-ров-ско-му от 03.10.1827 года).

На при-ня-тие та-ко-го ре-ше-ния по-влия-ли, в ча-ст-но-сти, лек-ции профессора Н.Г. Бе-ло-усо-ва, чи-тав-ше-го в гим-на-зии курс ес-те-ст-вен-но-го пра-ва (в свя-зи с воз-ник-шим в гим-на-зии в 1827 году де-ле о его воль-но-дум-ст-ве Го-голь глу-бо-ко со-чув-ст-во-вал опаль-но-му про-фес-со-ру и во вре-мя рас-сле-до-ва-ния дал по-ка-за-ния в его поль-зу). В 1828 году Го-голь пе-ре-ехал в Санкт-Пе-тер-бург, где без-ус-пеш-но пы-тал-ся уст-ро-ить-ся на служ-бу. В начале 1829 года поя-ви-лось стихотворение «Ита-лия», по всей ви-ди-мо-сти при-над-ле-жав-шее Го-голю («Сын оте-че-ст-ва и Се-вер-ный ар-хив», № 12), а вес-ной то-го же го-да под псевдонимом В.Алов отдельным из-да-ни-ем вы-шла «идил-лия в кар-ти-нах» «Ганц Кю-хель-гар-тен». Не-смот-ря на под-ра-жа-тель-ный ха-рак-тер, здесь бы-ли на-ме-че-ны многие мо-ти-вы зре-ло-го твор-че-ст-ва Го-голя, в ча-ст-но-сти ост-рая кол-ли-зия меч-ты и су-ще-ст-вен-но-сти, пред-ве-щав-шая по-эти-ку «пе-тер-бург-ских по-вес-тей». По-эма вы-зва-ла рез-кий кри-тический от-клик Н.А. По-ле-во-го, Го-голь сжёг не-рас-про-дан-ные эк-зем-п-ля-ры кни-ги, от-пра-вил-ся за гра-ни-цу, в Северную Гер-ма-нию (Лю-бек, Тра-ве-мюн-де, Гам-бург), к кон-цу сентября 1829 года воз-вра-тил-ся в Санкт-Пе-тер-бург.

В конце 1829 года Го-голь по-сту-пил в Департамент государственного хо-зяй-ст-ва и пуб-лич-ных зда-ний Министерства внутренних дел; в апреле 1830 года - в Департамент уде-лов (вна-ча-ле пис-цом, по-том по-мощ-ни-ком сто-ло-на-чаль-ни-ка). Од-но-вре-мен-но ак-ти-ви-зи-ро-ва-лась его литературная дея-тель-ность: вслед за пер-вой по-ве-стью «Би-сав-рюк, или Ве-чер на-ка-ну-не Ива-на Ку-па-ла» («Оте-че-ст-вен-ные за-пис-ки», 1830, фев-раль-март; без под-пи-си; во-шло в из-ме-нён-ном ви-де в «Ве-че-ра на ху-то-ре близ Ди-кань-ки») бы-ло опуб-ли-ко-ва-но эс-се «Жен-щи-на» («Ли-те-ра-тур-ная га-зе-та», 1831, № 4) - пер-вое про-из-ве-де-ние за под-пи-сью «Н. Го-голь». В 1830 году Го-голь по-зна-ко-мил-ся с В.А. Жу-ков-ским , П.А. Плет-нё-вым и, воз-мож-но, А.А. Дель-ви-гом, а в мае 1831 года (оче-вид-но, 20-го) на ве-че-ре у Плет-нё-ва он был пред-став-лен А.С. Пуш-ки-ну.

Пер-вый цикл по-вес-тей «Ве-че-ра на ху-то-ре близ Ди-кань-ки» (части 1-2, 1831-1832 годы), при-нёс-ший Го-голю ши-ро-кое при-зна-ние, от-ве-чал раз-вив-ше-му-ся в русском об-ще-ст-ве ин-тере-су к Ук-раи-не («здесь так за-ни-ма-ет всех всё ма-ло-рос-сий-ское…» - из пись-ма Го-голя к ма-те-ри от 30.04.1829 года). Ук-раи-но-филь-ст-во Го-голя оз-на-ча-ло об-ра-ще-ние к ко-рен-ным, национальным пер-во-ос-но-вам сла-вян-ско-го ми-ра (Н.И. На-де-ж-дин на-зы-вал Ма-ло-рос-сию «сла-вян-ской Ав-зо-ни-ей», т. е. сла-вян-ским Древ-ним Ри-мом) и бы-ло ана-ло-гич-но ув-ле-че-нию Сред-не-ве-ковь-ем и древ-но-стью у западноевропейских ро-ман-ти-ков. Но мир этот, как по-ка-зал Го-голь, во-все не был един и идил-ли-чен: в ря-де по-вес-тей цик-ла («Страш-ная месть» и др.) раз-ви-ва-лась ро-ман-тическая те-ма от-чу-ж-де-ния цен-траль-но-го пер-со-на-жа; в дру-гих (например, в «Май-ской но-чи…») лю-бов-ная ин-три-га ос-лож-ня-лась со-про-тив-ле-ни-ем со-пер-ни-ков или не-доб-ро-же-ла-те-лей, и поч-ти во всех слу-ча-ях в люд-ские де-ла, в раз-ви-тие кол-ли-зии вме-ши-ва-лись тём-ные ир-ре-аль-ные си-лы. По-сле по-яв-ле-ния «Ве-че-ров…» Го-голь стал литературной зна-ме-ни-то-стью: ле-том и осе-нью 1832 года его с во-оду-шев-ле-ни-ем встре-ти-ли в Мо-ск-ве С.Т. Ак-са-ков и К.С. Ак-са-ков, М.С. Щеп-кин, И.В. Ки-ре-ев-ский, С.П. Ше-вы-рёв, М.П. По-го-дин. В 1835 году Го-голь сно-ва по-се-тил Мо-ск-ву, где в мае со-стоя-лась, по-ви-ди-мо-му, его пер-вая встре-ча с В.Г. Бе-лин-ским.

По-сле-до-вав-шие за пер-вой про-за-ической кни-гой Го-голя цик-лы «Мир-го-род» и «Ара-бе-ски» рас-ши-ри-ли диа-па-зон его твор-че-ст-ва в на-прав-ле-нии, ко-то-рое бы-ло пред-ука-за-но вхо-див-шей в «Ве-че-ра...» по-ве-стью «Иван Фё-до-ро-вич Шпонь-ка и его тё-туш-ка». В сборнике «Мир-го-род» (части 1-2, 1835) в по-ле зре-ния Го-голя - мел-кие за-бо-ты и не-при-ят-но-сти, «по-шлость по-шло-го че-ло-ве-ка» (фор-му-ла, по ут-вер-жде-нию Го-голя, при-над-ле-жа-щая Пуш-ки-ну), ка-верз-ни-че-ст-во и су-тяж-ни-че-ст-во («По-весть о том, как по-ссо-рил-ся Иван Ива-но-вич с Ива-ном Ни-ки-фо-ро-ви-чем»), раз-ру-ше-ние идил-лического со-стоя-ния ми-ра («Ста-ро-свет-ские по-ме-щи-ки») и ес-те-ст-вен-ных че-ло-ве-че-ских свя-зей, про-ис-хо-дя-щее под влия-ни-ем дья-воль-ских сил (осо-бен-но от-чёт-ли-во - в «Вии»).

По-вес-ти из сборника «Ара-бе-ски» (части 1-2, 1835) «Нев-ский про-спект», «Порт-рет» и «За-пис-ки су-ма-сшед-ше-го» до-ба-ви-ли к этой про-бле-ма-ти-ке пе-тер-бург-ские, сто-лич-ные те-мы: по-шлость и по-все-днев-ность со-еди-ни-лись с на-пря-жён-ным па-фо-сом, гро-те-ск-ным из-ло-мом сю-жет-ных и по-ве-ст-во-ва-тель-ных пла-нов, с тре-вож-ным, ка-та-ст-ро-фическим на-строе-ни-ем боль-шо-го го-ро-да. Это на-прав-ле-ние бы-ло впо-след-ст-вии про-дол-же-но дру-ги-ми «пе-тер-бург-ски-ми по-вес-тя-ми» (так они бы-ли на-зва-ны в кри-ти-ке уже по-сле смер-ти пи-са-те-ля): «Нос» (опубликован в 1836 году в пуш-кин-ском журнале «Со-вре-мен-ник»; здесь же в том же го-ду поя-ви-лись по-весть «Ко-ля-ска», статья «О дви-же-нии жур-наль-ной ли-те-ра-ту-ры в 1834 и 1835 го-ду» и др.) и «Ши-нель» (1842).

В от-ли-чие от других цик-лов, «Ара-бе-ски», на-ря-ду с ху-дожественными тек-ста-ми, вклю-ча-ли в се-бя кри-тические и ис-то-рические. ра-бо-ты, в т. ч. статью «Не-сколь-ко слов о Пуш-ки-не», со-дер-жав-шую глу-бо-кую и все-сто-рон-нюю оцен-ку твор-че-ст-ва по-эта. Ху-дожественная кри-ти-ка и эс-сеи-сти-ка Го-голя сто-ят у ис-то-ков отечественного ис-кус-ст-во-зна-ния (опубликованы в «Ара-бе-сках» ста-тьи «Об ар-хи-тек-ту-ре ны-неш-не-го вре-ме-ни», «Скульп-ту-ра, жи-во-пись и му-зы-ка», «По-след-ний день Пом-пеи»).

Ис-то-рические ра-бо-ты Го-голя в зна-чительной сте-пе-ни бы-ли свя-за-ны с его профессиональными ин-те-ре-са-ми: в 1834-1835 годах он был адъ-юнкт-про-фес-со-ром в Санкт-Пе-тербургском университете; хло-по-тал так-же (без-ус-пеш-но) о по-лу-че-нии ка-фед-ры ис-то-рии в Ки-ев-ском университете. За-ня-тия ис-то-ри-ей шли па-рал-лель-но с раз-ви-ти-ем ху-дожественно-ис-то-рических за-мы-слов, из ко-то-рых наи-бо-лее зна-чи-тель-ны не-за-конченная дра-ма «Альф-ред» (1835) на сю-жет западноев-ропейского Сред-не-ве-ко-вья , а так-же по-весть «Та-рас Буль-ба» (1-я редакция опубликована в сборнике «Мир-го-род», 2-я - в «Со-чи-не-ни-ях», 1842) из украинской ис-то-рии (с ис-то-ри-ей Ук-раи-ны свя-за-на и со-хра-нив-шая-ся во фраг-мен-тах тра-ге-дия «За вы-бри-тый ус», над ко-то-рой Го-голь ра-бо-тал в 1839-1841 годах).

Все эти за-мыс-лы свя-за-ны с пе-рио-да-ми, вы-зы-вав-ши-ми к се-бе наи-боль-ший ин-те-рес Го-голя-ис-то-ри-ка; при этом его, оче-вид-но, при-вле-ка-ло та-кое со-стоя-ние на-ции, ко-гда она, не-смот-ря на внутренние кон-флик-ты, спо-соб-на вдох-но-вить-ся од-ной иде-ей, пред-стать как един-ст-во. Это-го ка-че-ст-ва ли-ше-на, по Го-голю, раз-дроб-лен-ная современная жизнь, раз-ди-рае-мая на час-ти эгои-стическими, свое-ко-ры-ст-ны-ми ин-те-ре-са-ми. Ис-то-ризм Го-голя под-вёл его к «Ре-ви-зо-ру» - ко-ме-дии с ис-клю-чи-тель-но глу-бо-ким, по-ис-ти-не фи-лософским со-дер-жа-ни-ем (поставлена впер-вые 19.04.1836 года в санкт-пе-тербургском Алек-сан-д-рин-ском те-ат-ре; в том же го-ду вы-шла отдельным из-да-ни-ем).

На под-ска-зан-ный А.С. Пуш-ки-ным сю-жет, объ-еди-нив-ший веч-ную си-туа-цию qui pro quo c ло-каль-ным мо-ти-вом чи-нов-ничь-ей ин-спек-ции (ре-ви-зии), Го-голь на-пи-сал пье-су, тя-го-тею-щую к пре-дель-но-му обоб-ще-нию: пе-ред на-ми «сбор-ный го-род» (вы-ра-же-ние из пье-сы «Те-ат-раль-ный разъ-езд по-сле пред-став-ле-ния но-вой ко-ме-дии», 1842, где из-ло-же-ны тео-ре-тические взгля-ды Го-голя как ко-ми-че-ско-го пи-са-те-ля), в ко-то-ром пред-став-ле-ны различные сто-ро-ны со-ци-аль-ной жиз-ни и раз-но-об-раз-ные свой-ст-ва че-ло-ве-че-ской на-ту-ры. При этом ир-ра-цио-наль-ное на-ча-ло ис-то-рии (по фор-му-ле Го-голя, «силь-ные кри-зи-сы, чув-ст-вуе-мые це-лою мас-сою») вы-ра-же-но в пье-се с по-мо-щью но-ва-тор-ских ху-дожественных приё-мов, на-чи-ная с «ми-раж-ной ин-три-ги» и кон-чая за-клю-чи-тель-ной «не-мой сце-ной». Под-спуд-но-гро-те-ск-ные мо-ти-вы раз-ви-ва-ли и другие пье-сы Го-голя.

Так, в «Же-нить-бе» (опубликована и поставлена в 1842 году) про-ис-хо-ди-ла тон-кая пе-ре-ак-цен-ти-ров-ка тра-ди-ци-он-ной ко-ме-дий-ной па-ры - сла-бо-воль-но-го же-ни-ха и пред-при-им-чи-во-го по-мощ-ни-ка (дру-га, слу-ги и др.): ес-ли пер-вый (Под-ко-ле-син) не-ре-ши-те-лен при кров-ной за-ин-те-ре-со-ван-но-сти в же-нить-бе, то вто-рой (Коч-ка-рёв) на-по-рист при от-сут-ст-вии ре-аль-но-го ин-те-ре-са к пред-стоя-ще-му со-бы-тию. В «Иг-ро-ках» (опубликована в 1842 году, поставлена в 1843 году) уг-луб-ля-лась си-туа-ция «об-ма-ну-то-го мо-шен-ни-ка»: ни-кто не впра-ве счи-тать се-бя окон-ча-тель-ным «по-бе-ди-те-лем» - все-гда «под бо-ком оты-щет-ся плут, ко-то-рый те-бя пе-ре-плу-ту-ет» (сло-ва кар-точ-но-го шу-ле-ра Иха-ре-ва в за-клю-че-нии пье-сы). Чрез-вы-чай-ным ла-ко-низ-мом и вы-ра-зи-тель-но-стью от-ли-ча-ют-ся и «ма-лень-кие ко-ме-дии» Го-голя - «Тяж-ба», «Ла-кей-ская», «От-ры-вок» (все опубликованы в 1842 году), а так-же «Ут-ро де-ло-во-го че-ло-ве-ка» (опубликована в 1836 году); все они пред-став-ля-ют со-бой об-ра-бот-ку и раз-ви-тие отдкльных сцен не-за-вер-шён-ной ко-ме-дии «Вла-ди-мир 3-й сте-пе-ни», над ко-то-рой Го-голь ра-бо-тал в 1832-1834 годах.

В ию-не 1836 года Го-голь уе-хал за гра-ни-цу, жил в Ба-ден-Ба-де-не, Же-не-ве, Ве-ве (Швей-ца-рия), в Па-ри-же, где по-зна-ко-мил-ся с А. Миц-ке-ви-чем ; здесь же он по-лу-чил по-тряс-шее его из-вес-тие о смер-ти А.С. Пуш-ки-на. В мар-те 1837 года Го-голь впер-вые по-се-тил Рим, где по-зна-ко-мил-ся с ра-бо-тав-ши-ми там русскими ху-дож-ни-ка-ми (в т. ч. с А.А. Ива-но-вым, ко-то-ро-му по-свя-тил статью «Ис-то-риче-ский жи-во-пи-сец Ива-нов», опубликована в 1847 году). В Ри-ме бы-ла на-пи-са-на большая часть «Мёрт-вых душ», ра-бо-та над ко-то-ры-ми бы-ла на-ча-та ещё в 1835 году. Од-но-вре-мен-но Го-голь соз-да-ёт и ряд других про-из-ве-де-ний, в т. ч. по-весть «Рим» (не окон-че-на, опубликована в 1842 году).

По-доб-но «Ре-ви-зо-ру», «Мёрт-вые ду-ши» (сю-жет ко-то-рых был так-же под-ска-зан Пуш-ки-ным) долж-ны бы-ли за-пе-чат-леть всю русскую жизнь, но уже не с «од-но-го бо-ку», а в её це-ло-ст-но-сти, где «бы-ло бы не од-но то, над чем сле-ду-ет сме-ять-ся». От-сю-да от-каз от на-ме-чав-ше-го-ся вна-ча-ле обо-зна-че-ния «ро-ман» в поль-зу «по-эмы», что долж-но бы-ло, с од-ной сто-ро-ны, по при-ме-ру Пуш-ки-на за-фик-си-ро-вать жан-ро-вую уни-каль-ность про-из-ве-де-ния («Ев-ге-ний Оне-гин» - ро-ман, но не в про-зе; «Мёрт-вые ду-ши» - по-эма, но не в сти-хах), а с дру-гой - от-де-лить ро-ж-дав-шее-ся тво-ре-ние от боль-шо-го мас-си-ва современной русской и западноевропейской про-зы (ро-ма-нов ис-то-ри-че-ских, нра-во-опи-са-тель-ных, са-ти-ри-че-ских и др.) и при-бли-зить к тра-ди-ци-ям бо-лее древ-ним, вплоть до го-ме-ров-ских по-эм, ко-то-рые Го-голь при-сталь-но изу-чал. По-сколь-ку за-мы-сел но-во-го про-из-ве-де-ния стро-ил-ся трёх-ча-ст-но - пред-по-ла-гал-ся пе-ре-ход от низ-ших сфер жиз-ни к бо-лее вы-со-ким и зна-чи-тель-ным, а са-мо пе-ре-вос-пи-та-ние цен-траль-но-го пер-со-на-жа (Чи-чи-ко-ва) пе-ре-рас-та-ло в «ис-то-рию ду-ши» с её глав-ны-ми (тре-мя) ста-дия-ми, то для Го-голя об-ре-та-ла осо-бый смысл и тра-ди-ция Дан-те (к «Бо-же-ст-вен-ной ко-ме-дии» Го-голь про-яв-лял боль-шой ин-те-рес в по-ру ра-бо-ты над по-эмой). Дра-ма-тизм и му-чи-тель-ность ра-бо-ты над 2-м и 3-м то-ма-ми «Мёрт-вых душ» обу-слов-ли-ва-лись на-пря-жён-ны-ми уси-лия-ми пред-ста-вить про-цесс воз-ро-ж-де-ния «мёрт-вой ду-ши» не дек-ла-ра-тив-но, но кон-крет-но и убе-ди-тель-но, в ма-те-риа-ле и фор-мах ре-аль-ной русской жиз-ни.

В 1839-1840 годах Го-голь при-ез-жал в Рос-сию (Мо-ск-ва, Санкт-Пе-тер-бург), чи-тал друзь-ям гла-вы «Мёрт-вых душ»; в конце 1841 - 1-й половине 1842 годов Го-голь вновь на ро-ди-не, за-ня-тый пе-ча-та-ни-ем 1-го то-ма (вы-шел в мае 1842 года); в 1842 - начале 1843 годов опубликованы «Со-чи-не-ния» Го-голя в 4 томах. С ию-ня 1842 года Го-голь жил за гра-ни-цей (во Фран-ции, Гер-ма-нии, но пре-имущественно в Ита-лии: Ри-ме, Не-апо-ле и др.), про-дол-жая ра-бо-ту над 2-м то-мом по-эмы (на-ча-тым, по-ви-ди-мо-му, ещё в 1840 году). В 1-й половине 1845 года са-мо-чув-ст-вие Го-голя рез-ко ухуд-ши-лось; его си-лы бы-ли по-дор-ва-ны на-пря-жён-ным и, как ему ка-за-лось, не-эф-фек-тив-ным тру-дом. Ле-том 1845 года Го-голь сжёг ру-ко-пись 2-го то-ма, что-бы на-чать ра-бо-ту сна-ча-ла.

В январе 1847 года, на-хо-дясь в Не-апо-ле, тя-же-ло пе-ре-жил из-вес-тие о смер-ти Н.М. Язы-ко-ва, од-но-го из са-мых близ-ких его дру-зей. В том же го-ду вы-шли «Вы-бран-ные мес-та из пе-ре-пис-ки с друзь-я-ми» - про-из-ве-де-ние, ко-то-рое Го-голь счи-тал чуть ли не пер-вой сво-ей «дель-ной кни-гой», по-сколь-ку она в пря-мой, пуб-ли-ци-стической фор-ме из-ла-га-ла его главные идеи. Го-голь ис-хо-дил из по-ло-же-ния, что ни-ка-кой об-щественный про-гресс не бу-дет проч-ным без вос-пи-та-ния и пе-ре-вос-пи-та-ния ка-ж-до-го в ду-хе хри-сти-ан-ской эти-ки (эта же мысль ак-цен-ти-ро-ва-на в со-зда-вав-шей-ся па-рал-лель-но пье-се «Раз-вяз-ка Ре-ви-зо-ра», опубликована посмертно в 1856 году). Од-на-ко в ус-ло-ви-ях на-зре-вав-ших в стра-не со-ци-аль-ных пре-об-ра-зо-ва-ний (пре-ж-де все-го кре-сть-ян-ской ре-фор-мы) по-пыт-ка Го-голя ог-ра-ни-чить-ся лишь про-бле-мой че-ст-но-го ис-пол-не-ния ка-ж-дым че-ло-ве-ком сво-ей «долж-но-сти» вы-гля-де-ла не-дос-та-точ-ной: вы-ход «Вы-бран-ных мест…» на-влёк на Го-голя на-стоя-щую бу-рю кри-ти-ки, в т. ч. и со сто-ро-ны его дру-зей (С.Т. и К.С. Ак-са-ко-вых, С.П. Ше-вы-рё-ва и др.); лишь не-мно-гие от-ме-ти-ли по-зи-тив-ные сто-ро-ны кни-ги (пре-ж-де все-го А.А. Гри-горь-ев в статье «Го-голь и его по-след-няя кни-га» - «Мо-с-ков-ский го-род-ской лис-ток», 1847, № 5, 6).

С по-зи-ций за-пад-ни-че-ст-ва кни-гу рез-ко кри-ти-ко-вал В.Г. Бе-лин-ский - в ре-цен-зии («Со-вре-мен-ник», 1847, № 2) и осо-бен-но в пись-ме к Го-голю от 15.07.1847 года. В от-вет-ном пись-ме от 10.08.1847 года Го-голь час-тич-но при-знал не-уда-чу кни-ги, од-на-ко уп-ре-кал кри-ти-ка в од-но-сто-рон-но-сти и иг-но-ри-ро-ва-нии ре-ли-ги-оз-но-мо-раль-ной про-бле-ма-ти-ки. Пе-ре-жи-ва-ния и объ-яс-не-ния в свя-зи с «Вы-бран-ны-ми мес-та-ми..» вы-зва-ли к жиз-ни но-вое про-из-ве-де-ние Го-голя - «Ав-тор-скую ис-по-ведь» (опубликована посмертно в 1855 году; название при-над-ле-жит ре-дак-то-ру).

В ап-ре-ле 1848 года по-сле пу-те-ше-ст-вия в Ие-ру-са-лим к Гро-бу Гос-под-ню Го-голь окон-ча-тель-но воз-вра-тил-ся на ро-ди-ну; жил в Ва-силь-ев-ке, Одес-се, Санкт-Пе-тер-бур-ге, где осе-нью 1848 года на ве-че-ре у А.А. Ко-ма-ро-ва по-зна-ко-мил-ся с Н.А. Не-кра-со-вым, И.А. Гон-ча-ро-вым, Д.В. Гри-го-ро-ви-чем, А.В. Дру-жи-ни-ным. С декабря 1848 года жил у А.П. Тол-сто-го в Мо-ск-ве, про-дол-жая ра-бо-ту над 2-м то-мом по-эмы и другими со-чи-не-ния-ми (в т. ч. на-ча-ты-ми ещё в 1845 году в Па-ри-же «Раз-мыш-ле-ния-ми о Бо-же-ст-вен-ной ли-тур-гии», опубликованы посмертно в 1857 году). В ию-не 1850 года, в ию-не и сентябре 1851 года Го-голь по-се-щал Оп-ти-ну пус-тынь. В кон-це января 1852 года об-на-ру-жи-лись при-зна-ки но-во-го ду-шев-но-го кри-зи-са: Го-голь тя-же-ло пе-ре-жил смерть Е.М. Хо-мя-ко-вой, се-ст-ры Н.М. Язы-ко-ва. В кон-це ян-ва-ря - на-ча-ле фев-ра-ля встре-тил-ся с прие-хав-шим в Мо-ск-ву ржев-ским про-тои-е-ре-ем Мат-ве-ем (Кон-стан-ти-нов-ским), ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, со-ве-то-вал Го-голю унич-то-жить не-ко-то-рые гла-вы по-эмы, мо-ти-ви-руя это их не-точ-но-стью и вред-ным влия-ни-ем, ко-то-рые они ока-жут на чи-та-те-лей; Го-голь мог пе-ре-тол-ко-вать его ре-ак-цию в том смыс-ле, что 2-й том ос-тал-ся ху-до-же-ст-вен-но не-со-вер-шен-ным. 7 февраля Го-голь ис-по-ве-дал-ся и при-час-тил-ся, а в ночь с 11 на 12 февраля сжёг бе-ло-вую ру-ко-пись 2-го то-ма (со-хра-ни-лись в не-пол-ном ви-де 5 глав, от-но-ся-щие-ся к раз-ным чер-но-вым ре-дак-ци-ям; опубликован посмертно в 1855 году). Смерть Го-голя вы-зва-ла в русском об-ще-ст-ве глу-бо-кое по-тря-се-ние. От уни-вер-си-тет-ской церк-ви, где со-стоя-лось от-пе-ва-ние, до мес-та по-гре-бе-ния в Свя-то-Да-ни-ло-вом мо-на-сты-ре гроб не-сли на ру-ках сту-ден-ты и про-фес-со-ра уни-вер-си-те-та (в 1931 году ос-тан-ки Го-голя бы-ли пе-ре-не-се-ны на Но-во-де-ви-чье клад-би-ще).

Ог-ром-но влия-ние Го-голя на по-сле-дую-щую литературу: его твор-че-ст-во спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию реа-ли-стических сти-лей, на-чи-ная с на-ту-раль-ной шко-лы до русского ро-ма-на (И.С. Тур-ге-нев, И.А. Гон-ча-ров , А.И. Гер-цен, Л.Н. Тол-стой и др.); сти-му-ли-ро-ва-ло ук-ре-п-ле-ние и обо-га-ще-ние гро-те-ск-но-фан-та-стического на-прав-ле-ния (М.Е. Сал-ты-ков-Щед-рин, Ф. Со-ло-губ, А. Бе-лый и др.). В то же вре-мя ре-лигиозно-нравственные ис-ка-ния Го-голя в зна-чительной ме-ре оп-ре-де-ли-ли он-то-ло-ги-че-скую про-бле-ма-ти-ку как в ху-дожественной литературе (Ф.М. Дос-то-ев-ский), так и в русской ре-лигиозной фи-ло-со-фии конца XIX - первой половины XX веков. В XX веке влия-ние Го-голя, пре-одо-лев национальные гра-ни-цы, рас-про-стра-ни-лось на всю ми-ро-вую куль-ту-ру.

Великий русский писатель.

Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне на Украине) в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского (1777-1825), коллежского асессора в отставке.

Детские годы Н. В. Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). В 1818-1819 годах будущий писатель обучался в Полтавском уездном училище, в 1821-1828 годах - в Нежинской гимназии высших наук.

После окончания гимназии в декабре 1828 года Н. В. Гоголь отправился в , рассчитывая посвятить себя юриспруденции. В начале 1829 года, безуспешно хлопоча о месте, Н. В. Гоголь попробовал свои силы в литературе. Опубликованная им под псевдонимом В. Алов идиллия «Ганц Кюхельгартен» вызвала насмешливые отзывы критики и успеха не имела.

В конце 1829 года Н. В. Гоголю удалось определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 годов он служил в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у него глубокое разочарование в государственной службе, но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

К этому времени Н. В. Гоголь все больше времени уделяет литературной работе, которая вытесняет все другие его занятия. Вслед за первой повестью «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (1830) он опубликовал ряд художественных произведений и статей. В 1831 году состоялось знакомство Н. В. Гоголя с , П. А. Плетневым, . К лету 1831 года его отношения с пушкинским кругом стали довольно близкими. Живя в , Н. В. Гоголь часто бывал в у и , выполнял поручения по изданию «Повестей Белкина». Материальное положение писателя упрочилось благодаря педагогической работе: он давал частные уроки, в 1831-1835 годах преподавал историю в Патриотическом институте, в 1834-1835 годах был адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

Литературную известность Н. В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), вызвавшие всеобщее восхищение читающей публики. Выход в свет двух следующих сборников повестей - «Миргорода» и «Арабесок» (1835) - сделал его знаменитым писателем.

Осенью 1835 года Н. В. Гоголь принялся за написание комедии «Ревизор», ставшей вершиной его драматургии. Работа над сюжетом, подсказанным , продвигалась столь успешно, что 18 (30) января 1836 он читал комедию на вечере у (в присутствии , и других), а в феврале-марте уже занимался ее постановкой на сцене Александрийского театра. В апреле 1836 года состоялась премьера пьесы в в мае - в Малом театре в .

В июне 1836 года Н. В. Гоголь уехал за границу и пробыл там до 1848 года (дважды приезжал в ). Он жил главным образом в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Н. В. Гоголь работал над главным своим произведением - романом-поэмой «Мертвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трех томов. Н. В. Гоголь издал только 1-й том (1842), который вызвал еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор».

Последующее творчество Н. В. Гоголя протекало все более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу «Мертвых душ» реалистичное воплощение, Н. В. Гоголь выпустил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 году, вернувшись на родину, пытался продолжать работу над «Мертвыми душами». Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя. В ночь на 12 (24) февраля 1852 года, находясь в болезненном состоянии, он сжег рукопись 2-го тома романа.

21 февраля (4 марта) 1852 года Н. В. Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в

Гоголь Николай (20.03.1809 – 21.02.1852) – русский писатель, поэт, автор драматических произведений, публицист. Является классиком русской литературы.

Юные годы

Николай Васильевич при рождении получил фамилию Яновский, родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Относительно его происхождения мнения биографов расходятся, большинство из них считают его малороссом, есть также версии об его польских корнях. Дед Гоголя получил дворянский титул, отец после государственной службы много времени уделял театральной жизни, писал пьесы и был отличным рассказчиком. Возможно, благодаря его деятельности у Николая и сформировалось раннее увлечение театром.

Мать Гоголя, по свидетельству современников, была редкой красавицей, вдвое младше своего мужа. Считается, что она повлияла на интерес писателя к мистицизму. Всего в семье родилось одиннадцать детей, многие из них умерли в младенчестве, двое появились на свет мертвыми. Когда Николаю исполнилось десять лет, его направили на обучение в Полтаву.

С 1821 по 1828 годы он получал образование в Нежинской гимназии. В учебе не отличался прилежанием, проходить каждый класс ему помогала хорошая память, благодаря которой он мог в короткое время подготовиться к экзаменам. Гоголю тяжело давались языки, хорошие оценки он получал за словесность и изобразительное искусство.

В гимназии ученики организовали литературный кружок, где вместе выписывали периодику, а также организовали собственный журнал, который писался от руки. Там Гоголь нередко размещал свои стихотворения. В 1825 году умирает его отец, что сильно подорвало дух семьи, на плечи Николая как на старшего сына ложатся заботы о семье, материальные проблемы.


Гимназист Н.В. Гоголь, 1820-е

Посвящение в литературный мир

После гимназии Гоголь переезжает в Петербург. Он строил большие планы на свою жизнь в столице, но здесь столкнулся с множеством трудностей. Денег не хватало, а найти себе достойное занятие поначалу не получалось. Многократно Николай пытался пойти в актеры, но не был принят, к чиновничьей службе он был совершенно не пригоден. В итоге Гоголь все-таки нашел свое призвание в литературе.

Еще в Нежине он написал поэму «Ганц Кюхельгартен», которую опубликовали в 1829 году. Автор подписался как В. Алов. Встретив волну отрицательных откликов, Николай скупил тираж и собственноручно сжег книги. Неудача принесла новые разочарования, после чего Гоголь предпринял поездку в Германию, затем недолго служил в политической полиции, после – два года в департаменте уделов.

В 1831 году Гоголь входит в круг общения Жуковского, Пушкина, других литературных деятелей. После неудачного «Ганца» он осознает необходимость смены литературного стиля. С начала пребывания в Петербурге Николай просил мать присылать ему истории малороссийского быта, сведения об обычаях, старинные рукописи. Эти данные он собирал для своих новых произведений «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и др.

Сблизившись с Жуковским и Плетневым, Гоголь устроился преподавателем в Патриотический институт, его, наконец, замечают на литературном поприще. В 1834 году стал помощником на исторической кафедре в университете Петербурга. Николай получал новые обширные знания об искусстве, расширял свой кругозор, совершенствуя при этом свое мастерство.

Литературная деятельность

Первым успешным детищем Николая Васильевича стали «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящие из двух частей, которые в свою очередь включают отдельные рассказы. Эти произведения произвели большое впечатление уникальным описанием украинского быта в сочетании с юмористическим стилем. Автор быстро прославился и укрепил свой успех в 1835 году, опубликовав «Миргород» и «Арабески», также являвшиеся сборниками произведений. На это время и пришлась наибольшая активность Гоголя как писателя.

Его рукописи свидетельствуют о скрупулезности, с которой автор подходил к написанию своих произведений. Первоначальное сочинение постепенно обрастало множеством подробностей, прежде чем представлялось на суд читателя. В 1834 году Гоголь начал работу над «Ревизором», идею которого ему сообщил Пушкин (позже он же будет источником идеи о «Мертвых душах»). Эта комедия имела особое значение для писателя, она была свидетельством его любви к театру. Особенно увлекательным для него был вызов обществу, которое не видело ранее ничего подобного. Мнения о «Ревизоре» разделились: одни встретили его с восхищением, другие – с протестом. Причина была в удивительно точной передаче автором обстановки того времени.


Пушкин у Гоголя (М. Клодт)

Период напряженного творчества Гоголь решил прервать сменой обстановки. В 1836 году уезжает за границу. За десять лет он успел пожить во Франции, Германии, Швейцарии, Италии. За рубежом завершает свое выдающееся произведение «Мертвые души» (первый том), пишет новые повести. В 1841 году он приезжает в Россию, чтобы опубликовать свое главное творение. Здесь на его долю снова выпадают переживания, связанные с реакцией общественности. С некоторыми проволочками первый том «Мертвых душ» все же вышел, немного подкорректированный цензурой. В 1842 году также впервые было опубликовано собрание сочинений Гоголя.

После писатель вернулся за границу, все это время в нем развивалось чувство своего высокого предназначения. Религиозные настроения все больше усиливались, особенно вследствие тяжелых заболеваний, которые ему пришлось пережить. В 1845 году все это выливается во внутренний кризис. Собравшись постричься в монахи, Гоголь оставляет завещание и уничтожает продолжение «Мертвых душ». Затем все же оставляет мысли о служении в монастыре, устремившись к богослужению через литературу, изучению церковных книг.

Николай Васильевич решает издать новый вид творчества, собрав воедино свои нравоучительные письма к друзьям. Книга вышла в 1847 году, однако не оказалась успешной. Неудача сильно подкосила настрой автора, заставила его по-новому взглянуть на свое творчество. В поисках духовной пищи совершил паломничество в Иерусалим, после чего вернулся в Россию. Жил попеременно в родном селе, Одессе, Москве. Работал над второй частью «Мертвых душ», по обыкновению постоянно дополняя написанное. Возобновились проблемы со здоровьем, к 1952 году Гоголь бросает литературную деятельность, обратившись к молитвам и постам и предчувствуя свою скорую кончину.


Гоголь на смертном одре (В. Рачинский, 22.02.1952)

Смерть

В начале 1952 года писатель имел общение с ранее знакомым ему протоиереем М. Константиновским. Именно он стал единственным человеком, прочитавшим вторую часть «Мертвых душ», и отзыв его о произведении был отрицательным. В феврале Николай Васильевич уже никуда не выезжал, в одну из ночей сжег свои последние рукописи. За три дня до смерти отказался от пищи, от любых попыток помочь отмахивался. В результате его решили лечить принудительно, однако это ухудшило состояние писателя. После смерти Гоголь не оставил практически никакого имущества, кроме золотых часов и библиотеки, книги из которой без описи были тут же распроданы за копейки. Средства от продажи собственных книг он не считал своими и пожертвовал их на благотворительность.

Отпели Николая Васильевича в церкви при университете, похоронили в Москве у Данилова монастыря. На могиле установили черный камень и бронзовый крест. После закрытия монастыря в 1931 году Гоголь был перезахоронен на Новодевичьем кладбище. В 1952 году на могиле был установлен бюст, а старое надгробие отправлено в мастерскую. Там его выкупила жена М. Булгакова для могилы своего мужа. В честь двухсотлетия писателя памятнику вернули первоначальный вид.

Загадочная личность

Николай Васильевич удивительным образом сочетал в себе сатирика и религиозного мыслителя, он является одной из наиболее таинственных фигур русской литературы. Его творчество соединяло русскую и украинскую культуры. Он был автором не только художественных произведений, но и многочисленных статей и даже молитв. Как при жизни, так и после смерти вокруг личности Гоголя было много слухов и предположений. Так, одинокая и замкнутая жизнь Николая Васильевича стала источником слуха о его нетрадиционной ориентации. В то же время практически не сохранилось данных о его личной жизни.


Памятник Гоголю (Москва, Гоголевский бульвар)

Немало легенд связано со смертью писателя. Есть предположение, что перед кончиной он страдал психическим расстройством. Другая гипотеза утверждает, что Гоголь не умер, а лишь впал в летаргический сон. По некоторым свидетельствам, при вскрытии могилы его останки находились в неестественном положении. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что писатель уморил себя голодом. Наконец, еще одна версия – отравление лекарством, содержащим ртуть.

Николай Васильевич оказал огромное влияние на русскую культуру, он стал автором не одного десятка интереснейших произведений. В России его имя известно каждому, отдельные произведения являются обязательными для школьной программы. Они не раз экранизировались, по ним ставились спектакли, оперные и балетные постановки. Имя писателя носят многие улицы, образовательные учреждения. В мире установлено более 15 памятников Гоголю.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней