Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Художественно-изобразительный кружок. Архив рубрики: Изображения Возможные направления тематических занятий

Тема: «Крест Господень».

Урок 1–2.

Цели: Формирование представления о Кресте Господнем, как орудии спасения.

Теоретическая часть.

Знакомство с формой православного креста, крестами другой формы.

Изображение православного креста, как центра декоративной композиции к празднику Воздвижения Креста Господня.

Анализ декоративных элементов, которые можно использовать для завершения композиции.

Практическая часть.

1-й урок: Подготовительный рисунок композиции «Крест Господень»

2-й урок: Завершение работы в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, акварельные краски (по выбору).

Тема: «Праздничная открытка».

Цели: Развитие кругозора, формирование представлений об истоках славянской культуры (письменности, книгопечатания, шрифта).

Знакомство с плакатной графикой, шрифтовым плакатом.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 3–4. «Буквица» (инициал).

Теоретическая часть.

1) Из истории развития письменности:

История шрифта;

Создатели славянской азбуки св. братья Кирилл и Мефодий.

2) Из истории книгопечатания:

Первые рукописные книги на Руси;

Типография Федорова, первого книгопечатника на Руси.

Анализ формы, орнаментики и цветового решения инициала в рукописных книгах.

Практическая часть.

3-й урок: Выполнение рисунка «буквицы»(инициала) в карандаше.

4-й урок: Орнаментальное решение буквицы, работа в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, линейка, фломастер, акварельные или гуашевые краски (по выбору).

Урок 5. Монограмма.

Теоретическая часть.

Из истории развития письменности.

Виды шрифтов. Старославянская вязь.

Анализ вариантов композиции из нескольких букв.

Практическая работа.

Выполнение рисунка монограммы из первых букв своих имени и фамилии в цвете.

Материал: Бумага, карандаш, фломастер, акварель.

Урок 6. Шрифтовой плакат.

Теоретическая часть.

Из истории плакатной графики.

О композиции шрифтового плаката.

Практическая часть.

Выполнение надписи «С Рождеством Христовым!» церковно-славянским или рубленым шрифтом в цвете.

Материалы: Альбомный лист, карандаш, линейка, фломастеры, гуашь.

Тема: «Православный храм».

Цели: Формирование представлений об архитектуре, ее видах, храмовой архитектуре.

Закрепление знаний по перспективе.

Развитие творческих способностей, пространственных представлений, зрительной памяти.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 7–8. Знакомство с храмовой архитектурой.

Теоретическая часть.

Из истории храмовой архитектуры:

Анализ конструкции и пропорций различных храмовых сооружений.

Из истории нашего храма Рождества Христова.

Анализ конструкции и пропорций нашего храма.

Фронтальная и угловая перспектива куба.

Анализ вариантов композиции рисунка.

Практическая часть.

Выполнение рисунка храма Рождества Христова в карандаше (сбоку, в три четверти или спереди).

Материалы:

Бумага, карандаш, линейка.

Тема: «Красота Божьего мира».

Цели: Формирование эстетического чувства при восприятии живой природы и живописных работ пейзажного жанра.

Развитие репродуктивных навыков и творческих способностей, развитие глазомера, композиционного чувства.

Закрепление навыков в работе красками.

Урок 9. Зимний пейзаж.

Теоретическая часть.

Анализ произведений живописи с зимней тематикой.

Сравнение цветовой гаммы в картинах и природе.

Практическая часть.

Выполнение живописной работы «Зима в лесу» без прорисовки карандашом.

(Под диктовку педагога).

Материалы: Бумага, гуашевые краски, палитра, кисти.

Тема: «Твой небесный покровитель».

Цели: Формирование представлений о небесном покровителе.

Знания о портретном жанре, видах портрета, пропорциях фигуры ангела и деталей его одежды.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 10–11. День Ангела.

Теоретическая часть.

Анализ пропорций фигуры, лица, крыльев, прически, деталей костюма ангела.

Анализ художественных портретов: поплечных, погрудных, поясных и в полный рост.

Анализ вариантов композиции рисунка Ангела (по выбору).

Практическая часть.

9-й урок: Выполнение рисунка Ангела в карандаше.

10-й урок: Цветовое решение рисунка.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, цветные карандаши, акварель или гуашь по выбору.

Тема: «Праздник Рождества христова».

Цели: Формирование навыков в композиционном решении поздравительной открытки.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 11–12. Праздничная Рождественская открытка.

Теоретическая часть.

Использование знаний и умений в разработке композиции открытки с изображением зимнего фона, храма, ангелов трубящих, праздничной надписи.

Анализ вариантов размещения элементов композиции на листе бумаги.

Анализ цветового решения композиции.

Практическая часть.

Выполнение рисунка открытки в карандаше и цвете.

Использование украшающих элементов (блесток).

Материалы : Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору, блеск, мишура.

Тема: «Человек – вершина творения Господня».

Цели: Формирование представлений о человеке как вершине Божиего творения.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом.

Урок 13. Фигура человека.

Теоретическая часть.

Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении.

Практическая часть.

Наброски и зарисовки фигуры человека в движении.

Материалы: Бумага, простой карандаш.

Тема: «Защитники земли Русской».

Цели: Формирование представлений о человеке как вершине творения Господня, о героизме как проявлении духовной силы человека, формирование патриотических чувств.

Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении.

Знания из истории Отечества, символики, детелях одежды и снаряжения русского воина.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 14. Праздник «День Защитника Отечества».

Теоретическая часть.

Факты из истории нашей Родины о святых героях: Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском, героях ополчения Минине и Пожарском и др., героях Великой Отечественной войны.

Анализ одежды и вооружения русского воина, обмундирование современных солдат разного рода войск, некоторые виды орудий, транспортных средств (конь, танк, бронетранспортер).

Анализ произведений изобразительного искусства, изображающих богатырей, и на темы гражданской и Великой Отечественной войны.

Анализ вариантов композиции «Защитник Отечества» или «Мой папа (брат) в армии».

Практическая часть:

Выполнить рисунок в цвете фигуры русского богатыря или современного воина с элементами вооружения.

Материалы:

Тема: «Домашний очаг. Семья».

Цели: Формирование понятий о семье, как малой церкви.

Знание особенностей русского деревянного зодчества, интерьера русской избы, дворца.

Знание законов фронтальной перспективы, умение рисовать интерьер во фронтальной перспективе.

Развитие пространственных представлений.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 15. Интерьер – внутренняя часть здания.

Теоретическая часть.

Интерьер русской избы, дворца. Современные интерьеры. Особенности заполнения и оформления интерьера.

Фронтальная перспектива интерьера.

Цвет в интерьере.

Практическая часть.

Рисунок интерьера собственной комнаты (сюжета) во фронтальной перспективе.

Материалы: Бумага, простой карандаш, линейка

Тема: «Праздник Пасхи».

Цели: Формирование благоговейного «пасхального» чувства при вспоминании Воскресения Христова.

Формирование эстетического чувства в выборе композиции поздравительной открытки, ее элементов, цветового решения.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 16–18. Пасхальная открытка.

Теоретическая часть.

О праздновании Пасхи в церкви и дома.

Анализ Пасхальной атрибутики (храм, яички, кулич, пасха, вербочки).

Анализ вариантов композиции открытки с включением интерьера комнаты, атрибутов праздника, ангелов и праздничной надписи.

Практическая часть.

Урок 16: Выполнение рисунка яичка с декоративным орнаментом и буквами Х.В. в цвете.

Урок 17: Выполнение в карандаше композиции рисунка праздничной открытки с включением фронтального интерьера с окном.

Урок 18: Выполнение открытки в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору.

(Программу составила учитель изобразительного искусства

Миненко Ирина Анатольевна)

В программу обучения входит:
-живопись (техника работы с красками);
-рисунок (техника работы с карандашом);
-прикладное творчество (поделки ручной работы).

Специальная программа обучения позволит легко развить навыки рисования и мелкой моторики, творческие способности и креативное мышление ребенка. Программа формирует интерес к творчеству.
Она развивает воображение, фантазию, эмоциональную отзывчивость.
Гармонизирует ребенка (перевозбужденного – может успокоить, заторможенного – «разбудить»).
Помогает тренировать внимание, память, мышление как таковое, а также, трудолюбие и самостоятельность.
Формирует навыки изобразительной деятельности.

На каждом уроке мы узнаем что-то новое, разгадываем загадки, беседуем. ТАЛАНТ ЕСТЬ В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ! ГЛАВНОЕ — ЕГО ПРАВИЛЬНО РАЗВИТЬ!

Очень часто после урока я слышу от родителей: “Не может быть! Дома мой ребенок ТАК не рисует! Да он же не умеет! Это Вы за него нарисовали)))” НЕТ! Я не рисовала. Просто когда ко мне на урок приходят маленькие ученики — я вижу в них взрослого человека, абсолютно талантливого, я искренне ВЕРЮ в их способности, а самое главное никогда не забываю, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ РИСОВАТЬ. Надо только немного помочь ему раскрыться.

Ругать или не ругать ребенка за неудачу? За то, что у него что-то не получилось? ХВАЛИТЬ!!! Мы ругаем, потому-что они не оправдывают НАШИ ожидания. Вполне вероятно, что ребенок приложил ВСЕ СВОИ усилия, а у него просто не получилось…. А мы сразу думаем, что не старался и начинаем ругать. В итоге отбиваем полностью желание продолжать делать что-либо дальше. И вырабатываем боязнь делать ошибки. К ошибкам ребенка надо подходить по другому!!! Не нужно выплескивать свое негодование, свою усталость после тяжелого рабочего дня, злясь на неоправданное ожидание!!! Что же нужно делать? Нужно сначала отметить все ЛУЧШЕЕ в данной работе, что сделал ребенок. Не может быть, что ВСЁ плохо. Обязательно есть что-то хорошее. И Вы, как опытный и взрослый человек должны это увидеть и показать, похвалить ребенка. И вообще, малыш видит, то что он изобразил, совсем не так как мы. Здесь не может быть никаких штампов. Наоборот, в маленьком художнике нужно развивать индивидуальность, а не так, если рисуем что-то,то у всех должно быть все одинаково. Каждый человек, даже самый маленький имеет право выражать свои мысли по-своему.

В нашей изостудии мы стараемся следовать именно этому.

А самое главное- никогда не занимайтесь с малышом творчеством, если у вас нет настроения. Дети эмоционально очень восприимчивы: ребенок не будет рисовать, если не чувствует вашей увлеченности. Одна девочка очень часто напевает во время рисования, выражая тем самым полет своей души. Да и некоторые родители тоже не могут усидеть, стремятся внести свои поправки в рисунки детей, особенно папы. На открытии воскресной школы состоялась наша первая выставка работ. С 7 по 14 октября рисунки детей находились на выставке в детском саду № 25 г. Липецка. В настоящее время планируются новые выставки. Посмотрите наши работы – двух одинаковых у нас нет!!!

Начиная преподавать рисование в воскресной школе, я столкнулась с двумя проблемами: отсутствием учителей с соответствующей специальностью и с наличием специфической тематики. Поэтому уроки рисования в воскресных школах часто сводятся в лучшем случае к попыткам реалистичного изображения храмов и житийных сцен, в худшем дети сидят, пыхтя над распечатками раскрасок на те же темы.

Думаю, не обязательно темы всех уроков по ИЗО в воскресной школе сводить к околоприходской тематике, но нить христианского образа жизни упускать тоже не стоит. Поэтому я посчитала полезным делиться нашими наработками.

Есть две крайности, в которые может впасть преподаватель в воскресной школе: излишняя сухость, наукообразность урока и чрезмерное панибратство, пускание процесса на волю волн. Давать конкретные знания необходимо, но и поразмышлять вместе, выслушать детей очень важно. Важно научиться и научить видеть красоту Божьего мира в простых повседневных вещах. И я очень рада, что мне ни разу не удалось «дать теорию» гладко и по пунктам. Значит, есть процесс осмысления. Очень хорошо, когда дети задают вопросы, а ведь бывает, что понятия, как бы всем известные и кажущиеся очевидными, не обсуждаются и обрастают в детской голове большим количеством мифов и фантазий. Помню, читала историю про мальчика, которому первые слова молитвы Господней слышались как «Очи наши». Дескать, Господь – это такие большие глаза, которые на нас с неба смотрят.

Поэтому остановимся сегодня на чисто церковном, возвышенном и загадочном явлении – на монашестве. Дети верующих пап и мам бывают в монастырях: родители едут приложиться к святыне, искупаться в святом источнике, испросить духовного совета у людей сугубо молящихся. И берут с собой детишек. Всё ли дети понимают правильно? Это откроется в ходе работы. Мы выполним коллективное изображение в технике аппликации.

Первым делом рассмотрим фотографию какого-нибудь монастыря (здесь Задонского Рождество-Богородицкого), чтобы понять внешнее устроение храма и колокольни.

Источник: smotra.ru

Обговорим основные особенности монашеской жизни: что монастыри бывают женскими и мужскими, что монахи не женятся, для того чтобы много времени проводить в молитве и часто бывать на богослужениях, для чего в монастыре обязательно есть храм. Одежда у монаха особенная, длинная, наглухо застёгнутая. Нижнее одеяние – подрясник, верхнее – мантия. Под одеждой на теле монахи имеют параман – плат с изображением Голгофского креста, носимый на четырёх шнурах таким образом, чтобы шнуры на груди также образовывали крест. Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом. Головной убор монаха называется клобук и имеет вид цилиндра и прикреплённого к нему чёрного покрывала, разделяющегося на три части, которые спускаются по плечам и спине до пояса. Для отсчитывания молитв монах имеет чётки – шнур, замкнутый в кольцо, с нанизанными на него бусинами.

Для начала достаточно, поэтому приступаем к творческому процессу. Нам потребуется:

— большой лист тонированной бумаги для рисования пастелью или упаковочной,

— белая офисная бумага,

— упаковочный картон,

— из цветной бумаги берём чёрную и «золотую» (а можно и фольгу от шоколадки),

—клей-карандаш и ПВА,

— фломастеры,

—гелевая ручка серебристого цвета.

Теперь на большом листе нам надо определить линию горизонта и заполнить «земную» часть снегом, ведь сейчас зима! Часто в воскресной школе группа детей разновозрастная, поэтому используем принцип разделения труда. Снег пусть изобразят малыши: просим их порвать на полоски белую бумагу и намазать её клеем-карандашом. Наклеиваем полоски на основу горизонтально, оставляя для неба меньшую часть листа. В это время силами старших детей снимаем с упаковочного картона верхний слой бумаги и получаем отличный «строительный материал» для храма и колокольни, купола которых «золотим» с помощью цветной бумаги соответствующего цвета. Архитектурные элементы довольно тяжёлые, поэтому для их фиксации на листе используем клей ПВА.

Остаётся самое интересное: портреты людей на переднем плане. Для вдохновения мы показываем детям фотографию керамики из Новоголутвинского женского монастыря, изображающей монахинь.

Фигуры людей делают все, кто ещё не устал. Мы берём чёрную бумагу и вырезаем заготовки для фигур, а лица и руки рисуем на белой бумаге, вырезаем и приклеиваем к основе. Все кресты, а также чётки выполняются серебристой ручкой. Чтобы как-то заполнить промежутки между нашими основными объёмами, рисуем деревца на земле, а по небу пускаем облака из кусочков белой бумаги.

Так и не сойдясь в окончательном решении, рисовать монахов или монахинь, дети выдают мне и тех, и других. Ладно, матушки налево, батюшки направо! Наблюдаю ещё одну неувязку: одна девочка всё-таки изобразила своей монахине маленький свёрточек на груди, похожий на дитя в слинге. Что делать, объясняю, что при монастырях бывают детские приюты для сирот, и монахини в таких случаях принимают участие в воспитании детей. Нашлось объяснение и для присутствующих в женском монастыре двоих монахов. Они приехали на праздник в гости. У одного из них есть наперсный крест, значит этот монах ещё и священник – иеромонах. Такой же крест есть и у одной из матушек – это настоятельница монастыря. Она вышла самой весёлой, хоть и покрасневшей от мороза. Наверное, больше всех хлопотала на улице! Эх, тяжело быть начальницей!..

Вот собрались взрослые и обсуждают, на какой из монастырей похоже наше изображение.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

8 Comment threads

3 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Группы Д-2 и Н-1.

Педагог : Соболева Мария Львовна

Программа предмета по выбору:
Художественно-изобразительный кружок

Художественное образование — один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника — создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Занятия художественным творчеством в Воскресной школе тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем. Так же предлагаются темы близкие детям 5−8 лет (например: зимний пейзаж, домашние питомцы).

Цель предмета

Развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи.

Задачи

  1. Закрепление материала, изученного на вероучительных предметах.
  2. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
  3. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
  4. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т. д.
  5. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
  6. Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
  7. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д. ).
  8. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

Тематическое планирование

  1. Моя семья
  2. Осенние цветы. Рисуем астры.
  3. Осенний пейзаж. Аппликация из цветной бумаги
  4. Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок
  5. Животный мир. Работа с бумагой
  6. Натюрморт — фрукты
  7. Домашние любимцы. Лепим из пластилина
  8. Рождество: Ангелы явившиеся пастухам. Работа с бумагой.
  9. Домашние животные
  10. Волхвы. Аппликация
  11. Святки, катание на санях
  12. Гирлянда из снежинок
  13. Елочные украшения к Рождеству
  14. Рисуем пейзаж Рождественская ночь
  15. Снежинки (декоративное рисование).
  16. Крест Декоративное рисование
  17. Рисуем крупой. Зимний пейзаж
  18. Тема доброты — портрет доброго человека
  19. Сретение Господне Птенцы голубиные, аппликация с использованием шерсти.
  20. Дружба — портрет моего друга
  21. Наш храм. Рисуем красками
  22. Открытка подарок для папы
  23. Открытка подарок для мамы
  24. Первые весенние цветы
  25. Пасхальные узоры (роспись яиц)
  26. Пасхальная открытка.
  27. Пасхальный подарок (коллективная работа)
  28. Обобщающее занятие

Литература

  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 — 4 кл. /Скребцова М. А. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Дрезнина М. Г. «Каждый ребёнок — художник». М., 2002
  3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа «. М., 2006
  5. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. — 1991. — № 6. — с. 45.

Пояснительная записка

Преподавание рисования в нашей школе несколько противоречит общепринятой ныне методике. Школа ставит перед собой три основные цели:

Не загубить имеющийся от природы дар ученика способного к рисованию;
- научить рисовать и развить художественный вкус детей, у которых нет к рисованию никакой врожденной склонности;
- подготовить учащихся к дальнейшему профессиональному обучению, не навредив при этом.

Художественному восприятию мира в нашей школе ребенок обучается на уроках литературы, фольклорных играх, трудовом обучении, каллиграфии. На уроках рисования его учат рисовать и любить это занятие. С 6 до 12 лет детям предлагается в определенно разработанной последовательности упрощенный (непрофессиональный) способ подетального срисовывания различных предметов живой и неживой природы. Ребенок дополняет рисунок своей собственной рамочкой. Помимо этой работы дети обучаются рисовать по памяти, но только те предметы, которые были прорисованы подетально.

Потребность самостоятельного творчества удовлетворяется на уроках чтения и истории, когда детям предлагается проиллюстрировать различные сюжеты (6 часов в неделю).

Большую часть времени уроков рисования дети постарше копируют работы художников.

Работы для копирования тщательно отобраны. В них должна сквозить авторская личностная доброта и любовь к окружающему миру. "Подтягивая" себя до авторского видения мира, ребенок преодолевает порой собственные отрицательные наклонности.

К 12 годам многие дети приобретают стойкий интерес к художественному творчеству, желание запечатлеть увиденное самостоятельно, тонкий вкус, чувство композиции, цвета.
В 13 лет с этим багажом уже можно переходить к профессиональному обучению.

Школа может иметь иконописный класс, класс мастеров декоративного творчества, живописи и графики.

Но если возможности школы не позволят продолжить дальнейшее дополнительное обучение, то можно удовлетвориться тем, что у детей, по крайней мере, развиты навыки и охота к рисованию.

Таким образом, цель деятельного образования достигнута: воспитана любовь и способность к предмету.

I год обучения
Пояснительная записка

На первом году обучения уроки рисования тесно переплетаются с другими учебными предметами.

На уроках чтения дети раскрашивают рисунки, выполненные художником в азбуке-раскраске. На уроках истории дети иллюстрируют рассказ учителя (домашнее задание); иллюстрируют выученные стихотворения; много рисунков выполняется на уроках естествознания; на церковно-славянском языке, скорее рисуется, чем прописывается кириллица (азбука).

Таким образом, удовлетворяется тяга детей к самостоятельному творчеству.
Поэтому на уроках рисования ребят обучают тому, как нарисовать конкретный предмет. При этом, учитывая малолетство учащихся, используется не профессиональный подход (он может вызвать только скуку и отчаянье), а облегченный способ. Дети выполняют поэтапно контурное изображение, например, божьей коровки.

Во время рисования нужно использовать загадки, песенки, сказки об изображаемом существе. Если во время работы сообщить что-то хорошее о запечатлеваемом объекте, то он удастся значительно лучше. Ребенок должен любить то, что он изображает. Следует добиваться от дитяти максимального старания, особенно при раскраске. К нарисованному предмету малыши, по своему усмотрению, добавляют то, что душа пожелает. Рисунок "берется" в рамочку, которую ребенок может придумать сам, если ему предварительно показать 5-6 возможных вариантов обрамления работ.

Замечено, что дети, открытые миру, заполняют пространство вокруг изображенного предмета большим количеством букашек, цветочков и т.д. Рамочки их затейливы, раскрашено все ярко, красочно и тщательно. Иными словами, налицо желание приобщить к делу созидательной Любви (а в христианском понимании к акту Творения) и других созданий.

Безучастные к жизни, вялые или очень эгоистичные дети оставляют пространство вокруг кое-как нарисованного предмета пустынным. Определенные душевные аномалии видны и по резким угловатым линиям, тяга замельчать изображенные предметы свидетельствует не только о дефектах зрения. Характерным является и выбор цвета. Тяга к темным цветам (фиолетовый, синий, черный) всегда настораживает: жди от ребенка неадекватной реакции в обычной житейской ситуации. Бледные, палевые оттенки не всегда говорят о душевной утонченности, а чаще о том, что у малыша душа старичка. Он вял, апатичен, не любит веселых детских игр.
Копирование рисунков, лишенных этих недостатков заставляет ребенка максимально напрягать свои душевные силы, приобщая себя к щедрости души художника, к его духовному здоровью.

И наоборот, заставляя только самовыражаться ребенка с нравственными проблемами, вы еще раз фиксируете и усугубляете болезнь его души.
Уроки рисования в нашей школе в этой или иной степени врачуют детскую душу.

1.Выполнение контурных рисунков предметов растительного мира. (Грибок, жёлудь, вишенки, яблоко, гроздь рябины, шишка, еловая веточка, листочки).
2.Выполнение рамочек с растительным орнаментом.
3.Выполнение рамочек с геометрическим орнаментом.
4.Выполнение контурных рисунков различных насекомых. (Божья коровка, муха, муравей, жук, бабочка, пчела).
5.Выполнение контурных рисунков домашних животных. (Кошка, поросенок, собачка, коровка, барашек).
6.Выполнение контурных рисунков зверей. (Зайчик, мишка, лисичка, ёжик, мышка).
7.Выполнение контурных рисунков птиц. (Цыпленок, петушок, курочка, гусенок, утенок, воробышек, сова, лебедь).
8.Выполнение контурных рисунков рыб. (Кит, карасик, ёрш, щучка).
9.Выполнение контурных рисунков предметов неживой природы. (Солнышко, бублик, чашечка, самовар, печь, платье, варежки, шубка, сапожки).
10.Раскрашивание цветными карандашами.
11.Рисование по памяти, ранее изображаемых предметов живой и неживой природы.
12.Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из нескольких ранее нарисованных предметов.
Все контурные рисунки выполняются с доски, подетально, за учителем.

Методические особенности

Все виды работ выполняются не в строгой последовательности, а вперемешку между собой. Рисунки выполняются в одной плоскости. Для шестилетнего ребенка важно контурное сходство и сходство окраски. Чтобы рисование предметов живой и неживой природы не стало скучным для ребенка занятием, этим предметам придается некоторая антропоморфность, например: на мишку надеты штанишки, у петушка - сапожки, у цыпленка - на голове бантик, лучики у солнышка заплетены в косички, у грибочков, желудей, яблочек есть глазки, ротики, ручки-ножки и т.д. Как уже было сказано, необходимо рассказать сказку, либо загадать загадку, либо спеть песенку о рисуемом объекте.
Если материал не подобран, то своими словами рассказать о той пользе, которую приносят людям и природе изображаемые животные, растения и т.д. Рисуя барашка, можно задать детям ряд вопросов и подсказать им ответы. Например: Что мы делаем из шерсти барашка? Что может быть лучше валеночек в нашу ходную зиму? Из чего вяжут варежки? Кто знает, как тает во рту брынза?

Рисуя березовый листочек, вспомнить, сколько добра людям дает березка: дрова, бересту, дёготь, веники для бани и т.д.

Напомню еще раз: любовь всякое дело зачинает. Ребенок должен полюбить то,
что он изображает.

Загадки, предлагаемые детям должны быть образны, и об одном предмете может быть загадано несколько загадок.

К концу I года дети должны уметь:

1. Нарисовать подетально, за учителем, ряд предметов живой и неживой природы, сделать контурную прорисовку.
2. Тщательно раскрасить свой контурный рисунок цветными карандашами.
3.Нарисовать к своему рисунку рамочку с растительным или геометрическим орнаментом.
4. Нарисовать по памяти отдельные предметы живой и неживой природы (примерно 10 шт.).
5. Нарисовать рисунок со сложной композицией, где присутствуют несколько объектов, которые ребенок может нарисовать по памяти.
6. Пользоваться цветными карандашами, обвести контурные линии ярким фломастером. Раскраска фломастером запрещена.

II год обучения
Пояснительная записка

Второй год обучения дублирует занятия I года. По-прежнему дети обучаются контурному рисунку, раскрашиванию цветными карандашами. Усложняется композиция рисунка, меняются позы изображенных птичек, насекомых, т.е. делается иная контурная прорисовка.

Ill год обучения (8-9 лет).
Пояснительная записка.

На третьем году обучения продолжается работа I и II года. Расширяется охват рисуемых объектов, усложняется композиция, увеличивается вариативность рамочек.

Уроки сопровождаются чтением художественных произведений (читает учитель).

К концу III года дети должны уметь:

1.Срисовать за учителем с доски довольно сложные по композиции
рисунки.
2.Нарисовать по памяти около 30-40 предметов в разном положении
(позе).
3.Придумать затейливый узор для рамочки.

IV год обучения (9-10 лет)
Пояснительная записка

На IV году обучения подетальная зарисовка с доски дополняется срисовыванием открыток и различных картинок. На этом этапе важен индивидуальный подход. Необходимо учитывать врожденные способности к рисованию у отдельных учащихся и давать им для срисовывания более сложные картинки. Поскольку педагог хорошо знает своих учеников (у детей еще один учитель почти по всем предметам), он должен чувствовать, что хочется нарисовать в данный момент ребенку: растение или домашний интерьер, или иллюстрацию к сказке.

На IV году начинается работа над объемным изображением. Первые объемные рисунки - это цветы и храм Божий.

Как при помощи цвета передать объем, учитель показывает на доске цветными мелками (можно и белыми) на примере розы.

На IV году обучения детям предлагается подетальная прорисовка букв-инициалов из древнерусских рукописных книг. ("Евангелие", "Апостол"), из этих же книг копируются заставки и рамочки.

К этому времени на уроках церковно-славянского языка дети научились написанию небольших текстов, поэтому можно на уроках рисования поднять это умение на принципиально новый уровень. Ведь написание букв кириллицы - это и есть художество.

Так же на IV году обучения делаются первые оформительские работы. Дети делают маленькие собственные иллюстрированные книжечки пословиц или странички азбуки.

1. Работа над объемным рисунком. Передача объема при помощи цвета.
Изображение цветов (мак, роза, шиповник, пион, анютины глазки). Подетальная прорисовка за учителем.
2. Изображение храма. Объемный рисунок (церковь Покров-на-Нерли, Новгородский Софийский собор). Подетальная прорисовка за учителем.
3. Срисовывание объемных картинок.
4. Срисовывание фотокартин.
5. Рисование по памяти.
6. Работа над кириллицей.
7. Работа над оформлением своих книжек или только страничек.
8. Срисовывание инициальных букв, рамочек, заставок из древнерусских рукописей.
9. Срисовывание контурных рисунков (подетально).

Методические особенности

С этого года возможен индивидуальный подход. Как при помощи цвета передать объем, этому должны начинать учиться все дети. Но те учащиеся, которые после неоднократных попыток не сумеют сделать это красиво, могут продолжать срисовывать картинки с плоскостным изображением. Это замечание касается и оформительской работы, и срисовывания сложных заглавных букв, зарисовок.

Дети, у которых есть врожденные способности к рисованию, первыми осваивают эти виды работ. Остальные могут повторить попытки в середине или в конце года, или отложить эти занятия до следующего класса.

Все учащиеся периодически рисуют по памяти, придумывают буквы кириллицы, придумывают собственные рамочки к рисункам, срисовывают за учителем отдельные предметы живой и неживой природы.

К концу IV года дети должны уметь:

1. Сделать контурные рисунки по памяти около 30 объектов живой и неживой
природы (в разных положениях).
2. Тщательно раскрашивать цветными карандашами.
3. Самостоятельно подбирать цвета при раскрашивании карандашом.
4. Выполнять объемный рисунок розы, мака, пиона, анютиных глазок.
5. Нарисовать за преподавателем, копируя с доски, некоторые инициальные
буквы из старинных рукописных книг, скопировать рамочки, заставки.

V год обучения (10-11 лет)
Пояснительная записка

На V году обучения продолжается выполнение работ IV года.
Принципиально новой является работа пером. Учащиеся выполняют некоторые рисунки пером и тушью с использованием штриховки.
Урокам рисования помогают уроки каллиграфии, на которых в это время дети прописывают пером буквы кириллицы и изречения из Священного Писания.

V год обучения полностью совпадает с содержанием IV года. Разница состоит лишь в том, что для срисовывания используются новые открытки с объемным изображением, по-прежнему, предпочтение отдается изображению красивых цветов и храмов. Открытки прошлого года раздаются ученикам, которые не смогли справиться прежде с объемным рисунком.
К концу V года дети должны научиться выполнять те же работы, что к концу IV класса, но на более высоком уровне.
Отдельные учащиеся должны изготовить книжечки. ("Азбука", "Пословицы", "Изучения из Священного Писания", книжечки с фольклорными текстами).

VI год обучения (11-12 лет)

На VI году обучения наиболее способные дети начинают работать акварелью. Раскрашивание цветными карандашами на протяжении 5 лет, работа пером и тушью подготовила детей к быстрому овладению техникой акварели.
На VI году продолжается работа над срисовыванием картинок (открыток), которые для отдельных детей заменяются фотографиями. Копирование фотографий подготавливает детей к этюдным работам на пленере. Выполняются рисунки по памяти, совершенствуется умение работать тушью и пером. Дети учатся иллюстрировать книги.

К концу VI года обучения учащиеся должны уметь:

1. Выполнить по памяти зарисовки около 40 объектов живой и неживой природы.
2. При помощи цвета передать объем.
3. Выполнить рисунок пером и тушью с использованием штриховки. Изготовить свою рукописную книжечку, художественно оформить ее.
4. Некоторые учащиеся должны уметь срисовать фотографические изображения.
5. Некоторые учащиеся должны уметь работать акварелью.

VII год обучения (12-13 лет)

На VII году обучения начинается профессиональное обучение рисованию. Если возможности школы не позволяют иметь при себе иконописный класс, класс декоративной росписи, графики и т.д., до 15 лет может продолжаться работа, которая велась в VI классе.


© Все права защищены

Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней