Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Россия и ее колонии. Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России (46 стр.)

Участившиеся случаи расправы с непокорными боярами, бегство в Литву бывших сподвижников царя и рост общего недовольства властью спровоцировали Ивана IV на решительный шаг по отношению к собственному народу. В декабре 1564 года царь вместе с семьёй, казной и отобранными боярами и дворянами покидает Москву.

Обосновавшись в подмосковной Александровской слободе, Иван Васильевич Грозный 3 января 1565 года отправляет митрополиту Афанасию пространное послание. В нём он обвинил своих ближайших подданных в том, что они «людям многие убытки делали и казны его государьские тощили»,

а бояре и воеводы «земли его государьские себе розоимали и другом своим и племени его государьские земли раздавали». В конце послания Иван IV сообщал, что из-за всех перенесённых обид он «государство свое оставил».

В «оставленной» Москве стали срочно собирать депутацию к царю. Возглавить её общим решением поручили новгородскому архиепископу Пимену.

Неудачи в войне с Литвой, постоянные доносы об изменах и переход на вражескую сторону близкого друга Андрея Курбского пробудили в Иване Грозном самые страшные стороны человеческой натуры. И без того впечатлительный с детства царь начал подозревать всех без разбора, а чтобы защититься от врагов, окружил себя только лично преданными людьми.

Появление в Александровской слободе архиепископа Пимена с делегацией закончилось подачей прошения царю. Фактически это было всеобщее согласие на царский произвол в управлении страной: «как ему, государю, годно: и хто будет ему, государю, и его государству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государская воля».

Вот тут-то Иван Васильевич и развернулся по-настоящему, по-царски. Он заявил, что всё управление Московским царством останется прежним, но внутри страны он создаст «государеву светлость Опричнину», то есть выделит особые земли, на которых получат наделы служащие его двора - опричники.

В Опричнину попали в основном северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода, новая резиденция Ивана Грозного. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти - Освященным собором и Боярской Думой.

Лишь члены Земского собора 1566 г. попытались протестовать против Опричнины, подав челобитную с 300 подписями об её отмене. Все челобитчики были немедленно посажены в тюрьму, но быстро выпущены (как полагает историк Руслан Скрынников, благодаря вмешательству митрополита Филиппа). Впоследствии 50 из них подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили.

После такого «политического» урегулирования вопроса Иван IV взялся за реформирование военной составляющей Опричнины. Уже в 1565 году был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек.

Назначив себя опричным игуменом, царь с особым тщанием исполнял монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился. В целом богослужение занимало около 9 часов в день.

Но при этом приказы о казнях и пытках отдавались нередко прямо в церкви. Как писал историк Г. П. Федотов, «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства».

Поскольку волею царя опричники были освобождены от судебной ответственности, с их помощью Иоанн IV начал конфискацию боярских и княжеских вотчин, передавая их дворянам-опричникам. Новому митрополиту всея Руси Филиппу пришлось подписать грамоту, согласно которой он обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины... митрополии не оставлять».

Но даже несмотря на зверское устрашение народа, царю не было покоя. В начале сентября 1567 г. Грозный вызвал к себе английского посланника Дженкинсона и через него передал королеве Елизавете I просьбу о предоставлении убежища в Англии. Это было связано с известием о заговоре в земщине, поставившем целью свергнуть его с престола в пользу Владимира Андреевича.

Одновременно по этому делу последовал ряд казней. Был привлечен к нему и конюший боярин Иван Фёдоров-Челяднин, известный в народе своей неподкупностью. Страсти в стране накалялись, и 22 марта 1568 г. митрополит Филипп в Успенском соборе Кремля отказался благословить царя и потребовал отменить Опричнину. Здесь же опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, а Филипп был низвергнут из сана и сослан в Тверь.

Летом того же года Фёдоров-Челяднин прилюдно был обвинен в том, что якобы с помощью своих слуг собирался свергнуть царя. Федорову, переодетому для издёвки в царское платье и посаженному на трон, царь собственноручно нанес удар ножом, после чего опричники изрезали своими ножами его и ещё 30 человек, признанных сообщниками. На жаргоне опричников убить тогда звучало как «отделать».

В царском «Синодике опальным» (поминальной книге) под 1568 годом записано: «Отделано Ивана Петровича Федорова; на Москве отделаны Михаил Колычев да три сына его; по городам в князя Андрея Катырева, князя Федора Троекурова, Михаила Лыкова с племянником». Их поместья были разгромлены, все слуги перебиты: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число».

В 1569 году царь наконец покончил со своим двоюродным братом Владимиром Старицким: он был обвинен в намерении отравить царя и казнен вместе со слугами, его мать Ефросиния Старицкая утоплена с 12 монахинями в реке Шексне.

В конце 1569 года царь начал поход на Новгород, поводом к которому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде. В доносе сообщалось о намерении новгородцев во главе с архиепископом Пименом посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 года Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород. На земле заступиться за Великий Новгород теперь было некому …

КОРОЛЕВСКИЕ НАХОДКИ НА ВЛАДЫЧНОМ ДВОРЕ

Раскопки этого сезона не перестают радовать нас новыми открытиями. Вслед за интереснейшими берестяными грамотами на Владычном дворе открылись потрясающей красоты архитектурные остатки каменной постройки, найденной экспедицией Петербургского госуниверситета под руководством В.А. Булкина и И.В. Антипова.
По предварительному заключению, найденные к западу от Софийского собора руины являются остатками палат архиепископа Василия Калики. Об их строительстве сообщают новгородские летописи в 1350 году: «Того же лета владыко Василеи поставил полату камену у себя на дворе подле Рожества».
На датировку руин указывают размеры и особые качества кирпича и соотношение с сохранившимися постройками Владычного двора, в первую очередь - Грановитой палатой. По признанию археологов, это редчайшая находка памятника гражданской архитектуры XIV века, да ещё с сохранившимися сводами!
А в раскопе к западу от Грановитой палаты из слоёв рубежа XIV-XV веков извлечена шахматная фигурка, судя по всему - король. Это ещё одно пополнение коллекции шахмат XIII-XV веков, свидетельствующей о широкой популярности этой игры среди новгородцев. Фигурка вырезана из плотной древесины, скорее всего можжевельника, и украшена поверху кружочками и шишечкой. За эту шишечку могли держаться как сами владыки, так и их высокие гости, совершая на шахматной доске очередную рокировку.

ГРАД, КУРЯНЫ И ПОЖАРЫ

1565 г. - «Месяца июня в 15 день в пяток 8 недели по пасхе был град добре велик. Да того же дни много летело из леса в Новград курянов» (Новгородская вторая (архивская) летопись).
1567 г. - «Месяца июля в 28 в понеделник горело во Славне на 1 часу ночном на Зогородцком улици, а згорело дворов 14, да церковь огорела Илья святыи и все маковици, а креста не снели, а загорелось у Ефрема у серебреника во дворе» (Там же).
1569 г. - «Владыка Новгородцкои в те поры на Москве был 15 недель без дву ден … Да тои же весны без владыкы на Веряжи реки мелница сгорела со всем запасом. Да того же месяца 28 день в неделю на Верецкои улици в берегу двор згорел. Да того же месяца в 17 день в пяток 5 недели … згорел двор на Дворищи платяной» (Там же).

August 25th, 2016 , 12:33 am

Зададимся вопросом, а есть ли прямая связь между Петром и прусским королем Фридрихом? Казалось бы, откуда? Но такая связь действительно есть, и очень яркая! Фридрих был главным союзником Московии во время Азовских походов и Северной войны. До этого между Русью и тевтонами всегда была страшная вражда. Ни с одним монархом Европы Петр не имел столько встреч, сколько с Фридрихом. Они будут встречаться много раз: во время Великого Посольства, в 1709 году и за год до смерти короля Пруссии в 1712 году. Все эти встречи носили сугубо частный характер, вместо подписания договоров, Петр и Фридрих будут плавать по Шпрее, охотиться на кабанов, мило беседовать в тенистых аллеях Шарлоттенбурга, ну и как водится, выпивать у камина в замке. Петр во время Великого Посольства проведет в обществе Фридриха целых три месяца! Охота, выпивка, семейная обстановка и никакой дипломатии.

Петр очень любил своего отца. Как покажет наше исследование - было за что. Он прекрасно понимал, благодаря кому он добился стольких высот. Именно солдаты Фридриха в составе потешных полков приведут Петра к власти. Именно немецкие гусары и гренадеры будут главной ударной силой его «русского» войска. Во всех походах и баталиях, во время восстаний и мятежей, во время горя и радости Фридрих всегда будет опорой молодому Петру.
Всю свою жизнь Фридрих боролся против главного своего врага - против великой Империи русских. Боролся, чтобы посадить на имперский трон своего сына Петра.
В память о своем отце Петр и установит в Петергофе знаменитый памятник Фридриху. Это будет первый памятник России!

Памятники Петру I и Фридриху очень похожи. Официально считается, что Растрелли, уезжая из России, отлил первый в истории памятник Петру. Но памятник затем куда-то пропал! Где он находился до 1800 года неизвестно, и лишь в 1800 году этот памятник был поставлен у Инженерного замка в Михайловском по указанию Павла I.

На связь Петра I c Фридрихом и Прусским королевским двором прямо указывает сопоставление корон молодого Петра с коронами других европейских государств. Короны на портретах Петра Первого идентичны прусским коронам.


Портрет Софьи Алексеевны в русском головном уборе (снимок из книги Rudolf G. Scharmann . Charlottenburg Palace)

Кстати, о портретах. Неужели Фридрих не захочет пополнить семейную коллекцию портретом сына? Согласно мемуарам Лейбница и Поссельта, в Кёнигсберге с Петра было писано не менее трех портретов. Это работы живописцев Готфрида Кнеллера и Яна Голе Файтгорна. Затем эти портреты с оригинала стали эскизом для десятков гравюр и миниатюр в различных интерпретациях. Но именно эти немецкие портреты являются первичными подлинными изображениями Петра в момент его приезда к Фридриху. Давайте вместе посмотрим на эти портреты. Заглянем в дворец Шарлотеннбург, Берлин.


Кнеллер, настенный портрет Петра I, дворец Шарлоттенбург (нем. Schloss Charlottenburg)

Шарлотеннбург (нем. Schloss Charlottenburg) , Пётр Великий, неизвестный художник


Портрет Петра I, Ян ГОЛЕ ФАЙТГОРН

Портрет Петра I. Ян ГОЛЕ ФАЙТГОРН

Зачем в своей Резиденции Софья Шарлотта хранила эти портреты? Ведь Шарлоттенбург - это не Эрмитаж, это дом-музей посвящённый жизни Софии Шарлотты. Тут выставлены только те экспонаты, которые сопровождали жизнь курфюрстины, были ей дороги.

Эти портреты в корне корёжат дряхлое здание оф. истории, ибо объяснить их историки не в состоянии. Нам ведь говорят, Петр ехал в Европу инкогнито и никто не знал, что это Пётр!!!

Почему он так долго пребывал в Бранденбурге историки не докладывают, хотя задержка у Фридриха по пути в Голландию просто необъяснима. Да и по этикету слишком долговременно находился наш плотник при иноземном дворе. Но, как мы теперь понимаем, Пётр был дома у заботливых родителей и совсем не торопился на верфи Амстердама.
Причем уже на границе с Восточной Пруссией в городе Митаве Петра встретил курфюрст Фридрих, что само по себе вещь невероятная. По этикету такого никогда не было - аудиенции монархов проходили только во дворцах-резиденциях. Никогда монархи не выезжали навстречу странствующим королям других государств. А тут сам курфюрст на встречу «преображенцу» Петру выехал. На это следуют нелепые оговорки историков, что, может быть, это был герцог Курляндский Фридрикус. Нет, это был именно курфюрст Фридрих.

21-ого июня Пётр отмечен на охоте у Фридриха. 22-ого июня происходит пьяный инцидент, когда Пётр чуть не зарубил собутыльника Лефорта. Получается, Пётр поехал в Голландию на запад, а оказался в Пиллау на востоке? А куда поехало посольство без главного посла Лефорта??? Историки нас совсем за дураков держат!
29-го Пётр у курфюрста широко празднует свои именины, и лишь 30-ого июня только собирается покинуть Пиллау, а посольство 1697 года уже три недели, как покинуло Пруссию! Такие вот вопиющие нестыковки получаются.

Встреча с Софьей оказалась очень радостной. На встрече присутствовала также маленькая принцесса, дочь Софьи и ее сын Фридрих Август: «Он взял за голову маленькую принцессу и два раза ее поцеловал, смяв совершенно ее бант. Он поцеловал также ее брата» (М. М. Богословский).

Пётр целовал сестрёнку Наталью Вильгельмину и брата Августа, будущего короля Польши. Не по этикету, а по родственному. Так Пётр повидал всех своих родственников, начав с маленького Фридриха, которого Пётр тоже целовал и подбрасывал на руках. Больше никаких детей за всю свою жизнь Пётр не подбрасывал и не целовал. При этом ни одна другая курфюрстина, королева, или герцогиня с Петром никогда не встречались.

Родственники проводили время в тесном семейном кругу. Балы продолжались до четырех часов утра. А пили на этом празднестве исключительно за семью Петра I, включая папу Фридриха и мать Софью: «И за столом и по столе пили про здоровье великого государя царевича и всего его государского дому, и про курфистрово, и про курфистрынино, и детей их про здоровье» (Богословский, со ссылкой на «Статейный список»).

Любой человек, который прочтёт это без привязки к официальной и лживой истории Петра I сделает только одно заключение: на банкете пили за единую царскую семью: папу-курфюрста, маму - курфюрстину и их сына царевича Петра.

Помимо танцев гости вели интересные беседы. Личный учитель Софьи Лейбниц был свидетелем того торжества: «Царь, говорящий по-голландски или по-немецки, сказал курфюрстинам, что он намерен построить 75 военных кораблей на голландских верфях, чтобы действовать с ними на Чёрном море. В настоящее время он думает только о войне с турками» (Лейбниц. См. у Герье. Сборник писем и мемориалов Лейбница).
Когда он смог выучить голландский и немецкий, историки не знают.

Профессор Шмурло раскопал в донесениях венецианских агентов подробности встречи Фридриха и Петра: «Его курфюршеская светлость титуловал царя царским величеством, а тот называл его царем (? Qui luj rendit cefue de Czar). » .

Так могли себя вести только ближайшие родственники, отец и сын. Пётр называет папу царём. Найдя эти документы, Шмурло очень подивился и даже латинский перевод со знаком вопроса оставил. Вещь на самом деле необъяснимая! Но по нашей версии ничего странного нет: отец царя считается царской особой.

Далее Пётр пригласил отца в Россию: «Его светлость также спросил, позволительно ли ему (курфюрсту) будет отправиться в Московию; царь по этому поводу высказал большое удовольствие с особливым желанием, чтобы курфюрст совершил это путешествие. Затем последняя здравица была за тех, которые с большим пылом ведут войну против турок» . Вскоре Фридрих действительно приедет в Московию, чтобы помочь своему сыну сесть на трон. Только бои против «турок» будут идти не на Чёрном море, а на Балтике и под Москвой.

Свидетель той встречи Лейбниц, делает изумительное откровение: «Только в присутствии курфюрстин он хотел быть тем, что он есть» . Он был в семейном кругу, поэтому слова Лейбница кажутся нам очень понятными. Когда Пётр станет великим императором, он не забудет Лейбница и пригласит его себе на службу.


София Шарлотта и Лейбниц. Немецкая гравюра 17 века.

Лейбниц фигура очень интересная. Именно он первым увидел в Петре Великого государя-спасителя: «Лейбниц, носившийся с мыслью о «великом государе», который бы явился распространителем просвещения среди народов Востока» (М.М. Богословский).

Лейбниц говорил Лефорту о неком родословном древе русских царей, которую он составил: «Для Лефорта он составил особую докладную записку с двумя просьбами: во-первых, сообщить ему разъяснения и подтверждения относительно находившегося в его руках древа московских царей» (Герье. «Отношение Лейбница к России и Петру Великому»).

То есть Лейбниц уже начал готовить «правильную» историю, выводя Петра от русских царей напрямую.
Немецкого отпрыска в качестве царя русский народ принимать никак не хотел.

А с чего это диковатый Пётр так вдохновил Лейбница? И почему все так хотят просветить ненавистный Восток? Но Пётр действительно являлся последней надеждой Запада победить Российскую Империю. Стоит ли говорить, что на этих встречах вопрос обучения Петра ремёслам озвучен не был ни разу. Про главную цель Посольства все дружно забыли, разговоры велись о грандиозных планах «просвещения Востока» от варваров.

В доме-музее Оранских-Нассау есть очень славная аллегория. Никто сегодня не знает, что за женщина так заботливо гладит портрет Петра I. Может быть муза какая, может сама Виктория во образе пышногрудой женщины. Но это не муза и не аллегоричное изображение Виктории. Это вполне реальный персонаж - София Шарлотта, срисованная с портрета в Шарлоттенбурге. Заботливая мать души не чает в своём сыне, и радеет о венценосном наследнике. И в Доме Оранских написали эту Аллегорию не просто так - от этой побочной царской династии зависела судьба не только Вильгельма Оранского, но и всей Европы.


Коллаж. По краям приведены портреты Петра I и Софьи Шарлотты из дворца Шарлоттенбург. В центре Аллегория по Великому Петру из дома-музея Оранских-Нассау (MICHIEL VAN MUSSCHER "Allegory of Tsar Peter the Great". Signed and dated 1698).

Продолжение следует...

По материалам сайта istclub.ru

«Вера-душа народа; когда гаснет она в народе, то он
превращается в безжизненный труп, быстро
разлагающийся, предающийся тлению»

Cв. Филарет, архиепископ Черниговский

В озлюбленные братья и сестры, добро пожаловать на наш сайт!

В центральной республиканской газете Грузии «Коммунисти» от 16 октября 1986 г. была напечатана статья руководителя археологической экспедиции Бохочадзе, в которой рассказывалось о бедственной положении археологических раскопок позднеантичного городища Дзалиса, существовавшего cо II в. до н.э. по IV в. н. э. на Мухранской долине, недалеко от древней столицы Иберии Мцхеты. Сообщалось также, что уникальная мозаика Дзалисы находится на грани гибели.
Судьба городища Дзалиса так взволновала меня, что я решил созвать своих земляков и рассказать им о бедственном положении этого памятника мирового значения. Мною был собран исторический материал об этом памятнике, и вскоре, 11 января 1987 г., в морозный день, в ДК напротив Пушкинского музея, я собрал многих своих земляков. Можно с уверенностью сказать, что это было первая такая встреча-собрание моих земляков, поводом которой стало бедственное положение памятника античной культуры, имеющего мировое значение. Нами было принято решение внести свою лепту в дело спасения и восстановления этого уникального городища. Проведенное нами Собрание постановило: 1. Способствовать открытию специального счета для восстановления и сохранения городища Дзалиса; 2. Заключить договор о шефстве московской общественности над этим археологическим памятником.
Вскоре я поехал в Тбилиси со специальной миссией, чтобы заключить договор о шефстве над Дзалисой с Главным Управлением по охране памятников истории и культуры при Совете Министров ГССР и способствовать открытию специального счета для восстановления этого памятника. Несмотря на усилия с моей стороны, счет не был открыт, но был заключен договор о шефстве между московской общественностью и Главным Управлением по охране памятников истории и культуры.
Забота о Дзалисе побудила меня официально создать в Москве общественную организацию, которая могла заниматься изучением многовековой историей отношений народов России и Грузии и сохранением памятников российско-грузинских отношении по всей России. Но, в то время, в СССР не было никакой юридической базы для создания общественной организации, но нам удалось создать Любительское объединение по охране памятников истории и культуры России и Грузии, учредителем которого стало Московское отделение ВООПиКа. Было решено дать объединению название «Дзалиса». Нам было временно предоставлено Московским отделением ВООПиКа антресольное помещение на Покровском бульваре, дом 23, где ныне находится Московское отделение по охране памятников истории и культуры. Мы, после серьезной реставрации, проведенной в 1989 г., торжественно открыли культурно-просветительский центр нашего Общества.
В 1990 г., при нашем Обществе была создана первая грузинская православная община храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах (ул. Большая Грузинская, д.13). Мы обратились за благословением к Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и, получив от него одобрение, обратились к Его Святейшеству и Блаженству Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II. Вскоре, нами было получено благословение и от него. Но тут, оказалось, что здание храма не числится как исторический памятник. Нам удалось доказать его историческую ценность, собрав архивные документы. В 1991 г., мы добились официального включения храма св. вмч. Георгия Победоносца в число вновь выявленных памятников истории и культуры и наша православная Община была зарегистрирована в Краснопресненском районе г. Москвы.
В том же 1991 г., члены православной Общины при храме св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах создали и зарегистрировали Православное братство во имя св. вмч. Георгия Победоносца и св. равноап. Нины Просветительницы Грузии. После чего мы обратились к президенту Б.Н.Ельцину с убедительной просьбой ускорить передачу храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах Общине храма и созданному Православному братству. Открытое письмо, содержавшее эту просьбу, было опубликовано в газете «Федерация» от 15 апреля 1992 г.
В 1992 году, мы добились передачи храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах Общине храма и Православному Братству. В 1993 г., Братство учредило Православную гимназию во имя св. равноап. Нины Просветительницы Грузии. В том же году, нами была создана Русско-грузинская община храма Преображения Господня в с. Стародуб Каширского р-на Московской области. Эта Община получила благословение от Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, после восстановления храма, проводить службу на русском и грузинском языках. На сегодняшний день храм в целом восстановлен, но продолжаются некоторые реставрационные работы, и проводится служба пока только на русском языке. Недалеко от храма, планируется строительство здания православной русско-грузинской гимназии во имя св. Нины и св. вмч. Георгия. Со временем, здесь намечается создание Международного духовно-культурного и просветительского центра русско-грузинской дружбы, а также крестьянского хозяйства для нужд наших обществ.
В 1994 г. в Театре Эстрады, в 1995 г. в киноконцертном зале гостиницы «Космос», а также в некоторых других московских залах нами были проведены многочисленные благотворительные концерты с целью собрать средства для восстановления храма Преображения Господня. В ЦДХ и других выставочных залах г. Москвы, проводились выставки-продажи произведений живописи из фонда Любительского Объединения «Дзалиса».
В 1998 г., наше Общество содействовало проведению 10-го Международного фестиваля православной музыки в Москве, на котором выступил известный грузинский народный хор «Рустави». В 1999 г., наше Общество выступило одним из учредителей 11-го Международного фестиваля православной музыки в Москве.
В 1999 году Любительское объединение «Дзалиса» было официально реорганизовано в Общество русско-грузинской дружбы «Дзалиса», которое совместно с Любительским Объединением и Православным братством ведет широкую духовно-просветительскую и культурно-просветительскую работу.
Сегодня нашей целью является сближение единоверных русского и грузинского народов на основе традиций многовековой совместной жизни.
В 2000 г., по благословению Его Святейшества и Блаженства Католикоса-Патриарха всея Грузии и Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Общество «Дзалиса» и Братство провели Крестный ход в честь 2000-летия Рождества Христова по маршруту Москва-Владикавказ-Тбилиси-Мцхета. В 2003 г. нами был проведен Крестный Ход в честь Георгия Победоносца по тому же маршруту.
В 2001 г. Обществом было учреждено звание «Почетный член Общества «Дзалиса». Ими стали: заслуженный деятель искусств России и Грузии Р.А. Джаниашвили, Чрезвычайный и полномочный посол Грузии в России З.И. Абашидзе, президент республики Осетия-Алания А.С.Дзасохов, предприниматели Д.И.Иакобашвили, Г.П.Харчилава и другие.
В 2006 году Обществом «Дзалиса» и Братством был учрежден орден св. равноап. Нины Просветительницы Грузии четырех степеней. За шесть лет нами были награждены многие известные люди, среди них были высшие духовные лица, известные государственные и общественные деятели, всемирно известные деятели культуры и науки.
3 июня 2011 г., мы торжественно отметили 25-летие общество «Дзалиса» и 20-летие Братства. Тогда, мы наметили в течении всего 2012 года проводить фестиваль русско-грузинской культуры в Москве, Московской области и во многих городах России, где веками проживает грузинская диаспора.

В озлюбленные братья и сестры!

26 января 2012 г., накануне праздника св. равноапостольной Нины, который мы ежегодно традиционно отмечаем в Международном фонде Славянской письменности и культуры, мы торжественно открыли Фестиваль русско-грузинской культуры. В течении всего года, мы намечаем проведение культурно-просветительских мероприятии в России, Грузии и, возможно, в других странах. Намечается проведение международного Крестного хода и открытие русско-грузинской православной гимназии, а также открытие русско-грузинской классической гимназии в Москве, Санкт-Петербурге и, со временем, в Тбилиси и Кутаиси. Для реализации наших проектов нам необходимо привлечение немалых средств и поэтому мы учредили благотворительный фонд «Дзалиса». Также намечается проведения съезда н ашего Общества и создание Парламента народной дипломатии.

Т.И.Д жандиери ,
Президент Общества Русско-грузинской дружбы «Дзалиса»

Председатель Православного братства во св. Великомученика Георгия Победоносца и св. равноапостольной Нины Просветительницы Грузии,
Казачий полковник
, Академик МАДЕНМ

Арт. 4. Для доказательства, что намерения Его Светлости в рассуждении столь тесного его соединения со Всероссийской Империей и признания верховной власти и покровительства Всепресветлейших тоя Империи Обладателей суть непорочны, обещает Его Светлость без предварительного соглашения с главным пограничным Начальником и Министром Ее Императорского Величества, при нем аккредитуемым, не иметь сношения с окрестными Владетелями; а когда от них приедут посланцы или присланы будут письма, оные принимая, советоваться с главным пограничным Начальником и Министром Ее Императорского Величества о возвращении таковых посланцев и о надлежащей их Владетелям отповеди.

Арт. 5. Чтоб удобнее иметь всякое нужное сношение и соглашение с Российским Императорским Двором, Его Светлость Царь желает иметь при том Дворе своего министра или Резидента, а Ее Императорское Величество милостиво то приемля обещает, что оный при дворе Ее принимаем будет на ряду с прочими Владетельных Князей Министрами равного ему характера, и сверх того соизволяет и с Своей стороны содержать при Его Светлости Российского Министра или Резидента.

Арт. 6. Е. И. В., приемля с благоволением признание верховной Ее власти и покровительства над Царствами Карталинским и Грузинским (sic), обещает Именем Своим и преемников своих: 1) народы тех Царств почитать пребывающими в тесном союзе и совершенном согласии с Империей Ее и, следственно неприятелей их признавать за своих неприятелей; чего ради мир с Портой Оттоманской, или Персией, или иной державой и областью заключаемый, должен распространяться и на сии покровительствуемые Ее Величеством народы, 2) Светлейшего Царя Ираклия Теймуразовича и его дому наследников и потомков сохранять беспременно на царстве Карталинском и Кахетинском, 3) Власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу и сбор податей представить Его Светлости Царю в полную его пользу, запрещая своему Военному и Гражданскому начальству вступаться в какие-либо распоряжения.

Арт. 7. Его Светлость Царь, приемля с достодолжным благоговением толь милостивое со стороны Ее Императорского Величества обнадеживание, обещает за себя и потомков своих: 1) быть всегда готовым на службу Ее Величества с войсками своими, 2) С начальниками Российскими, обращаяся во всегдашнем сношении по всем делам до службы Ее Императорского Величества касающимся, удовлетворять их требованиям и подданных Ее Величества охранять от всяких обид и притеснений, 3) В определении к местам и возвышении их в чины отменное оказывать уважение на заслугу пред Всероссийской Империей, от покровительства коея зависит спокойствие и благоденствие Царств Карталинского и Кахетинского.

Арт. 8. В доказательство особливого Монаршего благоволения к Его Светлости Царю и народам его, и для вящего соединения с Россиею сих единоверных народов, Ее Императорское Величество соизволяет, чтобы Католикос, или начальствующий Архиепископ их состоял местом в числе Российских Архиереев в восьмой степени, именно, после Тобольского, Всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода Члена. О управлении же Грузинские церкви и отношении, каковое долженствует быть к Синоду Российскому, о том составится особливый артикул.

Арт. 9. Простирая милость свою к подданным Его Светлости Царя, Князьям и Дворянам, Е. И. В. установляет, что оные во Всероссийской Империи будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами, кои Российским благородным присвоены; а Его Светлость, приемля с благодарностью толь милостивое к подданным снисхождение, обязывается прислать ко двору Е. В. списки всех благородных фамилий, дабы по оным можно было знать в точности, кому таковое отличное право принадлежит.

Арт. 10. Постановляется, что все вообще уроженцы Карталинские и Кахетинские могут в России селиться, выезжать и паки возвращаться безвозбранно; пленные же, если оные оружием или переговорами у Турок и Персиян, или других народов освобождены будут, да отпустятся восвояси по их желаниям, возвращая только издержки на их выкуп и вывоз; сие самое и Его Светлость Царь обещает исполнять свято в рассуждении Российских подданных, в плен к соседям попадающихся.

Арт. 11. Купечество Карталинское и Кахетинское имеет свободу отправлять свои торги в России, пользуясь тми же правами и преимуществами, коими природные Российские поданные пользуются; взаимно же Царь обещает постановить с главным начальником пограничным или с Министром Ее Величества о всемерном облегчении купечества Российского в торге их в областях его, или в проезд их для торгу в другие места, ибо без такового точного постановления и условие о выгодах его купечества места иметь не может.

Арт. 12. Сей договор делается на вечные времена; но ежели что либо усмотрено будет нужным переменить, или прибавить для взаимной пользы, оное да возымеет место по обостороннему соглашению.

Арт. 13. Ратификации на настоящий трактат долженствуют разменены быть в шесть месяцев от подписания его, или и скорее, буде возможно.

В достоверение чего, нижеподписавшиеся полномочные, по силе их полных мочей, подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати в Георгиевской крепости, Июля 24 дня 1783 года.

Высочайше утвержденный дополнительный Артикул к договору с Царем Ираклием II. 30 сентября 1783 года (П. С. З. № 15. 840).

О венчании и помазании на Царство Царей Карталинских и Кахетинских.

Как Карталинские и Кахетинские цари от древних времен венчаются Царским венцом и помазуются на Царство Святым миром; то Е. И. В. именем Своим и Преемников своего Императорского престола не только Всемилостивейше дозволяет помянутым Царям употребление сего Священного обряда, но еще в вящее доказательство отличного Своего благоволения, жалует им сверхпрочих знаков Императорской на Царство инвеституры в договоре положенных обыкновенную Царскую корону, которую как Его Высочество ныне владеющий Царь Ираклий вторый употреблял, так Светлейшие Его преемники тою же венчаемы быть долженствуют.

Его Высочество Царь Ираклий сию Высочайшую милость Е. И. В. с достодолжным благоволением и благодарностью обещает именем своим и преемников своих, что обряд Священного тех преемников Его на Царство венчания и помазания не прежде совершаем будет, как по учинении положенной трактатом присяги на верность Всероссийскому Императорскому Престолу и по получении утвердительной Императорской грамоты с инвеститурой.

Сей Артикул имеет почитаем быть принадлежащим к числу других, трактата составляющих. В достоверие чего уполномоченные к подписанию того трактата по данной им доверенности оный подписали и печатьми укрепили.

Представление от царя Георгия имп. Павлу (октябрь 1798 года)

(Грузинский текст этого «представления» во II томе «Грамот» проф. Цагарели, № 143.)

Просить восшедший на законный царский престол свой, по кончине отца своего царя Ираклия II, царь Карталинский и Кахетинский Георгий тринадцатый о нижеследующем:

В 1783 году дан нами обет, известить по восшествии на престол Грузии, Ваше Императорское Величество о восприятии законного и наследственного нашего престола и испросить от Вашего Императорского Величества подтверждения.

Ныне, восшед на свой законный и наследственный престол Грузии и Кахетии, нижайше прошу В. И. В. о подтверждении сего, а также о признании и утверждении наследником по мне перворожденного сына моего Давида, достославной службы В. И. В. генерал-майора.

Всемилостивейший Государь, всеподданнейше прошу удовлетворения этой моей просьбы. Октябрь 1798 года. Подписал царь Карталинии, Кахетии и прочих Георгий XIII.

Утвердительная Е. И. Е. грамота царю Грузинскому Георгию от 18 апреля 1799 года С. П. (по большом Е. И. В. титуле)

(Акты, собранные Кавказскою Археограф. Комиссиею. Т. II, с. 1147, № 24.)

Во имя Бога всемогущего единого в Троице святой слави­мого.

От давнего времени Всероссийская империя по единоверию с грузинскими народами служила защитой, помощью и убежищем тем народам и светлейшим владетелям их против угнетений, коим они от соседей своих подвержены были. Покровительство всероссийскими самодержцами царям грузинским, роду и подданным их даруемое, произвело ту зависимость последних от первых, которая наипаче оказывается из самого российско-императорского титула. Е. и. в., ныне благополучно царствующая, достаточным образом изъявила монаршее свое к сим народам благоволение и великодушный о благе их промысел сильными своими стараниями, приложенными о избавлении их от ига рабства и от поносной дани отроками и отроковицами, которую некоторые из сих народов давать обязаны были, и продолжением своего монаршего призрения ко владете­лям оных. В сем самом расположении снисходя на прошения, ко престолу ее принесенные от светлейшего царя карталинского и кахетинского Ираклия Теймуразовича о принятии его со всеми его наследниками и преемниками и со всеми его царствами и облас­тями в монаршее покровительство е. в. и ее высоких наследников и преемников, с признанием верховной власти всероссийских императоров над царями карталинскими и кахетинскими, все-милостивейше восхотела постановить и заключить с помянутым светлейшим царем дружественный договор, посредством коего, с одной стороны, его светлость, именем своим и своих преемников признавая верховную власть и покровительство е. и. в. и высоких ее преемников над владетелями и народами царств Карталинс­кого и Кахетинского и прочих областей, к ним принадлежащих, ознаменил [ознаменовал] бы торжественным и точным образом обязательства свои в рассуждении Всероссийской империи; а с другой, е. и. в. такожде могла бы ознаменить торжественно, ка­ковые преимущества и выгоды от щедрой и сильной ее десницы даруются помянутым народам и светлейшим их владетелям.

К заключению такого договора е. и. в. уполномочить изволила светлейшего князя Римской империи Григория Александровича Потемкина, войск своих генерал-аншефа, <...>, со властию, за отсутствием своим избрать и снабдить полною мочью от себя, кого он за благо рассудит, который по тому избрал и уполномочил превосходительного господина от армии е. и. в. генерал-поручика <...> Павла Потемкина, а его светлость карталинский и кахетин­ский царь Ираклий Теймуразович избрал и уполномочил с своей стороны их сиятельств своего генерала от левой руки князя Ивана Константиновича Багратиона и его светлости генерал-адъютанта князя ГарсеванаЧавчавадзева. Помянутые полномочные, приступив с помощью Божией к делу и разменяв взаимные полномочия, по силе их постановили, заключили и подписали следующие артикулы.

Артикул первый

Его светлость царь карталинский и кахетинский именем своим, наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается от всякого вассальства или под каким бы то титулом ни было, от всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляет перед лицом всего света, что он не признает над собой и преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и покровительства е. и. в. и ее высоких наследников и преемников престола всероссийского императорского, обещая тому престолу верность и готовность пособствовать пользе го­сударства во всяком случае, где от него то требовано будет.

Артикул второй

Е. и. в., приемля со стороны его светлости толь чистосердечное обещание, равномерно обещает и обнадеживает императорским своим словом за себя и преемников своих, что милость и покро­вительство их от светлейших царей карталинских и кахетинских никогда отъемлемы не будут. В доказательство чего е. в. дает им­ператорское свое ручательство на сохранение целости настоящих владений его светлости царя Ираклия Теймуразовича, предполагая распространить таковое ручательство и на такие владения, кои в течение времени по обстоятельствам приобретены и прочным образом за ним утверждены будут.

Артикул четвертый

Для доказательства, что намерения его светлости в рассуж­дении толь тесного его соединения со Всероссийской империей и признания верховной власти и покровительства всепресвет-лейших той империи обладателей суть непорочны, обещает его светлость без предварительного соглашения с главным погранич­ным начальником и министром е. и. в., при нем аккредитуемым, не иметь сношения с окрестными владетелями. А когда от них приедут посланцы или присланы будут письма, оные принимая, советовать с главным пограничным начальником и с министром е. и. в., о возвращении таковых посланцев и о надлежащей их владетелям отповеди.

Артикул пятый

Чтоб удобнее иметь всякое нужное сношение и соглашение с Российским императорским двором, его светлость царь желает иметь при том дворе своего министра или резидента, а е. и. в., милостиво то приемля, обещает, что оный при дворе ее прини­маем будет наряду с прочими владетельных князей министрами равного ему характера, и сверх того соизволяет и со своей сто­роны содержать при его светлости российского министра или резидента.

Артикул шестой

Е. и. в., приемля с благоволением признание верховной ее власти и покровительства над царствами Карталинским и Гру­зинским, обещает именем своим и преемников своих:

    Народы тех царств почитать пребывающими в тесном союзе и совершенном согласии с империей ее и, следственно неприятелей их признавать за своих неприятелей; чего ради мир, с Портой Оттоманской или с Персией, или иной державой и областью заключаемый, должен распространяться и на сии покровительствуемые е. в. народы.

    Светлейшего царя Ираклия Теймуразовича и его дома наследников и потомков сохранять беспеременно на царстве Карталинском и Кахетинском.

3. Власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу и сбор податей предоставить его светлости царю в полную его волю и пользу, запрещая своему военному и гражданскому начальству вступаться в какие-либо распоряжения.

Артикул седьмой

Его светлость царь приемля с достодолжным благоговением толь милостивое со стороны е. и. в. обнадеживание, обещает за себя и потомков своих:

    Быть всегда готовым на службу е. в. с войсками своими.

    С начальниками российскими обращаясь во всегдашнем сношении по всем делам, до службы е. и. в. касающимся, удов­летворять их требованиям и подданных е. в. охранять от всяких обид и притеснений.

    В определении людей к местам и возвышении их в чины отменное оказывать уважение на заслуги перед Всероссийской империей, от покровительства коей зависит спокойствие и бла­годенствие царств Карталинского и Кахетинского.

Артикул осьмой

В доказательство особливого монаршего благоволения к его светлости царю и народам его и для вящего соединения с Россией сих единоверных народов, е. и. в. соизволяет, чтоб ка­толикос или начальствующий архиепископ их состоял местом в числе российских архиереев в осьмой степени, именно после Тобольского, всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Свя­тейшего Синода члена; о управлении же грузинскими церквами и отношении, каковое долженствует быть к Синоду российскому, о том составится особливый артикул.

Артикул девятый

Простирая милость свою к подданным его светлости царя, князьям и дворянам, е. и. в. установляет, что оные во Всеросской империи будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами, кои российским благородным присвоены, а его свет­лость, приемля с благодарностью толь милостивое к подданным его снисхождение, обязывается прислать ко двору е. в. списки

всех благородных фамилий, дабы по оным можно было знать в точности, кому таковое отличное право принадлежит.

Артикул десятый

Постановляется, что все вообще уроженцы карталинские и кахетинские могут в России селиться, выезжать и паки воз­вращаться безвозбранно; пленные же, если оные оружием или переговорами у турок и персиян или других народов освобождены будут, да отггустятся восвояси по их желаниям, возвращая только издержки на их выкуп и вывоз; сие самое и его светлость царь обещает исполнять свято в рассуждении российских подданных, в плен к соседям попадающихся.

Артикул первый на десять

Купечество карталинское и кахетинское имеет свободу отправлять свои торги в России, пользуясь теми же правами и преимуществами, коими природные российские подданные пользуются; взаимно же царь обещает постановить с главным начальником пограничным или с министром е. в. о всемерном облегчении купечества российского в торге их в областях его или в проезде их для торгу в другие места; ибо без такого точного постановления и условие о выгодах его купечества места иметь не может.

Артикул второй на десять

Сей договор делается на вечные времена; но ежели что-либо усмотрено будет нужным переменить или прибавить для взаимной пользы, оное да возымеет место по обостороннему соглашению.

В достоверие чего нижеподписавшиеся полномочные по силе их полных мочей подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати в Георгиевской* крепости, июля 24-го дня 1783 г.

Павел Потемкин.

Князь Иван Багратион.

Князь Гарсеван Чавчавадзе.

Документ № 120

Из книги А. В. Суворова*

«Наука побеждать»

Вопросы и задания к документу 120:

    Для кого, на ваш взгляд, была создана книга «Наука побеждать»? Почему она относительно легко запоминалась?

    Какую практическую пользу могло принести знание солдатами этой «Науки»?

    Каковы, по вашему мнению, отличительные особенности и нравст­венная направленность этого документа? Его главная идея?

    Могла ли, на ваш взгляд, «Наука побеждать» помочь солдатам - вче­рашним крепостным - почувствовать себя личностью, поверить в собственные силы? Если да, то какое значение это могло иметь на войне?

Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом

<...> После сего разводного учения, когда оное будет учинено по приходе развода в главную квартиру, куда оный приходит до рассвета, а на рассвете выходит уже на площадь, - штаб-офицер того полку, чей развод, командует: под курок и начинает в при­сутствии всего генералитета, штаб- и обер-офицеров говорить к солдатам их наречием наизусть следующее:

VIII. Каблуки сомкнуты, подколенки стянуты! Солдат стоит стрелкой: четвертого вижу, пятого не вижу.

Военный шаг - аршин, в захождении - полтора аршина. Береги интервалы! Солдат во фронте на шагу строится по лок­тю; шеренга от шеренги три шага; в марше - два. Барабаны, не мешай!

* Суворов Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский, князь Италийский - великий русский полководец, генералиссимус, не имел ни одного поражения на поле брани. Автор военно-теоретических работ «Полковые учреждения» и «Наука побеждать».

IX. Береги нулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля - дура, штык молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею - отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.

Береги пулю в дуле! Трое наскочат - первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!

В атаке не задерживай! Для пальбы стреляй сильно в ми­шень.

На человека пуль двадцать, купи свинца из экономии, не­много стоит. Мы стреляем цельно. У нас пропадает тридцатая пуля, а в полевой и полковой артиллерии разве меньше десятого заряду.

Фитиль на картечь - бросься на картечь! - Летит сверх головы. Пушки твои, люди твои! Вали на месте! Гони, коли! Остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать, они такие же люди.

Умирай за дом Богородицы, за матушку, за пресветлейший дом! - Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!

Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник.

Святая добычь! Возьми лагерь - все ваше. Возьми крепость- все ваше. В Измаиле, кроме иного, делили золото и серебро пригоршнями. Так и во многих местах. Без приказа отнюдь не ходи на добычь!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней