Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классическая фреска впервые появляется в искусстве. Фреска и фресковая живопись

Сегодня можно встретить немало предложений от разных фирм на изготовление фресок цифровых, на гибкой штукатурке и т. д. Давайте выясним, что же такое фреска.

Слово «фреска» в переводе с итальянского означает «живопись на сырой штукатурке». Это древняя техника настенной живописи, в которой краски наносятся на влажную штукатурку. Причем штукатурка или левкас, как ее называют специалисты, совсем не похожа на обычную отделку стен. Для изготовления фрески используется смесь песка с гашеной известью. В качестве красок пользуются натуральными пигментами, разведенными водой.

Техника фрески

Краски, которые нанесены на влажную известь, высыхая вместе с ней, покрываются прозрачной тонкой кальциевой пленкой, которая навечно защищает живопись на . А вот если краски будут наноситься на высыхающее известковое покрытие, то такой прочной пленки не получится, и краски могут осыпаться.

Художник, работающий в технике фрески, должен быть настоящим мастером своего дела, ведь переделать или доделать нарисованное нельзя. Лишь в крайних случаях для исправления какого-либо фрагмента высохшей фрески полностью сбивается слой извести, наносится новый и процесс повторяется. Поэтому для создания фрески влажный известковый слой наносится на небольшую площадь: ровно настолько, чтобы влажная масса не успела высохнуть, и мастер сумел нанести рисунок в течение одного дня.

Что такое фреска в истории?

Техника фрески присуща многим памятникам монументальной живописи. Появилась она еще в античные времена. Хозяева вилл украшали стены росписью и мозаикой. Сегодня известен помпейский стиль настенной фресковой живописи, возникший в древние времена. Наивысшего расцвета техника фрески получила в эпоху Возрождения, когда украшать стены фресками стало очень модным, интерьер помещений благодаря этому становился все более пышным и роскошным. В знаменитой спальне во дворце мантуанского герцога Людовика Гонзага стены украшены фресками из жизни хозяев дома. Великие итальянские мастера того времени - Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо и другие - создали уникальные фрески, дошедшие до наших дней.

В период Ренессанса богатство и роскошь дворцов знати достигалось именно благодаря фресковой живописи.

Яркие примеры древнерусских фресок представлены на стенах Светогорского монастыря, расположенного неподалеку от Пскова, и Ферапонтова монастыря у города Кириллова.

Сегодня можно полюбоваться образцом византийской фресковой живописи, украшающей стены в церкви Санта Мария в Риме.

Искусство настенной живописи постепенно все более совершенствовалось и дошло до наших дней. Появились новые виды красок, изменились приемы перенесения рисунков на стену. Сегодня практически нельзя найти все те натуральные материалы, которыми пользовались в прошлое время. Например, специальная известь для фрески должна гаситься на протяжении десятилетий. Поэтому сейчас фреска - это изображение на стене при помощи акриловых красок или современной цифровой печати.

Оформляя современный интерьер, многие дизайнеры используют фрески для создания оригинального а, городской квартиры или других общественных помещений. Опытный мастер, применяя современные краски и технологии их нанесения на поверхность, может создать настоящий шедевр, неповторимое авторское произведение искусства. Стоимость такой работы, конечно, будет высока.

Если вы не готовы к таким расходам, а украсить комнату необычно все же хочется, воспользуйтесь современным видом настенного украшения - цифровой или печатной фреской. Такое изображение может быть большим, по размеру стены. А иногда фреска состоит из небольших фрагментов, располагающихся в разных местах одного помещения.

Фреска, как один из видов настенного украшения, способна создать неповторимый индивидуальный интерьер любого помещения.

Фреска - (от итал. fresco - свежий), живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. (Большой энциклопедический словарь)

Фреска (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной. (Википедия)

Фреска (по данным БСЭ) - техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей.

Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич), иногда — с органическими добавками (солома, пенька, лён и т.д.), предохраняющих грунт от растрескивания. Для фрески годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т.д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и чёрные краски (реже — другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во фресках играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно фрески, с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

Фреска (по Российскому гуманитарному энциклопедическому словарю) - монумент, живопись по свежей, сырой штукатурке красками довольно сдержанной палитры (земляные пигменты, кобальты и пр.) с использованием в качестве связующего воды или вод. раствора извести. В соединении с веществом штукатурки (стены или потолка) образуется тонкий, практически вечный красочный слой, хотя при высыхании краски бледнеют. Техника фрески не допускает исправлений в процессе работы, они могут вноситься лишь впоследствии темперой. Фреска выполняется по частям, с использованием картонов для отдельных частей композиции. Произведения, выполненные в этой технике, известны еще в эгейском искусстве (2 тысячелетие до н. э.), получили развитие в античной культуре (сохранились фрески интерьеров в Помпеях), затем в искусстве Византии, Болгарии, Сербии, Грузии, Италии и др. В Италии 16 в. получила распространение техника "буон фреско" — без поправок темперой. Традиции фресок были продолжены в росписях 17—18 вв., в 19 в. — в германской назарейской школе, в искусстве модерна, в 20 в. — в мексиканской монумент, живописи и др.

История, классификация и примеры знаменитых произведений фресковой живописи.

Что такое фреска?

Термин

Термин фреска происходит от итальянского «свежий» и описывает подход к созданию живописи, в котором цветные пигменты смешиваются с водой, а затем наносятся непосредственно на свежую известково-гипсовую поверхность, которой обычно служат отштукатуренные стены и потолки. Жидкие краски впитываются гипсом и после высыхания они остаются в поверхности. Перед нанесением красок художник, зачастую, делал подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.

Типы

Станцы Рафаэля

С течением времени и развитием маньеризма, вкусовые предпочтения склонились к созданию больших холстов и гобеленов маслом, что ограничило охват фресок, которые стали использоваться в основном для потолочной росписи.

Барокко

Стиль барокко можно считать последним периодом, когда массово создавались грандиозные фрески. Наиболее известные работы того времени принадлежат Аннибале Карраччи, Пьетро да Кортона, Луки Джордано и многим другим.

Сикстинская капелла. Микелянджело.

Фреска и фресковая живопись обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб

Фреска Фреска

(от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, - одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна" (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.

Микеланджело. "Дельфийская сивилла". Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 - 1512.

Литература: Г. Шмид, Техника античной фрески и энкаустики, (перевод с немецкого, М.). 1934; П. Бодуэн, Техника фресковой живописи, (перевод с французского, М.), 1938; Н. М. Чернышев, Искусство фрески в Древней Руси, М., 1954; Филатов В В., К истории техники стенной живописи в России, в сборнике: Древнерусское искусство Художественная культура Пскова, М., 1966; В. Н. Лазарев, Древнерусские мозаики и фрески XI-XVI вв., М, 1973; В. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

фре́ска

(от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи . Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода . Площадь, занимаемая фреской, и её композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.



Фреска – одна из самых древних живописных техник. Подлинными её шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. до н. э.), росписи домов в Помпеях (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось чёткой схеме и было связано с символикой храма. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милёшева (Сербия, ок. 1245 г.), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублёва в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502-03) в Вологодской оласти, росписи 17 в. в храмах Ярославля. В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания; Берзе-ла-Виль, Франция; все – 12 в.). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14 в.).
В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия [росписи Джотто в капелле Скровеньи (дель Арена), Падуя, 14 в.]. Всё чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337-39; А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474;Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509-14; Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло , 1530-40-е гг.). Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66; Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508-41; «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495-98). В эпоху барокко особенное внимание уделялось росписям плафонов , где с помощью иллюзионистических приёмов, сильных ракурсов создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлёта фигур святых. Фрески 18 в. носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо ). В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна .

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Фреска" в других словарях:

    фреска - и, ж. fresque f. , > нем. Fresco <ит. al fresco. 1. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. БАС 1. 20 го сего месяца <протокол 1752 г. Ея имп. Величеству > были предъявлены.. архитектором Валериани сочиненные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Буон фреско, картина, роспись Словарь русских синонимов. фреска сущ., кол во синонимов: 3 буон фреско (1) … Словарь синонимов

...в Италии, где зародился термин Affresco, фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены в архитектуре. На своей родине термин утвердился к концу XIV века.
Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «affresco» — письмо по сырому, еще свежему известковому грунту. Иногда употребляется и выражение «bouone fresco» (ит.), то есть «истинная фреска», чтобы подчеркнуть именно это ее качество — по — сырому, в отличие от «fresco a secco» (ит.) — так называемой фрески по—сухому, которая по существу является просто работой известковыми красками (красками на известковом связующем) по сухой штукатурной поверхности, схватившейся, отвердевшей, но смоченной перед работой.

В россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее XVIII века. Об этом можно судить по тому, что еще в

XVI—XVII веках в русских документах он не встречается и о такого характерa работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике,— будь то роспись по сырому левкасу, на эмульсионном связующем или клеевом.
Фреска, как
особый вид живописи , была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали в Древней Греции, писали ею в Древнем риме, Византии, на руси X-XII веков (в киеве, Новгороде, Пскове). Многочисленные фрески-ангелы выполнены в средневековой Западной Европе и на территории нашей страны в XIII—XVIII веках. Бурное и своеобразное развитие она получила в Италии в XIV—XVII веках. ...На руси в ней работали такие мастерa, как a. рублев (около 1360/70 — около 1430) и Дионисий (около 1440 —после 1502/03). В эпоху Возрождения в Италии — рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475 — 1564) и многие другие.
Начиная разговор о фреске как о технике росписи стен, сразу же следует сказать, что не было (да и не могло быть) единой техники фрески, то есть единой системы письма по сырому известковому грунту красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция... Единственное, что характерно для всех ее модификаций — это известковое связующее ее грунтов и красок (колеров). Все остальное представляет калейдоскоп рецептуp грунтов, методов их наложения, ассортимента красок, систем письма и т. д.
Не было техники стенописи как системы... где все элементы росписи с начала и до конца сделаны красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе известковое связующее, то есть техникой чистой подлинной фрески (bouone fresco). Всегда и y всех народов европейского региона культуры стенописи, начиная с античности и кончая XIX столетием, существовала система росписи стен, предполагающая смешение материалов (и отсюда техник), то есть существовала всегда техника росписи стен, в которой в той или иной мере, в том или ином сочетании применялись четыре разных материала, которые все вместе и формировали единую технику росписи, основой которой служила фреска (bouone fresco). Эта система письма (техника стенописи) включала в себя:
a. фреску (bouone fresco, или affresco), то есть письмо по сырому известковому основанию красками без связующего — колерами, разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция;
b. известковые краски (колеры, имеющие в своем составе известковое связующее — известковое тесто или известковую воду... но которыми уже писали (прописывали) по высохшему грунту или по высохшему (или по подсохшему) красочному слою фрески (affresco, bouone fresco), исправляя что-либо или дописывая детали;
c. темперные краски (главным образом цельнояичные темперы, которыми дописывали и прописывали фрески уже при высохшем их красочном слое...);
d. клеевые краски, которые использовались и применялись для тех же целей, что и темперные.

Современная наука не имеет безусловных оснований считать фреску древнейшей техникой росписи стен, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время известным английским египтологом a. Лукасом и изложенные им в фундаментальном труде «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура

(XXX-XI вв. до н. э.) не знала извести и что этот материал пришел туда лишь в эпоху Птолемеев, то есть не ранее IV века до н. э. (53. С. 146).
Высококачественные известковые покрытия нередко служили основаниями для росписи стен во дворцах и жилых домах эгейской культуры (XXX— XII вв. до н. э.). Но были ли они фресковыми росписями? Известняковые и особенно цемяночные (кирпичные и черепичные) наполнители этих облицовок, способствующие активной карбонизации растворa (формированию известкового камня), заставляют нас усомниться в этом.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней