Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект нод в средней группе по декоративному рисованию на зимнюю тему. Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская игрушка»

Приоритетная образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: совершенствование эстетических способностей детей.

Уметь применять в декоративной росписи: точки, мазки, круги, кольца, прямые линии и волнистые, толстые и тонкие линии, листья, лепестки. Закреплять умение рисовать всей кистью и ее концом, свободно перемещать кисть в различных направлениях.

Развивать эстетический вкус, аккуратность, творческие возможности.

Создавать у детей радостное настроение, умение радоваться результатам своего труда и товарищей.

Предметно-пространственная развивающая среда: тонированная бумага разных оттенков прямоугольной формы, гуашь, кисти беличьи № 1, № 3,баночки с водой, палитры, салфетки, плакаты с элементами декоративных узоров, звукозаписи народных мелодий.

Предварительная работа:

  • рассказ педагога и показ предметов, игрушек;
  • рассматривание предметов, иллюстративного материала с элементами декоративных росписей;
  • экскурсия в осенний лес;
  • мультимедийная презентация «Народное декоративное творчество».

Ход организованной деятельности:

Психологический настрой «Подари улыбку»

Предлагаю детям взяться за руки, почувствовать тепло рук своих друзей, улыбнуться друг другу и пожатием рук подарить теплоту своего сердца.

Воспитатель:

К нам в гости пришел Неумеха и попросил о помощи, ему надо украсить дорожки для Осени в подарок, а он совсем не умеет рисовать.

Вы хотите помочь Неумехе?

Дети выражают свое согласие помочь Неумехе.

Рассматриваем плакаты с элементами декоративных узоров, дети называют знакомые элементы, припоминаем технику рисования узоров, предлагаю приступить к украшению дорожек. Дети выбирают тонированную бумагу по своему вкусу.

Во время практической части звучат народные мелодии, слежу за техникой работы с кистью.

Воспитатель:

Вы хотите научить Неумеху физкультминутке?

Да, очень хотим!

Физкультминутка:

Плечи вверх поднять.

Не качаться, не моргать.

Будем делать развороты

Выполним мы все охотно.

И совсем, не торопясь,

Повторим мы все пять раз.

Размещаю все рисунки на доске, предлагаю рассмотреть Из выполненных работ предлагаю детям сделать выставку «Осенняя фантазия». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. и выбрать самые лучшие осенние дорожки.

Рефлексия:

Предлагаю показать работы, похожие на настоящие осенние дорожки

1. Какая вам осенняя дорожка больше всего понравилась? Почему вы так считаете?

Какая вам осенняя дорожка больше всего похожа на настоящую? Почему вы так думаете?

2. Что вам больше всего понравилось в занятии?

3. Смогли ли мы помочь Неумехе?

Декоративное рисование

Декоративно-прикладное искусство - одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т. п.

Это искусство вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, пропорций, мудростью и добротой.

Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединенное с тонким анализом, сравнением и обобщением, нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте.

Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.

В произведениях народных мастеров выделяются два вида узоров: сюжетные и орнаментальные.Сюжетные включают стилизованное изображение птиц, животных. Образы часто имеют символическое значение: лев, барс означают силу, сокол - олицетворение смелости, отваги, девушка - весны. Эти узоры включают и фантастические сказочные образы: русалку, кентавра. Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм - основа узора, чередуются и элементы узора, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графическое или скульптурное). В его узоре сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Узоры различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции). По элементам различаются узоры геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).

По способам организации различают узор (орнамент) бесконечный, т.е. неограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) узор (в круге, в ромбе, в квадрате).

Узор всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т.е. композиция узора не произвольна, а диктуется особенностями формы).

В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятию.

А.П.Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Многие работы народных мастеров маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает педагогу в формировании у детей художественного вкуса и в руководстве их художественным творчеством. Известный ученый, педагог А.П.Усова, высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у детей первых представлений о Родине, чувства любви к ней.

Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа, отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности . Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства. Эмоциональный язык искусства - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Б.М. Неменский подчеркнул, что ребенка необходимо «...привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Национальное искусство - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности.

В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, неотделимо от общения людей между собой, от общения с природой. Не случайна схожесть несколько монотонных, сдержанных ритмов и красок орнаментов народов Севера с холодной, строгой природой и сдержанным характером людей этого края; причудливая вязь ярких узоров узбекских мастеров живописи по тканям и камню сродни природе и людям юга. В роскошных узорах Хохломы - разноцветье трав и ягод природы средней полосы России. Фантастические букеты городецких купавок, ромашек, розанов, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и барышень, как бы воплощают нравственно-эстетические идеалы простого народа Руси.

Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился и в образе крепкой бабы с ребенком (русской мадонны), и в статной горделивой красавице-водоноске.

Надо видеть деревенские закаты и рассветы с их тишиной и туманами, первым пением петухов и дымком над избами. Надо видеть сельские праздники с их буйным весельем, песнями, плясками, частушками, вечерние «посиделки», чтобы почувствовать легкую, добрую иронию народного художника, увидевшего и передавшего в фигурке деревенского щеголя его довольство собой, стремление покрасоваться.

А в хохломских узорах так и видны холмы и перелески, туманы над рекой, роса на цветке... Вероятно, поэтому и передается ребенку через искусство опыт чувств предшествовавших поколений его народа. Вне этих связей отношение к искусству народа «сувенирное». В искусстве разных народов много общего. Б.М. Неменский призывал педагогов изучать декоративное искусство разных народов, находить сходство и отличие. Постепенно у детей в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественных проявлений народов мира, вырабатывается способность видеть и радоваться этому многообразию.

Большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства разных народов, выделение в нем содержания, приемлемого в художественной деятельности детей-дошкольников, младших школьников внесли 3.А. Богатеева, Т.Я. Шпикалова.

Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство.

Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к своей Родине, народу.

2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений:

освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Принципы обучения детей декоративному рисованию:

1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.

2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. В старшем дошкольном возрасте постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства и сравнение их между собой. В процессе последующего сравнения формирование обобщенных представлений о способах выполнения узоров, ритме, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных средствах выразительности.

3. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

4. Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства. Н.П.Сакулина отмечала, что идеальный, хотя и трудно достижимый вариант - это применение подлинных предметов-образцов, подобранных с учетом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров. Это действительно трудно сделать в массовой практике, поскольку узоры на этих предметах сложны и специально для обучения детей не создаются. Однако данное высказывание важно, поскольку подчеркивает приоритетность, главенство одних методов обучения и подчиненность других. В частности, первичность применения метода рассматривания (обследования) подлинных предметов декоративного искусства и вторичность, вынужденность применения упрощенных, стилизованных образцов, выполненных воспитателем по мотивам той или иной росписи.

5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

6. Процесс обучения предполагает органичную связь в формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной изобразительной деятельности).

Методы обучения декоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.

Метод наблюдения необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц. Гордые петухи и павлины, резвые кони в узорах мастеров при всей их стилизованности выражают характерные черты этих животных. Сочные гроздья рябины, золотой крыжовник, разнотравье летних лугов созданы художниками Хохломы по образу и подобию природы. Поэтому предварительные наблюдения за природой служат основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика детей на стилизованное воплощение в произведениях искусства. Такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям - понять истоки творчества народных художников. Именно в этих наблюдениях закладываются основы поисковой деятельности детей, побуждаемой взрослыми. Полезно организовать рисование детьми хохломских узоров на основе восприятия предметов народного искусства на пленэре, среди настоящих луговых трав, рябинок и т.п. В таких наблюдениях, предшествующих или сопутствующих процессу изображения, и возникает чувство единения с природой.

Широко применяется и метод обследования , рассматривания образцов народного творчества. При сохранении общей структуры такого обследования содержанием центральной аналитической его части является выделение элементов, композиции, колорита. То есть тех изобразительных признаков, которые составляют содержание осваиваемых детьми изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выделения есть последовательность предстоящего рисования.

Таким образом, выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Затем выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции). Определяется цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью, как его можно изобразить. Элементы узора можно выделять сухой кистью, тем самым более отчетливо их вычленяя и апробируя подходящее изобразительное движение.

В зависимости от ведущих задач занятия содержание такого анализа может меняться, ограничиваться только выделением сложного элемента (например, «розан» в городецком узоре). В том случае, если центральной задачей является освоение композиции или цвета, можно рассмотреть несколько узоров, фиксируя внимание детей только на этой особенности. Таким образом, конкретное содержание обследования предмета-образца определяется задачами занятия: чему учат, какое содержание дети осваивают и на каком уровне его освоения находятся дети. Чем более творческие задачи ставит педагог, тем более самостоятельны и активны дети при анализе предмета-образца, тем большее количество (не один) предметов можно рассматривать, так как детям нужно показать вариативность композиций (элементов, колорита).

Особое место по сравнению с предметным и сюжетным изображением занимает в обучении декоративному рисованию образец воспитателя . Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е.И. Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия (по композиции, по набору элементов). Предметов с достаточно простым узором сравнительно немного. А в окружающем мире прямых аналогов орнаментальным узорам нет. Поэтому образцы воспитателя, в которых в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы (они наглядно демонстрируют ребенку приемы выполнения декоративного рисунка).

Образец воспитателя должен быть выполнен в стиле той или иной росписи народного декоративного искусства (стилизованный образец). Размер его в 1,5-2 раза больше, чем детская работа.

Существуют разные виды образца . Образцы для прямого следования , т.е. узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция предлагаются для прямого подражания, поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции. Кроме этого, существуют неоконченные образцы . Например, предлагается узор в квадрате. В середине квадрата изображен какой-то элемент (ромашка в стиле городецкой росписи). Детям предлагается воспроизвести эту часть узора по образцу, а остальную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в стиле той же росписи. Если образец, предлагаемый для прямого следования, входит в структуру информационно-рецептивного метода (детям наглядно дается «готовая» информация, способ действия), то неоконченный образец - в структуру эвристического (частично-поискового) метода, так как часть задачи ребенок решает самостоятельно.

Имеют место в обучении и примерные (вариативные) образцы , в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи. Например, на 2-3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге. Элементы и композиция одинаковые, а цвет элементов, их сочетания разные. Детям предлагается выполнить узор с набором тех же элементов и в той же композиции, что на образцах, а то, что в них представлено по-разному (цветовое решение), сделать по-своему.

На таком вариативном уровне может быть представлено композиционное решение (элементы, цветовое решение - одинаковы на всех образцах, а композиции, например, на круге - разные). В образцах может быть представлен вариант применения разных элементов при одинаковости композиции и цвета.

Таким образом, данный метод входит в структуру репродуктивного и организует репродуктивную деятельность детей на вариативном уровне. В этом случае границы репродуктивного и частично поискового метода очень близки.

При освоении детьми сложных композиций эффективен образец, поэтапно демонстрирующий детям последовательность выполнения узора... Вообще, освоение последовательности выполнения узора в декоративном рисовании - задача одна из наиболее сложных. От того, какие элементы и каким цветом будут изображены сначала, а какие потом, зависит аккуратность детского рисунка. Аккуратность же декоративного рисунка в большей мере определяет его общую выразительность. Кроме того, освоение последовательности выполнения узора - это и освоение рациональных, экономных по времени способов изображения.

Общее требование к применению всех стилизованных образцов - это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и выделение на них элементов, цвета, композиций узоров.

Эффективны в обучении детей фланелеграфы или панно, выполненные из бархатистой бумаги, на которой можно выкладывать узоры из форм-элементов той или иной росписи. Хороши самодельные настольные игры, сутью которых является то же самое: выкладывание узоров в стиле Хохломы, городецкой и других росписей из вырезанных из картона форм-частей тех или иных сложных элементов. (Так, дети с большим удовольствием в свободное время выкладывали сложный элемент «розан» (городецкая роспись) до рисования и после него, что облегчало процесс его освоения.) На таком материале дети достаточно быстро и легко осваивают разные композиции. Наглядно-действенный способ освоения, возможность свободного варьирования узора без боязни его испортить обусловливают интерес детей, быстроту и легкость освоения сложных композиционных приемов.

Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяются в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью. Часто кисть в руках мастеров находится в вертикальном положении, что нелегко дается детям. Требования к показу воспитателем способа действия те же, что и в других видах изобразительной деятельности.

Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.

Все эти методы и приемы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей.

Методика обучения детей декоративному рисованию

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными.

Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта , способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому крайне важно, чтобы педагог сам знал и чувствовал это искусство, мог выразить внешне свои чувства. «Сердце к сердцу не привлечет, коль не от сердца речь течет».

Какое содержание, формы и методы работы можно использовать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на соответствующее производство (в художественный цех, мастерскую и т.п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предоставлено просторное светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений. Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств (восхищение красотой и т.д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологическом процессе изготовления. Например, дети, знакомясь с искусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, обработка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюминия до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся «золотыми». Волшебство превращения простой деревянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, словно танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу никого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцветают «волшебные» цветы, «прилетают» райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.

Хорошо, если у входа в сказку их встретит добрая волшебница Марья-искусница, может быть, в лице воспитателя группы, которая не только покажет им это чудо, но и в последующем поведет детей в мир декоративного творчества.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определенным объемом информации, но предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям. (Так, Марья-искусница рассказывала Ивану-царевичу про то, как она цветы дивные, Городецкие, придумала. Поведала она ему и тайну Городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный). Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мастера (Хохломы, Жостова), перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, городецкого.)

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Например, на одной из таких бесед дети старшей группы вместе с Марьей-искусницей придумывали сказку про чудных городецких коней, петухов и рисовали волшебные цветы, расцветающие на разделочных досках, хлебницах, а то прямо на столе. Придумали, написали, красиво оформили в книжку, украшенную «купавками», да «ромашками», а потом рассказывали эту сказку то мамам, то бабушкам, то кухонным работникам и няне, то другим детям. Кто хотел слушать, тому и рассказывали. Научившись к тому времени у Марьи-искусницы рисовать, они эту сказку и рисовали. Кто сказку сказывал, кто рисовал, да свои изделия продавал, кто пел и хороводы водил. А Петрушка загадки (описание цветков) загадывал. В турнирах-викторинах об искусстве городецких мастеров участвовали все дети. Так и прошла в детском саду «Веселая ярмарка». Был на той ярмарке и «город мастеров-художников». Один рисунок в этом городе краше другого - глаза «разбегаются». И Иван-царевич там был, чай с городецкими пряниками пил: и по усам текло, и в рог попало.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисованию - отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи . В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут освоить. Это точки, мазки, колечки... по существу, это элементы дымковской росписи. В старшей группе - городецкая роспись, в подготовительной - городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога - определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата.

Цвет - одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В Городецкой росписи - сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

Итак, в основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения.

В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Таким образом, в основу системы занятий положена последовательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведения занятий.

Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. В дымковскую роспись в последние годы вошли и пастельные тона. Изумительные композиции созданы одной из талантливейших народных мастериц - Фалалеевой. Однако в средней группе следует выполнять узоры в колорите классической «дымки», тем более, что игрушки, расписанные таким образом, шире представлены в продаже, а значит, более доступны для использования в непосредственной работе с детьми.

Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и естественным (смысл, суть декоративной изодеятельности), для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления. Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, поставленную педагогом.

Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего ее, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью. Чтобы возникла смысловая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будут украшать дети, полезно взять для выделения первых элементов «Барыню», «Водоноску» и т.п., рассмотрев юбочку, украшенную полосками (мазками и т.п.), фартучек, украшенный яркой каймой из кружков и точек, и др. Дымковская игрушка рассматривается так же, как любое другое произведение искусства. Сначала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узнаванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска). Внесение игрушки может быть с элементами сюрпризности, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными комментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обращается внимание на выяснение причин, обусловливающих красоту изделия (узор). После этого рассматриваются элементы узора, их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте. При подготовке к занятию педагог возвращается к рассматриванию того же или других, а может быть нескольких предметов. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируется на элементе, который предстоит усвоить, на колорите или композиции.

В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз. Барыни и кони, козлики, свистульки и т.п. вносятся не все сразу. Для детей важно пережить радость от общения с каждой из них. По мере знакомства игрушки можно объединить в смысловые группы и обыграть, как в режиссерских играх. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т.п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги.

При предварительном обследовании до занятия на них можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе (дорожке) обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате - ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, тарелки, салфетки, ковры круглой формы помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно формировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отметить зависимость выразительности узора (всего изделия) от соответствия композиции форме. Красоту создает не только ритмичное расположение однородных элементов (по углам - круги и точки, а в центре - кольцо и кружок), но и ритмичное расположение цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).

Только на основе такой общевоспитательной и специальной предварительной работы возможно применение

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Программные задачи:
Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование:
Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунка.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия:
Воспитатель:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Сегодня, я приглашаю вас на галерею рисунков игрушек. Посмотрите как здесь красиво. Давайте мы их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее!
Мастера для всех ребят
Налепили жеребят,
Всадников, цыплят,
Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили
Краской яркой нарядили
Разложили всё в лоток,
В изукрашенный платок
И скорее продавать
Всех игрушкой развлекать
Пышные, нарядные,
До того, приятные.
Ребята, а как называются эти игрушки?
Дети – дымковские
- А вы знаете почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
- Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки.

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Воспитатель читает стих:

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Вагайская средняя общеобразовательная школа

Провела: Ковалишина Ю.А
Воспитатель группы кратковременного пребывания
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская игрушка».
Цель: Знакомить детей с предметами декоративно – прикладного искусства « Дымковская игрушка».
Задачи:Учить использовать полученные знания в своём творчестве, украшая вырезанные из бумаги формы, элементами дымковской росписи;
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета интерес к народному творчеству.
Воспитывать интерес к народному искусству. знакомить детей с дымковской росписью;
Учить составлять узоры на вырезанных из бумаги формах, используя для украшения полоски, точки, кольца
Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
Оборудование: посылка, дымковские игрушки, кисточки, ватные палочки, краски, силуэты барышень для росписи, магнитафон.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня утром нам принесли посылку. Хотите узнать от кого она и что же в этой посылке?
-Так! Так! Здесь написано «Для детей средней группы от русских мастеров»
- А теперь садитесь по удобней, сейчас посмотрим, что же нам прислали мастера. (Воспитатель достает из посылки народные игрушки и ставит на стол) называю и показываю, курочка, конь, индюк, барыня. Всё это дымковские игрушки. Нравятся они вам? Эти игрушки сделали из глины народные мастера. Мастера были разные: у каждого было своё дело, одни лепили игрушки, другие их расписывали. А еще в посылке лежит письмо, давайте прочитаем его. Мастера пишут, что есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.
Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). «Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!
С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!
У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?
Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты. (Дети занимают места за столами)
Давайте вспомним пословицы о труде:
Дети: Поспешишь – людей насмешишь.
Хорошая работа два века живет.
Дело мастера боится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Воспитатель: Молодцы.
Мы знаем все элементы дымковской росписи. Пофантазируйте и придумайте свой узор. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, если линиями – всем ворсом кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примакивания (на доске – технологическая карта с изображением элементов дымковской росписи)

Пальчиковая гимнастика
Прежде, чем рисовать
Предлагаю пальчики размять.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, друзья,
За работу вам пора.
(Воспитатель включает аудиозапись с русскими народными наигрышами. Дети приступают к работе, воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями) Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Славно потрудились! Замечательные из вас получились подмастерья. Мы оставим наши работы на столах, пусть подсохнут, и немного отдохнём
(Звучит музыка, дети танцуют…..)
Подведение итогов, рефлексия деятельности детей
Воспитатель:
Ребята, молодцы! Танцуете вы также хорошо, как и работаете.
Прошу вас занять свои места. Наши работы высохли, полюбуйтесь ими, какие они красивые, интересные, замечательные и нашей барышне уже не скучно теперь у нее много друзей. Молодцы!
Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? Если вам понравилось, все удалось, предлагаю свою игрушку наклеить на жёлтую полянку (на доске «полянка» из двух листов картона формата А 3 жёлтого и зелёного цветов), если вы испытывали трудности – на зелёную


Приложенные файлы

Программное содержание:

1. Уточнить знания детей об элементах дымковской росписи.

2. Учить составлять узор из отдельных элементов дымковской росписи на прямоугольнике.

3. Продолжать учить правильно набирать краску на кисточку, вести кисть по ворсу. Познакомить с приёмом «тычок».

4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к рисованию.

5. Расширять знания об окружающей действительности.

Словарная работа: дымковская, тычок, барышня, расписной,

изящный, волнистый, горошки, полоски, разноцветный.

Материал и оборудование: бумага белая, мольберт для показа рисования, краски гуашь, палитра, кисти мягкие, подставки для кисточек, мягкие тряпочки, баночки с водой, образцы дымковской росписи и иллюстрации.

Дети сели все правильно, спинки выпрямили. Сегодня на занятии… (слышится русская народная мелодия).

Ой, ребята, что это такое? Посидите тихонько, а я сейчас схожу, посмотрю.

Воспитатель вносит дымковскую игрушку.

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? Это дымковская игрушка. Давайте скажем все вместе «Дымковская игрушка». Такие игрушки делают в селе Дымково. Они бывают разные: веселые румяные барышни, расписные кони, изящные олени. Основными элементами дымковской игрушки являются: широкие и тонкие полоски, горошки, колечки, волнисты линии. Все дымковские игрушки делают из глины. Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать элементы дымковской игрушки.

Посмотрите, чем эта игрушка расписана? – Полоски.

Ребята, какого цвета полоски? – Правильно полоски желтого цвета.

Посмотрите внимательно, как я их буду рисовать. Беру кисточку в правую руку, указательный пальчик пляшет на кисточке сверху. Левой рукой придерживаю бумагу. Набираю желтую краску, веду кисточку сверху вниз по ворсу. Посмотрите ещё раз, кисточкой веду сверху вниз.

Полоски можно рисовать и слева направо.

Полоски могут быть красного, желтого, зеленого цвета.

Что я нарисовала, Женя?

А теперь я буду рисовать горошки. Посмотрите внимательно. Беру круглую палочку в правую руку, левой рукой придерживаю лист, набираю краску. Конец палочки смотрит в потолок. Я рисую красные горошки. Этот прием рисования называется «тычок». Давайте все вместе скажем – тычок. Молодцы!

Возьмите в правую руку кисточки, давайте в воздухе нарисуем полоски, ведем кисточки сверху вниз. Ещё раз. И слева направо.

А теперь наберите краску и приступайте к рисованию (воспитатель даёт индивидуальные указания).

Физкультурная минутка:

Всем ребятам надо встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И садитесь вновь за дело.

Заканчиваем рисовать полоски, начинаем рисовать горошки. Дети заканчивают рисовать.

Посмотрите друг у друга, ребята. Видите, какие красивые, интересные работы у вас получились.

А теперь давайте все тихонечко встанем, возьмем все свои работы и разложим на столе. Скажите мне, какие работы вам больше всего понравились?

Света, какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней