Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Управление стрессами в менеджменте — теория и практика. Что может предпринять руководитель

стресс рабочий коллектив психическое равновесие

«Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни». Ганс Селье

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом организации.

Методы управления стрессом разнообразны, освоение этих методов и умение применять их на практике существенно поможет вам в борьбе с таким распространенным явлением, как стресс.

Борьба со стрессом или игнорирование его - не лучший способ самопомощи, лучше управлять стрессом, используя его в своих целях. Таким образом мы лишь загоняем проблему внутрь, предоставляя ей полную свободу действий. Необходимо осознать тот факт, что стресс является неизбежным компонентом жизни современного человека, и научиться справляться с ним.

Оказывается, что стать неуязвимым для стресса вполне по силам каждому страждущему, однако путь к этому лежит в неожиданном направлении. Для того, чтобы решить подобную проблему, человек должен научиться избавляться от пережитков собственного прошлого, от своих детских недостатков. И как бы неожиданно это ни прозвучало, именно в детстве лежат корни тех проблем, с которыми человек будет сталкиваться на протяжении своей взрослой жизни. Эти детские реакции, которые сохраняются в дальнейшем на всю жизнь, называются психологической защитой. Перечислим вкратце ее разновидности.

I. Стремление человека переложить на других вину и ответственность за свои собственные ошибки.

II. Попытка найти утешительное объяснение происшедшим огорчительным событиям. Иными словами, попытка человека убедить самого себя, что произошло именно то, что все равно должно было произойти - причем именно с ним и именно подобным образом.

III. Примеривание на себя чужой роли, игра в кого-то, более сильного, более привлекательного, более удачливого...

IV. Вымещение своего недовольства не на истинном виновнике, а на ком-то другом, более слабом или уязвимом.

V. Огульное отрицание всего, что не совпадает с собственным мнением.

VI. Фантазирование - наиболее безобидный и в то же время самый "детский" вариант защиты.

Нетрудно видеть, что все перечисленные психологической защиты представляют собой своеобразные "детские игры" взрослых людей, которые порой не только не способны разрешить жизненную проблему, а напротив, усугубляют ее. Для того же, чтобы поставить стрессам надежный заслон, нужно заменить эти ненадежные, по сути детские способы защиты более зрелыми и эффективными. И конечно, как подсказывает банальный здравый смысл, лучший путь "снятия", демонтажа старых защит и замены их новыми - обратиться к специалисту.

Существует два уровня управления стрессами.

Первый - на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, заключается в выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (2-3 раза в неделю после работы) с использованием аудиокассет под управлением психолога. Проводятся также коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, овладение навыками снятия напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряженности в коллективах, укреплению связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

Например, в Швеции закон 1991 года о «Производственное среду» поощряет работников менять свою рабочую обстановку, приспосабливать ее для себя, а администрации предлагается во всем им помогать. В этих странах профессиональный стресс рассматривается в контексте общей обстановки на фирме и в обществе. Во многих программах на первое место ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений в организациях, создания небольших рабочих групп. Американские компании все чаще сталкиваются с требованиями о выплате компенсаций за «профессиональный» стресс и достаточно часто их выплачивают. Если в 1983 году из всех судебных исков, предъявленных фирмам, 15% касались платы за профессиональный риск, то в 1993 году их количество составляло уже 40%, а удовлетворяются эти иски в два раза чаще, чем иски по поводу ущерба здоровью.

Второй уровень управления стрессом осуществляется на уровне отдельной личности. Этот способ заключается в том, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов.

Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы.

Методы управления стрессом.

Стресс от работы проявляет себя во многих различных формах и затрагивает всех по-разному. Для примера, к незначительным источникам напряжения можно отнести неработающее оборудование. Однако главными источниками стресса являются: слишком большое количество работы, неэффективное производство, боязнь увольнения, или напряженные отношения с боссом.

Обычно эти основные источники стресса, приводят людей к моральному истощению, делая их несчастными и менее производительными в своей работе. Рабочий стресс может затронуть также ваше здоровье и домашнюю жизнь. Низкие уровни напряжения не столь заметны; чуть более высокие уровни могут быть положительными и заставить вас действовать творческими и более изобретательными способами; а высокие же уровни стресса являются вредными, что может привести к хронической болезни.

Вот несколько путей для снижения стрессовой нагрузки:

Встречайтесь с человеком, который контролирует вашу работу, по крайней мере, один раз в год (лучше каждые 3 или 6 месяцев), поговорите с ним о своей деятельности и работе.

Обсудите следующее:

· Что ожидается от меня в этой должности?

· В каком направлении идет компания, и как я вписываюсь в этот план?

· Как я работаю? Каковы мои силы? Области для улучшения?

· Что мне от вас ожидать, в том случае, если появятся проблемы в моей работе?

К основным методам управления стрессом можно отнести коучинг руководства, антистрессовые корпоративные тренинги, организационное поведение.

Коучинг руководства

Наиболее подходящим инструментом управления стрессом для первых лиц компании является коучинг.

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Роль коуча-консультанта заключается в том, чтобы помочь руководителю увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений, активизировать жизненные стратегии, которые помогали добиться успеха в прошлом, отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся стрессовой ситуации.

Корпоративные тренинги

Это наиболее распространенный способ управления стрессом в рамках отдела или компании. Чтобы провести антистрессовый тренинг, сначала нужно проанализировать ситуацию, выявить основные проблемы и определить результаты, которые предполагается достичь в ходе тренинга. Затем составляется и согласовывается с руководством программа тренинга.

Например, если принято решение провести антистрессовый тренинг среди сотрудников отдела продаж или сотрудников call-центра, в программу включают упражнения, позволяющие противостоять эмоциональному давлению со стороны недовольных собеседников и находить выход из сложных ситуаций, возникающих в ходе общения. Сталкиваясь с «трудными» клиентами, очень сложно избежать, например, чувства гнева, обиды, беспомощности, но научиться управлять ими вполне возможно. Нужно стремиться акцентировать внимание не на негативных эмоциях в процессе разговора, а на тех результатах, которые будут достигнуты после выполнения работы, - заключении выгодной сделки, увеличении прибыли, создании положительного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров.

Организационное поведение

Это еще один действенный способ управления стрессом, позволяющий повысить жизнеспособность организации в неблагоприятных условиях. Основной задачей организационного поведения является предотвращение потерь психологических ресурсов и использование стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Суть этого метода заключается в том, что в состоянии стрессового напряжения человек способен обучаться через наглядный пример.

Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий.

Итак, организационное поведение - это поведение-пример, поведение-тип, которое передается от руководителя к подчиненным преимущественно в ситуациях неопределенности, личностного дискомфорта и перегрузок. Позитивные примеры организационного поведения помогают сотрудникам выйти из изматывающего режима стресса.

Управление неопределенностью

Демонстрируя пример организационного поведения, позволяющего управлять неопределенностью, руководитель должен показать, что он отвечает за свои слова, а его деятельность и деятельность его подчиненных имеет смысл. Что он может организовать работу таким образом, чтобы любую проблему превратить в решаемую задачу. При управлении неопределенностью главное - не перекрывать каналы достоверной информации и давать сотрудникам обратную связь, возможность проконсультироваться по любому рабочему вопросу.

К методам управления неопределенностью можно отнести такие функции кадровой работы, как планирование времени (time-management), планирование карьеры, оценка и развитие кадров.

Тайм-менеджмент в контексте управления стрессом включает в себя следующее:

v Расстановка приоритетов в выполнении задач, которые могут быть:

Важными и срочными

Срочными, но не важными

Важными, но не срочными

Не срочными и не важными

v Планирование рабочего времени посредством составления списка дел, которые нужно решить в определенное время: так наиболее мелкие дела планировать на утро, после обеда важные встречи, переговоры, поездки (когда и сотрудник и его клиенты полностью войдут в работу), на вечер - совещания, составление планов на предстоящие дни.

v Делегирование полномочий

v Наука говорить «нет!»

v Организация рабочего пространства (файлы и документы, выделение текста цветами, сохранение бумажных копий и проч.)

v Правильное использование телефона

v Учет времени, «пирог времени»: работа, отдых, друзья, хобби, семья

v Учет «поглотителей времени»

v Критерии определения целей по SMART

v Соблюдение принципа Парето: 20% времени дают 80% результата, а 80% времени - 20% результата.

На каждом этапе карьеры сотрудник приобретает новое знание, новый навык, новые полномочия, что соответствует принципам положительного влияния деятельности на эмоциональный фон человека, когда он представляется сам себе значимым, необходимым, когда он реализует свои потребности и желания. Планирование карьеры сотрудников со стороны компании и со стороны самого же работника - эффективный способ борьбы с рабочим напряжением, когда обещанное повышение по результатам работы удовлетворяется.

Планирование карьеры позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях.

К периодам планирования карьеры следует отнести:

При планировании карьеры работника необходимо иметь в виду, что решаются задачи, которые:


Если, по мнению руководителей подразделения, кадровой службы, предприятия, работник заслуживает планирования карьеры, что отвечает интересам предприятия, то необходимо определить отношение к этому самого работника. Для этого с работником проводится беседа, которая строится таким образом, чтобы тот раскрыл свое отношение к задачам, решаемым предприятием, к возможному его расширению и необходимости в связи с этим подготовки в СНО, к перемещениям по работе (ротации и продвижениям) и т.п. Беседу рекомендуется проводить руководителю кадровой службы или одному из ее ведущих специалистов как наиболее подготовленным к проведению этого сложного метода психологической диагностики.

При выявлении у работника мотивации на развитие карьеры (т. е. установки на продвижение, успех, самореализацию, признание и т. д.) целесообразно определить соответствие выраженности ряда личностных качеств (профессионально важных) требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью. Другими словами, следует оценить личностные качества и их соответствие критериям профессионализма и профессиональной пригодности методами психологической диагностики.

Оценка и развитие кадров также является важным элементом профилактики стресса, так как подобные мероприятия обращают внимание на сотрудника, а соответственно, руководство и сам сотрудник может оценить свой потенциал, свои сильные стороны, стороны, которые можно развивать, настраивая на активные действия по поводу саморазвития. Оценка может производиться разными методами: тестами, интервью, Ассессмент Центром, 360 градусов и прочие методы оценки.

Ассессмент-центр (assessment center, также распространено ассесмент-центр), или центр оценки персонала, - одна из наиболее надежных и точных методик оценки профессионально важных качеств сотрудников. В ходе ассесмент-центра поведение сотрудников оценивается в специально смоделированных ситуациях и упражнениях, в которых ярко проявляются качества и компетенции, необходимые для успешной работы в данной организации.

Метод оценки 360 градусов является методом оценки по компетенциям на основании мнений нескольких респондентов. Компетенциями называются опыт, знания и навыки сотрудника, которые он проявляет в рабочем поведении. Компетенции оценивают поведение в работе.

Развитие потенциала сотрудников обеспечивается посредством включения сотрудника в новые проекты, вовлечения в бизнес-планирование или принятие решений, участия в совещаниях более высокого уровня, вовлечения в наставничество, коучинг, опережающих тренингов, стажировок, вовлечения в мозговые штурмы.

Внедрение в корпоративное пространство системы оценки и развития кадров на постоянной основе дает работникам больше информации о своем профессиональном потенциале, а также уверенность в том, что на их достижения руководство обратит внимание. Это снижает стрессовое влияние негативных ситуаций на рабочем месте.

Немаловажным фактом является то, что прекрасной профилактикой стресса является контроль поведения на работе и вне работы, что выражается в речи и общении (коммуникации), характере взаимодействия с людьми.

Стресс на рабочем месте - одна из проблем XXI века.

Результаты опросов показывают, что работники жалуются на стресс, вызванный безуспешными попытками добиться баланса в вы­полнении рабочих и семейных обязанностей. Оказание работникам посильной помощи в преодолении стресса стало одной из важнейших задач современных руководителей.

Определение


Сам по себе стресс необязательно плох, он не всегда негативно влияет на нашу жизнь. У него есть две стороны: позитивная и негативная. Кон­структивный стресс оказывает положительное воздействие. Умеренный уровень стресса способствует повышению работоспособности, стиму­лирует творчество и прилежание. Многие студенты знакомы с данной ситуацией-такое напряжение заставляет их усердно заниматься на­кануне экзамена, уделять больше внимание и вовремя выполнять все задания по трудному предмету. Стресс нередко помогает спортсменам или актерам демонстрировать выдающиеся результаты. Деструктивный стресс, или дистресс, является дисфункциональным и для индивида, и для организации. Слишком высокий уровень стресса вызывает пере­грузку, разрушает физическое и психическое здоровье человека, что ведет к невыходам на работу, текучести кадров, ошибкам, несчастным случаям, чувству неудовлетворенности, снижению производительности, неэтичному поведению и даже заболеваниям. Так, ученые критикуют организации со слишком высоким уровнем стресса за то, что они создают «ядовитые рабочие места». Отношение такой ядовитой компании к своим работникам формулируется следующим образом: «Мы со­бираемся поместить вас в условия, в которых вам придется выдерживать невыносимый стиль и темп работы. Мы хотим, чтобы вы пришли к нам и выгорели дотла. А тогда вы можете идти на все четыре стороны».

Определение

Стресс-это общий термин, применимый ко всем испыты­ваемым индивидами формам давления. Несмотря на сущест­вование многочисленных определений и разногласий по по­воду термина «стресс», можно считать, что это - «адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и (или) психологическими процессами, которая является отве­том на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, которые предъявляют к человеку повышенные требования психологического и (или) физического характера».

Симптомы стресса можно разделить на три большие категории: физиологические, психологические и поведенческие.



Раньше исследования были посвящены главным образом физио­логическим симптомам стресса. Возможно, это объясняется тем, что проводили их медики. Эти исследования привели к заключению, что стресс может влиять на обмен веществ, повышать кровяное давление, частоту дыхания и сердцебиения, вызывать головную боль и провоци­ровать сердечные приступы. Однако для руководителей физиологиче­ские симптомы стресса не так уж и важны.

Гораздо важнее в организационной обстановке психологические симптомы стресса. Стресс может вызывать у людей неудовлетворен­ность, в том числе неудовлетворенность работой, которая, по сути, представляет собой простейшее и наиболее очевидное психологиче­ское последствие стресса. Однако стресс проявляется и в других пси­хологических состояниях: внутренней напряженности, беспокойстве, раздражительности, тоске и замедленной реакции.

К. поведенческим симптомам стресса относятся: снижение про­изводительности, склонность к прогулам и перемене места работы, увеличение количества выкуриваемых сигарет или потребляемого алкоголя, ускорение речи, нетерпеливость, беспокойство и бессон­ница.

Психологические и поведенческие последствия стресса у работников оборачиваются для работодателей колоссальными издержками. Например, по некоторым оценкам, стресс на работе обходится аме­риканской экономике ежегодно в сумму 200-300 млрд долл. (прогулы снижение производительности, высокая текучесть кадров, несчастные случаи на работе, затраты на компенсацию работникам, а также непо­средственные выплаты на медицинское обслуживание, юридические услуги и страховку).

Стресс на рабочем месте может быть вызван высоким уровнем тре­бований и низким уровнем контроля над процессом труда. Он связан, прежде всего, с изменениями, которые вызывает взаимодействие лю­дей и их работы.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека дей­ствительности, так и в его психологическом окружении. Различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса (стрессорами).

Будучи реалистами, мы должны признать, что полностью устранить стресс из жизни человека -как на работе, так и вне ее -невозможно. Кроме того, рассматривая методы снижения стресса, необходимо пом­нить, что речь идет лишь о деструктивном стрессе.

Лучшей стратегией в борьбе против стресса является его профилак­тика. Она включает в себя меры, направленные, прежде всего на то, чтобы не допустить деструктивного стресса.

Существует несколько путей управления стрессом. Можно изменить объективную реальность, чтобы удалить стрессовый фактор, или из­менить психологическое окружение, в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта.

Стрессом можно управлять хотя бы потому, что человек может избежать стрессовых условий, изменить их или научиться эффективно с ними бороться.

Психологический подход к управлению стрессом включает в себя следующие элементы:

1) изменение окружения, в котором возникает стресс;

2) изменение познавательной оценки окружения;

3) изменение поведения для изменения окружения.

Предположим, что человек испытывает стресс на работе. Один путь решения проблемы будет заключаться в изменении места работы внутри компании или уход из нее. Второй путь - это изменение познавательной оценки ситуации. Можно сказать себе, что ситуация не настолько деструктивна, чтобы из-за этого испытывать стресс. Третий путь - изменение поведения на работе путем изменения стиля ра­боты.

Физиологический подход к управлению стрессом утверждает, что хорошее физическое состояние помогает человеку бороться со стрессом очень эффективно. Тренировки, диета, отказ от курения имеют поло­жительный эффект для каждого. Сердцебиение замедляется, кровяное давление снижается, и тело становится более выносливым, повыша­ется способность противостоять стрессу. В наши дни на первый план в занятиях спортом для человека выходит не победа или поражение, а активный образ жизни. Велика роль организации в управлении стрессом.

Любые попытки снижения стресса должны начинаться уже на стадии отбора персонала. Руководство организации должно удосто­вериться в том, что способности нового работника отвечают тре­бованиям его будущей работы, потому что в противном случае он будет испытывать стресс. Объективный анализ содержания пред­стоящей работы во время отбора помогает снизить уровень стресса, устраняя неопределенность. Совершенствование организационных коммуникаций позволяет максимально сократить стресс, обуслов­ленный неопределенностью. Аналогично программа постановки це­лей проясняет работнику его будущие должностные обязанности и ставит перед ним четкие цели (т. е. ожидаемые от него показатели работы).

Необходимо распознавать личные и нерабочие стрессоры и пред­принимать действия, предупреждающие их негативные последствия.

Перепроектирование работы - еще один способ снижения стрес­са. Если стресс вызван скучной работой или непосильной для челове­ка нагрузкой, работу можно попытаться перестроить таким образом, чтобы повысить интерес работника к ней или сократить величину нагрузки.

Если же стресс достигает деструктивного уровня, то можно при­менить специальные техники управления стрессом. Для этого сначала необходимо распознать симптомы стресса, а затем предпринять необ­ходимые шаги для выполнения работы на уровне, предупреждающем развитие деструктивного стресса. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с употреблением слова «благополучие». Личное благополучие включает в себя раскрытие физического и психического потенциала посредст­вом персональной программы улучшения здоровья. Эта концепция предусматривает ответственность самого человека за повышение и со­хранение благополучия с помощью дисциплинированного отношения к физическому и психическому здоровью. Организация может извлечь пользу, поддерживая личное благополучие. Проведенные зарубежными специалистами исследования показали, что фирмы экономят до 600 долл. в год на каждом работнике, помогая снизить риск возникновения серьезных проблем со здоровьем.

ЭТО ВАЖНО!

Организациям, которым удалось создать благоприятную рабочую обстановку и которые вкладывают крупные инве­стиции в своих сотрудников, легче всего извлечь максимальную выгоду из их талантов и рабочего потенциала. Специалисты утверждают: «Единственное, что обеспечивает вам отрыв от ваших конкурентов, - это навыки, знания, заинтересован­ность и способности людей, работающих на вас. Организации, которые правильно обращаются со своим людьми, получают высокие прибыли».

Управление стрессом

В процессе работы в организации часто возникают ситуации. Которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс.

Стресс – это перенапряжение системы психологической саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов.

Стрессор – физико-химический или эмоционально-психологический фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной стресса.

Стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевания, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья. Примерами могут служить стенокардия, гипертония, иммунодефицит, язвенная болезнь и т.д. Стресс может оказывать разрушительное действие на человека и результаты его труда, создает проблемы. Поэтому менеджер должен понимать механизмы этого социально-психологического явления для обеспечения эффективности управления.

Типичные симптомы стресса:

· нервность и напряжение;

· хроническое переживание;

· неспособность к отдыху;

· чрезмерное употребление алкоголя или курение;

· проблемы со сном;

· чувство неспособности справиться с чем-либо;

· эмоциональная неустойчивость;

· проблемы здоровья;

· впечатлительность и легкая ранимость.

Подавляющее большинство стрессов вызывается психологическими причинами, каждая из которых содержит две составляющие. Одна из них – ситуация, которая вызывает стресс, вторая – отношение человека к этой ситуации. Стрессовую реакцию запускает не столько то, что происходит с человеком, сколько то, что он по этому поводу думает, т.е. чаще всего причиной стресса являются мысли самого человека.

Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу. К наиболее частым ошибкам относятся:

«Черно-белое мышление». Мир видится в черно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек судит категориями «все» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.

Чрезмерные обобщения. На основе единичных фактов формируется глобальный (ничем еще не подтвержденный) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, все, всегда».

Катастрофизация. Это своеобразное раздувание из мухи слона. Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастет в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический».

Субъективизация. Другой вариант превращения из мухи в слона, когда человек настроен на определенное объяснение событий и упорно стремится найти этому подтверждение. Если же подходящих фактов не обнаруживается, «подтверждения» формируются из всего, что находится под рукой, в том числе из собственных эмоций.

Чрезмерный пессимизм. Преуменьшается хорошая новость и преувеличивается плохая. Человек обращает внимание только на негативные стороны жизни, при этом упорно игнорируя позитивные моменты.

Мечтательность и отрицание реальности. Человек полон красочных, но абсолютно нереалистических ожиданий насчет себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она очень актуальна.

Чрезмерная требовательность. Человек предъявляет к себе, другим людям, всему миру в целом неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований. Часто используются слова «должен, обязан».

Осуждение и ярлыки. Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе и другому. Например «я неудачник», «он плохой человек» и т.д.

Гедонистическое мышление. Мышление нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются слова «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».

Вязкое мышление. Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполнит собой все пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему становится менее успешна.

Перечисленные ошибки мышления время от времени встречаются у каждого человека. Их выявление и коррекция являются важной составляющей стресс-менеджмента. Этим можно заниматься как самостоятельно, так и под руководством специалиста когнитивно-поведенческого направления. Конечно, во втором случае результаты можно получить намного быстрее. Но и при самостоятельной работе можно заметно усовершенствовать свои навыки управления стрессом.

Причины стресса могут быть разные. Стресс может быть вызван как организационными факторами, так и событиями личной жизни.

К организационным факторам можно отнести:

· повышенные требования к личности;

· лимит времени;

· расширение фронта работ;

· внедрение нововведений;

· неинтересная работа;

· противоречивость предъявляемых к работнику требований;

· плохие физические условия работы;

· неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

· плохие каналы обмена информацией и др.

Причинами стресса руководителя часто являются:

  • нехватка квалифицированных работников;
  • затраты времени на личную обработку информации;
  • замыкание всей информации на себе;
  • плохая работа личного секретаря, результатом которой является перегрузка руководителя информацией;
  • работа вслепую с большим риском.

События личной жизни (как отрицательные, так и положительные) могут быть причиной стресса. Исследования показали, что наибольшее воздействие на людей оказывают:

· смерть близкого родственника;

· раздельное жительство супругов по приговору суда;

· развод;

· болезнь;

· вступление в брак;

· увольнение с работы;

· уход на пенсию;

· сексуальные затруднения;

· появление нового члена семьи;

· крупная перестройка в бизнесе.

Стресс проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально устойчива к перегрузкам и как долго может выдержать их. У каждого есть свой индивидуальный лимит времени давления стресса. Одни могут выдерживать длительные перегрузки в течение длительного времени, адаптируясь к стрессу, другие не могут, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить их из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, которые только и могут работать с полной отдачей сил именно в условиях стресса.



Процесс нарастания стресса можно разбить на три фазы, в каждой из которых наблюдаются различные психические реакции и поведение человека.

1. В первой фазе протекания стресса происходит рост интенсивной реакции личности, познавательных процессов, ускорение их, готовность личности быстро вспомнить необходимую информацию, оригинальность мышления. Это фаза мобилизации , в которой руководитель и работник делают очень многое качественно и в срок, так как личность полностью использует свои ресурсы.

2. В последующей фазе дезадаптация может усиливаться. В поведении появляется неорганизованность, теряется четкость передачи информации, она все труднее воспринимается, качество выполнения работы понижается, ориентация в ситуации затрудняется. Руководитель и подчиненный допускают много ошибок.

3. Если далее стресс нарастает, то в расстройство приходит внутренняя система саморегуляции личности. Личность теряет контроль над ситуацией, уже не может справиться с требованиями, которые к ней предъявляются. В поведении резко возрастает суетливость, растерянность. В мышлении стихийно возникают точки торможения, изнутри защищающие личность от запредельного психологического перенапряжения. Их становится все больше и больше, что и приводит личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности. Это фаза дезорганизации.

Имеется немалый бесценный опыт борьбы со стрессом. Многие его вырабатывают спонтанно, хотя есть и серьезные исследования по изучению методов борьбы со стрессом и методов выхода из стрессовой ситуации. В этих исследованиях большую роль играют индивидуальные опросы руководителей по поводу того, как они борются со стрессорами.

Одно из исследований, проводимое американскими учеными, показало, что среди методов борьбы со стерссорами высшее руководство фирмы и руководители среднего звена в наибольшей степени используют:

· Делегирование полномочий;

· Анализ стрессовых ситуаций;

· Установку ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий;

· Выявление причин, приводящих к стрессу;

· Общение с коллегами, другими работниками, посетителями;

· Беседы с приятелями, друзьями (вне работы);

· Физические оздоровительные занятия (вне работы);

· Переключение на активный отдых (вне работы);

· Следование оптимально избранному распорядку дня (на работе и дома);

· Самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв в работе) и др.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе;

2. Научитесь говорить нет, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы;

3. Наладьте надежные и эффективные отношения со своим руководителем;

4. Не соглашайтесь с руководителем, если он выдвигает противоречивые требования;

5. Сообщите руководителю, когда требования не ясны;

6. Обсудите чувство скуки, отсутствие интереса в работе с руководителем;

7. Наладьте время для отдыха.

Одним из лучших способов борьбы со стрессом является изменение отношения к событиям, вызывающим стресс.

На практике это делается так:

1. Определите самую сильную эмоцию, которую вы испытывали в течение последних 24 часов. Обратите особое внимание на эмоциональные симптомы стресса.

2. Сосредоточьтесь на этой эмоции. Пусть она появляется до тех пор, пока вы не ощутите ее отчетливо.

3. Определите ситуацию, которая вызвала стресс. Что происходило непосредственно перед тем, как у вас возникла данная эмоция? Постарайтесь не включать в описание ваши оценки.

4. Затем постарайтесь вспомнить ваши мысли. Что вы говорили себе в ситуации, которая вызвала ваши эмоции?

5. Определите, какая из найденных мыслей может вызвать такие эмоции в такой ситуации. Представьте себе другого человека. Если он, имея такие же мысли, в подобных обстоятельствах почувствовал то же что и вы, значит вы на правильном пути.

6. Продолжайте изучение вызывающих стресс мыслей на протяжении одной двух недель. Записывайте свои мысли в ситуациях, когда вы испытываете стресс. После накопления достаточно большого объема информации вы заметите, что некоторые мысли повторяются. Это те стереотипы вашего мышления, которые вызывают у вас стресс при попадании в определенную ситуацию.

7. Когда вы установите, какая мысль в данной ситуации вызывает у вас стресс, попытайтесь найти ее противоположность. Затем хорошенько продумайте эту противоположную мысль как в спокойном состоянии, так и накануне ожидаемого стресса. Если случится сделать это правильно, вы перестанете испытывать стресс в данной ситуации.

Менеджер должен уметь преодолевать не только стрессовые состояния, но и фрустративные состояния, вырабатывая к ним иммунитет.

Фрустрация – психологическое состояние дискомфорта, вызванное непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели. Это переживание срыва надежд, неудачи.

В состоянии фрустрации личность может вести себя агрессивно или впасть в состояние депрессии. Причем фрустративные переживания тем интенсивнее, чем сильнее была потребность и ближе была возможность их удовлетворить.

Предрасполагают к фрустративным состояниям такие качества личности, как доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность. Часто личность с такими качествами сама создает себе трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям. Все зависит от того, насколько личность способна преодолевать фрустрационные состояния. При этом используют разные способы психологической самозащиты, выбираемые индивидуально:

· Позитивная трактовка худшего («Что Бог ни дает, все к лучшему»);

· Ориентации на лучшие времена («Все проходит. Надо переждать»);

· Самоутешение в сравнении двух зол («Хорошо, что еще так случилось, могло быть и гораздо хуже»);

· Самоуспокоение в сравнении с тем, что было («Ничего, худшее уже позади»);

· Позитивный настрой на будущее («В следующий раз буду знать»); и др.

Все эти способы могут быть сведены к тезису: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!».

Неверно было бы говорить, что целью стресс – менеджмента является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Как говорил основатель учения о стрессе Ганс Селье, полностью свободной от стресса может быть только смерть. Напряжение – это часть жизни. Цель стресс - менеджмента – контроль уровня стресса и управление напряжением с тем, чтобы вовремя дать возможность организму восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.

Не следует бояться стресса.
Стрессом надо управлять.
Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.
Г. Селье

Цейтноты на работе, постоянно нарастающий темп жизни, «индивидуальная непереносимость» большого наплыва информации, сезонная хандра - это лишь часть причин, способных вызвать состояние усталости или даже депрессии.

О том, как не допустить влияния внешних факторов на наше внутреннее состояние, а также о том, как «победить» уже существующий стресс и пойдет речь в этом материале.

Определимся с понятием стресс

«Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)» – такую формулировку понятия «стресс» дает словарь.

Если окунуться в этимологию слова «стресс» (stress), то можно обнаружить, что оно пришло к нам из английского языка, перекочевав в свое время из латинского. В переводе означает «нажим, давление, напряжение».

В XVIII-XIX веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в сфере физики и обозначало собой силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой; деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы. В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье (Hans Selie) перенёс слово «стресс» в медицину. Сегодня этот термин широко используется в биологии и психологии.

Однако чтобы понять, что такое стресс достаточно просто оглянуться вокруг.

Мини-стрессы врываются в нашу повседневную жизнь со звонком будильника и сопровождают нас в течение дня вместе с заторами на дорогах, оторвавшейся пуговицей, плохим сервисом в магазинах и ресторанах, скверным характером соседа по лестничной площадке, сбоями на работе или проблемами в семье… Также причинами стресса могут стать глобальные факторы: постоянно нарастающий темп жизни, политическая и экономическая нестабильность в стране, высокий уровень инфляции, падение курса валют и т.п. В общем, выходит, стресс является неотъемлемой частью жизни и наша задача – если не предотвратить, то, по крайней мере, минимизировать его влияние на организм.

Как выглядит человек в состоянии сильного стресса? Он уныл, капризен и раздражителен, неспособен сконцентрировать внимание и логически мыслить, а решения принимает необдуманно и безответственно. Следствием постоянного стресса и чувства неудовлетворенности может послужить целый «букет» невротических и психо-соматиченских заболеваний, например бессонница, гипертония или вегето-сосудистая дистония, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, регулярные мигрени, мышечные боли и т. п.

В то же время, стресс для современного сотрудника преуспевающей компании – одна из форм неизбежной расплаты за продвижение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти, влиянию и благополучию. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит на плечи, тем больше решений приходится принимать быстро и самостоятельно, тем большим количеством подчиненных приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.

К сожалению, большинство людей предпочитают игнорировать или тщательно скрывать свой стресс не только от окружающих, но и от самих себя. Безусловно, это несет значительный урон организму человека, более того ситуация может стать еще и опасной – когда речь идет о сотрудниках, ответственных за принятие сверх важных решений или за жизни других людей. Оглянитесь вокруг и наверняка узнаете таких людей среди своих знакомых, а, возможно, и в самом себе.

Стресс – вред или польза?

Амплитуда последствий стресса может быть самой разной – от снижения эффективности труда, создания нездоровой обстановки в коллективе до серьезных нарушений здоровья и ощущения полной безысходности и апатии.

Но на самом деле стресс – это сложное, неоднозначное явление, и говорить только о его негативных последствиях будет некорректно.

Помимо отрицательных эмоций, стрессовые ситуации могут стимулировать нашу активность, побуждать к действиям, вносить в жизнь остроту ощущений, спасая от рутины и будничности. Жизнь, лишенная эмоциональных встрясок, кажется, превратилась бы в некое существование – ни желаний, ни интересов, ни действий. Кроме того, стресс способен быстро поднять производительность труда и мобилизировать скрытые ресурсы организма.

Однако ставить целью привлечение стресса в нашу жизнь искусственным путем явно нелогично, поскольку будни большинства из нас и так переполнены стрессовыми ситуациями.

При этом, изменив свое отношение к стрессу как к таковому, мы заставим его работать на нас. Научившись управлять стрессом, мы сможем выходить из стрессового состояния, получая при этом положительный результат в виде личного и профессионального роста, опыта и уроков, которые нас развивают и укрепляют.

Как предупредить возникновение стресса.

Согласно большинству теорий возникновения стресса, его источник находится не во внешней среде, а в сознании самого человека.

Распознавать причины возникновения стресса, научиться предупреждать его появление или управлять уже возникшим деструктивным состоянием, извлекая при этом максимальную пользу, можно используя один из инструментов стресс-менеджмента – эмоциональную компетентность (EQ)*.

К сожалению, на сегодняшний день людей с высоким уровнем эмоциональной компетенции, не так много, поэтому большинству из нас избежать стресса довольно трудно, а, пытаясь подавить стресс, мы только усугубляем ситуацию. В этом случае могут помочь другие способы профилактики стресса: позитивное мышление и решение проблем по методике «рамка результата».

Позитивное мышление

К наиболее часто встречаемым ошибкам при отношении к стрессовой ситуации относятся «чёрно-белое мышление» и чрезмерный пессимизм: в этом случае человек мыслит категориями «всё или ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.

Проведем эксперимент. В течение следующих двух-трех минут не думайте, пожалуйста, о зеленой обезьяне. Не представляйте себе, как она подпрыгивает, почесывая макушку, не слушайте громкие звуки, которые она издает, не чувствуйте специфический запах, который исходит от этого животного… Ну как, не думаете об обезьяне?

Суть этого парадокса состоит в том, что слово «нет» или отрицательную частицу «не» мы воспринимаем только на уровне сознания; мыслящее образами подсознание слово «нет» просто не воспринимает.

Основа позитивного мышления – позитивная структура речи . Как придать силу своему языку? Для этого важно осознано использовать позитивные выражения. Вместо того чтобы говорить «не забуду то-то и то-то», скажите «буду помнить об этом»; вместо того, чтобы сказать «я не болею…», лучше утверждайте «я здоров (а)» и т.д. Если перед выступлением или переговорами мы про себя несколько раз повторим «только бы мне не провалиться», возможности провала резко возрастут. Гораздо правильнее повторять фразу «я отлично с этим справлюсь» или любую другую позитивную формулировку.

Глобально позитивное мышление предполагает умение концентрироваться на позитивном конечном результате и получать удовольствие от самого процесса, независимо от окраски текущих событий.

Для иллюстрации позитивного мышления, приводим слова колумбийского писателя-прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе, Габриеля Гарсиа Маркеса (Gabriel García Márquez): «Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было».

«Рамка результата»

Помимо позитивного мышления, для профилактики стресса можно использовать технику «рамка результата» вместо привычной «рамки проблемы».

Вспомните, какие обычно вопросы мы задаем, решая проблему? Для наглядности возьмите реальную проблемную ситуацию, которая Вас волнует. Хорошо сосредоточившись на ней, искренне ответьте на вопросы, приведенные ниже:

  • Что это за проблема? В чем ее суть?
  • Почему она у меня появилась?
  • Кто и что мне мешает достичь того, чего я хочу?
  • Кто виноват в том, что эта проблема существует?

Теперь отследите свое состояние – что Вы сейчас чувствуете? Хотите ли решать проблему дальше? Есть ли у Вас для этого энергия, мотивация, силы?

Заполните таблицу, проставив в правом столбце баллы по шкале от 0 до 10, опираясь на градацию: «0» баллов – «совсем не ощущаю», 10 баллов – «ощущаю на 100 %»:

А теперь ответьте на вопросы относительно этой же проблемы в «рамке результата»:

  • Какой мой желаемый результат? Чего я хочу?
  • Как я могу этого достичь? (Какие возможности мне могут помочь?)
  • Как я узнаю, что достиг желаемого результата?
  • Чему из этого я могу научиться?

Снова зафиксируйте свои ощущения, руководствуясь тем же принципом, что и в предыдущей таблице:

Не правда ли, после «рамки результата» ощущения другие, да и отношение к проблеме изменилось?

Действительно, при мышлении в «рамке результата» у человека появляется ясность, энергия и мотивация, так как фокус внимания смещается с самой проблемы, на конструктивные действия для достижения желаемого результата.

Как управлять стрессом

В случае, когда профилактика уже бесполезна, и стресс застал Вас врасплох, первым шагом к управлению стрессом станет выявление его симптомов: интеллектуальных, эмоциональных, физиологических и/или поведенческих.

Выявляем симптомы стресса

Для того чтобы определить наличие и уровень стресса, предлагаем завести «дневник» или использовать таблицу, приведенную ниже, чтобы в течение месяца фиксировать наблюдаемые у Вас признаки стресса (отметьте их в столбце справа):

Интеллектуальные:
1. нерешительность
2. ослабление памяти
3. ухудшение концентрации внимания
4. повышенная отвлекаемость
5. «туннельное» зрение
6. плохие сны, кошмары
7. ошибочные действия
8. потеря инициативы
9. постоянные негативные мысли
10. нарушение суждений, непоследовательность хода мыслей
11. импульсивность мышления, поспешные решения
Эмоциональные:
1. раздражительность
2. беспокойство
3. подозрительность
4. частое плохое настроение, депрессия
5. суетливость
6. ощущение напряжения
7. истощенность
8. подверженность приступам гнева
9. циничный, неуместный юмор
10. ощущение нервозности, боязливости, тревоги
11. потеря уверенности
12. уменьшение удовлетворенности жизнью
13. чувство отчужденности
14. отсутствие заинтересованности, энтузиазма
15. сниженная самооценка
16. неудовлетворенность работой
Физиологические:
1.
2. неопределенные боли
3. нарушение пищеварения
4.
5. сбои сердцебиения (учащенное, неравномерное)
6. стойкие головные боли, мигрень
7. неопределенные боли
8. нарушение пищеварения
9. спазматические, резкие боли в животе
10. ощущение нехватки воздуха на вдохе
11. тошнота
12. судороги
13. подверженность аллергиям
14. частые простудные заболевания, грипп, инфекции
15. быстрое увеличение или потеря веса тела
16. кожные сыпи
17. чувство комка в горле
18. двоение в глазах, слезоточивость и затруднения при рассматривании предметов
Поведенческие:
1. потеря аппетита или переедание
2. рассеянность за рулем автомобиля
3. нарушение речи, дрожание полоса
4. увеличение проблем в семье
5. нерациональное распределение времени
6. избегание поддерживающих, дружеских отношений
7. неухоженность
8. антисоциальное поведение, лживость
9. неспособность к развитию
10. низкая продуктивность
11. склонность к травмам и авариям
12. нарушение сна, бессонница
13. более интенсивное курение и употребление алкоголя
14. доделывание работы дома
15. намеренное игнорирование отдыха

Теперь, когда свойственные для Вас симптомы зафиксированы, переходим к следующему этапу стресс-менеджмента: оцениваем уровень стресса: наличие каждого симптома оценивается в один балл.

Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 – требующим принятия мер. Количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 – на превышающий всякие нормы!
На основании полученного результата, вырабатываем стратегию выхода из стресса.

Стратегии выхода из стресса.

Предлагаем ознакомиться с тремя основными стратегиями стресс-менеджмента:

  • Уход от проблемы
  • Изменение проблемы
  • Изменение отношения к проблеме

В отличиях между этими стратегиями нам поможет разобраться наглядный пример. Итак, представьте себе ситуацию: Вы пришли в кинотеатр и настроились на просмотр интересного фильма. Фильм уже начался, а рядом с Вами оказался ворчливый и неспокойный сосед. Он вполголоса постоянно что-то комментирует, иногда отпускает замечания и в Ваш адрес, что, скорее всего, вызывает раздражение и агрессию.

Как поступить в подобной ситуации? Самый простой вариант – уход из стрессогенной зоны. Если кинотеатр полупустой и в зале есть свободные места, вполне логичным будет просто пересесть подальше от назойливого комментатора. Но что предпринять, если свободных мест в кинотеатре нет или сосед увидел в Вас благодарного слушателя и повсюду следует за Вами? У Вас остаются ещё как минимум два варианта: изменение проблемы и изменение отношения к ней.

То, что Вы можете сделать – это попытаться изменить поведение соседа, обратившись к нему с просьбой вести себя потише. Если это не подействует, можно предупредить его, что Вы позовете администратора, если сосед будет продолжать разговаривать и т. д. Цель перечисленных действий – изменить проблему, в данном случае поведение соседа.

Если же все проделанные манипуляции не приносят желаемых плодов (сосед никак не реагирует на просьбы и предупреждения, а администратора найти не удалось), Вы можете использовать третью модель поведения – изменение своего отношения к проблеме. В конце концов, громкость голоса ворчащего соседа не так уж и высока по сравнению с уровнем звука в современном кинотеатре. А если фильм действительно интересен, можно переключить внимание на происходящее на экране и абстрагироваться от назойливых комментариев.

Стратегии управления стрессом не случайно указаны именно в такой последовательности: уход, изменение проблемы, изменение отношения. Уход от стрессогенных обстоятельств – самый быстрый и простой вариант. Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность использовать этот метод. Есть проблемы, от которых уйти довольно сложно (например, связанные с характером, с установками, отношением к чему-либо и т.д.).

Выход из стресса есть всегда!

Еще древние философы говорили о том, что мы реагируем не на события как таковые, а на то, что мы о них думаем, сюда же можно отнести и стрессовые реакции. Когда мы испытываем страх, неприязнь, злобу, агрессию, раздражительность или чрезмерное возбуждение, ни одна из стратегий поведения в стрессе не принесет ожидаемого эффекта.

Для начала необходимо научиться устранять непродуктивные состояния по факту их возникновения. В качестве примера можем привести одно упражнение, которое поможет Вам избавиться от любого из этих состояний локально – в конкретной ситуации.

Упражнение «Апельсин».

Предположим, что Вы только что повздорили с близким человеком. Внутри бушует ураган негодования или даже агрессия по отношению друг к другу.

Понимаем, что в таком состоянии найти выход – довольно сложно. Для этого можно заранее договориться с близкими о том, что в такие моменты обе стороны готовы совершить над собой усилия для примирения.

Возьмите два апельсина и срежьте макушки фруктов. Теперь найдите две глубокие тарелки или мисочки и отдайте один апельсин с посудиной своему «обидчику». Сядьте друг напротив друга и вместе представьте, что сок этих фруктов – та сила, которая поможет вам двоим найти общий язык, а сила, с которой вы давите на апельсин, помогает избавиться от накопленного негатива. Затем старательно выдавив весь сок из апельсинов в тарелки, торжественно выпейте его. Держим пари: Вы обязательно обретете обещанную силу понимания благодаря хорошему настроению, полученному при обоюдном выполнении этого упражнения!

Упражнение «апельсин» также можно выполнять одному; хороший эффект получится и с детьми; упражнение поможет выйти из непродуктивного состояния и успокоиться, а также найти ресурс для альтернативного поведения.

Суть управления стрессом

Суть управления стрессом лежит не в том, чтобы полностью вычеркнуть стресс из нашей жизни. Истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а наше отношение ко всему этому. А то, что происходит внутри нас, подвластно управлению.

Следовательно, если источник тревоги таится в наших собственных мыслях и переживаниях, то наилучшим путем избавления от стресса является как минимум, во-первых, позитивное мышление, во-вторых, умение управлять своими эмоциями, в-третьих, умение изменять свое отношение к тем или иным событиям, расценивая их как полезный опыт на пути к успеху.

Закончить этот материал хотим словами одного английского мыслителя: «Сознание человека – самостоятельная страна, и только оно способно превратить нашу жизнь в ад или в рай».

– это сильный удар по психике, который неизбежно отразится на состоянии здоровья. Если вы постоянно испытываете стресс, вы будете отмечать усталость, потерю аппетита, нарушения сна, головные боли, быструю утомляемость и низкую работоспособность. Рассмотрим принципы управления стрессом в психологии, ведь даже в самой сложной ситуации можно выбрать максимально выгодную позицию.

Способ управления стрессом «избегание»

По мере возможности, каждому человеку следует постараться избежать многих стрессовых ситуаций. Итак, стратегия управления стрессом «избегание»:

  1. Избегайте неприятных тем. Если вы знаете, что всегда расстраиваетесь, когда говорите о политике, просто не говорите о ней.
  2. Контролируйте мир вокруг себя. Откажитесь от просмотра передач, которые вас раздражают. Не слушайте музыку, которая вам не нравится.
  3. Избегайте людей, которые вызывают негатив. Вы наверняка замечали, что некоторые люди, иногда даже из круга друзей, регулярно вас «выводят». От общения с ними следует отказаться или максимально его сократить.
  4. Урежьте список дел. Важные и срочные дела – на первое место, а неважные и несрочные можно временно вынести из списка вообще.
  5. Научитесь говорить «нет». У вас должны быть твердые принципы и свое мнение относительно каждого момента. Не берите на себя то, что вы не хотите и не должны.

Конечно, все их проигнорировать будет сложно, но регулярно применяя несложные методы, вы снизите количество стрессов в своей жизни в два раза.

Метод управления стрессом «изменение»

Если ситуацию нельзя избежать, попробуйте изменить ее так, чтобы она вас устраивала. Подумайте, что вы можете изменить, чтобы проблема не возникала в дальнейшем?

  1. Будьте настойчивы в отношении приоритетов. Делайте то, что для вас важно, не поддаваясь на провокацию. Если завтра сдавать отчет, а болтливый друг отвлекает вас, сразу скажите, что на него у вас лишь 5 минут.
  2. Идите на компромисс. Если вы просите кого-то менять поведение, будьте готовы поменять и свое.
  3. Управляйте временем. Если вы не планируете день, непредвиденные обстоятельства могут привести к сильному стрессу.
  4. Не держите в себе чувства. Заведите привычку открыто и уважительно обсуждать то, что вас не устраивает.
  5. Откажитесь от дурной привычки опаздывать, забывать важные дела, идти на уступки ради людей, откладывая то, что важно для вас.

Все это – лишнее в вашей жизни. Методы управления конфликтами и стрессами схожи: нужно уметь менять ситуацию и иногда меняться самому.

Стрессы и управление эмоциональным состоянием: адаптация

Если ни проигнорировать, ни изменить ситуацию нельзя, у вас всегда остается такой путь, как изменение своего отношения. Процесс управления стрессом в данном случае прост: вы видите ту же ситуацию под другим углом.

Измените свое отношение к проблеме, и она перестанет существовать. Это получится не с первого раза, но через пару недель тренировок вы получите нужный результат.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней