Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проекты антонио гауди. Антонио Гауди и его знаменитые дома – визитная карточка достопримечательностей Каталонии

Один из величайших зодчих мира и самый известный архитектор Барселоны Гауди мог умереть еще при рождении. Роды его матери были очень тяжелыми, и повитуха сразу поставила на мальчике крест. Чтобы спасти душу новорожденного, его сразу крестили. Впоследствии Гауди утверждал, что тот факт, что он выжил – это чудо. И он поверил, что избран для особой цели.

Детство

Антонио Гауди появился на свет 25 июня 1852 года в маленьком городке Реус, расположенном в Каталонии. Его отцом был потомственный кузнец Франческ Гауди-и -Съерра, а матерью, в честь которой и назвали мальчика – Антония Корнет-и-Бертран. Фамилию ребенок получил, как было принято в Испании, от обоих родителей – Гауди-и-Корнет.
Отец научил ребенка понимать красоту окружающих его вещей, зародил в Гауди любовь к архитектуре и изобразительному искусству. От матери он перенял веру в Бога и религиозность.
Мальчик рос очень болезненным: он страдал от тяжелой формы артрита, которая вызывала сильные боли от самых простых движений. Он не играл в подвижные игры, редко гулял. Ходить ему было сложно, поэтому он отправлялся на прогулку верхом на осле. Зато в умственном развитии он значительно опережал многих других детей. Антонио был наблюдательным, ему нравилось рисовать.
В 1863 году он начал обучение в школе при францисканском монастыре. Помимо греческого, поэзии, риторики и латыни, он изучал христианскую доктрину, историю религии и другие религиозные дисциплины, которые оказали влияние на его образ мышления и творчество. Несмотря на свой ум, Антонио плохо справлялся с учебой в школе, и только геометрия ему давалась легко.
В семье Гауди пережил немало трагедий: его брат скончался в 1876 году. Вслед за ним ушла из жизни и мать. А еще 3 года спустя ушла из жизни сестра архитектора, оставив дочку на его попечении.

Учеба

В 1868 году Антонио переехал в Барселону. Чтобы оплатить его обучение, пришлось продать земли отца. Студентом Высшей школы архитектуры он стал лишь в 1874 году. До этого Гауди обучался в университете на факультете точных наук, где проявлял мало усердия.
Школа архитектуры давала больше свободы для творчества и самовыражения, и Гауди скоро стал одним из лучших студентов. Но его упрямый характер, стремление к протестам часто оборачивались для него низкими отметками. Преподаватели решили, что он либо гений, либо сумасшедший.
В студенческие годы ревматические боли в ногах, наконец, исчезли, и в Гауди смог нормально ходить пешком. И это стало одним из его любимых занятий.
Закончил обучение Антонио в 1878 году. А в 1906-ом его постигло еще одно горе – смерть отца. Спустя 6 лет в могилу за ним последовала и племянница.

Начало карьеры

В 1870 – 1882 годах Гауди трудился чертежником под руководством двух архитекторов – Франциско Вильяра и Эмилио Сала. Он обучался ремеслам и без успеха участвовал в конкурсах.
Вначале он выполнял прикладные заказы. Первой официальной работой архитектора Гауди стали фонарные столбы на площади Пласа Рейаль(Placa Reial) .

Эти столбы представляли собой канделябр из 6 рожков, установленный на мраморное основание. Венчают их шлемы Меркурия – символ преуспевания. Эта работа была первым и последним заказом городских властей, поскольку местный муниципалитет и Гауди разошлись во мнении относительно его гонорара.
В 1877 году архитектор создает свое первое крупное творение – фонтан на площади Каталонии . И, начиная с этого времени, он возводит множество неповторимых зданий в стиле модерн.


В 1883 году Гауди проектирует первый особняк. Заказчиком его становится богатый фабрикант Мануэль Висенс. Дом необходимо было не просто построить, но и удачно вписать в небольшое пространство земельного участка, обрамить садом и при этом создать иллюзию пространства. Зодчий блестяще справился с этой задачей: башенки, эркеры, балконы придают простому четырехугольному (кат. Casa Vicens) удивительную объемность.


В 1898 – 1900 гг. возводится (кат. Casa Calvet) . В отличие от других сооружений Гауди, дом имеет вполне традиционный вид, а его фасады симметричны. Своеобразие ему придают чередующиеся выпуклые и плоские балконы, а также бобины и колонны в виде катушек – дань профессиональной принадлежности владельца, владевшего текстильной промышленностью. За возведение этого здания архитектор удостоился в 1900 году муниципальной премии Барселоны.
Гауди редко считался с мнением заказчика. Он был скромным, но в то же время эксцентричным, воплощал в работах все свои фантазии.

Ему повезло родиться во время, когда испанская буржуазия разбогатела и решила показать всему миру свой триумф. Постройка более вычурного дома, чем у соседа, была простым способом доказать свое превосходство. Поэтому архитекторы с оригинальным видением, причем не всегда талантливые, были популярны и имели полную свободу действий.
В этот же период Гауди возводит здания в неоготическом стиле и в духе крепостной крепости, такие как начатый дворец епископа в городе Асторга (кат. Palacio Episcopal de Astorga) . Проект этого здания, расположенного в Кастилье, в 1887 году архитектору поручил епископ Грау-и-Вальеспинос, каталонец по происхождению. Гауди начал строить дворец в виде средневековой крепости, со рвом, четырьмя башнями и зубчатыми стенами. Это было очень дерзкое решение для дворца священнослужителя, но епископ не спорил. Прервала строительство скоропостижная смерть заказчика в 1893 году, и недовольный чрезмерными расходами церковный совет поручил завершение строительства другому архитектору.

Помимо масштабных архитектурных работ, Гауди занимался оформлением интерьера и разработкой эскизов мебели.

Известность

Все созданные Антонио Гауди достопримечательности Барселоны и других городов великолепны, но настоящую популярность ему принесли работы, созданные после знакомства с Эусебио Гуэлем. Это был текстильный магнат, самый богатый каталонец, обладавший творческим чутьем и вкусом. И он стал другом и покровителем гениального архитектора.
Версий их дружбы две – по одной они познакомились на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, где Гауди представил проект поселка Матаро. Однако едва ли эта версия правдоподобна, поскольку макеты неизвестного архитектора не могли привлечь внимание публики.
По другой версии Гуэль заметил Антонио, когда тот занимался оформлением барселонского магазина перчаток. После получения диплома молодой человек нуждался в деньгах и брался за любую работу. Оформляя витрину, Гауди делал и это впечатляюще: из перчаток, нанизанных на проволоку, он создавал целые сцены городской жизни: лошадей, везущих кареты, прогуливающихся людей и любимых всеми каталонцами кошек.
Завороженный работой мастера, Гуэль долго наблюдал за его творчеством, а потом попросил хозяина магазина представить его Гауди. Узнав, что молодой человек – архитектор, он пригласил его к себе в гости, где принял тепло и радушно. После этого Гауди стал частым гостем в доме Гуэля. Он показывал ему новые наброски своих зданий, а Эусебио всегда поручал ему строительство именно тех, которые становились настоящим шедевром.
Многие принадлежащие архитектору Гауди работы и его дома переживут века, но именно эти принесли ему славу и окончательно сформировали его неповторимый стиль.

Дворец Гуэля (кат. Palao Guell) .

Этот дом, возведение которого журналисты сравнивали с сооружением Вавилонской башни, строился в 1885 – 1900 годах. Гуэль не ограничивал архитектора в средствах на строительство и оформление интерьера. Во внутреннем убранстве этого дома использовались только самые роскошные материалы: черепаховый панцирь, слоновая кость, черное дерево и эвкалипт. И если в интерьере самой интересной частью стал холл с небесным куполом, то в экстерьере больше всего впечатляет крыша с 18-тью дымоходами в виде причудливых башенок.

Каса-Мила (кат. Casa Mila)

Дом Мила или Каса Мила Антонио Гауди создал в 1906-1910 гг. для семьи Мила. Барселонцы поначалу не оценили это здание крутой, изогнутой формы, и прозвали его Ла Педрера – каменоломня. Крышу также украшают похожие на рыцарей в причудливых шлемах башенки, одна из которых инкрустирована осколками зеленого бутылочного стекла.

Дом Бальо (кат. Casa Batllo)

Дом Бальо Антонио Гауди также известный как Каса-Бальо и Дом костей , был перестроен Гауди в 1904 – 1906 годах. В здании, преображенном гением, практически отсутствуют прямые линии. Его фасад, очевидно, изображает дракона – образ Зла. А черепа и кости, угадывающиеся в балконах и колонах – это его жертвы. Башенка с крестом – меч Святого Георгия, покровителя Каталонии – пронзает тело дракона, символизируя победу сил Света над Тьмой.

Парк Гуэль (кат. Parc Guell)

Парк Гуэль в Барселоне был создан в 1900 – 1914 годах и представлял собой сочетание жилых зон и садов. С точки зрения коммерции этот проект был провальным, поскольку каталонцы не захотели жить на холмах. Но наше время Парк Гуэль это одна из ярчайших достопримечательностей Барселоны. Центральный вход в парк украшают два павильона, похожие на огромные пряничные домики, а на верхней террасе находится гигантская скамья в форме морского змея. Этот Парк Гауди выбрал для проживания и имел в собственности один из домов.

(кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia)

С рождением Антонио Гауди архитектура всего мира обогатилась многими произведениями, однако самым выдающимся стал Храм Святого Семейства. Работу над этим собором в Барселоне Гауди начал в 1883 году, но не успел закончить. В этом сооружении, как и во многих других, зодчий отражал то, что видел в живой природе. Лес из колонн с капителями в виде ветвей, переплетаясь, создают свод здания, а каждая башня и витраж рассказывают свою библейскую историю.
По замыслу Гауди собор должен был иметь 3 фасада, изображающие жизнь Христа (Рождение, Страсти и Воскресение). Также планировалось установить 12 башенок, символизирующих апостолов, 4 башни повыше, посвященные евангелистам, башню Девы Марии и самую высокую – 170 м, которая предназначалась Христу. Богобоязненный каталонец не хотел, чтобы храм был выше холма Монтжуик (171 м), потому что гора – это творение Бога, а здание – человека.


Архитектура Гауди намного опередила свое время. При возведении Храма Антонио Гауди в основе колонн, сводов и других деталей заложил сложные трехмерные формы, которые сейчас возможно воссоздать только методом компьютерного моделирования. А архитектор разрабатывал их лишь при помощи своего воображения и интуиции.


Любопытно, что храм строится исключительно на анонимные пожертвования прихожан. Когда это сооружение будет достроено (предполагается, что это случится к 2026 году), оно станет самой высокой церковью мира.

Антонио Гауди был на редкость сумасброден и упрям. Наверное, именно поэтому с ним возникали довольно забавные случаи.
Несмотря на то, что у Гауди редко возникали конфликты с заказчиками-мужчинами, с их женами споры были нередки. Хозяйка дома Батло была расстроена тем, как ведутся постройки их жилья. Она заметила, что из-за овальной формы помещения в музыкальном салоне нельзя будет поставить рояль дочери. Тактично высказанные замечания Гауди проигнорировал, и оставил все без изменений. Разгневанная женщина резко высказалась в адрес архитектора, но тот, не смущаясь, заявил: не помещается рояль, купите скрипку.


Гауди и его отец были вегетарианцами и были приверженцами чистой воды и свежего воздуха. При этом Антонио, как истинный христианин, проявлял умеренность в еде. На обед он, человек довольно крупного сложения, ел лишь листья латука, обмакивая их в молоке, и горсть орехов.
Гауди горячо любил Каталонию и мечтал обогатить ее культуру. Однажды неопрятно одетого архитектора полицейские приняли за бродягу и остановили. Они задали ему несколько вопросов на кастильском наречии, но он отвечал им на каталонском языке. В это время велась борьба с «каталонским национализмом», и Гауди пригрозили тюрьмой. Поняв, наконец, что перед ними уже хорошо известный в то время архитектор, они хотели замять дело, но он продолжал беззаботно болтать на родном языке. За что и провел в участке 4 часа.
Расходы на строительство у Гауди были колоссальными. Когда архитектор помимо основного счета, предъявил семейству Мила счет за сверхурочные работы, супруги отказались платить. Архитектор обратился в суд, и решение было принято в его пользу. Семье Мила пришлось взять ипотеку под построенный дом, чтобы заплатить по счету. Деньги Гауди отдал одному из женских монастырей.
Архитектору приписывают и более скандальные вещи: считается, что он для сцены избиения младенцев делал слепки с мертворожденных детей, а чтобы точно повторить контуры животных перед наложением гипса усыплял их хлороформом.

Личная жизнь

Всю жизнь великий архитектор Гауди провел один. В молодости он очень броско одевался и привлекал внимание женщин. Однако, узнав о его профессии, которая в то время считалась сродни ремесленнику, они теряли к нему интерес. Женщин волновало благосостояние жениха, а работа архитектора финансовой стабильности не гарантировала.
Первой любовью Антонио стала красавица Жозефа Мореу, по забавному прозвищу Пепета. В 1884 году эта своенравная женщина работала учительницей в школе кооператива Матаро. Гауди выполнял заказ для этого предприятия и часто навещал Пепету и ее сестру.
Пепета с удовольствием принимала ухаживания молодого образованного архитектора. Вместе они посещали гостиную Гуэля, где раз в неделю собирались все интеллектуалы Барселоны. Но в то же время она держала неопытного кавалера на дистанции. Наконец, Антонио все же сделал ей предложение. И был огорошен: Пепета заявила, что уже помолвлена с преуспевающим торговцем лесом.
Больше Гауди не сделал предложения ни одной девушке. Спустя годы он влюбился еще раз в одну женщину, молодую американку. Но их связь закончилась, когда она вернулась в Штаты.

Смерть

Всю свою жизнь Гауди любил гулять по Барселоне. Но если в молодости он выглядел хорошо и изящно одевался, то в середине жизни перестал следить за внешностью и напоминал нищего.
7 июня 1926 года он вышел из дому, чтобы совершить привычную прогулку к храму Сант-Фелип-Нери. В это время ему было уже 73 года, и эту церковь архитектор посещал ежедневно. Когда он рассеяно прогуливался между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай. Антонио потерял сознание.
Неопрятный вид бродяги привел людей в заблуждение. Извозчики не хотели везти его в медицинское отделение, боясь, что не получат денег. В конце концов, великого зодчего доставили в больницу для бедняков, где он получил самую примитивную помощь. Только 8-го июля его опознал капеллан собора Саграда-Фамилия, но любое лечение уже было бесполезно.
10 июня 1926 года гений скончался. Похоронили его в крипте храма, который он не успел достроить.

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, недалеко от Таррагоны в Каталонии (Испания). Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь, поэтому некоторые его дома напоминают замки из песка. Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве, проводил много времени в общении с природой. Ограниченная из-за болезни подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора, открыла ему мир природы, ставший главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Антонио любил подолгу наблюдать за горами, облаками, цветами, улитками. Мать Гауди прививала мальчику любовь к религии. Она внушила ему, что раз уж Господь оставил ему жизнь, то Антонио обязательно должен выяснить для чего.

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Высшую школу архитектуры, которую окончил в 1878 году. Это было учебное заведение нового типа, в котором преподаватели делали все, чтобы обучение не превратилось в рутину. В Школе студенты поощрялись, имея возможность участия в настоящих проектах, а практический опыт всегда очень ценен для архитектора. Занимался Антонио с удовольствием и энтузиазмом, по вечерам засиживался в библиотеке, выучил немецкий и французский языки, для того чтобы иметь возможность читать литературу по профилю. Антонио был одним из лучших учеников, но никогда не был любимым.

В 1870-1882 годах Антонио Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.), проектировал также мебель для собственного дома.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля , и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики - французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность - начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского - от классической Евклидовой.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» - нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия):

В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы:

изобилие керамической отделки;

пластичность, текучесть форм;

смелые комбинации разностильных элементов;

контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей.

Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия):

Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.

К этому же периоду относится компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона) - единственное здание, признанное и любимое горожанами при его жизни:

Также в эти годы появляются следующие проекты:

● Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона) в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле:

Неоготический епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон):

Дом Ботинес в неоготическом стиле (Леон):

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем . Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету. Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона). В этх работах Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектики XIX столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Однажды Гуэль задумал реконструкцию своего летней загородной резиденции. Для этой цели он расширяет свои владения, приобретая еще несколько участков. Заказ на перестройку загородного дома он отдает Антонио Гауди, поручая ему переделать парк, реформировать загородный дом, возвести ограду с воротами, построить новые павильоны на въезде в усадьбу, так же архитектору было поручено построить конюшню с крытым манежем. Сейчас этот комплекс носит название Парк Гуэля .

Как и все последующие работы Гауди, эти постройки глубоко символичны, здесь нет никаких случайных деталей. В основу замысла архитектора лег миф о волшебном саде Гесперид. Этот миф получил отражение в поэме “Атлантида” каталонского автора Жасинта Вердагера, который часто посещал в усадьбу Гуэлья. В поэме описывается один из подвигов Геракла, которому царь Микен, желая испытать силу Геракла, приказал добыть золотые яблоки из сада, который тщательно охранялся. Самая интересная, сохранившаяся часть усадьбы - ворота в виде дракона. По легенде кровожадный дракон Ладон охранял вход в сад, где росло дерево с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

Ещё одно строение Гауди для своего мецената и друга - дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля :

С завершением строительства дворца Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь».

В то время Антонио Гауди еще работал чертежником в архитектурном бюро у своего бывшего преподавателя Высшей Архитектурной школы - Вильяра. Это тоже сыграло интересную роль в дальнейшей жизни Гауди. Дело в том, что строительство Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) в Барселоне шло уже несколько лет. И когда встал вопрос о замене архитектора, Вильяр предложил кандидатуру Гауди. Как ни странно, Церковный Совет ее принял. Антонио основал свое архитектурное бюро, набрал штат помощников и с головой окунулся в работу ( )

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, без всяких усилий пролагающего новый путь в архитектуре. Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого. Одним из таких домов стал дом Каса Мила - пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя. Дом более известный под названием Ла-Педрера, что переводится как каменоломня. Проект заказал предприниматель Педро Мила-и-Кампс. Ему необходим был дом, квартиры которого он мог бы сдавать. Гауди спланировал волнистый фасад. Железные конструкции облицовывались тесаным камнем, который вырубали неподалеку в провинции Барселоны:

Проектирование началось в 1906 году, и архитектор со свойственной ему скрупулезностью выверял все линии. Он проектировал пространство так, чтобы соседи чувствовали себя максимально изолированно друг от друга, кроме того если хозяин дома задумал бы превратить его в отель, то никаких проблем тоже не должно было возникнуть. Тем ни менее Педро Мила выражал нетерпение и всячески подгонял. Но препоны возникали на каждом шагу. Так, контролирующие органы были недовольны колонной, которая на полметра выдавалась на тротуар. Они требовали ее убрать. Гауди бился за каждую деталь своего проекта. Он пригрозил, что если ему все же придется убирать колонну, то на месте, где она должна была быть, он напишет, кто именно виновен в её отсутствии.

Затем возникли проблемы с размерами. Высота сооружения на четыре метра превышала разрешенные. Появилось требование урезать чердак. В случае невыполнения требования на владельца налагался штраф, который соответствовал пятой части всего проекта. Была создана комиссия, которая признала здание огромной ценностью и таким образом все это разногласие с законом было урегулировано.

Дом Мила строился три года. Пока шла работа, богатый Пере Мила стал бедным, поскольку уже заплатил 100 тысяч песет за нарушение архитектором всех норм строительства. Поэтому ближе к завершению он не выдержал и сказал: «Платить не буду». Гауди ответил: «Ну, сам тогда и достраивай». После чего они разошлись, похлопывая по пустым карманам, понося друг друга и передавая дело в суд. Зато последующие поколения теперь могут теперь вдохновляться и наслаждаться прекрасным памятником архитектуры.

Похожий по духу проект Гауди - Дом Бальо (Casa Batllу) - живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии, имеющей необычное происхождение: в нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. Над крышей возвышается башня в виде копья, вонзающегося в драконье тело. Также дом Бальо известен как «Дом костей» :

С обор Святого Семейства - Саграда Фамилиа - стал самым известным произведением Антонио Гауди, хотя не он его начинал строить и не он его закончил. Но для самого архитектора эта работа стала кульминацией его жизни и творчества. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с 1910 г. целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.

По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный - Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения. Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена. Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и в наше время. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.

Макет будущего Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) в Барселоне, составленный из подвешенных мешочков с песком, смогли «прочитать» только современные компьютеры! Соединив точки-мешки, исследователи получили пространственную модель собора. Кроме того, чтобы не «резать» помещение на части, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные операции. Это была программа NASA, рассчитывающая траектории космических полётов.

Последние годы зодчий провёл как аскет-отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства - Саграда Фамилиа, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры. Он так тщательно отделывал завершения башен храма, чтобы ангелам приятно было на них смотреть.

В конце жизни Антонио Гауди сильно заболел. Подхватил бруцеллез или мальтийскую лихорадку, диагностировать которую трудно и сегодня. Медики считают, что «бруцеллез отличают резкие смены настроения, приводящие к суицидальной депрессии. Перемежаясь со вспышками гнева и периодами рассеянности, это подавленное настроение сопровождается физическим истощением, мучительными головными болями и болезненным артритом». Лекарства против этой болезни не было. Может быть, этим и можно объяснить, почему Гауди так сильно изменился в худшую сторону. Он разгуливал в обвисших пиджаках, а брюки болтались вокруг ног, которые он от холода обматывал бинтами… И никакого нижнего белья! Впрочем, и верхнюю одежду он не менял, пока та не превращалась в лохмотья. Ел великий архитектор то, что сунут в руку на ходу - кусок хлеба, например. Если ничего не совали, ничего и не ел. Когда очень долго ничего не ел, то ложился и начинал умирать. Но приходил кто-нибудь из учеников, менял на нем одежду, кормил…

7 июня 1926 года 73-летний Гауди был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Вскоре от полученных травм Гауди скончался.

Смотрите видео-презентацию самых знаменитых произведений Гауди:

В череде имен гениальных творцов произведений искусства архитектуры имя Антонио Гауди будет жить в памяти людей века, пока будут стоять созданные по его фантастическим проектам здания. Можно долго безмолвно смотреть на эти архитектурные шедевры, прежде чем найдутся слова, способные выразить всю гамму чувств восхищения, восторга, эстетической эйфории. Вид удивительных зданий настолько необычно красив, что не верится, что такое возможно спроектировать и построить в реальной жизни.

В разных уголках безмерно любимой Гауди Барселоны он построил чудо-здания неоготического стиля и обессмертил свое имя. Самостоятельная экскурсия пройдет по семи уникальным объектам, созданным воображением и мастерством Гауди. Первый из них — Дворец Гуэля раcположен по адресу: ул. Nou de la Rambla, 3-5. Это первый из самых больших проектов неординарного архитектора, заказанный ему богатым предпринимателем Гуэлем, выросшим в бедном районе Барселоны. В память о своих родителях он решил возвести дворец. Уже будучи наслышанным о молодом архитекторе и его оригинальных решениях в архитектуре, Гуэль обратился именно к Гауди.

Все этажи дворца связаны параболическим куполом, проходящим через них, и роскошной лестницей неоготического стиля. Внутреннее оформление не только красиво, но очень умно продумано: отопительная система объединена с вентиляционной; максимальная освещенность достигнута с помощью дополнительных фигурных окошек в куполе крыши. Повсюду присутствуют символы королевской власти: 120 колонн из геррафского мрамора (король Педро), изумительной красоты фреска с изображением Геркулеса (Филипп IV), потолки из дерева (эпоха Фердинанда).

По-королевски дворец выглядит и снаружи: две роскошные арки, служащие входом, задрапированы замысловатым узором кованых решеток, среди которых можно различить инициалы имен владельца и архитектора. В центре ажурной ограды на высоком металлическом фонаре прикреплен герб, изображающий орла, сидящего на кованом шлеме и расправляющего для полета крылья (символ независимости Каталонии).

Дом Кальвет

Если во Дворце Гуэля воплотились только начинания элементов необычной символической архитектуры, то в последующих строениях они проявились более ярко. Примером этого служит Дом Кальвет, расположенный на улице Carrer de Casp, 48, построенный уникальным проектировщиком по просьбе вдовы текстильного магната Барселоны Кальвета в 1900 году. Здание совмещает в себе черты бизнес-офиса и жилого дома (согласно требованиям заказчицы), но все это представлено в таком виде, что иначе как сказочным, этот дом не назовешь. Только фасад углового строения можно рассматривать часами, настолько интересны его детали и общая картина. Каждый этаж отделен изящными изгибами со «шляпками грибов» над окнами; входные колонны в виде текстильных катушек символизируют семейный бизнес; лепной бюст главы династии Кальвет в нише под крышей – дань уваженияему. Архитектор щедро использует в декоре природные элементы: изумительный барельеф над дверью главного фасада изображает кипарис –символ гостеприимства, присутствуют в оформлении оливковое дерево, рог изобилия.

Не могут не вызвать восхищения настоящие произведения искусства – балконы и балкончики с тонким ажуром изящных металлических ограждений. Своеобразные «подставки» в виде фигурно изогнутых трапеций под балконами оформлены в цветочном варианте. Выпуклый узор боковых стен, декоративные детали оригинальных фронтонов дополняют эффект сказочной красоты удивительного дома.Чтобы осмотреть все его интерьеры, нужно потратить не один час.

Дом Бальо

Если кто-то решил, что его больше нечем удивить, то он заблуждается, потому что следующий объект экскурсии может сразить наповал (в хорошем смысле) видавших виды путешественников. Дом Бальо, расположенный на проспекте Passeiq de Gracia, 43, представляет поистине фантастическое воплощение сказочных идей гениального архитектора, который подверг переделке старый дом фабриканта Бальо. Полный символики фасад поражает видом необычной формы окон с зеркальными синими стеклами, извивами межэтажных границ, калейдоскопически пестрой окраской стен.

Крыша в виде чешуйчатого дракона, грациозно изогнувшегося в высоте на фоне неба и башенка в форме креста святого Георгия, как бы пронзающая чудовище символически дополняют мифическую нереальность архитектуры. Балконы с витиеватыми белыми оградами на изящных лепных основах напоминают загадочные черепа; разделительные колонны между окнами похожи своей конструкцией на кости. За эти аналогии местные жители прозвали необыкновенное здание Домом Костей. Творческим воображением Гауди в художественных каменных изображениях воплотились причудливые формы флоры и фауны, горячо любимые им с детства. Дом Бальо – символ новой, до этого неведомой архитектуры, исключающей прямолинейность конструкций, положил начало знаменитого уникального стиля Гауди.

Дом Мила

Это здание обтекаемых форм находится на пересечении бульвара Пассеч де Грасиа и улицы Карре де Провенса. Оно является полным воплощением криволейности в архитектуре, где буквально нет ни одного идеально прямого отрезка. Как говорил сам Гауди, в облике дома он передал изгибы волн, облаков, листьев и цветов. Неправильной формы оконные проемы, многочисленные колонны разной толщины, непрерывная извилистая полоса козырьков над окнами воплотили замысел автора. Здесь можно увидеть самые неожиданные формы каменных изваяний — результат нестандартных решений художника, который даже дымоходы облек в затейливую художественную оболочку. Шахты лифтов, установленных в доме, задекорированы зящными скульптурами. Гауди была проделана огромная проектная и созидательная работа над шедевром, который взят под охрану ЮНЕСКО как бесценный памятник.

Собор Святого Семейства

Еще один реальный шедевр из мира фантастики можно увидеть на улице Carrer de Provenca – Храм, который кажется высеченным из цельной скалы непревзойденно умелым резчиком, а не выстроенным из отдельных камней. Настолько органично вписались в общий ансамбль все необыкновенные составляющие самого главного детища Гауди, которому он посвятил 40 лет своей жизни, но так и не успел до конца воплотить весь замысел. Возведение уникальной святыни Саграда Фамилия длится уже 130 лет.

Нельзя несколькими словами обозначить архитектурный стиль этого сокровища, отразившего талант Гауди, стремившегося уйти от острых готических форм к более округлым, плавным, изящным. Несмотря на огромные размеры собора, он кажется легким, воздушным. Гауди стремился создать «библию в камне», над которой вознесутся 17 символических башен, олицетворяющих 12 апостолов, 4-х евангелистов и Иисуса. 3 фасада оформлены в соответствии с главными линиями земной жизни Христа. О каменном чуде нельзя рассказать в одной статье, его нужно долго изучать, чтобы постичь все величие и красоту неземного строения.

Парк Гуэля

Следующий адрес – ул. Carrer lt Olot откроет еще одно чудо от Гауди – парк уникальных творений архитектуры, каждое из которых оригинально и великолепно неповторимостью форм. Зал 100 колонн потрясает воображение своей монументальностью и величием, расписными лепными плафонами потолка. Огромная мозаичная саламандра, распростершаяся на импровизированном бассейне, кольцом свернувшаяся змея, диковинная скамейка с мозаично живописной спинкой – все так необыкновенно и фантастично прекрасно! Целый день можно любоваться творениями великого мастера, которые вне времени и пространства.

Дом Висенс

Его смело можно назвать главным украшением довольно серого фабрично-заводского района Барселоны – Грасиа по адресу: Carrer de les Carolines, 18-24. Как яркий самоцвет среди невзрачных собратьев, дом Висенс «озаряет» окрестности цветной мозаичной отделкой стен. Даже не зная, кто такой Висент, можно догадаться о его производстве, потому что декоративные узоры фасада «сотканы из керамической плитки». Винсент владел кирпичным заводом и цехом по изготовлению отделочной плитки. Именно этими традиционными материалами воспользовался Гауди и создал свое первое архитектурное произведение искусства как дипломированный специалист, снабдив его (дом) чудесным садом с фонтаном. До нашего времени он (сад) не сохранился, а дом продолжает радовать своей красочной композицией. Внутрь разрешено попасть только 22 мая, в день Святой Риты, но уже большое счастье увидеть шедевр Гауди снаружи. Все архитектурные творения испанского гения входят в список мирового наследия и взяты под охрану ЮНЕСКО.

Как сэкономить в Барселоне?

Все прекрасно знают, что Барселона дорогой город. Если есть возможность сэкономить, то почему этим не воспользоваться? Что нужно сделать, чтобы получить:

  • Билеты в Саграда Фамилия и парк Гуэль без очереди
  • Трансфер из аэропорта и в аэропорт Барселоны или трансфер в одну сторону из аэропорта Жироны – позволит быстро и с комфортом добраться до центра города
  • Билеты на Hop-On Hop-jff автобус
  • Скидку 20% на билеты в лучшие музеи (в том числе Пикассо, Хуана Миро, MNSC), достопримечательности (в том числе Casa Mila, Casa Batllo и Camp-Nou), экскурсии и велотуры, карточку Hola Transport

Всё это будет доступно вам после покупки

Барселону считают одним из самых красивейших городов мира. Во многом этому факту Барселона обязана архитектору Антонио Гауди. Его необычные, шокирующие и противоречивые творения привлекают в Барселону туристов всего мира. Люди отрываются от приятного ничего не деланья, all inclusiva и ближайшего пляжа, чтобы пройти по Рамбле, забраться на Монжуик, походить с широко раскрытыми глазами по парку Гуэль, скрыться от жары в Готическом квартале старой части Барселоны...и, конечно, своими глазами увидеть Саграду Фамилию, причудливые дома Мила и Батло.

В данной заметке я хочу рассказать о непростой судьбе архитектора Антонио Гауди, о его стиле и творениях. В Барселоне сейчас находятся 14 архитектурных строений Гауди. Дома, которые он строил на заказ - это не туристические аттракционы, а место для жизни людей, попросту – жилые дома. И по сей день в них живут люди, зачастую организовывая в некоторых комнатах музеи. О творениях Гауди в Барселоне писали здесь .

Кто же такой Антонио Гауди?

Имя Гауди окутано завесой таинственности. Вероятно, первое, что затрудняет понимание его творчества, - это загадка, присущая всем гениям. Он не оставил никаких записей и дневников, у него не было близких друзей (кроме Эузебе Гуэля). Все, что мы знаем о Гауди, связано с его работами и творчеством, а личная жизнь покрыта мраком.

Родился Антонио Гауди в каталонском городе Реус, расположенном около 40 километров от Барселоны. В семье кузнеца и простой домохозяйки почти каждый год рождался ребенок, но все они умирали в младенческом возрасте. Маленький Антонио тоже сильно болел, мать готовилась к самому худшему. Но все обошлось.

Кстати, в Реусе построен великолепный современный центр, посвященный творчеству Антонио Гауди, о нем можно прочитать здесь.

Однако, маленький Антонио мучился от ревматической боли в ногах, поэтому большую часть времени проводил дома. Проблема Гауди с ногами прошла только во времена студенчества, поэтому он всячески наслаждался прогулками по городу.

Невозможность бегать и играть во дворе маленький Гауди компенсировал усердием в учебе. До 11 лет Гауди учился дома. Его малограмотная мать научила сына писать и читать, а отец - рисунку, в котором юный гений преуспел. Однако ум мальчика не был удовлетворен теми знаниями, которые дали родители, поэтому Гауди начал посещать школу. Учителя не очень любили мальчика за строптивый характер. Он не боялся спорить и высказывать свою точку зрения. Например, на фразу учителя о том, что у птиц есть крылья, чтобы они могли летать, Гауди заявлял, что у домашней птицы тоже есть крылья, но чтобы просто быстро бегать.

Еще одним недугом, который мучил архитектора, была загадочная болезнь слишком быстрого старения. Например, знаменитый и один из немногих портретов Гауди сделан в возрасте 26 лет. Правда, сложно поверить, что этому человеку всего 26?

В школе Антонио Гауди прославился своими рисунками, которые впервые опубликовали в школьном журнале «Эль Арлекин». После ему уже доверили оформить сцену школьного театра. Но настоящей страстью талантливого мальчика была архитектура.

После окончания школы, в 17-летнем возрасте, Гауди уехал из родного Реуса в Барселону. Он устроился на должность чертежника в городское архитектурное бюро и записался на курсы при Барселонском университете, на которых изучали архитектуру. Целых 5 лет архитектор постигал таинства науки, усердно корпел над книгами и чертежами. Параллельно Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры, где был лучшим учеником.

В семье Гауди никогда не было достаточно денег, тем более уже подрастала младшая сестра Гауди. Работа чертежника не приносила архитектору большого количества денег, он жил на грани с бедностью, поэтому всячески избегал компаний и тусовок.

Первая победа Гауди в качестве профессионала произошла в 1870 году. Ему удалось выиграть тендер старого монастыря в Поблет на переработку личного герба настоятеля монастыря. Герб стал первым проектом Гауди. Кроме того, за это хорошо заплатили.

В институте Гауди заслужил славу то ли гения, то ли сумасшедшего. Он сдавал все предметы на 5, но все концептуальные вопросы превращал в жаркие дискуссии с преподавателями, за что схватывал двойки.

Иногда протест «шаблонным» канонам Гауди выражал в чертежах. Однажды, работая над архитектурой городского кладбища, он нарисовал в центре катафалк со всеми деталями. На вопрос, зачем, он сказал, что хочет передать атмосферу кладбища и добавить воздуха в чертеж.

Забегая вперед, стоит напомнить, что Гауди редко делал свои дальнейшие проекты с чертежами. Он лично руководил стройкой, но при этом, каждый объект поражал необычным дизайном и глубокой инженерной мыслью и функциональностью. Он мог легко разрушить уже почти построенное здание и начать его переделывать на ходу, без чертежей и согласований с заказчиками. Ему вообще было наплевать на их мнение, потому что только он знает, как будет лучше.

Гауди был ярким представителем течения модернистов, используя в своих интерьерах и фасадах природные мотивы. Он всегда уделял внимание мелочам, делал все так, чтобы человек чувствовал себя комфортно в созданных им зданиях.

За время студенчества Гауди выполнил несколько проектов для Барселоны, которые так и остались на чертежах. Это были ворота для городского кладбища, больница и причал для морских судов.

Наконец Гауди получил первый общественный заказ и разработал фонарь для Барселоны.

В 1878 году Антонио Гауди стал обладателем диплома архитектора. С этого момента начался новый этап его жизни.

Антонио Гауди - архитектор Барселоны

Гауди очень любил Барселону. Мечтал возродить старые готические формы любимой Барсы. Одним из кумиров Гауди был архитектор Виолее-ле-Дюк, написавший книгу про готические соборы Франции. Гауди отправился к нему в Каркассон, чтобы услышать мнение о собственных идеях.

Надо сказать, что Гауди не перестал спорить с обществом, утверждал, что знает истину. Он отказывался строить по навязываемым ему канонам архитектуры, кричал: «Пусть строит тогда кто-нибудь другой, а не я!».

К этому времени он стал немного зарабатывать и стремился выглядеть успешнее, чем есть на самом деле.

И ему поверили, хотя зачастую дать объяснение своим идеям он не мог. Его проекты каждый раз поражали заказчиков своей несуразностью, но спустя время, люди ценили тот комфорт, который смог создать Гауди и ту красоту, которую надо сначала разглядеть.


Турист, приехавший в Барселону, может сказать, что не понимает гения Гауди, ему вообще не нравятся эти пряничные домики. Так каждый дурак может.

Чтобы не быть вот таким туристом, стоит понять главное - все, что строил Гауди, было для чего-нибудь нужно. Его волновали инженерные коммуникации, проблемы света и воздуха в помещениях. Это сейчас архитектору-дизайнеру не надо ломать голову, как же сделать проветривание в комнатах, а Гауди пришлось все это придумать. Он искал новые формы. Как сделать арки более изящные, а колонны более тонкими? И чтобы все это стояло на века.


Наши отзывы и много практической информации о достопримечательностях, шопинге и отдыхе в Барселоне можно прочитать вот здесь .

Антонион Гауди и религия

На протяжении многих лет Гауди был отъявленным скептиком. Он не посещал храмы, хотя делал для них проекты. Он просто не верил в Бога. Однако, что-то заставило его превратиться в глубоко набожного человека. По одной из версий, к Богу его подтолкнула смерть матери в достаточно молодом возрасте.

Знакомство Гауди с Гуэлем

Наверняка многие слышали о необычном парке Гуэль в Барселоне? Так вот, называется этот парк в честь реального человека, покровителя архитектора и заказчика этого странного парка.

По одной из версий, Гуэль нашел Гауди на парижской выставке 1878 году, где архитектор в павильоне Испании представил свой проект рабочего поселка Матаро. Поселок остался только на бумаге, но Гауди удалось взбудоражить общественность, которая увлекалась модным в Европе стилем Арт Нуово.

Другая версия рассказывает о том, что Гауди после получения диплома хватался за любую работу, чтобы заработать лишнюю копейку. Однажды ему пришлось заниматься оформлением магазина перчаток, где его и увидел Гуэль. Он попросил познакомить его с молодым человеком, задал несколько вопросов и пригласил архитектора к себе домой.

Это знакомство определило дальнейшую судьбу Антонио Гауди. Гуэль стал верным другом и меценатом, искренне ценившим творчество Гауди. Он смог заработать достаточно денег на текстильной промышленности и понимал, что лучшее вложение денег - недвижимость. За исключением проекта парка Гуэля меценат всегда оказывался в плюсе. Поэтому он с удовольствием смотрел наброски, которые приносил Гауди и успешно конвертировал их в долгосрочные проекты.

Эусебио Гуэль стал для великого мастера не только самым главным заказчиком и даже покровителем, но и хорошим, верным другом. Со дня их знакомства и на протяжении 35 лет, до самой кончины мецената, архитектор проектировал и создавал для семьи Гуэль великие творения, которые и сейчас можно увидеть в Барселоне. Великий Гауди создал все необходимое – от домашней утвари и предметов обихода, до шикарных особняков и парков отдыха с неповторимым изыском и игрой воображения, свойственной только самому мастеру.

Гуэль был текстильным магнатом и одним из богатейших людей в Каталонии и мог позволить себе заказать и олицетворить любую мечту, а Гауди, при этом, мог самовыражаться и творить без запретов и границ, не думая о расходах.

Сам Гуэль был очень образованным человеком, и, кроме всего прочего, их с Гауди сближала любовь к искусству и общий интерес к поэту Вердагеру, который создал великий шедевр «Атлантида», ставший гимном прошлого католического патриотизма. Так же оба великих мастера своего дела были поистине патриотами своей родины и их общие политические взгляды нашли свое отражение в некоторых архитектурных постройках. Одним из таких олицетворений внутреннего духовного мира Гауди и Гуэля является дворец в Барселоне, который и сейчас не перестает радовать посетителей своим грациозным и неповторимым видом.


Гауди отзывался о Гуэле, как о джентльмене и сеньоре, с высокими манерами и необыкновенно чувственном человеке, который не хвастает своим состоянием, а очень мудро им распоряжается. Архитектор так же очень ценил в своем попечители и то, что он не ограничивал его в финансовых вопросах во время работ, и он имел возможность спокойно ваять свои произведения архитектурного искусства из дорогих материалов – мрамора, драгоценные камни и другие дорогостоящие материалы. Лишь секретарь Гуэля – Раймон Кампамар, всегда с легким недоверием относился к необдуманным тратам своего господина, но это были лишь его личные опасения.

Для семейства Гуэль Гауди выполнил много проектов, среди которых:

  • Павильоны и усадьбы в Педральбесе, недалеко от Барселоны;
  • Винные погреба в Гаррафе;
  • Часовни и интересные крипты Санта Колома де Сервельо;
  • Ошеломительной красоты парк Гуэля в Барселоне;
  • Ансамбль усадьбы Гуэля, созданный в 84-87 годах 19 столетия явился одной из отличительных построек мастера;
  • Также стоит отметить криволинейную скамью Зала ста колонн;
  • Дом Кальвет;
  • Монастырь св. Тересы;
  • Дом-музей архитектора;
  • И самое главное, и величественно творение – дело всей жизни великого мастера - собор Саграду Фамилия, который является символом Барселоны.

Собор Саграда Фамилия (Собор Святого семейства)


Церковь Саграда Фамилия явилась делом все жизни великого архитектора Гауди, которому он посвятил весь остаток своих дней. История данного строения началась еще в 1883 году, когда по задумке властей Барселоны собор начал возводить и проектировать Франсиско де Вильяру. Де Вильяр задумал данную церковь в стиле неоготики. Правда ему удалось построить одну лишь крипту под аспидой и далее проект был передан Гауди в 91 году того же 19 века.

Гауди посвятил собору 43 года своей жизни и сотворил строение в своем собственном стиле, не похожем ни на одно из придуманных великими мастерами направлений. Антонио Гауди во всей истории архитектуры находится в стороне от всех, так как ему не было, и нет равных и даже сегодня, когда храм так и не был достроен до конца. Не нашелся еще тот, кто смог понять идею художника и его цель и закончить дело его жизни.

Кафедральный собор святому семейству был задуман архитектором, как воплощение нового Завета в жизнь и вся лепнина фасада должна была передать жизнь и дела Христа на Земле. Гауди и тут не отошел от своих принципов и ни чего не придумывал заранее, а воплощал свои идеи в жизнь по мере их возникновения во время работ. Для этого он постоянно присутствовал на строительных площадках, и полностью контролировал весь процесс.

Чтобы находиться ближе к своему детище, Антонио переселился в одну из комнат будущего Собора, и порой, его задумки шли на перекос с его же прошлыми идеями. После чего строителям приходилось ломать одно и возводить что-то новое, что Гауди только что придумал. Именно так и начал над всеми домами Барселоны медленно расти и возвышаться удивительный Собор, который поражал своими формами и архитектурными изваяниями всех жителей в те времена и продолжает поражать взгляды посетителей со всего мира и сегодня.

По задумке Гауди церковь должна была иметь вид в форме трех фасадов с одинаковым оформлением, которые должны украсить четыре криволинейные башни. В результате должно быть 12 башен, каждая из которых символизирует одного из апостолов, а фасады должны были олицетворить жизнь Христа – «Рождество», «Страсти Христа» и «Воскресение».

Но, как это ни печально, даже после стольких лет строительства, Гауди успел воплотить в жизнь только часть своих идей, и ему удалось представить взору граждан один лишь «рождественский» фасад – восточная часть Собора. А так же четыре его башни, которые, правда, были достроены уже после смерти мастера в 1950 году. Остальные фасады, лепнина и башни так и остались в незавершенном своем состоянии.

Смерть великого мастера

С 14 года 20 столетия Гауди стал отдавать всего себя на строительство храма и начал все чаще и больше уходить в свой внутренний мир и постепенно превратился в отшельника. Он сутками находился в своей мастерской на строительной площадке и лишь изредка выходил за ворота для того, чтобы собрать средства и пожертвования для дальнейших работ. Возведение соборных стен и всего здания стало для Гауди навязчивой идеей и целью в его жизни.

В один из обычных дней в 1926 году, когда Антонио Гауди направился в ближайшую церквушку к вечерне, его по дороге сбил трамвай. Это и стало последним днем в жизни гениального архитектора Каталонии. В лежащем на дороге старике в изношенных одежонках никто из прохожих не узнал мастера Гауди. Его приняли за бездомного старца и отправили в госпиталь Святого Креста и Павла для бедных. Два дня архитектор пробыл в бессознательном состоянии и в возрасте 74 лет скончался на больничной койке.

Лишь после его кончины в теле покойного узнали Антонио Гауди и похоронили со всеми почестями в крипте недостроенного им собора.

Много раз пытались закончить дело рук Гауди современные мастера, но ни кто так и не смог повторить идею художника и воплотить ее в жизнь. Сейчас собор так и красуется своим грозным и устрашающим видов в Барселоне и с годами стал ее главным строением и лицом города.

Отели Барселоны: отзывы и бронирование

Билет на 4D фильм о Гауди

Автобусный тур по Барселоне онлайн

Билеты в музеи Барселоны онлайн

Достопримечательности Барселоны онлайн билеты
Виза онлайн с доставкой на дом

Новаторство и классика никогда не умели сосуществовать мирно. Всё новое, непохожее на традиционное, всегда воспринималось, как шарлатанство или извращение истины. ХХ век увидел много новаторов, среди которых был и Антонио Гауди, архитектор и его дома заставили современников на искусство строительства жилых и нежилых помещений.

Обреченный на одиночество

Антонио Гауди родился в 1852 году в небольшом каталонском городке в семье мастера котельных дел и был пятым и младшим ребенком. Однако будущему архитектору было суждено слишком рано остаться одному. Двое его братьев умерли ещё в младенчестве. Затем Гауди потерял третьего брата, сестру и мать. Глава семьи вместе с сыном и внучкой, оставшейся после смерти дочери, переехал в Барселону. Вскоре старый мастер умер. Вслед за ним скончалась и его болезненная внучка. Антонио потерял всех родственников.

После пяти лет подготовительных курсов Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры. Работать гениальный архитектор начал ещё до того, как получил образование. Его деятельность сводилась к выполнению мелких работ: проектирование оград, небольших построек и т. д. Участие в многочисленных конкурсах не увенчалось успехом. Встреча с текстильным магнатом Эусеби Гуэлем решила судьбу талантливого молодого человека. Гуэль был одним из богатейших людей Каталонии. Он мог позволить себе воплотить любую свою мечту. В то же время Гауди получил возможность работать и зарабатывать.

Спроектировав для семьи магната несколько построек, самой грандиозной из которых стал дворец, безымянный мастер в одночасье превратился в одного из самых популярных архитекторов Барселоны. Многие богатые каталонские семьи мечтали жить в доме по проекту Гауди, архитектор и его фантастические дома стали входить в моду. Новаторство мастера было признано и одобрено.

Посвящать всё свое время профессии Гауди заставляла не только любовь к оригинальной архитектуре, но и одиночество. В детстве маленький Антонио страдал от ревматизма, ставшего причиной отказа от игр со сверстниками. Смерть близких родственников снова оставила Гауди наедине с собой. Мастер так и не обрел личного счастья. Единственная женщина, в которую он был влюблен, не ответила ему взаимностью. Друзей у Гауди практически не было. Он слыл недружелюбным и жестоким человеком.

Архитектор скончался в 1926 году, через 3 дня после того, как был сбит трамваем. Мастер был похоронен в крипте недостроенного им храма.

Визитная карточка Барселоны

Среди наиболее запоминающихся достопримечательностей Барселоны каждый турист непременно назовет и архитектуру Гауди, ведь архитектор-новатор и его дома создали в городе необычную и очень притягательную атмосферу.

Архитектура ХХ века отличается простотой и лаконичностью. Сложная геометрия и обилие украшений уступили место незамысловатым формам. Простота должна была символизировать прогресс и уход от пережитков прошлого. Однако Гауди решил пойти своим собственным путём. Влияние на его творчество оказали входившая в моду неоготика и детские впечатления, связанные с морем и замками из песка, которые когда-то строил маленький Антонио. Гауди никогда не ставил перед собой цели стать новатором, изобрести нечто впечатляющее, поражающее воображение публики. Он считал, что лучшим творцом можно назвать только природу, а значит, и все архитектурные элементы необходимо брать у нее. Мастер избегал прямых линий, не любил стены и правильные геометрические формы.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней