Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возвращение в школу после летних школьных каникул. Адаптация ребенка к школе после летних каникул

Сейчас, за полторы недели до начала - самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму - и для детей, и для взрослых - стресс. Уже можно постепенно начинать просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Откат в знаниях

Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит «откат» в знаниях, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением.

Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался «в процессе» обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам).

В оставшееся время можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем.

Дополнительные занятия

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Питание

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) - это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. А жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) - это постоянное напряжение.

Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит . Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите - есть продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины, или же принимать биодобавки.

Как помочь ребенку привыкнуть к школе: начинаем заранее

Общение

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно, возвращение в коллектив - это дополнительная нагрузка и возможный источник напряжения.

Можно предложить в какой-нибудь из оставшихся дней каникул встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно показать в школе.

Возвращение

За несколько дней важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет.

Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь - книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию - он как будто бы ставит отпечаток: «Я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая газета с фотографиями всех учеников.

Хорошие воспоминания

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого «ничего хорошего нет и не будет», кто не замечает ресурсных событий и радостей, можно сделать коллаж из фотографий (даже снятых на камеру мобильного телефона) самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов.

Завершение опыта

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он как будто «не вернулся». Порой и нам, взрослым, важно осознанно ставить точку в разных процессах. Так легче совершать переход в другие действия и психологически акклиматизироваться.

Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отметить завершение каникул. Здорово будет встретить даже взрослого ребенка после любого отсутствия сюрпризом - шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Принятие изменений

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к нему, изменившемуся за лето. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, знаниями, словами и «системами».

Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком, с одной стороны, неизменна, с другой - тоже трансформируется. Важно постараться успокоить свою тревогу и не стремиться вернуть свою власть и авторитет силой.

Эти простые для исполнения, но такие важные для эмоционального спокойствия и уверенности в себе действия помогут вам и вашему ребенку быстрее влиться в рабочий ритм и с уверенностью войти в новый учебный год.

Каникулы неизбежно подходят к концу. Перестроиться с отдыха на ежедневную учебу сложно, поэтому готовиться желательно несколько заранее. В первую очередь, за некоторое время до первого сентября пора возвращаться к строгому режиму дня. Укладывать детей спать пораньше, все интересные дела планировать на утро, чтобы появлялась мотивация вставать по будильнику. О том, как еще подготовить школьников к грядущему учебному году, рассказывает Я – Родитель.

Заранее составленное расписание недели заново приучит ребенка к четкому распорядку. В расписание хорошо включить не только увеселительные мероприятия, но и домашние занятия по .

Сейчас существует множество учебников по повторению пройденного материала для каждого года обучения. Уделите занятиям всего полчаса в день, поддерживая в ученике уверенность в знаниях. Особое внимание обратите на те предметы, с которыми у вашего ребенка возникали трудности, помогите разобраться, пока на это есть время. Тогда он спокойным и довольным.

Как подготовить первоклассника к школе?

Внезапно подросшие малыши гордо примеряют портфели и школьную форму. После приобретения важно уделить время формированию у детей необходимых в школе навыков.

Развивайте навыки самообслуживания

В первую очередь, первоклашке необходимы навыки самообслуживания. К первому классу ребенку нужно уметь быстро переодеваться, аккуратно есть за столом, вовремя мыть руки, самостоятельно обслуживать себя в туалете, тщательно и быстро собирать портфель. Все эти навыки нужно тренировать в игровой форме.

Поиграйте в «самолет улетает через 15 минут». За это время малыш должен, например, одеться и собрать портфель. Придумайте систему поощрений. За неделю-две до первого сентября повесьте на стене расписание недели и отмечайте звездочками дни, когда ребенок сам проснулся по будильнику, умылся и собрался.

Тренируйте общение с будущим учителем

Ребятам, которые ходят в детский сад, нетрудно переключиться с воспитателя на учителя. Сложнее «несадовским» детям, особенно, если они не посещали занятия по подготовке к школе.

Как научить ребенка выстраивать отношения с учителем?

Поиграйте дома с ребенком в «педагога и ученика», меняйтесь ролями, предлагайте ему разные ситуации на уроке и переменках.

С первых же дней в школе новоиспеченные ученики будут готовить руку к письму. Помогите своему ребенку – развивайте его мелкую моторику.

Для этого существует много игр: конструктор, сборка бус и бисера, перекатывание по столу мелких предметов на скорость, мозаика, лепка из пластилина, штриховка и раскрашивание рисунков. Не каждый ребенок готов заниматься этим в одиночку. Участвуйте в его занятиях, показывайте пример.

Мотивируйте ребенка читать

Сходите с ребенком в библиотеку. В них теперь часто проводятся интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.

Уделяйте время отдыху с ребенком

Одна из главных задач школьников на каникулах – отдохнуть и выспаться. Внимательно следите за временем отхода ко сну и постепенно переводите детей на утренние подъемы пораньше. Ловите солнечные деньки, устраивайте долгие прогулки пешком и на велосипедах, плавайте в пока еще теплых водоемах.

Как подготовить к школе старшеклассника?

Для детей 15-16 лет постепенно начинается подготовка к вузу. Кроме этого, дети еще могут переживать подростковый возраст, и им требуется дополнительное внимание взрослых.

Вместе продумайте план профориентации

Продумайте план профориентации, запишитесь на курсы при институте, внимательно присмотритесь к психологическому состоянию подростка. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учебы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения .

Обсуждайте со старшеклассником события с позиции равноправия

Обсуждайте со старшеклассником события в мире, выслушивайте его точку зрения на политику, экономику, литературу, музыку. Посмотрите вместе исторические или научно-популярные фильмы, а затем обсудите. На даче по вечерам изучайте с подросшими детьми звездное небо, рассказывайте о созвездиях, фантазируйте. Возможно, ваш ребенок уже знает что-то лучше вас, ему будет приятно удивить вас своей эрудицией.

Предложите ребенку начать вести дневник

Предложите подростку вести дневник. Осмысление личных достижений и поражений, ежедневное записывание событий поможет развить навык формулирования своих мыслей в тексты, а тексты – в цели и задачи.

Учите подростка планировать расходы

Подготовьте вместе с ребенком список покупок, например, товаров к школе. Помогите ему рассчитать бюджет на покупки, спланируйте походы по магазинам. Вы это, несомненно, умеете, а вот старшекласснику нужно учиться домашней экономике. Это дополнительная тренировка как в математике, так и в планировании.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Светлана Балашова

Когда ребёнок возвращается в школу после летних каникул, он может столкнуться с проблемой адаптации, как и при поступлении в 1 класс. Внезапно оказывается, что часть пройденного за прошлый год знаний забыто, школьник быстро устаёт от школьных нагрузок, успеваемость хромает, потому что ему трудно сосредоточиться на уроках. Обычно такие проблемы возникают, если обучению летом не уделяли внимания, не соблюдали режим, позволяя школьнику отдыхать все три месяца.

Как адаптироваться ребёнку в школе после затяжного отдыха? Развивающие курсы для детей

Несмотря на то, что лето предназначено для отдыха от школы, заниматься с детьми нужно даже на каникулах. Другое дело, что методы обучения должны отличаться от традиционных. Сегодня дошкольным развитием детей занимаются современные развивающие центры. Они ставят перед собой разные задачи: от обучения математике и письму до комплексной подготовки к школе. Какой детский центр развития лучше выбрать?

Школа ментальной арифметики Соробан® предлагает отбросить стереотипы по поводу того, какой должна быть учёба. Принципы обучения здесь отражают современный взгляд на интеллектуальное воспитание школьников. По мнению создателя крупнейшего в Украине центра развития детей, цели педагогов:

  • заинтересовать учеников, разбудить в них познавательный интерес, желание учиться;
  • заставить поверить в свои силы, на деле доказывая ученику, что его умственный потенциал не имеет границ;
  • объяснить так, чтобы каждый ученик понял и смог выполнить задание учителя;
  • научить школьников самостоятельно справляться с трудностями, решать сложные задачи;
  • показать, что учёба может быть интересной, весёлой, если правильно к ней относиться;
  • стать для своих учеников мудрым учителем и добрым другом.

Ребёнку намного проще привыкнуть к школе, если там он чувствует себя комфортно. Так вот, центр устного счёта Соробан® заботится о моральном комфорте своих воспитанников. Такой опыт очень полезен и дошколятам, потому что он формирует у малышей положительное отношение к школе, учёбе.

Какие факторы помогают ребёнку быстро адаптироваться к школе после каникул?

Легче всего осеннюю адаптацию проходят те ученики, которые готовились к новому учебному году задолго до 1 сентября. Для успешной учёбы каждому школьнику на протяжении лета нужно:

  • тренировать и развивать свои способности;
  • как можно больше общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
  • расширять свой кругозор;
  • воспитывать внутреннюю дисциплину, навыки самоорганизации;
  • научиться чему-то новому, освоить науку или занятие, которое не проходят в школе.

Центр ментальной арифметики позволяет детям реализовать этот план, не ограничивая в возможности уделять время своим интересам, развиваться в разных областях знаний.

Уроки ментальной арифметики помогают школьникам в изучении математики. В школе Соробан® дети учатся считать быстрее калькулятора с помощью японской методики скоростного счёта. Это метод эффективнее занятий с репетитором. Тренировки на соробане развивают память, наблюдательность, аналитическое и логическое мышление, воображение, другие способности, которые впоследствии помогают школьнику понять точную науку. Не говоря уже о способности к быстрому устному счёту – этому не научит ни один репетитор.

Уникальная особенность методики ментального счёта в том, что она гармонично развивает все стороны интеллекта, стимулирует работу правого и левого полушарий, раскрывает гуманитарные, математические, творческие задатки. Поэтому, независимо от того, какое направление ближе ребёнку, какой профиль обучения он выберет в будущем, методика ментальной математики универсальна для всех.

Узнать больше о специфике обучения в Школе вы можете на официальном сайте .

Преимущество внешкольного обучения в школе устного счёта Соробан®:

  • минимум времени на занятия в классе и дома;
  • максимум внимания преподавателя на всех этапах обучения;
  • адаптация к существующим и подготовка к будущим учебным нагрузкам, помощь в решении задач любой сложности в любой сфере знаний;
  • органичные условия развития (социально активная среда, мотивация, поощрение учителей).

Записаться на курсы ментального счёта, включить уроки ментального счёта в расписание отдыха стоит ради того, чтобы мотивировать ребёнка, раскрыть его возможности, научить учиться. Соробан® – это полезный интеллектуальный, психологический и социальный опыт, который поможет школьнику легко адаптироваться в школе после летних каникул. Это важный этап развития для детей перед поступлением в начальную школу.

Опять в школу… Помогаем ребенку адаптироваться после каникул

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее.

С началом учебы коренным образом меняется образ жизни ребенка. Три летних месяца он отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка... В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Помогать ребенку втягиваться в учебный процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно.

1. Режим Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше. Возможно, для этого придется настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребенок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста! » и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в спокойную настольную игру, погуляйте в парке, обсудите вместе прочитанную книжку или сами сочините историю.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.

«Мне нравится, что ты…»

Эта игра – почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребенок и родители испытывают очень теплые чувства.

Надо взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…» За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь».

Мама может услышать от ребенка, что ему нравится, что мама «добрая, дает конфеты, покупает игрушки и т.д.» А ребенку можно сказать, что вам нравится, что он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д.» Чем больше будет таких высказывааний, тем лучше. Понятно, что в этой иггре выигрывают двое.

На следующий день вы можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет вспоминать, как вы играли.

Для большинства детей важно и то, как их будят . Предложите своему ребенку подобрать любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней.

2. Сон. К 6 годам большинство детей уже не спят днем, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребенок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-19 лет по 7,5-8,5 часов...

Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время. Ни засиживаться до полуночи за выполнением домашних заданий, ни тем более, загружать нервную систему ребенка на сон грядущий телевизором или компьютерными играми. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.

3. Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение .

4. Вернувшись домой с отдыха, организуйте день так, чтобы у школьника были и свои небольшие, но повседневные обязанности : вынести мусор, подмести пол, выгулять собаку и т.д. При этом важно не забывать про похвалу. Дайте понять ребенку, что его помощь в семье ценят.

5. Покупка школьных принадлежностей, одежды для школы – занятие, как правило, приятное и в тоже время настраивающее на учебный лад. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимыевещи будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж весь залежалый товар. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время.

Сделайте подготовку к учебному году увлекательным занятием. Приобретая тетрадки, дневник и другие канцтовары, позвольте школьнику принять непосредственное участие в выборе этих товаров.

Как избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет самостоятельно выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё это не потянете?! Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу ограниченную . Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный рюкзак. Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку выбрать самостоятельно себе портфель. Ребёнок, думая, что он именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните нервы и деньги.

6. Будет не лишним обсудить режим дня школьника вместе с ребенком, учесть его пожелания. Добавить немножко творчества и игры. И в конечном итоге организовать распорядок так, чтобы ребенок получал удовольствие от каждого прожитого дня, даже несмотря на то, что летние каникулы остались позади.

7. Ребенок должен гулять на свежем воздухе . Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка.

8. Правильное питание. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами (яйца, печень, рыба, а также молоко) считаются “пищей мозга”. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребенок невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса и не любит рыбу, родителям, возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке, богаты им также рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

9. Капризы и протесты на тему: «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, позвольте школьнику попасть в неловкое положение - опоздать на занятия или пойти в школу с невыполненным домашним заданием. Замечание со стороны учителя и всеобщее внимание класса порой действует лучше родительских увещеваний.

8. Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от него слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.

4. Окружите ребёнка заботой и пониманием . Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.

5. Не надо пугать ребёнка наказанием учителя , если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций.

Посвятите во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее сложным для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните, все имеют право на ошибки. Хвалите ребёнка за любую мелочь . Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.

За лето детская рука забывает, как писать , и скорость письма в начале года существенно отличается от весенних показателей. Попишите с ребенком диктанты, лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки. Разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться. Чтобы «оживить» мелкую моторику пальцев перед занятиями, полезны будут совместные семейные художества - лепка, музицирование, рисование. А еще лучше, если всей семьей включая папу и бабушку, вы будете тренироваться в написании диктантов, в шуточной форме сравнивая ошибки и выявляя победителей.

6. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения , поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не ущемленным. Подумайте , будет ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то “похвастаться по-доброму”?

7. Новые отношения ребёнок будет пробовать выстраивать и в семье. За лето, в результате естественных психических процессов, дети могут забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме этого, ребёнок просто будет проверять взрослых: “А вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ хочется?” Спокойно и твёрдо стойте на своём.

Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому найти выход из положения, помочь герою: “А как бы ты поступил?” Тогда правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок опять же будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до минимума.

Можно предложить детям самим сделать дома свой стенд или плакат с правилами . Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами, напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных занятий, сделает себе режим дня, повесит свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых от постоянных напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более самостоятельным и собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим записям. Это же могут сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться или капризничать: “Я думаю, что ты должен сначала сделать уроки, а потом пойти в гости к Кириллу, потому что ты сам принял для себя эти правила, и я хочу доверять тебе, как взрослому.” Сразу скажу, что скандалы, крики, наказания здесь будут менее действенными.

8. С началом учебного года первое время не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причем обязательно делать это днем. Примерно через 2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.

9. Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: “Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если Вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения друзей, чем родители. Такова уж их психология. Пусть ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки. Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате. Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть ребёнок кратко расскажет о прочитанном. Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок посещает ШПД.

Последний вечер каникул

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти.

Сделайте этот вечер спокойным. Поменьше упреков и ругани: «Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!», «Даже портфель сам не можешь собрать!»

Помогите ребенку собрать портфель. Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на «хорошую» память, ваше чадо может в школе не досчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно.

Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть. Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра. Может быть, вы были на увлекательной экскурсии или интересном представлении? Как здорово будет, если ребенок завтра расскажет об этом друзьям! Дочка получила в подарок красивую кофточку, о которой мечтала? Если в школе нет формы, пусть наденет завтра новый наряд! В общем, настройте ребенка так, чтобы он подумал: «А неплохо, что завтра в школу!»

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе.

Первые недели школьной жизни

Не планируйте других изменений в жизни . Возможно, вы нашли новую студию, чтобы занять ребенка в свободное время, и он горит желанием туда ходить. Но пусть он начнет ее посещать по истечении первых 2-3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были изменения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним, а вашему ученику и так сейчас нелегко.

Продолжайте бывать на свежем воздухе. По возможности, сохраняйте прогулки в будние дни после школы или вечером, когда вы приходите домой с работы.

Обращайте внимание на жалобы ребенка на головную боль, боли в животе, усталость. Это не капризы. Если у вас есть такая возможность, устройте ребенку «внеплановый» выходной посреди недели. Но только не для того, чтобы он сидел за телевизором и компьютером! Сделайте этот день «днем здоровья»: вместе погуляйте в лесу, покатайтесь на роликах. Такой нежданный выходной отлично помогает снять усталость. Чтобы предотвратить злоупотребление ребенка вашей добротой, скажите, что такие дни здоровья будут каждый месяц, но не чаще. Если жалобы на недомогание остаются, покажите ребенка врачу.

Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу. Вполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой большой потенциал!

родители должны его морально поддержать, лучше говорить «Малыш, я знаю, ты справишься!», а не «Как? Ты до сих пор не сделал уроки!....»

Родители должны уважать ребенка - Заставлять не стоит. Любое принуждение - это насилие. Лучше с ней договориться - объяснить, что в детстве вы тоже стеснялись, что страх нужно обязательно преодолеть.

Не забывайте про ласку. говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении.

Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!

Что вы посоветуете детям, которые излишне волнуются на занятиях, нервничают, когда им надо отвечать урок, выходить к доске?

Чтобы справиться со стрессовым состоянием, надо научиться правильно дышать! Когда, например, учитель вызвал к доске, дети инстинктивно переходят на «заячье» дыхание. Зайцы в лесу, когда видят хищника, маскируются, пытаются затаиться и переходят на мелкое-мелкое дыхание – чтобы хвост не дрожал. Что в это время с организмом? В крови резко уменьшается содержание кислорода, а значит, уменьшается мозговая активность. В таком состоянии трудно вспомнить даже то, что знал! А как дышать правильно? Надо делать 2-3 вдоха и выдоха полной грудью до живота. И плечи должны расслабиться. Научите ребенка – пусть так делает, пока идет к доске. И ему сразу станет легче, он почувствует себя спокойнее, увереннее. Этот же прием поможет и взрослым – ведь не секрет, на работе стрессовые ситуации тоже часто встречаются.

От того, как мы реагируем на неудачи наших детей, зависит очень многое . Если у ребенка трудности, это не значит, что он плохой. В этой ситуация родители должны поддержать ребенка и найти возможность помочь. Родители ошибаются, когда с порога спрашивают «Что получил?». Ребенку поступает сигнал, что родителю все равно в каком он настроении, голоден ли он, болел ли. Со временем происходит следующее: ребенок начинает скрывать оценки. Получается, что взрослые наказывают школьника за свое разочарование. Это неправильная позиция. Это неудача ребенка, а не родителей. У малыша складывается стереотип «двойка - я плохой, а учеба - это не весь я».

Поговорите с ребенком о том, что он ожидает от нового учебного года. Ведь переход из младшего звена в среднее или поступление в первый класс неизбежно связаны с разлукой: с привычным и родным классом или детсадовской группой, учителем, родителями.

Почувствовать себя более счастливым перед началом учебного года ребенку поможет семейный заключительный пикник. «Последний день лета» можно «обставить» шуточными ритуалами прощания с яркими насыщенными летними деньками и встречей продуктивного школьного времени.

Школьный стресс после каникул . Симптомы, которые могут служить признаками того, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, учебе; что должно насторожить родителей? Прежде всего, это беспокойный сон. Многие родители просто не обращают на это внимания. А бывает, что усугубляют ситуацию и говорят: «Когда тебе уроки учить или идти в школу, у тебя болит живот, а вот завтра воскресенье, и живот болеть не будет». Но они должны понять, что живот действительно болит из-за сильного напряжения, из-за тревоги или просто ребенку неуютно, что-то трудно дается. Еще один признак - страхи самого разного характера. Третий признак - близкие слезы, когда ребенок без видимой на то причины начинает плакать, особенно если до этого он никогда не был плаксивым. И вообще любые резкие перепады настроения - тоже ненормально. Родителям следует обратить внимание и на возникший консерватизм, например в еде. Мы имеем ввиду ситуации, когда ребенок вдруг ни с того ни с сего говорит, что будет есть только то, что привык, - сосиску или котлету, ничего нового не хочет.

Что делать в подобных ситуациях? Первая заповедь для родителей - уметь наблюдать за ребенком. Вторая - уметь говорить, слышать и слушать. Прогулка перед сном - самое подходящее время для разговора по душам, когда ребенок не боится, что вы будете его за что-то ругать. Важно очень тонко подойти к ситуации, выяснить, какие отношения с ребятами, как ведет себя учительница в классе, как учитель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот, плохо. Ребенок все расскажет, будьте уверены. Необходимо уметь правильно делать выводы из разговора. Наблюдать за ребенком надо не полчаса, а неделю или дв

Даже взрослому человеку требуется примерно две недели, чтобы после отпуска войти в привычную колею. Что уж говорить о детях, которые спустя три долгих летних месяца должны снова сесть за парты?

Начало нового учебного года - всегда серьёзное испытание для школьников: смена режима дня, нехватка сна, чрезмерные умственные нагрузки, а зачастую - неправильное питание и постоянные стрессы. Всё это негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии детей. Именно во время обучения в школе многие из них приобретают большую часть своих будущих хронических болезней. У 30-35% первоклассников уже имеются отклонения в состоянии здоровья, а в выпускном классе этот показатель увеличивается до 70%. Между тем, специалисты уверяют: чтобы избежать подобных проблем и помочь ребёнку быстрее привыкнуть к новому режиму, достаточно следовать простым рекомендациям.

Разумные нормы

Большинство проблем, возникающих у детей с наступлением нового учебного года, носят психологический характер. Раздражительность, бессонница, резкие перепады настроения, ухудшение памяти и внимания, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и приступы агрессии сигнализируют о том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками. А если к ежедневным занятиям и бесконечным домашним заданиям прибавляются дополнительные секции и кружки, факультативы или курсы иностранных языков, риск того, что ваше чадо станет нервным и раздражительным, увеличивается в разы.

Переутомление негативно сказывается на неокрепшей нервной системе детей, поэтому нагрузки всё-таки следует дозировать. Школьник сам может выбрать себе занятие по душе - будь то спорт или уроки игры на фортепьяно. А родителям достаточно поддерживать своего ребёнка во всех начинаниях и следить, чтобы ему хватало времени и на дела, и на прогулки с друзьями.

Если школьник корпит над книжками и тетрадками с утра до вечера и совсем не отдыхает, возможно, учителя «перегибают палку» с домашними заданиями.

Нагрузка зависит от возраста ребёнка и учебного плана школы. В первом классе она составляет 20 часов в неделю, во втором-третьем увеличивается. Максимальная - в десятых-одиннадцатых классах - 36 часов в неделю. То есть если при шестидневном обучении это по шесть уроков в день, но не более, - отмечает председатель комитета по образованию администрации Улан-Удэ Ульяна Афанасьева.

Учебный план, по её словам, состоит из двух частей - базисного и школьного компонента. Какие дисциплины включает последний, каждое образовательное учреждение определяет самостоятельно. В школах Улан-Удэ это в основном история, география и литература Бурятии.

То есть регионально-национальный компонент, - уточнила Афанасьева.

Где-то дополнительно изучают русский и математику, где-то - шахматы. В любом случае, родителям будет нелишним ознакомиться с санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые устанавливают максимальную образовательную нагрузку для учеников разного возраста.

Первые классы - не более 4 уроков в день. Один раз в неделю допускается проводить пять уроков (за счёт урока физической культуры). Продолжительность школьной недели - пять дней. Занятия проводятся только в первую смену.

2-4-ые классы - не более пяти уроков в день. Один раз в неделю допускается проводить шесть уроков (за счёт физкультуры). Продолжительность школьной недели - шесть дней.

5-6-ые классы - не более шести уроков

7-11-ые классы - не более семи уроков

Продолжительность занятий для учеников всех возрастов не должна превышать 45 минут. Исключение - первоклассники: для них СанПиН устанавливает «планку» в 40 минут.

Для дополнительных занятий расписание составляется отдельно. Обычно факультативы проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. При этом временной промежуток между ними должен составлять не менее 45 минут.

Рацион под контролем

Многие родители задаются вопросом, как правильно кормить ребёнка, чтобы обеспечить его энергией, необходимой в начале нового учебного года и при этом не спровоцировать появление различных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ведь именно привычка постоянно перекусывать на ходу и нерегулярное питание зачастую приводят к развитию гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни желудка и других характерных недугов.

Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо, в первую очередь, внимательно следить, что и когда ест ваш ребёнок. Меню должно быть разнообразным и состоять из продуктов, богатых витаминами и различными микроэлементами. Прежде всего, это углеводы, содержащиеся в кашах, макаронах и зерновом хлебе: они обеспечивают организм дополнительной энергией. Очень полезны для здоровья школьников йогурты, кефир, простокваша, салаты, фрукты и овощи. А вот различные шоколадные батончики и чипсы принесут скорее вред, нежели пользу: в их состав входит большое количество вредных для организма солей, жира и глюкозы. Школьникам (особенно младшеклассникам), специалисты советуют ограничить употребление острых и жареных блюд, колбасных изделий, фаст-фуда и газированных напитков.

Дефицит витамина B1, отвечающего за нормальное функционирование нервной системы и позволяющего защитить организм от различных инфекций, можно восполнить, употребляя в пищу телятину, свинину и хлеб. Защитить здоровье глаз и кожи и укрепить иммунитет помогут витамины А и С: они содержатся в молочных продуктах, печени, куриных яйцах, зелени, помидорах, петрушке, шпинате, щавеле, моркови, абрикосах, свежих фруктах и овощах, облепихе, чёрной смородине и красном перце.

В ежедневный рацион врачи-диетологи рекомендуют включать рыбу и морепродукты: это отличный источник витаминов и микроэлементов, в том числе йода и фосфора, которые стимулируют работу головного мозга. Кстати, таким же свойством обладают грецкие орехи. В список необходимых продуктов также входят мясо, молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, крупы и макароны, сметана, сыр, яйца, творог и фруктовые соки.

По мнению врачей-диетологов, доля растительных жиров в меню школьника должна составлять не менее 30 % (от общего количества жиров). Они содержатся в растительном и сливочном масле: первое можно использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п., а второе - для приготовления бутербродов и заправки блюд. Несколько раз в неделю можно включать в меню жирную рыбу: в ней содержатся омега-3 кислоты, необходимые для хорошей успеваемости в школе.

Оптимальный режим питания для ученика - не менее четырёх раз в день. Постарайтесь избежать ситуаций, когда ребёнок весь день ничего не ест, а потом получает суточный объём калорий за один вечер. Ужинать рекомендуется не позже шести-семи часов вечера и за 2-2,5 часа до сна. На ночь можно выпить стакан кефира или съесть любой фрукт (например, яблоко). От сладостей на сон грядущий лучше отказаться, особенно если в семье есть склонность к ожирению.

Завтрак обязательно должен включать горячее блюдо - молочную кашу с вареньем или фруктами, омлет (с сыром или овощами) или творожную запеканку. Из напитков лучше отдать предпочтение какао, чаю с молоком или фруктовым сокам.

В качестве «перекуса» подойдут любые нескоропортящиеся продукты - фрукты и овощи в контейнере, соки, нектары, молоко, молочные коктейли, витаминизированные кондитерские изделия, крекеры или хлебобулочные изделия. Можно дать ребёнку в школу бутерброды или пирожки с отварным мясом, рыбой или сыром, главное - проследить, чтобы продукты не оказались испорченными.

Не проморгать проблему

После продолжительного летнего отдыха у детей резко возрастает нагрузка на глаза. Неудивительно, что уже в начальных классах многие ученики не могут похвастаться стопроцентным зрением. У офтальмологов даже существует специальный термин - «школьная близорукость». Чтобы избежать неприятных последствий, врачи советуют соблюдать простые правила профилактики:

  1. Даже ребёнку с хорошим зрением стоит делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут, а школьникам со слабой близорукостью рекомендуется давать отдых глазам каждые полчаса;
  2. Оптимальное расстояние от глаз до книги, тетрадки или компьютерного монитора - 40 сантиметров;
  3. Включите в рацион школьника полезные для зрения продукты - творог, кефир, отварную рыбу, говядину или говяжий язык, мясо индейки, морковку, капусту, чернику, бруснику, клюкву и зелень (петрушку, укроп);
  4. Следите за правильной организацией рабочего места: комната, в которой занимается ребёнок, должна быть хорошо освещена

Тяжёлая ноша

У многих школьников возникают проблемы с позвоночником - из-за неправильно подобранного или слишком тяжёлого ранца или неудобного положения тела при работе за столом. Как правильно выбрать школьную сумку, можно узнать .

Если вы заметили какие-то нарушения осанки у ребёнка, стоит проконсультироваться с врачом. Предотвратить осложнения можно при помощи простой профилактики - занятий спортом, контроля за осанкой при письме, чтении и во время работы за компьютером. Идеальная высота стола - на 2-3 сантиметра выше локтя опущенной руки ребёнка (когда он сидит), а высота стула не должна превышать высоту голени. Для сна следует выбрать ровный жёсткий матрас и маленькую низкую подушку. Детям, которые уже имеют искривление позвоночника, рекомендуется спать на ортопедическом матрасе.

Итак, как сохранить здоровье школьника?

  1. Как известно, все болезни от нервов. Поэтому, в первую очередь, следует выяснить, не испытывает ли ребёнок постоянное психологическое напряжение в школе и по возможности постараться оградить его от стрессов и переутомления.
  2. Обратите внимание на меню: растущий детский организм должен получать все необходимые витамины и микроэлементы. К тому же правильное питание позволит укрепить иммунитет ребёнка и, следовательно, защитит его от разнообразных заболеваний.
  3. Следите за состоянием здоровья ребёнка. При появлении любых отклонений и тревожных признаков стоит обратиться к врачу.
  4. Организуйте режим дня: школьник должен вставать и ложиться в одно и то же время. Продолжительность сна для учеников младших классов должна составлять около 10 часов, а для старшеклассников - не менее девяти.
  5. Для укрепления здоровья ребёнку полезно проводить как можно больше времени на свежем воздухе и регулярно заниматься спортом.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней