Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Комментарий к модели урока исследования. Структура урока - исследования

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

  • педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения. А само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;
  • педагог ставит проблему. Но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
  • на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.).

Формировать навыки учебного исследования надо начинать с начальной школы, опираясь при этом на тягу к поиску, познанию неизвестного. Учитель может построить такой урок, как игру. Но за этой увлекательной формой ученики должны увидеть глубокое научное содержание этой работы.

Урок-исследование в начальных классах включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока:

Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать.

Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы, скорее всего в виде проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которую ученики будут решать на уроке.

Далее следует выработать план исследования, определить пути решения проблемы, ход дальнейших действий. Этот этап чаще всего наиболее труден для учеников: они видят и понимают, что им надо сделать. Но почти никогда не знают, как этого добиться. Наличие проблемы предполагает возникновение гипотезы или даже нескольких гипотез ее решения. Поэтому и путей решения может быть несколько. Чаще всего выдвижение гипотезы берет на себя учитель. Необязательно произносить слово “гипотеза” и настаивать на ее выдвижении. Достаточно того, сто сам учитель ясно понимает суть происходящего и умело управляет процессом, а для учеников он найдет другие слова. Важно разбудить в учениках желание заниматься поиском и решением достаточно сложных проблем, создать условия для формирования умений и навыков исследовательской деятельности как важнейших обще учебных навыков.

Проведение собственно исследования, поисковой деятельности, то есть некой последовательности учебных действий, определенной совместными усилиями всех участников. Осуществление плана исследования – самый трудоемкий и длительный этап.

Подведение итогов исследования заканчивается содержательным выводом о том, каковы же результаты работы, как решена проблема.

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы, соответствующие классификации традиционной парадигмы:

  • урок сообщения новых знаний;
  • урок повторения;
  • урок закрепления;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок контроля и проверки знаний;
  • комбинированный урок.

По объему осваиваемой методики научного исследования:

  • уроки с элементами исследования;
  • уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования, учащиеся отрабатывают отдельные ученые приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию исследовательской деятельности уроки могут быть различными:

  • уроки по выбору темы; метода исследования;
  • по выработке умения формулировать цель исследования;
  • уроки с проведением эксперимента;
  • работа с источниками информации;
  • заслушивание сообщений;
  • защита рефератов.

На уроке – исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок “Образец исследования”), продвинутому (урок “Исследование”) или высшему (урок “Собственно исследование”).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. Исходя из этого, можно начинать с подготовительного этапа – теоретического изучения учащимися этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следует освоение ими процесса исследования на уроках “Образец исследования” (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках “Исследование”, а также с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках “Собственно исследование” (этап 3).

На уроках данного типа возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Структура урока-исследования включает несколько этапов:

  • актуализация знаний;
  • мотивация;
  • создание проблемной ситуации;
  • определения темы исследования;
  • формулирование цели исследования;
  • выдвижение гипотезы;
  • проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр учебных фильмов);
  • интерпретация полученных данных;
  • вывод по результатам исследовательской работы;
  • применение новых знаний в учебной деятельности;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. После этого следует постановка проблемы (под проблемой мы понимаем теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования) и выбор темы исследования, определение аспекта рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цели исследования, т.е. сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующая ступень - выдвижение гипотезы – мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. При этом в своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине: “если..., то...”. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать. В заключение необходима оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.

Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках – исследованиях:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование эксперимента для проверки гипотез;
  • планирование результата;
  • проведение эксперимента;
  • конструирование моделей по собственному замыслу;
  • составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей обобщений, систематизации полученных результатов исследования; графическое изображение законов, правил;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализации;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и практических исследований;
  • решение задач в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Цели обучения: формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувств индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.

Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования. Так, на уроке с элементами исследования действия учителя определяются соблюдением следующих правил:

  • на доске обязательно пишет названия основных ступеней исследовательской деятельности;
  • формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования;
  • дает готовый аппарат исследовательской работы;
  • ведет учебный процесс, использует термины “проблема”, “гипотеза”, “подтверждение гипотезы”, “вывод”;
  • использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

На уроке – исследования регламентация менее жесткая:

  • На доске может записать названия ступеней исследовательской деятельности (при необходимости).
  • Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования.
  • Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов “гипотеза”, “проверка гипотезы”, “интерпретация данных”.
  • Обращает внимание учащихся на схему исследовательской деятельности.
  • Использует вопросы: С чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли сделали выбор?

На уроке собственно исследование уровень требований к деятельности работы совсем иной:

  • Формулирует проблему.
  • Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования.

«Исследование на уроках» - Определите художественно-выразительные средства. Тема: «Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник». Столкновение с проблемой. Формы организации деятельности учащихся. Этапы урока-исследования. Основные методы. Выявите ключевые слова. Цели этапов урока-исследования. Виды уроков-исследований.

«Исследование психология» - Методологические основы написания дипломных квалификационных работ. ВВЕДЕНИЕ Введение в кратком виде должно отражать содержание всей работы. Проведена классификация… Основания научного исследования. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявить. Объект исследования - коллектив муниципальной организации. Практическая значимость.

«Исследование учащихся» - Групповая форма интервью. Критерии выбора темы исследования. Исследовательская деятельность. Проблемно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские. Как ты понял, что достиг цели? Что тебя побудило, твои первичные ожидания? Экспериментальные. Условия осуществления исследовательской деятельности.

«Исследования XIX века» - История России. Русские первооткрыватели и путешественники. Ф.Ф.Беллинсгаузен. Г.И.Невельской. Составьте таблицу: «Географические исследования в России в н.19 века.». 2.2-я русская кругосветная экспедиция. 4.Исследование Дальнего Востока. 3.Освоение русской Америки. И.Айвазовский. План урока. 5.Другие экспедиции.

«Исследование воды» - Задачи на 1 этапе (1 класс). Вода бесцветна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Опыты с водой Опыт 1. Вода – растворитель. Практическая работа: 2 тройка игроков. Цели: Экскурсии в краеведческий музей. Эксперименты с водой «Переход в разные состояния». Опыты с водой. Вода приобретает форму стакана.

«Исследование в дипломной работе» - Анализ методологических и предметных знаний по теме исследования. 6.4. Первая глава основной части носит реферативный характер. Глубина анализа работ в избранном автором направлении. Цель. Выводы по обзорной части. Достижение поставленной цели работы. Структура исследовательской работы по педагогике.

Урок-исследование как средство получения новых прочных знаний.

О себе: стаж работы в сфере образования 8 лет. Профессиональные интересы: сопровож-дение одарённых детей, интеграционные процессы в образовательной среде, компетентностный подход.

Сейчас слова ФГОСы и инновационные технологии стали очень модными, но эта модность диктуется временем и новыми потребностями современного общества.

Само появление стандартов нового поколения связано с неудовлетворенностью общества теми результатами обучения, которые были прежде. Оказалось, что современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний. Необходимы специалисты, умеющие оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.

Вот именно таких специалистов мы и должны с Вами вырастить и подготовить к профессиональному обучению. Как же сформировать такую личность в стенах школы? Силами преподаваемого предмета? Последние годы показали, что используемые ранее педагогические технологии не дают сейчас желаемого результата, мы призваны искать новые пути решения педагогических проблем – использование инновационных технологий, то есть таких технологий, которые позволяют добиваться новых результатов обучения, востребованных временем. Такой технологией для меня уже несколько лет является – исследовательская технология или урок-исследование.

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в актив-ной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

Следует сразу отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке — исследовании эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект — субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега».

Урок – исследование.
Под уроком – исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
— постановку проблемы,
— повторение теории, посвященной данной проблематике,
— подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,
— обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Технология.
Вспомним, как происходят открытия? Чаще всего открытия случайны и оттого чрезвычайно интересны как для самих участников событий, так и для широкого круга неспециалистов. Ведь история таких открытий – своего рода научный детектив, с той разницей, что автор – ученый никогда не знает, чем увенчаются его поиски. Чаще всего открытия происходят в тех областях наук, в которых для этого можно использовать инструментарий (вещества, приборы, материалы …). Здесь создается некая модель (конструкция), воздействуя на которую, изучаются результаты. Филология в этом смысле не самая перспективная область для свершения открытий, но для проведения уроков исследования с учащимися нам будет достаточно таких инструментов, как интерпретация, анализ, синтез. Вот и весь инструментарий! Мы не собираемся совершать открытия, с помощью этого набора инструментов ученики будут получать (практически самостоятельно!) новые знания. И чтобы добиться поставленной цели, им придется конструировать ˝идеи˝, используя филологические инструменты, воздействовать на них, ˝прокрутить˝ в памяти достаточно большой объем знаний. Основой деятельности учителя на таком уроке считаю проверку идей (даже неперспективных, пока это не станет очевидным!) учащихся, предлагаемых для решения проблемы. Если таких идей нет – необходимо подвести учащихся к их появлению с предложением хотя бы одной идеи (никогда сразу не предлагайте верную, ученики должны найти её самостоятельно путем перебора различных вариантов).

Главная цель урока – исследования — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Ведущей ценностью урока — исследования является ценность процесса движения к истине. Урок – исследование — это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!!
Главное таинство урока-исследования – зарождение идеи решения поставленной проблемы.
Развивающая функция обучения русскому языку и литературе требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Уместно в связи с этим привести слова французского философа М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Филология должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле: «Усвоение = Понимание + Запоминание».

Но если мы хотим действительно еще и развивать молодежь, то должны руководствоваться следующей формулой:
«Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».

Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность, и эта деятельность обязательно должна оцениваться.

Оценивание успешности учащихся в выполнении исследования.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:
— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
— степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
— практическое использование ЗУН;
— количество новой информации использованной для выполнения проекта;
— степень осмысления использованной информации;
— оригинальность идеи, способа решения проблемы;
— осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или иссле-дования;
— уровень организации и проведения презентации;
— владение рефлексией;
— творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
— значение полученных результатов.

Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Эффективным средством обучения и развития является организация уроков — исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ю.В. Завельский. Памятка для учителя. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. №6, 2007 г.
2. Н.Ю. Шеленкова. Организация исследовательской работы учащихся в школьном научном обществе. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 5, 2005 г.
3. Н.С. Генералова. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 8, 2009 г.
4. Л.Г. Перевозная. Организация исследовательской деятельности учащихся – перспек-тивный путь развития одаренности детей. ttp://festival.1september.ru/articles
5. Организация исследовательской работы Из опыта работы школ Алтайского края. http://festival.1september.ru/articles/568376/

Главная цель образования - воспитание творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию, поэтому в качестве приоритетного дидактического подхода в обучении и воспитании я выбрала поисковый, исследовательский.

На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель) . Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Например, для обучения предмету необходимо решить следующие задачи:

Приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);

Приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);

Приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).

Для обучения исследовательской деятельности требуется решить другую задачу - приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

Знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности;

Знание методики научного исследования;

Умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы: изучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний, а также комбинированные уроки.

По объему осваиваемой методики научного исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся , проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому (урок «Исследование») или высшему уровню (урок «Собственно исследование»).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. И естественно, что начинать следует с подготовительного этапа - теоретического изучения этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следуют освоение школьниками процесса исследования на уроках «Образец исследования» (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках «Исследование», а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках «Собственно исследование» (этап 3).

В структуре урока-исследования выделяют следующую последовательность действий:

1) актуализация знаний;

2) мотивация;

3) создание проблемной ситуации;

4) постановка проблемы исследования;

5) определение темы исследования;

6) формулирование цели исследования;

7) выдвижение гипотезы;

8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);

9) интерпретация полученных данных;

10) вывод по результатам исследовательской работы;

11) применение новых знаний в учебной деятельности;

12) подведение итогов урока;

13) домашнее задание.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Далее необходимо сформулировать цели исследования, т.е. ответить на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующий шаг - выдвижение гипотезы - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать («Анализ данных показывает, что...»). В заключение необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.

Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:

– выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

– определение темы и цели исследования;

– формулирование и отбор полезных гипотез;

– определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

– разграничение допущений и доказанных положений;

– планирование эксперимента для проверки гипотезы;

– анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;

– планирование результата;

– проведение эксперимента;

– конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;

– составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);

– систематизация фактов, явлений;

– интерпретация данных;

– использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

– установление аналогий;

– формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

– решение задач в новой ситуации;

– написание творческого сочинения, реферата.

Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования (табл. 1).

Приведем пример проведения урока-исследования.

«Кристаллические решетки»
8 класс

По дидактической цели - это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности - урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Дидактические задачи урока. Помочь учащимся самостоятельно определить зависимость физических свойств веществ от видов химической связи и типов кристаллических решеток;научить их получать информацию о свойствах веществ по виду химических связей и типу кристаллической решетки, и наоборот.

Педагогические задачи урока. Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

План проведения урока

Определение задач урока, мотивация учащихся.

Постановка проблемы.

Определение темы и цели исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы.

Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).

Формулирование вывода по результатам исследования.

Подведение итогов урока.

Оборудование и реактивы.

На столе учителя: кристаллические решетки веществ, образцы веществ.

На столах учащихся: отпечатанные на листах сведения (см. приложение) о свойствах и строении веществ: воды, углекислого газа, алмаза, оксида кремния(IV), алюминия, поваренной соли; кристаллические решетки этих веществ; листы бумаги с заготовленными таблицами.

На доске записаны названия основных ступеней исследовательской деятельности. Учащиеся работают в группах по четыре человека.

ХОД УРОКА

Учитель. Исследование - один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель - человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока - учиться исследовательской деятельности. Другая задача - сделать очередной шаг по дороге химических знаний: выяснить, как влияют химические связи на свойства твердых веществ .

Затем начинается работа в группах. Каждая группа учащихся - маленькая «научная лаборатория», которая выбирает своего «научного руководителя», отвечающего за работу группы.

Учитель. С чего начинается любое исследование?

Ученик. С накопления информации, постановки проблемы .

Учитель. Жизнь современного человека невозможно представить без линий электропередач, авто- и авиатранспорта, приборостроения, ракетной техники и строительства. И во всех этих областях находят применение алюминий и его сплавы. Какие свойства алюминия позволяют ему быть таким незаменимым?

Ученик. Легкость, прочность в сплавах, устойчивость к коррозии, высокая электропроводность и пластичность.

Учитель. Итак, возникает проблема: почему именно алюминий обладает такими свойствами, а не другие вещества?

Учащиеся высказывают различные предположения.

Учитель. Вещества, как вам известно, могут существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком и твердом. Например, кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре –182,9 °С превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре –218,6 °С затвердевает в снегообразную массу синего цвета. Твердые вещества делятся на кристаллические и аморфные (пластилин). Аморфные вещества не имеют четкой температуры плавления, их частицы расположены беспорядочно.

Кристаллические вещества характеризуются правильным расположением (в строго определенных точках пространства) тех частиц, из которых они состоят. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, который называют кристаллической решеткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называются узлами решетки. В узлах кристаллических решеток могут находиться различные химические частицы (ионы, атомы, молекулы).

Вам предстоит сегодня исследовать взаимозависимость трех параметров: вида связи, типа кристаллической решетки и физических свойств веществ. Для этого в группах предлагается рассмотреть информацию о веществах (см. приложение), их кристаллические решетки, заполнить таблицу и сделать вывод.

Учащиеся выполняют работу, заполняют таблицу (табл. 2) и делают соответствующие выводы.

По итогам работы в тетрадях учащихся остается следующая запись.

Проблема. Почему именно алюминий - легкий, прочный и проводит электрический ток.

Тема исследования. Взаимосвязь: вид химической связи - тип кристаллической решетки - физические свойства вещества.

Цель исследования. Выявить взаимосвязь между видом химической связи, типом кристаллической решетки, физическими свойствами вещества.

Гипотеза. Различные вещества, обладая различными физическими свойствами, имеют различные химические связи и кристаллические решетки.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.English-Polyglot.Com. Если Вы решили приобрести качественные знания английского языка, и при этом не потеряв их, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.English-Polyglot.Com. На сайте, вы сможете ознакомиться с видеоматериалами известной телепрограммы об английском. языке «Полиглот». На сайте Вы также сможете скачать текстовую и видео версию телепередачи.

Подтверждение гипотезы (см. заполненную табл. 2).

Вывод. Физические свойства веществ зависят от типа кристаллической решетки, которая, в свою очередь, определяется видом химической связи (табл. 3).

Таблица 3

Свойства кристаллов с разными типами кристаллических решеток
молекулярной ионной атомной металлической

Твердость небольшая.

t кип – низкая.

t пл – низкая.

Некоторые могут растворяться в воде.

Раствор и расплав электрического тока не проводят

Твердость большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

Могут растворяться в воде.

Раствор и расплав проводят электрический ток

Твердость очень большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

В воде не растворяются.

Раствор и расплав электрического тока не проводят

Твердость достаточно большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

В воде не растворяются.

Проводят электрический ток не только в расплаве, но и в твердом виде

Химическая связь – ионная Химическая связь – ковалентная Химическая связь – металлическая

Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание, задает к нему вопросы для размышления и закрепления изученного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация для учащихся

Алмаз

Алмаз состоит из атомов углерода. Каждый из атомов в кристалле соединен с соседними атомами прочными ковалентными связями. Благодаря таким прочным связям алмаз исключительно тверд (от греческого слова «adamas» - несокрушимый). В кристалле алмаза все валентные электроны участвуют в образовании ковалентных связей, свободных электронов нет. Алмаз не проводит электрический ток, плохо проводит теплоту. Температура плавления у алмаза отсутствует. При нагревании выше 1000 °С (без доступа кислорода) алмаз переходит в графит. Не растворим в воде. После огранки алмаз сильно преломляет свет и красиво блестит. Правильно следует записывать формулу - С п .

Алюминий

Простые вещества металлы состоят из атомов одного металлического элемента. В узлах кристаллической решетки металлов содержатся катионы, которые удерживаются свободно перемещающимися обобществленными электронами. Подвижные валентные электроны придают металлам пластичность, высокую электро- и теплопроводность, характерный блеск и непрозрачность.

Алюминий - серебристо-белый металл, легкий (плотность - 2,7 г/см 3), плавится при 660 °С. Он очень пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в листы и фольгу. По электрической проводимости алюминий уступает лишь серебру и меди (она составляет 2/3 от электрической проводимости меди).

Вода

Вода (Н 2 О) - самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на планете.

Вода влияет на климат планеты, потому что она обладает очень большой теплоемкостью.

Вода почти никогда не бывает чистой, т.к. растворяет в себе в той или иной степени практически все вещества. Лед плавится при температуре 0 °С, вода кипит при 100 °С. Химически чистая вода не проводит электрический ток.

Лед - кристаллическая вода. В узлах кристаллической решетки льда находятся молекулы. Силы межмолекулярного взаимодействия в молекулярных кристаллах обычно слабые, однако вода составляет исключение. Причина - водородные связи.

Углекислый газ

Оксид углерода(IV) – бесцветный газ, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворим в воде. Всем известная газированная вода – это раствор оксида углерода(IV) в воде. При обычной температуре и сравнительно высоком давлении углекислый газ сжижается. При его испарении поглощается так много теплоты, что часть оксида углерода(IV) превращается в снегообразную массу («сухой лед»). При охлаждении в условиях нормального давления газ сразу затвердевает (при температуре –78 °С, минуя жидкое состояние. Жидкий углекислый газ образуется только под давлением.

Межмолекулярная связь действует между молекулами газообразных и жидких тел. Поскольку межмолекулярная связь в большинстве случаев слабее обычной химической связи, молекулярные кристаллы плавятся при низких температурах и имеют высокую летучесть.

Оксид кремния (IV)

Оксид кремния(IV) имеет очень высокую температуру плавления - одна из модификаций кварца плавится при температуре 1728 °С. На основании свойств можно предположить, что твердый оксид кремния должен иметь атомную кристаллическую решетку. Это подтверждено многими исследованиями. Кристалл оксида кремния представляет собой как бы одну гигантскую молекулу и имеет формулу (SiO 2) n . В чистом виде оксид кремния(IV) представляет собой твердое кристаллическое вещество, он тугоплавок и нелетуч, нерастворим в воде. Оксид кремния(IV) встречается в природе в виде речного песка, кварца, горного хрусталя.

Поваренная соль

Поваренная соль, или хлорид натрия NaCl, - белое кристаллическое вещество, растворимое в воде, соленое на вкус. Проводит электрический ток в растворах и в расплавах, плавится при температуре 801 °С, обеспечивает осуществление важнейших физиологических процессов в организме.

Разноименные ионы натрия и хлора притягиваются, стремятся сблизиться друг с другом. Одноименные - отталкиваются и удаляются друг от друга. Когда силы притяжения и отталкивания уравновешиваются, катионы и анионы размещаются в определенном порядке, образуя ионную кристаллическую решетку.

Коуч:

Рыбак Светлана Михайловна – учитель 1 уровня

школы-гимназии № 9 города Павлодара

Тема занятий:

« Lesson study как одна из форм исследования урока »

Руководство учителя 1-2 уровня,

Видеоматериалы ресурсов. См.приложение

Общие цели:

Создать условия для знакомства с понятием «Lesson Study »как форме исследований специалистом-практиком . Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study» , пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.

Результаты обучения:

Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study» .

Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.

Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.

Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Материалы и оборудование

Компьютеры для каждой группы, проектор, экран, маркеры, стикеры, постеры, видеоролики, раздаточный материал

Этапы проведения занятия

Время

Действия коуча и действия участников

Введение

Формирование коллаборативной среды .

- Поприветствуйте друг друга, как это делают жители разных стран мира. (Слайды). Заключительное приветствие поклон, как в Японии

Целеполагание

А) Приглашаю Вас на урок в Японскую школу.

-Посмотрите видеофрагмент, сделанный в японской школе.

Запишите свои наблюдения в таблицу:

1. Деятельность учеников. 2. Деятельность учителя. 3. Методики

Что необычное заметили? Обмен мнениями «Свободный микрофон»

А)Выход на тему: Это урок – исследование - Lesson Study

В) Что Вы знаете о Lesson Study. Таблица ЗУХ

Изучение теоретических вопросов

Группам предоставляются электронные и бумажные ресурсы:

Задание в группы:

Создайте презентацию в формате Microsoft PowerPoint о Lesson Study:

1группа. Что это такое? (История)

2 группа. Зачем использовать именно ее? (Каковы цели LS)

3 группа. Каковы этапы процесса?

Практическая часть

    Каждая группа загружает свою презентацию на компьютер

    Группы проходят по кругу, просматривая все презентации

    При просмотре презентаций секретари групп делают заметки того, что есть в презентациях других групп, но отсутствует в их собственных презентациях

    Группы возвращаются к своим презентациям, вносят поправки или добавляют то, чему они научились после просмотра презентаций других групп

(Каждый член группы распечатывает презентацию своей группы и включает ее в свое портфолио)

- Презентации коуча, как этап самоповерки и самооценки

- Формативное оценивание стикером, который нужно наклеить на на ПК.

Рефлексия

1.Заполнение ЗУХ 2-3 графа.

2. Две звезды и пожелание.

Ресурсы:

Ресурс для коучинга

Lesson Study

Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.

Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока » или «изучение урока », в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.

Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс

Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.

Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study , которые становились и утверждались с течением времени:

    Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.

    Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».

    Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.

    Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.

    Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»

    Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»

    Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.

    Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:

    наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;

    обучение класса в целом;

    ход исследовательского урока и процесс преподавания;

    постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;

    совместное планирование группой следующего Lesson Study.

После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней