Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект НОД «Перелетные птицы» (средняя группа). Конспект занятия "Перелетные птицы"

детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим)

в средней группе компенсирующего вида

«Перелётные птицы»

подготовила воспитатель

Лебедева Алёна Геннадьевна

п. Малиновский

Тема: «Перелетные птицы».

Цель: расширять представления о перелетных птицах.

Задачи:

- формировать представления об их внешнем виде и образе жизни;

Развивать самостоятельность в общении со взрослыми при решении игровых задач (желание задавать вопросы);

Воспитывать чувства эмпатии (желание помочь птицам).

Образовательная область: Познание (ознакомление с окружающим).

Интеграция образовательных областей:

Познание (Ознакомление с окружающим)

Коммуникация (Развитие умения свободного общения)

Социализация (Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения)

Формы непосредственной образовательной деятельности:

познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование), коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор), игровая (игры с правилами, дидактические игры).

Формы организации: группа.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.

Оборудование и материалы: магнитола с записью («Музыка рассказывает о животных и птицах. Диск 7 (Аудиопособие «Слушаем музыку» к программе «Музыкальные шедевры»). Изображение на бумаге А3 березы, дуба, дома; изображение ласточки, грача, скворца и их гнезда. Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.


Ход НОД:

Слушание музыки, пение птиц («Музыка рассказывает о животных и птицах. Диск 7 (Аудиопособие «Слушаем музыку» к программе «Музыкальные шедевры»).

Воспитатель. Что это за звуки? Что это за голоса?

Дети. Это пение птиц.

Воспитатель. А что это они так громко поют?

Дети. Радуются, что наступила весна.

Воспитатель.

Подводит детей к доске, на которой висят картинки с изображением березы, дуба, дома.

Ребята, я хочу вас познакомить с перелетными птицами. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.

Первая перелетная птица прилетает - грач. (На дуб прикрепляется грач и гнездо с грачатами). Опишите, какой он.

Дети. Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель. У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда, чтобы вывести и выкормить птенцов. Птенцов грачей называют грачатами. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.

Воспитатель. Следующие птицы прилетают – скворцы. Они прилетаю позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.

На березу прикрепляется скворечник и птица скворец.

Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.

Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.

Воспитатель. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Птенцы скворцов называются скворчата.

Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.

Физминутка «Скворечник».

Распилю пилой дощечки –вжик, - вжик, -вжик, - вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).

Сколочу из них скворечник - тук, -тук, - тук, - тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).

Прилетайте птицы в гости –к нам, - к нам, - к нам, - к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).

Мы скворечники повесим - тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).

Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки.

На доску вывешивается изображение дома. Под крышу дома прикрепляется картинка гнезда и ласточки.

Опишите, ребята, ласточку, какая она?

Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.

Воспитатель. Они тоже будут строить гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом, выводит птенцов, а потом выкармливает их мелкими букашками. Птенцов называют ласточата.

Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание, что птицы разные, но что у них всех есть?

Дети. Голова, тело, хвост, клюв, лапки и тело покрыто перьями.

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.

Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.

Воспитатель. А сейчас, ребята, мы с вами произнесем весеннюю закличку, чтобы прогнать Зиму и вернуть Весну. (Дети произносят закличку).

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Итог НОД.

Литература:

1. Нищева подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

2. Теремкова домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР Альбом 3. – М.: Издательство Гном и Д, 2006.

Гюльнара Мамедбекова
НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней группе

НОД по познавательному развитию «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

в средней группе

Тема: «Перелётные птицы»

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Программное содержание:

1. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой»,

«стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте,

кукушке, соловье; о частях тела птиц.

З. Упражнять детей:

В образовании сложных прилагательных;

В составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение

стихов. рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:

Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца, Сереньким пятном

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/Об осени/.

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут

моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

/Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец,

жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/

3. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/ /

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост

и лапки. Кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю

окраску, длинный хвост. небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц,

никогда не вьет гнезда. а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы

вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист - большая птица белого

цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они

их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают

холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом

они совершают пробные полеты. больше обычного едят, нагуливают жирок - в

полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо

затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные

колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все

вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде

треугольника: другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Наверное, это

зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают

ФИЗМИНУТКА. /загибаются пальцы обеих рук/

Пой - ка, подпевай-ка, Эта птичка - коростель,

Десять птичек - стайка, Эта птичка - скворушка

Эта птичка - воробей, Серенькое перышко.

Эта птичка - совушка, Эта - зяблик,

Сонная головушка. Эта - стриж,

Эта птичка - свиристель, Эта - развеселый чиж.

Ну а эта - злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

2. Упражнение «Отгадай и присядь».

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите

название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

3. Упражнение «Скажи одним словом».

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете

его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой?. /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он. /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она. /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она. /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она. /острокрылая/.

4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются

насекомыми, потому что. /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Да можно назвать лесным доктором, потому что. /он достает

жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. /она не вьет

себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что. /он красиво поет,

заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что. /им нужно

выводить птенцов/.

Итог занятия;

Ребята, скажите. пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Публикации по теме:

«Перелетные птицы» Конспект НОД в образовательной области «Познание» в средней группе Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный.

Итоговая образовательная деятельность по теме «Перелетные птицы» в средней группе «Встреча в весеннем лесу» Интеграция образовательных.

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.

Конспект интегрированной ОД по познавательно-творческому развитию (аппликация) в средней группе «Перелетные птицы» Цели: 1. Уточнить, расширить представления детей о характерных признаках, особенностях перелетных птиц. Закрепить их названия. 2. Познакомить.

Цель:

углубить и расширить представления детей о перелетных птицах.

Задачи:

объяснить причину перелетов птиц.

учить отличать птиц от других животных.

познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц.

обогащать и активизировать речь детей.

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в средней группе
Тема: «Беседа о перелетных птицах»

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель:

Углубить и расширить представления детей о перелетных птицах.

Задачи:

объяснить причину перелетов птиц.

учить отличать птиц от других животных.

познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц.

обогащать и активизировать речь детей.

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

(Воспитатель выставляет модели - схемы птиц и других животных)

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети: …

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов» .

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: молодцы ребята! Скажите о каких птицах мы с вами говорили?

Дети: …

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети: …

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети: …

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети: …

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Подготовила: воспитатель

Авилова Е.Е.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Перелетные птицы»

Образовательная – уточнить и закрепить представления детей о весне, её признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме.

Развивающая – развивать речевую активность, внимание, мышление, методику. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с суффиксами – ат; - ят)

Воспитательная – воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам.

Ход занятия

Звучит музыка (звуки природы, пение птиц)

Рыхлый снег,

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла (весна)

Ушла зима холодная, неласковая. На смену ей торопится красавица весна.

А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим? Есть у меня особый сундучок, там загадки о весне, а отгадки не простые, отгадаете, увидите сами:

Голубая простыня,

Весь свет одевает,

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он – ярко голубой (небо)

Воспитатель достает из сундучка голубой лоскуток.

Солнце пригревает,

Лед на речке треснул

Речка зашумела

Льдины подгоняет,

Как это явление

Весною называют?

Воспитатель достает склянку с водой

Снежок растаял и с полей

Бежит проворный … (ручей)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба,

Самый первый самый нежный

Чистый маленький … (подснежник)

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька)

Без крыльев летят,

Без ног спешат

Без паруса плывут (облака)

Воспитатель достает кусочек ваты.

Одеяло белое не руками сделано

Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилась (снег)

Воспитатель показывает снежинку

Красная девица по небу ходит (солнце)

Воспитатель показывает картинку

Молодцы, все загадки отгадали, пуст мой сундучок.

Физкультминутка

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели

Воспитатель: - Пришла весна – красна, солнышко пригревает, начинает расти молодая травка, на деревьях набухают почки. Давайте представим, что мы в весеннем лесу.

Прослушивание записи «звуки леса»

Расскажите, о чем услышали.

Дети называют (грач, скворец, жаворонок, ласточка)

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Дети: - Осенью

Воспитатель: - Как их называют?

Дети: - Перелетные птицы.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему они улетают?

Дети: - становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают.

Воспитатель: - Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.

Д/п «Собери картинку»

Детям раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы.

Воспитатель: - Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте их собрать. Ребенок собравший картинку, называет птицу.

В группу входят дети (заранее подготовленные) в шапочках птиц (грач, скворец, соловей, ласточка)

Вот – я – грач

Проворный, черный,

Кричу: «Крак! Крак! »

Всем червякам – враг!

Я самый первый прилетаю

Зиму ломаю

Воспитатель: - Как только начинают пахать землю, грач тут как тут. Он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнезда строят высоко на деревьях.

На магнитную доску помещается картинка грача.

В народе говорят «Если грач на горе, то весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай»

Ребенок 2

А у нас в саду жилец –

Бойкий маленький скворец –

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распивает целый день.

Воспитатель: - (помещает картинку на доску). Селится скворушка в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поет, подражая различным звукам и голосам других птиц.

Ребенок 3

Кто без нот и без свирели

Кто же это?

Дети: - Соловей.

Помещается картинка на доску

Воспитатель: - Это небольшая птичка. Совсем с виду невзрачная. Серенькая, грудка беленькая, хвостик рыжеватый, большие темные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют.

Ребенок 4

Прилетаю к вам с теплом,

Путь проделав длинный,

Леплю домик под окном

Из травы и глины.

Дети: - Это ласточка.

Помещается картинка

Воспитатель: - К нам ласточки прилетают только на лето, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. А осенью ласточки снова собираются в стаи и улетают в жаркие страны.

Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину? Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и выседеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной вернуться на родину

Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской. Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнезда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.

Ребенок: - Вы должны помнить:

Что птиц не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять

Зимою птицам помогать,

Их жалеть, оберегать

Давайте повторим названия птиц. (повторяют хором и по одному)

Как всех этих птиц называю?

Перелетные

А почему?

Осенью они улетают в теплые края

Игра с мячом «У кого кто? »

Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач (грачата)

Скворец (скворчата)

Ласточка (ласточата)

Дрозд (дроздята)

Стриж (стрижата)

Журавль (журавлята)

Кукушка (кукушата)

Итог занятия

О ком мы сегодня говорили?

Как одним словом назвать этих птиц?

Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе «Перелетные птицы»

Вид занятия : итоговое

Тип занятия : интегрированное (развитие речи + художественное творчество)

Программное содержание:

Закрепить знания детей о перелетных птицах, умение классифицировать зимующих и перелетных птиц;

Развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, исследовательскую деятельность, умение делать выводы, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания;

Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Оборудование:

Макет березы, искусственное дерево, аудиозапись «Голоса природы», письмо, телевизор, DVD- плеер, слайд-шоу «Перелетные птицы»

Демонстрационный материал:

Карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, веер, мнемотаблицы

Раздаточный материал: прищепки, листочки разноцветной бумаги, простые карандаши,

Материалы по художественному труду: заготовки для скворечника, клей, картон, кисточки

Предварительная работа логопеда и воспитателя: изготовление раздаточного и демонстрационного материала

Предварительная работа с детьми:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Дидактические игры: «Кто лишний», «Поймай и назови», «Мнемотаблицы», знакомство с пальчиковой гимнастикой. Вырезание заготовок для скворечника

С Амалем, Никитой, Софьей – составление описательных рассказов по мнемотаблице

Индивидуальная работа с детьми до занятия: следить за правильным произношением звуков ЛЬ, Л у Данияра, Полины, Зарины

Структура занятия:

  1. Вводная часть: 2 мин
  1. Письмо от Вороны»
  1. Основная часть: 16 мин
  1. Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице:
  1. Заключительная часть: 2 мин
  1. Подведение итогов занятия
  2. Педагогическая оценка деятельности детей

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Цель : создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию

Логопед : Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

Логопед : От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она- крикунья местная (ворона ).

Дети: От вороны

Логопед : Поможем расколдовать птиц? Я думаю, ваши знания и умения нам помогут. Каких птиц заколдовала злая ведьма? Кто не вернулся с юга?

Дети: Перелетные птицы

Логопед : В какое время они возвращаются?

Дети : Весной

Логопед : Птиц нет, тишина. (Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда )

Логопед : Чтобы птицы запели, нужно выполнить задания (Дети садятся на стульчики)

  1. Основная часть:
  1. Презентация «Перелетные птицы» - 9 слайдов

Логопед : Каких перелетных птиц вы знаете. Сейчас посмотрим (включается слайд-шоу)

Дети : Грач, соловей, скворец и т.д.

Логопед : А какую птицу мы не назвали? Какая птица открывает весну?

Дети : Грач

Логопед : Пришло время расколдовать птиц, составить рассказ о них

  1. Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице :


«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка белая. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица»

(Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам )

Логопед : Ребята, мы с вами птиц расколдовали? А вы слышите пение птиц ?

Дети : Нет

Логопед : Давайте мы их расселим на дереве. Теперь пройдите и сядьте на коврики –гнезда.

  1. Дидактическая игра «Рассели птиц»

Логопед : Ребята, посмотрите на это волшебную березу. На правой стороне распустились листья – здесь у нас будут жить перелетные птицы, а на левой стороне еще зима. Там будут жить зимующие птицы. Будьте внимательны, не перепутайте зимующих и перелетных птиц

(Дети выходят, берут карточки с изображением птиц и вешают на соответствующую половину дерева )

Логопед : Молодцы ребята! Вот и запели наши птицы.

Дети : Соловья, кукушки и т.д.

  1. Динамическая пауза. Подвижная игра «Стайка».

Логопед: Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок, быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку. Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями .)

Птички летают, устали не знают.

Стоп! Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг .)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами по полу.)

  1. Эксперимент с птичьими перьями

Воспитатель: Лебедь приготовил для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга?

Дети : Одни - мягкие, маленькие, другие - твердые, длинные

Воспитатель : Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему?

Дети : Потому что оно пушистое, мягкое, теплое

Воспитатель: А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое?

Дети: Тяжелое

Воспитатель: Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух?

Дети : Невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге.

Воспитатель : Возьмите карандаш. Какой он легкий или тяжелый?

Подбросьте его вверх, что произошло?

Дети: Карандаш упал

Воспитатель: Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? Дети: Нет, они падают

Воспитатель: Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать? Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх. Они также быстро упали, как карандаш?

Дети: Нет

Воспитатель : Какой можно сделать вывод?

Дети: Легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе

Воспитатель: На примере веера показываю, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Ребята, я думаю, вы поняли, почему птица может летать по воздуху. (Дети садятся за столы)

  1. Художественное творчество. Аппликация «Скворечник»

Воспитатель: Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес. Перед работой разомнем пальчики.

  1. Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

Голова . Рисуют в воздухе руками круг

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы вырезали детали для нашего скворечника. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник? Какую фигуру будете клеить сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны! ( Самостоятельная деятельность детей)

Воспитатель : Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).

Теперь скворечников хватит всем.

Воспитатель : Какую пользу человеку приносят птицы?

Дети : Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением

Воспитател ь: Как надо относиться к птицам?

Дети : Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать

Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе.

Ш. Заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей

Что понравилось на занятии? Что запомнилось?




Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней