Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Папаха кавказская: обычаи и традиции. Никогда не снимал папаху сканворд

Кавказские папахи

История и традиции

Горцы Кавказа с давних времен носят меховые шапки, которые за долгие века совершенствовались, превратившись в итоге в те самые папахи, о которых стало широко известно со времен Кавказской войны 19 века. Казаки, а затем и регулярные русские войска сразу по достоинству оценили незаменимость, практичность и универсальные качества папахи, которая в горных условиях служила не только головным убором, но и подушкой. Папаха – несомненный атрибут костюма горца и казака. Папаха белого цвета у кавказских горцев считалась частью парадного костюма, надевавшегося в торжественных случаях.

До начала Первой мировой такой головной убор, как папаха, шили из меха медведя, барана и волка, поскольку прочный и жесткий мех помогал хорошо выдерживать удары сабли. Чтобы увеличить этот эффект, в клиновидный колпак папахи вкладывали пластины из металла. У военных были не только обычные, но и парадные папахи. Например, офицерские отличались тем, что были обшиты сантиметровым галуном из серебра.

Донское, Астраханское, Семиреченское и другие казачьи войска носили конусовидные папахи с коротко стриженным мехом. Начиная с 1915-го года, можно было носить папахи из серого меха, но во время боевых действий можно было надевать только черные. Папахи из белого меха были под строгим запретом. У вахмистров и юнкеров верх папахи был украшен белой тесьмой в форме креста.

Донские папахи отличались от остальных тем, что у них был верх красного цвета с крестом. Верх папах кубанских казаков тоже был красным.

В настоящее время можно купить папаху кавказскую любого цвета, формы и вида в магазине кавказских мастеров сувениров и подарков «Кавказские умельцы».

Виды и разновидности папах

Папахи могут быть самыми разнообразными, они производятся из разных видов меха, могут иметь разную длину ворса, размер и вышивку. Сначала в горных краях папахи шили из ткани, войлока, меха и комбинаций ткани и меха. Но большую популярность заслужили именно меховые папахи, поэтому сегодня практически невозможно встретить папаху из какого-либо другого материала, кроме меха.

Существующие на сегодня виды папах:

  • Каракулевая. Является самой дорогой и самой красивой, покрыта однородными гладкими, тугими и плотными завитками. Кроме того, такая папаха очень практична и способна прослужить в течение очень многих лет.
  • Классическая. Наиболее распространенный вид головного убора в горной части Кавказа, такой папахе свойственна длинная и густая шерсть, чаще всего баранья. Часто этот вид называют чабанскими папахами.
  • Казачья. Тоже популярна на Кавказе, распространена а также у терских и кубанских казаков, имеет собственное название – кубанка. Папаха может иметь разную форму, как короткий, так и длинный мех.

Если вы хотите купить папаху в Москве, вам стоит познакомиться с обширным ассортиментом, который представлен в магазине «Кавказские умельцы». Есть самые разные виды папах, которые выполнены исключительно из качественных материалов.

Папахи также различаются между собой по изготавливаемому материалу. Например, каракулевые папахи производятся из каракуля таких сортов, как Валек, Пулат и Антика.

Благодаря инновационным технологиям цветовая палитра каракуля весьма разнообразна, доступны такие необычные цвета, как платиновый, стальной, золотистый, янтарный, бежевый, шоколадный и многие другие. Каракуль прекрасно держит форму, поэтому папахи из него могут быть как обычными, так и очень высокими.

Классические и казачьи папахи могут быть выполнены из:

  • козлиной шкуры,
  • овечьей шкуры,
  • бараньей шкуры.

Они могут быть белыми, черными и бурыми, с самой разной длиной шерсти. Все современные модели оснащают специальным шнурком, который позволяет просто и удобно регулировать размер.

Папахи из бараньей и овечьей шкуры хороши тем, что очень теплые и долговечные. А если шкура была предварительно обработана, то папаха будет еще и влагоустойчивой. Из козлиных шкур чаще всего изготавливают папахи с длинным ворсом, они могут быть таких натуральных цветов, как серый, коричневый и молочный, либо окрашенными.

Приобрести любую папаху всегда можно в магазине кавказских мастеров сувениров и подарков «Кавказские умельцы», зайдя на сайт и оформив заказ, который курьеры доставят в удобное время, либо посетив магазин, расположенный в Москве на Семеновской площади.

У чеченцев издревле существовал культ головного убора - как женского, так и мужского.

Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. «Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» - эти и подобные пословицы и поговорки подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины. За исключением башлыка, головные уборы не снимали и в помещении.

При поездке в город и на важные, ответственные мероприятия, как правило, надевали новую, праздничную папаху. Поскольку шапка всегда была одним из основных предметов мужской одежды, для молодых людей стремились приобрести красивые, праздничные папахи. Их очень берегли, хранили, заворачивая в чистую материю.

Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца.

Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести. Махмуд Эсамбаев, великий сын чеченского народа, гениальный танцовщик, хорошо знал цену папахи и в самых необычных ситуациях заставлял считаться с чеченскими традициями и обычаями. Он, разъезжая по всему миру и будучи принят в самых высших кругах многих государств, ни перед кем не снимал свою папаху.

Махмуд никогда, ни при каких обстоятельствах не снимал знаменитую на весь мир папаху, которую сам он называл короной. Эсамбаев был единственным депутатом Верховного Совета СССР, который на всех сессиях высшего органа власти Союза сидел в папахе. Очевидцы рассказывают, что глава Верховного Совета Л.Брежнев перед началом работы этого органа внимательно смотрел в зал, и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте, можно начинать». М. А. Эсамбаев, Герой социалистического труда, народный артист СССР, через всю свою жизнь, творчество пронес высокое имя - чеченский къонах (рыцарь).

Делясь с читателями своей книги «Мой Дагестан» об особенностях аварского этикета и о том, как важно иметь всему и вся собственную индивидуальность, неповторимость и оригинальность, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов подчеркивал: «Есть на Северном Кавказе всемирно известный артист Махмуд Эсамбаев. Он танцует танцы разных народов. Но он носит и никогда не снимает с головы свою чеченскую папаху. Пусть разнообразны мотивы моих стихов, но пусть они ходят в горской папахе».

По материалам http://www.chechnyafree.ru

Для чеченцев папаха является нечто большим, чем обычный головной убор. Это своеобразный символ чести, гордости и достоинства, который может носить только тот человек, который обладает определенными качествами и способен на поступки. Именно поэтому носить папаху мог не каждый чеченец, надо обязательно соответствовать этому головному убору.

Получить папаху от отца

Молодой чеченец, который только начинал брить бороду, обычно получал в подарок папаху. Ее не могли носить мать, сестры, а также другие женщины в семье, иначе терялась ее сакральная сила. Если по каким-либо причинам глава семейства погибал, то папаха обязательно оставалась в семье, носить ее имели право только сыновья.

Папаху можно получить в подарок от чужого человека

Эта шапка из каракуля является знаком высокого доверия и признания – ее не дарили каждому встречному просто из жалости или снисхождения. Если чеченец решил подарить свою папаху, то одаренный человек действительно заслужил своими поступками этот дорогой подарок. При этом материал, из которого сделана папаха, а также ее стоимость, были совершенно не важны. Важен был сам факт дарения папахи, ведь этот головной убор имел огромное сакральное значение. Получить папаху в подарок от чужого человека – это крайне редкое явление, которое иногда все же случалось.

Умная голова и огненное сердце

Папаху мог носить только тот чеченец, у которого получится сберечь ее и защитить наравне со своей жизнью и добрым именем. Если с чеченца сбивали папаху, то это считалось унижением, а восстановление чести могло быть путем боя и разбирательств с кровавым исходом. Именно поэтому чеченцы боролись до конца за свою папаху – ее потеря означала позор и несерьезность.

Если чеченец охранял какой-либо объект и уходил на время, то он снимал свою папаху и оставлял на входе. Тронуть папаху означало бросить вызов ее владельцу, который считал делом своей чести разыскать и покарать обидчика.

Особенности папахи

Папаху носят не для тепла или красоты – это своеобразный символ, который подчеркивает честь и достоинство мужчины. Папаху нужно обязательно беречь и аккуратно с ней обращаться – не допускается ношение папахи теми чеченцами, которые без причины пренебрежительно бросают этот головной убор об землю. Если чеченец бросил папаху на землю, то он должен быть готов умереть на месте за свою честь.

Аннотация: описаны генезис, эволюция папахи, ее покрой, способы и манера ношения, культ и этическая культура чеченцев и ингушей.

Обычно у вайнахов возникают вопросы, когда все-таки появилась папаха в обиходе горцев и каким образом. Мой отец Мохьмад-Хаджи из с. Элистанжи рассказывал мне услышанную им еще в юности легенду, связанную с этим почитаемым в народе головным убором и причиной его культа.

Когда-то, еще в VII веке, чеченцы пожелавшие принять ислам, пешком отправились в священный город Мекку и встретились там с пророком Мухаммадом (с.а.в.с.), чтобы именно он благословил их на новую веру – ислам. Пророк Муххамад, (с.а.в.с.) крайний удивленный и опечаленный видом странников, а особенно разбитыми, окровавленными от долгого странствия ногами, подарил им каракулевые шкурки, чтобы они обернули ими ноги для обратного пути. Приняв дар, чеченцы решили, что недостойно обертывать ноги такими красивыми шкурками, да еще принятыми от такого великого человека как Мухаммад (с.а.в.с.). Из них, решили они сшить высокие шапки, которые нужно носить с гордостью, достоинством. С тех пор этот вид почетного красивого головного убора носится вайнахами с особым пиететом.

В народе говорят: «На горце должны привлекать особое внимание два элемента одежды – головной убор и обувь. Папаха должна быть идеального покроя, так как уважающий тебя человек смотрит тебе в лицо, соответственно видит головной убор. Человек неискренний обычно смотрит тебе в ноги, поэтому обувь должна быть качественной и начищенной до блеска».

Самой важной и престижной частью комплекса мужской одежды была шапка во всех ее формах, какие существовали на Кавказе. Много чеченских и ингушских шуток, народных игр, свадебных и похоронных обычаев связано с шапкой. Головной убор во все времена являлся самым необходимым и наиболее устойчивым элементом горского костюма. Он был символом мужественности и о достоинстве горца судили по его головному убору. Об этом свидетельствуют присущие чеченцам и ингушам различные пословицы и поговорки, зафиксированные нами в ходе полевой работы. «Мужчина должен беречь две вещи - папаху и имя. Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем». «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся со своей папахой». Но говорили и так: «Не всегда пышная папаха украшает умную голову». «Шапку носят не для тепла, а для чести», - говорили еще старики. И поэтому она должна была быть у вайнаха самой лучшей, на шапку не жалели денег, и уважающий себя мужчина появлялся на людях в папахе. Носилась она повсюду. Ее не принято было снимать даже в гостях или в помещении- холодно ли там или жарко, а также передавать для ношения другому лицу.

Когда умирал мужчина, вещи его полагалось раздавать близким родственникам, но головные уборы покойного не дарили никому – носили их в семье, если были сыновья и братья, если их не было – преподносили самому уважаемому мужчине своего тайпа. Следуя тому обычаю, папаху своего покойного отца ношу я. К шапке привыкали с детства. Хочется особо отметить, что для вайнахов ценнее не было подарка, чем папаха.

Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что тоже способствовало обычаю постоянно носить головной убор. А женщины, согласно адату, не имеют права носить (надевать) мужской головной убор кроме войлочной шляпы, надеваемой во время сельхозработ в поле. В народе также существует примета, что сестра не может надеть папаху брата, так как в этом случае брат может потерять свое счастье.

По нашему полевому материалу, никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор. Он имел не только утилитарное, но часто и сакральное значение. Подобное отношение к шапке возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.

Согласно полевым этнографическим материалам, у вайнахов установлены головные уборы следующих типов: кхакхан, месал куй - меховая шапка, холхазан, сурам куй – каракулевая шапка, жа1уьнан куй - пастушечья шапка. Чеченцы и кисты называли шапку - куй, ингуши - кий, грузины - куди. По мнению Ив. Джавахишвили, грузинское куди (шапка) и персидское худ одно и то же слово, что означат шлем, т. е. железная шапка. Этот термин означал шапки и в древней Персии, отмечает он.

Существует и другое мнение, что чеч. куй заимствовано из грузинского языка. Эту точку зрения мы не разделяем.

Мы согласны с А.Д. Вагаповым, который пишет, что куй «шапка», общенах. (*кау > *кеу- // *коу-: чеч. диал. куьй, куьда куй. Поэтому привлекаем к сравнению и.-е. материал: *(s)keu- «покрывать, покрытие», прагерм. *kudhia, иран. *xauda «шапка, шлем», перс. xoi, xod «шлем». Данные факты свидетельствуют, что интересующий нас –д-, скорее всего, расширитель корня кув- // куй-, как в и.-е. *(s)neu- «вить», *(s)noud- «витое; узелок», перс. нэй «камыш», соответствующих чеч. нуй «веник», нуьйда «плетеная пуговка». Так что вопрос о заимствовании чеч. куй из груз. яз. остается открытым. А что касается названия сурам: сурам-куй «каракулевая шапка», его происхождение неясно.

Возможно, связано с тадж. сур «сорт каракуля коричневого цвета со светло-золотистыми концами волоса». И далее вот как Вагапов объясняет происхождение термина холхаз «каракуль» «Собственно чеченское. В первой части - хуол – «серый» (чам. ххолу-), хъал – «кожа», осет. хал – «тонкая кожа». Во второй части – основа – хаз, соответствующая лезг. хаз «мех», таб., цах. хаз, удин. хез «мех», лак. хаз. «хорьковый мех». Эти формы Г. Климов выводит из азербайджанского, в котором хаз также означает мех (СКЯ 149). Однако последнее само идет из иранских языков, ср., в частности, перс. хаз «хорек, мех хорька», курд. хеz «мех, шкура». Далее география распространения этой основы расширяется за счет др.-рус. хъзъ «мех, кожа» хозь «сафьян», рус. хоз «дубленая козья кожа» . Но сур на чеченском языке означает еще войско. Значит, можно предположить, что сурам куй – это шапка воина.

Как и у других народов Кавказа, у чеченцев и ингушей головные уборы типологически разделялись по двум признакам - материалу и форме. Головные уборы различной формы, изготовленные целиком из меха, относятся к первому типу, а ко второму - шапки с меховым околышем и головкой из сукна или бархата, оба типа этих шапок называют папахой.

По этому поводу Е.Н. Студенецкая пишет: «Материалом для изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью. Такие папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших с длинного меха. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Длинношерстные папахи делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой, длинной и кудрявой шерстью или козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными.

Вообще же для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Эта хвала не только гостеприимству, но и богатству» .

В Чечне шапки делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем. В Ингушетии высота папахи чуть пониже чеченской. Это, видимо, связано с влиянием покроя шапок в соседней с ней Осетии. По мнению авторов А.Г. Булатовой, С.Ш.Гаджиевой, Г.А.Сергеевой, в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша, например, 19 см, ширина основания - 20, верха - 26 см), шьются они из мерлушки или каракуля с матерчатым верхом. Папаху эту все народы Дагестана называют «бухарской» (имея в виду то, что каракуль, из которого она большей частью шилась, привозится из Средней Азии). Головка таких папах делалась из сукна или бархата ярких тонов. Особенно ценилась папаха из золотистого бухарского каракуля.

Аварцы Салатавии и лезгины считали эту папаху чеченской, кумыки и даргинцы называли ее «осетинской», а лакцы - «цудахарской» (вероятно, потому, что мастерами - шапочниками были, в основном, цудахарцы). Возможно, в Дагестан она проникла с Северного Кавказа. Такая папаха была парадной формой головного убора, ее носили чаще молодые люди, которые иногда имели несколько покрышек из разноцветной ткани для донышка и часто их меняли. Такая шапка состояла как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки, сшитой по форме головы, и прикрепленной к ней с внешней стороны (в нижней части) высокого (16-18см) и широкого к верху (27 см) мехового околыша.

Кавказская каракулевая папаха со слегка расширенным кверху околышем (с течением времени высота ее понемногу увеличивалась) была и остается самым излюбленным головным убором чеченских и ингушских стариков. Ими также носилась шапка из овчины, которую русские называли папахой. Форма ее менялась в разные периоды и имела свои отличия от шапок других народов.

Издревле в Чечне существовал культ головного убора как женского, так и мужского. Например, чеченец, охранявший какой-либо объект, мог оставить шапку и уйти домой пообедать – никто ее не трогал, ибо понимал, что будет иметь дело с хозяином. Снять с кого-либо папаху означало смертельную ссору; если горец снимал шапку и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все. «Сорвать или сбить с чей-нибудь головы шапку считалось великим оскорблением, таким же, как отрезать рукав платья женщины»,- говорил мой отец Магомед-Хаджи Гарсаев.

Если человек снял шапку и попросил что-нибудь, считалось неприличным отказать ему в просьбе, но зато обращавшийся таким образом пользовался в народе нехорошей славой. «Кера куй биттина хилла церан иза» - «Им это досталось в руки битьем шапки», - говорили о таких.

Даже во время огненного, экспрессивного, быстрого танца чеченец не должен был ронять головной убор. Еще один удивительный обычай чеченцев, связанный с головным убором: папаха ее владельца могла заменить его во время свидания с девушкой. Каким образом? Если чеченский парень по некоторым обстоятельствам не мог попасть на свидание к девушке, он посылал туда своего близкого друга, вручив ему свой головной убор. В этом случае папаха напоминала девушке о любимом, она чувствовала его присутствие, разговор друга воспринимался ею как очень приятная беседа со своим женихом.

Шапка у чеченцев была и, по правде говоря, до сих пор остается символом чести, достоинства или «культа».

Это подтверждают и некоторые трагические случаи из жизни вайнахов во время их пребывания в ссылке в Средней Азии. Подготовленные абсурдной информацией сотрудников НКВД о том, что высланные на территории Казахстана и Киргизии чеченцы и ингуши - рогатые людоеды, представители местного населения, бывало, из любопытства пытались сорвать со спецпереселенцев высокие папахи и обнаружить под ними пресловутые рога. Завершались такие инциденты либо жестокой дракой, либо убийством, т.к. вайнахи не понимали действий казахов и считали это посягательством на свою честь.

По этому поводу здесь позволительно привести один трагичный для чеченцев случай. Во время празднования чеченцами Курбан-байрам в г. Алга Казахстана, на это мероприятие явился комендант города, казах по национальности, и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы. У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне! – и начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить элистанжинец Джанаралиев Жалавди, предупредив, что если он коснется его головного убора, будет принесен в жертву во имя Аллаха в честь праздника. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но мощным ударом кулака был сбит с ног. Дальше произошло немыслимое: доведенный до отчаяния самым унизительным для него действием коменданта, Жалавди зарезал его. За это он получил 25 лет тюрьмы.

Сколько чеченцев и ингушей были тогда заключены в тюрьмы, пытаясь отстоять свое достоинство!

Сегодня мы все видим, как чеченские руководители всех рангов носят папахи, не снимая, что символизирует национальную честь и гордость. До последнего дня гордо носил шапку великий танцор Махмуд Эсамбаев, да и сейчас, проезжая новое третье кольцо автодороги в Москве, можно увидеть памятник над его могилой, где он увековечен, конечно же, в своей папахе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Джавахишвили И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа – Тбилиси, 1962. III – IУ. С. 129.

2. Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка // Lingua–universum –Назрань,2009.С. 32.

3. Студенецкая Е.Н. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа - М.,1968. С. 113.

4. Булатова А.Г.,Гаджиева С.Ш.,Сергеева Г.А.Одежда народов Дагестана-Пущино, 2001.С.86

5. Арсалиев Ш. М-Х. Этнопедагогика чеченцев – М., 2007. С. 243.

... Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту - и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины. В 1939-1941 годах Эсамбаев учился в Грозненском хореографическом училище, а затем начал танцевать в Чечено-Ингушском государvственном ансамбле песни и танца. В годы Великой Отечественной войны он выступал перед бойцами на передовой и в госпиталях с фронтовой концертной бригадой. В 1944-1956 годах Махмуд танцевал в оперном театре города Фрунзе. Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в «Тарасе Бульбе» и феи Карабос - отрицательной героини «Спящей красавицы». Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр и объедет весь мир с программой «Танцы народов мира». Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру - и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами. В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила. Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка. Он Народный артист СССР и восьми республик. Умер великий танцовщик Махмуд Алисултанович Эсамбаев 7 января 2000 года в Москве.

На Кавказе проживают представители разных народов. Здесь мечети соседствуют с церковью и синагогой. Местные жители, независимо от национальной принадлежности, толерантны, гостеприимны, красивы, сильны физически и духом. Здесь нежная грациозность сочетается с элегантностью, а строгость с мужественностью, открытостью и добротой.
Если хотите заглянуть в историю народа, попросите показать вам национальный костюм, в котором, как в зеркале, отображается уникальность народа: обычаи, традиции, обряды и нравы. Несмотря на разнообразие современных тканей, покрой национальной одежды остается прежним, разве что меняются какие-то мелочи. Если национальный орнамент дает нам возможность определить художественный уровень народа, то покрой и сочетание цвета, качество тканей - понять национальный характер, традиции и моральные ценности народа. Не только от географического положения и климата зависит одежда, но и от ментальности и веры. В современном мире по одежде мы смело можем судить о социальном статусе человека, его вкусах и материальном достатке. В нашем стремительно меняющемся мире мода продолжает оставаться феноменом культуры. Так, в чеченском обществе замужняя женщина не позволяет себе выйти в общество, не покрыв голову платком, шалью или шарфом. Мужчина обязан надеть головной убор в дни траура. Вы не увидите чеченок в слишком короткой юбке или в платье без рукавов, с глубоким декольте.
Даже в начале двадцатого века чеченцы носили традиционную национальную одежду, которые шили из местного материала. Редкая женщина не умела шить. Если и заказывали пошив одежды, то мастерицам не платили деньгами.
Головной убор, как мужской, так и женский, - символ. Мужской – символ мужества, а женский – символ целомудрия, сохранения сакральной чистоты. Дотронуться до папахи - нанести смертельное оскорбление. Мужчина не снимал папаху перед врагом, а умирал, чтобы не потерять честь и достоинство. Если же женщина бросала платок между вступившими в кровавую схватку, то бой прекращался.
Овчина шла на пошив шуб, кожа – на изготовление обуви. Сукно (исхар) и войлок (истанг) делали из шерсти домашних животных. Как мужскую, так и женскую одежду украшали изделиями из серебра, которое иногда покрывали золотом.
Гордостью и своеобразным символом чеченцев являются бурка и папаха. По сей день буркой накрывают покойника, которого несут на кладбище. Бурка (верта) и башлык (башлакх) служили защитой от ненастья, холода.
Поверх бешмета из легкой ткани (г1овтал), который обтягивает туго торс, а с талии доходит до колен, надевают приталенную черкеску (чоа). Ее подпоясывают кожаным поясом (доьхка), украшенным серебряными накладками. И, конечно же, кинжал (шаьлта), который носили с 14-15 –летнего возраста. Джигит снимал кинжал только на ночь и клал его по правую сторону, чтобы при неожиданном пробуждении имел возможность схватить оружие.
Полы черкески чуть ниже колена. Она подчеркивает широкие плечи и узкую талию мужчину. По обеим сторонам мужской груди пришиваются семь или девять газырниц (бустам), в которые вставляют герметично закрытые цилиндрические емкости (их делали из бараньей кости), в которых раньше хранили порох. Черкеска не должна сходиться спереди. Благодаря этому бешмет виден. Пуговицы бешмета сделаны из плотной тесьмы. Ворот-стойка имеет, как правило, две пуговицы и почти полностью закрывает шею. Черкеска длиною чуть ниже колен у молодых и более длинная у взрослых, застегивается на талии. Без пояса мужчина не имел право появляться в обществе. Кстати, его не носила только женщина в интересном положении.
Высокие сафьяновые сапоги без каблука (ичиги) поднимаются до самого колена. В них заправляют сшитые из легкой ткани штаны: широкие сверху и узкие снизу.
Женский наряд состоит из платья-туники с узким длинным рукавом до запястья. Оно шьется из легких светлых однотонных тканей длиной до щиколотки. От шеи до пояса пришиваются серебряные нагрудники (туьйдаргаш). Эти сохранившиеся элементы украшения амазонок когда-то служили связующим звеном защитного комплекса щита (т1арч), которым прикрывали грудь (т1ар) для защиты от удара оружия противника. Поверх надевается распашное платье-халат (г1абли), раскрытое до пояса, чтобы виднелись нагрудники. Оно застегивается на талии, обтягивая и подчеркивая фигуру. Пояс придает особую красоту. Его тоже делали из серебра. Он - широкий на животе, плавно ссужается. Эта самая ценная деталь платья. Г1абали сшили из парчи, бархата, атласа или сукна. Длинные рукава-крылья г1абли достают почти до подола. Женщины в годах надевали г1абли в торжественных случаях. Обычно они носили платья более темных цветов, чем молодые. Длинные шарфы и платки (кортали) из легких материалов дополняют наряд. Пожилые женщины укладывали волосы в мешочек (чухта) типа удлиненной шапочки, а поверх накидывали платок с бахромой. Башмаки (пошмакхаш) тоже украшались серебряной нитью.
Бесспорно, в век стремительой циилизации такие платья носить неудобно. Г1абали редко в наши дни надевают как свадебное платье. Часто профессиональные танцоры, артисты позволяют себе появляться на сцене в каких-то странных костюмах, отдаленно напоминающих чеченский национальный костюм. Вместо нагрудников можно увидеть орнаментальную вышивку, которая не имеет ничего общего с нашей культурой. Рукава платья украшают какими-то рюшами от локтя. На главной улице Грозного висит портрет всадника с накинутой на плечи буркой, украшенной газырями.
Среди большого количества папах лишь редко можно увидеть настоящую чеченскую папаху (чуть расширяется сверху). Зная, что не допускается небрежное обращение с папахой, почему танцор, отчеканив лезгинку, позволяет себе с размаху припечатывать папаху к полу?
Почему современные черкески с укороченным рукавом? Если мешает длина, то можно подкатить.
В своей повести «Родной аул» М.Ясаев разъясняет, что женщина носила одежду черного цвета, если семью преследовала кровная месть. А в наши дни черный цвет стал, чуть ли не преобладающим, в одежде девушек.
Одежда не только средство защиты от неблагоприятных воздействий природы, а символ индивидуального существования нации. Если современный костюм отражает особенности нашей философии и психологии, то он неразрывно связан с нашим национальным костюмом, самоидентификацией. Чеченцы – один из самых привлекательных народов не только Кавказа, но и мира. Несмотря на все тяготы последних десятилетий, мы остались обаятельными. Умеем и любим без вычурности и кричащих красок красиво и элегантно одеваться. А к красивой походке добавляем пленительную мягкую улыбку, чтобы мир вокруг нас наполнился добром.

Само слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".

Дагестанский конный полк

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Александр Дюма в папахе

Писатель Александр Дюма (тот самый который написал "Трех мушкетёров", "Графа Монте Кристо", "Железная маска" и другие известные произведения) путешествуя по Кавказу как-то решил сфотографироваться в папахе. Фотография дошла до наших дней.

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

Папаха из каракуля

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягнёнка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили будёновки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи чёрного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - чёрного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Исторически сложилось так, что папаха в Азербайджане - это не только головной убор, а символ чести, достоинства и мужественности. Традиционно в нашей стране шитье папахи как ремесло развивалось в тесной связи с историей, бытом и культурой народа. Не случайно устное народное творчество сохранило немало загадок, пословиц и поговорок про папахи.

Форма и материал этого головного убора, история которого исчисляется веками, как правило, являлись показателем социального статуса того, кто его носит. В прежние времена мужчины никогда не снимали папахи. Появление в общественных местах без головного убора считалось неприемлемым.

Веками мастера по шитью папах, как и представители других ремесел, пользовались большим уважением в обществе. Однако со временем молодежь утратила интерес к папахам, и число мастеров папахчи значительно уменьшилось.

В поселке Борадигах Масаллинского района живет и работает мастер Ягуб, которого хорошо знают не только в родном районе, но и в соседних областях, и даже в Иране. Ягуб Мамедов родился в 1947 году в Борадигах, ремеслу папахчи он научился у своего деда.


  • Форма и материал этого головного убора, история которого исчисляется веками, как правило, являлись показателем социального статуса того, кто его носит

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Мастер Ягуб из поселка Борадигах Масаллинского района занимается этим ремеслом почти полвека

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Традиционно шитье папахи как ремесло развивалось в тесной связи с историей, бытом и культурой народа

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • В прежние времена мужчины никогда не снимали папахи

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Мастер уверен, что сшить качественную папаху можно, только если очень любишь свое дело

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Кожа для папах привозится из Узбекистана

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Мастер научил этому ремеслу и своего брата Захида, и теперь они работают вместе

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu

1 / 8

© Sputnik / Rahim Zakiroghlu

Папаха в Азербайджане – это не только головной убор, а символ чести, достоинства и мужественности

"Мой дедушка Абульфаз был самым известным папахчи нашей области. Я часто приходил к нему, смотрел, как он работает и потихоньку учился всему. С 1965 года стал его учеником", - вспоминает мастер.

Мамедов окончил школу, поступил на заочное отделение института и продолжал работать. В те годы, продолжает он, заказы поступали круглый год и немало: "А сейчас заказов стало гораздо меньше, да и то в основном только осенью или зимой".

По его словам, в основном он шьет бухара папахи (свое название они получили от города Бухара, откуда привозили кожу для папах - ред.), и носят их либо пожилые люди, либо муллы. Мастер говорит, что раньше к папахам относились с большим уважением: "В прежние времена посетители театра покупали два билета — один для себя, другой для папахи. Но сейчас папаха бухара вышла из моды".

Мастер говорит, что раньше за один только зимний месяц шил по 30-35 папах, а в оставшиеся месяцы - 15-20, однако сейчас заказы поступают всего на 5-10 папах. При этом Мамедов уверен, что сшить качественную папаху можно, только если очень любишь свое дело. Кроме того, необходимо обладать хотя бы минимальным художественным вкусом.

"Мастер должен знать, подойдет или нет папаха человеку. Например, полному человеку не подойдет маленькая папаха, а худому она, наоборот, будет к лицу", — говорит Мамедов.

Он также рассказал о том, что кожа для папах привозится из Узбекистана: "Маленьких ягнят убивают удушением - для того, чтобы сохранились завитки шерсти. Полученную шерсть заворачивают в марлю и держат в специальном месте два дня. Потом кожу солят, чистят ее оборотную часть, обрабатывают и в итоге получают материал для папахи".

Мастер Ягуб говорит, что большое значение также имеет правильный пошив папахи. При пошиве изнанки папахи он сшивает войлок швейной машинкой, а кожу - только вручную. Некоторые мастера, продолжает Мамедов, чтобы побыстрее выполнить заказ, и кожу сшивают машинкой. Но так лучше не делать, поскольку спустя некоторое время швы на папахе начинают собираться, а потом в этом месте образуются складки, и папаха портится.

Что касается цен, то они в среднем варьируются в пределах от 100 до 300 манатов, но мастер говорит, что всегда готов договориться с клиентом.

Мастер научил этому ремеслу и своего брата Захида, и теперь они работают вместе. Молодежи это ремесло не интересно, потому сегодня Мамедов — единственный мастер по шитью папах во всей округе…


Папаха на Северном Кавказе - целый мир и особый миф. Во многих кавказских культурах мужчина, на голове которого папаха или вообще - головной убор, априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства. Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать предмету - ведь папаха не позволяла горцу наклонить голову, а значит - и идти к кому-то на поклон в широком смысле.

Не так давно я была в ауле Тхагапш в гостях у Батмыза Тлифа, председателя аульского «Чиле Хасэ». Мы много говорили о традициях аульного самоуправления, сохранившихся у причерноморских шапсугов, а перед уходом я спросила у нашего гостеприимного хозяина разрешения сфотографировать его в парадной папахе - и Батмыз словно помолодел на моих глазах: сразу другая осанка и другой взгляд...

Батмыз Тлиф в своей парадной каракулевой папахе. Аул Тхагапш Лазаревского района Краснодарского края. Май 2012. Фото автора

«Если голова цела, на ней должна быть шапка», «Шапку носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться - посоветуйся с шапкой» - неполный перечень пословиц, бытующих в среде многих горских народов Кавказа.

С папахой связаны многие обычаи горцев - это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак. Мужчина никогда не должен снимать папаху, если он кого-либо просит о чем-либо. За исключением только одного случая: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.

В Дагестане молодой человек, опасающийся открыто свататься к понравившейся девушке, когда-то закидывал в ее окно папаху. Если папаха оставалась в доме и не вылетала тотчас обратно, значит, можно рассчитывать на взаимность.

Оскорблением считалось, если у человека сбивали с головы папаху. Если же человек сам снял и оставил где-то папаху, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином.

Журналист Милрад Фатулаев вспоминает в своей статье известный случай, когда, отправляясь в театр, известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков покупал два билета: один для себя, второй - для папахи.

Головные уборы не снимали и в помещении (за исключением башлыка). Иногда, снимая шапку, надевали легкую шапочку из ткани. Существовали и особые ночные шапки - главным образом у стариков. Горцы брили или очень коротко стригли голову, что также консервировало обычай постоянно носить какой-либо головной убор.

Наиболее старой формой считались высокие лохматые шапки с выпуклым верхом из мягкого войлока. Они были так высоки, что верх шапки наклонялся в сторону. Сведения о таких шапках записаны Евгенией Николаевной Студенецкой, известным советским этнографом, от стариков карачаевцев, балкарцев и чеченцев, которые сохранили в памяти рассказы отцов и дедов.

Была особая разновидность папах - лохматые папахи. Их делали из овчины с длинным ворсом наружу, подбивая их овчиной с постриженной шерстью. Таки папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших в длинного меха. Для пастуха такая лохматая папаха часто служила и подушкой.

Для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль.

Черкесы в папахах . Рисунок любезно предоставлен мне ученым-истрриком из Нальчика Тимуром Дзугановым.

Каракулевые папахи называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец.

Форма меховой папахи могла быть разнообразной. В своих «Этнологических исследованиях об осетинах» В.Б. Пфаф писал: «папаха сильно подвержена моде: порою ее шьют очень высокою, в аршин и более высоты, а в другое время довольно низкою, так что она немного лишь выше шапки крымских татар».

По папахе можно было определить социальный статус горца и его личные предпочтения, только «нельзя по головному убору отличить лезгина от чеченца, черкеса от казака. Все достаточно однообразно», - тонко заметил Милрад Фатуллаев.

В конце 19 - начале ХХ вв. шапки из меха (из овчины с длинной шерстью) бытовали главным образом в качестве пастушеских (чеченцы, ингуши, осетины, карачаевцы, балкарцы).

Высокая папаха из каракуля была распространена в Осетии, Адыгее, плоскостной Чечне и редко - в горных районах Чечни, Ингушетии, Карачае и Балкарии.

В начале ХХ века вошли в моду невысокие, почти по голове, суживающиеся кверху шапки из каракуля. Их носили главным образом в городах и прилегающих к ним районах плоскостной Осетии и в Адыгее.

Папахи стоили и стоят дорого, поэтому имелись у богатых людей. У богатых людей было до 10-15 папах. Надир Хачилаев рассказывал, что купил в Дербенте папаху уникального переливающегося золотистого оттенка за полтора миллиона рублей.

После первой мировой войны на Северном Кавказе распространилась невысокая шапка (околыш 5-7 сам) с плоским донышком из ткани. Околыш делали из курпея или каракуля. Донышко, выкроенное из одного куска ткани, находилось на уровне верхней линии околыша и пришивалось к нему.

Такую шапку называли кубанкой - впервые ее стали носить в Кубанскойм казачьем войске. А в Чечне - карабинкой, из-за ее малой высоты. У молодежи она вытеснила другие формы папах, а у старшего поколения сосуществовала с ними.

Отличие казачьих шапок от горских шапок - в их разнообразии и отсутствии стандартов. Горские шапки - стандартизированы, казачьи - основаны на духе импровизации. Каждое казачье войско в России отличалось своими шапками по качеству ткани и меха, оттенкам цвета, форме - полусферической или плоской, выделке, пришивным лентам, швам и, наконец, по манере носить те самые головные уборы.

Папахи на Кавказе очень берегли - хранили, покрывая платком. При поездке в город или на праздник в другой аул праздничную шапку везли с собой и надевали только перед въездом, снимая более простую шапку или войлочную шляпу.

В ближайших постах - продолжение темы мужских головных уборов, уникальные фото и модные папахи от Готье…



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней