Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сычков федот васильевич картины. Русская деревня на самобытных картинах, пронизанных позитивом и молодецким задором Основная тематика картин

Автор - lipatowa . Это цитата этого сообщения

Народный ХУДОЖНИК ФЕДОТ СЫЧКОВ

Федот Васильевич Сычков (1870 -1958) -известный российский художник,родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве,Пензенской губернии. В двенадцать лет будущий художник,лишился отца.

Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу.

Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи.

Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет - отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства - намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.

С детства Федот Сычков проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.

"Автопортрет", 1893

В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова,обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку.

В 1895 году Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.

После окончания учёбы художник вернулся на родину.В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны».Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.


"Крестьянская девушка"

Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав..

Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге.

Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США).

Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме.

А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии.

Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи.

Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.


"С гор" , 1910
"Христославы"
"Девушка в синем платке" , 1935

За плечами практически каждого гениального творца стоит женщина, которая своей поддержкой и мудростью поддерживала огонь таланта любимого человека.

Такой музой стала для Федота Васильевича Сычкова его жена - Лидия Николаевна. Она, как и муж, живо интересовалась народной культурой, в том числе и мордовской.

Лидия Николаевна бережно собирала предметы национального костюма, украшения. В ее коллекции было невероятное количество шалей, рубах, головных уборов, поясов, бус… Все это богатство использовал в своих портретах Федот Васильевич.

Умер в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР

Источник: http://www.liveinternet.ru/journals...rev&categ=0
"Лепка снеговика " ,1910
"Тройка" , 1906
"Учительница-мордовка" , 1937
"Подружки" ,1916
"Приятели"
"Алма-атинские яблоки", 1937
"Девушка в цветах "
"Колхозный базар" , 1936
"У изгороди. Зима" ,1931
"Две девушки на снегу" , 1929
"У хаты" , 1915
"Трактористки", 1938
"Автопортрет" , 1899
"Молодуха" , 1928

"Девочка"

"Астры" , 1940
"Катание на масленицу"
"Жница " ,1931
"Проска" , 1932
"Крестьянка"
"Портрет актрисы Александры Дмитриевны Пель", 1913
"Дети в цветах" , 1932
"Трудный переход" , 1934
"Крестьянская девушка"
"Школьница отличница" ,1934
"Гринька"
"Портрет Лидии Николаевны Сычковой, жены художника" , 1903
"Возвращение с сенокоса" , 1911
"Портрет Екатерины Васильевны Сычковой, младшей сестры художника" , 1893
"Венеция. Рабочий поселок" , 1908
"Портрет девочки"
"Подружки"
"Плясунья Соня", 1932
"Катание На Масленицу" ,(Блондинка-Кокетка) ,этюд,1914

"Акулька"

"В Цветущем Огороде" , 1913.
"Водосвятие" , 1916
"Возвращение из школы"
"Девочка в красном платке" , этюд, 1955.

"Девочка,собирающая полевые цветы"

"Девочка в огороде" ,1912
"Девушка в оранжевом платке" ,1931
"Женский портрет" ,1897

"Женский портрет" ,1930

"Женщина с ребенком.Портрет Сестры" ,1903.
"Зимний Вечер", этюд,1925
"Зимняя дорога" , 1940
"Клубника" , 1910.
"Ледоход" ,1940
"Мордовка.Праздник Урожая" , этюд для панно,1937

"Портрет девушки"

Федот Сычков. Трудный переход.1900-1910г

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны.

Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.

Федот Васильевич Сычков родился 1 марта 1870 в бедной крестьянской семье в селе Кочелаево, Пензенская губерния.Отец провел молодость в отходных заработках, был много лет в бурлаках. Самому Федоту в детстве приходилось вместе с матерью ходить с сумой, из-за чего сверстники дразнили его нищим.

Уже тогда будущий живописец решил научиться чему-то полезному, чтобы зарабатывать на хлеб. Маленький Федот хотел учиться, но мать была против. Только благодаря настояниям бабушки восьмилетнего Федота отдали учиться в трехклассную земскую школу. Там учитель П.Е.Дюмаев обратил внимание на художественные наклонности мальчика и попытался развить их, передав ему начальные знания в области рисунка и живописи.

Мать художника Анна Ивановна Сычкова.1898г
Портрет,созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме.

После окончания школы Сычков отправился на заработки в Саратовскую губернию и остановился в г. Сердобске, где работал в иконописной артели Д.А.Решетникова.
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И. А. Арапова (1844-1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учебы художник вернулся на родину.

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники.
С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).

В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.

Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Ему удавалось передавать в картинах бесхитростных забав деревенских жителей.

Картины написаны легко и свободно с подлинным мастерством художника-жанриста. В них привлекает яркость портретных характеристик героев, умение пластически точно скомпоновать многофигурные композиции, найти выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость образам.

Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом.

Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, Жены Художника. 1904
В портрете раскрыто богатство внутреннего мира женщины, мечтательность, просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. Лидия Васильевна Анкудинова - изящная, хрупкая петербургская барышня стала настоящей музой художника. Роль этой женщины в судьбе Ф.В. Сычкова была значительна и неоценима.

В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца жизни все радости и печали. Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Ф.В. Сычкова.

Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка.

Без устали писал он родное село, покосившиеся плетни, вросшие в землю избы,весенние разливы полноводной Мокши. Камерностью и теплотой настроения проникнуты небольшие по размерам зимние этюды, выдержанные в серо-голубоватых тонах.
В основе пейзажей – глубокое поэтическое чувство, преклонение мастера перед волнующей в своей скромной прелести красотой российской природы.

Сычков писал:"Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня…наградили почетным званием Заслуженный деятель искусств МАССР…дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно». Не случайно, что в 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в творчестве живописца заняла национальная тема.

Учительница-мордовка.1937г
Трактористки-мордовки.1938г.
Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет обращения к советской действительности.

Колхозный базар.1936
Праздник урожая.1938
Подобные полотна, прославляющие счастливую колхозную жизнь, писали многие художники в то время. Эти два больших по формату холста были созданы автором в кратчайшие сроки по заказу выставкома павильона «Поволжье» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Сычков не стремился к изображению людей со сложными, противоречивыми характерами. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность. Справедливо утверждение, что портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели.

«Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).

Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.Умер в 1958 году.

Галерею работ художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5002408

Имя Ф.В. Сычкова, самобытного российского живописца, сегодня известно далеко не всем. А в 10-е годы позапрошлого века его полотна с успехом экспонировались не только по всей России, но и в Art-Saloon в Париже, охотно приобретались европейцами, интересовавшимися российской культурой и жизнью простых людей. Портреты девушек-крестьянок и барышень Сычкова соревновались по популярности с боярышнями К. Маковского, хотя пути этих двух художников так ни разу и не пересеклись.

Немного из биографии живописца

Детство Федота Сычкова (род. в Мордовии) прошло в крестьянской семье, в тяготах и бедности. Почувствовав с ранних лет тягу к рисованию, одаренный юноша поставил перед собой твердую цель – уехать учиться в Петербуржскую академию художеств. Но для этого необходимы были немалые средства. Заработать их юному живописцу удалось в иконописной школе, где он создавал настенные фрески, сохранившиеся до наших дней. Кроме того, начиная с подросткового возраста, будущий мастер жанрового портрета писал картины по фотографиям на заказ.

В 1895 г. 25-летний Федот Васильевич Сычков становится слушателем С-Петербкржской Академии художеств. В эти же годы окончательно формируется его самобытный живописный стиль и предпочтения в искусстве: тематика крестьянской жизни и сельских праздников становится приоритетной в его творчестве. В коллекции из 700 полотен его творческого наследия есть также немало портретов, натюрмортов, пейзажей.

Удивительные по эмоциональности картины Ф. Сычкова и сегодня производят впечатление на всех, кто их видит. А в те годы сюжеты его работ были настолько близки и понятны людям, что очень скоро к художнику пришла всенародная популярность. Его полотна множество раз участвовали в национальных и международных выставках, завоевав немало наград. Художник дожил до 88 лет, став заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.

Обновленные полотна Ф. Сычкова

Несколько лет назад в музее искусств им. С.Д. Эрьзи в Мордовии была организована обновленная экспозиция работ художника. Его земляки сумели отыскать и отреставрировать ранее неизвестные полотна и представить их на суд публики. Это событие было приурочено к юбилейной дате – 140-летию со дня рождения известного художника.

Некоторые работы, до этого хранившиеся в запасниках музея, относились к периоду становления мастера. Легкие, наполненные воздухом света и цвета, полотна раннего Сычкова коренным образом отличались от того, что он писал в зрелые годы.

Широкой публике был представлен «Итальянский цикл», написанный во время путешествия в Рим, Ментону, Венецию. Это преимущественно пейзажи, а также работы, на которых запечатлены архитектурные шедевры: Колизей, Форум, площадь Сан Марко. Особенный интерес у публики вызвало обновленное полотно «Закладка станции Арапово» - также одна из ранних работ, которая стала судьбоносной в творческой биографии Федота Сычкова.

Мордовский музей располагает огромной частью наследия художника – около 600 картин и эскизов. Постоянно действующая экспозиция произведений Сычкова работает в нем уже на протяжении более полувека – с 1960 года. К его столетнему юбилею мастера в 70-м году в селе Кочелаеве был отреставрирован дом живописца, в котором затем был открыт музей памяти выдающегося художника. В экспозиции дома-музея бережно собраны не только картины, но и многие вещи, принадлежавшие Федоту Сычкову и его семье.

(ныне на территории Мордовии), Российская империя

Федот Васильевич Сычков (13 марта (1 марта по старому стилю) , с. Кочелаево , Пензенская губерния (ныне на территории Мордовии), Российская империя - 3 августа , Саранск , Мордовская АССР , СССР) - известный российский (советский) художник, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР (1937), заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный художник Мордовской АССР (1955).

Биография

Родился в бедной крестьянской семье. Рано осиротел.

Учился в трёхклассной земской школе села Кочелаева, способности к рисованию проявил с детства, занимался рисованием у учителя школы П. Е. Дюмаева. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям. С 1885 по 1887 год работал в Сердобске Пензенской губернии у подрядчика иконописца Д. А. Решетникова.

С 1887 по 1892 год жил в Кочелаеве, самостоятельно занимался живописью, писал иконы, портреты односельчан. В 1892 году по заказу генерала И. А. Арапова (1844-1913), имение которого находилось неподалеку от Кочелаева, написал картину «Закладка станции Арапово ». Показанная директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е. А. Сабанееву , картина произвела впечатление. Отметив талант Сычкова, Сабанеев посоветовал привезти юношу в Петербург.

В 1892 году Сычков переехал в Петербург и поступил учиться в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Поддержку ему оказал генерал И. А. Арапов. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств . После окончания учёбы художник вернулся на родину.

В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны». В 1905 году удостоен премии имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств за картину «Мяльщицы льна». Избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников.

В 1908 году отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, привёз много пейзажей Рима, Венеции, Ментоны и морских видов.

В 1909-1917 годах работы Сычкова неоднократно отмечались на российских и международных художественных выставках.

В 1918-1920 годах участвует в оформлении революционных праздников в городе Наровчате , на станции Арапово и в родном селе Кочелаеве.

Последние годы жил в Саранске.

Творчество

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники. Наиболее известные работы Сычкова:

  • «Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника» (1898)
  • «Вести с войны» (1900)
  • «Женский портрет» (1903)
  • «Портрет в чёрном» (1904)
  • «Мяльщицы льна» (1905, премия имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств - 1905)
  • «Подружки» (1909)
  • «С гор» (1910)
  • «Возвращение с сенокоса» (1911)
  • «Катание на масленице» (1914)
  • «Возвращение с ярмарки» (первая премия на закрытом Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств - 1910)
  • «Деревенская свадьба»
  • «Водосвятие»
  • «Христославы»
  • «Трудный переход» (поощрительная премия на Международной выставке в Риме - 1911, премия на Весенней выставке в Академии художеств - 1913)
  • «Праздничный день» (1927)
  • «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929)
  • «Выходной день в колхозе» (1936)
  • «Колхозный базар» (1936)
  • «Учительница-мордовка» (1937)
  • «Трактористки-мордовки» (1938)
  • «Праздник урожая» (1938)
  • «Вручение акта на вечное бесплатное пользование землей»(1938)
  • «Возвращение из школы» (1945)
  • «Встреча героя» (1952).

Увековечение памяти

  • С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).
  • В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.
  • Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова.

Картина Ф. Сычкова «Пригожая» находилась в частном собрании известного учёного-аэродинамика Г. Н. Абрамовича

Напишите отзыв о статье "Сычков, Федот Васильевич"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сычков, Федот Васильевич

– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.
– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.
– Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели.

Федот Васильевич Сычков (13 марта (1 марта по старому стилю) 1870, с. Кочелаево, Пензенская губерния (ныне на территории Мордовии), Российская империя - 3 августа 1958, Саранск, Мордовская АССР, СССР) - известный российский (советский) художник, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР (1937), заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный художник Мордовской АССР (1955).

Биография

Родился в бедной крестьянской семье. Рано осиротел.

Учился в трёхклассной земской школе села Кочелаева, способности к рисованию проявил с детства, занимался рисованием у учителя школы П. Е. Дюмаева. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям. С 1885 по 1887 год работал в Сердобске Пензенской губернии у подрядчика иконописца Д. А. Решетникова.

С 1887 по 1892 год жил в Кочелаеве, самостоятельно занимался живописью, писал иконы, портреты односельчан. В 1892 году по заказу генерала И. А. Арапова (1844-1913), имение которого находилось неподалеку от Кочелаева, написал картину «Закладка станции Арапово». Показанная директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е. А. Сабанееву, картина произвела впечатление. Отметив талант Сычкова, Сабанеев посоветовал привезти юношу в Петербург.

В 1892 году Сычков переехал в Петербург и поступил учиться в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Поддержку ему оказал генерал И. А. Арапов. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учёбы художник вернулся на родину.

В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны». В 1905 году удостоен премии имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств за картину «Мяльщицы льна». Избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников.

В 1908 году отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, привёз много пейзажей Рима, Венеции, Ментоны и морских видов.

В 1909-1917 годах работы Сычкова неоднократно отмечались на российских и международных художественных выставках.

В 1918-1920 годах участвует в оформлении революционных праздников в городе Наровчате, на станции Арапово и в родном селе Кочелаеве.

Последние годы жил в Саранске.

Творчество

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники. Наиболее известные работы Сычкова:

  • «Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника» (1898)
  • «Вести с войны» (1900)
  • «Женский портрет» (1903)
  • «Портрет в чёрном» (1904)
  • «Мяльщицы льна» (1905, премия имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств - 1905)
  • «Подружки» (1909)
  • «С гор» (1910)
  • «Возвращение с сенокоса» (1911)
  • «Катание на масленице» (1914)
  • «Возвращение с ярмарки» (первая премия на закрытом Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств - 1910)
  • «Деревенская свадьба»
  • «Водосвятие»
  • «Христославы»
  • «Трудный переход» (поощрительная премия на Международной выставке в Риме - 1911, премия на Весенней выставке в Академии художеств - 1913)
  • «Праздничный день» (1927)
  • «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929)
  • «Выходной день в колхозе» (1936)
  • «Колхозный базар» (1936)
  • «Учительница-мордовка» (1937)
  • «Трактористки-мордовки» (1938)
  • «Праздник урожая» (1938)
  • «Вручение акта на вечное бесплатное пользование землей»(1938)
  • «Возвращение из школы» (1945)
  • «Встреча героя» (1952).

Увековечение памяти

  • С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).
  • В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.
  • Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова.

Картина Ф. Сычкова «Пригожая» находилась в частном собрании известного учёного-аэродинамика Г. Н. Абрамовича



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней