Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нормативная база и материалы по фгос детей с овз. Адаптированная образовательная программа для детей с овз как средство реализации инклюзивного образовательного процесса Госреестр программы адаптированные овз

Обучение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным программам. Такие программы разрабатываются для групп детей:

А - со сходными проблемами (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие дети, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);

Б - со сходными образовательными потребностями , дифференцируемых в группе детей со сходными проблемами (например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) выделяются следующие группы:
- дети с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками;
- дети с РАС, которые не достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности;
- дети с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- дети с РАС, имеющие дополнительные тяжелые множественные нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами).

Для каждой из указанных групп разрабатываются образовательные программы со своими особенностями (по 2-4 варианта). А, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вступит в действие с 1 сентября 2016 года) для детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития, предусмотрена, на основе образовательной программы, разработка для каждого ребенка специальной индивидуальной программы развития, учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Особенности адаптированных образовательных программ установлены федеральными государственными стандартами .

В настоящее время действуют:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373),
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897),
- федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

С 1 сентября 2016 года к образовательным отношениям, возникшим с указанной даты, будут применяться:

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598);
  • федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599).

Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а при наличии у обучающегося инвалидности - с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида и мнения его родителей (законных представителей).

По каждому виду сходных нарушений развития у детей установлены несколько вариантов образовательных программ. В процессе освоения образовательной программы сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой . Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки результатов освоения образовательной программы, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установлены определенные требования к адаптированным образовательным программам для:

  • глухих детей
  • слабослышащих и позднооглохших детей
  • слепых детей
  • слабовидящих детей
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • детей с тяжелыми нарушениями речи
  • детей с задержкой психического развития
  • детей с нарушениями аутистического спектра
  • детей с умственной отсталостью

Для детей с множественными нарушениями развития требования к адаптированным образовательным программам указаны в последнем варианте обучения для детей со сходными проблемами со здоровьем (например, второй вариант обучения детей с умственной отсталостью предусматривает требования к обучению детей с умственной отсталостью, которая может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести). С этими требованиями можно ознакомиться по указанным выше в соответствующем разделе таблицы (крайний правый столбец).

Особое внимание необходимо обратить на обязательные коррекционные курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами с 1 сентября 2016 года. Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПР.

С чего начать составление адаптированной образовательной программы? Какие разделы необходимо отразить в АОП? Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Составление адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
обучающихся
с задержкой психического развития (из опыта работы)

Метод обучения только тогда выполняет свою роль, когда соответствует природе детей.

Важен не прием обучения, а метод обучения,

который выражается в характере отношений ученика и учителя

в их совместной деятельности.

Л.Н. Толстой.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) - это образовательная про-

грамма, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

(в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной общеобразовательной

программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы

специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии

с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории

лиц с ОВЗ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 28).

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе; организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей; организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребностей в самовыражении; участие в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательная организация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.

На основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) адаптированная образовательная программа обучения предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ. Также она должна включать комплекс мероприятий по психолого- педагогическому и медико-социальному сопровождению. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает

адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ.

Примерные направления работы педагогического коллектива по адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа в рамках образовательной организации

для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается в несколько

этапов:

- Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей .

Этап ориентирован на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических

особенностей конкретного ребёнка. Важно, чтобы у ребенка, поступающего в образователь-

ную организацию, был статус «ребенок-инвалид» и рекомендации ИПР (индивидуальная

программа реабилитации) или статус «ребенок с ОВЗ» и рекомендации врачебной комиссии

и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации образовательной организации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ

и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК.

При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое со-

провождение такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

- Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.

Цель этого этапа - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка с ОВЗ, на какие

его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности

учителя и специалистов являются самыми актуальными. Сюда же относится описание необ-

ходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом его возможностей.

Важно выработать стратегию и тактику работы с ребенком, осуществить выбор образова-

тельной, воспитательной, коррекционной и лечебной стратегии. В процессе работы специа-

листы сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами, и прежде всего с ро-

дителями (законными представителями) ребёнка, возможные варианты решения проблемы,

позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности ис-

пользования той или иной методики. Завершением данного этапа является распределение

обязанностей по реализации избранного плана, последовательности действий, уточнение

сроков исполнения тех или иных организационных действий.

- Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) включает едино-

направленную скоординированную деятельность специалистов разного профиля, согласно

избранной стратегии работы с ребёнком.

В разработку АОП входит:

  • проектирование необходимых структурных составляющих АОП;
  • определение временных границ реализации АОП;
  • формулирование цели АОП совместно с родителями;
  • определение круга задач в рамках реализации АОП;
  • определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты);
  • планирование форм реализации разделов АОП;
  • определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования
  • социальной компетентности обучающегося;
  • определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной
  • работы.

Организация освоения образовательной программы включает в себя задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности.

При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а также точное понимание его возможных затруднений

в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальных особенностей усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д.

Задачи по адаптации образовательной программы:

Компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;

Минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;

Реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;

Выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги.

В ходе подготовки условий по внедрению и реализации программы осуществляется создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места, тактильные и зрительные поддержки и др.

- Реализация АОП:

  • организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;
  • организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы.

- Анализ и коррекция.

Это этап осмысления полученных результатов, позволяющий

уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных диагностики.

Организация деятельности ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум)

по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка, внесение корректив в АОП.

Структура и содержание

адаптированной образовательной программы

для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)

Дети с ЗПР, имеющие незначительные нарушения развития, легко включаются в инклюзивное образование.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе программ ООП НОО. Данная программа сохраняет основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличается коррекционной направленностью обучения (специфика программ для детей с ЗПР, вариант 7.1)Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении.

В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т. д.

Учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные) имеют

своеобразие. При обучении детей данной категории используются в большинстве учебники

образовательного учреждения общего типа (УМК «Школа России»). Средства обучения

должны учитывать особенности восприятия, интеллектуального развития детей с ЗПР - следовательно, они должны содержать самые важные признаки объекта, и по возможности

без дополнительных несущественных деталей, средства наглядности должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи.

В структуре АОП обучающихся с задержкой психического развития представлены:

  1. Пояснительная записка : цели и задачи АОП, срок ее освоения, представлена краткая

психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего

образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных

и предметных.

Личностные результаты освоения АОП включают индивидуально-личностные качества

и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные

установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АОП должны отражать:

Осознание себя как гражданина России;

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-

пространственной организации;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духов-

ным ценностям.

Метапредметные результаты освоения АОП, включающие освоенные обучающимися

универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения

учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные

задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП, должны отражать:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых

учебных и практических задач;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

Использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

Овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему

в соответствии с целями и задачами;

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

и составлять тексты в устной и письменной формах;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным

возможностям;

Готовность слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; и др.

Предметные результаты освоения АОП для детей с ЗПР строятся с учетом специфики

  1. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения

Призвана решить следующие задачи:

Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных

предметов и формирование универсальных учебных действий;

Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

Позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АОП являются значимыми

для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных

особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненны-

ми) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обес-

печивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить

полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-

педагогический консилиум (ПМПк).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность

к овладению в дальнейшем АОП.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

  1. Содержание образования:

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной

нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Содержание

начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счет

введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих

курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных

предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:

Формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

Готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

Формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к обще-

культурным, национальным и этнокультурным ценностям;

Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

Личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

- Программа коррекционной работы .

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической

помощи обучающимся с ЗПР, с учетом особенностей их психофизического развития и инди-

видуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Возможность освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образователь-

ной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной

и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанных с их воспитанием и обучением.

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АОП

начального общего образования и служит основой разработки программ учебных предметов.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению, позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ЗПР и призвана

способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся

умение учиться.

Задачами реализации программы являются:

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

Овладение комплексом УУД, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую

деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную по-

мощь педагога.

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный

процесс на воспитание обучающихся с ЗПР в духе любви к Родине, уважения к культурно-

историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально

ответственного поведения.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ЗПР на ступени

начального общего образования является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни - комплексная программа формирования у обучающихся с ЗПР знаний, установок,

личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физи-

ческого и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих

познавательному и эмоциональному развитию обучающегося.

Программа внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все,

кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении

дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся

с ЗПР, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на со-

здание условий для:

Творческой самореализации обучающихся с ЗПР в комфортной развивающей среде,

стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

Позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления

обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

  1. Условия реализации АОП:

Кадровые условия . В штат специалистов образовательной организации, реализующей

адаптированную образовательную программу начального общего образования обучающихся

с ЗПР, должны входить воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре, социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Требования к трудовым функциям педагогических работников определены Стандартом профессиональной деятельности педагога.

Финансово-экономические условия реализации АОП обучающихся с ЗПР опирается

на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан

на общедоступное получение бесплатного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается

на п. 2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Материально-технические условия школьного образования обучающихся с задержкой

психического развития должны отвечать не только общим, но и их особым образовательным

потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса

образования должна быть отражена специфика требований к:

Организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;

Организации временного режима обучения;

Техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения,

ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся

Специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим

особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющим реализовывать

выбранный вариант программы.

Учебно-методические условия . Учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке,

а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей

на печатной основе, включая прописи. Особые образовательные потребности обучающихся

с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, пре-

имущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,

«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.

Главная же проблема, как считают эксперты Центра, содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:

4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

(http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342)

http://tass.ru/obschestvo/1986816

Читайте также в блоге

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ : 102 комментария

    Не знаете ли вы, в каких нормативных документах можно найти информацию о продолжительности одного урока в коррекционных школах для детей с умственной отсталостью? 45 мин? 35 мин?
    Также нет информации о предельной наполняемости класса коррекционной школы с умственной отсталостью.

    подскажите, есть ли стандартные требования к написанию индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, например VIIIвида? где можно посмотреть? спасибо.

    Здравствуйте, написано все очень хорошо, а на деле-ничего не выполняется школами и сидит ребенок с ОВЗ вынужденно в норме. Никто нас, родителей особых детей, не спрашивает-хотим ли мы инклюзии вообще? Особенно хорошо детям с ЗПР досталось. Классы КРО позакрывали,оставив два на город миллионный. Чтобы добраться до одной школы-надо второе авто покупать, а в другой школе,заявленной, как место для обучения детей группы соц.риска, и где вовсю цветет девиант, там только уголовника выучить можно.
    Сидим в норме. Без адаптированной программы, без доп.занятий с психологом, без доп.часов у учителя. А про индивидуальный подход и прочее и мечтать не приходится.

    начала составлять тематическое планирование для 6 и 9 класса и вопрос такой сколько часов должно быть, если программа рассчитано на 3 часа в неделю(автор кауфман. английский язык)

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, чем отличаются учебно-методические требования ФГОС НОО и ФГОС с ОВЗ.

    Здравствуйте. Какими нормативными документами регулируется продолжительность пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности в МБДОУ? Возникла ситуация: родители настаивают на том, чтобы ребёнок остался в детском саду и в специализированной группе до 8 лет, т.к. психиатр рекомендует отложить поступление в школу на год. Диагноз аутизм и ЗПР. Недостатки речи преодолены.
    Что будет являться законным основанием для такого исключения? Достаточно ли справки психиатра и рекомендации ПМПК?

    простите но на счет рабочей программы педагога Вы не правы. Разработка подобных программ не относится к компетенции образовательной организации и не может регламентироваться соответствующим локальным актом. Рабочие программ разрабатываются на основе утвержденных Мин и Регион комиссиями примерных авторских программ. Не вводите учителей в заблуждение

    Здравствуйте! Разработан ли ФГО для детей с ОВЗ для основной школы и если да когда он должен быть внедрен? Спасибо.

    Добрый день, разъясните, пожалуйста, в чем отличие адаптированной образовательной программы от адаптированной основной образовательной программы. Каковы основания их разработки.

    Подскажите пожалуйста, какие документы необходимы ФГОС для детей с ОВЗ основной школе

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли требования к количеству детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Родителям кажется, что я обделяю вниманием обычных детей.

    Особого дефицита в логопедах, психологах и т.д. НЕТ. Просто не хотят вводить новые (дополнительные) ставки! Мне так и сказали (я, учитель-логопед МДОУ),что доп. ставок с привлечением специалистов НЕТ и не будет. Просили «войти в положение района» и молча «тянуть» всех детей с ОВЗ на 1 ставку. Наполняемость детей по СанПин с тяжелыми нарушениями речи НЕ выполняются!

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какое количество обучающихся с ЗПР (вариантВ) положено на ставку логопеда? Спасибо.

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, вступивший в действие ФГОС начальной школы для детей с ОВЗ не распространяется на детей, зачисленных в 1 класс ранее (2014г.)? Какими НПА регулируется тогда их обучение? (ребенок-инвалид по эндокринологическому профилю) Особенно интересует обязательность внеурочной деятельности, где она прописана, и как от неё отказаться, если ребенок не имеет возможности посещать? Спасибо!

    Скажите, пожалуйста, какие документы должен иметь педагог-психолог в школе для организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ?

    Добрый день! Чем регулируется сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях? Спасибо!

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, где можно найти учебный план для ребенка (надомное обучение). В справке прописано: «рекомендовано обучение по программе ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2». Не могу разобраться к какой группе будет относиться данный ребенок (ЗПР, умственная отсталость???) Help!!!
    Благодарна за ответы)

    может быть прописан тьютор ребенку (синдром Дауна)для обучения в школе?
    ПМПК отказывает прописывать,говоря,что в школах нет такой единицы в штате.

    Я закончила университет факультет психолог -педагог начальные классы и работаю в коррекционном школе интернате. В связи введенными стандартами нас заставляют проходить курсы связанные с работой с детьми олигофренами за свой счет. У вопрос разве не школа должна оплачивать эти курсы? И при чем школа коррекции и олигафрены?

    Здравствуйте.
    31 марта в Москве состоялась Международная конференция «Логопедия: вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации». На конференции выступала представитель Мин. образования, которая сказала о том, что готовится новое Положение о работе школьных логопунктов. В настоящее время этот вопрос очень актуален. Когда предполагается выход Положения о работе школьных логопунктов?

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Я работаю учителем-логопедом В ДОУ, с детьми с ТНР (ОНР, 3 уровня). Не понимаю, почему данную категорию детей отнесли к группе детей с ОВЗ, и второе, какую программу необходимо для работы разрабатывать: рабочую или адаптированную? Спасибо!

    В настоящее время очень остро стоит вопрос о детях, обучающихся в массовых классах, которым ПМПК рекомендовала обучение по АООП вар. 7.2. Понятно, что идеально, если эти дети обучаются в классе КРО. Но такие классы есть далеко не во всех школах. Каким образом пролонгировать обучение в соответствии с учебным планом для вар. 7.2? Обязательно ли его пролонгировать за счет 1 доп. класса? Каким образом при обучении в массовом классе ребенок с ЗПР (вар. 7.2) будет изучать ин. яз., который в его уч. плане появляется лишь в 3 классе? Речь идет о ребенке, который худо-бедно освоил программу 1-го класса.

    Правильно ли я поняла — на уровне региона должен быть разработан «Порядок организации обучения …»

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую мнепрограмму использовать для ребёнка с тяжёлыми многочисленными нарушениями? Рекомендуют вариант 2 . Это какую именно? Какая должна быть недельная нагрузка? Девочка оч тяжёлая.

    Добрый день! А как регулируется законом оплата труда учителя в классе, где есть ребенок с ОВЗ? Я учитель начальных классов, у меня в классе ребенок с ЗПР (7.1). Столкнулась с тем, что при надбавке в 15 % из НТФ «за работу с воспитанниками (учащимися), имеющими отклонения в развитии», по требованию администрации вынуждена эту надбавку «отрабатывать»: 2 ч в неделю заниматься с ребенком дополнительно коррекционной работой. Директор объясняет это необходимостью выполнения АООП и перегрузкой школьного психолога и логопеда.

    Добрый день!! Мой ребенок обучается по программе СИПР 2 вид в коррекционной школе. У нас было пропущено 3 недели занятий в связи с поездкой на лечение, учителя в журнале написали что уроки якобы были проведены. Когда я попрасила в каникулярное время эти пропущенные занятия провести, мне отказали, ссылаясь на то, что это нарушение ФГОС. Подскажите, пожалуйста, как мне правильнее поступить в данной ситуации. Должны ли быть эти пропущенные часы проведены???Обращалась к заучу по учебной части, на что она мне ответила что мы не можем заставить учителей работать.

    Здравствуйте.Существуют ли утвержденные конкретные, исчерпывающие, закрытые перечни имущества, товаров, предметов, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по обучению детей-инвалидов и созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и др.

    Добрый день! Прошу подсказать: ресурсный класс в котором дети обучаются по программам вида 8.2,8.3,8.4. Может ли учитель — дефектолог брать детей с уроков для индивидуальных занятий? Как документ это подтверждает? Спасибо

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, существует ли такой документ, в котором был бы указан объем коррекционной помощи в часах дошкольникам с ОВЗ (ТНР и ЗПР)?

    Добрый вечер. На основании каких документов разрабатывается АООП НПО обучающихся с ОВЗ?

    Здравствуйте! Коррекционные занятия обучающихся с ОВЗ проводятся во внеурочное время, или можно заменить ими какие-то предметы.

    Здравствуйте! Мой ребенок был принят в первый класс 2016г. по месту регистрации на общих основаниях. В октябре 2016г. ТПМПК ему был установлен статус ОВЗ и рекомендовано обучение по индивидуальному плану. В нашем классе 34 ученика (22 ученика по месту регистрации и 12 не по месту регистрации). Те родители, дети которых в нашем классе не по месту регистрации, очень хотят убрать моего ребенка из класса: пишут заявления и на моего ребенка (в том числе в отдел полиции), на меня во всевозможные инстанции. Во втором классе ТПМПК статус ОВЗ моему ребенку подтвердили и рекомендовали обучение по адаптированной программе, что еще больше разозлило родителей и они уже к заявлениям на нас с ребенком начали писать и заявления на школу, обвиняя их в бездействии по исключению моего ребенка. В режиме военных действий мы закончили второй класс. По закону, если мой ребенок со статусом ОВЗ, то в классе должно быть не более 25 учащихся. Скажите пожалуйста на каком основании и каким образом (без судов и проверок прокуратуры) директором может быть приведена численность класса в порядок? Спасибо большое за ответ!

    Здравствуйте, спасибо большое за ответ. Но вопрос заключался в том, как и на каком основании директор может сократить численность в классе до 25 человек, если в 1 классе (в ноябре), когда уже набрали 34 учащихся, был установлен статус ОВЗ одному ребенку. В классе более 10 учеников не по месту регистрации. Спасибо.

    Здравствуйте, поясните пожалуйста, каким образом производится оплата коррекционных занятий, входящих во внеурочную деятельность согласно ФГОС ОВЗ? Следует ли тарифицировать внеурочные часы коррекционной работы или эти часы должны вести дефектологи, психологи в рамках своих должностных обязанностей согласно приказа Минобрнауки РФ от 30.08.13 № 1015.

    Добрый день! Работаю в учреждении дополнительного образования, занимаюсь с детьми ОВЗ (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Не могу найти документ в котором регламентируется продолжительность занятий в доп.образовании для детей этой категории. в СанПине доп. образования про это нет, для детей ОВЗ только касается школьных уроков и общей нагрузки внеурочной деятельности. Подскажите, чем руководствоваться, потому что реально такой ребенок не может заниматься 45 минут (театральная деятельность, изостудия)

Материал выступления с презентацией на семинаре по теме "Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса"

Просмотр содержимого документа
«АОП для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое и кадровое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:

–программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,

Адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), (лежит в основе)

Адаптированной образовательной программе (АОП), разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Адаптированная основная образовательная программа – это программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

Грамотно выстроенная адаптированная образовательная программа для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в детском коллективе.

Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Структура адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) для обучающихся с ОВЗ

1. Целевой раздел

В пояснительной записке к адаптированной образовательной программе дается психолого-педагогическая характеристика и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ , и, соответственно, ключевые идеи организации образовательного процесса для данной категории обучающихся на начальной ступени обучения.

Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО должны отражать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по каждому направлению, для каждой образовательной области.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП предъявляет не только требования к предметным, метапредметным и личностным результатам но и требования к использованию знаний и умений на практике, к активности и самостоятельности ребенка, а также специальные требования к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями.

«Программа формирования универсальных учебных действий» строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ОВЗ и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться.

Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области обеспечивают достижение планируемых предметных результатов освоения программы. Здесь важно отметить материально- техническое обеспечение: кабинет, освещение, рабочее место и т.д.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся с ОВЗ, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования у обучающихся с ОВЗ знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Особое внимание заслуживает программа коррекционной работы. Согласно ФГОС начального общего образования, программа коррекционной работы должна обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации. В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ определены функции программы коррекционной работы, которые заключаются в выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Программа внеурочной деятельности, ее сущность и основное значение заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.

3. Организационный раздел

Включает в себя Учебный план , реализующих АОП НОО обучающихся с ЗПР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Особого внимания заслуживает система условий реализации АОП, которая включает описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.

Разделы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1) Цели реализации адаптированной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы НОО.

2)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АОП НОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности).

1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и метапредметные результаты.

2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения).

2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования.

5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции.

6) Формы проведения аттестации.

1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

1) Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета).

3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения).

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими АОП НОО.

3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий).

4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации.

5) Планируемые результаты коррекционной работы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

1) Базисный учебный план.

2) Рабочий учебный план образовательного учреждения.

2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС. 3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

В нашей школе подготовкой к введению новых стандартов, для обучения детей с ОВЗ стали следующие мероприятия:

    проведен диагностический этап с 1-классниками, по выявлению детей с ОВЗ: изучены документы, медицинские карты, проведено собеседование с родителями.

    составлен пакет документов по реализации ФГОС для детей с ОВЗ (приказ, локальный акт…)

    разработана АОП НОО для детей с ОВЗ

    открыт кабинет психолога, в котором имеется оборудование… Психолог готов оказывать комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся образовательной деятельности.

    работает кабинет социального педагога, который оказывает социальную защиту обучающимся и их развитие в социуме.

    оборудован санузел????

    проучен педагог по теме «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Таким образом, Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ задает целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, реализации инклюзивного образовательного процесса.

Просмотр содержимого презентации
«АОП НОО»

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса

Составитель: Авдеенко Елена Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»


«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…

… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан


Обоснование необходимости разработки специальных ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике.
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников.
  • Современные тенденции в изменении состава школьников с ОВЗ.
  • Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями

Программно-методическое обеспечение:

  • коррекционная программа;
  • адаптированная основная общеобразовательная

программа АООП;

  • адаптированная образовательная программа АОП

АОП НОО

Адаптированная образовательная программа - это программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.


Цель АОП: построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Задачи:

  • формирование учебных умений и навыков;
  • овладение знаниями основ наук;
  • активизация интереса к художественному и техническому творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;
  • индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Адресность программы:

  • глухих;
  • слабослышащих;
  • позднооглохших;
  • слепых;
  • слабовидящих;
  • с нарушениями опорно-двигательного

аппарата (НОДА),

  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
  • расстройствами аутистического спектра (РАС).

РАЗДЕЛЫ

1. Целевой

3. Организационный


Разделы

1. Целевой

1. 1. Пояснительная записка

1) Цели реализации АОП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы НОО.

2) Психолого-педагогическая характеристика обучающихся , описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса).


1.Целевой раздел

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО

  • Формирование УУД.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО

2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин.

1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки.

2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на начальной ступени образования.

3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).

3) Требования к использованию знаний и умений на практике.

4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике.

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий

1) Связь УУД с содержанием учебных предметов.

2.2. Программы отдельных учебных предметов

2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

2.3. Программа духовно-нравственного развития

2) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1) Цель, задачи, основные направления работы по ДНВ и развитию обучающихся.

3) Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания.

3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.


2.4.Программа формирования ЗОЖ

1) Цели, задачи, планируемые результаты работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5.Программа коррекционной работы

2) Основные направления и перечень форм работы.

1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий по освоению АОП НОО.

2.6. Программа внеурочной деятельности

2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности.

2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности.

3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ; модели и технологии.

4) Планируемые результаты коррекционной работы.

3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы.

4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.


3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

1) Базисный учебный план.

3.2. Система условий реализации АОП НОО

2) Рабочий учебный план образовательной организации.

1) Описание условий и ресурсов образовательной организации.

2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО образовательной организации, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС.

3) Пояснительная записка к рабочему учебному плану.

3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

4) График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий.

5) Система оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.


Спасибо за внимание!

Коллеги, поздравляю

с началом учебного года!!!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней