Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Создание единого методического пространства образовательного комплекса как условие реализации профессионального мастерства педагогов. Создание информационно-методического пространства как основного условия успешной реализации профессионального потенциала

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА КАК ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ Фролов Илья Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой прикладной математики и информационных технологий, член-корр. Академии информатизации образования,

Липецкий государственный педагогический университет,

г. Липецк, Россия f_i_n@rambler. ru

Статья посвящена повышению уровня методической компетентности учителя посредством формирования единого информационно-методического пространства и создания регионального сетевого методического сообщества.

Ключевые слова: методическая компетентность; информационное образовательное пространство; сетевое методическое сообщество.

UNIFIED INFORMATION METHODOLOGICAL SPACE REGION AS A WAY TO IMPROVE THE LEVEL METHODOLOGY COMPETENT TEACHER Ilya Frolov,

candidate for Education sciences, associate professor, head department of Applied Mathematics and Information Technology, corresponding member Academy of Informatization of Education,

Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia f_i_n@rambler. ru

Paper is devoted to raising the level of methodological competence of the teacher through the formation of a unified information and methodological space and creating a regional network of methodical community.

Keywords: methodological expertise; information education space; network methodical community.

Парадигма современной педагогической науки в XXI веке, когда информация максимально быстро устаревает и теряет свою актуальность, движется от понимания обучения как процесса передачи знаний, умений и навыков к обучению как формированию способности учиться, самообразовываться, к развитию познавательных потребностей.

В своём интервью от 19.02.2011г. министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко определил цель современного образовательного процесса в школе следующим образом: «Необходимо научить учиться» .

Таким образом, происходит изменение дидактических основ образования, изменение его целей, что закономерно и проанализировано крупнейшими отечественными дидактами: «...цели меняются из-за изменений, непрерывно происходящих в мире и человечестве. Это небыстрые изменения, но они есть. Например, такой глобальный процесс, как информатизация - привносит изменения в образовательное целеполагание» .

Изменение целей образования, безусловно, влечет за собой соответствующие изменения в условиях обучения, его формах, методах и др. В рамках государственных инициатив последних лет: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» - 2001г., «Наша новая школа» - 2009г. -были произведены закупки новейшего оборудования, активно внедрялись элементы дистанционного обучения, внедрена новая форма контроля знаний -ЕГЭ и др.

Однако, как ни парадоксально, эти изменения никак не затронули такого важного субъекта образовательного процесса, как учителя. А ведь, по замечанию профессора А.В. Могилёва, «Приоритетом программ модернизации дол-

жен стать учитель. Только с появлением учителя нового типа, нового поколения возможна реальная модернизация российской школы».

Учитель, реализующий новую цель образования, должен обладать способностью к непрерывному образованию, в том числе самообучению и самообразованию, понимаемому нами как «самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества» .

Непосредственную помощь в организации непрерывного образования, повышении квалификации, профессионализма, развитии творческой инициативы учителя призвана обеспечить методическая служба школы, района, региона.

Однако, процесс перестроения форм организации методической работы на новые модернизационные «рельсы» идёт сложно.

Несмотря на произошедшие кардинальные изменения в системе образования РФ, методическая служба на всех её уровнях, в большинстве случаев, остаётся неизменной на протяжении последних десятилетий.

В городских и крупных сельских школах существуют методические объединения (кафедры) по предметам и циклам предметов, по виду воспитательной работы. Такие объединения могут быть общешкольными или - в необходимых случаях - дифференцированными по ступеням обучения. В рамках объединений организуются семинары, конференции, педагогические чтения и т.п. Но, безусловно, основная форма методической работы - посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением. К сожалению, нельзя говорить о методической грамотности учителя-предметника, урок которого проанализирован внутри одной школы, или одним методистом. То же происходит и с учителями малокомплектных школ, которые работают, как правило, в межшкольных методических объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

Резюмируя сказанное, можно говорить о том, что ни обязательные курсы повышения квалификации (один раз в пять лет!), тематика которых зачастую не интересна учителю, ни методические объединения учителей предметников, в большинстве своём представляющие неинформативное общение в узкоогра-

ниченном кругу - «варение в собственном соку», не отвечают принципам модернизации образования и не способствуют профессиональному росту учителя.

Низкий уровень мобильности методической службы в контексте современных модернизационных процессов в образовательной системе, её «негибкость», тем более тревожны и требуют скорейших коренных преобразований, потому что именно в рамках методической службы происходит развитие профессиональных компетентностей современного учителя, в том числе ключевой из них - методической компетентности, что непосредственно влияет на качество современного образования и определяет «лицо» российской школы. Так, Т.А. Загривная и ряд других исследователей выделяет методическую работу как ведущий фактор становления методической компетентности, являющийся важной составляющей профессиональной компетентности педагогов .

В.А. Адольф, рассматривая профессиональную компетентность педагога, отмечает, что она включает систему органически связанных друг с другом частных видов компетентностей: методологическую, специальную, коммуникативную, предметную, психолого-педагогическую и методическую компетентность. Причём именно методическая компетентность среди различных видов компетентностей занимает ведущее место: «...она в известной степени интегрирует всю систему специально-научных, психологических, педагогических знаний и умений» .

Изучением проблемы формирования и развития методической (научнометодической) компетентности, методической подготовки педагогов занимались отечественные исследователи С.Г. Азаришвили, Т.Н. Гущина, Т.А. Загривная, Т.Э. Кочарян, И.Ю. Ковалева, А.А. Майер, А.В. Могилев, Т.И. Ша-мова и многие другие.

Т.Н. Гущина определяет методическую компетентность как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагогического работника, опосредующую результативный профессиональный опыт; как системное образование знаний, умений, навыков педаго-

га в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности .

В.А. Адольф под методической компетентностью учителя понимает интегративную многоуровневую профессионально значимую характеристику его личности, выражающуюся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве .

Причём, стоит отметь, что инновации в образовании определяют основную характеристику методической компетентности как «актуализацию», что, по мнению Ю.В. Варданян, «проявляется в состоянии актуализированного умения личности познавать, мыслить, общаться, действовать, выдвигать и разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы, сформированные на основе синтеза теории и практики». Согласно такой трактовке, специалист с высшим образованием может руководствоваться правилом: «Хочешь быть компетентным, учись актуализироваться в любой ситуации» .

Высокая гибкость и способность к адаптации, открытость к инновациям становятся важнейшими характеристиками методической компетентности учителя как основного компонента профессиональной компетентности.

Таким образом, внутри методической системы российского образования вскрывается «гордиев узел», сложнейшее противоречие, требующее незамедлительного разрешения. С одной стороны, обществом, заказчиком образования, предъявляются высочайшие требования к профессиональной и, в первую очередь, методической компетентности учителя, требования к успешной реализации процесса непрерывного образования с ярко выраженной тенденцией к самообразованию и самообучению. С другой стороны, методическая служба, призванная оказать учителю всяческую помощь в развитии методической компетентности, актуализировать его знания и умения, определить вектор самообразования в инновационной среде, сама оказывается далека от бурно протекающих модернизационных процессов, в основной своей массе предпочитает использование «проверенных» форм и методов организации методической работы

и игнорирование вариантов организации процесса, опирающихся на инновационные технологии.

Разрешение данного противоречия возможно только путём реорганизации методической службы системы образования каждого региона РФ, учитывая его социальную, культурную, геополитическую и экономическую специфику, на основах инноваций.

Подобных преобразований в самой краткосрочной перспективе требует и изученная нами, причём не только в теории, но и в практической деятельности школьного учителя-предметника и эксперта Отдела аттестации Управления образования и науки Липецкой области, деятельность методической службы региона.

На сегодняшний момент можно утверждать, что методическая работа в Липецкой области реально существует только на уровне отдельно взятых школ. Однако нельзя говорить об абсолютном отсутствии попыток внедрения инноваций в данный вид педагогической деятельности. Такие попытки существуют, но их результативность невысока. Так, на Образовательном портале города Липецка в рамках осуществления централизованной поддержки учителей был создан банк методических разработок уроков (http://www.edu.doal.ru). Как одно из звеньев методической поддержки учителей, некая «копилка идей», он, бесспорно, имеет право на существование. Но только в общей канве методической работы. В то время как его абсолютизация, напротив, порождает гораздо больше отрицательных моментов. Данный вид работы осуществляется на основе односторонней связи, учитель не имеет возможности ни высказать свое мнение по поводу представленной разработки, ни услышать мнение коллег. Игнорируется важнейший в педагогике принцип «диалога», а представленные разработки выполняют лишь функции «образца». Всё это по ряду пунктов не соответствует ни основам педагогической дидактики, ни принципам Федеральной программы развития образования.

На наш взгляд, на сегодняшний день организация методической работы региона, как части системы непрерывного образования преподавателей, требует

принятия решительных мер, направленных на внедрение инноваций и формирование единого информационно-методического пространства (ЕИМП).

Под единым информационно-методическим пространством (ЕИМП) образовательной системы мы понимаем составную часть информационного образовательного пространства региона, включающую в себя комплекс мер по организации методической поддержки учителей и мероприятий, направленных на повышение качества преподавания посредством использования информационных технологий .

Единое информационно-методическое пространство мыслится нами как обязательный структурный компонент сущности, определяемой в современной педагогике термином «информационное образовательное пространство», находящееся с ним в отношении «часть - целое».

Развитие единого информационного пространства образовательной системы является одной из центральных задач модернизационных инновационных процессов российского образования, что закреплёно законодательными актами и положениями, фиксирующими концептуальные основы информатизации сферы образования Российской Федерации на федеральном уровне.

Актуальность этого педагогического направления доказывает и рост числа исследований по информатизации образования, проведенных в последнее время (К.К. Колин, А.В. Могилев, И.В. Роберт, Н.Н. Хахалева и др.).

Анализ психолого-педагогической и технической литературы позволяет нам под информационным образовательным пространством понимать совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их познавательных потребностей.

Так как одной из задач функционирования информационного образовательного пространства является повышение уровня методической компетентности учителя как путь к повышению качества образования в целом, то необходимой составляющей информационного образовательного пространства является именно единое информационно-методическое пространство образователь-

ной системы региона, основанное на сетевом взаимодействии учителей-предметников .

Причём основным принципом успешного функционирования ЕИМП является осуществление «диалога» на нескольких уровнях: учитель - учитель, учитель - методист, методист - методист, учитель - органы управления системой образования, методист - органы управления системой образования. Диалогиза-ция подразумевает повышение квалификации путем сетевого обмена информацией, сотрудничество с коллегами из других образовательных учреждений региона, выработку учителем собственной позиции в контакте с методистом, обмен информацией между методистами, возможность выражения учителем и методистом собственной позиции по вопросам управления образовательной системой региона (примером актуальности и востребованности последнего выступает всенародное открытое обсуждение проекта закона «Об образовании» на сайте Министерства образования и науки РФ).

Возможность существования подобного диалога на самом высоком уровне и, более того, его необходимость, подкрепляется словами ректора АПК и ППРО

Э.М. Никитина: «Ровно так, через общение с добровольными объединениями преподавателей школы, и собирается выстроить новые партнёрские отношения Министерство образования и науки. При этом, как мы понимаем, учителя могут быть услышаны министерством, а министерство услышано учителями» .

Только диалогизация данного процесса может обеспечить новую ступень развития методической службы, уход от субъективности и навязывания определенных моделей к самостоятельному индивидуальному и творческому подходу учителя к выбору необходимых ему форм и методов осуществления своей деятельности.

Помимо диалогизации методической работы, к основным принципам функционирования ЕИМП мы относим принцип открытости, понимаемый нами как открытый доступ к информации, в то же время регулируемый авторским правом; принцип самостоятельности в плане самостоятельного выбора форм и методов обучения; принцип инициативности.

Концептуальное изменение принципов функционирования методической

службы влечет за собой изменение функционала и роли методиста как его структурной единицы и субъекта. Методист в ЕИМП мыслится как сетевой методист и от роли «лектора», «учителя для учителей» переходит в позицию наставника, тьютора, осуществляющего функции организации процесса и помощи учителю в определении вектора развития. В функции сетевого методиста входит:

Отслеживание появления новых информационных Интернет-

ресурсов;

Ведение сетевых коммуникаций в педагогическом Интернет-

сообществе;

Координация действий членов сетевого сообщества.

Проведенный анализ и созданная модель методической службы образовательной системы региона , позволяют нам определить её важнейшие компоненты. Правовой компонент представляет собой совокупность нормативноправовых актов, регулирующих деятельность субъектов ЕИМП на региональном уровне и не противоречащих федеральным актам, определяющим принципы информатизации и модернизации образовательной системы РФ. Программно-технический компонент подразумевает существование достаточной технической базы для функционирования ЕИМП: ПК, открытого доступа к сети 1п-temet, при необходимости, наличия локальной сети, сетевого программного обеспечения и банков программных продуктов образовательного назначения. Информационно-методический компонент подразумевает наличие непрерывно пополняющегося юридического, педагогического, психологического, методического и дидактического материала.

Субъектный компонент подразделяется на две группы - «Координаторы» и «Учителя». Первый представлен группой методистов различных уровней: куратор методической службы региона, представители координационного регионального методического центра (районные методисты, методисты-теоретики,

методисты педагогических вузов региона), координатор регионального методического центра, координатор сетевого сообщества методистов региона, сетевые методисты. Группу «Учителя» образуют сетевые методисты и инициативные представители преподавательской среды, объединенные в сетевые сообщества. Причем стоит дополнительно подчеркнуть, что сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Возможно только создание условий, которые бы облегчали их формирование. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Формирование сетевого сообщества учителей-предметников на каждой ступени системы образования:

1) позволит выявить наиболее выраженные проблемы по формам и

методам обучения;

2) обеспечит функциональное развитие всей системы образования;

3) повысит качество обучения;

4) разрешит споры по вопросам непрерывного образования;

5) предоставит доступ к информации по выбору форм и методов обучения.

Основной вектор направления работы всей методической службы определяет Координационный центр, в состав которого входят научные работники и районные методисты.

По нашему мнению, Координационный центр должен базироваться на методических службах каждого района области и ведущих педагогических ВУЗов региона. Он представляет законы функционирования сетевой организации и приоритеты развития, имеет собственное авторское содержание относительно общей методической проблематики, собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания.

Нельзя не учитывать и работу районных методических центров. На них возлагается роль координаторов сетевого сообщества методистов региона. Именно районный методист является связующим звеном между теорией и практикой преподавания дисциплин, определяет стратегию развития методов преподавания в данном районе.

Сетевая организация методической работы содействует более качественному обмену опытом между преподавателями не только конкретного образовательного учреждения, но и всего района, области.

Основными задачами сетевой организации методической работы являются:

■ обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы во всех учреждениях сетевой организации;

■ повышение эффективности использования методических ресурсов;

■ расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающейся системы образования;

■ объединение усилий и возможностей методических и других учреждений для внедрения в свою деятельность современных информационнокоммуникационных технологий.

Сформировав единое информационно-методическое пространство образовательной системы региона, мы уйдем от предвзятости к анализу уроков, учителя-предметники смогут увидеть различные формы и методы проведения уроков по одной и той же теме и выбрать тот метод, на который будет дано наибольшее количество положительных оценок. Также мы сможем сформировать единую образовательную технологию - систему деятельности педагога и учащегося, основанную на определённом содержании и методах обучения.

Таким образом, важным шагом в модернизации образования, который приведет к повышению ключевого профессионального качества специалиста -методической компетентности, является выработка общей концепции формирования и развития единого информационно-методического пространства образовательной системы региона.

Литература

1. Словарь справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.

2. http://www.rutv.ru/tvpreg.html?d=0&id=133502

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: уч. пособие. - 2-е изд., пере-раб./ А.В. Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007. - 639с.

4. Педагогика: уч. пособие для студ. пед. уч. заведений / В.А.Сластёнин., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.

5. Загривная Т.А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Дисс... канд. пед. наук. / Т.А. Загривная. - СПб: РГБ, 2006 - 178 с.

6. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика. - 1998. - № 1.

7. Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ярославль, 2001.

8. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. - Красноярск: КГУ, 1998. - 310с.

9. Варданян Ю.В.Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога/ Ю.В. Варданян. - М.,1998.-179с.

10. Фролов И.Н. Понятие единого информационно-методического пространства образовательной системы региона // ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Москва, 2008. №5.

11. Фролов И.Н. Вопросы формирования ЕИМП образовательной системы региона // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». / И.Н. Фролов. - Москва, 2008. №4.

12. Никитин Э.М. Учителя объединяются чтобы быть услышанными // Вестник образования, №1, 2011 [Электронный ресурс]:

http://www.vestnik.edu.ru/ oborpol2 210.html

Рецензент:

Могилев Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии информатизации образования, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой новых информационных технологий и средств обучения Воронежского государственного педагогического университета

Нормативные основания требований к профессиональным компетентностям современного учителя - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президент ом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г Пр-271 -Федеральная целевая программа развития образования на период годов, утверждена Распоряжением Правительства РФ 07 февраля 2011г. 163-р - ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" -ФГОС основного общего образования -Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. N 761н г. раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования -Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений » Стратегические: Непосредственные:






Методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - повышение качества и эффективности образовательного процесса. Марк Поташник










УровниНазначениеСредстваВиды деятельности Результаты, продукты деятельности Индивиду- альный 1.Непрерывное самообразование. 2.Решение проблемы собственных затруднений в профессиональной деятельности. 1.Самостоятель- ное изучение пед.литературы. 2.Консультации. 3.Курсовое повышение квалификации. Соотнесение собственных затруднений с опытом работы других учителей. 1.Картотека методических материалов. 2.Банк информации о лучшем педагогическом опыте. Групповой (творческие группы, Школы молодого учителя и др.) 1.Координация субъектов методического пространства для решения задач модернизации образования. 2.Выработка единых способов деятельности. Использование педагогических находок в практической деятельности. Различные формы взаимодействия. 1.Алгоритмы. 2.Способы работы. 3.Проекты. 4.Программы. 5.Планы. Коллективн ый (исследовате льские группы для разработки трудных тем, проблем и т.д.) 1.Оперативное реагирование на возникающие проблемы. 2.Выращивание лучшего педагогического опыта. 3.Разработка новых педагогических инструментариев. Приемы развития познавательной самостоятельно сти и творческого мышления. Разработка средств, приемов, способов работы. Описание и обобщение наработанного опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


КоллективныеГрупповыеИндивидуальные Научно-методический семинар, Открытый урок, День открытых дверей, Научно-практическая конференция, Педагогические чтения, Педагогический совет, Школа пед.мастерства, Методический марафон, Методическая выставка, Методический бюллетень, Панорама методических идей, Педагогическая ярмарка, Методический рукописный журнал, Деловая игра, Конкурс профессионального мастерства, Конференции учителей- стажеров, Постоянно действующие семинары, Школы педагогического опыта, Диспут (дискуссия), Круглый стол, творческая группа, Совет наставников, Взаимопосещения уроков, Педагогический консилиум, Педагогический клуб, проблемная группа, методическая оперативка, методический инструктаж, цикловые метод.объединения, творческие командировки, Школа молодого специалиста (мастера), Педагогический практикум, микро группы учителей, работающих по определенной проблеме, предметные и межпредметные семинары, Школа педагогического мастерства, опытно-экспериментальные группы, лаборатория Мастер-класс собеседование, самоанализ, консультация, самообразован ие, курсовая подготовка, авторская работа, тренинг, презентация авторской педагогической технологии, авторская школа, наставничество, тьютерство, стажировка, аспирантура, бакалавриат, и др. Формы методической работы.





Основные направления работы кафедры Создание банка данных о разработках в области теории и методики преподавания Создание картотеки специальной научной и методической литературы. Освоение новых программ, апробация новых учебников Диагностика затруднений учителей. ФУНКЦИИ КАФЕДРЫ Научно-теоретическаяУчебно-методическаяНаучно-исследовательская Разработка метод.рекоме ндаций по обучаемости и обученности школьников, методики контроля знаний учащихся. Разработка программ по отдельным предметам Анализ образовате льного процесса по учебным дисциплин ам кафедры Утверждение индивидуаль ных планов научно- методическо й работы преподавате лей кафедры Организация совместной работы с другими кафедрами


Предметно-ориентированные (изолированные группы) Комплексно- ориентированные Проблемные творческие группы Занимаются решением конкретного круга задач (например: применение инновационных технологий, интеграция в предметном обучении, разработка новых методов контроля знаний, исследовательская деятельность учащихся в рамках ученических проектов и др.). Работа нескольких групп над одними и теми же проблемами и направлениями (например: проектирование программных материалов развития школы под руководством научного руководителя школы, разработка комплексно-целевых программ и т.д.)




Обучение в аспирантуре Получение второго высшего образования Карьерный рост (внутригимназический) 4 уровень Курсовая переподготовка на базе БелРИПК и ППС Курсовая переподготовка на базе АПК и ПРО Дистанционные курсы Летние предметные школы Конкурсы профессионального мастерства 3 уровень Работа в составе проблемно-творческих групп Работа в составе предметных кафедр Работа в составе ГМО Работа экспертами ГАК, членами ГЭК, ТЭК, членами жюри олимпиад 2 уровень Работа над темой по самообразованию Презентация опыта работы Обобщение опыта работы Диссеминация опыта работы 1 уровень МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ





УЧАСТИЕ В ВЕБИНАРАХ год «Учебные комплекты для классов по литературе. Методические принципы работы с ними». «Актуальные проблемы преподавания комплексного курса Основы религиозных культур и светской этики». «Подготовка к ГИА 2012 по биологии. Перспективы развития контрольно-измерительных материалов в 2013 году». «Методика применения на уроках технологии учебно-методического комплекта технологического содержания (УМКтс) «Технология. Технический труд» для учащихся 5-7 классов Издательство ДРОФА «Формирование УУД средствами УМК «Ритм». «Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения межкультурному общению в условиях реализации ФГОС». Видеоконференция АПК и ППРО по теме «Непрерывные курсы истории и обществознания в Образовательной системе «Школа 2100» Региональный конкурс на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях Региональный конкурс учителей математики «Интерактивная математика в образовательных учреждениях XXI века» Региональный конкурс «Методический портфель учителя биологии, географии, физики, химии» Конкурс мастер-классов межрегиональной ярмарки педагогических инноваций Областной конкурс «Инновации в образовательном учреждении» Второй Всероссийский открытый конкурс авторских программ, учебно- методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции. Всероссийский конкурс методических разработок по организации процесса обучения русскому языку (в рамках Фестиваля русского языка).
наличие кадров, создающих образцы педагогической и управленческой деятельности наличие кадров, способных и желающих обучать и передавать им свой опыт микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество наличие возможностей для профессионального общения наличие задач, требующих совместной деятельности наличие изменений в профессиональной среде приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями Факторы профессиональной среды, благоприятно влияющей на совершенствование педагогического мастерства учителя



Создание информационно-методического пространства как основного условия успешной реализации профессионального потенциала учителя.

Как мы выстраиваем свою деятельность в условиях обновления содержания образования, в условиях по реализации новых образовательных стандартов и в целом по повышению качества образования обучающихся и уровня профессионализма учителей. Благодаря национальному проекту «Образование», доступом в Интернет обеспечены все образовательные учреждения, что позволяет с уверенностью говорить о возможности формирования единого информационно-методического пространства образовательной системы посредством организации работы сетевого сообщества, что повлекло за собой необходимость в разработке новой модели муниципальной методической службы, направленной на создание единого информационно-методического образовательного пространства. Почему? Потому, что:

    На современном этапе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством творческого его освоения, применения новейших достижений науки и педагогического опыта. Новой школе нужен новый учитель.

    Инновационные процессы привели к появлению у педагогических работников множества затруднений, проблем и актуализации потребностей в научно-методическом, информационном и организационном обеспечении новой профессиональной деятельности. Осуществление преобразований, направленных на повышение качества образования в педагогической среде путем формирования ключевых компетенций педагогов.

    Актуальными стали проблемы выбора образовательной модели и программы ее развития, проблемы управления научно-методической работой в образовательном учреждении, проведения экспертизы образовательных процессов, диагностики уровня обученности и развития личности обучающихся, подготовки учителя к аттестации и т.д.

    Учебно-методические ресурсы (информационная составляющая) – к ним относятся методические разработки уроков с применением ИКТ и мультимедийной техники. Важным методическим ресурсом на стадии формирования информационной среды являются сетевые методические объединения учителей, позволяющие всем участникам образовательного процесса обмениваться актуальной информацией, представлять свои собственные методические наработки и использовать передовой опыт коллег независимо от места их работы и региона страны.

    Кадровые ресурсы (интеллектуальная составляющая) – она учитывает:

    • Общий профессиональный уровень педагогического коллектива;

      Выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;

      Желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала.

    Перед методическими службами сегодня стоят задачи сохранения и дальнейшего развития долгосрочной, системной работы с педагогическими кадрами по непрерывному повышению их квалификации, позволяющему дать им целостное представление о различных направлениях современных научных знаний педагогики, психологии, коммуникативных электронных систем, а также включить учителей в научно-поисковую педагогическую деятельность. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, способность к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя;

    Одна из основных форм методической работы – посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением. Но, к сожалению, нельзя говорить о методической грамотности учителя-предметника, урок которого проанализирован внутри одной школы. Сформировав единое информационно-методическое пространство образовательной системы города, мы уйдем от предвзятости к анализу уроков, учителя-предметники смогут увидеть различные формы и методы проведения уроков по одной и той же теме и выбрать тот метод, на который будет дано наибольшее количество положительных оценок. Так же, мы сможем сформировать единую образовательную технологию – систему деятельности педагога и учащегося, основанную на определённом содержании и методах обучения.

Данная система, на наш взгляд, должна быть организована на инновационных принципах взаимодействия педагогов города – формирования сетевого сообщества. Сообщество как инновационная технология организации методической работы образовательной системы, базируется на следующих принципах:

    открытый доступ к информации;

    самостоятельный выбор форм и методов обучения;

    повышение квалификации путем сетевого обмена информацией;

    сотрудничество с коллегами из других образовательных учреждений города.

Сетевая организация методической работы содействует более качественному обмену опытом между преподавателями не только конкретного образовательного учреждения, но и всего города в целом. Формирование сетевого сообщества на принципах доступности к знаниям позволяет говорить о качественно новом уровне преподавания. Однако для этого необходимо решить ряд соответствующих задач:

    организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса;

    создать базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;

    обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ;

В этом направлении МО учителей музыки были предприняты определенные шаги, предполагающие в перспективе качественные изменения:

Мы не отказываемся от традиционных видов методической работы, а просто некоторые трансформируем и добавляем новые.

Например,

    изучаем затруднения и сильные стороны учителей, чтобы организовать взаимопомощь;

    изучение содержания учебного плана и результатов его реализации, выбор учебников и учебно-методических комплексов, овладение технологией экспертизы профессионализма учителя и оказание помощи в повышении уровня его профессионализма; разработка раздаточных дидактических материалов, сейчас в форме ЕГЭ, и создание Банка данных вышеперечисленных материалов, в том числе видео уроков;

    создан банк нормативно-правовой документации, передового педагогического опыта, аннотированной программно-методической продукции;

    сформирована, постоянно обновляется и пополняется электронная база данных учебно-методического содержания для опытных педагогов и молодых специалистов.

    выпуск электронного информационного «Вестника образования», ориентированного на освещение значимых моментов жизнедеятельности муниципальной системы образования;

    проводится комплексный мониторинг образовательного процесса (организация и проведение целевых контрольных исследований состояния преподавания предмета);

    работает виртуальная творческая группа профессионального развития учителей музыки;

    Хорошо организованный и информационно насыщенный сайт должен стать существенным подспорьем повышении квалификации. В постоянно пополняемую методическую копилку должны входить учебные планы, образовательные программы, тематические планирования, конспекты уроков и материалы к ним. Сайт должен стать мощным и эффективным механизмом управления. Ведь насколько быстро и качественно распространяется информация, настолько же быстро принимаются решения. Когда мы начинаем регулировать отношения с педагогическим сообществом и внешней средой через сайт, наши возможности многократно возрастают: расширяется диапазон воздействия (от информирования до различных видов мониторинга и сетевых форм вовлечения); увеличивается сфера охвата (не только непосредственные пользователи Сети, но также их контактные группы); усиливается результативность взаимодействия (срабатывает волшебный эффект электронного СМИ, превращающего любую информацию в «объективированный текст», несущий истину); возрастает интенсивность деятельности: темп сетевой работы существенно превышает скорость рутинно-бумажных процедур;

    осуществлять экспериментальную работу не только входящих в неё членов, но и ученического научного общества Малой академии наук. В перспективе необходимо планировать в состав МО включить преподавателей ВУЗов.

Методическое объединение учителей музыки является эффективной формой диссеминации педагогического опыта, дающее объективную экспертную оценку результатам педагогической деятельности коллег, позволяющим увидеть конкретный опыт, сильные и слабые стороны реализации образовательно-воспитательных задач в конкретном предметном поле, определить инновации и своевременно оказать необходимую методическую поддержку профессиональному росту. Грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что явится условием достижения нового качества образования. В связи с этим особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку учащихся к полноценной жизни в информационном обществе:

    Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;

    Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ;

    Развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;

    Развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умения анализировать их основания, навыков публичных выступлений, участия в дискуссии, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

    Создание потенциальных возможностей для перехода от единого методического пространства к единому образовательному пространству региона.

Использование информационно-коммуникативных технологий на основе интерактивных образовательных ресурсов активизирует профессиональную деятельность педагогов:

    Будут развиваться новые подходы к обучению и эффективнее стимулироваться профессиональный рост;

    Упростится обмен учебными и дидактическими материалами между преподавателями и неоднократное их использование;

    Занятия станут более интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся, благодаря возможности разнообразно и динамично использовать ресурсы, развивают мотивацию;

    Появится больше возможностей использовать различные стили обучения и учебные ресурсы;

    Усилится индивидуализация и дифференциация обучения, что позитивно отразится на результативности обучения.

В новом информационном пространстве у учащихся появятся возможности:

    в организации коллективной работы, развития личных и социальных навыков;

    лучше будет усваиваться содержание учебных предметов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

    учащиеся начнут работать более творчески и станут более уверенными в себе;

    обогатится содержание предметов и усилится его связь с жизнью и другими дисциплинами.

    создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;

    повышение качества образования;

    повышение квалификационных категорий учителей;

    распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях;

    создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;

    использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;

    участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием Интернет – технологий и Интернет – ресурсов.

В результате вышеизложенного, можно сделать вывод, что МО - площадка для проявления индивидуальной инициативы в педагогической деятельности и обмена мнениями с коллегами, проведения дискуссии и экспертизы проектов, практических наработок, непрерывного совершенствования педагогического мастерства и творчества через коллективно организованные формы методической работы. Создание потенциальных возможностей для перехода от единого методического пространства к единому образовательному пространству региона.

Грамотно выстроенная система методической работы является главным условием оптимизации качества работы образовательной системы в целом через работу предметных методических объединений учителей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»

муниципального образования города Братска

(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)

Программно-методическое пространство воспитания

в условиях внедрения ФГОС

Подготовила:

заместитель директора по ВР

Кафтонова А. В.

Итак, согласно ФГОС, в образовательную программу школы должна быть включена Программа воспитания и социализации личности, которая включает в себя:

Программа духовно-нравственного развития (направления: личность, патриотизм, семья, толерантность, мораль, этика, эстетика, труд, экологическое воспитание);

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (направления: ЗОЖ, правовое воспитание);

Программа социально-педагогического сопровождения;

Программа профессиональной ориентации обучающихся;

Программа социализации (социальное взаимодействие).

В настоящее время в образовательную программу нашей школы включены и реализуются: программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни), программа социально-педагогического сопровождения., программа социализации.

Также в школе, на протяжении последних трёх лет реализуются такие программы как: «Семья», «Личность», «Коллектив», «Здоровье». Мероприятия этих программ проводятся в школе в виде общешкольных, либо в ходе выполнения планов воспитательной работы в классах.

Но все эти мероприятия реализуются во внеурочной деятельности. Этого не достаточно. Необходимо решать воспитательные задачи в комплексе. Таким образом Программа воспитания и социализации должна реализовываться и в урочной деятельности.

Программа воспитания и социализации обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности

3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся Принцип ориентации на идеал

Аксиологический принцип.

Принцип следования нравственному примеру

Принцип диалогического общения со значимыми другими

Принцип идентификации

Принцип полисубъектности воспитания и социализации

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Каждое направление может быть представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также должны быть определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

По завершению каждого модуля проводится мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся на данном этапе.

Пример: модуль «Я И ПРИРОДА»

Направление. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Цель: популяризация экологических знаний, участие обучающихся в решении экологических проблем.

Задачи модуля:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;

воспитание экологической культуры, бережное отношение к растениям и животным;

воспитание ценностного отношение к природе и всем формам жизни;

приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности.

Ценности: жизнь,родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

Приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

Бережное отношение к растениям и животным;

Исследование творчества поэтов-лириков, писателей, художников-пейзажистов и анималистов, раскрывающих общность мира природы и мира человека;

Осмысление «Темы природы» в своем собственном творчестве, фотографическая фиксация ближних окрестностей, видов, представляющие особую эстетическую ценность;

Участие в коллективных природоохранных проектах;

Глубокое проникновение в экологические проблемы, желание их решать, начиная с себя;

Усвоение ценностного отношения к природе;

Нетерпимое отношение к проявлениям жестокого отношения к животным со стороны других людей;

Стимулирование и поощрение достижений обучающихся в данном направлении.

Классные часы:

«Правила поведения на природе».

«Нужно ли охранять домашних животных?».

«Что такое экологическая безопасность».

«Тайны гидросферы Земли».

«Путешествие с комнатными растениями по странам света».

«Какие профессии нужны природе?».

«Экологические праздники».

Школа «Экологической грамотности».

«Труд - источник создания, создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».

Краеведческая деятельность, видеоэкскурсии:

«По экологической тропе».

«В природное окружение школы».

«С кем дружат деревья?».

«В Зоопарк - животные из Красной книги».

«Поле, как сообщество почвы, растений и животных».

«Время посадки деревьев и кустарников».

Посещение историко-краеведческого музея «Ангарская деревня»

Экологические акции:

«Вырасти цветы» (комнатные растения для мамы).

«Убери свой участок».

«Соберем семена дикорастущих трав».

«Зачем сорняки цветнику?».

«Развесим кормушки пернатым друзьям».

Экологическая акция «Помоги библиотеке».

«Отдадим в добрые руки».

Акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

Экологические праздники:

Январь - «Пошла коляда».

Февраль - «Масленица».

Июль - День океанов.

Сентябрь - «Осенины» (праздник урожая).

2017 год - Год экологии.

Трудовая деятельность:

Совместная трудовая деятельность.

Создание экологической среды.

Экологические субботники.

Игровая деятельность:

КВН «Что? Где? Когда?».

КВН «Кто как весну встречает?».

Брей ринг «Природа и мы».

Ток-шоу «Экология города».

Проектная деятельность:

Экологические проекты: «Мы - как часть природы», «Птицы в селе», «Растения-подснежники на школьном участке», «Наша еда» (история отечественной и зарубежной кулинарии).

Творческая деятельность (конкурсы, выставки, олимпиады):

Экологические конкурсы, олимпиады, выставки.

Конкурс фотографий «Осень - Рыжая подружка».

Конкурс фотографий «Удивительное рядом».

Дни экологической безопасности:

Внеклассное мероприятие «Суд над автомобилем».

Воспитательные технологии:

- предметные уроки, беседа, экскурсии, волонтерская деятельность, акции, проектная деятельность.

Планируемые результаты:

имеют опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;

осознание личной ответственности за судьбу планеты Земля, активная позиция в борьбе за сохранение природы.

Формируемые компетенции:

приобретение начального опыта участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.

МОНИТОРИНГ

1.. Методика Степанов С. П.(динамика личностного роста по данному направлению)

По итогам года проводится мониторинг удовлетворенности образовательным процессом (родители, педагоги)

Оценка эффективности работы:

Критерии

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

школьников

Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение мероприятий Количество мероприятий.

Уровень познавательных мотивов

Расширение социального

партнерства: организация и

проведение новых встреч

Статистический анализ.

Анкетирование.

Диагностика мотивационной

Отсутствие асоциального поведения.

Вовлеченность

школьников в

олимпиадное движение

Количество вовлеченных учащихся в олимпиадное движение. Количество

победителей олимпиад разного уровня. Количество педагогов, подготовивших победителей.

Протоколы олимпиад.

Статистические отчеты.

Анализ поступления

выпускников школы в

учебные заведения.

Вовлеченность

школьников в конкурсы

Количество вовлеченных учащихся в различные конкурсы. Количество

победителей этих конкурсов.

Количество педагогов

подготовивших победителей.

Статистический анализ

проведенных мероприятий

Вовлеченность

школьников в

интеллектуальные игры

Количество вовлеченных учащихся в интеллектуальные игры, количество команд, выступающих за школу.

Количество побед в

интеллектуальных играх.

Количество педагогов

подготовивших победителей.

Статистический анализ

проведенных мероприятий.

Вовлеченность

школьников в

проектную

деятельность

Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность. Количество краткосрочных,

среднесрочных и долгосрочных

учебных проектов.

Количество выполненных

учащимися междисциплинарных

проектов

Отчеты педагогов -

руководителей проектов

Развитие

интеллектуального и

творческого

потенциалов

школьников

Количество учащихся, вовлеченных

в исследовательскую и проектную деятельность, количество педагогов

подготовивших победителей.

Уровень интеллекта и творческих способностей учащихся

Статистический анализ

Проведенных мероприятий.

Психологическая диагностика интеллекта и креативности.

Произвольность в общении.

Общительность;

Открытость;

Адекватное ситуации

выражение эмоций;

Способность к поддержке

Экспертная оценка классных

руководителей.

Глоссарий по теме «Проектная деятельность»

Актуальность работы - обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта - вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта.

Групповая проектная работа - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

Дизайн (дизайн-спецификация)-важнейшая разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.

Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более.

Задачи - комплекс мер, необходимых для достижения цели работы. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

Защита работы - процесс представления результатов, презентации работы, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии.

Игровые (ролевые) проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результатом деятельности может быть альманах, театрализация, видеофильм.

Информационный - тип проекта, в котором учащиеся добывают и анализируют информацию по поставленной проблеме, систематизируют полученную информацию в форме законченного продукта (презентация, буклет, видеоролик). Может являться частью исследовательского проекта.

Исследовательский - тип проекта, который имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям, обязательным этапом является применение методов исследования и проведение экспериментов с фиксацией полученных результатов в конечный продукт.

Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проектной работе, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления выбранной темы.

Координация - способ управления работой группы обучающихся.

Краткосрочный проект - проводится на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Монопроект - это проект в рамках одного учебного предмета.

Международный проект - участниками проекта являются представители разных стран, для реализации требуются средства информационных технологий.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Открытая (явная) координация - координатор участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Оппонент - обучающийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.

Практико - ориентированный (прикладной) тип проекта, основной целью является решение социальных задач, которые отражают интересы участников проекта или внешних заказчиков, направлены на улучшение какого-то аспекта социальной жизни.

Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над выбранной темой.

Презентация работы - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной работы.

Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Продукт проектной деятельности - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект: 1 ) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.

2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным .

Проектанты - члены проектной группы, участники работы над конкретным проектом.

Проектная деятельность - это целенаправленная организованная практико-исследовательская работа обучающегося или проектной группы обучающихся по решению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) общественной жизни.

Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.

Региональный проект - это проект, организуемый или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарный, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

Результаты проекта: 1 ) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных умений и навыков.

Рецензент - специалист, представляющий на защите проекта рецензию на подготовленную проектную и исследовательскую работу.

Руководитель проектной работы - педагог, непосредственно координирующий проектную работу группы или индивидуального исполнителя.

Скрытая координация - координатор выступает, как полноправный участник проекта.

Социальный проект - проект, ориентированный на решение той или иной реальной социальной проблемы.

Среднесрочный проект - разрабатывается в течение одного - двух месяцев. Такой проект, как правило, проводится во внеурочное время.

Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта.

Творческий проект это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проектной работы - модель желаемого конечного результата деятельности.

Этапы проектной работы - основные периоды работы над проектной и исследовательской работой .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней